Ответы Mail.ru: какие средства и приемы используются в стихе а. с пушкина

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.» ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе» . Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море» .

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья» . К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.. .

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. . Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня» . Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких» , обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,.. .

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу» , но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
…О жены Севера, меж вами

otvet.mail.ru

Анализ Стихотворения Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»)

Стихотворение Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в 1830 году. Жанр произведения обозначен в заглавии, стиль – романтичес­кий. Мы может отнести это стихотворение к философской ли­рике.

Композиционно оно состоит из двух частей, антитетичных по своему смыслу. Первая часть – поэтический анализ прошло­го и взгляд в будущее. Здесь поэт также использует антитезу: в прошлом было все – грусть и веселье. Но веселье закончилось, юность с ее безумствами ушла безвозвратно, оставив после себя лишь «смутное похмелье». Печаль же прошлая по-прежнему жива в душе лирического героя. Поэтому в голосе его звучат тоскливые ноты. Он пробует заглянуть в будущее, но оно – уныло и мрачно, исполнено трудов, которые, кажется, не дадут должного удовлетворения. Лирический герой смотрит вперед с тревогой, душой его владеет тоска, отчаяние, он предчувствует горе, думает о смерти. Словом, мироощущение героя здесь впол­не укладывается в рамки, предписанные жанром романтичес­кой элегии.

Однако во второй части стихотворения, по точному замеча­нию Т.П. Буслаковой, антитеза «“умирать – жить” снимается благодаря выбору героя: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Реальная жизнь оказывается шире, богаче и многообразнее ро­мантического сознания. Наряду со страданием, она включает в себя и наслаждение, и гармоничное состояние души, и творчес­кие порывы, и любовь. В финале стихотворения лирический ге­рой вновь вспоминает о смерти, но он примирен с жизнью: лю­бовь, по мысли его, – это высшее проявление жизни.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Поэт исполь­зует различные средства художественной выразительности: эпи­теты («безумных лет угасшее веселье», «смутное похмелье»), срав­нение («как вино – печаль минувших дней»), метафору, аллите­рацию и ассонанс («блеснет любовь улыбкою прощальной»).

Здесь искали:
  • безумных лет угасшее веселье анализ
  • элегия пушкин анализ
  • анализ стихотворения пушкина элегия

sochineniye.ru

какие средства и приемы используются в стихе а. с пушкина

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.» ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе» . Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море» .

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья» . К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.. .

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. . Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня» . Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких» , обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,.. .

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу» , но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
…О жены Севера, меж вами

sprashivalka.com

Имманентный анализ «Элегии» Пушкина

Всем нам с детства хорошо известны строки пушкинских стихотворений. Они способны согреть долгими зимними вечерами, бесконечно удивлять своей природной уникальностью и красотой. Мы растем, совершенствуемся, стареем, а знаменитые произведения Александра Сергеевича не умирают, они продолжают жить. И вот уже наши дети, внуки листают волшебные страницы.

Когда читаешь стихотворения Пушкина, создается впечатление, что прикасаешься к Вечности, слушаешь голос Вселенной. Они были написаны два века назад, но до сих пор остаются актуальными, так как в них отражается сама жизнь, удивительная и загадочная. Анализ «Элегии» Пушкина адресован думающему читателю, для которого суть и смысл жизни имеют первостепенное значение. Возможно, интеллектуальный человек найдет здесь что-то для себя интересное.

Пушкин, «Элегия»: год написания

История создания весьма занимательна. К знаменитому периоду Болдинской осени относится стихотворение «Элегия». Пушкин в ту пору много времени предавался размышлениям о жизни. Лирическое произведение написано в философском ключе и затрагивает сокровенные вопросы бытия, которые, должно быть, поэт задавал сам себе. Он ищет правду вовне и внутри себя, его поиск обозначен как тревожная мелодия проходящей мимо жизни. Поэт переоценивает ее значимость, распознает новые пути возвращения к радостям и надежде. Не нужно забывать и о том, что данное стихотворение было создано уже после знаменитого декабрьского восстания, произошедшего в 1825 году. Год написания «Элегии» — 1830-й. Александр Сергеевич к этому моменту уже распрощался с возвышенными юношескими мечтами и порывами, стал способен трезво оценивать окружающую реальность.

Композиция стихотворения

Лирическое произведение включает в себя две строфы, имеющие противоположное значение: если в первой звучит разочарование и страх перед жизнью, то во второй части довольно ясно прослеживается стремление все изменить, преобразовать. Так же отчетливо выделяется легкой поступью возникающая вера в благополучие, которая и ведет героя к самому себе.

В первой строфе происходит переосмысление прошлого, для того чтобы приобрести возможность жить дальше. Во второй строфе надежда снова наполняет сердце и заставляет дышать полной грудью. Анализ «Элегии» Пушкина отражает мировосприятие поэта, его личные переживания и драмы.

Состояние лирического героя

Глубокое философское стихотворение о многом заставляет задуматься. Исходя из смысла произведения, можно увидеть, что лирический герой словно подводит итоги молодости, вдаль ушедшей юности. Какой-то сложный период остался позади. Прошлого не жаль, но у героя почти не осталось надежды на возрождение.

Он мучительно ищет правду в этом мире, но не находит ее. Лирический герой испытывает тоску по прошлому, описан момент внутреннего перерождения. Он не может больше жить, как прежде. Ему необходимы движение, ощущения творческих порывов, раздумья и волнения.

Анализ «Элегии» Пушкина показывает, что впоследствии лирический герой готов принять на себя ответственность, готовность к изменениям, связанные с принятием прошлого (и освобождением от него) и выстраиванием перспектив на будущее.

Произведение имеет глубокий психологический подтекст. Проникнуты философским значением, затрагивают тему человеческого бытия вопросы, которые ставит перед нами стихотворение «Элегия». Пушкин здесь подчеркивает быстротечность жизни и ее неоспоримую ценность.

Средства художественной выразительности

Использование тропов или ярких фигур речи является неотъемлемым элементом создания поэтического текста. В данном контексте можно выделить следующие символы.

«Смутное похмелье» олицетворяет собой заблуждение, состояние обманутости, тупика, из которого пока сложно увидеть выход. Оно тождественно самой смерти, поэтому дальше следует восклицание: «Не хочу я, други, умирать!»

Поэт сравнивает печаль с вином – она отравляет душу изнутри, мешает думать, принимать решения. Образ моря символизирует неизвестность и страх перед жизнью. Что ждет впереди – неведомо. Вот о чем рассказывает пушкинская «Элегия». Стих представляет собой философское произведение, которое поражает своей глубиной и целостностью.

Общий смысл произведения

Исходя из вышесказанного, можно выделить основную идею стихотворения: поиск истины, если он осуществляется честно, всегда заканчивается каким-то значимым духовным приобретением. Нужно только быть искренним перед самим собой, чтобы иметь возможность принять Божий дар.

Стихотворение насквозь проникнуто состоянием печали, но это не безысходность, а этап внутреннего перерождения. Вот что представляет собой «Элегия». Пушкин стих написал именно в тот момент, когда сам находился на внутреннем душевном переломе. Его стоит читать тогда, когда вас посещают мысли о бесполезности существования, о том, что часть жизни прошла впустую, напрасно.

Вместо заключения

Можно посоветовать уважаемым читателям изучать лирическое произведение более вдумчиво, внимательно останавливаясь на каждом предложении. Здесь ценно и значимо всякое слово, нет ничего лишнего. Высший смысл заключен в стихотворении «Элегия». Пушкин стих в свое время писал для себя, это, должно быть, были его размышления, которые нашли выражение в творчестве. Однако они стали достоянием нашего российского культурного наследия. Анализ «Элегии» Пушкина подчеркивает неоспоримые законы судьбы и смысла жизни.

fb.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»

МКОУ СОШ №2 им. Ф. Ф. Плужникова

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»

Подготовила

Ученица 10 «А» класса

Шульженко Светлана

Светлый Яр 2012г.

Стихотворение Пушкина «Элегия» было написано в 1830 году. Темой стихотворения является сама жизнь Пушкина. Пушкин рассказывает о своей жизни и показывает отношение к будущей. Например: «Безумных лет угасшее веселье…», «Но не хочу, о други, умирать». Эта строчка и является главной, т. к. эта строчка показывает стремление к жизни дальше. Первой смысловой частью являются следующие строки:

«Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море».

стихотворение пафос пушкин элегия

Пушкин рассказывает о своей пройденной жизни, что его прошлое было не без ошибок.

«…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

В этой части Пушкин показывает свое стремление к жизни.

«И ведаю, мне будут наслажденья

Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Стихотворение заканчивается строками, в которых прослеживается решимость пройти весь свой путь со всеми невзгодами и преградами.

Мотивом стихотворения является сам поэт, его жизнь.

Пафос в стихотворении меняется, в первой строфе грустный, а во второй повышенный.

Художественно-выразительные средства в стихотворении:

Сравнения: «Но, как вино — печаль минувших дней»

Олицетворения: «Блеснет любовь», «угасшее веселье»

Эпитеты: «Безумных лет», «Закат печальный», «Улыбкою прощальной»

Антитеза: «Безумных лет угасшее веселье», «Мне тяжело, как смутное похмелье»

Стихотворение произвело на меня хорошее впечатление потому, что поэт рассказывает о своей жизни, а также выделился пафос стихотворения.


diplomba.ru

«Элегия» Пушкина («Безумных лет угасшее веселье…»): анализ / Пушкин А.С.

Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» — медитация поэта, монолог, начальные слова которого обращены к самому себе («Мне тяжело»). Но смысл их в дальнейшем бесконечно расширяется, превращая стихотворение из поэтической исповеди в своеобразное завещание, обращенное не только к друзьям, но шире — к современникам и потомкам. От «Элегии» тянется нить к позднейшему стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), где в центре оценка не жизни, а исторического дела поэта.

Стихотворение открывается мысленным обращением к прошлому. От него поэт переходит к кругу переживаний, связанных с настоящим. Оба эти перехода — от внутреннего монолога, исповеди перед собой, к словам, адресованным друзьям, и от прошлого к настоящему и будущему — сложным образом сливаются в «Элегии», один из них усиливает другое. Отсюда — насыщенность текста стихотворения движением, внутренней динамикой при предельной уравновешенности, гармонической стройности композиционного построения целого и отдельных частей.

В то же время внутренняя жизнь человека предстает перед взором поэта под знаком противоречий, движения и изменения. Отсюда — цепь эмоциональных контрастов, проходящих через стихотворение (вчерашнее веселье, ставшее сегодня горечью; настоящее и будущее, несущие поэту уныние, труд, но и «наслажденье» — радости общения с миром красоты и искусства). Причем контрасты эти нигде резко не выделены и не подчеркнуты — движение мысли от прошлого к настоящему, от себя к аудитории, от одного поэтического образа к другому в пушкинской «Элегии» настолько естественно, что производит впечатление полнейшей безыскусственности. Один образ, как бы непроизвольно всплывающий из глубины сознания, невольно по ассоциации вызывает другой, контрастный или, наоборот, внутренне связанный с первым. Так от «смутного похмелья», которое испытывает поэт, естествен переход к старому «вину», с которым сравнивается в следующем стихе «печаль минувших дней

«, а от метафорического оборота «грядущего волнуемое море» прямой путь ведет к дальнейшему определению — «треволненья«.

Тема «горя», о котором говорится в пятом стихе, в несколько видоизмененной форме («горестей«) возвращается в десятом. В отличие от элегии «Погасло дневное светило…» и других элегий Пушкина 1810—1820-х годов в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье…» нет указаний на подобную частную биографическую ситуацию — реальную или символическую, в которой поэт хотел бы предстать перед читателем. Стихотворение написано в Болдине, в октябре 1810 года, в очень сложной для поэта общественно-политической обстановке, в дни, когда он, собираясь жениться, оглядывался на свою прошлую жизнь и одновременно напряженно размышлял нал тем, что ждет его впереди. Но эта реальная биографическая ситуация присутствует в стихотворении в «снятом» виде: она оставлена как бы за его порогом. С другой стороны, поэт не произносит своего монолога в условной «романтической» обстановке — на берегу озера, на корабле или обращаясь к далекой возлюбленной: смысл «Элегии» не в анализе той или иной особой, частной жизненной ситуации, а в осознании общей судьбы Александра Сергеевича и его мыслящих современников. Поэтому в ней отброшено все то, что могло бы отвлечь читателя от восприятия главного смысла произведения, приковать его внимание к более частному и второстепенному, что и хотел сделать в стихотворении «Элегия» Пушкин.

Анализ показывает, что произведение начинается со стиха, две неравные по протяженности, но ритмически уравновешенные части которого образуют в музыкальном отношении как бы две набегающие друг на друга поэтические волны: «Безумных лет // угасшее веселье». Обе половины этого стиха начинаются с замедляющих их течение эпитетов, которые внутренне «бесконечны», эмоционально неисчерпаемы по своему содержанию: будучи предельно лаконичным, каждый из них представляет сокращение множества определений, несет в себе ряд разнообразных значений и «обертонов». «Безумные» годы — это годы и «легкокрылого» юношеского веселья, и сменяющихся страстей, и «безумных» горячих политических надежд и ожиданий. Их «угасание» и по причине движения человека от юности к зрелости, и из-за исторического изменения окружающего мира закономерно. Но оно и трагично для того, кто становится старше и кто, отдаваясь настоящему, не перестает хранить в своем сердце благодарную память о прошлом и его «треволненьях».

Характерно, что в дошедшем до нас автографе с поправками поэта первый стих читался вначале иначе: «Протекших лет безумное веселье» (III, 838). В метрическом отношении этот первоначальный вариант не отличается от окончательного: и здесь то же деление стиха на два полустишия, отделенные друг от друга внутристиховой паузой (цезурой), причем оба они начинаются с замедляющих течение стиха эпитетов. Но эпитет «протекших лет» внутренне более однозначен, беден по содержанию, он не порождает такого глубокого эмоционального отклика в душе читателя, не будит в нем тех широких и многообразных, в том числе трагических, ассоциаций, какие рождает менее определенный, но более сложный, эмоционально многозначный метафорический эпитет «безумных лет». И точно так же формула «угасшее веселье», насыщенная ощущением внутреннего диссонанса, несущая в себе отзвук пережитых поэтом борьбы и страданий, звучит сильнее и выразительнее, чем формула (также метафорическая, но более традиционная для языка романтической элегии 1820 — 1830-х годов) «безумное веселье».

В этом поиске предельной многозначности, эмоциональной выразительности, поэтической весомости отдельного слова — один из общих законов поэтики пушкинского стиха 1830-х годов. Впечатление широкого внутреннего пространства, открывающегося в каждом слове поэта, создается тем, что не только за всем стихотворением в целом, но и за любым отдельным его «кирпичиком» читатель ощущает почти бесконечную перспективу породившего их личного переживания. Не случайно в разговоре с Гоголем Пушкин — споря с Державиным — утверждал, что «слова поэта суть уже его дела»: за словом у Пушкина стоит человек с бесконечно глубоким и сложным внутренним миром, миром, который и определяет выбор поэтом именно этого (а не другого!) слова, являющегося как бы мельчайшей его частицей. Поэтому у Пушкина последних, 1830-х годов нет «нейтральных», не несущих в себе глубокого поэтического смысла слов, которые могли бы быть без особого труда опушены или заменены другими: каждое из них не только «слово, но и «дело» поэта, сгусток эмоциональной и интеллектуальной энергии, рожденной необыкновенно интенсивно и богато прожитой жизнью и несущей на себе отпечаток полноты духовной жизни, нравственной высоты личности поэта. Именно так обстоит дело и в «Элегии».

Два трагических разряда, придающие внутреннюю напряженность первому стиху «Элегии», до некоторой степени эмоционально уравновешены медленным течением этого стиха, ощущением той внутренней гармонии, которую создает ритмически однообразное построение обоих его полустиший и их музыкальное, эвфоническое звучание (создаваемое красотой движения звуков внутри каждого стиха). Читатель слышит два глухих отдаленных раската, предвещающих приближение грозы, но она еще не разразилась. В следующем, втором стихе: «Мне тяжело, как смутное похмелье» — драматизм и трагическое напряжение первого стиха усиливаются. Начало его («Мне тяжело») проникнуто глубокой, сдавленной болью: после медленного гармонического течения первого стиха оно звучит как глубокий, скорбный вздох, а подчеркнутая его «неблагозвучность» (сочетание согласных мн — т — ж—л) создает почти физическое ощущение переживаемого поэтом страдания.

Примечательны другие поправки Пушкина, запечатленные в дошедшем до нас автографе: более определенный, на первый взгляд, но и более однозначный в смысловом отношении эпитет «тяжкое» похмелье (к тому же буквально повторявший данное в начале стиха определение «Мне тяжело», а потому придававший мысли поэта своего рода внутреннюю «одномерность») поэт заменяет сперва на «томное», затем на «смутное похмелье», добиваясь той же, охарактеризованной выше внутренней многозначности найденного определения, сложности и широты вызываемых им ассоциаций; слова «Мой день уныл» в начале 5-го стиха заменяются несравненно более емкой формулой — «Мой путь уныл«, а традиционно элегическое «мыслить и мечтать» — смелым и неожиданным «мыслить и страдать«. Прямая, утвердительная форма в последнем двустишии: «И ты, любовь, на мой закат печальный / Проглянешь вновь улыбкою прощальной», уступает место — после ряда промежуточных вариантов — менее определенной, но в то же время обладающей большим внутренним эмоциональным «подтекстом»: «И может быть — на мой закат печальный / Блеснет любовь улыбкою прощальной» (III, 838). В результате подобных немногочисленных, но предельно выразительных исправлений «Элегия» приобретает ту редкую гармонию содержания и формы, которую мы в ней ощущаем.

Эмоциональная сила стихотворения неотделима от характера проходящей через него цепи метафор и поэтических уподоблений. Исследователями неоднократно отмечалось, что в отличие от романтической лирики, где метафора часто рассчитана на то, чтобы специально остановить на себе внимание читателя, поразить его своей яркостью и неожиданностью, Пушкин в произведениях уже 20-х (а еще более 30-х) годов наиболее охотно прибегает к метафорам «обычного» типа, восходящим к постоянному, каждодневному употреблению. Сила подобных метафор состоит не во внешнем блеске и яркой, неожиданной образности, а в естественности и непроизвольности, придающих речи поэта общечеловечность, искренность и максимальную убедительность. Именно таковы многочисленные метафоры и сравнения, которыми насыщена «Элегия»,— «безумных лет угасшее веселье», сравнение горечи, оставленной прошлым в душе поэта, со «смутным похмельем», а его печали с «вином минувших дней» или образ «волнуемого моря» грядущего. Здесь (и в других случаях) Пушкин пользуется такими сравнениями и метафорами, которые покоятся на общих, устойчивых ассоциациях, а потому не поражают и не ослепляют читателя своей необычностью и прихотливостью, не требуют от него для понимания особой, дополнительной работы мысли и воображения, но легко входят в наше сознание, будят в душе встречный эмоциональный поток.

Поэт раскрывает читателю свое личное душевное состояние и вместе с тем побуждает читателя ставить себя на его место, воспринимать рассказ поэта о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем как рассказ также и о его, читателя, жизненном пути, его чувствах к переживаниях. Апелляция к духовному опыту читателя (или слушателя), к способности отзываться на слова поэта, наполняя их изнутри содержанием собственной душевной жизни,— общая черта лирической поэзии. В «Элегии» и вообще творчестве Пушкина 1830-х годов она проявляется с особенной силой. Говоря о самых глубоких, больших и сложных вопросах человеческого бытия — о прошлом, настоящем и будущем, о жизни и смерти, о мысли, любви и поэзии и об их месте в жизни человека,— поэт одновременно обращается к самому простому, обычному и каждодневному. Тем самым поднятые в стихотворении общие вопросы человеческого бытия теряют для читателя свою отвлеченность. Между большим и малым горечью от сознания угасших надежд и обычным похмельем, печалью и перебродившим вином, смертью и вечерним закатом, любовью и улыбкой уходящего дня — поэтом устанавливаются те же близость и соответствие, какие реально существуют между большим и малым, между общим круговоротом человеческого бытия и каждодневными, частными, преходящими явлениями в жизни человека.

«Элегия» написана пятистопным ямбом, размером, которым (так же, как и шестистопным) Пушкин особенно охотно пользовался в 30-х годах. В отличие от более быстрого, динамического но своему характеру четырехстопного ямба, которым написано большинство пушкинских поэм и «Евгений Онегин», пятистопный и шестистопный ямб — размеры, обладающие как бы «замедленным» течением. Поэтому они наиболее отвечали требованиям пушкинской «поэзии мысли». В «Элегии», как и в большинстве других случаев, где Пушкин в своей медитативной лирике прибегает к пятистопному ямбу (например, в стихотворении «19 октября 1825 года» или в позднейшей «Осени»), впечатление раздумья и соответствующего ему медлительного течения стиха создается не только большей протяженностью последнего по сравнению со стихом четырехстопного ямба, но и обилием эпитетов, а также тем, что Пушкин везде строго соблюдает в строке словораздел (цезуру) после второй стопы (т. е. четвертого слога). В результате каждый стих распадается на два ритмически уравновешенных отрезка. При чтении вслух их произнесение вызывает смену мелодических повышений и понижений голоса.

В то же время один из секретов эстетического воздействия пушкинского пятистопного ямба (в частности, в «Элегии») — в сложном единстве «правильного», гармонически стройного и разноообразного, текучего, меняющегося ритмического рисунка. Уже сам по себе отдельный стих пятистопного ямба с цезурой асимметричен: цезура делит его на неравные отрезки в 2 и 3 стопы (т.е. в 4 и 6-7 слогов). Таким образом, он состоит (как уже отмечалось выше в связи с анализом начального стиха «Элегии») из двух ритмически уравновешенных, хотя и фактически равных по протяженности частей. Но, кроме того, в «Элегии» со стихами, где мы встречаем два сильных ритмических ударения, подчиняющих себе остальные, более слабые («Безумных лет» // угасшее веселье), чередуются стихи с тремя ударениями («Мой путь уныл. // Сулит мне труд и горе»), а со стихами, состоящими из 5 — 8 коротких слов («Мне тяжело, // как смутное похмелье»; ср. также предыдущий пример), — строки, состоящие из 4 и даже 3 слов, среди которых отсутствуют слова и частицы служебного характера, а потому каждое отдельное слово приобретает особую весомость («Грядущего волнуемое море»).

Одни строки стихотворения образуют в синтаксическом отношении единое целое, другие распадаются на два различных (хотя и святимых по смыслу) фразовых отрезка (ср. приведенное выше: «Мой путь уныл…»). Наконец, все стихотворение в целом образует не две метрически сходных строфы, а два неравных отрезка в 6 и 8 стихов. Между ними — резкий смысловой и интонационный сдвиг: после медлительного течения первых строк с общей интонацией скорбного раздумья — энергичное отрицание, соединенное с обращением: «Но не хочу, о други, умирать». Но своему смыслу обе части стихотворения вполне естественно, логически переходят одна в другую. Но в то же время по содержанию они антитетичны, жизнь поэта предстает в них в различных, дополняющих друг друга аспектах, и только учет и сопоставление обоих этих аспектов позволяет поэту подвести художественный баланс, выразить свое общее, итоговое к ней отношение. Внутренней антитетичности обеих частей стихотворения отвечает различие их ритмического рисунка. Замедленное движение первой части, где поэт анализирует свое душевное состояние и при этом как бы постепенно, с трудом находит слова, нужные для передачи остро ощущаемого им драматизма своей личной и писательской судьбы, во второй части сменяется иной интонацией — более энергичной, проникнутой общим утверждающим началом.

Интересна и другая особенность поэтического строя «Элегии». Почти каждое из двустиший, из которых состоят обе ее части, с внешней точки зрения логически и синтаксически завершено, могло бы вне контекста стихотворения жить самостоятельной жизнью, как отдельное произведение. Но при своей логической законченности каждое из двустиший «Элегии» проникнуто эмоциональным и соответственно интонационным движением, которое не находит в нем завершения. Сжатость отдельных фразовых отрезков контрастирует с их эмоциональной насыщенностью, с силой и глубиной отраженного в них переживания. Эмоциональный напор, проникающий их, каждый раз вызывает необходимое в дальнейшем развертывание мысли. И лишь в последнем, завершающем стихотворение двустишии внутренне беспокойная, тревожная и патетическая интонация сменяется спокойным и светлым, примиряющим поэтическим аккордом.

Романтическое мировоззрение и романтическая элегия (как один из центральных жанров поэзии романтизма) отражают обычно борьбу спорящих ,влекущих в противоположные стороны чувств в душе лирического героя. В «Элегии» же Пушкина противоречивые силы в душе поэта приведены к внутреннему единству, к сложной гармонии. Поэт с болью вспоминает о прошлом, но не требует, чтобы оно вернулось, и самая мысль о невозвратимости былого не вызывает у него горечи или возмущения. Он сознает «унылость» настоящего и в то же время принимает и тот «труд» и те «наслажденья», которые оно ему несет. Человеческая мысль, разум в его понимании не противостоят жизни: они относятся к числу ее самых высоких и благородных проявлений, несут человеку не только скорбь, но и наслаждение. Начала, которые в романтическом мировоззрении были разорванными, враждебно противостояли одно другому, в «Элегии» Пушкина уравновешены, стали элементами сложного душевного единства мыслящей личности.

При всей обобщенности и сжатости формул, с помощью которых поэт рисует свое прошлое и настоящее, в «Элегии» запечатлен живой образ великого поэта, каким мы привыкли себе представлять его на вершине его творческой зрелости. Это не пассивная, мечтательная, но активная, действенная натура, уже смолоду широко открытая окружающему миру — его «наслажденьям», «заботам» и «треволненьям». Небогатые внутренние силы не раз заставляли ее переходить «разумную» меру — об этом свидетельствуют горькие воспоминания о прошлых «безумных» годах. Вместе с тем пережитые испытания и горести не заставили ее согнуться под своей тяжестью: поэт не закрывает на них глаза, так же, как стойко и мужественно глядит навстречу ожидающим его новым испытаниям. Принимая их как неизбежную дань исторической жизни своей эпохи, он готов достойно принять и самое страданье, освещенное для него высокой радостью мысли. Сознание тяжести своего жизненного пути и жизненного пути других окружающих людей не побуждает его эгоистически замкнуться в себе, не вызывает у него «охлаждения» или равнодушия к человеческим радостям и страданиям в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье». Анализ, изложенный выше, представлен в следующем источнике.

Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

classlit.ru

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

9 класс

Анализ лирического произведения.

А.С. Пушкин «К морю»

Цели урока:

  1. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
  2. Повторить понятия: романтизм, элегия.
  3. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
  4. Проследить композицию и сюжет  стихотворения.
  5. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

   1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжаем разговор о Южном периоде в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Известный литературовед  Б.В.Томашевский назвал его « временем полного расцвета поэзии Пушкина, полного освобождения от какого бы то ни было ученичеств, полной его оригинальности».

Ссылка на юг была для Пушкина бедой, обидой и болью – и вместе с тем его духовным торжеством, радостью творчества. Он сам это хорошо осознавал.

В стихотворении «К Чаадаеву» он писал о значении для себя южной ссылки:

И сети разорвав, где бился я в плену,

Для сердца новую вкушаю тишину.

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений…

Стихотворение – элегия «К морю» (1824) завершает южный период в творчестве Пушкина. Это определенный этап в жизни поэта, это прощание поэта с морем и романтической поэзией.  Оно начато в Одессе и завершено уже в Михайловском.

Итак, мы обозначили литературное направление, к которому относится это стихотворение – романтизм.

— Вспомним основные признаки романтизма. ( Слайд)

1. Романтическая страстная  личность.

2. Конфликт между личностью и обществом.

3. Сильный характер романтического героя.

4. Исключительные обстоятельства.

5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.

6. Стремление к абсолютной свободе.

7. Поиск непостижимого идеала в сочетании  с пониманием несовершенства мира.

                                                                                                                      3.Выразительное чтение стихотворения.

4. – Почему это стихотворение называют элегией? (Слайд)

Элегия – жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека.

Итак, перед нами жанр элегии, даже элегического послания, где поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.

  1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.

— Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию. (Слайд)

Море – « свободная  стихия», «гордая краса» , « ропот заунывны», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн..»

— Какой образ моря создаются в стихотворении?

( Образ свободной стихии. Это перифраз. Море – свободное! Оно же стихия! Это как бы двойная свобода, свобода абсолютная.)

— Что сближает поэта и море? ( Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)

  1. – Следовательно какова же тема пушкинской элегии?

( Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый»)

  1. Образы моря  — свободы не только открывают стихотворение, но и скрепляются его композицией.

— Какой характер носит композиция стихотворения: статический или динамический?

— Как появляются идеи и образы стихотворения?

(Точно по внутренней потребности, непреднамеренно, ассоциативно). Строфы сюжетно не сцеплены между собой.

  1. Работа в группах.                                                                                                  Мы обращаемся к композиции.                                                                 Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения. (Обсуждение д/з)

Примерный план:

1-5 строфа – воспоминание о море;

6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;

7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт. (Она не позволила ему вырваться на волю, любовь тоже стихия, но стихия плена. Она так же могущественна, как и море.

9-10 строфа – образ Наполеона.                                                                          (Этот образ рождается из образа свободы – моря и плена, более высокого пленника, заставляет вспомнить и о его судьбе. Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимался как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове Святой Елены воспринималась как национальная трагадия.)

10-12 строфа – образ Байрона, романтического поэта. ( Байрон «властитель дум» молодого поколения. Он сражался за свободу греческого народа, где и умер в Миссолунгах. Пушкин говорил, что стихотворение «К морю» «маленькое поминаньице за упокой души раба Божия  Байрона».

Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. (Слайд)

П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».

Образы Байрона и Наполеона в стихотворении не были неожиданными. Их сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.

13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира, земли.

14- 15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.

Вывод:

Таким образом с идеей свободы – центральной в стихотворении «К морю» свободно соотносятся и связаны все частные мотивы и темы.

2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.

( Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: « Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», он куда-то зовет,«призывный» — это необычные эпитеты, они передают настроение. Для романтика грусть, высока грусть – это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен.                                         Свое настроение поэт характеризует словами: « Бродил ли я тихий и туманный»

2. Какое настроение они передают?

3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

(Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая степень чего-либо.

«Моей души предел желанный» — море – символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный»).

3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»

Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?

Почему к морю поэт обращается в муж. роде?

2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

( 1.Море – друг.

2. «Властители дум» — Наполеон и Байрон носители идеи свободы и в то же время его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимы дух борца , гениальность («умчался гений»). Наполеон – пленник моря.

4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?

2. Звукопись стихотворения.  Найти примеры аллитерации, ассонанса.

Что придают звуковые повторы стихотворению?

Как помогают раскрыть тему моря?

3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:

«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

(1. Синтаксис музыкален – повторы значимых слов и союзов: «Твой грустный шум, твой шум призывный…»

«как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим…»

« и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

«твои скалы, твои заливы, и блеск, и шум, и говор волн..»

2. Сонорные р, л, м, н, протяжные гласные о,а, и направляют основную музыкальную тему элегии. Передают звуки и шум моря.

« как друга ропот заунывный…»

«моей души предел желанный. Как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный…»

«как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

3. Слово «беспечный» выпадает из звукового ряда, а слово «смиренный» помогает создать сильный звуковой образ:

Смиренный парус рыбарей;

Твоею прихотью хранимый…

5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)

2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

                                                                                                                       (1.Строфа 4 – состояние покоя и бури на море;

Строфа 5 – штиль и буря;

Строфа 7 – 1-я строчка « …у берегов остался я» — антитеза моря и берега.

Море – стихия, неодолимость, свобода.

Берег – скучный, неподвижный, несвободный.

Море – без- брежно!

И этим противостоит берегу.

Вывод:

Основной контраст в стихотворении свобода – несвобода.

Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, скрепляет воедино композицию и поддерживается  в тексте близкими по смыслу антитезами и антонимами.

Отличие сюжета и композиции.

Слайд.

Композиция – построение произведения.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

2. Поэта удерживает  не только «могучая страсть» , но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)

6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского  «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».

Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?

Какие слова стихотворения созвучны картине?

2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?

3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )

(Сообщение ученика.)

 Выводы по анализу стихотворения.

Итак, мы попытались проанализировать элегию А.С.Пушкина «К морю».

Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты, образ моря реален, он слит с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

                                                                                                                                                                                   Выделим черты романтизма в элегии. (Слайд)

  1. Пронизана романтическим настроением.
  2. Романтический пейзаж.
  3. Гордое одиночество поэта.
  4. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
  5. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.

 Слайд.

М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» — стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.

Письменная работа. 10 минут. Зачитать 2-3 работы.

Итоги урока. Оценки за урок.

Домашнее задание.

Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения.

2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.

2. Какое настроение они передают?

3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»

Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?

Почему к морю поэт обращается в муж. роде?

2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?

2. Звукопись стихотворения.  Найти примеры аллитерации, ассонанса.

Что придают звуковые повторы стихотворению?

Как помогают раскрыть тему моря?

3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:

«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)

2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского  «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».

Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?

Какие слова стихотворения созвучны картине?

2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?

3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )

Задание к уроку.

1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.

— Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию.

Море –

2.М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» — стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *