Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Решаемые учебные проблемы:
цели для учителя:
Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи для учеников:
Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.
Результаты обученности школьников на этом уроке:
Личностные:
— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
— умение определить нравственные ценности произведения;
— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.
Метапредметные:
— умение понимать проблему и конфликт внутри её;
— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;
— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;
— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.
Предметные:
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;
определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
Тип урока по форме: диалогический.
Технология: коммуникативно-диалоговая.
Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.
Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.
Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
ХОД УРОКА
Предтекстовой фрагмент урока.
1-й этап. Вхождение в тему урока.
Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).
2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.
Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).
Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». (Запишите тему урока.)
Что такое проблема?
Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.
Что такое нравственность?
Сегодня
konspekteka.ru
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Добрый день, уважаемые учащиеся 7-в класса. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, потому, что мы с вами совершенно незнакомы. Во-вторых, несмотря на это, мы должны плодотворно поработать и найти ответы на очень сложные жизненные вопросы. Давайте исправим некоторое недоразумение и познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна, я преподаю русский язык и литературу в школе-гимназии №1, но только в других классах. С вами я познакомлюсь на протяжении урока, потому что у каждого из вас есть бейджики с именами.
Очень хорошо, что нас с вами немного,
Я предлагаю вам забыть о том, что мы на уроке, немного расслабиться и просто пообщаться, потому что вопросы сегодняшнего урока касаются каждого из нас и у каждого из вас есть своя собственная точка зрения.
А поможет нам попытаться разрешить сложные жизненные вопросы великая русская литература. Классическая литература. Произнося словосочетание «Русская литература», с каким именем у вас прежде всего возникает ассоциация? (Пушкин)
Да, действительно, А.С.Пушкин – непревзойденный мастер русской литературы, «Солнце русской поэзии» (В.Одоевский), «Пушкин – это наше все» (А. Григорьев). Скажите, пожалуйста, в каком веке жил Пушкин? А сейчас на дворе какой век? Почему же мы до сих пор читаем Пушкина и восхищаемся его произведениями? Да, действительно, творения Пушкина актуальны про сей день. Почему? Да, А.С.Пушкин ставил те проблемы, которые волнуют нас и сегодня.
Тема сегодняшнего урока «Нравственные проблемы провести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите число, Классная работа и тему урока.
Для того, чтобы понять, какие выводы мы должны сделать в процессе нашего общения, давайте вдумаемся в каждое слово нашей темы. Какое главное слово в теме урока. Да, слово «Проблемы». Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Найдите однокоренное слово к «Нравственный» — это нравственность. А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.
Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
– А теперь поговорим о тех проблемах, которые выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Вы должны поставить стрелочки меду героями и проблемами. Подумайте внимательно.
Тезаурус
«Любовь» Дуня и Минский
«Война и мир» отец и Минский
«Отцы и дети» Дуня и Вырин
«Выбор пути» Дуня
Маленький человек Вырин
Лишние люди
– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Скажите, пожалуйста, а какая из этих проблем волнует чаще всего вас? Да, конечно, это сложные и вечные, как мир, взаимоотношения детей и родителей. Я думаю, нет среди вас такого человека, перед которым хоть раз в жизни не стояла бы данная проблема.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Задание называется «Разгадайте слепую схему».
– С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.
– Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.
– Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей). А кто такой станционный смотритель?
Видео. Начало
Почему же проезжающие так грубо обращаются со станционным смотрителем? Почему он не может дать им отпор?
(Табель о рангах).
Да, действительно, это чиновник 14 ранга, чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).
Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».
– Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).
– Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».
Слайд (музей на станции Выра)
– Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.
– Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).
Прочитайте, как выглядел смотритель при первой встрече с рассказчиком и каким тот предстал перед ним по прошествии нескольких лет.
На какие детали обращает автор наше внимание? Найдите «ключевые» слова в описании смотрителя.
Какие обстоятельства так изменили Вырина? Что произошло в его жизни?
Что мы знаем о Дуне?
Как относились к Дуне господа проезжие?
В каком настроении находился прибывший однажды зимним вечером проезжий? Отчего сменил гнев на милость?
Как Пушкин помогает читателю раскрыть обман гусара?
Внимательно прочитайте абзац от слов «На другой день гусару стало хуже» до конца абзаца. Найдите ключевые слова, подтверждающие догадку о том, что гусар не был болен.
Что было накануне отъезда гусара Минского?
Что подсказало сердце Вырину, когда через полчаса Дуня не возвратилась?
Кто подтвердил его страшную догадку?
Видео Погоня
Дома, я знаю, мальчики писали монолог от лица Вырина, прочитайте, опишите чувства, которые испытал старик, от первого лица.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Растит дочь, чуткую красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с нетерпеливыми и строгими проезжающими, и помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.
Я хочу послушать мнение девочек по этому вопросу, которые дома анализировали происходящее от лица Дуни, поставив себя на ее место.
Немного устали? Давайте минутку отдохнем. Я не предлагаю вам провести физкультминутку, она при нашей теме урока несколько неуместна. Давайте проведем минуту релаксации. Послушаем романс из кинофильма «Станционный смотритель» и подумаем о чем-нибудь хорошем.
Релаксация.
Сколько же встреч описывает автор? Заполним следующую таблицу.
Слайд (полная таблица)
Время
Дуня
Комната
Самсон
– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.
Итак, к Дуне пришла любовь.
Видео. Дуня
А разве это плохо, что она полюбила и нашла взаимные чувства?
Что же плохо?
А как вы думаете, если бы Дуня осталась с отцом, была бы она счастлива? Что же важнее личное счастье или долг перед родителями?
А были ли у кого в жизни подобные ситуации, когда надо сделать выбор?
На доске написан эпиграф к нашему уроку: «…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.» Что это? Да, так нас учит Библия. А как называются короткие поучительные истории, которые рассказывали ученики Иисуса Христа, апостолы, людям. Да, это притчи. Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта и скажите, по какой притче она написана? А почему я предложила вам познакомиться с этой картиной?
Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.
Видео. Картинки
Кто повторяет судьбу блудного сына?
Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.
А подумайте, пожалуйста, кого также можно назвать блудным сыном, кто также обманут людьми и переживает жизненную трагедию?
Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Учитель: -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?
(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).
-Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).
Видео. Завершение
— О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).
Как вы думаете, Дуня счастлива?
Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?
Прочитайте мудрые высказывания автора повести.
Я хочу подвести итог нашим рассуждениям. Все, что мы с вами выяснили, я предлагаю вам повторить про себя, глядя на слайды презентации.
Презентация.
Да, действительно, мудрая Книга книг – Библия — даст ответы на все вопросы. В Священном писании мы читаем…
Давайте попробуем предложить свой финал повести, такой, чтобы повесть была, как сказка, со счастливым концом.
Почему же Пушкин не закончил так свою повесть?
Да, произведение небольшое, но какое оно мудрое! Рассказывая об ошибках, совершенных другими людьми, автор учит нас не делать их в своей жизни.
О чем вас заставил задуматься великий классик?
Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители.
Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты. Закончить наш урок я хочу стихотворениями Оксаны Озеровой, Людмилы Ренжиной, Виктора Гина в исполнении ученика 10 класса Широбокова Захара.
Выступление.
Я благодарю вас за урок. Повесть «Станционный смотритель» — мое любимое произведение. Я надеюсь, вас тоже эта повесть не оставила равнодушными. У каждого из вас, детей или взрослых, к счастью, есть родители. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Пока еще не поздно, как это было с Дуней, дочерью «Станционного смотрителя».
А дома вы постараетесь решить еще одну нравственную проблему повести. Письменно дайте ответ на вопрос: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?».
Оценки за урок.
infourok.ru
Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин)
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
- Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
- Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
- Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
О чем заставляет задуматься?
Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Автор: Виктория Кудрявцева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель»
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель» .
Самсон Вырин — один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына.
Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала» . Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит» .
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой «барыней» , обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.
tvory.info
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (25 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Обучающие:
- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;
- показать актуальность этих идей сегодня.
- Развивающие:
- развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;
- развитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;
- развитие ассоциативного мышления.
- Воспитательные:
- пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;
- увидеть и понять нравственные уроки повести.
ХОД УРОКА
I слайд «Стадия вызова»
Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.
Слайд – японское жилище.
Перед вами традиционное японское жилище, окна в
котором сделаны из бумаги и традиционное
японское стихотворение – хокку , написанное в 18
веке японской поэтессой Тие
Скажите, о чем это стихотворение?
Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в
окнах, кто обычно этим занят?
Странно, почему же когда окна целы вдруг стало
очень холодно? (Холод в душе, с ребенком что-то
случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым
теплом, когда в доме есть дети, звучит детский
лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка
вызывает ощущение пустоты.
А как японское стихотворение связано с повестью
А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в
душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в
трагедии).
Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.
II слайд. Стадия осмысления
Диктант «Истина – ложь»
Вопросы:
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести зовут Самсон.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
Учитель: Вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете смысл темы? Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.
Учитель: Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.
Учитель: А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.
Учитель: Есть поступки, которые с
точки зрения закона не наказуемы, но есть другой
закон – закон совести. Тогда, наверное,
нравственные проблемы – это проблемы с точки
зрения их человечности, гуманности. Одну
проблему мы уже затронули, сопоставляя
стихотворение и пушкинский текст. Какую? (Проблема
отношения детей и родителей)
– А теперь поговорим о тех проблемах, которые
помимо этой выделяет Пушкин? Это мы выясним,
разгадав тезаурус.
Тезаурус
- «Любовь» Дуня и Минский
- «Война и мир» отец и Минский
- «Отцы и дети» Дуня и Вырин
- «Выбор пути» Дуня
- Маленький человек Вырин
- Лишние люди
– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы
кроме одной затронул Пушкин в своей повести.
Разгадайте слепую схему.
– С какими героями мы встречаемся и почему
события, которые мы анализируем, сплетает их в
треугольник.
– Это главные герои и мы будем говорить о них,
потому что они по сюжету связаны между собой.
– Произведение называется «Станционный
смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как
вы понимаете из текста, что такое станция? (Да,
это место, где останавливаются проезжающие,
чтобы сменить лошадей)
– Ребята, во время Петра I был создан документ, в
котором было указано распределение чинов от
высшего к низшему. Так называемый табель о
рангах. Сейчас для вас будет скинута информация.
Слайд.
– Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту
информацию.
– Назовите мне информацию, которая для вас
оказалась новой.
– По данной таблице посмотрите, как называется
чин 14 класса?
– Где мы встречаем это словосочетание? (В
эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является
самым высоким?
– Почему повесть так называется? Почему чин,
должность внесены в название и более того в
эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору
важно подчеркнуть, что это чиновник самого
низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих,
которые вымещали на нем досаду за скверную
погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение.
На голову смотрителя, как из рога изобилия,
сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы
только на минуту отдохнуть от крика и толчков
раздраженного постояльца. Никакой
благодарности, простого «спасибо», трудно
дождаться от какого-нибудь генерала или
фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим
служителям почтовых станций. (Автор призывает
своего читателя «вместо негодования» наполнить
сердце свое искренним состраданием. Рассказчику,
изъездившему много дорог, изведавшему не одно
поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в
лицо, можно поверить).
Вывод. Рассказчик на стороне
станционного смотрителя, он сочувствует ему,
сопереживает ему, отсюда и вытекает цель
рассказывания «наполнить сердце состраданием».
По ключевым словам восстановите события начала
повести, используя прием «Визуализации».
_________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?
– Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).
– Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».
Слайд (музей на станции Выра)
– Повествование ведется с позиции времени, т.е.
рассказчик дожил до другого времени, а дороги там
нет, нет станции, нет смотрителя.
– Сколько поездок совершает рассказчик к домику
станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в
мае, вторая – зимой, третья – летом).
Слайд (полная таблица)
Время | Дуня | Самсон | Комната |
Май | Девочка | Свежий | Комната с бальзаминами картины |
Зима | Девушка | Спился | Комната без цветов |
Конец августа | Взрослая замужняя женщина, трое детей | Умер | Комнаты нет, там живут чужие люди |
– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.
– Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)
– Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь? (Нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)
Задание. Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации.
Задание по рядам:
I ряд: Притворство гусара
Составляют простые вопросы: Когда гусару стало
хуже?
Уточняющее вопросы: Правильно ли я понял, что
гусар обманывал смотрителя и его дочь?
II ряд: Встреча гусара и отца
Интерпретационные вопросы: Как сделать так,
чтобы попасть к Дуне?
Творческий вопрос: Как вы думаете, чем закончится
встреча смотрителя с гусаром?
III ряд: Последняя встреча с Дуней
Оценочные вопросы: Как вы думаете, в чем отличие
образа Дуни от образа Минского и в чем их
сходства?
Практические вопросы: Как бы я поступил на месте
смотрителя?
– Почему же Минский так поступил со
смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму
отнесся к нему? Почему он не боится, что
смотритель будет на него жаловаться и почему же
Самсон не жалуется? (Бесполезно, так как
смотритель – мелкий чиновник, никто его не
послушает)
– Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и
Минского (социальное неравенство, судьбу
маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор
показывает нам, что «маленький человек» Самсон
Вырин в нравственном плане выше Минского. Он
честный труженик, любящий отец, человек, который
знает, что не все в этом мире продается и
покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (В этих смятых
ассигнациях отношение к человеку)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он
маленький человек)
Задание. Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»
– Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины.
Слайд
– одна картина Ильи Глазунова «Возвращение
блудного сына»
– вторая картина Помпео Батони «Возвращение
блудного сына»
– Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.
Лабораторная работа «Мотив покаяния и прощения»
Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.
Работа в парах.
История Дуни | История блудного сына |
Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой | Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу |
– Если еще раз взглянуть на картины художников
мы видим, что каждый из детей вымаливает свое
прощение.
– Как вы думаете, почему рассказчик часто
употребляет эпитет Бедная Дуня? (Она
понравилась ему и он жалеет ее).
– Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее
стороны? (Нет, это было похищение,
доказательство тому, что отец сам посадил ее в
коляску)
– Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (Выбор
есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом,
потому что знала как он ее любил. Минский мог
открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла
хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все
хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит
Минского и отца)
Задание: составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.
– Что стало с отцом после похищения Дуни? (Заболел,
начал много пить, спился, умер)
– Почему Вырин спился и умер? (Хотя он выдел,
что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг
Минский ее обманет)
– Счастлива ли Дуня? (Мы узнаем, что у нее трое
детей). Слайд (Дуня на могиле)
– Почему она плачет на могиле отца? (Ее счастье
омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)
– Хочу спросить вас, так кто же оказался
счастливее блудный сын или блудная дочь? (Сын,
потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)
– Ну и в заключение:
– С какими чувством Дуне жить до конца своих
дней? (Осознанием св оей вины перед отцом)
– А теперь о главном. Не забывайте своих
родителей, чтобы ни было у вас горьких
воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в
невнимательности и неблагодарности по отношению
к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но
придет время, когда они будут нуждаться в вас и
ваш долг – не забыть о них.
Слайд.
- Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.А.С.Пушкин
- Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.
Слайд (нравственные уроки по священному писанию).
Слайд.
Рефлексивная минутка
– Предлагаю вам ответить на вопросы:
- О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?
Слайд домашнее задание.
Напишите письмо на выбор
- Самсону Вырину от Дуни
- Дуне от себя
- Родителям от себя
Литература:
Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг
19.05.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина Станционный смотритель — koshkinsad.ru
- Черноколенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Загрузить презентацию (25 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Обучающие:
- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;
- показать актуальность этих идей сегодня.
- Развивающие:
- развитие умения анализировать художественный
текст через решение познавательных задач и
проблемных вопросов; - развитие речи учащихся, навыков работы по рядам,
исследовательской работы; - развитие ассоциативного мышления.
- развитие умения анализировать художественный
- Воспитательные:
- пробудить чувство ответственности за свою
жизнь и за свои поступки; - увидеть и понять нравственные уроки повести.
- пробудить чувство ответственности за свою
ХОД УРОКА
I слайд «Стадия вызова»
Настоящий мастер никогда не поставит точку в
своем произведении, оставив читателям множество
вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет
как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не
прекращают. Спорят литературоведы, ученые,
лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет
сегодня тоже интересный разговор.
Слайд – японское жилище.
Перед вами традиционное японское жилище, окна в
котором сделаны из бумаги и традиционное
японское стихотворение – хокку , написанное в 18
веке японской поэтессой Тие
Скажите, о чем это стихотворение?
Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в
окнах, кто обычно этим занят?
Странно, почему же когда окна целы вдруг стало
очень холодно? (Холод в душе, с ребенком что-то
случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым
теплом, когда в доме есть дети, звучит детский
лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка
вызывает ощущение пустоты.
А как японское стихотворение связано с повестью
А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в
душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в
трагедии).
Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.
II слайд. Стадия осмысления
Диктант «Истина – ложь»
Вопросы:
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести зовут Самсон.
- На картинках в комнате смотрителя была
изображена история блудного сына. - Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол
судьбы. - Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился
пивовар. - Дочь так и не посетила могилу отца.
Учитель: Вернемся к теме нашего урока.
Как вы понимаете смысл темы? Выставите проблемы,
вам понятен смысл слова проблема.
Учитель: Да, правильно. Проблема –
сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я
вижу, вы задумались. Хорошо.
Учитель: А слово нравственность о
чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если
обобщить вышесказанное это духовные качества,
которыми руководствуется человек, правила
поведения, определяемые этими качествами.
Учитель: Есть поступки, которые с
точки зрения закона не наказуемы, но есть другой
закон – закон совести. Тогда, наверное,
нравственные проблемы – это проблемы с точки
зрения их человечности, гуманности. Одну
проблему мы уже затронули, сопоставляя
стихотворение и пушкинский текст. Какую? (Проблема
отношения детей и родителей)
– А теперь поговорим о тех проблемах, которые
помимо этой выделяет Пушкин? Это мы выясним,
разгадав тезаурус.
Тезаурус
- «Любовь» Дуня и Минский
- «Война и мир» отец и Минский
- «Отцы и дети» Дуня и Вырин
- «Выбор пути» Дуня
- Маленький человек Вырин
- Лишние люди
– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы
кроме одной затронул Пушкин в своей повести.
Разгадайте слепую схему.
– С какими героями мы встречаемся и почему
события, которые мы анализируем, сплетает их в
треугольник.
– Это главные герои и мы будем говорить о них,
потому что они по сюжету связаны между собой.
– Произведение называется «Станционный
смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как
вы понимаете из текста, что такое станция? (Да,
это место, где останавливаются проезжающие,
чтобы сменить лошадей)
– Ребята, во время Петра I был создан документ, в
котором было указано распределение чинов от
высшего к низшему. Так называемый табель о
рангах. Сейчас для вас будет скинута информация.
Слайд.
– Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту
информацию.
– Назовите мне информацию, которая для вас
оказалась новой.
– По данной таблице посмотрите, как называется
чин 14 класса?
– Где мы встречаем это словосочетание? (В
эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является
самым высоким?
– Почему повесть так называется? Почему чин,
должность внесены в название и более того в
эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору
важно подчеркнуть, что это чиновник самого
низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих,
которые вымещали на нем досаду за скверную
погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение.
На голову смотрителя, как из рога изобилия,
сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы
только на минуту отдохнуть от крика и толчков
раздраженного постояльца. Никакой
благодарности, простого «спасибо», трудно
дождаться от какого-нибудь генерала или
фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим
служителям почтовых станций. (Автор призывает
своего читателя «вместо негодования» наполнить
сердце свое искренним состраданием. Рассказчику,
изъездившему много дорог, изведавшему не одно
поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в
лицо, можно поверить).
Вывод. Рассказчик на стороне
станционного смотрителя, он сочувствует ему,
сопереживает ему, отсюда и вытекает цель
рассказывания «наполнить сердце состраданием».
По ключевым словам восстановите события начала
повести, используя прием «Визуализации».
_________ не проклинал _________, _________ с ними не
бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______
роковой _______, дабы ______ в оную _________
_______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?
– Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал
время и место происходящих событий? (Хотел
указать на достоверность).
– Итак, в подтверждение этому, хочу показать
вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972
года существует музей «Домик станционного
смотрителя».
Слайд (музей на станции Выра)
– Повествование ведется с позиции времени, т.е.
рассказчик дожил до другого времени, а дороги там
нет, нет станции, нет смотрителя.
– Сколько поездок совершает рассказчик к домику
станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в
мае, вторая – зимой, третья – летом).
Слайд (полная таблица)
Время | Дуня | Самсон | Комната |
Май | Девочка | Свежий | Комната с бальзаминами картины |
Зима | Девушка | Спился | Комната без цветов |
Конец августа | Взрослая замужняя женщина, трое детей | Умер | Комнаты нет, там живут чужие люди |
– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано
не случайно. Зима – холодное время года, приносит
холод одиночества в дом станционного смотрителя.
Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время
осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она
теперь понимает, какую боль причинила отцу,
сбежав с Минским.
– Расскажите о первом появлении Минского,
отвечают ли его облик и поведение общеудобному
правилу «Чин чина почитай». (Приезжий был в
чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей,
возвысил голос и нагайку)
– Чувствовал ли отец бедный смотритель, что
Минский его обманывает и чем грозит его болезнь? (Нет,
Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)
Задание. Составить вопросы по
методике «Цветок Блума» по данной ситуации.
Задание по рядам:
I ряд: Притворство гусара
Составляют простые вопросы: Когда гусару стало
хуже?
Уточняющее вопросы: Правильно ли я понял, что
гусар обманывал смотрителя и его дочь?
II ряд: Встреча гусара и отца
Интерпретационные вопросы: Как сделать так,
чтобы попасть к Дуне?
Творческий вопрос: Как вы думаете, чем закончится
встреча смотрителя с гусаром?
III ряд: Последняя встреча с Дуней
Оценочные вопросы: Как вы думаете, в чем отличие
образа Дуни от образа Минского и в чем их
сходства?
Практические вопросы: Как бы я поступил на месте
смотрителя?
– Почему же Минский так поступил со
смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму
отнесся к нему? Почему он не боится, что
смотритель будет на него жаловаться и почему же
Самсон не жалуется? (Бесполезно, так как
смотритель – мелкий чиновник, никто его не
послушает)
– Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и
Минского (социальное неравенство, судьбу
маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор
показывает нам, что «маленький человек» Самсон
Вырин в нравственном плане выше Минского. Он
честный труженик, любящий отец, человек, который
знает, что не все в этом мире продается и
покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (В этих смятых
ассигнациях отношение к человеку)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он
маленький человек)
Задание. Составить опорную схему в
виде кластера «Образ Самсона Вырина»
– Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две
картины.
Слайд
– одна картина Ильи Глазунова «Возвращение
блудного сына»
– вторая картина Помпео Батони «Возвращение
блудного сына»
– Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а
вот как два автора видят эту историю.
Лабораторная работа «Мотив покаяния и
прощения»
Лингвистический эксперимент по анализу их
сходства и различия.
Работа в парах.
История Дуни | История блудного сына |
Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой | Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу |
– Если еще раз взглянуть на картины художников
мы видим, что каждый из детей вымаливает свое
прощение.
– Как вы думаете, почему рассказчик часто
употребляет эпитет Бедная Дуня? (Она
понравилась ему и он жалеет ее).
– Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее
стороны? (Нет, это было похищение,
доказательство тому, что отец сам посадил ее в
коляску)
– Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (Выбор
есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом,
потому что знала как он ее любил. Минский мог
открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла
хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все
хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит
Минского и отца)
Задание: составить синквейн по образу
Дуни, покажите свое отношение к героине.
– Что стало с отцом после похищения Дуни? (Заболел,
начал много пить, спился, умер)
– Почему Вырин спился и умер? (Хотя он выдел,
что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг
Минский ее обманет)
– Счастлива ли Дуня? (Мы узнаем, что у нее трое
детей). Слайд (Дуня на могиле)
– Почему она плачет на могиле отца? (Ее счастье
омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)
– Хочу спросить вас, так кто же оказался
счастливее блудный сын или блудная дочь? (Сын,
потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)
– Ну и в заключение:
– С какими чувством Дуне жить до конца своих
дней? (Осознанием св оей вины перед отцом)
– А теперь о главном. Не забывайте своих
родителей, чтобы ни было у вас горьких
воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в
невнимательности и неблагодарности по отношению
к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но
придет время, когда они будут нуждаться в вас и
ваш долг – не забыть о них.
Слайд.
- Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.А.С.Пушкин
- Презирать суд людей не трудно, презирать суд
собственный – невозможно.
Слайд (нравственные уроки по священному
писанию).
Слайд.
Рефлексивная минутка
– Предлагаю вам ответить на вопросы:
- О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием,
какие вызвали у вас трудности?
Слайд домашнее задание.
Напишите письмо на выбор
- Самсону Вырину от Дуни
- Дуне от себя
- Родителям от себя
Литература:
Использованы материалы фестиваля «Открытый
урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг
8.orange3.ru
Открытый урок на тему «Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Разделы: Литература
Задачи:
- Образовательная: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
- Развивающая: развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.
- Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
Демонстрационный материал:
- портрет А.С. Пушкина,
- текст повести «Станционный смотритель»,
- иллюстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
- рисунки учеников.
Ход урока
Введение.
Эпиграфы к уроку:
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.
Саади
Что ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай и себе от детей.
Питтак
Если ты равнодушен к страданиям других,
ты не заслуживаешь названия человека.
Саади
Основная часть.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся определить нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», осмыслим понятие «нравственность», познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе, постараемся понять и оценить поступки героев повести.
– Дорогие ребята, нами прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница. Какое впечатление произвела она на вас?
Жалко Вырина, негодование на Минского, возмущение поступком Дуни.
– Давайте посмотрим, как вы отразили свои впечатления в рисунках. Что повлияло на ваш выбор сюжетов для рисунков?
Два — три ученика рассказывают о том, что они нарисовали.
– Так почему же жалко Самсона Вырина?
После счастливой жизни с дочерью он покинут, одинок, несчастен.
– Что влияет на поступки людей?
Их человеческие качества, одни люди хорошие, другие – плохие.
– Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Нравственность
- Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах;
- Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
– С какими героями мы встречаемся в повести, чье поведение оцениваем?
Самсон Вырин, Дуня, Минский.
– Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Как выглядит Самсон Вырин в начале повести?
В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый».
– А как выглядит Вырин, когда рассказчик через несколько лет вновь останавливается в доме станционного смотрителя?
Во второй приезд Вырин постарел: «… как он постарел!.. я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
– Что же произошло с Выриным? Какова причина таких перемен в главном герое?
Проезжий гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снес своего несчастья…».
– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?
Не мог предположить, что за добро отплатят злом.
– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.
– Почему его попытки не увенчались успехом?
Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»
– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
Очень несчастным человеком, униженным.
– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.
– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.
– Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников с станционным смотрителям?
Ученик читает от слов «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» до слов «Вникнем во все это хорошенько… искренним состраданием».
Защитить станционных смотрителей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Даже в эпиграфе к повести «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» (князь Вяземский) и в имени главного героя Самсон (маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря) слышится ирония, насмешка.
– Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?
Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Запись на доске: «Маленький человек» – так в литературе называют героев, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – приветливую и любимую дочь, – образ огромной значимости.
– Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
Ученик читает от слов «Долго стоял он неподвижно…» до слов «Смотритель за ним не погнался».
Ассигнации (деньги), брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя убежал.
– Итак, из Петербурга Вырин вернулся ни с чем. Как через описание жилища смотрителя мы приходим к пониманию того, что потеря дочери – трагедия? Зачем рассказчику нужно было два раза описывать жилище?
Ученик читает от слов «Тут он принялся…» до слов «Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».
Другой ученик читает от слов «Вошед в комнату…» до слов «…и все кругом показывало ветхость и небрежение».
Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без нее. Нарушилась гармония в доме.
– Что же осталось неизменным?
Картинки, изображающие историю блудного сына.
– Ребята, давайте вспомним «Притчу о блудном сыне».
Ученик пересказывает «Притчу о блудном сыне».
– С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на картинках, изображающих историю блудного сына, в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?
Сюжет повести и «Притчи о блудном сыне» во многом похожи. Дуня, как и блудный сын, покидает родительский дом, потом отец видит ее в чужих комнатах роскошно одетую в обществе обманщика Минского, и, наконец, через несколько лет она приезжает повидать отца, но его уже нет в живых: дочь раскаивается в своей жестокости. Звучит тема «блудных детей». Дуня сравнивается с «заблудшей» овечкой (так сам Вырин называет ее).
– Почему уезжает Дуня? Было ли это бегством со стороны Дуни?
Нет, это было похищение. Доказательство: отец сам посадил ее в коляску прокатиться до церкви. Возможно, Дуня влюбилась, мечтает о семье, о хорошей жизни.
– Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора?
Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том, что она любит и Минского, и отца.
– Что стало с отцом после похищения Дуни?
Он заболел, начал много пить.
– Почему Вырин спился и умер? Ведь он видел, как хорошо живет его дочь в Петербурге у Минского.
Думает о плохом, боится: вдруг он и ее обманет. «Жива ли нет ли, Бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…»
– Что заставляет его так думать?
Нет вестей от Дуни.
– Ребята, а чем отличается история блудного сына от истории «блудной дочери»?
Слишком поздно приехала. Не успела попросить прощения. Сын успел попросить прощения у отца и был прощен, а Дуня – нет.
– Ребята, рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Что вы на ней видите?
Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. Голова отца: в ней все – и сострадание и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы.
– Счастлива ли Дуня? Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська. Но почему Дуня плачет на могиле отца?
Думается, что счастье ее с Минским омрачается мыслью об оставленном и забытом отце. Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть, совесть не даст ей покоя до конца дней. Пушкин, возможно, ее жалеет, поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть, на душе ее огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.
– Кто же оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет.
– Ребята, сегодня на уроке мы говорили о трех героях повести Пушкина «Станционный смотритель» – Самсоне Вырине, Дуне, Минском. Попробуйте с помощью трех-четырех прилагательных дать каждому характеристику.
Вырин:
- бедный,
- несчастный,
- добрый,
- любящий,
- забитый,
- кроткий.
Минский:
- беспечный,
- легкомысленный,
- удалой,
- счастливый,
- богатый,
- высокомерный,
- жестокий.
Дуня:
- красивая,
- приветливая,
- хозяйственная,
- печальная,
- виноватая.
– Обратимся к эпиграфам. Как связаны данные высказывания с темой урока?
Заключение.
Подведение итогов.
– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?
Выводы записаны на доске:
- О проблеме «маленького человека»;
- О взаимоотношениях отцов и детей;
- Об ответственности за свои поступки;
- О муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;
- О счастье и любви…
– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?
Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.
– Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?
Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
- Перечитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
- Подготовиться к тесту по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
- Прочитать повести А.С. Пушкина «Выстрел», «Барышня-крестьянка».
11.04.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai