Биография Александра Островского — РИА Новости, 12.04.2013
1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.
В 1847 году Островский опубликовал в газете «Московский городской листок» первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтемся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».
Признание Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале «Москвитянин». Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году.
С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом «Москвитянин», публикуя в нем свои пьесы: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850), комедии «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854).
По прекращении издания «Москвитянина», Островский в 1856 году перешел в «Русский Вестник», где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия «В чужом пиру похмелье». Но в этом журнале он работал недолго.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник». В 1857 году им были написаны пьесы «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 году – «Не сошлись характерами», в 1859 году – «Воспитанница» и «Гроза».
В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861), «Воевода» (1864), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), психологическую драму «Василиса Мелентьева»(1868).
Завершили цикл пьесы 1873 года: «Комик XVII столетия», и драматическая сказка в стихах «Снегурочка» – псевдоисторическая утопия русской жизни.
Драматургом написаны бытовые комедии и драмы «Тяжелые дни»(1863), «Шутники» (1864), «Пучина», (1865).
ria.ru
Биография А.Н. Островского
Театр как дело серьезное и народное
начался у нас тоже недавно,
начался настоящим образом с Островского.
А.А. Григорьев
Детство и юность
Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.
Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.
В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству», – вспоминал он впоследствии.
Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по «словесному столу», т.е. по приему от просителей устных просьб.
Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.
1847–1851 гг. – ранний период
В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напечатаны две сцены из комедии «Несостоятельный должник» – первого варианта комедии «Свои люди – сочтемся!», – комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки Замоскворецкого жителя».
В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди – сочтемся!».
В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.
В пьесе «Свои люди – сочтемся» уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут «прирастать» новые черты.
Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.
1852–1855 гг. – «Москвитянский период»
Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и «театральность» жестов.
В 1850 году Островский становится членом так называемой «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин». Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.
1855–1860 гг. – предреформенный период
В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом «Современник» и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в «Современнике».
В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для «описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России». Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.
1860–1886 гг. – пореформенный период
В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.
В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.
Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. «Исписал всю русскую жизнь» – от доисторических, сказочных времен («Снегурочка»), и событий прошлого (хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук») до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.
Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.
В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881 г.) и «Без вины виноватые» (18983 г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.
В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.
14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.
В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал:
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр», Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
Литература
По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I, Аванта+ , М., 1999
Другие уроки по теме:
Творческая история пьесы «Гроза»
Говорящие фамилии в пьесах Островского
Город Калинов и его обитатели
Жестокие нравы «темного царства»
Противники и жертвы
Катерина – русская трагическая героиня
Текст пьесы «Гроза»
Все материалы для подготовки к урокам литературы
trassa.narod.ru
Островский Александр Николаевич, подробная биография
(1823-1886) русский драматург, театральный деятель
Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье, в семье чиновника. Мать происходила из бедного духовенства, отличалась красотой и высокими душевными качествами. После ее смерти в 1831 году мачеха Островского заботилась о своих детях и пасынках и дала им хорошее домашнее образование.
В 1840 году Александр Островский окончил образцовое в то время среднее учебное заведение — 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. Затем три года он учился на юридическом факультете Московского университета. Еще в гимназии Островский увлекся литературой, а в студенчестве стал страстным театралом. Поэтому он оставил занятия в университете, по настоянию отца в 1843 году поступил канцеляристом в Московский совестный суд, в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы заниматься только литературой. Но годы работы в суде обогатили жизненный опыт Островского, дали ему знание быта, психологии, языка мещанско-купеческой Москвы и чиновничества. В эти же годы Александр Островский пробует себя в разных областях литературы: пишет стихи, очерки, пьесы. Началом своей профессиональной деятельности он считал пьесу «Семейная картина» (1847), которую с успехом прочитал в доме профессора и литератора С.П. Шевырева.
Следующую пьесу — «Свои люди — сочтемся» (1849) — к постановке не допустили, а автор был отдан под негласный надзор полиции. Успех этой пьесы завершает первый этап творчества Александра Николаевича Островского (1847—1851) — этап поисков своего пути.
Участие в издании журнала «Москвитянин», издаваемого М.Н. Погодиным, открывает новый период его творческой жизни (1852—1854).
В середине 40-х годов он вступает в гражданский брак с Агафьей Ивановой, которая оставалась с драматургом до своей смерти в 1867 году. Хотя она была малообразованной женщиной, но женой стала замечательной: она обладала умом и тактом, прекрасно пела, и ее роль в творческой жизни Островского значительна. В 1869 году драматург женился на актрисе Малого театра Марии Васильевой, которая привыкла жить широко. Это крайне осложняло жизнь Александра Островского, который долгие годы существовал на грани нищеты. Он постоянно нуждался в деньгах, добывал средства на жизнь тяжелым литературным трудом. Но Островский всегда был готов помочь нуждающимся людям. Эта отзывчивость и чуткость к бедам и страданиям других людей нашла отражение и в общественной деятельности драматурга.
Он был одним из основателей «Литературного фонда», инициатором создания «Артистического кружка» — клуба и своеобразной школы русского актерства, «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов», которое оказывало им материальную поддержку. Поскольку государство не оказывало никакой поддержки русскому театру, Александр Николаевич Островский имел основание впоследствии сказать: «Другие искусства имели школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита». В этот период им были написаны пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
В предреформенный период (1855—1860) окончательно складывается мировоззрение писателя. Он сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Последний, пореформенный период творчества (1861—1886) отличается тем, что Островского волнуют вопросы о путях развития России, его интересует все больше областей современной жизни.
Бытовые темы из жизни купечества сменяются циклом пьес «из жизни захолустья»; исторические пьесы, сатирические комедии, фантастическая «Снегурочка» и разрабатываемая психологическая драма — все это новые направления, сложившиеся в творчестве писателя в пореформенный период.
«Снегурочка» занимает особое место и среди произведений Александра Островского, и в русской драматургии вообще. Написанная на сюжет народных сказок и задуманная как веселое праздничное представление, в процессе создания она изменилась. В этой пьесе заключен обобщенный «мир Островского», который в символической и фольклорной форме передает авторское представление о национальной жизни.
Становление русской драмы было связано с поисками героя, способного вызвать сочувствие зрителя, вступить в драматическую борьбу. Но Александр Николаевич Островский не мог найти такого героя. Главными действующими лицами его пьес были дельцы, циники, прожигатели жизни — либо бессильные идеалисты. Тогда Островский выводит на первое место женщину и привлекает внимание зрителей к чувствам своих героинь. А это лежит в основе психологической драмы. Так были созданы известные шедевры: «Гроза» (1859), «Бесприданница» (1879), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884).
Создав целый репертуар для русского театра (почти 50 пьес), Александр Островский стремился к тому, чтобы пополнить его лучшими зарубежными пьесами. Он перевел двадцать две пьесы, помогал начинающим драматургам. Островский мечтал о создании народного театра, который будет правдиво проповедовать гуманные идеалы. На основе русской жизни он создал национальный вариант классической европейской драмы.
Умер Александр Николаевич Островский, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».
biografiivsem.ru
Краткая биография Александра Островского
Островский Александр Николаевич (1823—1886), драматург.
Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.
Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.
Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.
Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.
В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии.
citaty.su
Островский, Александр Николаевич – краткая биография
Александр Николаевич Островский родился в 1823 г. в Москве, в Замоскворечье, в сердце купеческого квартала. Его отец был чиновником, а позже – адвокатом с купеческой клиентурой в том же Замоскворечье. Будущий драматург поступил в университет, но в 1843 г., после скандала с университетским начальством, ушел оттуда и поступил на службу в Торговую палату. Там он оставался до 1851 г., пока не оставил службу. Восемь лет в Торговой палате многое добавили к его жизненному, домашнему и общественному опыту пребывания в купеческой среде и очень помогли ему узнать быт.
Портрет Александра Николаевича Островского. Художник В. Перов, 1871
Первое его произведение было опубликовано в 1847 г. Это был отрывок из комедии Банкрут (Свои люди — сочтёмся), которую он в 1849 г. закончил. Пьеса эта, которую он читал во многих московских домах, произвела огромное впечатление. С тех пор Островский стал центром кружка молодых людей, которые были влюблены в русский национальный характер и в разгульный образ жизни. Этот разгул погубил Аполлона Григорьева и других не столь крепких личностей, но основной чертой Островского был могучий здравый смысл, который помог ему остаться уравновешенным, много работающим человеком, каким он и был по натуре.
Первой его пьесой, представленной на сцене, была Бедная невеста; это произошло в 1853 г. После этого и до самой смерти Островского (в 1886 г.) не проходило года, чтобы на сценах императорских театров не появилась его новая пьеса. Апогей популярности Островского, как и Тургенева, Гончарова и Писемского, – 1856–1860 гг. После этой даты известность Островского, хотя и не снижалась, но перестала расти, и критика и публика стали утверждать, что ранние его пьесы лучше новых.
Русская литература ХIХ века. Александр Николаевич Островский. Видеолекция
Личная жизнь его проходила без особых событий, ибо всю свою энергию он отдавал театру. В 1885 г. Островский был назначен содиректором Московских императорских театров и директором состоявшего при них театрального училища. Умер он в следующем, 1886, году.
За время с 1847 по 1886 гг. Островский написал около сорока пьес в прозе и еще восемь белым стихом. Он также перевел шекспировское Укрощение строптивой и интермедии Сервантеса. Подробнее о его биографии и пьесах читайте в статьях Александр Островский — жизнь и произведения и Творчество Александра Островского. См. также блок «Ещё по теме…» ниже текста этой статьи.
rushist.com
Александр Николаевич Островский, краткая биография
Александр Николаевич Островский – это один из наиболее выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии российской литературы и национального театра. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русского репертуара в театре.
Пьесы Островского известны многим поколениям российских зрителей и читателей и любимы ими. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.
Детство и юность
Российский драматург родился 13 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать будущего драматурга рано умерла, в семье было шестеро детей. Отец Островского очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания Московской гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. Островский так и его и не закончил.
В 1843 году Островского берут на службу писцом в суд и он работает в различных московских судах до 1851 года. Этот период жизни очень помог Островскому в его будущем творчестве. Работая в судах, он прекрасно изучил мир российского купечества и мещанского сословия, которые потом он блестяще описал в своих произведениях. Многие персонажи, характеры взяты драматургом из его реальной жизни.
Первые пьесы
В 1847 году в газете «Московский городской листок» выходят очерки Островского под названием «Записки замоскворецкого жителя». Однако, широкую известность драматург получили после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся». Это произведение, написанное в жанре комедии, было с восторгом принято публикой и получило прекрасные отзывы критиков. Об этой пьесе одобрительно отозвались Гоголь и Гончаров.
Однако, произведение очень не понравилось представителям купечества и после их жалобы властям, пьесу запретили ставить, а ее автора уволили с работы. «Свои люди – сочтемся» была допущена к постановке только после смерти императора Николая, в 1861 году. Со второй пьесой Александру Николаевичу повезло гораздо больше. «Не в свои сани не садись» была написана им в 1852 году и уже в 1853 году вышла на подмостки театров. С 1856 года Островский постоянно работает в журнале «Современник».
С 1853 года ежегодно московские и петербургские театры ставили новые пьесы драматурга и все они благосклонно принимались как публикой, так и отечественными критиками.
На пике популярности
В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу». В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками. В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.
В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.
Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.
Значение Островского для российской литературы и его роль в развитии русского театра неоспоримы и огромны. Для российского театра он был фигурой такого же масштаба, как и Мольер для французского театра, а Шекспир – для английского. На его счету 47 написанных им лично пьес, еще несколько были написаны в соавторстве.
В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.
Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.
По писателю: Островский, Александр Николаевич
goldlit.ru
Биография Александра Островского — биография Островского А.Н.
Дата рождения: 12 апреля 1823 годаДата смерти: 14 июня 1886 года
Место рождения: город Москва
Александр Николаевич Островский — известный русский драматург, Островский А.Н. — общественный деятель, родился 12 апреля 1823 года. Его отец был обычным судейским служащим в Москве и жил в Замоскворечье. Он был просвещенным человеком, окончил духовную семинарию Москвы и семинарию Костромы, но его карьера священника не пошла в гору и он работал судебным стряпчим, отвечая за коммерческие и имущественные дела.
Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему было всего 7 лет. В семье кроме Александра было еще трое детей. После смерти его матери его отец вновь женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, которая взяла на себя заботы о воспитании и образовании детей.
В 1835 Александр поступил в Московскую гимназию, а в 1840 году поступил на отделение юриспруденции в университете Москвы. Он тут же проявил огромный интерес не только к отечественной литературе, но и к театру.
Он был завсегдатаем театров Петровский и Малый. Его образование было прервано ссорой с учителем, после которой Александр ушел из университета по собственному желанию. Он устроился работать писцом в московский суд. Его деятельность касалась имущественных тяжб между детьми и родителями.
В 1845 он перешел в коммерческий суд, где продолжил работать в канцелярии. В течение длительного времени он собирал информацию для своей последующей литературной деятельности. Примерно в это же время он написал комедию «Свои люди — сочтемся!», которая была поставлена на сцене и сразу же получила успех.
Этот успех и стал импульсом для Островского посвятить себя драматургии и литературе. Его первой публикацией стали несколько сцен из комедии «Ожидание жениха» («Несостоятельный должник»), появившиеся на страницах «Московского городского листа» в 1847. Эти сцены и стали основой для комедии «Свои люди — сочтемся!». Многие исследователи полагают, что его первые драматические творения были написаны в период с 43 по 47 годы девятнадцатого века, но черновики не сохранились, а в печать они не попали.
Комедия «Свои люди — сочтемся!» Была несомненным успехом. Общество и независимые критики отнеслись к ней с большой теплотой, но при этом оппозиционный характер и откровенная сатира стали причиной гонений со стороны властей. Эта пьеса была запрещена к постановке на сцене всех театров, а сам драматург был под надзором цензоров и полиции целых пять лет. Эта пьеса была переиздана в 1859, но после существенных переделок, включая совершенно другой финал.
Островский в 1850 вступил в кружок литераторов журнала «Москвитянин» и получил негласный титул «певец нетронутой фальшью цивилизации». В том же году Москвитянин и печатает первую редакцию комедии «Свои люди — сочтемся!» Примечательно, что черновик этого произведения носил имя «Банкрот». С 1853 года его пьесы ставят на самых разных театральных подмостках.
В 1856 году журнал «Современник» включает его в число своих постоянных авторов. Вместе со своими коллегами по журналу в том же году он отправился в этнографическую экспедицию, организованную Морским министерством. Основной задачей этой экспедиции было описание народов России, которые жили на берегах морей и рек европейской части России.
Сам Островский изучал быт верховьев Волги. В это время он написал обширную исследовательскую статью «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», в которой были отражены основные этнические черты жителей этих мест, их быт и труд. Драматург собрал огромное количество информации, которая стала потом важной частью его литературного творчества. В 1860 году увидела свет самая известная пьеса мастера «Гроза», о героине которой Добролюбов написал «Луч света в темном царстве». Эта пьеса была закончена еще в октябре 1859 года, но долго проходила цензорский надзор. Действие этой пьесы разворачивается на берегах Волги.
Островский был дважды женат. Первой его женой стала Агафья Ивановна, выходка из простого люда, история не сохранила ее фамилии. Островский прожил с ней в гражданском браке двадцать лет. К сожалению, дети от первого брака умерли, когда были детьми. Он женился второй раз на Марии Васильевне Бахметьевой через два года после смерти своей первой жены. Второй брак был официальным, с Бахметьевой он обвенчался. У него было шестеро детей от второго брака — четверо сыновей и две дочери.
14 июня 1886 Островский умер и был похоронен в селе Николо-Бережки. Несмотря на ранние гонения со стороны властей его влияние на развитие русского театра трудно переоценить. Его драматургический талант был по достоинству оценен еще при жизни. В 1863 году он получил Уваровскую премию, а также стал членом-корреспондентом Академии наук.
В 1865 году под руководством Островского был создан артистический кружок, который выпустил в свет немало талантливых актеров театра. В 1870 году он создал Общество русских драматических писателей, в котором сам же и председательствовал вплоть до своей кончины.
Важные вехи жизни Александра Островского:
— Родился 12 апрелся 1823
— Начал обучение в московской гимназии в 1835
— Публикация сцен из комедии «Несостоятельный должник» в 1847
— Начал работать с журналом «Москвитянин» и опубликовал комедию «Свои люди — сочтемся!» в 1850
— Начал сотрудничество с журналом «Современник» и отправился в этнографическую экспедицию в 1856
— Публикация пьесы «Гроза» в 1860
— Европейское путешествие в 1862
— Получение Уваровской премии и членство в Петербургской академии наук в 1863
— Создание Артистического кружка в 1865
— Основание Общества русских драматических писателей в 1874
— Работа в комисии по пересмотру законов об императорских театрах в 1881-1884
Занимательные факты из биографии Александра Островского:
— Театральная школа, основанная Островским, развивалась в дальнейшем под руководством Булгакова и Станиславского
— Его концептуальный взгляд на театральную постановку заключался в построении театра на различных условностях, использовании богатства русского языка, правильном использовании родной речи на сцене и глубоком анализе психологии героев
— Островский был глубоко убежден в том, что игра актеров является важнейшей частью театра, ведь пьесу можно и прочитать
— Некоторые актеры и руководители театров были против нововведений Островского, современник Островского актер М.С. Щепкин ушел с генеральной репетиции грозы, которая проходила под руководством драматурга.
the-biografii.ru