Сюжетная композиция стихотворения Пушкина «Деревня»

Стихотворение «Деревня» относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры — молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он — автор оды «Вольность», автор обличительных эпиграмм. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия.

Чтобы отдохнуть от сует столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, «на лоне мирной тишины», Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении «Деревня», в ней — все его мысли и чувства.

Стихотворение состоит из двух частей. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.

Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!

С любовью и очень подробно передает поэт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда:

..люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят;
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…

Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Здесь же размышляет юный поэт над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают «резать» узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Так рождается вторая часть стихотворения:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта — гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий теперь народ принес его стране победу в Отечественной войне 1812 года.
Пушкин страдает, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа при помощи своей лиры, еще задумчивой и безмятежной по-юношески. Поэт упрекает себя за «бесплодный жар» своих прежних стихов:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В заключительных строках стихотворение — раздумье автора. И еще, мне кажется, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

www.uznaem-kak.ru

«Деревня» Пушкина — жанр, тема, особенности стихотворения

Стихотворение «Деревня» написано А.С.Пушкиным в 1819 году в имении своего отца и относится к петербургскому периоду творчества.
«Деревня» представляет собой социально-политический монолог и затрагивает глубоко волнующие автора проблемы настоящего и будущего России. Будучи по своим убеждениям сторонником конституционной монархии, Пушкин обличает господствующее в стране крепостное право, считает, что избавление крестьян от тяжкого бремени должно произойти «сверху», «по манию царя».

Интересной особенностью стихотворения является использование автором приёма жанрового смешения. Композиция, лексика, изобразительные средства создаёт постепенно нарастающий эмоциональный подъём.

Первая часть произведения наполнена созерцательно-элегическими размышлениями поэта о русской деревне, композиционное ядро здесь составляет лирический пейзаж Михайловского, схожий с картинами природы из стихотворения «Вновь я посетил».

Сентиментальный деревенский пейзаж с его «светлыми ручьями», «лазурными равнинами» озёр и «влажными берегами» создаёт ощущение спокойствия и благостности. Безграничность и просторность горизонта – это словно естественный символ освобождения поэта от «суетных оков», обретение желанного покоя «на лоне счастья и забвенья» и возможности предаться духовным исканиям.

В отличие от первой части стихотворения, жанр которой ближе всего к сентиментальной пасторали, вторая часть больше всего напоминает политический памфлет, то есть произведение обличительного характера.

Поэтические красоты родной природы не скрывают от взора лирического героя иные картины русской деревни:

«невежества убийственный позор», убогие «хижины», «дворовые толпы измученных рабов».

Автор скорбит о тяжёлой доле крестьянства, обвиняя в страданиях народа«неумолимого Владельца», «Барство дикое», которое

без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Поэт полон решимости обратить взор власть имущих на то, какое тяжёлое и униженное существование влачит «рабство тощее», мечтает увидеть «народ неугнетенный», всей душой сожалеет о недостаточности своего призыва.

Поэтому совсем не утверждением, а настойчивым вопросом завершается стихотворение «Деревня»:

Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Такой финал не случаен. Пушкин и ждёт ответа, и не находит его.
Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни поддерживается жанровым контрастом стихотворения – идиллия и памфлет.

Поэт использует средства поэтической выразительности, благодаря которым достигается задуманный поэтом эффект.

Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления:

«Барство дикое» — «Рабство тощее»,

«праздность вольная» — «тягостный ярем»,

«творческие думы» — «мысль ужасная»,

«везде следы довольства и труда» — «везде Невежества убийственный Позор»,

«я здесь, от суетных оков освобожденный…» — «дворов толпы измученных рабов»,

«порочный двор Цирцей» — «мирный шум дубрав».

Пушкин включает в стихотворение «Деревня» свойственные для одического жанра восклицания:

«Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»,

а также риторические вопросы:

«Почто в груди моей горит бесплодный жар?», «Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный?»

Кстати, подобные обращения свойственны и публицистическому стилю памфлета. Звучание собой торжественности придаёт произведению и стихотворный размер – шестистопный ямб, так называемый александрийский стих, свойственный одическому жанру.
При жизни Пушкина печаталась лишь первая часть стихотворения. Вторая же распространялась только в списках. Полностью «Деревня» была издана Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870-м.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Сюжетная композиция стихотворения Пушкина «Деревня»


Стихотворение «Деревня» относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры — молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он — автор оды «Вольность», автор обличительных эпиграмм. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия.

Чтобы отдохнуть от сует столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, «на лоне мирной тишины», Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении «Деревня», в ней — все его мысли и чувства.

Стихотворение состоит из двух частей. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.

Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья!

С любовью и очень подробно передает поэт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда:

..люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда…

Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Здесь же размышляет юный поэт над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают «резать» узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Так рождается вторая часть стихотворения:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта — гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий теперь народ принес его стране победу в Отечественной войне 1812 года.

Пушкин страдает, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа при помощи своей лиры, еще задумчивой и безмятежной по-юношески. Поэт упрекает себя за «бесплодный жар» своих прежних стихов:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В заключительных строках стихотворение — раздумье автора. И еще, мне кажется, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

www.school-essays.info

идейное содержание, композиция, средства ыразительности

Стихотворения о России занимают довольно обширную нишу в творчестве А. С. Пушкина. Особое внимание поэт уделял деревне, быту крестьян, красоте русской природы. Произведение Пушкина «Деревня» является образцом подобного рода лирики. В нем автор затрагивает множество современных ему проблем.

История создания

Как известно, Пушкин был дружен с декабристами. Он посещал тайные кружки и собрания, самыми активными участниками которых были Чаадаев, Бестужев, Пущин. Это увлечение могло стоить Пушкину ссылки в Сибирь. Однако за свою вольнолюбивую лирику автор поплатился лишь отправкой на Кавказ (в Южную ссылку), а впоследствии поселением в своем родном имении Михайловское. Стих «Деревня» Пушкин написал еще до ссылки, когда в 1819 году приехал из Петербурга погостить в Михайловское. В нем отчетливо звучит одна из самых важных тем передовых авторов того времени — отмена крепостничества, гнет царской власти.

Тематика, проблематика, идейное содержание

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показывает, что его смысл многослоен. Стих довольно большой по объему, благодаря этому Пушкин смог раскрыть в нем сразу несколько тем.

Во-первых, он говорит о красоте русской деревни. Автор желает показать, насколько прекрасны и живописны просторы нашей страны. Он, не скрывая, любуется также и народом, его бытом.

Во-вторых, автор говорит об уединении и его пользе. По мнению Пушкина, в селе лучше писать и творить, ведь там даже дышится свободнее. Пушкин восхищается тем, что в Михайловском он может полностью погрузиться в думы и творчество, ведь здесь нет беготни, суеты, роптанья.

В-третьих, поэт поднимает проблему крепостничества. Барство, нищета, приниженное положение крестьян — вот, что еще увидел в сельской местности Пушкин. «Деревня» — стихотворение, построенное на контрасте.

Композиция произведения

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» получится не совсем полным без рассмотрения его построения. Логически текст делится на две части. В первой Пушкин радуется тому, что наконец попал в «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Во второй же он возмущен тем, что в нем царит «барство дикое, без чувства, без закона». Таким образом, стих строится на антитезе, позволяющей автору выразить свою основную мысль. Россия — прекрасная страна, в которой есть все, но нет правильного политического и социального устройства, в котором каждый человек имел бы право на развитие, на образование и достойное существование.

Подобные мысли мы можем встретить у многих поэтов. К примеру, у Лермонтова: «люблю Отчизну я, но странною любовью…». Здесь Лермонтов также выражает свою любовь к Родине, к ее просторам и красотам, но он удручен тем, что происходит в государстве. То же мы видим и у Блока в стихотворении «Россия», где автор открыто называет страну нищей.

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» по частям

Необходимо проследить, как меняется настроение произведения от одной части к другой, какими поэтическими средствами пользуется автор.

Часть первая

Итак, первая часть произведения очень лирична. Для того чтобы передать красоту деревенской природы, автор прибегает к различным средствам выразительности. В самых первых строках мы видим перифразу. Ведь Пушкин так и не употребил слово «деревня», назвав ее «тихим уголком». Перифразу мы видим и позже. Светскую жизнь в Петербурге, балы и салоны автор назвал «порочным двором Цирцеи». Этим Пушкин продолжает традицию 18 века, в которой принято было привлекать образы из античной мифологии. Употребляя такое сравнение, автор демонстрирует, что светская, городская жизнь легко заманивает людей в свои сети, время там летит быстро, как в замке Цирцеи, человек даже не замечает, как бесполезно протекает его жизнь. Описывая пейзаж, автор прибегает к таким эпитетам, как «светлый», «лазурный», «крылатый». Видно, с какой нежностью относится ко всем деталям Пушкин. «Деревня» — стихотворение, которое содержит только то, что, по его мнению, является характерным для нашей страны. А это сады, луга, овины и мельницы, поля, нивы и холмы.

Но уже в первой части звучит мысль о том, что автор не просто рад уединению, что его творческие думы не дремлют, он жаждет действия, он хочет донести мысль до читателей, хочет привлечь внимание к проблеме, о которой речь пойдет во второй части стиха.

Часть вторая

«Ужасная» мысль не дает лирическому герою наслаждаться всей красотой и спокойствием. Мысль о том, что этот край не просто уединенный, но он еще и заброшенный, дикий, невежественный. Здесь царит барство. Однако анализ стихотворения Пушкина «Деревня» позволяет говорить о том, что за этим словом маскируется еще и рабство, о котором двумя строками ниже скажет поэт. Пушкин не особо боится преследований и гонений, ведь произведение звучит очень резко и остро. Автор говорит обо всем: о труде без прав и привилегий, о самодурстве, о злобе, называя дворян «злодеями», намекая на то, что многие крестьянские девушки становились жертвами аморальных помещиков, о жестокости.

Значение финальных строк

Однако считает ли Пушкин, что у России нет шансов на более светлое будущее и что она обречена на вечное неравенство? В конце поэт напрямую обращается к своему народу. Он сожалеет о том, что ему не удается «зажечь» сердца людей, что его дар пропадает напрасно. Очень эмоционально и ярко звучит концовка стихотворения. Риторические вопросы и восклицания задают интонацию, создавая необходимую атмосферу. Свой стих «Деревня» Пушкин не позиционирует как открытый призыв к революции. Он верит, что рабство будет свержено «по манию царя». В этом и есть особенность лирики автора, который не желал насильственного разрушения существующего строя, не желал, чтобы в стране началась разруха (как это случилось в начале 20 века). Он взывал прежде всего к мудрости правителя, за что и был отправлен в ссылку.

Итак, крепостное право — одна из главных тем, к которым обращался А. С. Пушкин. «Деревня» (год написания — 1819) являет собой образец вольнолюбивой лирики, в которой поэт выражает свое недовольство угнетенным положением народа. Но в то же время он гордится своей Родиной, которая может похвастаться красотой и богатствами, традициями и историей, силой и духовным совершенством народа.

autogear.ru

Композиционный анализ стихотворения а.с. пушкина «деревня»

УДК 82.0 ББК 83.3 (2=Рус) 5 С 28

Т.Ю. Сединкина

Композиционный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»

(Рецензирована)

Аннотация:

Целостный анализ литературного произведения, и в особенности выявление содержательности художественной формы его, таит немалые трудности для преподавателя литературы.

Ключевые слова:

Анализ стихотворения, поэтическая образность, композиция, лирика.

В статье «Композиционный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» рассматривается подход к анализу небольшого по объему лирического произведения.

Автор заостряет внимание на следующих вопросах:

1. Повод к написанию стихотворения, обстоятельства жизни поэта, жизненные впечатления, послужившие толчком к созданию стихотворения.

2. Содержание стихотворения, динамика мыслей и чувств поэта, композиция стихотворения.

3. Поэтическая образность стихотворения.

4. Характер поэтической стилистики.

Конечно, такой детальный анализ не может

быть прямо перенесен на урок, но он дает в руки учителя дополнительный материал для работы с учащимися.

«Пушкин принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее и потому сами не могут принадлежать только одному прошедшему», -писал В.Г. Белинский. В этих словах говорится о великом подвиге Пушкина в истории русского общества, русской культуры. Его поэзия раскрыла невиданную, часто даже непостижимую для современников поэта свободу и красоту человеческой личности. Творчество Пушкина формировало не только русскую литературу, но и русского человека, его духовный облик, строй его мыслей и чувств.

Поэзия Пушкина в высокой степени обладает воспитательной силой. «…Читая его творе-

ния, — писал В.Г. Белинский, — можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

Так прочитаем со школьниками стихотворение А.С. Пушкина «Деревня». Как известно, оно создано в 1819г. В основу его легли непосредственные жизненные впечатления от посещения поэтом села Михайловского. Общие контуры именно Михайловского пейзажа угадываются в описательной части стихотворения. Автобиографичность его помогает понять условность поэтического языка, позволяет видеть претворение жизненного содержания в художественной форме, имеющей свой собственный смысл и свою собственную жизнь.

Движение мыслей и чувств поэта постигается через понимание композиции стихотворения.

Пушкинскую «Деревню» принято толковать как стихотворение, состоящее из двух контрастных частей. Эта особенность стихотворения действительно бросается в глаза. Тем не менее композиция «Деревни» не так проста. Прежде всего следует выделить вступление (первые два четверостишия), где уже заявлена антитеза симпатий и антипатий поэта. («Приветствую тебя, пустынный уголок…» и «…я променял порочный двор Цирцей…»).

Основное содержание стихотворения делится на две контрастные части, разделенные

решительным «но». В свою очередь обе они многоплановы.

Если прибегнуть к распространенному в школьной практике приему озаглавливания частей произведения с использованием авторского текста, то композиция пушкинской «Деревни» может быть представлена следующим образом:

I. Вступление.

1. «Приветствую тебя, пустынный уголок…»

2. «.. .я променял порочный двор Цирцей…»

П.

1. «Везде следы довольства и труда»

2. Поэт «в уединенье величавом».

III.

«Везде невежества убийственный позор».

IV. Итог

1. «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

2. «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный…»

Максимально полное вычленение самостоятельных композиционных звеньев стихотворения, несомненно, способствует полному пониманию его содержания. Внимательное прочтение «Деревни» позволяет выявить в стихотворении еще одну важную тему — тему поэта. В начале произведения перед нами поэт-философ, поэт-созерцатель, для которого действительность — только внешняя обстановка, «приют спокойствия, трудов «вдохновенья». Поэт постигает «истину», учится «закон боготворить» путем философских умозаключений, путем овладения книжной мудростью, вопрошая «оракулов веков». Поэт благословляет свое одиночество, «уединенье величавое».

Однако действительность разрушают иллюзии, и оказывается, что в груди поэта из глубины души вырывается возглас: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

В этой связи вспоминаются стихотворения Пушкина «Пророк» и «Памятник». В первом -акт преображения человека, томимого «духовной жаждой», в пророка, который может больше, чем «сердца тревожить», — глаголом жечь сердца людей. Во втором — своеобразный отчет перед народом, перед потомками поэта-гражданина.

При жизни Пушкина из-за цензурных условий печаталась только первая половина стихотворения, кончая стихом «В душевной зреют глубине», под названием «Уединение». Полностью распространялось в списках, больше искажения содержания произведения при такой публикации трудно представить. Дело не только в том, что допускается самая острая антикрепостническая часть «Деревни». Стихотворение, написанное как антитеза, может быть понято только в целом.

Антитеза заявлена уже во вступлении. Пока она развернута только внешне: здесь — одно, где-то там — иное. Затем антитеза раскроет внутреннее противоречие: здесь — добро, но здесь же — и зло. Кульминация стихотворения -его третья часть: «Везде невежества губительный позор».

Зримый облик предметов воссоздают эпитеты: «озер лазурные равнины», «нивы полосаты», «овины дымные», «мельницы крылаты».

Во второй теме второй части эпитеты принимают оценочный характер: «от суетных оков», «свободною душой», «толпы непросвещенной», «застенчивой Мольбе», «мысль

ужасная», «невежества убийственный позор», « барство дикое» и т.д. Поэтическая речь становится страстной, эмоционально насыщенной и напряженной. «Деревня» выдержана в тонах возвышенной ораторской речи. Это подчеркнуто обилием обращений: «Приветствую тебя, пустынный уголок…», «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный…» Ораторские интонации находят выражение в многочисленных восклицаниях и риторических вопросах: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!», «Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»

Важное место в системе этих средств поэтической образности занимает,/ анафора. Во вступление и в начале второй части дважды повторяется «я твой», подчеркивающее безоговорочную симпатию поэта к родному краю. Далее следуют анафоры «везде» и в особенности «здесь». Оно становится главным в кульминационной третьей части (повторяется пять раз!):

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склоняюсь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неумолимого Владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея.

Контрастность содержания проявляется в том, что в первой картине деревни мы постоянно чувствуем присутствие поэта, его авторское «я»: «я твой», «я здесь». Даже при пропуске этого «я» ощущается его присутствие в определенно-личных предложениях: «Здесь вижу двух озер лазурные равнины…», «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!»

Во второй картине повествование принимает обобщенный характер, переводится в третье лицо: «Друг человечества печально замечает…» Поэт как бы обособляет себя от тех жиленных явлений, с которыми не желает иметь ничего общего. Вновь авторское «я» появляется только в финале стихотворения, где

речь идет о высшем назначении поэта. Таким образом, а первой и второй частях стихотворения деревня и поэт даны в гармоническом единстве, а в третьей части — резко разобщено. Сделать такое наблюдение помогает общая анафора «здесь». Даже частный поэтический прием у Пушкина содержателен и все средства поэтической образности взаимосвязаны, они дополняют и усиливают друг друга.

Как видим, полное, всестороннее, целостное рассмотрение лирического стихотворения позволяет поднимать много интересных вопросов, открывать новые оттенки содержания и формы, воспитывать саму культуру чтения.

Когда говоришь о Пушкине, то как-то даже неловко употреблять слово «мастерство», больше подходило бы «волшебство», хотя мы хорошо знаем, какого неусыпного, подвижнического труда стоило этому «любимцу муз» « потрясающее нас совершенство его созданий. Совершенство это не что иное, как поразительное по своей живой органичности слияние формы и содержания. И поразительное в своей нормальности.

Таким именно — в его естественности и нормальности — представляется нам гений Пушкина, осознаем мы это или не осознаем.

psibook.com

анализ стихотворения, тема, образы :: SYL.ru

Вольнолюбивые произведения Пушкина были доступны только узкому кругу знакомых и друзей. Ко времени создания стихотворения «Деревня» существовал запрет обсуждать в печати все, что касалось крепостного права. Но именно эти годы были богаты антикрепостническими произведениями, которые писали люди из ближайшего окружения императора: Киселев, Орлов, Аракчеев. Именно в контексте этих конфиденциальных сочинений следует рассматривать и стихотворение «Деревня». Оно не было напечатано и не проходило цензуру, но расходилось в списках.

Исторические предпосылки

Создавалось стихотворение в обстановке обсуждения крестьянского вопроса, которое началось в 1810 году. Одним из стимулов послужило проведенное Александром I безземельное освобождение крестьян в Курляндии и его речь на открытии Польского сейма в Варшаве, породившая конституционные надежды. К этому времени относится и ряд поданных императору документов о положении крестьян, некоторые из них составлялись по поручению самого императора. Вопрос о крепостном праве широко обсуждался в печати.

Это и стало темой стихотворения Пушкина «Деревня», с которым в 1819 году ознакомился Александр I. «Деревня» привлекла внимание Александра как одно из проявлений антикрепостнических тенденций в общественном мнении.

Заинтересовавшись стихотворением, ходившим в списках, император поручил Васильчикову достать текст. Тот, в свою очередь, обратился к Чаадаеву, бывшему в то время его адъютантом, который и доставил ему «Деревню». Прочтя стихотворение, царь просил передать Пушкину благодарность: «Поблагодарите Пушкина за благородные чувства, вдохновляющие его стихи».

Хождение в списках

Ближайшей идейной средой, оказавшей влияние на политическую концепцию «Деревни», стал кружок Н. Тургенева, который был одним из сторонников ликвидации в России крепостного права. «Деревня» была написана в Михайловском, где поэт воочию наблюдал быт псковской деревни и царивший там крепостнический произвол. Первое упоминание о «Деревне» содержится в письме Тургенева к брату в августе 1819 г.

В тот же день в письме Вяземскому Тургенев спрашивал, присылал ли ему «Деревню» Пушкина и отметил, что это сильные стихи, но есть и преувеличения по поводу псковского крепостничества. «Преувеличения», о которых пишет Тургенев, свидетельствуют о разнице в самом подходе к вопросу о крепостном праве Пушкина и его старших друзей. Если Вяземский рассматривает эту проблему как «индивидуально-нравственную», а Жуковский – как «духовный феномен», то Пушкин является сторонником радикального институционального подхода, разделяя взгляды будущих декабристов.

Стихотворение сразу же стало распространяться в многочисленных копиях. Пущин вспоминал, что «Деревня» ходила по рукам, переписывалась и читалась наизусть. Якушкин называл «Деревню» в числе стихов, которые были известны даже «сколько-нибудь грамотному прапорщику в армии», некоторые декабристы на следствии указали на «Деревню» как на стихотворение, способствовавшее зарождению «мыслей свободных». Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что это произведение, действительно, является примером вольнолюбивой лирики.

Цензурный вариант

Стихотворение «Деревня» представлено двумя редакциями, под заглавием «Уединение» оно возникло в результате приспособления текста к цензурным условиям. Наиболее ранний текст представлен оригиналом, помеченным июлем 1819 года. К нему восходит лишь одна копия, сделанная в доме Тургеневых, которые и были первыми читателями «Деревни».

В оригинале стихотворение не получило известности и распространялось в списках. Даже сам Тургенев цитировал стихотворение в более поздней редакции 1829 года. Судя по всему, поэт продолжал работу над стихотворением в Петербурге, в результате в текст был внесен целый ряд изменений, не коснувшихся общей композиции стихотворения. Эта переработка была завершена к началу 1820 года.

Согласно распоряжению поэта, стихотворение появилось в печати в 1826 году под заглавием «Уединение», следующие за последней строкой точки создавали впечатление незавершенности текста. Более к работе над стихотворением поэт не возвращался.

«Уединение»

«Уединение» традиционно рассматривается, как искусственный текст, возникший в результате изъятия второй половины стихотворения, в которой сконцентрированы политические и социальные мотивы, исключительно из цензурных соображений. Впервые «Уединение» с добавленной второй частью стихотворения было напечатано в 1829 году, в соответствии с цензурой «порочный двор царей» исправлен на «порочный двор Цирцей», «губительный позор» на «убийственный позор». В последующих изданиях этот текст перепечатывался под названием «Деревня».

Сокращение стихотворения было вызвано соображениями цензуры. Если в 1819 году «Деревню» одобрил сам Александр I, и она вполне могла печататься в начальном варианте, то 1825 году, в политической обстановке конца царствования Александра и при резком ужесточении цензуры, публикация полного варианта стихотворения была невозможна.

С исключением второй, «социально-политической» части, стихотворение превращалось в идиллическую медитацию с традиционной темой бегства от порочного света в уединение на лоне природы. Таким образом, анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что сокращенный вариант следует принять не просто цензурным, а вполне самостоятельным произведением.

История создания

Среди произведений, написанных Пушкиным в Петербурге, наряду со сказочной поэзий и дружескими посланиями, написаны были и политически острые стихи и эпиграммы на политических деятелей, в том числе императора Александра I. К этому периоду относится и «Деревня», написанная в 1819 году.

После окончания лицея он поселился на Фонтанке в родительском доме и окунулся с головой в столичную жизнь: театр, балы, дружеские сборища. В стихах того времени идеи свободы, любовь, дружба. В этот период за Пушкиным утвердилась слава противника самодержавия и певца свободы.

Суета столичной жизни стала тяготить поэта, и он едет в Михайловское, — к тиши природы. Но мирного покоя, о котором мечтал поэт, он здесь не нашел, а столкнулся с жесткостью помещичьего произвола и тяготами крепостного народа. Две части, из которых состоит стихотворение, резко отличаются между собой, но их объединяет идея: в «Деревне» Пушкин воплотил все увиденное.

Лирическая часть

Первая часть стихотворения «Деревня» начинается с описания мирной деревенской жизни – «приют спокойствия». С любовью поэт описывает окружающий пейзаж – «крылатые мельницы», «шум дубрав», «дымные овины», «душистые скирды», «лазурные озера» — включает и знакомый образ: «Учуся в Истине блаженство находить», «добро боготворить», «отвечать мольбе», «роптанью не внимать», «не завидовать судьбе».

Начиная анализ стихотворения Пушкина «Деревня» нельзя не обратить внимание, что первые дни автор произведения отдыхает от городской жизни и наслаждается свободой. Он размышляет над окружающей действительностью и смыслом существования. В глаза поэта постепенно бросаются голодные глаза детей, обшарпанные крестьянские избы. За внешним благополучием деревенской жизни, он видит и другую сторону этой жизни. Его сердце, отзывчивое на всякую несправедливость, возмущает его до глубины души.

Политическая часть

Уже во второй части, которая начинается с противительного союза «но», тон автора резко меняется — «но мысль ужасная» омрачает душу поэта и гармония взрывается. Пушкин находит узурпаторов Закона уже не в государственной власти, а тут же, на лоне природы. Он яростно обличает и осуждает барское насилие над крепостными: «барство дикое», «неумолимого владельца», «рабство тощее».

Завершая анализ стихотворения Пушкина «Деревня», нужно отметить, что социально-политический монолог второй части стихотворения затрагивает волнующие поэта проблемы. Как сторонник конституционной монархии, он обличает крепостное право и считает, что освобождение крестьян должно произойти наверху государственной пирамиды – «по манию царя».

Особенно его возмущает, что народ, который принес стране победу в войне 1812 года, так бедствует. Поэт страдает, что при помощи своих стихов он не может ничего сделать для обездоленного народа: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!».

В заключительных стихах слышны раздумья и сомнения автор по поводу того, преобразится ли мир и увидит ли народ свободу? Надежда на уничтожение рабства связана с верховной властью, и поэт вопрошает: «Увижу ль?», «Взойдет ли?» Звучание особой торжественности придает и стихотворный размер. «Деревня» Пушкина написана шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом.

Жанровые особенности

Особенностью стихотворения «Деревня» является использование поэтом приема жанрового смешения. Первая часть наполнена элегическими размышлениями о деревне, лирическим пейзажем Михайловского. Сентиментальная пастораль со «светлыми ручьями», «влажными берегами» и «лазурными лавинами» озер создает ощущение спокойствия. Безграничный простор – это словно символ освобождения от «суетных оков» и обретение покоя «на лоне счастья».

Вторая часть «Деревни» Пушкина по жанру напоминает произведение обличительного характера – памфлет.

  • Красота русской природы не скрывает истинную картину деревни: убогие «хижины», «измученные рабы» и «убийственный позор».
  • Поэт скорбит о тяжелой доле крестьян и обвиняет в этих страданиях «неумолимого Владельца», присвоившего «насильственной лозой» труд земледельца.
  • Автор полон решимости обратить внимание власти на «Рабство тощее».
  • Сетует, что не может ничего изменить своими стихами: «бесплодный жар».
  • И, что свойственно одическому жанру, восклицает: «О, если б…».
  • Поэт мечтает видеть «народ неугнетенный». Ждет ответа и не находит его, и завершает стихотворение вопросом: «Взойдет ли?».

Таким образом, контраст красоты русской природы и реальной жизни поэт поддерживает жанровым контрастом идиллии и памфлета. Достигается задуманный эффект в «Деревне» Пушкина образами и противопоставлениями:

  • «рабство тощее» поэт противопоставляет «барству дикому»;
  • сравнивает «праздность вольную» и «тягостный ярем»;
  • «мысль ужасная» сменяет «творческие думы»;
  • в «убийственный позор» переходят «следы довольства»;
  • «от суетных оков освобожденный» поэт увидел «измученных рабов».

При помощи художественных средств Пушкину в «Деревне» удалось сопоставить деревенский пейзаж и дикое барство реальной жизни. Композиционной основой стихотворения является антитеза, с помощью которой поэт раскрывает основные темы, выражает свое отношение к проблемам и передает их читателю.

www.syl.ru

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина | Инфошкола

22 Ноябрь 2016       админ      Главная страница » Анализ стихов и прозы      Просмотров:   3968

«И над отечеством Свободы  просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

Поставь оценку статье

    

info-shkola.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *