Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Михаил Ломоносов «Случились вместе два астронома…»

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 — 1765 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин

Слайд 3

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Слайд 4

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

Слайд 5

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения. В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

Слайд 6

В том доме жил М.В. Ломоносов в г.Марбург в Германии. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук — физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.

Слайд 7

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

Слайд 8

Московский государственный университет В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Слайд 9

Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Слайд 10

Могила М.В.Ломоносова Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 11

Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…» Астроном — астроном (ученый). Весьма — очень сильно. В жару — в пылу спора (сильно). Слыл — все его знали. Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Коперник – польский астроном Птолемей — древнегреческий астроном. Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Слайд 12

— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система). Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Слайд 13

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея. В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Слайд 14

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.

Слайд 15

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни? Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

Слайд 16

Вопрос №2 стр.45 В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Слайд 17

Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «с пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию III в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества — гражданином, служить отечеству — вдохновляла передовых писателей последующих эпох. Чтение статьи учебника «Сподвижник просвещения ». с. 45

Слайд 18

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление Впереди книги». Н.В. Гоголь.

Слайд 19

В.Г.Белинский. « С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».

Слайд 20

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…». Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)

nsportal.ru

Урок литературы в 5 классе «М.В. Ломоносов – великий россиянин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская школа-гимназия»

Красногвардейского района Республики Крым

Урок литературы в 5 классе

М. В. Ломоносов –

великий россиянин

Танашевич

Александра Александровна,

учитель первой категории

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

Красногвардейского района

Республики Крым

сп Октябрьское, 2016 г.

М. В. Ломоносов – великий россиянин

Цель урока: через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;

  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;

  • на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

В истории каждого народа есть страницы, которые постоянно привлекают к себе внимание. В истории русского народа к их числу относятся страницы жизни и творческой деятельности замечательного русского учёного, поэта, художника, общественного деятеля, пламенного борца за национальную самостоятельность и достоинство русской науки, культуры и просвещения ХVIII века – Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему, великому мужу земли русской посвящаем наш урок. Человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшему в разных областях науки.

  1. Работа по теме урока.

  1. Актуализация и приобретение новых знаний.

Ребята, я предлагаю всем посмотреть документальный фильм, в котором подробно рассказывается о Ломоносове и его достижениях

(ссылка на YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=i9FT30pLpSk

«Жизнь и деятельность Ломоносова»).

  1. Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся (домашнее задание)

  1. Любой век, любая эпоха нашей народней жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

  2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

  3. Соединяя необыкновенную силу воли (необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвешения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной cтрастей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образец классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истошные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

  4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

  5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

  6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

  7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

  8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком… Его ясный ум, полный беспокойного желания гонять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительно легкостью постигая его (А.И. Герцен).

  9. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

  10. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

  11. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.И. Радищев).

  12. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

  1. Закрепление с помощью конспектирования (приложение 2).

Ученики пересказывают информацию, проектируемую в виде презентации. Во время пересказа учащиеся составляют вспомогательный конспект.

  1. Подведение итогов. Заключительное слово.

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на «величайшую степень величества, могущества и славы». 

Путь Ломоносова не был усыпан розами, он не пользовался поддержкой окружающих, вся его жизнь проходила в борьбе за право работать. Труды Михайлы Васильевича были широко известны не только у нас, но и по всей Европе: он публиковал их на латыни, международном языке науки того времени. Его работы читали Вольтер и Дидро, а Шведская и Болонская академии избрали его своим членом.

Ломоносов осознавал свою историческую миссию. России, входившей на мировую арену, нужна была своя наука, и должен был найтись человек, который мог бы заложить её основы. И он действительно пришёл – пришёл пешком в Москву с рыбным обозом.

  1. Домашнее задание. Теоретическая статья учебника о жанре басни.

  2. Оценивание работы на уроке.

Использованные ресурсы

  1. Жизнь и деятельность Ломоносова. Леннаучфильм, 1975г.

  2. Презентация «М. В. Ломоносов — великий сын России. Колпаков Степан, 6 класс. МКОУ «Сибирская СОШ №2». Руководитель: Рыженкова Л.Ю.»

infourok.ru

Сценарий и презентация о М.В. Ломоносове, 5-7 класс — Разное — Библиотекарю

Для классного часа к 300- летию М. В. Ломоносова
Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему «Великие люди России»
Компьютер, мультимедийный проектор, задания, распечатанные на карточках

Цель: Популяризация истории нашей Родины
Задачи:
привлечь внимание к важной дате в истории России – 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711 – 1765)
популяризировать материалы о личности М. В. Ломоносова
в игровой форме помочь детям освоить новую информацию

Презентацию можно открыть, либо двукратным щелканьем левой кнопкой мыши по значку презентации, либо правой кнопкой мыши выделить презентацию с названием «Ломоносов», а затем левой кнопкой мыши открыть.

Презентация откроется в Microsoft Office PowerPoint 2003, но вполне корректно открывается и в 2007 офисе.
В меню программы выбрать ПОКАЗ СЛАЙДОВ, а затем показ слайдов с начала, либо нажать клавишу F5. Презентация запустится и откроется первый слайд – титульный.

Презентация состоит из 33 слайдов
1- Титульный
2- 32,33 – ссылки на источники
Смена слайдов происходит по щелчку стрелками на клавиатуре, переход слайда по щелчку отключен, для предотвращения случайного нажатия на левую клавишу мышки.
Все задания распечатываются на карточках и раздаются детям во время рассказа.
На слайде № 3 после решения задания можно щелчком левой кнопки на прямоугольнике открыть ответ.
Слайд № 10.
Половинки слов встанут на свои места, если навести курсор на первые части слова и щелкнуть левой кнопкой, когда курсор преобразуется в ладошку.

Слайд № 11.
Чтобы появился правильный ответ – наведите курсор на сердечко в верхнем ряду, дождитесь, когда он преобразуется в ладошку, и щелкните левой клавишей мышки. Все остальные буквы сами встанут на место.
Слайд № 14.
Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.
Слайд № 16.
Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.
Слайд № 19.
Дети начальной школы могут не знать этих дат, а тем более что дети нашей коррекционной школы плохо запоминают материал, поэтому в своих играх я не предполагаю проверку знаний, а стараюсь в игровой форме помочь запомнить новый материал. Для этого на слайде № 19 детям нужно высчитать суммы цифр и сопоставить их с датами. Ответ выйдет по щелчку на вопросе (курсор должен преобразоваться в ручку).
Слайд № 21
Если беседа проводится со 2-3 классом, часть слайдов (начиная с 21) можно не использовать, задействовав функцию «Произвольный показ» или заранее убрав эти слайды. Но 4 классу можно предложить выполнить задание и сделать вывод, узнав в какие науки М.В. Ломоносов внес наибольший вклад.
При нажатии левой кнопкой на название науки (курсор преобразуется в ладошку) происходит переход по гиперссылке на слайд с описание открытий, обратно на 21 слайд возвращаемся щелчком по стрелке.
Если, М.В. Ломоносов не занимался какой-то наукой, то скругленный прямоугольник поменяет заливку.


Полный текст материала Сценарий и презентация о М.В. Ломоносове, 5-7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»

Слайд 1

Что такое астрономия? Что астрономия изучает? астрономы изучают небесные тела: Солнце, Луну, звёзды, планеты, кометы

Слайд 3

Клавдий птолемей

Слайд 5

Николай коперник

Слайд 7

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 — 1765 « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин

Слайд 8

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла , когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности , называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам « Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Слайд 9

Страстное желание учиться , знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник .

Слайд 10

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения . В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках .

Слайд 11

В том доме жил М.В. Ломоносов в г. Марбург в Германии. 1736 году Ломоносовбыл направлен вГерманию для изучения точных наук- физики, химии, механики , горногодела , языков. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург .

Слайд 12

С этого момента начинаетсястремительная Академическая деятельность . Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний : химии, физики, навигации и мореплавания , астрономии , права, истории , филологии.

Слайд 13

Московский государственный университет В 1775 году вМоскве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет .

Слайд 14

Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Слайд 15

Могила М.В.Ломоносова Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было « утверждение наук в отечестве». Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер . Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 16

Словарная работа Случились вместе — встретились вместе. Спорили… в жару — жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) — такого. Жаркова (сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

nsportal.ru

Открытый урок в 5 классе на тему: «М.В. Ломоносов

Класс: 5в

Дата: 12.10.2016

Урок №16

Тема: М.В. Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.

Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Цель: 1) ознакомить учащихся с личностью М.В. Ломоносова и его трудами; 2) акцентировать внимание на новых понятиях родов и жанров литературы; 3) воспитывать всесторонне развитую личность

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет М.В. Ломоносова, раздаточный материал – схема родов и жанров литературы

Тип урока: приобретение новых знаний

Теория литературы: роды и жанры литературы

Ход урока

  1. Организационный момент

Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления (слайд 1). Предлагаю поразмышлять, какой же путь самый трудный.

Выслушав всех, учитель воспроизводит (слайд 2)

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Сегодня на уроке мы будем размышлять при изучении произведения и приобретем опыт, который нам поможет на дальнейших наших уроках. Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

  1. Мотивация учебной деятельности

— Как вы думаете, что может объединять такие три вещи, как (слайд 3) звезды, кисть художника, перо писателя, колбы и пробирки химика?

— Много ли вы знаете людей, одинаково хорошо разбирающихся в астрономии, физике, рисовании, стихосложении, истории, пишущих научные работы в этих областях?

  1. Сообщение темы и целей урока

А сегодня мы познакомимся с человеком, который не только все это мог делать, но и научился всему этому сам благодаря упорству и необычайному стремлению к знаниям. Зовут этого человека Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4).

— Что мы должны будем узнать сегодня на уроке? Чему научиться? (узнать о личности М.В. Ломоносова, его биографию, познакомиться с его произведением).

Запись числа и темы в тетрадь.

  1. Приобретение новых знаний

  1. Слово учителя

М.В. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке. Он ввел родной язык вместо немецкого и латинского в число обязательных предметов гимназического образования; отстаивал возможность обучения простых людей недворянского сословия. Мог представить серьезные научные знания в стихотворной форме. Физики, биологи, химики, языковеды, литературоведы обязательно начинают изучение своей науки от Ломоносова. В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого ученого и писателя.

— Назовите год его рождения (запись в тетрадь, слайд 5).

  1. Просмотр видеоролика о жизни М.В. Ломоносова

  2. Беседа с классом

— О каких фактах из жизни Ломоносова вы узнали?

— Ребята, на дом было дано задание по группам подготовить сообщение об основных достижениях М.В Ломоносова в различных областях науки. Сейчас подготовившиеся ребята нам расскажут об этом.

(сообщения учащихся)

Основные достижения Михаила Ломоносова

1уч. Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии. (слайд 6)

— он создал основы физической химии, чтобы с помощью физических законов объяснить химические явления;

— ему удалось перевести ртуть в твердое состояние, благодаря чему это вещество перешло в категорию «металлы»;

— открыл закон сохранения массы

2 уч. Создал рефлекторный телескоп (слайд 7)
• доказал, что на Венере есть атмосфера

• создал химическую лабораторию, первую в России
• разработал теорию атмосферного электричества

3 уч. Ломоносов обосновал теорию цветов. (слайд 8)
• освоил производство цветного стекла и набор мозаичных картин.

• основал стекольный завод 

4 уч. Ломоносова называют сподвижником просвещения. В Славяно-греко-латинской академии (слайд 9) курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках. После окончания академии в числе лучших учеников он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела. После возвращения в Россию становится профессором химии. В 1754 году М. В. Ломоносов разрабатывает проект создания Московского университета. В 1755 году в Москве открылся университет, который сейчас носит имя М. В. Ломоносова. (слайд 10)

5 уч. — Михаил Васильевич активно требовал для низшего сословия права на поступление в высшие учебные заведения.

— сочинил множество стихотворных произведений;

— занимался развитием русского научного языка (слайд 11)

— составил «Краткое руководство к риторике» и «Российскую грамматику» а также «Древнюю российскую историю».

6 уч. Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова (слайд 12)

• Ученый отличался вспыльчивым характером
• Увлекался фехтованием
• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
• Любил есть рыбу
• В споре сломал нос немецкому ученому

7 уч. И как ученый, и как поэт Ломоносов отдал все свои знания и силы служению народу и родине. (слайд13) Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». В своих предсмертных записях Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…»

Какой вывод вы можете сделать о Ломоносове? Каким он был? К чему стремился всю свою жизнь?

  1. Синквейн (в тетрадях)

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство с произведением «Случились вместе два астронома в пиру» (читает учитель)

Ребята, для того, чтобы лучше понять это произведение, проведем словарную работу

  1. Словарная работа

— Что значит «случились два астронома»?

— «весьма»?

— «спорили в жару»?

— «круг Солнца ходит»?

— «Как ты о сем сомненье рассуждаешь»?

— «такова»?

— «жаркова»?

  1. Работа с учебником (со сносками). Работа в группах.

— Ребята, кто является главными действующими лицами в произведении?

— Сейчас мы поработаем в группах. Составим диаграмму Венна и сравним главных героев. 1 группа заполнит графу «Коперник», 2 группа – «Птолемей», 3 группа – найдет общее между этими героями. Внимательно работайте со сносками в учебнике, чтобы собрать информацию.

«Диаграмма Венна»

1475-1545гг.

Польша

Земля вращается вокруг Солнца

Астрономы

Учение о строении мира

90-160гг.

Древняя Греция

Солнце вращается вокруг Земли

  1. Беседа

— Итак, главными действующими лицами произведения являются два астронома Птолемей и Коперник. Могли ли они реально встретиться друг с другом?

— О чем спорили ученые? (о строении мира)

— К кому обращается хозяин дома за разрешением спора?

— Как повар решает этот спор?

Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…» От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

— А что значит «простоватый»? (не очень умный, недалёкий)

«Простаки» встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто.

— Каким же образом повар разрешает спор астрономов? (через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде)

— Что вы можете сказать о поваре? (смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

— В годы жизни Ломоносова все уже понимали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этого произведения?

Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждение великим открытиям.

— Почему Ломоносов написал свое произведение в шутливой форме?

Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. Ломоносов был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

  1. Инсценирование произведения «Случились вместе два астронома в пиру»

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа со схемой «Роды и жанры литературы»

— Все произведения авторы пишут в стихотворной или прозаической форме. Одни предназначены для чтения, другие для постановки на сцене. Исходя из этого, литературные произведения распределяют по родам и жанрам.

— Рассмотрите схему. Какие три рода литературы выделяют? (эпос, лирика, драма)

Запись терминов в тетрадь

Эпос – повествование о людях и событиях

Лирика – выражение мыслей и чувств автора

Драма – изображение диалогов и поступков героев

Найдите знакомые жанры. Расскажите, с какими жанрами вы уже знакомы?

Некоторые исследователи считают произведение М. Ломоносова по жанру басней. К какому роду литературы относится басня?

Выводы по уроку.

Более 300 лет отделяют нас от даты его рождения. (слайды 15-16) Имя и дела Ломоносова шагнули далеко вперед, опережая время. Сменились три века, а дух этого человека стал крепче, вдохновляя людей на новые научные открытия, на успешную образовательную и учебную деятельность, на развитие культуры. Народ воздал должное заслугам Ломоносова перед Родиной и наукой. Именем этого ученого названы города и села. Многие из них украшены памятниками Ломоносову. Имя Ломоносова мы находим не только на Земле, но и на обратной стороне Луны, на картах Северного Ледовитого и Атлантического океанов. С 1940 года имя своего основателя носит Московский государственный университет.

(слайд 17)

— Рассмотрите фотографию необычного памятника М.В. Ломоносову в г. Ломоносове (скульптор Гликман). Что заинтересовало вас? Как вы думаете, почему скульптор изобразил Ломоносова в 2-х вариантах? Что он хотел этим подчеркнуть?

— Теперь мы сможем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: может ли один человек одинаково хорошо разбираться в астрономии и литературе, физике и искусстве?

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

— Что произвело на вас большее впечатление?

Ребята, перед вами лежат солнышки и звездочки. Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно и все понятно, приклейте в тетради солнышко. Если вам что-то осталось непонятным или вы хотите узнать больше, приклейте в тетрадь звездочку.

Оценки за урок

  1. Домашнее задание (слайд 18)

Прочитать статью «Роды и жанры литературы».

Выучить определения эпоса, лирики, драмы.

Выразительное чтение стихотворения.

infourok.ru

Презентация урока «М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»»

Литература

Михаил Васильевич Ломоносов

«Ломоносов был «первым нашим университетом»» А.С. Пушкин

М.В. Ломоносов

«Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме

  • «Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме
  • «Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме
  • «Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме

Птолемей ( 90 – 160 годы нашей эры)

Николай Коперник (1473 – 1543 г)

Солнечная система Птолемея

Солнечная система Коперника

В чём проявилось содружество наук (филологии и астрономии) и быта в басне «Случились вместе два астронома в пиру…»?

Роды литературы: Эпос Лирика Драма

«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» М.В. Ломоносов

Что нового мы сегодня узнали?

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»
  • Подготовить небольшое письменное высказывание – рассуждение «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»

Законник языка! Ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

videouroki.net

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Мозаики Ломоносова презентация

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к 300 летия М.В.Ломоносова

Материалы для внеклассной работы…

В имени его вся Россия. Презентация, посвященная 300-летию М.В. Ломоносова

Презентация, посвященная М.В. Ломоносову…

Мозаика в наследии М. В. Ломоносова

Презентация, иллюстрированная мозаичными работами М. В. Ломоносова….

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок «Мозаика из рваной бумаги.Птицы» развивает мелкуюмоторику, мышление,…

Мозаика М.В.Ломоносова

Презентация рассказывает о создании М.В.Ломоносовым цветных стёкол и мозачных картин….

Презентация на тему :»Мозаика Ломоносова»

презентация была приготовлена Руденко Юлией на конференцию по школьному методическому объеденению гуманитарного цикла….

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *