Самые известные произведения Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — всемирно известный писатель, который стал автором великолепных произведений, среди которых детские сказки, лирические стихотворения и повести. Безусловно, все это было создано благодаря особенному таланту автора и уникальном восприятии мира. Характерной чертой творчества Пушкина является исключительная яркость, которая позволяет в полном объеме продемонстрировать нрав русского народа, его рвение к свободе и независимости. и чтобы мы не забывали о нём, мы сделали эту статью — список самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина.
Какие произведения написал Пушкин
Все произведения, написанные пером легендарного автора, разделяются на определенные периоды:
- 1813-1816 гг. – лицейские годы.
- 1817-1820 гг. — жизнь в Ленинграде.
- 1820-1824 гг. — Южная ссылка.
- 1824-1826 гг — Михайловский. 30-е годы,
- 1831-1836 гг. — период творчества.
В лицейском периоде на формирование творческой деятельности Пушкина оказывали влияние такие виртуозы литературного слова как Державин, Вольтер, Жуковский, Карамзин, Руссо. Далее мы подробно рассмотрим, произведения Пушкина, уделив внимание каждому из периодов его творчества.
Ранние произведения А.С. Пушкина
На этом этапе произведения Пушкина пропитаны патриотическим свободолюбивым настроем, что особенно проявляется в его творении «Воспоминания в Царском Селе». В нем выражается ярое неудовольствие крепостным правом и абсолютной зависимостью народа. Тематика жизни и смерти также прослеживается в ранних его произведениях, среди которых: «Желание», «Завещание» и «Моя эпитафия».
Ленинградский период
В произведениях, которые были написаны в ленинградский период, проявляются нотки романтизма, а также стремление к свободе. Особенно эти мотивы поэта наблюдаются в творениях южного периода, когда были созданы поэмы, в которых главными персонажами выступают волевые персоны, кинувшие вызов обычному социальному устройству и мнению. Ознакомиться с любовной поэззией Пушкина можно в «Южных поэмах».
Михайловский период характеризуется появлением исторической драмы «Борис Годунов». Декабристский мятеж, потерпевший фиаско, побудил автора на создание стихотворений свободолюбивого настроя, среди которых «В Сибирь», «Анчар», «Арион» и другие. Если брать литературу Александра Сергеевича в целом, свободолюбивая тематика занимает в его произведениях ключевое место. В них проявляется острое отвращение к «самовластителям злодеям» и «барству дикому», которое подавляет народ. Концепция свободы у поэта прочно связана с патриотизмом и любовью к Родине, что можно увидеть в его прославленном стихотворении «К Чадаеву», которое из дружественного письма обернулось в политическое. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» пропитана исторической правдой. Для ее написания посещает знаменитые места пугачевского восстания, где находит необходимый материал для создания своей новой работы. Стоит отметить, что это творение довольно сложное и имеет, на самом деле, глубокий смысл. В нем ощущается уникальное, виртуозное мастерство поэта. Произведение «Повести Белкина» ознакамливают читателя с угрюмой и тяжелой судьбой народа низкого класса, находящегося под гнетом. Стоит отметить, несмотря на то, что эти повести были написаны в 19 веке, они широко охватывают нынешнюю реальность.
Основные мотивы
С течением жизни юношеские романтические мотивы сменяются разочарованием автора, которое он старается каким-либо образом преодолеть. Впрочем, данный период можно назвать апогеем творчества творца. В это время Пушкин завершил свой роман «Евгений Онегин». Это творение можно одним из наиболее красноречивых произведений русской словесности. Лирика Пушкина все больше носит идеологический смысл, автора начинают тревожить вопросы существования. Однако тема любви у Пушкина занимает также особенное место. В особенности романтическая линия проявляется в таких творениях как «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил» и «Мадонна». Пушкин всегда сможет отыскать эпитеты, что передадут магическое особенность любви и ее влияние на человека. Лирика поэта очаровывает нежностью, искренностью и сопереживанием, в ней вся великорусская сила русского народа. Пушкин, как никто другой, был способен ликовать природе, красе, гармонии мира и людских взаимоотношений.
Самые известные произведения Пушкина
Перечень, на самом деле, известных произведений Пушкина можно назвать безграничным, именно поэтому мы составим список самых известных из них работ великого классика, среди которых:
- Евгений Онегин
- Капитанская дочка
- Руслан и Людмила
- Сказка о царе Салтане
- Борис Годунов
- Дубровский
- Песнь о Вещем Олеге
- Маленькие трагедии
- Бахчисарайский фонтан
- Барышня-крестьянка
Безусловно, это, лишь некоторые из произведения Александра Сергеевича Пушкина, и, если бы он не стал жертвой дуэли, можно с уверенностью сказать, литературных шедевров у русского классика было бы значительно больше. Стоит отметить, А.С.Пушкин — автор, который сумел создать произведения, в которых глубокий философский смысл переплетается с любовью к жизни, Родине, свободе.
VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг 6.6/10 (27 голосов)
Поделитесь с друзьями:
world-mans.ru
Список самых известных произведений А.С. Пушкина
Творения А.С. Пушкина – это самые яркие и самые чистые бриллианты в ожерелье русской литературы XIX века. Одни – более крупные, другие – помельче. Одни произведения более известные и признанные, другие – знакомы лишь литературоведам. Но все они внесли неоценимый вклад в развитие русской литературы и культуры. Многие поэты и прозаики учились у Пушкина, как надо писать.
Краткость – сестра таланта. Эти слова приписываются Пушкину. И он умел писать сжато, емко, заставляя читателя прочитывать его произведения между строк.
Сказки Пушкина, написанные в последние годы жизни можно назвать лидерами популярности. Трудно найти человека, который не знал бы сказки «О рыбаке и рыбке», «О попе и его работнике Балде», «О царе Салтане». С этими сказками выросло не одно поколение россиян. Кому-то их читали родители, кто-то сам учился читать по этим сказкам, а кто-то помнит их по мультипликациям. Сказки Пушкина учат добру и мудрости.
«Евгений Онегин» (1823-1831) Разговор о самых известных произведениях следует начинать с этого романа в стихах. Произведение было завершено в 1831 году. Оно было самым обсуждаемым из всех произведений Пушкина еще в XIX веке. И самым критикуемым. На это произведение П.И. Чайковский написал одноименную оперу.
Историческая трагедия «Борис Годунов» (1825) была написана после прочтения Пушкиным «истории Государства Российского». Одним из первых слушателей этой трагедии стал император Николай I. Пушкин сам читал ему избранные отрывки из этого произведения. В 1869 году по трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера. И трагедия, и опера до сих пор составляют и культурное наследие русского музыкального и драматического театров. Эти произведения ставятся на лучших сценических площадках России.
«Пиковая дама» (1830). Полумистическая повесть «Пиковая дама» привлекает внимание читателей до сих пор. По этому произведению Чайковским была написана опера. Повесть неоднократно экранизировалась. Последняя экранизация этого произведения датирована 2016 годом. «Пиковая дама» тогда же, почти сразу после написания, была переведена на французский язык известным новеллистом XIX века — Проспером Мериме.
Повести Белкина также были написаны в 1930 году. Этот цикл состоит из пяти замечательных повестей. Все 5 повестей написаны в различных литературных стилях, но каждая из них по-своему интересна.
- Повесть «Выстрел», написана в стиле романтизма. В повести присутствует романтический герой – таинственный и великодушный.
- «Метель» — полумистическая повесть.
- Повесть «Гробовщик» — реалистичная, с готическими элементами.
- «Станционный смотритель» — сентиментальная повесть
- «Барышня- крестьянка» — добродушно водевильная, написанная с юмором.
Роман «Дубровский» (1832) в чем-то перекликается с «Барышней-крестьянкой». Остался незавершенным. Только «Барышня-крестьянка» заканчивается благополучно, с примирением отцов и свадьбой молодых, а в «Дубровском» происходит трагедия. Эта повесть написана в стиле русского разбойничьего романа, и созвучна с произведениями Вальтера Скотта о Робин-Гуде.
«Кавказский пленник» (1820-1821) – первая из южных романтических поэм, написанная в байроновском стиле.
«Бахчисарайский фонтан»(1821-1823) годы – изящная романтическая поэма о любви и трагической гибели. По этой, полной трагизма поэме, композитор Борис Асафьев написал хореографическую поэму.
Стихотворение «Воспоминания в Царском селе»(1814) может быть, не стало самыми читаемым произведением, но оно привлекло внимание к Пушкину. «Я не умер. Теперь я знаю, кто заменит меня», — сказал Державин, услышав это произведение.
Ода «Вольность» (1817) изобличающая царское самодержавие. Это и другие свободолюбивые стихотворения Пушкина стали привлекать к себе внимание, расходились в списках, и послужили причиной царской немилости к Пушкину.
Послание «К Чаадаеву» (1818) стало своеобразным гимном декабристов, призывом к действию.
Лирическое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825) – это чудесное, одухотворенное произведение о любви, ставшее прекрасным романсом. Это стихотворение — великолепный образец любовной лирики.
«Пророк» (1826)- философское произведение, в котором поэт определяет свое место и назначение в этой жизни.
Стихотворение «Зимнее утро» (1829) — это очаровательное описание русской природы. Стихотворение передает приподнятое настроение поэта.
«Осень» (1833). В этом произведении поэт описывает не только осень. Он характеризует все времена года, передает их через свое мироощущение.
В стихотворении «Памятник» (1836) поэт подводит итог сделанному и прожитому. В нем звучит завещание будущим поэтам.
Список замечательных произведений можно продолжать. Ведь у Пушкина одних стихов более семисот. Добрая половина этих произведений на слуху. Их читают, изучают в школе. Пушкинскими строками признаются в любви, их просто цитируют.
poetpushkin.ru
Биография Александра Сергеевича Пушкина — РИА Новости, 06.06.2013
В апреле 1830 года Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, был закончен «Евгений Онегин».
18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Он пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра» (подготовительный текст, 1835).
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер‑юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей ‑ Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы им были написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.
В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.
Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем императора, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Гибель поэта стала национальной трагедией. «Солнце русской Поэзии закатилось», ‑ написал в некрологе Владимир Одоевский.
Вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен. Он не только поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога, но и явился основателем нового классического искусства, сравнимого с лучшими образцами мировой эстетики. Язык Александра Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка.
ria.ru
какие произведения написал Пушкин А.С.
Пушкин Александр Сергеевич, живший с 1799 по 1837 год, к большому сожалению, трагически погибший на дуэли, навсегда получил репутацию одного из самых великих поэтов, которые только были в истории русской литературы. Этому, безусловно, поспособствовал его особенный талант. Творчество Пушкина обусловлено исключительной яркостью. Оно в полном объеме показывает русский характер в его лучших чертах.
Какие произведения написал Пушкин
Вся творческая жизнь Пушкина делится на несколько периодов:
- 1813-1816 гг. – лицейские годы.
- 1817-1820 гг. — жизнь в Петербурге.
- 1820-1824 гг. — Южная ссылка.
- 1824-1826 гг — Михайловский.
- 30-е годы — Болдинская осень.
- 1831-1836 гг. — творческий период.
В лицейском периоде Пушкин как поэт формировался под влиянием таких мастеров художественного слова, как Державин, Карамзин, Жуковский, Радищев, Вольтер, Руссо. Школьную молодежь очень часто интересует вопрос о том, какие произведения написал Пушкин. Итак, начнем с ранних его произведений.
Ранние произведения
Патриотические вольнолюбивые настроения проявляются у Пушкина уже в раннем творчестве на примере таких стихов, как «Воспоминания в Царском Селе». Он выразил протест против крепостного права в «Лицинии», сатирические мотивы, переплетающиеся с философией Эпикура в «Городке». Тема смерти тоже начинает звучать у Пушкина уже в ранних его произведениях, это «Желание», «Завещание», «Моя эпитафия», «Элегия», где выражается его желание умереть, любя.
Литература: Пушкин А.С.
В петербургский период он активно тянется к романтизму и имеет декабристские настроение, ему хочется торжества свободы. Усиление вольнолюбивых настроений поэта проявляется особенно в южный период. У него рождаются такие поэмы, в которых героями становятся сильные личности, бросившие вызов привычному общественному укладу и мнению. Познакомиться с романтической стилистикой композиции можно в «Южных поэмах».
Творчество Пушкина в Михайловский период ознаменовано созданием исторической драмы «Борис Годунов».
После декабристского восстания пораженный поэт этому событию посвящает много стихов вольнолюбивого настроения, это «В Сибирь», «Анчар», «Арион». Вообще, тема вольнолюбия в его творчестве занимает центрально место. В своих стихах он выражает жгучую ненависть к «самовластителям злодеям» и «барству дикому», угнетающим народ. Идея свободы у него неразрывно связана с любовью к Отечеству. Об этом свидетельствует знаменитое стихотворение «К Чаадаеву», которое из дружеского послания превратилось в политическое.
Повесть Пушкина «Капитанская дочка» отмечена исторической правдой, он едет по местам пугачевского восстания и самостоятельно собирает материал для своей работы. Это произведение сложное и глубокое, чувствуется сильное и виртуозное мастерство автора.
Произведение «Повести Белкина» включает в себя пять рассказов: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», затем «Барышня-крестьянка» и «История села Горюхина».
Повесть Пушкина «Станционный смотритель», как, впрочем, и остальные повести, знакомит своего читателя с безрадостной и тяжелой жизнью бедных людей. Вообще, эти произведения очень широко обхватывают современную действительность того времени.
Основные мотивы
И вот уже ближе к 30-м годам у Пушкина впервые слышны нотки разочарования, он пытается его как-то преодолеть и пишет «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Однако этот период стал вершиной творчества поэта. Наконец-то дописан «Евгений Онегин». Лирика Пушкина все больше носит глубокий философский характер, его начинают сильно волновать проблемы бытия.
Любовь у Пушкина тоже занимает особенную нишу. Как тут не вспомнить «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил», «Мадонна». Он всегда найдет слова, которые могут выразить волшебное свойство любви и воздействие на человека.
У Пушкина основными мотивами были, безусловно, тема любви и дружбы, поиск смысла жизни, чуть позже проблемы смерти и бессмертия, памяти и забвения, всего вечного и переходящего, а также преемственности поколений. Его лирика пленяет нежностью, искренностью и чувством сопереживания, в ней весь русский дух и вся душа народа. Он как никто мог радоваться природе, красоте, гармонии мира и человеческих отношений.
Список известных произведений Пушкина
Приступая к вопросу о том, какие произведения написал Пушкин, начинаешь понимать, что этот список в буквальной степени безграничен, и поэтому остановимся только на самых известных в их хронологическим порядке.
- 1814 г. — поэма «Осгар», стихотворение «Блаженство»;
- 1820 г. — поэма-сказка «Руслан и Людмила»;
- 1821 г. — повесть в стихах «Кавказский пленник», поэма «Братья разбойники»;
- 1822 г. — крымские впечатления Пушкин описал в знаменитой поэме «Бахчисарайский фонтан»;
- 1824 г. — встреча и общение с цыганами вдохновило поэта на поэму «Цыгане»;
- 1825 г. — написано историческое произведение «Борис Годунов»;
- 1828 г. — баллада «Утопленник»;
- 1829 г. — баллада «Полтава»;
- 1830 г. — драматические произведения «Моцарт и Сальери», «Перед испанкой благородной», «Евгений Онегин», «Скупой рыцарь», «Сказка о Царе Салтане», повести «Станционный смотритель», «Барышня-кретьянка»;
- 1832 г. — роман «Дубровский», поэма «Медный всадник», драматическое произведение «Русалки»;
- 1835 г. — повесть «Египетские ночи».
Это, к сожалению, совершено не полный ответ на вопрос о том, какие произведения написал Пушкин. И если бы не смертельная дуэль великого поэта, то великолепных шедевров литературы этого русского классика было бы намного больше.
fb.ru
Сколько сказок написал Пушкин? Отвечаем по порядку
О сказках Пушкина слышал даже тот, кто не прочитал ни одного произведения великого поэта. Хотя найдется ли в России вообще такой человек? Но даже если это и так, мультипликаторы смогли вдохнуть вторую жизнь в сказочные творения Александра Сергеевича. И заставить не очень любящую читать ребятню с интересом наблюдать, как жадная старуха расплачивается за собственную алчность, а злая мачеха пытается сжить со свету соперницу.
Сколько сказок написал Пушкин? В знаменитом многотиражном издании его сочинений помещено семь произведений, относящихся к этому жанру. Первой в этом списке стоит малоизвестная сказка «Жених» (1825), а завершает перечень «Золотой петушок». Однако стоит отметить, что волшебный, фантастический элемент в произведениях Пушкина был и раньше. Однако его ранние сказки-поэмы нельзя признать очень удачными. Они еще лишены того народного духа, за который мы так любим произведения Александра Сергеевича.
«Жил-был поп…»
Отвечать на вопрос о том, сколько сказок написал Пушкин и как они называются, необходимо с анализа его менее известных произведений. Так, источником для упомянутого выше «Жениха» стала история из сборника братьев Гримм. Поэт, однако, не следовал слепо претексту и придал ему национальный колорит. Главной героиней является Наташа, купеческая дочь, которая становится свидетельницей ужасного злодеяния. И каков же был ее ужас, когда преступник сватается к ней! Именно тогда, на свадебном пиру, она разоблачает своего «возлюбленного», за что ей честь и хвала.
«Взрослое» содержание «Жениха» заставляет поставить вопрос иначе: «Сколько сказок написал Пушкин и для кого?» Видимо, по авторскому замыслу, они не предназначались для детской аудитории, однако их полюбили и дети. Это в полной степени относится ко второй сказке, повествующей о попе и работнике его Балде. Фабула была взята Пушкиным из фольклора – сказочной истории, записанной в Михайловском. Вообще сюжет, когда жадного попа перехитрил батрак, очень популярен в среде устного народного творчества. Пушкин при обработке первоисточника усилил положительные черты Балды, указав не только на его трудолюбие и хитрость, но и на способность заслужить любовь каждого.
«Три девицы…»
Ух, сколько сказок написал Пушкин! Однако не все они известны широкой публике. Следующей в перечне значится неоконченная «Сказка о медведихе» (1830). Литературоведам она интересна прежде всего как наиболее приближенная к подлинно народному стилю. Несмотря на то что фольклорных источников сказки найти не удалось, видимо, ее сюжет целиком принадлежит поэту, тем не менее заметно влияние на нее народного творчества. Особенно это проявляется в сцене плача Медведя по своей убитой жене. Интересны также замечательные социальные характеристики, данные автором зверям, которые собрались на поминки: волк-дворянин, лисица-подьячиха, зайка-смерд.
Следующее произведение, столь любимое детворой, – «Сказка о царе Салтане» (1832) – также имеет народные корни. Известно два варианта фольклорной сказки, послужившей источником для творения Пушкина. Впрочем, ни одному из них поэт так и не следовал до конца. Сюжет сказки вполне традиционен: оклеветанная жена и счастливый исход из этой ситуации. Однако Пушкин модифицировал содержание источников, расширяя их тематику образом счастливого, идеального государства, которое возглавлял Гвидон.
А перед ней лежит разбитое корыто…
Продолжаем рассматривать вопрос о том, сколько сказок написал Пушкин. Следующее творение является назиданием тем, кто идет на поводу у собственной алчности. Имеется в виду, конечно, «Сказка о рыбаке и рыбке». Ее сюжет Пушкин заимствовал из русского фольклора, но сказания примерно такого же содержания присутствуют и в творчестве других народов. Интересно, что в варианте братьев Гримм жадная старуха пожелала сделаться… римским папой. Кстати, в произведении русского поэта первоначально героине все-таки дозволено было поселиться в огромной башне с тиарой на голове. Но от такого замысла пришлось Пушкину отказаться: подобный сюжетный ход лишил бы сказку значительной доли ее национального колорита.
«Свет, мой зеркальце, скажи…»
Еще один бродячий сюжет – мачеха, которая во что бы то ни стало хочет умертвить падчерицу, дабы та не смогла превзойти ее. В поисках параллелей не нужно долго ломать голову: достаточно вспомнить знаменитую «Белоснежку», хотя творения со схожим сюжетом присутствуют даже у народов Восточной Африки!
«Сказка о мертвой царевне» представляет собой едва ли не вершину лирического наследия поэта. Особенно это касается сцен похорон царевны и ее поиски Елисеем – здесь поэтический талант русского гения достигает апогея.
Итак, сколько сказок написал Пушкин?
Напоследок осталось самое загадочное и необъяснимое – «Сказка о золотом петушке». У молодой аудитории она вызывает особенно много вопросов. Почему петушок кричал в первый раз, ведь никто не нападал? Зачем понадобилась скопцу царица? И т. д. А между тем вся сказка – «добрым молодцам урок». Кстати, эту фразу, ставшую впоследствии крылатой, цензоры вырезали, чем повлекли гнев поэта. Ну и поделом им! А разговор о том, сколько сказок написал Пушкин для детей, считаем законченным. Их, как было отмечено выше, всего семь.
fb.ru
Стихотворения Пушкина 1813—1825 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2017; проверки требует 1 правка. А. С. Пушкин. Автопортрет. 1820-е годыВ творческом наследии Пушкина стихотворения занимают значительное место. В начале литературной деятельности его вдохновляли произведения французских поэтов XVII—XVIII веков, с которыми он познакомился, читая книги из библиотеки отца. В то время его любимыми авторами были Вольтер и Эварист Парни. Позднее наставниками юного поэта стали Батюшков, считавшийся мастером «лёгкой поэзии», и глава русского романтизма Жуковский. В пушкинской лирике периода 1813—1815 годов главенствует тема быстротечности жизни, диктующая жажду наслаждения радостями бытия. В 1815 году Пушкин опубликовал стихотворение, обращённое к Батюшкову, где призывал того, отошедшего от поэзии, вновь вернуться к творчеству. Батюшков, узнав, что автор лицеист, специально приехал в Царское Село, чтобы познакомиться с ним. Он советовал юному поэту не увлекаться чрезмерно лёгкой (анакреонтической) поэзией, а заняться более серьёзными темами, в том числе военной[1]
ru.wikipedia.org
Сколько произведений написал пушкин
А.С.Пушкин
Поэмы Пушкина.
Поэмы Александра Пушкина
- Руслан и Людмила (1817—1820)
- Кавказский пленник (1820—1821)
- Гавриилиада (1821)
- Вадим (1821—1822)
- Братья разбойники (1821—1822)
- Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
- Цыганы (1824)
- Граф Нулин (1825)
- Полтава (1828—1829)
- Тазит (1829—1830)
- Домик в Коломне (1830)
- Езерский (1832)
- Анджело (1833)
- Медный всадник (1833)
- Монах (1813)
- Бова (1814)
- Исповедь (незавершенная поэма) (1823)
В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.
В лицее Пушкин начал, но не закончил очень слабую, еще совсем детскую шутливую поэму «Монах» (1813) и шутливую сказочную поэму «Бова» (1814). В первой-пародируется в духе вольтерианского вольнодумия христианская церковная легенда, во второй — популярная народная сказка.
В этих произведениях юный Пушкин еще не самостоятельный поэт, а только необыкновенно талантливый ученик своих предшественников, русских и французских поэтов (Вольтера, Карамзина, Радищева). Не с этих юношеских опытов начинается история пушкинской поэмы; да они и не были напечатаны при жизни автора.
В 1817 г. Пушкин начал самую большую свою поэму — «Руслан и Людмила» — и писал ее целых три года.
Это были годы подъема революционных настроений среди дворянской молодежи, когда создавались тайные кружки и общества, подготовившие декабрьское восстание 1825 г.
Пушкин, не будучи членом Тайного общества, был одним из крупнейших деятелей этого движения. Он единственный в эти годы (до ссылки на юг) писал революционные стихи, которые тотчас в рукописных копиях расходились по всей стране.
Но и в легальной, печатной литературе Пушкину пришлось вести борьбу с реакционными идеями. В 1817 г. Жуковский напечатал фантастическую поэму «Вадим» — вторую часть большой поэмы «Двенадцать спящих дев» (первая часть ее — «Громобой» — вышла еще в 1811 г.). Стоя на консервативных позициях, Жуковский хотел этим произведением увести молодежь от политических действий в область романтических, религиозно-окрашенных мечтаний. Его герой (которому поэт не случайно дал имя Вадима — легендарного героя восстания новгородцев против князя Рюрика) — идеальный юноша, стремящийся к подвигам и в то же время чувствующий в своей душе таинственный зов к чему-то неизвестному, потустороннему. Он в конце концов преодолевает все земные соблазны и, следуя неуклонно этому зову, находит счастье в мистическом соединении с одной из двенадцати дев, которых он пробуждает от их чудесного сна. Действие поэмы происходит то в Киеве, то в Новгороде. Вадим побеждает великана и спасает киевскую княжну, которую предназначает ему в жены ее отец. Эта реакционная поэма написана с большой поэтической силой, прекрасными стихами, и Пушкин имел все основания опасаться сильнейшего влияния ее на развитие молодой русской литературы. К тому же «Вадим» был в то время единственным крупным произведением, созданным представителем новой литературной школы, только что окончательно победившей в борьбе с классицизмом.
На «Вадима» Пушкин ответил «Русланом и Людмилой», тоже сказочной поэмой из той же эпохи, c рядом сходных эпизодов. Но все ее идейное содержание резко полемично по отношению к идеям Жуковского. Вместо таинственно-мистических чувств и почти бесплотных образов — у Пушкина все земное, материальное; вся поэма наполнена шутливой, озорной эротикой (описание свадебной ночи Руслана, приключения Ратмира у двенадцати дев, попытки Черномора овладеть спящей Людмилой и т. п., а также в ряде авторских отступлений).
Полемический смысл поэмы вполне раскрывается в начале четвертой песни, где поэт прямо указывает на объект этой полемики — поэму Жуковского «Двенадцать спящих дев» — и издевательски пародирует ее, превращая ее героинь, мистически настроенных чистых дев, «инокинь святых», в легкомысленных обитательниц придорожной «гостиницы», заманивающих к себе путников.
Остроумная, блестящая, искрящаяся весельем поэма Пушкина сразу рассеяла мистический туман, окруживший в поэме Жуковского народные сказочные мотивы и образы. После «Руслана и Людмилы» стало уже невозможно использовать их для воплощения реакционных религиозных идей.
Добродушный Жуковский сам признал свое поражение в этой литературной борьбе, подарив Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Эта поэма поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов. О нем стали писать и в западноевропейских журналах.
Однако, будучи крупнейшим явлением в русской литературе и общественной жизни, шутливая сказочная поэма Пушкина еще не ставила русскую литературу в один ряд с литературой Запада, где действовали в те годы Гете в Германии, Байрон и Шелли в Англии, Шатобриан и Бенжамен Констан во Франции, каждый по-своему решавшие в своем творчестве важнейшие вопросы современности.
С 1820 г. Пушкин включается в этот ряд, создавая одну за другой свои романтические поэмы, серьезные и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. С этими поэмами («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан») в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм — поэтическое выражение чувств и взглядов самого передового общественного слоя, революционно-настроенной дворянской молодежи, наиболее активной частью которой были декабристы. Резкое недовольство всем окружающим, всем общественным укладом, при котором жизнь представляется тюрьмой, а человек-узником; пламенное стремление к свободе; свобода как предмет почти религиозного культа (1) — это одна сторона мироощущения революционных романтиков 20-х гг. В то же время их социальное одиночество, отсутствие живой связи с народом, страданиям которого они глубоко сочувствовали, но чью жизнь плохо знали и мало понимали, — все это придавало трагический и крайне субъективный, индивидуалистический характер их мировоззрению. Чувства и трагические переживания одинокой, гордой, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтического творчества Пушкина. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в «цивилизованном» обществе, — гнета политического, социального, морального, религиозного, — заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником. нарушителем всех принятых в обществе норм — религиозных. юридических, моральных. Излюбленный романтиками образ — «преступник и герой», который «и ужаса людей и славы был достоин». Наконец, характерным для романтиков было стремление увести поэзию от воспроизведения ненавистной им обыденной действительности в мир необычного, экзотики, географической или исторической. Там они находили нужный им образы природы — могучей и мятежной («пустыни, волн края жемчужны, и моря шум, и груды скал»), и образы людей, гордых, смелых, свободных, не затронутых еще европейской цивилизацией.
Большую роль в поэтическом воплощении этих чувств и переживаний сыграло творчество Байрона, во многом близкое мироощущению русских передовых романтиков. Пушкин, а за ним и другие поэты использовали прежде всего удачно найденную английским поэтом форму «байронической поэмы», в которой чисто лирические переживания поэта облечены, в повествовательную форму с вымышленным героем и событиями, далекими от реальных событий жизни поэта, но прекрасно выражающими его внутреннюю жизнь, его душу. «. Он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), — писал Пушкин в заметке о драмах Байрона. — Он создал себя вторично, то под чалмою ренегата, то в плаще корсара, то гяуром, издыхающим под схимиею. «. Так и Пушкин в своих романтических поэмах пытался «создавать себя вторично», то пленником на Кавказе, то бежавшим «неволи душных городов» Алеко. Пушкин сам не раз указывал на лирический, почти автобиографический характер своих романтических героев.
Внешние особенности южных поэм Пушкина также связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения.
Всегдашнее свойство пушкинского поэтического таланта-уменье зорко наблюдать действительность и стремление точными словами говорить о ней. В поэмах это сказалось в том, что, создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях — Кавказа, Крыма, бессарабских степей.
Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов.
Помимо «Кавказского пленника», «Братьев-разбойников» и «Бахчисарайского фонтана», написанных до 1824 г. и вскоре напечатанных, Пушкин задумывал и другие романтические поэмы. «У меня в голове бродят еще поэмы», — писал он Дельвигу в марте 1821 г. В рукописях его остались наброски нескольких поэм, где Пушкин по-разному, с различными сюжетами и в различной национальной среде, думал разработать тот же «героический» или «преступный» романтический образ и показать его неминуемо трагическую судьбу. Отрывок одной из таких поэм, где героем должен был стать атаман волжских разбойников, Пушкин напечатал под заглавием «Братья-разбойники». Сохранилось и начало большой романтической поэмы «Вадим».
В эти же годы, может быть под влиянием громадного успеха «Руслана и Людмилы», Пушкин обдумывал и поэмы совершенно иного типа — волшебно-сказочные, с авантюрным сюжетом и историческими или мифологическими персонажами: о Бове-королевиче, о сыне Владимира Святого Мстиславе и его борьбе с черкесами, об Актеоне и Диане. Но эти замыслы, отвлекавшие поэта от основной его задачи — развития и углубления романтической тематики, — так и не были осуществлены им.
Впрочем, весной 1821 г. Пушкин написал небольшую поэму «Гавриилиада», остроумную, блестящую антирелигиозную сатиру — отклик на усилившуюся политическую реакцию, окрашенную в эти годы мистикой и религиозным ханжеством.
В 1823 г. Пушкин переживает сильнейший кризис своего романтического мировоззрения. Разочаровавшись в надежде на близкое осуществление победы революции сначала на Западе, а затем и в России, — а в этой победе Пушкин, полный «беспечной веры», был совершенно убежден, — он скоро разочаровался и во всех своих романтических идеалах — свободы, возвышенного героя, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению) — «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» (а немного позже — «Сцену из Фауста») и другие, оставшиеся в рукописи не оконченными. В этих стихах он подвергает горькому осмеянию все основные положения своего романтического мировоззрения.
К числу подобных произведений относится и поэма «Цыганы», написанная в 1824 г. Ее содержание — критическое разоблачение романтического идеала свободы и романтического героя. Романтический герой Алеко, попавший в желанную для него обстановку полной свободы, возможности беспрепятственно делать все, что ему хочется, — обнаруживает свою подлинную сущность: он оказывается эгоистом и насильником. В «Цыганах» развенчивается и сам романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни было бы осуществимо только для людей примитивных, праздных, ленивых, «робких и добрых душою», а в личной жизни, в любви она оказывается чисто животной страстью, не связанною ни с какими моральными переживаниями. Неумение выйти за пределы чисто романтического, субъективного взгляда на жизнь неминуемо приводит поэта к глубоко мрачному заключению о том, что счастие на земле невозможно «и от судеб защиты нет». «Цыганы» — поэма переломного, переходного периода — является в идейном и художественном отношении громадным шагом вперед по сравнению с предыдущими поэмами. Несмотря на вполне романтический характер и стиля ее, и экзотической обстановки, и героев, Пушкин здесь впервые применяет метод чисто реалистической проверки верности своих романтических идеалов. Он не подсказывает речей и действий своим персонажам, а просто помещает их в данную обстановку и прослеживает, как они проявляют себя в обстоятельствах, с которыми сталкиваются. В самом дело, Алеко, типичный романтический герой, хорошо знакомый нам по поэмам и лирике Пушкина начала 20-х гг., иначе и не мог поступить в том положении, в котором он оказался. Совершаемое им из ревности двойное убийство вполне соответствует его характеру и мировоззрению, раскрытым как в самой поэме, так и в других романтических произведениях той эпохи. С другой стороны, и Земфира, такая, какой она показана Пушкиным, так же не могла поступить иначе, не могла остаться верной Алеко навсегда — ведь она цыганка, дочь Мариулы, и ее история только повторяет — за исключением трагического финала — историю ее матери.
Эта «объективная» позиция автора «Цыган» по отношению к действиям и чувствам его героев сказалась и в самой форме: большинство эпизодов поэмы дано в форме диалогов, в драматической форме, где отсутствует голос автора, а говорят и действуют сами персонажи.
«Цыганы» — произведение, в котором глубже всего отразился кризис мировоззрения Пушкина-романтика; в то же время по методу разработки темы оно открывало новые пути в творчестве Пушкина — пути к реализму.
Летой 1824 г. Пушкин был выслан из Одессы в Михайловское, без права выезда оттуда. Постоянное и близкое общение с крестьянами, с народом, видимо более всего другого содействовало преодолению тяжелого кризиса в мировоззрении поэта. Он убедился в несправедливости своих горьких упреков народу в нежелании бороться за свою свободу (2) , он понял, что «свобода» не есть какое-то отвлеченное морально-философское понятие, а конкретно-историческое, всегда связанное с общественной жизнью, и за такую свободу — политическую, экономическую — народ всегда неустанно боролся (постоянные крестьянские бунты против помещиков, не говоря уже о восстаниях Пугачева, Разина или эпохи «смутного времени»). Он должен был увидеть, что все его разочарования в прежних романтических идеалах — результат недостаточного знания самой действительности, ее объективных закономерностей и малого поэтического интереса к ней самой. В 1825 г. в творчестве Пушкина происходит крутой поворот. Окончательно порвав с романтизмом, Пушкин выходит из своего кризиса. Его поэзия приобретает ясный и в целом светлый, оптимистический характер. Прежняя задача его поэзии-выражение своих собственных чувств и страданий, поэтический отклик на несовершенства жизни, противоречащей субъективным, хотя и благородным требованиям романтика, воплощение романтических идеалов в образах необычного — экзотической, идеализированной природы и необыкновенных героев — заменяется новой. Пушкин сознательно делает свою поэзию средством познания отвергавшейся им прежде обычной действительности, стремится актом поэтического творчества проникнуть в нее, понять ее типичные явления, объективные закономерности. Стремление верно объяснить человеческую психологию неминуемо приводит его к изучению и художественному воплощению общественной жизни, к изображению в тех или иных сюжетных формах социальных конфликтов, отражением которых и является психология человека.
То же стремление познать действительность, современность толкает его и к изучению прошлого, к воспроизведению важных моментов истории.
В связи с этими новыми творческими задачами изменяется и характер изображаемых объектов у Пушкина, и самый стиль изображения: вместо экзотики, необычного — обыденная жизнь, природа, люди; вместо поэтически-возвышенного, отвлеченного, метафорического стиля — простой, близкий к разговорному, но тем не менее высокопоэтический стиль.
Пушкин создает новое направление в литературе — реализм, сделавшийся позже (с 40-х гг.) ведущим направлением русской литературы.
Основное, преимущественное воплощение этого нового, реалистического направления, этих новых задач верного познания действительности и ее законов Пушкин дает в это время не столько в поэмах, сколько в других жанрах: в драме («Борис Годунов», «маленькие трагедии»), в прозаической повести («Повести Белкина», «Капитанская дочка» и др.), в стихотворном романе — «Евгений Онегин». В этих жанрах Пушкину легче было осуществлять новые принципы и разрабатывать новые методы реалистического творчества.
Своего рода манифестами этого нового направления в русской литературе были историческая народная трагедия «Борис Годунов» (1825) и центральные главы «Евгения Онегина» (3) (1825-1826).
В это же время (в декабре 1825 г.) Пушкин написал и первую реалистическую поэму — шутливого, безоблачно-веселого «Графа Нулина». В нем на простой, почти анекдотический сюжет нанизано множество прекрасных, превращенных в подлинную поэзию картин, пейзажей, разговоров самого обыденного, «прозаического», бытового содержания. Здесь встречаются почти все те образы, которыми Пушкин в полусерьезной-полушутливой строфе из «Путешествия Онегина» характеризует свой новый реалистический стиль, в противоположность романтическим «грудам скал», «шуму моря», «пустыням», образу «гордой девы» (4) : здесь и косогор, и забор, и серенькие тучи на небе, и дождливая пора, и задний двор, и утки, и даже «хозяйка» (хотя и плохая) в качестве героини поэмы.
Разгром декабрьского восстания 1825 г. и наступившая вслед за этим политическая и общественная реакция, временная остановка в развитии русского революционного движения изменили характер русской литературы: из нее на несколько лет ушла тема борьбы за свободу. Пушкин, возвращенный Николаем I из ссылки, получивший возможность общаться с друзьями, пользующийся громадной популярностью среди публики, тем не менее не чувствовал себя счастливым.
Душная общественная атмосфера после разгрома декабристов, реакционные, трусливые, обывательские настроения, поддерживаемые новой реакционной журналистикой, воцарившиеся в обществе и заразившие многих из его друзей — все это вызывало временами у Пушкина приступы полного отчаяния, выразившиеся в таких стихах его, как «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» или «В степи мирской, печальной и безбрежной. » («Последний ключ — холодный ключ забвенья, он слаще всех жар сердца утолит»).
Мысль о том, что смерть предпочтительней жизни, Пушкин думал положить в основу начатой им в 1826 г. мрачной поэмы о герое евангельской легенды — Агасфере («Вечном Жиде»), наказанном за свое преступление перед богом бессмертием. Однако эти мрачные темы остались временным эпизодом в творчестве Пушкина. Он сумел преодолеть свое тяжелое настроение, и поэма об Агасфере была оставлена в самом начале.
В эти годы общественного упадка творческая работа Пушкина не прекращается, но он разрабатывает в это время темы, непосредственно не связанные с темой освободительного движения. Предметом пристального внимания поэта становятся человеческая психика, характеры, «страсти», их влияние на душу человека (центральные главы «Евгения Онегина», «маленькие трагедии», наброски прозаических повестей).
Среди произведений Пушкина 1826-1830 гг., вдохновленных «психологической» темой, мы не находим ни одной поэмы. (Правда, в поэмах «Полтава» и «Тазит» разработка психологии героев занимает большое место, но не она является основной задачей этих чисто политических произведений.) Более подходящей формой для художественного анализа человеческой психологии были роман в стихах, драматический этюд, прозаический рассказ или повесть.
В эти же годы Пушкин пишет и ряд крупных произведений политического содержания, но иного характера. В его творчестве этого времени находит свое воплощение тема русского государства, судьбы России в борьбе с Западом за свою самостоятельность — отзвук юношеских воспоминаний Пушкина о событиях 1812-1815 гг. Параллельно с этим он поэтически разрабатывает и важнейшую тему многонациональности русского государства, пишет об исторической закономерности объединения в одно государственное целое множества различных народов. В поэме «Полтава» эти темы развиваются на историческом материале борьбы России начала XVIII в. с сильнейшим тогда военным государством — Швецией. Здесь же Пушкин поэтически раскрывает свою оценку взаимоотношений России и Украины. В другой, неоконченной, поэме «Тазит», на основании впечатлений Пушкина от его второго кавказского путешествия (1829). и размышлений о сложности и трудности вопроса о прекращении вражды народов Кавказа с русскими, развивается та же национально-политическая тема.
В 30-х гг. творчество Пушкина снова почти целиком посвящается разработке социальных вопросов. Народ, крепостное крестьянство, его жизнь, его поэзия, его борьба за свое освобождение — становится одной из основных тем Пушкина-художника и историка, каким он делается в эти годы. Жизнь крепостной деревни показывается в неоконченной «Истории села Горюхина», в «Дубровском»; в сказках и драме «Русалка» воспроизводятся и художественно обрабатываются мотивы народной поэзии. Борьбу крестьян против помещиков Пушкин показывает сначала в форме «разбоя» (в «Дубровском»), причем это уже не романтические «братья-разбойники», а живые, реальные типы крестьян и дворовых. Настоящей крестьянской войне, «пугачевщине» Пушкин посвящает два больших произведения — повесть «Капитанская дочка» и историческое исследование «История Пугачева». Народное восстание против феодалов-рыцарей и участие в нем представителей класса буржуазии составляют тому неоконченной драмы «Сцены из рыцарских времен».
В эти годы Пушкин вводит в литературу нового героя — страдающего, угнетенного «маленького человека», жертву не справедливого социального устройства — в повести «Станционный смотритель», в начатом романе «Езерский», в поэме «Медный всадник».
Пушкин остро реагирует на происходящие на его глазах изменения в классовом составе интеллигенции, в частности писательской среды. Если прежде «литературой у нас занимались только дворяне», как не раз повторял Пушкин, видя в этом причину независимого поведения писателя по отношению к власти. к правительству, то теперь все большую и большую роль в литературе начинают играть представители разночинной, буржуазной интеллигенции. В те годы эта новая демократия не была еще «революционной демократией», наоборот, большинство из ее деятелей, борясь с представителями господствующего дворянского, помещичьего класса за свое место в жизни, никаких оппозиционных настроений по отношению к правительству, к царю не обнаруживало.
Единственной силой, способной противопоставить свою независимость правительственному произволу, быть «мощным защитником» народа Пушкин считал то дворянство, из которого вышли декабристы, дворянство обедневшее, но «с образованием», «с ненавистью против аристокрации» (5) . «Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе, — писал Пушкин в дневнике. — Кто были на площади 14 декабря? Одни дворяне. Сколько ж их будет при первом новом возмущении? Не знаю, а кажется, много».
Эти мысли о роли старинного дворянства в освободительном движении (в прошлом и в будущем), осуждение представителей его, не понимающих своей исторической миссии и пресмыкающихся перед властью, перед «новой знатью», царскими прислужниками, — Пушкин воплощал не только в публицистических заметках, но и в художественных произведениях, в частности, они-то и составляют основное, главное содержание написанных Пушкиным первых строф «Езерского».
В 30-е гг. Пушкину пришлось вести ожесточенную литературную борьбу. Его противниками были завладевшие почти всей читательской массой реакционные, трусливые, недобросовестные журналисты и критики, потакающие обывательским вкусам читателей из мелких помещиков и чиновников, не гнушающиеся политическими доносами на своих литературных врагов. Они преследовали Пушкина за все то новое, что он вводит в литературу — реалистическое направление, простоту выражения, нежелание морализировать. Полемика с современной журналистикой о задачах литературы включена была Пушкиным в начальные строфы «Езерского», эта же полемика составляет основное содержание целой поэмы — «Домик в Коломне».
Длинный ряд поэм, написанных с 1820 по 1833 г., Пушкин завершил «Медным всадником» — поэмой о конфликте между счастьем отдельной личности и благом государства — лучшим своим произведением, замечательным как по необыкновенной глубине и смелости мысли, остроте поставленной поэтом исторической и социальной проблемы, так и по совершенству художественного выражения. Это произведение и до сих пор вызывает споры и различные толкования.
Пушкин использовал в своем творчестве многие жанры, но поэма всегда оставалась любимой формой для выражения его «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Почти каждый этап своего развития Пушкин отмечал поэмой, почти каждая из встававших перед ним жизненных проблем находила выражение в поэме. Громадное расстояние между легкой, блестящей поэмой двадцатилетнего Пушкина — «Руслан и Людмила» — и глубоко-философской поэмой «Медный всадник», написанной тридцатичетырехлетним мудрецом поэтом, — показывает наглядно стремительность пути Пушкина, крутизну вершины, на которую поднялся Пушкин, а вместе с ним и вся русская литература.
(3) Первоначальный замысел (1823) и первые главы романа относятся еще к периоду пушкинского кризиса. Реалистические образы в них даны полемически, в целях издевательского бытового снижения традиционных романтических образов и ситуаций. «. Пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью» (письмо к А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г.) ; «. не верь Н. Раевскому, который бранит его («Евгения Онегина». — С. Б.) — он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал» (письмо к брату от января-февраля 1824 г.). (5) То есть правящей верхушки.
Произведения:
- Роман в стихах
- Стихотворения
- Сказки
- Поэмы
- Драмы
- Проза
Если Вы заметили опечатку в материалах сайта или же какую-то неточность, убедительно просим сообщить об этом по адресу:
velikiy-pushkin.ru