Пушкинские чтения — cлушать онлайн. Александр Пушкин [Михаил Козаков]
Пушкинские чтения
Год выпуска: 2010 г.
Фамилия автора: Пушкин
Имя автора: Александр
Исполнитель: Михаил Козаков
Жанр: Стихотворения
Издательство: Контент Медиа
Тип аудиокниги: аудиокнига
Время звучания: 05:39:35
Описание:»Пушкинские чтения» — это итог моей работы с произведениями Александра Сергеевича Пушкина в течение многих-многих лет. Разумеется, не все я смог в этот сборник вместить. Я играл Пимена в «Борисе Годунове», снимался в фильме «Выстрел», читал для радиопостановки «Барышню-крестьянку» и так далее. Для сборника «Пушкинские чтения» я с трудом отобрал лишь самое необходимое, стараясь выстроить своего рода драматургию или, по крайней мере, разнообразие эмоций, мыслей, стилей и жанров пушкинского гения. Это мой скромный вклад в актерскую пушкиниану.
В жанре художественного чтения я уже немало сделал. Я читал произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Бориса Леонидовича Пастернака, Давида Самойлова, Михаила Афанасьевича Булгакова.
Я благодарен моим товарищам по работе, звукорежиссеру Олегу Додонову и, особенно, куратору проекта Белле Берлянд.
И хотя процесс всегда дороже результата, я с огромным волнением жду реакции слушателя.
Читать вслух произведения Александра Сергеевича Пушкина — это счастье!»
Михаил Козаков
Бонус: Пушкин в исполнении Козакова. Записи разных лет, Рип с пластинки «Мелодия»
1. Фонограмма разрезана на треки.
2. В данной записи отсутствуют «проглатывания слов», вызванные «скачками иглы».
Литературные чтения. Содержание:
Стихи, сочиненные ночью во время бессоницы
«Дар напрасный, дар случайный…»
Родериг
«Свободы сеятель пустынный…»
Из Пинденонти
Осень (отрывок)
Медный всадник (Петербургская повесть)
Десятая заповедь
Христос воскрес
Признание
Желание славы
«Я вас любил: любовь еще быть может…»
Талисман
«Храни меня, мой талисман…»
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
«Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…»
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…»
Заклинание
«Жил на свете рыцарь бедный…»
Руслан и Людмила (Отрывок)
19 октября
Зимний вечер
Бесы
«Зима, что делать нам в деревне…»
Выстрел (из сборника «Повести покойного И.П.Белкина»)
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
«Когда за городом, задумчив, я брожу…»
«Отцы пустынники и жены непорочны…»
Моцарт и Сальери (из сборника «Маленькие трагедии»)
Пророк
Пиковая дама (Части I, II, III)
Пиковая дама (Части IV, V, VI)
Элегия
Записи разных лет
• «В те дни, когда в садах Лицея…» (отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина»)
• Певец
• Кокетке
• Мечтателю («Ты в страсти горестной находишь наслажденье…»)
• «Простишь ли мне ревнивые мечты…»
• Ты и вы
• Признание
• «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…»
• «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
• «Каков я прежде был, таков и ныне я…»
• «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
• «Не пой, красавица, при мне…»
• «Когда в объятия мои…»
• К *** («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…»)
• «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»
• «Весна, весна, пора любви…»
• «Мне вас не жаль, года весны моей…»
• Ночь
• К А.П.Керн («Я помню чудное мгновенье…»)
• «Шумит кустарник… На утес…»
• «Как быстро в поле вкруг открытом…»
• «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…»
• Зимний вечер
• 19 октября («Роняет лес багряный свой убор…»)
• «В те дни, когда в садах Лицея…» (отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина»)
• Поэт
• Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы
• Заклинание
• Вакхическая песня
• Десятая заповедь
• Христос воскрес
• «Иной имел мою Аглаю…»
• «Сват Иван, как пить мы станем…»
• Гусар
• Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»)
• «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
• Из Пиндемонти
• «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
• Зимнее утро
• Туча
• Кавказ
• Обвал
• Анчар
• Монастырь на Казбеке
• «Когда порой воспоминанье…»
• Осень (Отрывок)
• «Жил на свете рыцарь бедный…»
• Дорожные жалобы
• Бесы
• «Дар напрасный, дар случайный…»
• Пророк
Книгу «Пушкинские чтения» и другие аудиокниги Вы можете слушать онлайн на Вашем компьютере, планшете и мобильном телефоне на сайте AbookRU.COM.
abookru.com
Сказки Пушкина
Сказки Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.
О сказках Пушкина
Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.
Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.
Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.
Сказки Пушкина список
- Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
- Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.
Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.
deti-online.com
Пушкин Александр Сергеевич. Литературное чтение
(1799–1837)
поэт, прозаик, драматург, критик
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.
Пушкин, как и все дворянские дети того времени, получил домашнее образование у гувернеров и учителей-французов.
Но русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст его няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка, пробудив в нем любовь к русскому народу.
В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Время учебы в Царском Селе совпало со знаменательным событием в истории России – победой в Отечественной войне 1812 года, поэтому стихи Пушкина этого периода проникнуты патриотическим духом, любовью к России и ее народу.
Самым значительным стихотворением этого времени было «Воспоминания в Царском Селе», которое Пушкин прочитал на выпускном экзамене в Лицее в 1815 году. Имя поэта стало известно за пределами Лицея.
После окончания учебы, живя в Петербурге, Пушкин завершает свое первое крупное произведение – поэму-сказку «Руслан и Людмила», в которой он обращается к истории русского народа и широко использует старинные русские сказания.
За вольнолюбивые стихи и эпиграммы на царя в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга на юг. В ссылке на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе поэт пробыл 4 года. На юге он начал писать роман в стихах «Евгений Онегин», который закончил в 1830 году. Этот год творческой жизни поэта вошел в историю под названием «Болдинская осень». Пушкин пробыл в имении Болдино три месяца, которые считаются вершиной творчества великого поэта. В 1830 году он создал пять прозаических произведений под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В 30-е годы Пушкин все чаще обращается к прозе. Царь и его окружение ненавидели «певца свободы» и поэтому расправились с поэтом рукой чужеземца Ж. Дантеса. 27 января 1837 года между ним и Пушкиным состоялась дуэль. Поэт защищал честь жены, своей семьи и был тяжело ранен.
Через два дня Пушкина не стало.
Поделитесь на страничкеinfo.wikireading.ru
Сценарий проведения Пушкинских чтений для старшеклассников «Пушкин
Сценарий проведения Пушкинских чтений для старшеклассников
«Пушкин – наше всё»
Оформление зала
Цитата:
1. «Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И сквозь века и поколенья
Он не устанет удивлять».
2. Убранство зала в стиле Пушкинской эпохи
3. Портрет А. С. Пушкина
Цель:
— популяризация творчества А. С. Пушкина среди старших школьников
План проведения
Вступление. Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова
А. С. Пушкин в детстве и юности
Периоды жизни и творчества великого русского поэта
Чтение стихов А. С. Пушкина
Исполнение романсов на стихи А. Пушкина
Значение творчества А. С. Пушкина для современников
Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова
«Одно из любимых национальных занятий русских, как и людей множества национальностей нашей страны, — чтение и изучение Пушкина. И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас, как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народов». /А.Т. Твардовский/
В сердце каждого из нас великий поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Его стихи с детства стали для нас родными. Из поколения в поколение родители читают своим детям сказки Александра Сергеевича. Взрослых поклонников творчество Пушкина волнует глубоким содержанием. Поэт своими трудами затрагивает души читателей и по сей день. Поэт стал широко известным и за пределами России. Его любят и ценят во всех уголках земного шара. Трудно представить себе человека, который бы не был знаком с творчеством Александра Сергеевича.
Он внес огромный вклад в развитие языка и литературы, его произведения читаются и изучаются буквально во всех странах и на всех языках мира. Он признан всюду.
Именно благодаря деятельности этого великого русского национального поэта, начался новый период в истории русского литературного языка. Пушкин стал основоположником современного литературного языка, доступного всему русскому народу, невероятно обогатив тем самым национальную культуру.
В Пушкинском языке и слоге впервые появились те нормы русского языка, которые действительны и для нашего времени, вне зависимости от смены исторических эпох, происшедших за это время.
В самом русском языке мало что существенно изменилось – словарный состав значительно пополнился, а большое количество устаревших слов выпало из обращения, улучшился грамматический строй языка, а также изменилось смысловое значение многих слов.
Но основа русского языка осталось такой, какой она стала благодаря Пушкину.
Великий поэт сознавал, что язык создается народом, и широко использовал богатства общенародного русского языка, узаконив его характерные структурные особенности в различных стилях и жанрах литературной речи. Всё несвойственное законам и духу живого общенародного русского языка, Пушкин из литературной речи устранял, придавая языку гибкость и совершенство выражение.
Пушкин — последователь Карамзина в создании современного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от архаизмов, Пушкин в большей степени его «демократизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утонченный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется языком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Вспомним для сравнения, как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма. Пушкин пошел дальше той субъективности, которая составляла главную особенность сентименталистского, а затем и романтического художественного метода. Именно поэтому в конце жизни он пишет больше прозаических произведений, связанных с объективным повествованием.
Детские годы А. С. Пушкина
Пушкин родился в Москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения Пушкина в упадок. В молодости Сергей Львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в Москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.
Бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью Пушкиных к полному разорению.
Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23. Веселая барская жизнь до пожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь Ольга и Александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. Из детства Пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою». Детские годы Пушкин проводил в Москве и в подмосковном имении бабушки.
Когда наступили годы учения, Сергей Львович решил отдать сына в открывавшийся тогда Царскосельский лицей. Для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. Сергей Львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— Александра Ивановича Тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург.
Лицейский период (1813—1817)
Лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. В лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс литературных, исторических, юридических и математических наук.
В лицее много места отводилось литературе и самостоятельным литературным занятиям воспитанников. Были заведены рукописные журналы, переписывались сборники лицейских стихов, составилась группа лицейских поэтов, среди которых Пушкин скоро занял первое место. Со многими из лицейских поэтов Пушкин остался дружен и после окончания лицея. Лучшими его друзьями были Дельвиг и Кюхельбекер, — один — вдумчивый и спокойный, другой — вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера (поэтический талант Кюхельбекера товарищи долго не признавали). И в позднейшем творчестве для Пушкина актуальны тема дружбы, лицея и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей. Жанр дружеского послания — один из типично «пушкинских».
Петербургский период (1817—1820)
В отношении художественной формы следует отметить большую стилистическую свободу, ломку жанровых границ. Характерным примером является во многом новаторская поэма «Руслан и Людмила». Особое значение приобретает вольнолюбивая, политически окрашенная лирика (это, собственно, и послужило причиной южной ссылки поэта). В произведениях такого рода можно заметить традиции русских поэтов-декабристов, французских поэтов революции (А. Шенье).
Южный период (1820-1824)
Излюбленные жанры лирики для Пушкина в то время: пейзажная миниатюра, элегия, дружеское послание. Революционные мотивы южного периода. Пушкин с энтузиазмом относится к деятельности уже сформировавшихся тогда Южного и Северного обществ, его увлекает атмосфера бунта и заговора, тем более что многие друзья его причастны к этому процессу. Сочувствие вызывают у поэта и политические волнения в южных губерниях России, в том числе бессарабское восстание, возглавляемое князем Александром Ипсиланти (этот князь, потерявший в сражении руку, окружен в лирике и письмах Пушкина тех лет особым героическим ореолом).
Михайловский период (1824—1826)
Пребывание Пушкина в родовом имении Михайловском было продолжением ссылки. Здесь поэт узнает о казни пятерых руководителей восстания и о ссылке многих своих друзей-декабристов в Сибирь.
Поздний период творчества (с 1826 г.)
Этот период творчества Пушкина можно было бы подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями.
Последнему десятилетию жизни Пушкина посвящено много специальных статей и монографий. В эти годы Пушкин становится общепризнанным литературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник», который стал на многие годы его любимым детищем.
Пушкин дважды приезжал в нижегородское имение своего отца Болдино, где испытывал большой прилив творческих сил. Особенно знаменита «болдинская осень» 1830 г. В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней…», — «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд критических статей.
Новое восприятие действительности требовало от Пушкина углубленных занятий историей, в ходе которых он написал несколько исторических сочинений, в том числе «Историю Пугачева» (издана в 1834 г.).
В 1832—1833 гг. написан роман «Дубровский», в 1836 г. — повесть «Капитанская дочка». В этот период творчества Пушкина проза превалирует над поэзией, но все же написаны такие программные для поэта стихотворения и несомненные шедевры, как шесть стихотворений 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл, среди них «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
Пушкинские чтения. Чтение стихов А. С. Пушкина
Ангел
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал
***
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
***
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
1836
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств . . . . всего./1836/
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца – в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
<1819>
Песни и романсы на произведения А. С. Пушкина
Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Его творчество, как и он сам не могли остаться незаметными. Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом и послужил предметом для творчества многим художником.
Великое поэтическое наследие А. С. Пушкина вдохновляет и по сей день композиторов и исполнителей.
Известные романсы на стихи поэта написаны М. Глинкой «Адель», «Заздравный кубок», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», «Мэри», «Я здесь, Энезилья»; Д. Шостаковича «Весна, весна…», «Возрождение»; А. Бородина «Для берегов Отчизны»; Георгия Свиридова «Если жизнь тебя обманет», « Есть в России город Луга»; Николая Римского-Корсакова
«Красавица», «Медлительно влекутся дни…»; С. Рахманонова «Не пой, красавица, при мне» и другие.
Романсы на стихи А. С. Пушкина в исполнении Матюхина Александра Борисовича
«Желание» ( Медлительно влекутся дни мои…), год написания 1987
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
«Буря» год написания 1985
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
«Что в имени тебе моём?», год написания 1985
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
«Если жизнь тебя обманет», год написания 1985
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
«Нет, нет, не должен я, не смею, не могу», год написания 2011
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться;
Нет, полно мне любить; но почему ж порой
Не погружуся я в минутное мечтанье,
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье,
Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном сладострастье,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Веселый мир души, беспечные досуги,
Всё — даже счастие того, кто избран ей,
Кто милой деве даст название супруги.
Значение творчества А. С. Пушкина для современников
Пушкин – это наше всё!
Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой.
«Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность».
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что «говорить по-русски» — означает «говорить на пушкинском языке».
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем «солнце нашей поэзии».
И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной. Он велик, потому что велико его слово. А. С. Пушкин – художник, оказавший огромное влияние на развитие, формирование и становление всех русских поэтов и писателей. Он занимает особое место и в истории мировой культуры
Дух единства, любовь к Отечеству, честь и достоинство, готовность к самопожертвованию — именно эти качества воспитывает пушкинская строка.
infourok.ru
Чтение сказок пушкина
Автор: Дементьева Светлана
О таланте А.С.Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как читать сказки А.С.Пушкина детям.
Дело в том, что сказки Пушкина не только несут в себе мудрость русского народа, не только богаты своими незабываемыми сюжетами, но еще и обладают особой силой слова для восприятия. Поскольку дети эмоционально восприимчивы, то сказки великого поэта практически незаменимы. Потому они так и талантливы, что крайне многогранны и глубоки. Бывают книги, написанные для маленьких детей, бывают — для больших, а бывают вообще для взрослых. А вот сказки Пушкина не имеют возрастных границ.
Уже с 2-х лет можно начинать читать детям сказки великого поэта. Только не целиком. Дети быстро устают. Педагоги рекомендуют читать не более 10-15 минут. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки из «Сказки о царе Салтане» «Белочка» и «Кораблик». Помните их?
«…Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости…»
«…За морем житье не худо;
В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная… «
Стихи про кораблик и чудесную белочку в сказке упоминаются несколько раз. А как чудесно описаны 33 богатыря, что из вод выходят ясных. О них Пушкин в сказке тоже говорит неоднократно. Яркость удивительных красочных картин вызывают в детях восторженность. А легкость слога как-то незаметно помогает отложить строчки стихов в памяти.
Детям от 5 лет можно начинать читать сказки целиком. Я рекомендую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Дети уже умеют сопереживать главным героям, они легко могут представить каково было царевне, оставленной в страшном темном лесу! А как сильно хотелось предупредить ее о новой опасности — об отравленном яблоке. И если бы только была возможность попасть в сказку, то дети непременно бы оказали помощь королевичу Елисею! Т.е. тут мы уже наблюдаем детские фантазии, родившиеся исключительно из альтруистических побуждений.
Помню забавный случай, когда мне удалось с детьми обсудить «Сказку о рыбаке и рыбке». В начале дети выразили свое негодование в адрес ненасытной старухи, а потом один мальчик заявил, что ему жалко старика. Я спросила почему. На что мальчик очень уверенно заявил, что старик глупый! Он бы на месте старика попросил у золотой рыбки новую старуху! Но так или иначе, а основную мысль сказки дети поняли совершенно точно — старуха злая, наглая и потому нелюбимая.
В целом идеи любой сказки Александра Сергеевича детям очень понятны, ведь они основаны на народных сказках. А в них, как известно, добро очень четко противопоставлено злу, и всегда в этом противоборстве верх одерживает добро. Ведь это справедливо. Потому дети впитывают в себя необходимость быть похожими именно на добрых героев сказок. Чтобы усилить эмоциональный эффект от чтения, необходимо голосом показать свое отношение к происходящим событиям в сказке, как бы дополнительно подчеркнуть мысль поэта. Например, одобрить великодушие отважного Гвидона, посмеяться над злой и завистливой мачехой милой царевны.
Очень важно читать сказки Пушкина выразительно. Так детям будет намного легче понять их смысл. Нужно не декламировать, а читать с проникновением. Стихи у Пушкина очень кратко излагают самую суть. Подобно художнику, Пушкин набрасывает пару мазков, и перед взором уже встает целая картина:
«Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет .»
Поэтому сказки требуют особого внимания, иначе можно что-то пропустить. Строчка — целое важное событие! А для детей сложно быть сосредоточенными на чем-то долгое время. Но если читать с правильной интонацией, то у сказки появится динамика. Восприятие чтения будет намного легче, а главное интереснее. Какой-то момент необходимо прочитать с паузой, а где-то ускорить свою речь. Монотонность здесь недопустима. Разнообразие главных героев требует от чтеца соответствующего эмоционального окраса прямой речи. Например, повариха, желающая отвлечь царя Салтана от поездки, разговаривает со своим правителем лукаво, Гвидон делится с царевной-Лебедь опечаленным голосом, а описание 33-х богатырей и других чудес в заморских странах корабельщики произносят с гордостью. Интонации должны передавать и взаимоотношения между героями: в словах старика «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна ?» слышится насмешка, а вот фраза царевны «Бабушкка, постой немножко… » произносится приветливо. Все это поможет детям уловить настроение героев и музыку стихов, особый ритм и звучание слов. Простор и свобода ощущается в ритме стихов про кораблик: «Ветер весело шумит, судно весело бежит …», и еще чувствуется скорость, какое-то быстрое движение. Совсем иначе звучат слова Елисея, обращающегося к ветру: «Ветер, ветер! Ты мо-гуч, ты гоняешь стаи ту-уч …». А как звучат стихи в сюжете про Гвидона, обернувшегося комаром? «А комар-то злится, злится… «, позже Гвидон превращается в шмеля: «Полетел и зажужжал… » ,
«Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится… «
Эти характерные для полетов комара и шмеля звуки букв «з» и «ж» усиливают впечатление от чтения. Порой, мы не придаем значения созвучию подобранных поэтом слов и сюжета, это все мелочи, но они играют огромную роль в ощущениях от сказки в целом.
Важно перечитывать отдельные отрывки из сказок Пушкина. Особенно такие места, где идет передача эмоций звуком, или подробно описаны в красках мелкие детали предмета. Например, стихи про яблочко:
«...Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось! «
Такие отрывки будут запоминаться, станут любимыми и, что крайне важно, дети научатся слышать красоту звука, поймут, что в художественных произведениях наслаждаться можно не только интересными сюжетами, но и богатством речи, ее гармоничностью и выразительностью.
В школе со сказками Пушкина дети встретятся еще раз, и учитель скорее всего будет говорить о красоте Пушкинского слога, но куда лучше, когда ребенок успеет уже прочувствовать это чудо таланта на собственном опыте и будет прекрасно понимать о чем говорит учитель.
velikiy-pushkin.ru
Пушкинские чтения — литература, мероприятия
?
«Пушкинские чтения»
(Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках Недели русского языка)
Цель: Углубить и систематизировать знания учащихся о жизненном и
творческом пути А. С. Пушкина;Научить видеть прекрасное в творчестве поэта,
Отдать дань уважения великому русскому поэту, писателю,
сказочнику.
Оборудование: выставка книг; высказывания современников о Пушкине; иллюстрации к произведениям писателя, портрет поэта.
Ход:
Сцена. Полумрак.В глубине сцены – стол.За столом молодая девушка пишет письмо. На столе – свеча в подсвечнике, чернильница, книга.
Татьяна Ларина пишет письмо и тут же его читает: Я к вам пишу.
Зовет свою няню: — Няня, няня, отнеси письмо,
Ты знаешь, кому адресовано оно.
(Няня берет письмо, уходит)
Татьяна мечется по комнате, места себе не находит: она ждет ответа. Няня приходит ни с чем. Через несколько дней приходит Онегин и поучающим тоном читает ей мораль. (Ответ Е. Онегина).
Татьяна и Онегин уходят в разные стороны.
Ведущий: Муза – это источник творческого вдохновения, олицетворяемый обычно в образе женщины.Так определяет словарь, что такое муза.Ктослужит для проэта источником вдохновения, его музой? Наверное, это те женщины, которых он любил на протяжений своей короткой, но насыщенной жизни. Классический прием – Анна Керн,- ей было адресовано одно из самых совершенных творений Пушкина «Я помню чудное мгновенье.».
(Ученики выразительно читают стихотворение)
Между тем, есть женщины, несравненно более близкие Пушкину и вдохновившие его на создание других, не менее прекрасных стихов.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» — с малых лет помним мы наизусть эти пушкинские строки, обращенные к няне, Арине Родионовне Яковлевой. Эта неграмотная крестьянка оказала огромную роль в формировании детских впечатлений поэта. Арина Родионовна вынянчила трех из восьми оставшихся в живых детей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных – Ольгу, Александра и Льва. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки. Она хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова и была единственной из пушкинского окружения, кто знал и хорошо помнил «арапа Петра Великого» — прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала. Няня была верной подругой «суровых дней»ссыльного поэта в Михайловском и с любовью встречала его позже, когда он ненадолго возвращался туда.Она очень любила своего питомца, в своих письмах называла его «любезный мой друг», «дружочек». За год до смерти звала его: «Приезжай к нам в Михайловское,мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю».
Чтение наизусть стихотворений А. Пушкина. (На сцену приглашается первый ученик)
Ведущий: Поэзия Пушкина. Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества.
(На сцену приглашается второй участник)
Ведущий: Каждому стоит задуматься: а хорошо ли я знаю Пушкина? ТогоПушкина, о котором можно сказать: «Мой Пушкин».
(Третий участник )
Ведущий: Пушкин пришел в этотмир, чтобывоспетьзеленую красоту, передатьсвой восторг перед разноцветьем осенних красок,трепетом молодой весенней жизни, солнечным летним светом, морозной свежестью зимнегодня.
(Четвертый участник)
Ведущий: Пушкина волновал вопрос о роли личности в истории, о связи поколений. «Неуважение к предкам есть первыйпризнак безнравственности» — писал он.
Ему вторит М. Шаханов: «Надежнее слова и крепче рука,
Коль память корнями уходит в века»
(Выразительное чтение отрывков из повести «Станционный смотритель»)
Ведущий: Пушкин любил жизнь во всех ее проявлениях. В егодуше всегда горел живой огонь чувства.
(На сцену приглашается следующий участник)
Ведущий: Итак, в певом гейме мы послушали стихи замечательного русского поэта, именем которого открывается золотой век русской литературы.
Многие поэты и русские, и зарубежные восхищались гениальностью поэта и посвятили ему немало стихов. Задача второго гейма – выразительно прочитать стихи-посвящения.
Сегодня, я думаю, у нас состоялся диалог через века, разговор через столетья с самым замечательным русским поэтом, чья короткая, но яркая жизнь была посвящена служению Музе.
Велика была его любовь к книгам. После дуэли, будучи тяжело раненным,он попросил отнести его в библиотеку. В последние минуты жизни он лежал,окруженный книгами и тихо прошептал: «Прощайте, друзья!»
Рахимбаева Гулайым Абитаевна
Учитель русского языка и литературы
сш. им. Куата Терибаева
с. Кокозек Аксуского района
Алматинской области
Просмотр содержимого документа
«Пушкинские чтения»
«Пушкинские чтения»
(Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках Недели русского языка)
Цель: Углубить и систематизировать знания учащихся о жизненном и
творческом пути А. С. Пушкина;
Научить видеть прекрасное в творчестве поэта,
Отдать дань уважения великому русскому поэту, писателю,
сказочнику.
Оборудование: выставка книг; высказывания современников о Пушкине; иллюстрации к произведениям писателя, портрет поэта.
Ход:
Сцена. Полумрак.В глубине сцены – стол.За столом молодая девушка пишет письмо. На столе – свеча в подсвечнике, чернильница, книга.
Татьяна Ларина пишет письмо и тут же его читает: Я к вам пишу…
Зовет свою няню: — Няня, няня, отнеси письмо,
Ты знаешь, кому адресовано оно.
(Няня берет письмо, уходит)
Татьяна мечется по комнате, места себе не находит: она ждет ответа. Няня приходит ни с чем. Через несколько дней приходит Онегин и поучающим тоном читает ей мораль. (Ответ Е. Онегина).
Татьяна и Онегин уходят в разные стороны…
Ведущий: Муза – это источник творческого вдохновения, олицетворяемый обычно в образе женщины.Так определяет словарь, что такое муза.Ктослужит для проэта источником вдохновения, его музой? Наверное, это те женщины, которых он любил на протяжений своей короткой, но насыщенной жизни. Классический прием – Анна Керн,- ей было адресовано одно из самых совершенных творений Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».
(Ученики выразительно читают стихотворение)
Между тем, есть женщины, несравненно более близкие Пушкину и вдохновившие его на создание других, не менее прекрасных стихов.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» — с малых лет помним мы наизусть эти пушкинские строки, обращенные к няне, Арине Родионовне Яковлевой. Эта неграмотная крестьянка оказала огромную роль в формировании детских впечатлений поэта. Арина Родионовна вынянчила трех из восьми оставшихся в живых детей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных – Ольгу, Александра и Льва. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки. Она хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова и была единственной из пушкинского окружения, кто знал и хорошо помнил «арапа Петра Великого» — прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала. Няня была верной подругой «суровых дней»ссыльного поэта в Михайловском и с любовью встречала его позже, когда он ненадолго возвращался туда.Она очень любила своего питомца, в своих письмах называла его «любезный мой друг», «дружочек». За год до смерти звала его: «Приезжай к нам в Михайловское,мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю».
Чтение наизусть стихотворений А. Пушкина. (На сцену приглашается первый ученик)
Ведущий: Поэзия Пушкина… Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества.
(На сцену приглашается второй участник)
Ведущий: Каждому стоит задуматься: а хорошо ли я знаю Пушкина? ТогоПушкина, о котором можно сказать: «Мой Пушкин».
(Третий участник )
Ведущий: Пушкин пришел в этотмир, чтобывоспетьзеленую красоту, передатьсвой восторг перед разноцветьем осенних красок,трепетом молодой весенней жизни, солнечным летним светом, морозной свежестью зимнегодня.
(Четвертый участник)
Ведущий: Пушкина волновал вопрос о роли личности в истории, о связи поколений. «Неуважение к предкам есть первыйпризнак безнравственности» — писал он.
Ему вторит М. Шаханов: «Надежнее слова и крепче рука,
Коль память корнями уходит в века»
(Выразительное чтение отрывков из повести «Станционный смотритель»)
Ведущий: Пушкин любил жизнь во всех ее проявлениях. В егодуше всегда горел живой огонь чувства.
(На сцену приглашается следующий участник)
Ведущий: Итак, в певом гейме мы послушали стихи замечательного русского поэта, именем которого открывается золотой век русской литературы.
Многие поэты и русские, и зарубежные восхищались гениальностью поэта и посвятили ему немало стихов. Задача второго гейма – выразительно прочитать стихи-посвящения.
Сегодня, я думаю, у нас состоялся диалог через века, разговор через столетья с самым замечательным русским поэтом, чья короткая, но яркая жизнь была посвящена служению Музе.
Велика была его любовь к книгам. После дуэли, будучи тяжело раненным,он попросил отнести его в библиотеку. В последние минуты жизни он лежал,окруженный книгами и тихо прошептал: «Прощайте, друзья!»
Рахимбаева Гулайым Абитаевна
Учитель русского языка и литературы
сш. им. Куата Терибаева
с. Кокозек Аксуского района
Алматинской области
kopilkaurokov.ru
Чтение Пушкина{88}. Избранное. Мудрость Пушкина
Чтение Пушкина{88}
В старину мальчика учили читать сперва по складам, что заставляло его осмысленно воспринимать отдельные буквы и их соединения в слоги, и лишь этим способом доводили до уменья читать по верхам, то есть бегло. Результат такой выучки был весьма благотворен; человек на всю жизнь сохранял и в беглом чтении привычку членораздельного внимания; он видел каждое слово и следил за расположением слов в предложении. В наше время ребенка сразу обучают беглому или интуитивному чтению; едва ознакомив с начертанием букв, его учат с одного взгляда угадывать целое слово, и затем тотчас следующее и следующее, и так быстро скользить по мгновенно узнаваемым словам до конца предложения, не вглядываясь ни в одно из них, можно сказать – даже вовсе не видя их. Современный читатель не видит слов, потому что не смотрит на них; мудрая и прекрасная плоть слова ему не нужна, – он на бегу, мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени. Поэтому в старину люди читали сравнительно медленно и созерцательно, как пешеход, который на ходу видит все в подробности, и наслаждается видимым, и познает новое, а нынешнее чтение подобно быстрой езде на велосипеде, где придорожные картины мелькают мимо, сливаясь и пропадая пестрой безразличной вереницей. Ища прежде всего быстроты, мы разучились ходить; теперь только немногие еще умеют читать пешком, – почти все читают велосипедно, по 30 и 40 верст, то есть хотел сказать – страниц в час. Спрашивается, что они видели в этих быстро промелькнувших страницах, могли ли что нибудь заметить и разглядеть?
Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены вгладь, меткость его так естественна и непринужденна, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину – какие чудесные цветы у дороги! Что цветы! вот ручей играет серебром на солнце; вот смеющийся луч вдруг омрачен наползающей тучей, а там горы, увенчанные вечным снегом, тяжкой громадой обстали горизонт. Тут улыбка и слезы ребенка, шалость влюбленного, божественно-свободная игра душевных сил, и безысходные раздумья о судьбе, о загадочной жизни, о смерти.
Не буду говорить о философской глубине Пушкинской поэзии, куда проникнуть может только пристальный взор, о чрезвычайной замкнутости его произведений, с виду столь открытых и ясных, отчего многие из них, как это ни странно сказать, до сих пор остаются для нас запечатленными. Но даже в простом чтении – какую богатую жатву могла бы давать медлительность, и какие чудесные подробности ускользают от торопливого взгляда!
Вы не заметите в беглом чтении, как Татьяна ждет ответа на свое письмо.
Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет как нет.
Бледна как тень, с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
Это очаровательное, так легко сказанное «с утра одета» говорит многое. Оно говорит, прежде всего, что Татьяна с уверенностью ждала – не ответного письма от Онегина, а самого Онегина (в чем тонкое женское чутье ее и не обмануло). И оно показывает ее нам в эти дни с утра причесанной, затянутой, одетой не по домашнему, – а тем самым косвенно обрисовывает и ее обычный затрапезный вид, когда она вовсе не была «с утра одета», а может быть, до обеда нечесанная, в утренней кофте и туфлях упивалась романом. Так много содержания в трех легких словах!
Карл и Мазепа после Полтавского поражения бегут на юг. Они скачут через украинские степи. И вот близ дороги хутор: то хутор Кочубея. Мазепа с содроганием видит
запустелый двор,
И дом, и сад уединенный,
И в поле отпертую дверь.
Невозможно полнее изобразить внезапное обезлюдение усадьбы, откуда все обитатели в паническом ужасе бежали сразу, бросив ее на произвол судьбы; неужели это сделал поэт одной чертой: отпертой в поле дверью. Даже такая мелочь стоит минутной остановки: дворовые девушки, собирая ягоды, поют (в «Онегине»):
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Эти три ягоды перечислены не случайно: они действительно поспевают в средней России одновременно, – их-то верно девушки и собирают теперь, отчего их и называют. И с тем вместе именование этих ягод определяет дату свидания Онегина с Татьяной: в средней России эти ягоды поспевают в конце июля – начале августа.
В беглом чтении еще легче ускользнет от внимания одно много говорящее слово, какие так часто встречаются у Пушкина. В те самые дни ожидания, увидев, наконец, из окна Онегина, въезжавшего во двор, конечно к крыльцу, Татьяна прыг в другие сени, то есть в черные сени, оттуда через задний двор – в сад, расположенный, как обыкновенно, позади дома.
В «Арионе» сказано:
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
то есть его спасение от кораблекрушения поставлено в связь с его особенной, «таинственной» природой; все бывшие в челне погибли, спасается лишь он один, а спасается не случайно: он спасен, потому что он певец. Такова действительно была мысль Пушкина, и словом «таинственный» он на нее намекает; много раньше, в стихотворении «Дельвигу», он выразил ее прямо:
Наперснику богов (т. е. поэту) не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой.
В «Цыганах» Алеко, выслушав рассказ старого цыгана о его Мариуле, бежавшей от него с чужим табором, в ярости восклицает:
Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной,
И хищнику, и ей, коварной,
Кинжала в сердце не вонзил?
Он весь сказывается в этом одном слове: «неблагодарной». Женщина должна быть благодарна мужчине за любовь и мужчина вправе наказать ее, если она разлюбит. Так присущее ему и до тех пор скрытое рабовладельческое понимание любви этим словом вспыхивает наружу; огромная часть характера обрисована одним нечаянно вырвавшимся словом. Разве не наслаждение заметить и понять его, – и разве возможно заметить его при велосипедном пробеге чрез «Цыган»?
Или из красот другого порядка, – разве не жаль иной стилистической тонкости, бесследно тонущей в невнимании читателя? Вторая строфа стихотворения «Поэт» начинается так:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется.
Едва ли и один из тысячи читавших «Поэта» понял, что значат эти два стиха. А они только продолжают тот образ, которым за шесть строк перед тем начинается стихотворение:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон…
«Божественный глагол» и есть зов Аполлона, требующий поэта к «жертвоприношению»… В стихотворении «Полководец» заключительные строки: «О люди! жалкий род, достойный слез и смеха» вовсе не составляют нравоучительного привеска к описательной пьесе, как думают все. Пушкин так описывает портрет Барклая де Толли, внушивший ему его стихотворение:
Он писан во весь рост,
(и т. д.)
…Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, —
Но Доу дал ему такое выраженье[26].
Вот эту мысль Доу, мысль, заложенную в самом портрете, Пушкин только раскрывает в своем стихотворении, отсюда до самого конца; он только объясняет «презрительную думу» Барклая, выраженную в его лице художником; то сам портрет говорит, то говорит портретом Доу, а не Пушкин: «О люди! жалкий род», и т. д. И все стихотворение, так понятое, получает вид такой цельности, такого внутреннего единства, такой скромности, которые разглядеть – большая радость. Что Доу сказал портретом, то Пушкин передает нам словами; от себя он привносит только свое согласие с художником, и потому в заключительных строках:
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье —
он говорит не о себе («поэта»): он разумеет Доу и себя вместе, и вообще всякую поэтическую душу.
И то новое, о чем я дальше хочу рассказать, узнал я путем медленного чтения, вглядываясь в стих, часто даже в отдельное слово. В Пушкине есть места, «куда еще не ступала нога человеческая», места трудно доступные и неведомые. Виною в том не его темнота, а всеобщий навык читать «по верхам», поверхностно. Но кто отважится пойти пешком, тот проникнет всюду и во всяком случае увидит много любопытного.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru