Содержание

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушки­ным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Алек­сандра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.

Произведение написано в жанре греко-римской оды, это воль­ное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разраба­тывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Го­раций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Ита­лию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пуш­кин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Про­рока». Он с гордостью говорит о народном признании его про­изведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.

В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобраз­ное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «ми­лости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низмен­ных, земных дел, от оценок общества.

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («па­мятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и мно­госоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой про­буждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения созда­ется с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого сти­ля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».

Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пуш­кинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин

4.3 (85%) 8 vote[s]
Здесь искали:
  • анализ стихотворения пушкина памятник
  • анализ стихотворения памятник пушкина
  • анализ стихотворения я памятник себе воздвиг нерукотворный

sochineniye.ru

ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Памятник». Анализ стихотворения

Общий анализ стихотворения

История созданияСтихотворение написано 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до гибели поэта.А.С.Пушкин предчувствовал гибель, и это стихотворение — духовное завещание поэта. Он подводит итог своей творческой деятельности.автор продолжает традиции Г.Р.Державина ,который тоже написал произведение с таким названием.Интонация стихотворения отличается торжественностью, возвышенностью.Велико значение стихотворения. В нём автор не только подводит итог творчества. Но и словно отмечает, какой вообще должна быть поэзия. Это станет ориентиром для многих поэтов последующего времени.
тематема поэта и поэзии, её роли в жизни общества, прославление истинной поэзии, утверждение высокого назначения человека в обществе.
идеяидея смысла творчества и его оценки
композициякомпозиционно состоит из пяти строф.
жанродапо интонации — торжественная речь поэта-гражданина
литературное направлениереализм
размеркаждая строфа написана катреном (то есть законченной строфой из четырёх строк): 3 строки – шестистопный ямб, 4-ая строка- четырёхстопный ямб, это делает её ударной и сосредотачивает на ней внимание.
рифмаперекрёстная( абаб): женская рифма ( ударение падает на предпоследний слог)чередуется с мужской(ударение падает на последний слог).
тропыэпитеты: памятник «нерукотворный», главою «непокорной»,Русь « великая», «жестокий век», «заветная» лира;

 

метафора: «Не зарастёт народная тропа»

 

метонимия: «Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

стилистические фигурыантитеза
: «хвалу и клевету»

 

анафора:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу

синтаксические средстваИнверсия: «И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…»

 

Ряды однородных членов: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…».

 

Полисиндетон( многосоюзие): «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».Это средство помогает читателю воспринимать людей разных национальностей как единый народ страны.

поэтическая фонетикааллитерация:Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа
лексические средства
возвышенная лексика(старославянизмы): «главою непокорной», «приемли»,»вознёсся», «пиит»

literatura-ege.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Стихотворения 1823-1836 Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

    Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
    Лирический герой А.С. Пушкина также связывает свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…
    В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
    В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е., вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.
    Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.
    Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни» — важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин писал:
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.
    Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
    Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
    Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма (послушна – венца).
    Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)


www.litra.ru

Помогите сделать анализ стихотворения » Памятник» — Пушкин…

1Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.2)Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. Идея:создать гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.3)Композиция:Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:Душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит.В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.4)Лирическим героем является сам автор.5)Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).Сложные предложения, использована инверсия.Изобразительные средства иносказания:эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».6)По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.7)Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия — «Что чувства добрые я лирой пробуждал…». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.8)Размер:Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.Ритм и рифма, способы рифмовки:Рифмовка перекрестная.9)На мой взгляд, стихотворение «Памятник» — одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.10)Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Оцени ответ

shkolniku.com

Литературный анализ стихотворения Пушкина «Памятник» :: SYL.ru

Стихотворение «Памятник» было написано А. С. Пушкиным в 1836 году. В таких произведениях, как «Поэту» и «Поэт и толпа», остро поставлена проблема взаимоотношения общества и творческой личности. И в «Памятнике» этот вопрос приобретает совершенно особую, емкую формулировку. Она позволяет завершить размышления о смысле творчества и поэтической славе.

Особенности пушкинского произведения

В анализе стихотворения Пушкина «Памятник» учащийся может указать, что произведение было своеобразным подведением итогов творческого пути поэта, завещанием, составленным им в конце пути. По своей теме произведение восходит к оде Горация «К Мельпомене» — из нее и взят эпиграф к стихотворению. Необходимо отметить, что первый перевод оды был сделан еще М. В. Ломоносовым, а затем ее мотивы развивались Г. Р. Державиным. Однако каждый из поэтов по-разному осмысливал пройденный творческий путь, по-своему формулируя право на бессмертие. Гораций полагал, что он достоин хвалы за написанные им произведения; Державин – за поэтическую искренность и умение прямо высказывать свои идеи, гражданскую смелость.

История создания стихотворения Пушкина «Памятник»

Есть несколько предположений, которые связаны с созданием произведения. Одни исследователи утверждают, что стихотворение было написано в качестве подражания Горацию. Другие говорят о том, что Пушкин перефразировал стихотворения Ломоносова и Державина. Оригинал «Памятника» был найден после смерти поэта и передан В. Жуковскому. Тот внес в него правки, и в 1841 году произведение увидело свет.

Вечная слава великого поэта

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник» показывает, что в произведении лирический герой связывает свою будущую славу с существованием поэзии как таковой. Его дух будет бессмертен до той поры, пока «жив будет хоть один пиит». Пушкин очерчивает границы своей славы, предрекая то, что его творчество превратится в национальное достояние всех народов России. Поэт пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И сразу же он указывает, что к этому поэтическому монументу «не зарастет народная тропа». В произведении лирический герой ясно осознает это право на бессмертие. Стихотворение является отличным образцом зрелого творчества великого русского поэта.

Жанр

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Памятник», необходимо упомянуть и его жанр. Большинство литературоведов относят произведение к оде. Однако это совершенно особая разновидность жанра. Как и Державин, великий русский поэт делит свое произведение на пять строф, применяя сходный размер стиха. В первых трех строках А. С. Пушкин использует размер, классический для оды — шестистопный ямб. Однако последняя строка написана четырехстопным ямбом. Это позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Тема и идея

Произведение представляет собой гимн поэзии. Тема «Памятника» Пушкина – это прославление поэзии, а также утверждение высокого положения поэта в жизни общества. В стихотворении Пушкин выступает в качестве наследника традиций, созданных Ломоносовым и Державиным. Также в произведении великий русский поэт раскрывает и тему взаимоотношений поэта и читателя, указывая на то, что его творчество будет интересно самым разным адресатам. И это видно уже с первых строк произведения. После слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэт выражает убежденность в том, что народ не забудет о его творческом подвиге. Также эта идея находит свое выражение и в последующих строках. А. С. Пушкин пишет о том, что его творчество будет овеяно славой до тех пор, пока на земле существуют поэты.

Композиция

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник» был бы неполным без описания композиции произведения. В первой строфе утверждается тема значимости памятника поэзии. Однако Пушкин вводит сюда и традиционный для его творчества мотив свободы. Во второй строфе поэт утверждает бессмертие поэзии, позволяющее автору получить продолжение жизни в памяти потомков. В третьей строфе, подобно и державинскому «Памятнику», развивается тема народного интереса к творчеству среди самых разных слоев населения.

Но главная смысловая нагрузка заключается в четвертой строфе. В ней поэт определяет то, что наиболее важно для его творчества, что позволяет ему надеяться на бессмертие: он будет тем «любезен народу», что смог в жестокие времена «восславить свободу» и «призвать милость к павшим». Здесь поэт обращает внимание на гуманизм, которым пронизаны его произведения, человечность и милость. Поэт уверен в том, что «чувства добрые», которые пробуждает поэзия, гораздо важнее ее эстетических свойств.

В последней строфе произведения Александра Пушкина «Памятник» лирический герой традиционно обращается к музе. Просьба лирического героя, высказанная музе, возвращает читателя к идеям, которые были выражены еще в программном произведении поэта «Пророк». Главная мысль их состоит в том, что поэт творит не по своей воле, и поэтому несет ответственность не перед людьми, которые нередко оказываются неспособными понять идеи творчества, а перед небесами.

Художественные средства

В произведении читатель найдет большое количество средств художественной выразительности. Например, стихотворение богато эпитетами. Это и «друг степей калмык», и «Русь великая». Также в стихотворении поэт использует и прием метонимии, или синекдохи: «И гордый внук славян, и финн…». Напомним, что этим приемом называется способ, когда одно понятие заменяется другим, смежным по смыслу. Немало в произведении и метафор: «душа в заветной лире». Из средств синтаксиса используется многосоюзие. В произведении используется перекрестная рифмовка, где чередуются мужские и женские рифмы.

www.syl.ru

«А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»» Анализ стихотворения

Разделы: Литература


Цели:

  1. Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
  2. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
  3. Развивать навыки сопоставительного анализа.

Оборудование:

  • тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и Державина “Памятник”;
  • план сопоставления стихотворений;
  • мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.

Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.

Ход урока

“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

Презентация.

2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)

3. Оформление записей в тетрадях.

II. Работа с эпиграфом.

— Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

III. Слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.

— О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.

IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1).

-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.

— Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “…Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

— О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

— Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий” — существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

— Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

— Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

— Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.

— Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

— Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

— К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

— Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

— Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

— Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

— Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

— В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

— Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

— “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

— Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

— Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

— Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: “нерукотворный” — это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

— Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

VII. Итог.

— Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” — это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

— Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия — бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)

(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Комментирование оценок за урок.

Список литературы.

  1. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие/ Под. ред. А.Г. Кутузова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Литература 5 -9 кл.: Тематическое планирование (по программе А.Г. Кутузова) / сост. Серегина Л.М. – Волгоград: Учитель, 2004.

4.03.2008

urok.1sept.ru

Урок по литературе на тему «А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»»

Тема: «А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»» Анализ стихотворения

Цели:

  1. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

  2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать стих

  3. Воспитывать любовь к русской поэзии, в частности к поэзии Пушкина

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Оформление записей в тетрадях.

III. Слово учителя.

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений.

-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

— О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

— Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий”существующий.

г) тунгус народность Восточной Сибири.

д) музабогиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

— Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

— Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

— Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.

— Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

— Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

— К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

— Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

— Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

— Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

— В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

— Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

— “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

— Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

— Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

— Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: “нерукотворный” — это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

— Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

VII. Итог.

— Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” — это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

— Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия — бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Конкурс чтецов

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Комментирование оценок за урок.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *