Разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Экологические факторы»
Урок биологии по теме: «Экологические факторы» (5 класс)
Третьякова Римма Юрьевна, учитель биологии и химии
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие об экологических факторах среды;
классифицировать экологические факторы;
подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;
Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.
Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.
Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.
Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).
Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …
Хорошо иметь свой дом.
Без хлопот жить в доме том.
Можно жить ещё в квартире.
Есть жильё другое в мире –
У животных, насекомых
И других существ знакомых.
Ночь в лесу – сова летает –
Пищу птица добывает.
День наступит – спит в дупле:
В темноте, в тиши, в тепле.
Полюбуйтесь, вот лиса –
Это хитрость и краса.
Дом – нора. В нём всем на диво
И уютно, и красиво.
Есть в ней свет, вода, еда.
Рыбка жить здесь не боится,
Домиком своим гордится.
Если же не знает кто-то,
У лягушки дом – болото,
Дом длиннющий у крота.
И стоит в нём темнота.
Но зато всегда покой,
А зовётся дом – норой.
У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.
О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.
Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).
III
. Проверка знаний.1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78), (Приложение 3).
Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.
2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот» (Приложение 5). При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.
— Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.
— Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин — в водной.
— Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.
— Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.
3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.
VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»
V. Изучение нового материала.
1. Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:
Свет
Влага
Насекомые-опылители Экологические
Гусеницы факторы
Человек
Тепло
Тема урока – Экологические факторы.
2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).
Экологические факторы
Человек
Влага, свет, тепло, ветер, состав почвы
Насекомые-опылители, гусеницы, другие растения
Человек
Антропогенные
Живые
Биотические
Неживые
Абиотические
VI. Закрепление.
Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.
VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.
VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.
Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.
Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле. Звучит стихотворение Вадима Шеферана
Ты, человек, любя природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, верный лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не растрачивай до дна.
Да помни истину такую
Нас много, а она одна.
Приложение 1. Оценочные листы
Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________
Дата ___________________
Тема урока _________________________________________________
Баллы | |
Задание № 1. Тестирование «Среды жизни» | |
Задание № 2. Условия обитания в различных средах | |
Задание № 3. Классификация экологических факторов | |
Устные ответы | |
Сумма |
Приложение 2. Карточки «Среды жизни»
Водная | Наземно-воздушная | Почвенная | Организменная |
Приложение 3. Интерактивное тестирование.
Пожалуйста, поместите текст на правильное место
Почвенная Акула
Почвенная среда
Антилопа
Наземно-воздушная среда
Гриб-трутовик
Водная среда
Дождевой червь
Организменная среда
Пожалуйста, поместите текст на правильное место
Почвенная среда
Береза
Наземно-воздушная среда
Корни растений
Ламинария
Водная среда
Крот
Организменная среда
Перетащите картинки на правильный вопрос
Почвенная среда
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Организменная среда
Приложение 4. Карточки, характеризующие условия обитания организмов в различных средах.
Выберите условия, характерные для почвенной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для водной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита |
Выберите условия, характерные для наземно-воздушной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для организменной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света |
Приложение 5. Компьютерная презентация к уроку.
multiurok.ru
Урок по биологии на тему «Экологические факторы» (5 класс)
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: Биология. Введение в биологию
Класс: 5
УМК: линия «Ракурс» С.Н. Новикова, Н.И.Романова, учебник А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Биология. Введение в биологию»
Тема урока: «Экологические факторы»
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: учебник, презентация, интерактивное учебное пособие, иллюстрации, печатные задания.
Цель урока: формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.
Задачи урока: познакомить учащихся с группами экологических факторов — абиотических, биотических и антропогенных, ролью абиотических факторов в жизни организмов; сформировать представление о наличии приспособленностей организмов к действию абиотических экологических факторов; продолжить активизацию мыслительной деятельности учащихся; продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.
План урока:
1 . Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Формирование у учащихся продолжительной мотивации
4 . Формулировка цели и постановка учебных задач
5 . Решение учебных задач: открытие нового знания (изучение нового материала) и включение нового знания в систему знаний (закрепление)
6. Рефлексия и оценивание
Основные понятия: экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, светолюбивые растения, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие организмы, засухоустойчивые и влаголюбивые организмы.
Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Личностныенаучатся
получат возможность научиться
давать определение понятию «экологические факторы», характеризовать экологические факторы.
распознавать абиотические экологические факторы и определять их влияние на живые организмы.
Регулятивные УУД:
1. Умение организовать выполнение заданий учителя.
2. Развитие навыков самооценки и самоанализа
3. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности
Познавательные УУД:
1. Выделять главные экологические факторы;
2. Высказывать суждения;
3. Анализировать связи, гипотезы;
4. Поиск и отбор информации.
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
2. Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
3. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
1. Умение высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;
2. Анализировать связи, гипотезы.
3. Оценивать свою работу.
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
Деятельность учителя(методы и приёмы, задания и упражнения…)
Деятельность учащихся
(формирование УУД)
Время
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя
1 мин
Актуализация опорных знаний
1. Задание. К какой среде вы отнесете следующие организмы: 1. Бурый медведь 2.Акула 3. Дождевой червь 4.Сорока 5. Крот 6. Трутовик 7. Ленточный червь 8. Дельфин (слайды 1,2)
Проверка результатов (1 правильный ответ – 1 балл- слайд 3)
Вопросы: Какие приспособления к среде обитания у этих животных вы можете назвать?
распределяют организмы по средам обитания
подсчет баллов
Отвечают на вопросы
5 мин
Мотивация
Отгадайте загадку (слайд 4)
На нашем окошке поселился ёжик –
Всё глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от холода ёжится?
— почему кактус в загадке назвали ежиком?
— зачем кактусу иголки?
— можно ли по особенностям внешнего строения кактуса определить условия его обитания?
— кактус
— ответы учащихся
1 мин
Целеполагание и планирование
(формулировка цели и постановка учебных задач)
Обобщение ответов учащихся, подведение к определению темы урока (организмы находятся под воздействием условий среды обитания и вырабатывают к ним различные приспособления. Условия среды обитания называют экологическими факторами)
— какие факторы привели к появлению колючек у кактуса?
— каких знаний вам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? (запись на доске)
1)Какие факторы называют экологическими?
2) Какие группы экологических факторов существуют?
3) Какое влияние оказывают экологические факторы на живые организмы?
1. Формулировка темы урока, запись в рабочие листы
— предположения учащихся
2.Формулировка задач урока.
5 мин
Открытие нового знания
(изучение новой темы)
Организация работы по поиску информации:
1.Работа с учебником, стр. 94
2. Просмотр фрагментов интерактивного учебного пособия, фронтальная беседа и работа по заполнению схемы «Экологические факторы»
— Какие факторы называют экологическими?
— На какие группы делят все экологические факторы?
— Какие факторы называют абиотическими, какие — биотическими, а какие – антропогенными?
3.Выявление влияния экологических факторов на живые организмы.
Более подробно сегодня мы рассмотрим абиотические факторы. Не все они одинаково важны для живых организмов. Наиболее существенными абиотическими факторами являются солнечный свет, температура и влажность или вода. По отношению к каждому из названных экологических факторов у растений и животных выделяют экологические группы.
— организация работы с учебником в группах:
1 группа: солнечный свет (стр. 95, дополнительная информация)
2 группа: температура (стр.96,1-й абзац, дополнительная информация)
3 группа: вода (влажность) (стр. 96, 2-й абзац, дополнительная информация)
— заполнение таблицы «Экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды».
— На стенах в классе размещены изображения растений и животных. Дополните таблицу примерами. Поясните свой выбор.
— Как бы теперь вы ответили на поставленный в начале урока вопрос: Какие факторы привели к появлению колючек у кактуса?
Физкультминутка (слайд №5)
1. Чтение определения в учебнике
Отвечают на вопросы
2. Составляют схему «Экологические факторы» (все в рабочих листах, а 1 ученик — у доски, используя печатные материалы)
Экологические факторы
Абиотические Биотические Антропогенные
Солнечный свет растения человек и его
температура животные деятельность
влажность грибы
рельеф бактерии
почва
состав воздуха
3. Работа с учебником и дополнительной информацией:
1) Заполнение таблицы
Абиотический факторЭкологические группы растений
Экологические
группы животных
Солнечный
свет
Светолюбивые и теневыносливые
Дневные животные
и животные, ведущие ночной образ жизни
Температура
Теплолюбивые и холодостойкие
Теплолюбивые и
холодостойкие
Вода
Засухоустойчивые
и влаголюбивые
Водные, полуводные, наземные
2) представление результатов работы – заполнение таблицы на доске с помощью печатных материалов.учащиеся выбирают рисунки растений и животных и объясняют свой выбор
Абиотический фактор – влажность (вода): кактус относится к группе засухоустойчивых растений.
20 мин
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Выполнение заданий:
1) Работа в парах
Решение задач:
Задача 1. Вы решили вырастить на своем участке клубнику. Какие особенности клубники вам следует вспомнить при выборе места для посадки?
Задача 2. Если картофельное поле затопит водой, то урожай погибнет, а в Южной Азии рис выращивают на полях, затопленных водой и получают хороший урожай. Объясните, почему?
Задача 3. У Васи бабушка в марте вырастила на окне рассаду помидоров. Вася спросил, почему помидоры растут на окне, а не в огороде? Что бы вы ответили Васе?
Задача 4. Ребята 2 класса вернулись с экскурсии в лес. Составляя отчет об экскурсии, Миша написал, что в лесу он видел ландыши, слышал как стучит дятел и ухает сова. Какую ошибку и почему допустил Миша?
Задача 5. Летом на берегу пруда можно встретить много лягушек, а по вечерам еще и услышать их громкое «пение». А вот зимой лягушек не видно и не слышно. Почему?
2) Выполнение теста (слайды №6-11)
1. Что такое экологические факторы:
а) разнообразные организмы из конкретной среды обитания
б) вредное воздействие человека на природу
в) вредное воздействие природы на человека
г) условия, под воздействием которых находятся организмы, заселяющие ту или иную среду обитания
2. Как называются экологические факторы неживой природы
а) антропогенные б) абиотические
в) биотические г) биологические
3. Какие экологические факторы НЕ относятся к абиотическим
а) солнечный свет, температура, соленость воды
б) магнитные поля и радиоактивный фон
в) свойства почвы, рельеф местности, климат
г) загрязнение окружающей среды промышленными отходами
4. Какие растения, по-вашему, теневыносливые:
а) растения луга б) деревья
в) растения пустыни
г) травянистые лесные растения
5. Какой экологический фактор вызывает листопад у деревьев, перелеты птиц к югу, линьку и спячку у зверей:
а) уменьшение длины светового дня
б) выпадение осадков виде снега
в) резкое похолодание
г) увеличение количества осадков (дождя или снега)
3) выполнение заданий
— выполнение тестового задания
— взаимопроверка
8 мин
Оценивание
организует подсчет баллов по рабочему листу, выставление оценок
подсчет результатов
3 мин
Рефлексия
У вас на столах имеются изображения человечков. В зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке, разместите человечка (т.е. себя) на лестнице успеха:
нижняя ступень: многое не понял, средняя ступень: требуется дополнительное разъяснение; высшая ступень: материал, изученный на уроке понятен и можно двигаться дальше.
размещают человечков на «лестнице успеха»
1 мин
Домашнее
задание
§25, записать в тетрадь определения понятий, изученных на уроке, выполнить задания на стр. 97 учебника, написать мини-сочинение на тему: «Как вести себя в природе»
записывают домашнее задание в дневник
1 мин
infourok.ru
Технологическая карта урока по биологии 5 класс «Экологические факторы и их влияние на живые организмы»
Конспект урока
Тема: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы»
Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа» 2012 г .5 класс.
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
№ урока по теме: урок №5 в разделе «Введение»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организмы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Учащиеся должны знать экологические факторы и их влияние на живое.
Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.
Метапредметные: учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать работу одноклассников.
Личностные:
Учащийся должен уметь работать в малых группах (парах), уметь выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления с элементами экологической культуры.
Словарь урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа» 2012 г .5 класс.Материалы рабочей тетради к учебнику биологии 5 класс (В. В. Пасечник)
Электронное приложение к учебнику биологии 5 класса.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап (1мин.)
1.Приветствие.
Приветствие учащихся
Приветствие учащимися учителя
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.
3.Организация внимания.
Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. Краткое вводное слово.
Актуализация опорных знаний(3 мин)
Стихотворение.
— Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?
— Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания
— Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания по плану предыдущего урока (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)
или по-другому о среде обитания
— Из конверта выбрать живые организмы, которые обитают в данной вам среде, наклеить их на ватман
Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь.
выполняет задание,
взаимопроверку
Мотивация к учебной деятельности(5 мин.)
Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?
Условия среды называются экологическими факторами).
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – Это факторы природы.
Как вы думаете: что мы будем изучать?
( Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней. Приложение № 1
Учитель обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды это и есть «экологические факторы среды»)
Отвечают,слушают стихотворение анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь.
Целеполагание
и планирование(2 мин.)
Обсуждение с учащимися плана урока
Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать.
Открытие нового знания(20 мин.)
. Несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие?
Организую просмотр электронного приложения к учебнику (Экологические факторы), в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах
Организует работу в группах
1гр. – «абиотический фактор»
2 гр. – «биотический фактор»
3 гр. – «антропогенный фактор»
Даёт сигнал об окончании работы .
Составьте схему типы экологических факторов.
Слушают, думают, отвечают на вопросы учителя,смотрят, участвуют в беседе (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы —биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный.)
Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2
— Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают иллюстрации учебника, обсуждают, выполняют 5 итоговое задание приложения №2
1 группа —
Следуют к доске, демонстрируют итоговое задание
Открывают электронное приложение –проверка
2группа – Используют свой коллаж начала урока, перечисляют факторы живой природы, открывают электронное приложение – проверка
3 группа – Следуют к доске, демонстрируют итоговое задание приложения №2
Открывают электронное приложение — проверка
Составляют схему.
Включение нового знания в систему знаний (закрепление 10 мин)
Проводит физкультминутку
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом(электронное приложение учебника), с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях
Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку
Выполняют задание электронного приложения к учебнику (Контроль знаний, проверочная работа «Экологические факторы»)
Выполняют задания приложения № 3
(взаимооценка).
Рефлексия и оценивание (2 мин)
Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
— Выставляет и комментирует отметки.
— Что узнали нового на уроке?
— Что показалось трудным?
— Что вызвало интерес?
— Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
— Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
— Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).
Домашнее задание(2 мин.)
Задаёт домашнее задание
1.Выучить материал параграфа 5 учебника
2. Ответить на вопросы учебника после параграфа стр.27,рабочая тетрадь выполнить задание 18 стр.12.
3. Напишите сочинение на тему: « Как вести себя в природе», « Что вы можете сделать, чтобы животные могли комфортно существовать?»
4.Обьясни пословицы:
— Весенний дождь растит, а осенний гноит»
— Где вода есть, там в саду цвесть
— Не высок лесок, а от ветра защита
.Записываю домашнее задание в дневник
Дают сигнал о том, как прошёл урок (с помощью смайликов)
Дополнительное оборудование к уроку
1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,
зелёные – готов отвечать,
2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо,
грустный – нет удовлетворения от урока
3. Солнце – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться.
Надеюсь, наш урок помог Вам в этом.
Приложения
Стихотворение «Среда обитания»
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого своё
Облюбовано жильё.
Выбирает привереда
Лишь своё меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички
Тем- то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Грустная история
Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.
Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал — и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться.
Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились — ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!
Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал — там сейчас тепло и сухо!
Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.
Ёж: Что вы все одно заладили — «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода — это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится.
Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.
Ёж: Эх, вы! Заладили одно — голодно, холодно! Если хотите знать — мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь!
Кукушка: А что с тобой случилось?
Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.
Ёж: Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут — грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, — говорят, — грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные — раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», — закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!.
Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы — это уж в сказках да мультфильмах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!
Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители — сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена.
Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?
Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал — чинить наш муравейник срочно надо.
Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел — сразу безобразничать начал. Мухомор увидит — сшибет его палкой; ветка на пути попадется — сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь.
Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили — продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал — ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили.
А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.
Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.
Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес — это наш дом, нам его беречь и охранять надо!
Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.
Приложение № 1
«Грустная история»
Как – то раз, в один из холодных, ненастных осенних дней, когда пронизывающий, ледяной ветер, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а тёмные тучи заволокли небо, дождь крупными каплями, силою ударял о землю. Было холодно и сыро, встретились маленький ёжик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.
Задание
Прочитайте текст
Проанализируйте
Какие природные условия оказали на героев сказки своё воздействие?
В данном тексте подчеркните эти условия.
Приложение № 2
Группа №1 «Абиотические факторы»
1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 25, абзац « абиотические факторы»
2. Ответьте на вопрос: « Что относится к абиотическим факторам?»
3. Запиши в тетрадь основное понятие – «абиотический фактор — это …?»
4. Рассмотрите рисунок 14 «Влияние света на развитие одуванчика» с.25 учебника, ответьте на вопрос «Какое влияние оказали факторы неживой природы на организмы.
5. Из предложенных вам магнитных иллюстраций, выберите те, которые иллюстрируют факторы неживой природы, продемонстрируйте их классу у доски.
Приложение №2
Группа № 2 «Биотический фактор»
1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «биотический фактор»
2. Ответьте на вопрос : « Что относится к биотическим факторам?»
3. Запиши в тетрадь основное понятие – «биотический фактор — это …?»
4.Приведите примеры влияния факторов живой природы на организмы
5. В начале урока вами был сделан коллаж — перечислите факторы живой природы, изображенные на этом коллаже, продемонстрируйте их классу у доски.
Приложение №2
Группа № 3 « Антропогенный фактор»
1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «антропогенные факторы»
2. Подчеркни основное понятие текста.
3. Запишите понятие «антропогенный фактор» в тетрадь.
4. Дайте анализ рисунку № 15 стр.26 учебника «антропогенные факторы », приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
5. Из предложенных вам иллюстраций магнитной модели выбери примеры влияния хозяйственной деятельности человека на среду, продемонстрируйте их классу у доски.
Приложение №3
1.Распределите факторы среды в три колонки:
Факторы живой природы (биотический), Факторы неживой природы(абиотический), Антропогенный фактор:
Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.
infourok.ru
Этапы урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Встали ровно, повернулись. И друг другу улыбнулись. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем | |
2.Проверка домашнего задания | Индивидуальный опрос Приведите примеры различных сред обитания. Как организмы приспосабливаются к жизни в этих средах обитания? 2)Задание на закрытой доске: В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука. | Проводит контроль знаний | Выполняют задание | Регулятивные УУД: контроль знаний |
3.Актуализация знаний | Перед вами на моем столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды) Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Какие факторы природы влияют на живые организмы? Основные группы экологических факторов? Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения? | Учитель формулирует проблемный вопрос | Отвечают на вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют цели урока. | Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Поставьте цель урока Записывает число, тему урока. | Сформулируйте цель на уроке: узнать о…. | Регулятивные УУД: Самоопределение, смыслообразование , целеполагание, | |
5.Изучение нового материала | Экологические факторы Учитель: теперь мы переходим к следующей части нашего плана урока. И у меня к вам вопрос: Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.) Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими. Учитель: абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся) При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений (Ответы учащихся) | Объяснение материала. Обсуждает вопросы. | Ответы уч-ся | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
6.Первичная проверка понимания | А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор, мы узнаем из сказки, которая называется «Грустная история» (инсценировка сказки). Приложение1. Как вы думаете, почему сказка Называется «Грустная история?» Как люди вели себя в сказке? А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.) | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; Коммуникативные УУД: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций; Регулятивные УУД: – волевая саморегуляция в ситуации затруднения | ||
Физкультминутка. | Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх) Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте) И пройдемся по дороге. (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться нужно. (дети садятся за парты) | Включает музыку. Устная оценка учителя | ||
7.Первичное закрепление | 1.Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» (направляет и подсказывает). 2.УПР.19 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. | Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | Познавательные УУД: Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций; – разрешение конфликтов – контроль; – коррекция; – оценка. | |
8.Домашнее задание | Чтение ст. 25-27, УПР.18,20 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. | Записывают домашнее задание | ||
9.Рефлексия | Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания Сегодня на уроке я узнал… Я достиг (не достиг) цели, потому что…. Вручение «умного совенка» (приложение 2) | Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок биологии в 5 классе по теме «Экологические факторы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Марининская средняя общеобразовательная школа № 16
Тема урока: Экологические факторы среды
Выполнила:
Каракатова Л.М., учитель биологии
Учебник: биология 5 класс
Автор: В.В. Пасечник
Цели урока:
Создание условий для формирования представлений о экологических факторах, познакомить учащихся с влиянием антропогенного фактора на природу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Выделять существенные признаки экологических факторов природы
Различать на рисунках факторы неживой, живой природы и антропогенные.
3) Сравнивать факторы неживой и живой природы.
Определять принадлежность природных условий к различным экологическим факторам.
Объяснять роль антропогенного фактора на природу.
Метапредметные
1) Уметь работать с текстом, выделять в нем главное.
2) Уметь работать с рисунками в учебнике и выделять в них главное.
3) Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую.
Личностные
1. Проявлять учебно-познавательный интерес к живой природе, ее многообразию.
2. Вызывать у учащихся желание охранять природу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки для проверки домашнего задания,
компьютерная презентация, карточки для закрепления нового материала, стаканчики с семенами для проведения исследования.
Ход урока
1 этап Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников и ручек).
Заявка на оценку
«5»-12-13 баллов
«4»-8-11 баллов
«3»-5-7 баллов
Поставьте на полях оценку, которую вы хотели бы получить.
2 этап Проверка домашнего задания.
Карточка №1
Задание 1. Напротив каждого живого организма в таблице, напишите среду жизни этого живого организма. (2 балла)
Задание 2. В каждой строке найдите лишнее понятие (подчеркните его) и объясните, почему оно лишнее.1. Акула, дельфин, тигр. (1 балл за каждый правильный ответ)
2. Вши, блохи, кукушка.
3. Грач, белка, карась.
4. Кит, окунь, дождевой червь.
5. Слон, жираф, аскарида.
3 этап Постановка учебной задачи
Учитель . Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чем оно.
(1 балл за каждый правильный ответ)
Среда обитания
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
-Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня и ночи,
И у каждого своё
Облюбовано жильё.
Выбирает привереда
Лишь своё меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут-
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Учитель. Сформулируйте тему урока и учебные задачи
(1балл за каждый правильный ответ)
Учитель: У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен.
Хорошо ли им жить в своей среде?
(Хорошо)
Учитель: Хорошо, да не очень. Почему?
(Потому что, на них действуют условия среды обитания, которые могут изменяться)
Учитель: Приведите примеры условий среды.
Учитель: Условия среды еще называют экологическими факторами среды.
Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы, занимается наука ….
Экология – наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой. (это слово произошло от двух греческих слов: «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение).
По этому факторы окружающей среды – по другому можно назвать ….
(экологическими)
Итак, тема нашего урока называется….. (Экологические факторы)
4 этап. Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель: Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются экологические факторы… (живой и неживой природы)
1.Работа с учебником: Пользуясь текстом учебника стр. 25-26 заполните схему в тетрадь
(1 балл)
Экологические факторы
2.Физкультминутка
3.Самостоятельная работа с учебником
(1 балл за каждый правильный ответ)
Учитель: Пользуясь текстом учебника стр. 25-26 ответьте устно на вопросы:
Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?
(температура, свет, влажность, количество кислорода, соленость воды)
Учитель: Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы?
(дятел долбит дупло; дупло становится домом для птиц; птенец, выпавший из гнезда становится добычей для других животных; навоз слонов среды выживания навозных жуков; растительноядные животные поедают
съедобные растения; паразиты живут на других животных; хищники и добыча; мелкие грызуны пища для змей; норки грызунов укрытие для змей)
Учитель: Как же экологические факторы могут влиять на организмы?
(1 балл за каждый правильный ответ)
4.Проведем небольшую исследовательскую работу:
Цель: Как влияет экологический фактор – влажность на прорастание семян фасоли?
Ответьте устно на вопросы:
Что произошло с семенем, которое находилось целиком в воде?
Что произошло с семенем, которое находилось без воды?
Что произошло с семенем, которое только смачивалось водой?
Вывод:
Учитель: Вывод: экологический фактор влажность, может оказывать влияние на организмы, как благоприятное, так и неблагоприятное.
При благоприятном влияние влажности семена прорастают, а при неблагоприятном влиянии, чувствуют себя плохо и даже погибают.
5. Работа с тетрадью:
Экологические факторы
Благоприятные Неблагоприятные
6.Учитель: Пользуясь текстом учебника стр. 26 ответьте устно на вопросы:
(1 балл за каждый правильный ответ)
Что называется антропогенными факторами?
(Антропогенные факторы – разные формы влияния хозяйственной деятельности человека на природу.)
Учитель: Приведите примеры антропогенных факторов?
(вырубание лесов; распашка степей; строительство платин на реках; взведение городов; сооружение мусорных свалок)
7.Учитель: Заполните таблицу, распределив следующие понятия по видам экологических факторов (на слайдах презентации картинок с изображением разных экологических факторов)
(2 балла, если нет ошибок)
Пожар в лесу по вине человека,
Белка грызет орехи,
Косуля поедает траву,
Человек строит скворечник
Загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобилей
Шторм на море
Бегемот греется на солнце
Шмель опыляет клевер
Учитель: проверяем заполнения таблицы (читают ответы по цепочке)
Учитель: Ребята как человек может повлиять на живые организмы? Приведите примеры.
(1 балл за каждый правильный ответ)
Антропогенные факторы
Отрицательные Положительные
8.Учитель: Откройте учебник на с. 26. Используя рисунки 15, составьте рассказ на тему «Влияние человека на наземно- воздушную и водную среду обитания». (Работа в группах. Каждой группе составить рассказ по одной картинке). (1 балл за каждый правильный ответ)
Учитель: но человек не только отрицательно влияет на природу, есть и положительные действия по отношению к окружающей среде.
Учитель:
Создание красной книги – увеличение численности растений и животных.
Посадка деревьев.
Создание плантаций устриц, водорослей.
Разведение и выращивание ценных пород рыб.
Разведение и расселение исчезающих растений и животных.
5 Этап. Рефлексия
Учащиеся должны проговорить, что они узнали. (2 -3 учащихся)
6. Домашнее задание
Изучить п.5 учебника, подобрать стихотворение о охране природы.
infourok.ru
Предметные — в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы. | Метапредметные познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -уметь отличать новое, от уже известного; -добывать новые знания; -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные: -определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки; коммуникативные: -слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Личностные -формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе. | 2 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя Задает вопросы. — Какие условия среды необходимы для нормального роста и развития растений, животных, грибов, микроорганизмов? — Можно ли по особенностям внешнего вида растений определить, в каких местах, засушливых или увлажненных оно произрастает? — По каким особенностям строения и жизнедеятельности животных это можно определить? Демонстрирует учащимся изображения животных и растений разных экологических групп и предлагает назвать места обитания по внешнему виду (кактус, верблюд, крот, рыба) | Деятельность учащихся Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминая нужную информацию, изученный ранее материал (среда обитания, условия среды, которая связана с формулированием проблемы) | 3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Задает вопросы — Могут ли живые организмы жить обособленно, без окружающей среды? — Условия среды называются экологическими факторами Читает стихотворение -Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. — Как вы думаете: что мы будем изучать? -Что относится к экологическим факторам? -Да, ребята, это экологические факторы природы. Их много, но мы остановимся на таких факторах среды: солнце, ветер, горы, воздух, гром, туманы и роса. — Может, кто из вас знает, как называются эти факторы природы? — А называются они — абиотические факторы. | Деятельность учащихся Слушают учителя, отвечают на вопросы Определяют и называют тему Перечисляют факторы природы из прослушанного стихотворения. В случае возникновения трудности при ответе на вопрос, определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. | 4 этап. Целеполагание и планирование | Итак, тема нашего урока Экологические факторы природы. — Какова цель нашего урока? -Для достижения запланированной цели нам необходим план действий, какой? План урока (на доске) 1.Что такое экологические факторы? 2.Основные группы экологических факторов. 3.Влияние абиотических факторов среды на живые организмы. —В конце урока вы сможете: называть понятия: абиотические, биотические, антропогенные фактор; сформулируете представление о наличии приспособленностей организмов к действию экологических факторов; продолжите развивать умения: работать с текстом, рисунками, выполнять задания в группах, выделять главное и анализировать; проводить самооценку. | Выдвигают цели (сформировать представление об экологических факторах среды, дать понятие «абиотические факторы», рассмотреть их влияние на организм) Обсуждают с учителем план урока, определяют содержание и последовательности действий для решения поставленных задач | Деятельность учителя
Фрагмент интерактивного учебного пособия «факторы среды» Предлагает выполнить задание в Р.Т.№1 , №21 стр. 38 -Так что же такое экологические факторы? -На какие группы их можно разделить? -Да, различают три группы экологических факторов: абиотические — факторы неживой природы, биотические — факторы живой природы и антропогенные -это влияние деятельности человека на природу. Но сегодня на уроке мы будем говорить только об абиотических факторах природы. Давайте с ними познакомимся поближе. Прочитайте текст параграфа 25 и перечислите все факторы природы, относящиеся к абиотическим факторам, заполните схему. -Ребята, по отношению к каждому из названных экологических факторов у растений и животных выделяются экологические группы. Давайте определим эти экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды, поработав в группах. Фрагмент интерактивного пособия «Солнечный свет и энергия солнца», «Вода» Посмотрим презентацию и выполним задание. 1 группа «Экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды». 2 группа «Как животные и растения используют солнечный свет, солнечную энергию и длину светового дня». Задаёт вопросы -На какие экологические группы по отношению к свету делят растения? -Какие наиболее распространенные растения нашей местности относятся к теневыносливым растениям? Какие — к светолюбивым растениям? Есть ли среди этих растений редкие? Если да, то какие именно? Что необходимо делать по их сохранению. -Чем животные, ведущие ночной образ жизни, отличаются от дневных организмов? -Приведите примеры известных вам животных нашей местности, относящихся к разным группам. -Почему воду называют колыбелью жизни? (называют особенности водной среды обитания, подчёркивают необходимость воды для всех процессов жизнедеятельности организма) -О каких абиотических факторах мы вели речь? -О каком абиотическом факторе мы не говорили? Показывает фрагмент интерактивного пособия «Температура» Задает вопросы. -Что определяет температура? -Какая температура является оптимальной для большинства живых организмов? -При каких экстремальных температурах возможно существование живых организмов? Каких именно? -Как животные реагируют на изменение температуры? -Итак, какие абиотические факторы оказывают наибольшее воздействие на живой организм? Физкультминутка. | Деятельность учащихся Слушают учителя, смотрят презентацию Находят информацию, записывают определение и заполняют схему. Отвечают на вопросы, обобщают. Читают текст, самостоятельно заполняют схему, отвечают на вопросы, оценивают свою работу. Смотрят презентацию, работают в группах, заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, выделяя необходимую информацию.
1 группа. 2группа:
Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, оценивают правильность своих выводов. Осуществляют самопроверку, самооценку. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников. (свет, солнечная энергия вода) (о температуре) Отвечают на вопросы учителя, делаю выводы, обобщение Поздороваемся с солнцем. С левой стороной, с правой стороной. (поднимают руки вверх и опускают, поворачиваясь в стороны) Поздороваемся с землей. (наклоняются вниз) За столы садимся дружно Нам теперь учиться нужно. | Деятельность учителя задает вопросы -Какую проблему мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную проблему? -Всё ли запланированное удалось выполнить? Предлагает назвать тему и цели урока. -Оцените свою работу. На доске рисунок яблони. У вас на партах лежат «яблоки» двух цветов — красные и зелёные. Если вы считаете, что сделали всё на отлично и хорошо, у вас хорошее настроение прикрепляете зелёное яблоко, если вы считаете, что не справились с заданием и у вас грустное настроение прикрепляете красное яблоко. Выставляет и комментирует оценки. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы одноклассников, участников групп. Оценивают свою работу на уроке Приём рефлексии «Яблоня» |
multiurok.ru
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Экологические факторы»
Урок биологии по теме: «Экологические факторы» (5 класс)
Третьякова Римма Юрьевна, учитель биологии и химии
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие об экологических факторах среды;
классифицировать экологические факторы;
подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;
Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.
Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.
Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.
Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).
Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …
Хорошо иметь свой дом.
Без хлопот жить в доме том.
Можно жить ещё в квартире.
Есть жильё другое в мире –
У животных, насекомых
И других существ знакомых.
Ночь в лесу – сова летает –
Пищу птица добывает.
День наступит – спит в дупле:
В темноте, в тиши, в тепле.
Полюбуйтесь, вот лиса –
Это хитрость и краса.
Дом – нора. В нём всем на диво
И уютно, и красиво.
Дом – река и как всегда
Есть в ней свет, вода, еда.
Рыбка жить здесь не боится,
Домиком своим гордится.
Если же не знает кто-то,
У лягушки дом – болото,
Дом длиннющий у крота.
И стоит в нём темнота.
Но зато всегда покой,
А зовётся дом – норой.
У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.
О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.
Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).
III. Проверка знаний.
1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78), (Приложение 3).
Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.
2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот» (Приложение 5). При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.
— Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.
— Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин — в водной.
— Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.
— Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.
— Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.
3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.
VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»
V. Изучение нового материала.
1. Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:
Свет
Влага
Насекомые-опылители Экологические
Гусеницы факторы
Человек
Тепло
Тема урока – Экологические факторы.
2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).
Экологические факторы
Человек
Влага, свет, тепло, ветер, состав почвы
Насекомые-опылители, гусеницы, другие растения
Человек
Антропогенные
Живые
Биотические
Неживые
Абиотические
VI. Закрепление.
Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.
VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.
VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.
Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.
Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле. Звучит стихотворение Вадима Шеферана
Ты, человек, любя природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, верный лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не растрачивай до дна.
Да помни истину такую
Нас много, а она одна.
Приложение 1. Оценочные листы
Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________
Дата ___________________
Тема урока _________________________________________________
Баллы | |
Задание № 1. Тестирование «Среды жизни» | |
Задание № 2. Условия обитания в различных средах | |
Задание № 3. Классификация экологических факторов | |
Устные ответы | |
Сумма |
Приложение 2. Карточки «Среды жизни»
Водная | Наземно-воздушная | Почвенная | Организменная |
Приложение 3. Интерактивное тестирование.
Пожалуйста, поместите текст на правильное место
Почвенная Акула
Почвенная среда
Антилопа
Наземно-воздушная среда
Гриб-трутовик
Водная среда
Дождевой червь
Организменная среда
Пожалуйста, поместите текст на правильное место
Почвенная среда
Береза
Наземно-воздушная среда
Корни растений
Ламинария
Водная среда
Крот
Организменная среда
Перетащите картинки на правильный вопрос
Почвенная среда
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Организменная среда
Приложение 4. Карточки, характеризующие условия обитания организмов в различных средах.
Выберите условия, характерные для почвенной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для водной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита |
Выберите условия, характерные для наземно-воздушной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для организменной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света |
Приложение 5. Компьютерная презентация к уроку.
multiurok.ru