Содержание

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры для детей дошкольного возраста поощряют к деятельности, в которой совершенствуется мышление и память ребенка. Формируется его характер и навыки, востребованные для дальнейшего обучения.

Правильно организованная игровая деятельность считается незаменимым средством воспитания, поскольку помогает детям расти здоровыми, получить навыки, которые пригодятся в жизни.

Дошкольников привлекают новые действия, позитивно окрашенные эмоции. Верные союзники взрослых в воспитании — развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, «умные» игрушки.

Интересная и полезная деятельность в 4–6 лет влияет на формирование характера ребенка, совершенствует его внимание, память, мышление и другие функции растущего организма. Все это востребовано и необходимо для последующего успешного обучения в школе.

Дошкольники обучаются способам действий, в этом заключается познавательный аспект развивающей игры. Дети не получают готовые знания, а добывает их сами. Происходит формирование психических процессов, способностей.

В игре ребенок учится отыскивать предметы по признакам, обмениваться с другими детьми. Развиваются отношения дошкольников (воспитательная сторона игрового процесса).

Отличить развивающие игры от сюжетных, дидактических, театрализаций и других занятий позволяет ряд особенностей:

  • особый игровой замысел, который предлагает детям взрослый человек;
  • подготовленный заранее материал для игры;
  • определенные правила;
  • организованное общение ребят.

Игровой замысел учитывает возрастные качества детей. Младшие дошкольники больше интересуются предметами, их свойствами. Для них следует выбирать разнообразный по фактуре материал, который они получают в собственные руки. Современные компьютерные игры привлекают детей старшего дошкольного возраста.

Взрослый человек в обучающей игре — это ее организатор и непосредственный участник:

  • сообщает замысел, правила;
  • обучает игровым действиям;
  • направляет игру;
  • помогает детям;
  • поощряет за достижения, следит за соблюдение правил.

Коллективные

В развивающих играх присутствуют индивидуальная и коллективная составляющая деятельности. Дошкольники учатся общаться, постепенно осваивают правила социума.

Благодаря коллективным развивающим занятиям ребенок может слушать, говорить и делиться своими чувствами. В игре «Раздувайся пузырь» для детей среднего дошкольного возраста ребята с помощью взрослого учатся взаимодействовать.

Описание:

  1. Воспитатель или родитель предлагает ребятам присесть на стулья в комнате. Подходит к одному из дошкольников и задает вопрос: «Как тебя зовут? Назови свое имя, чтобы тебя услышали».
  2. Ребенок отвечает, ведущий берет его за руку и добавляет: «Пойдем играть!». Взрослый с первым дошкольником идет к следующему малышу.
  3. Когда все дети становятся «змейкой», ведущий замыкает кольцо ребят и говорит: «Какой большой пузырь у нас получился! Давайте сделаем его маленьким».
  4. Дошкольники смыкаются в тесный кружок, затем дуют в сжатые ладони — «надувают пузырь», издавая с каждым выдохом «ф-ф-ф» и делая шаг назад. Вновь получается большое кольцо.
  5. Взрослый выходит в центр и дотрагивается до сомкнутых рук детей, восклицает: «Пузырь лопнул!». Ребята хлопают в ладоши и бегут к ведущему. Играть можно несколько раз.

Математические

Дошкольники изучают азы точных наук в игровых ситуациях. Уровень восприятия и запоминания объективно сложного для детей материала зависит от подготовки, проведенной взрослыми.

Развивающие математические игры связаны с использованием готового набора «Геометрическая мозаика», природного и бросового материала, канцелярских принадлежностей.

С их помощью взрослый формирует у ребенка представления о форме и размерах геометрических фигур, количестве и числе предметов. Математические игры развивают мелкую моторику и логическое мышление.

Описание игр:

1. «Чудесный мешочек»

В мешочек из плотной ткани взрослый кладет шишки, матрешки, кубики, небольшие шарики. Ребенку или группе детей объясняет, что в чудесном мешочке спрятались разные предметы, называет их. Подзывает дошкольника и предлагает достать: 4 кубика, 3 шишки, 2 шарика (не подглядывая).

2. «Молоточек»

Взрослый предлагает детям поднимать карточки с цифрами, соответствующие количеству ударов молоточком.

3. «Будь внимателен!»

1 вариант. Ведущий молча показывает ребятам разное количество игрушек, других предметов либо изображений. Дети поднимают таблички с соответствующими цифрами.

2 вариант. Взрослый демонстрирует карточки с цифрами, а дошкольники 5–6 лет показывают игрушки (изображения предметов).

С мячом

Когда ребенок бегает, играет в мяч, прыгает, у него формируется ловкость, повышается выносливость и развивается координация. Дошкольник также усваивает значение предметов и явлений. Дети начинают запоминать, что означают слова: «брось мяч», «иди», «стоп» и другие.

Каждая частичка информации, полученная в игре, находит благодатную почву, дети собирают ее, используют в дальнейшем. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут яркие мячи разного цвета и диаметра, мишени, корзины.

Описание игр:

1. «День и ночь» (бросать и ловить мяч)

Дети берут в руки по одному мячу. Когда ведущий произносит: «день», ребята начинают бросать мячи вверх, вниз, в стену или мишень. Раздается команда взрослого «ночь», дети замирают в том движении, которое они выполняли.

Нельзя двигаться, пока ведущий не скажет «день». Играть можно с небольшой группой детей в течение 4–5 минут.

2. «Детский боулинг»

Проводят во дворе или помещении две линии, образующие «поле для боулинга. Чем меньше дети, тем короче должно быть расстояние между линиями. На одной черте устанавливают 3 пластиковые кегли. Дети находятся за второй чертой.

Каждый из малышей по очереди старается сбить кегли мячиком. Его можно бросать или катить, как ребенку будет удобнее. Каждая сбитая кегля приносит игроку очко, ему вручают маленький бумажный квадратик. Кто наберет их больше остальных, тот и победил в игре.

Скороговорки

Нарушение дикции очень часто приводит к проблемам в школе. Формирование правильной речи возможно с помощью детских развивающих игр. В них ребенок учится произносить буквы, слова и предложения.

Особенно увлекают скороговорки детей среднего дошкольного возраста. Они радуются веселым речевым тренировкам, состоящим из коротких забавных фраз:

  1. Все бобры для своих бобрят добры.
  2. – Расскажите про покупки! – Про какие «про покупки?» – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
  3. Скворцы да синички — веселые птички.
  4. Иголки у елки — колки.
  5. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Произнесение русских скороговорок и потешек укрепляет речевой аппарат, обогащает словарный запас дошкольника. Взрослому необходимо контролировать правильность произнесения букв и слов, особенно ребенком 6 лет, предлагать ему новые скороговорки.

С канатом

Скакалки, веревки дают возможность весело провести время с ребенком. Простые игры с канатами нравятся младшим и старшим дошкольникам.

Описание игр:

1. «Змея»

Проводят во дворе, на дорожке сада или парка, в комнате. Участвовать может один малыш или несколько детей. Взрослый кладет веревку на землю и просит ребенка перепрыгнуть несколько раз. Растягивает канат по земле, удерживая один конец. Просит детей помочь шевелить «змею». Игру лучше проводить под веселую музыку.

2. «Веревочные забавы»

Длинный канат взрослый укладывает в виде ломаной линии на траву или дорожку. Предлагает ребенку ходить по канату, придумать и выполнить другие виды упражнений, например, прыгать через веревку на одной или двух ногах, ползать по ней.

Подвижные

Развивающую направленность подвижных игр ни педагоги, ни родители не ставят под сомнение. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры. Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности). Есть забавы с водящим и без него, с предметами и другие виды.

Описание игр:

1. «У медведя во бору»

Водящий — «медведь» спит в «берлоге». Дети делают вид, что наклоняются и собирают дары леса. Постепенно приближаются к ведущему. Поют песенку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит — на детей рычит».

Водящий встает и рычит, изображая недовольного «хозяина леса». Дети бросаются врассыпную. Для усовершенствования игры можно менять исходное положение водящего (в центре, стоя, сидя на стуле, за скамейкой.).

2. «Дракон»

Колонна детей превращается в ходе игры в «дракона». Первый ребенок изображает «голову», а последний — «хвост». По сигналу ведущего «голова» стремится ухватить «хвост», а тот увертывается. Когда «хвост» пойман, дети меняются местами.

Настольные

Детское домино, трафареты для рисования, раскраски и другие настольные игры развивают память и сообразительность ребенка, позволяют организовать его досуг.

Есть в магазинах готовые наборы, не менее интересно детям играть в самодельное домино (картонки с геометрическими фигурами, автомобилями, овощами и фруктами, животными).

Рисование с помощью трафаретов развивает творческие навыки и глазомер ребенка.

Дети любят разгадывать головоломки, одна из современных забав — пазлы — им особенно по душе. Простые предназначены для детей младшего дошкольного возраста, они могут собрать 4–6 элементов. Более сложные насчитывают десятки фрагментов, взрослые обычно с удовольствием помогают детям собрать картинку по образцу.

Компьютерные

Яркие картинки на экране дают возможность ребенку изучать цвета и геометрические формы, буквы и цифры. Развивающие компьютерные игры увлекают детей, стимулируют логическое мышление, расширяют кругозор.

Выбор огромен, создают их для детей практически всех возрастных групп (исключая самых маленьких). Пребыванию дошкольника у экрана следует отводить не больше 20 минут в день.

Поиск соответствующих возрасту ребенка развивающих игр — одновременно интересная и сложная проблема для родителей. Сделать правильный выбор и организовать досуг ребенка помогут простые советы:

  • Дети должны играть.
  • По своей природе ребенок любопытен, ему интересно с предметами, стимулирующими воображение, такими же разнообразными и замечательными, как мир вокруг.
  • Лучшие игрушки — комплексные, например, разноцветные кубики разного размера, а на гранях — азбука и картинки.
  • Детям необходимо двигаться, среди игрушек должны быть мячи, скакалки, кегли.
  • Развитие языка начинается с простейших игр, потешек и колыбельных. Затем настает черед сказок, скороговорок, литературных произведений.
  • Простые головоломки, пазлы, конструкторы формируют координацию малышей, позволяют понять, как разные предметы сочетаются друг с другом.

Дошкольники в развивающих играх получают навыки, которые помогают успешнее преодолевать ступени возрастной «лестницы». Ребята узнают о времени, природе, людях, науках, искусстве.

Для детей среднего дошкольного возраста важна социально-эмоциональная сторона деятельности. Они учатся в игре сотрудничеству, подчиняются правилам, что становится залогом успешной социализации.

Поэтому так важно научить ребенка справляться с возникающими проблемами. Преодолевая очередную трудную ситуацию, он радуется: «Я сделал!», «У меня получилось!».

Видео: Развивающие упражнения(игры) для детей 3-4 лет

gopsy.ru

особенности развития. Дети дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста


Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит формирование волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях.

Особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира. Но таким лишением самостоятельности они могут дополнительно спровоцировать конфликты с ним как раз из-за ограничения свободы.

Направленность интересов ребенка младшего дошкольного возраста меняется заметно. Если раньше его интересовали окружающие предметы, то теперь он хочет, как можно больше узнать о взаимодействии людей. Он наблюдает за взрослыми и сверстниками, принимая некоторые их действия в качестве образца для собственной деятельности. В конечном итоге это проецируется на появление ролевой игры как отражения человеческих взаимоотношений и социальных контактов.

Очень важным моментом в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребенок не просто овладевает новыми способами действия – он знает не только, что и как делать, но и к чему приведет выполненное им действие.

Средний дошкольный возраст


Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе.

Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними.

Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста.

К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.

Развитие детей дошкольного возраста


Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем.

Физическое развитие

Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год. Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких.

Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность. Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет.

В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше.

Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все эти системы еще сформированы не до конца. Кроме того, окостенение хрящевой ткани также не завершено, поэтому силовые виды спорта дошкольникам противопоказаны – они могут привести к травме.

Психологические особенности дошкольного возраста


В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи.
  2. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку.
  3. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми.
  4. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный.
  5. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослыми.

В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым. Рассмотрим данные кризисы подробнее.

Кризис 3 лет

Главная причина кризиса трех лет заключается в том, что примерно в три года психика ребенка созревает до той степени, что он осознает себя не частью своих родителей, а отдельной личностью, у которой есть собственная воля – и ее необходимо проявить. В то же самое время возможности ребенка все еще существенно ограничены, поэтому получается у него далеко не все, но и тогда маленький упрямец не спешит принимать помощь от родителей.

К основным проявлениям кризиса трех лет относят:

Стремление сделать все с точностью до наоборот, даже если это противоречит желаниям ребенка и его возможностям.

Не нужно путать это с настойчивостью – в случае упрямства ребенок хочет получить что-то просто по той причине, что это он так сказал, а на самом деле вещь ему не нужна.

  • Строптивость.

Это специфическая форма протеста, которая отличается от негативизма тем, что направлена не на конкретного человека (я не пойду на прогулку, потому что меня зовет мама), а является безличной (я не хочу чистить зубы потому что не хочу).

  • Самостоятельность, граничащая со своеволием.

Это те самые моменты, когда ребенок активно настаивает, что должен выполнить определенное действие сам, даже если он пока не может это сделать.

Помимо основных симптомов у разных детей могут проявляться агрессия, ревность, обесценивание ранее важных людей и предметов. Родителям в любом случае необходимо не пытаться давить на ребенка, а сохранять спокойствие, демонстрировать малышу положительное отношение и обеспечивать атмосферу спокойствия. Предоставить ребенку определенную долю самостоятельности, не сравнивать его с другими детьми (особенно если сравнение происходит не в его пользу) – действия, которые также помогут продуктивно преодолеть кризис.

Кризис 7 лет


Кризис 7 лет – завершающий кризис дошкольного возраста, который символизирует о переходе к младшему школьному возрасту. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок и их типа. Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:

  • Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребенка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением.
  • Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6-7летний ребенок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так.
  • Ребенок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого.

Так как дети приходят в школу в разном возрасте, кризис тоже может протекать по-разному. В этом плане особое внимание стоит обратить на тех детей, которые в силу определенных причин идут в школу не вовремя. У детей, которых отправили в школу слишком рано, учебная деятельность ребенка в дошкольном возрасте насильно заменяет игровую, которая пока что является наиболее актуальной для этого конкретного ребенка, что в итоге усложняет адаптацию и усугубляет кризис. Однако и запаздывать с поступлением в школу не рекомендуется: если ребенок уже объективно готов к тому, чтобы сменить игровую деятельность на учебную, однако до сих пор не может этого сделать, он начинает чувствовать неудовлетворенность своим положением и способен проецировать негативные проявления на родителей. Кризис в этом случае проходит, когда ребенок поступает в школу.

Когда стоит обратиться к психологу

Детский психолог – эта та самая третья сторона, необходимая для решения проблемных ситуаций, которые не могут быть решены силами родителей. Возможно, что родители сами не могут понять причин резких негативных перемен с собственным ребенком, и в этом случае вмешательство психолога поможет определить, что происходит. Однако и при условии, что папа и мама понимают причину, но не могут понять, как действовать, психолог может быть полезен.

Одним из распространенных поводов обращения родителей дошкольников к психологам являются фобии – иррациональные страхи, которые мешают ребенку нормально жить. Наличие чего-то, чего боится ребенок, в этом возрасте нормально, однако интенсивность переживаний, вызываемых предметом фобии, негативно влияет на психику и требует вмешательства профессионала. Кроме того, поводом для похода к психологу вместе с дошкольником является чрезмерная агрессия, застенчивость, гиперактивность, сложности с адаптацией в школе или какое-то негативное событие (например, смерть близкого родственника), для переживания которого ребенку требуется помощь со стороны.

Развитие речи детей дошкольного возраста


В дошкольном возрасте освоение речи переходит на новый уровень. В этот период ребенок понимает, что именно речь является наиболее эффективным инструментом социального взаимодействия и актуальна абсолютно во всех видах деятельности. Это приводит ко всестороннему развитию речи, а именно:

  • Звуковая культура.

У дошкольников интенсивно развивается фонематический слух, они обращают внимание на то, как правильно произносить звуки. Процесс фонематического развития завершается именно в этом возрасте.

  • Словарный запас.

Дошкольник не только обладает значительно большим словарным запасом по сравнению с ребенком до трех лет – эти слова обладают уже другими значениями, поскольку дети умеют обобщать и обозначать одним словом целую категорию предметов. В старшем дошкольном возрасте употребление слов становится более абстрактным.

  • Грамматический строй.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает склонения, спряжения, морфологическую систему языка, за счет чего учится правильно применять их.

На дошкольный период приходится этап словотворчества, когда ребенок придумывает собственные слова на основании грамматических стереотипов. Хотя словотворчество начинается еще в 2 года, оно охватывает существенную часть и в дошкольном периоде, продолжаясь примерно до 5 лет. После пятого дня рождения ребенок старается осмыслить слова на основе их созвучия, что иногда приводит к ошибочным сопоставлениям.

Если в раннем возрасте речь носит ситуативный характер, то для дошкольников характерно развитие двух других ее форм – контекстной и объяснительной. Для контекстной речи характерно раскрытие высказывания в контексте, в то время, как объяснительная форма используется для передачи сложного содержания – например, объяснения сверстнику правил новой игры. Объяснительная речь считается самой сложной речевой формой, доступной дошкольнику.

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте


Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра в ее сюжетно-ролевой форме. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание определенной ситуации, в которой каждый ребенок берет на себя определенную роль, как правило, копируемую с реальной взрослой жизни. В ходе игры используются предметы-заместители; если сюжетом игры становится поход в магазин, в форме денег могут выступать листья с деревьев или нарезанная бумага, а в качестве товаров – игрушки или что-то еще. Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на многие стороны развития ребенка: развитие воображения, умение действовать в соответствии с правилами, умение общаться с другими детьми.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте переходит на новый этап развития, поскольку еще в начале этого периода у ребенка появляется знаковая функция сознания – он начинает соотносить предмет с изображением. Ребенок начинает понимать, что изображение – это замена реального объекта, а не собственно объект. При этом стимулом к развитию изобразительной деятельности также является стремление передать смысл рисунка другому человеку, а это значит, что данный рисунок должен быть узнаваем и похож на оригинал. Изобразительная деятельность является отличным способом развития мелкой моторики.

Для дошкольника важна и такая форма деятельности, как труд, ведь именно в этом возрасте важно сформировать правильное отношение к трудовой деятельности. Если ребенок стремится что-то сделать самостоятельно, не следует мешать этому. Учите его ставить цели и находить пути, необходимые для получения желаемого результата. Несложные трудовые поручения может ставить как педагог в детском саду, так и родители дома. Обязательно требуется подвести итог выполненной работе и похвалить ребенка – так формируется его мотивация.

Обучение в дошкольном возрасте


Большинство дошкольников посещают детские сады, однако есть и дети, которые проходят домашнее обучение в дошкольном возрасте. Пока что дети имеют небольшой объем внимания, их память развита недостаточно, поэтому их занятия вне зависимости от применяемой методики в дошкольном возрасте строятся на основании данных возрастных особенностей. При этом целью занятий является не только обеспечение малышей новыми знаниями, умениями, и навыками, но и выработкой умения включаться в учебный процесс. Так как ведущим видом деятельности на данном этапе является игра, то и занятия проходят в игровой форме.

Программа дошкольного возраста

Программы дошкольного возраста, используемые в современных российских учреждениях дошкольного образования, в целом можно разделить на комплексные, рассчитанные на развитие ребенка по всем основным направлениям, и парциальные, которые рассчитаны на одно или несколько направлений. Однако полноценное развитие может быть обеспечено не только комплексной программой, но и педагогически правильным набором парциальных.

Примеры комплексных программ дошкольного возраста:

  • «Истоки», которая рассчитана не только на дошкольников, но и на детей раннего возраста.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду
  • «Радуга», отличительной особенностью которой является упор на формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
  • «Детство»
  • «Развитие»

Среди парциальных программ можно выделить следующие направления, в рамках каждого из которых может быть достаточно большой выбор.

  1. Экологическое воспитание
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Физическое развитие и здоровье
  4. Социально-нравственное развитие.

Различные дошкольные учреждения используют в своей работе разные программы или их комбинации.

Развитие речи детей дошкольного возраста

С 3 до 7 лет развитие речи детей дошкольного возраста идет активным темпом, однако родителям не стоит пускать процесс на самотек – ведь есть методики, которые легко можно использовать и в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Разговор по картинке.

Выберите красивую картинку, содержащую изображение какого-то определенного сюжета. Задавайте ребенку вопросы, которые будут побуждать его рассматривать картинку и выстраивать полные ответы. Что изображено на картинке? Когда происходит действие? Как ты думаешь, что будет дальше? Если ребенок задумался или у него возникло затруднение, помогите ему, начав предложение или указав на нужное место на картинке, от которого следует отталкиваться.

  • Потешки и колыбельные.

В дошкольном возрасте они продолжают оставаться актуальными, так как значительно обогащают словарный запас ребенка, в том числе за счет большого количества однокоренных слов.

  • «Маленький-большой».

В качестве наглядного пособия для такой игры можно использовать как специальные карточки, так и игрушки ребенка. Первоначально расскажите ребенку о том, что его задача – сравнивать размеры; к примеру, к картинке, на которой нарисованы мышь и слон, можно задать вопросы «Кто на картинке? Какого размера слон? А какая мышь? А может ли быть мышь больше слона?».

Разгадывание загадок влияет на развитие речи сразу по нескольким направлениям, а также учит размышлять абстрактно.

Сыграйте с ребенком в игру, где он будет журналистом, а вы – кем-то (известной личностью, сказочным героем), у кого нужно взять интервью для газеты. Ребенку требуется составить вопросы и поддержать диалог с вами.

  • Скороговорки.

Отлично подойдут для развития дикции. Не торопите ребенка, если у него не получается проговорить сложную скороговорку – нужно просто потренироваться.

Это далеко не все методики для развития речи дошкольников, однако все вышеперечисленное является универсальными способами. Если же вам кажется, что ваш ребенок испытывает проблемы с развитием речи, в этом возрасте уже целесообразно посетить логопеда для диагностики и получения рекомендаций.

Дошкольный возраст: методики развития


На основании изучения психологии детей дошкольного возраста разными педагогами в различное время были созданы многие методики, ориентированные на те или иные аспекты развития детей. Представляем вашему вниманию наиболее распространенные методики развития дошкольников, которые по сей день являются актуальными:

  • Методика раннего развития Никитиных.

Основана на системе развивающих игр, которые построены на использовании головоломок разной степени сложности. В играх необходимо участвовать и детям, и родителям; в зависимости от уровня развития ребенка ему предлагается головоломка подходящей сложности.

  • Методика Зайцева

Методика Зайцева предполагает использование специальных пособий для ускоренного обучения дошкольников чтению и счету. В первую очередь это всем известные кубики Зайцева, которые представляют собой пособия разного размера, на сторонах которых обозначены так называемые склады, считающиеся в данной методике основной единицей строения языка.

  • Методика Монтессори.

Предполагает создание специальной развивающей среды для ребенка, поэтому требует использования большого количества специальных пособий. Эта обучающая среда разделена на большое количество зон с разной спецификой, в которых ребенок занимается в тот момент, когда ему этого хочется.

  • Методика Домана.

Концепция рзвивающей методики по Гленну Доману строится на том, что возраст до 6 лет включительно – самое время для того, чтобы воспитать гения. Обучение детей дошкольного возраста по системе Домана строится вокруг основного наглядного пособия – карточек, представляющих способ воздействия на органы восприятия.

  • Вальдорфская педагогика.

Предполагает реализацию творческого потенциала детей, при этом избегается активное воздействие на мыслительные процессы. Данная школа активно против раннего интеллектуального развития, считая, что это негативно воздействует на эмоциональный потенциал ребенка, поэтому многие современные педагоги и родители относятся к данной концепции критично.

Существуют и другие методики развития для детей дошкольного возраста, при этом однозначно рекомендованных среди них нет. Родителям стоит ознакомиться с выбранными методиками подробнее для того, чтобы решить, подходит ли какая-то из них их ребенку.

Домашнее обучение детей дошкольного возраста


Чтобы организовать домашнее обучение детей дошкольного возраста, необходимо в первую очередь уяснить основные направления, по которым проходит подготовка ребенка к школе. К этим направлениям относятся:

  • Развитие мелкой моторики и подготовка к письму.

Для этого подойдут специализированные развивающие пособия или использовать обычный пластилин, ведь лепка тоже развивает мелкую моторику. К старшему возрасту можно уже готовиться писать буквы, используя прописи.

  • Развитие речи.

Учите с самого начала с ребенком различные легкие стихи, потешки – и вы увидите, с каким удовольствием он будет заниматься. Используйте упражнения артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и улучшения произношения звуков.

  • Обучение детей дошкольного возраста основам работы с числами.

Приобретите пособия для обучения математике, счетные палочки, кубики, так как в этом возрасте наглядность очень важна для правильного восприятия чисел и действий с ними. Однако некоторые специалисты не советуют обучать детей до 4-5 лет числам, счету, чтению или письму.

Здесь все просто – ребенку понадобится альбом и то, что он будет использовать для рисования. Для детей младшего дошкольного возраста больше подойдут цветные карандаши, а в дальнейшем можно научить ребенка работе с красками.

  • Окружающий мир.

Картинки и книжки с самыми разными животными и фруктами, подкрепленные вашими рассказами о том, что это за зверь и какие его особенности, помогут значительно расширить кругозор малыша.

Помните, что особенности детей дошкольного возраста таковы, что они еще не могут выдерживать урок полноценной длительности, так что каждое занятие должно длиться не более 25 минут. Однако дети в этом возрасте не только быстро утомляются, но и быстро восстанавливаются, так что 10-минутного перерыва будет вполне достаточно. В три года таких мини-уроков должно быть не более 3 в день, затем количество можно будет увеличить до 4.

Подготовка к школе


Дошкольный возраст завершается переходом ребенка на качественно новую образовательную систему – школьное обучение. Хотя в детском саду, когда идет обучение в дошкольном возрасте, ребенку уже прививают определенные навыки и готовят к школе, на родителях тоже лежит серьезная ответственность по формированию положительного отношения к учебному процессу и системе школьного образования.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к учебе

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к учебе во многом определяет успех в учебной деятельности в дальнейшем; очевидно, что даже ребенок с посредственными способностями, но большим желанием учиться, будет иметь больше шансов получать хорошие оценки, чем талантливый дошкольник, которому абсолютно не интересен ни один из предметов – таковы особенности детей дошкольного возраста. Как сформировать интерес к учебе у дошкольника? Родителям стоит придерживаться следующих правил:

  • Станьте примером положительного отношения к школе. Вы можете рассказать дошкольнику о ваших школьных годах, продемонстрировать фото и видео и другим способом заинтересовать ребенка.
  • Уделите внимание подготовке необходимых материалов к школе; выберите вместе с ребенком тетради, ранец, другие вещи, которые там потребуются.
  • Объясните ребенку, для чего нужно учиться, расскажите о том, что школа – это большие возможности для получения новых интересных знаний и развития умений. Не нужно заранее убеждать его учиться только на отлично – так вы сформируете представление о том, что учеба нужна только ради оценок.

Мотивация является наиболее сильным стимулом к учебе, и мотивационная готовность к школе как раз и состоит из положительного эмоционального отношения к ней, желания осваивать новые знания и готовности принять на себя новую социальную роль. Все это зависит исключительно от того, как будут вести диалог с ребенком родители, поэтому не стоит считать, что подготовительные курсы сделают все за вас.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу


Традиционный возраст поступления в школу – 7 лет, однако многое зависит от того, когда ребенок готов к этому. Для того, чтобы определить готовность ребенка к школе, нужно оценить три аспекта готовности к школе:

  • Личностная готовность.

Это компонент, имеющий социальную природу и отвечающий за навыки общения ребенка. Школьный класс – это новый для ребенка коллектив, в котором у него будет новая социальная роль, поэтому должно быть сформировано положительное отношение не только к новым одноклассникам, но и к школьному обучению в целом.

  • Волевая готовность.

Школа – это выполнение не только тех заданий, которые хочется, но и тех, которые не очень интересны, однако обязательны по программе. Волевая готовность также существенно влияет на произвольность поведения, умение контролировать себя в соответствии с правилами поведения на уроках, а также быть готовым к выполнению сложных заданий.

  • Интеллектуальная готовность.

Согласно исследованиям, ребенок считается интеллектуально готовым к школе в том случае, если он способен устанавливать зависимости между предметами и их функциями, проводить операции сравнения, обобщать, анализировать, делать выводы. В то же время большой словарный запас без всех вышеперечисленных умений не показывает интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Сегодня при зачислении в первый класс в большинстве школ проводится предварительное тестирование, на основании результатов которого родителям даются определенные рекомендации. Несложные занятия дома помогут лучше подготовить ребенка к школе.

Адаптация к школе

Даже если ребенок готов к школе, ему все равно предстоит пройти адаптацию к новым условиям развития и социального взаимодействия. Если ребенок спокоен, весел, легко знакомится с одноклассниками, привыкает к новому режиму дня, выполняет домашние задания, значит, его родителям не придется столкнуться с неприятными проявлениями дезадаптации.

Что такое дезадаптация в первом классе? Это постоянно уставшие дети, которые не хотят посещать школу, испытывают трудности в учебе и в целом показывают яркую негативную реакцию после того, как испытали на себе особенности нового типа обучения. Причиной этого может быть неготовность самого ребенка к школе, а также какие-то особенности дошкольного возраста, например, быстрая утомляемость. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, следует посетить детского психолога, который оценит состояние ребенка, причину дезадаптации и даст определенные рекомендации для родителей.

Дошкольный возраст – время зарождения мировоззрения ребенка и его личности, а также подготовка к более ответственной и качественно новой социальной роли – роли школьника. Родителям, чьи дети вступают в дошкольный период, только предстоит столкнуться со всеми особенностями дошкольного возраста, в том числе со сложными кризисными периодами. Не стесняйтесь обращаться к детскому психологу, если чувствуете, что не справляетесь собственными силами.

medaboutme.ru

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Гармоничное развитие ребёнка — очень важная задача, как для родителей, так и для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, а также детских развивающих центров и клубов. Это большой вклад в счастливое и успешное будущее детей.

 

Развитие дошкольников в детском саду через развивающие игры

 

Развитие ребёнка происходит ежедневно: во время прогулок и похода в гости, во время наблюдений за взрослыми и самостоятельных игр. Но кроме этого существует множество целенаправленных интересных развивающих игр для детей дошкольного возраста, составленных с учётом их возрастных особенностей, которые направлены на развитие мелкой и крупной моторики рук, а также на развитие мышления, внимания, памяти, речи, слуха. Многие из них можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей.

 

Организация и проведение развивающих игр в детском саду

 

Развивающие игры для детей дошкольного возраста желательно проводить в первой половине дня или после полдника. Если детей в группе много, то лучше разделить их на подгруппы. Для детей младшего дошкольного возраста в играх допускается участие 5-6 человек. С детьми постарше в играх можно задействовать и большее количество — 10-12 человек. Места для проведения и организации детских развивающих игр должно быть достаточно. Весь нужный материал и атрибуты необходимо приготовить заранее. Нельзя проводить слишком много игр подряд. Достаточно провести 2-3 развивающие игры для детей дошкольного возраста в день с небольшими перерывами между ними. Играть с детьми можно не только в группе, но и на улице.

 

Развивающие игры в группе детского сада

 

«Прятки с игрушками».

В тазик или вместительное ведёрко необходимо насыпать различные крупы, сухой горох, макароны разной формы. Всё это перемешать и закопать внутрь мелкие игрушки от киндер-сюрприза или фигурки животных так, чтобы их не было видно. Воспитатель по очереди приглашает детей на поиски спрятавшихся игрушек. Детям предлагается, не глядя, на ощупь, вытаскивать игрушки и называть их. Играют в эту игру до тех пор, пока все дети не выполнят задание. Игра развивает мелкую моторику, одновременно производя массаж пальчиков и ладошек, а также мышление, наблюдательность, память и речь. Рассчитана она на детей от 2 до 5 лет.

 

«Цветные шарики».

Для игры необходимо приготовить пластмассовые шарики из сухого бассейна четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и синий, а также четыре обруча. Шарики разбрасывают по центру группы. Играют по 4 человека. Задача заключается в том, что каждому ребёнку нужно быстро собрать в обруч шарики определённого цвета. Необходимо не только собрать шарики правильного цвета, но и выполнить это быстро. Затем шарики в каждом обруче можно посчитать всем детям вместе. Игра развивает внимательность, мышление, память, ловкость и координацию движений, помогает запомнить основные цвета, улучшает координацию. Подходит для детей от 3 до 6 лет.

 

«Угадай, на чём играю».

Для этой игры нужно приготовить любые детские музыкальные инструменты. Например, барабан, колокольчик, бубен, дудочку, маракас, трещотку, металлофон. Показать их заранее детям, продемонстрировать их звучание. Во время проведения игры спрятать инструменты за ширму и поочерёдно проиграть на них звуки. Задача детей – отгадать, какой инструмент звучит. Игра развивает музыкальный слух и память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор. Рассчитана она на детей от 4 до 7 лет.

 

«Волшебные сказки».

Для игры понадобиться любая новая для детей сказка. Нужно прочитать её всей группе детей, затем попросить детей рассказать сказку кукле или мишке таким образом: воспитатель начинает читать начало предложения из сказки, а дети вместе должны закончить его правильно. И так, пока не будет рассказана вся сказка. Игра прекрасно развивает память и внимание, сосредоточенность и усидчивость, речь. Подходит для детей от 4 до 7 лет.

 

Развивающие игры во время прогулки

 

«Лесная полянка».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную полянку. Детям нужно будет придумать, какого зверя они хотели бы там увидеть. Все водят хоровод, но на слово воспитателя «стоп» выходит в центр круга любой ребёнок и изображает задуманного им лесного зверя. Всем остальным нужно постараться отгадать, что же это за зверь, и тоже превратиться в него и всем вместе изобразить. Животных желательно не повторять и играть до тех пор, пока каждый ребёнок не покажет своего зверя. Игра развивает фантазию, воображение, речь, координацию движений, помогает раскрепоститься скромным и застенчивым детям. Подходит она для детей от 4 до 7 лет.

 

«Игра с мячом».

Дети становятся в круг, воспитатель с мячом в центре. Выбирается любая тема, например, «Домашние животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда». Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку, который должен правильно подобрать слово, подходящее к заданной теме. Тот, кто ошибся с ответом, выходит из игры. Игра развивает сообразительность, внимание, память, речь, мышление. Рассчитана она на детей от 4 до 6 лет.

 

Игра «Птички и гнёздышки».

Для проведения игры необходимо на асфальте мелом нарисовать круги-гнёздышки. Под звучание бубна дети превращаются в птичек и летают врассыпную по поляне. Как только бубен замолкает, нужно быстро занять место в гнёздышке. Кто не успел – выбывает из игры. Разнообразить игру можно, превращаясь то в лягушек, которым нужно прыгнуть в своё болото, то в зверей, спешащих в норку. Игра развивает координацию движений, внимательность, сообразительность, воображение. Подходит она для детей от 2 до 4 лет.

 

Развивающие игры для детей дошкольного возраста позволяют не только разнообразить познавательную деятельность детей, но и совершенствуют их способности и навыки, раскрывают таланты, помогают усвоить правила взаимоотношений, развивают интеллект. Занимаясь с детьми дома или в детском саду, стоит помнить, что играть с ними нужно весело, эмоционально и обязательно в приподнятом настроении, легко и непринуждённо знакомя с правилами игры. Тогда развивающие игры принесут несомненную пользу ребёнку.

 

Автор статьи: Алла

www.rastut-goda.ru

Викторина для детей дошкольного возраста. Для 5-6 лет. С ответами

У  дошкольников преобладает непроизвольный вид памяти. Малыши трех – шести лет лучше всего запоминают то, что им интересно или привлекло их внимание.  Поэтому процесс обучения и познания нужно выстраивать таким образом, чтобы ребенку было интересно: яркие книжки, увлекательные задания, понятные и четкие инструкции. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать викторины. Это форма опроса позволяет выявить степень владения ребенком материалом, викторины широко используются на занятиях в детском саду.

Викторина для детей дошкольного возраста, с ответами

Астрономическая викторина (вопрос ответ)

  1. Назови спутник Земли? ( Луна)
  2. Сколько месяцев в году? (двенадцать)
  3. Сколько дней в неделе? (семь)
  4. Перечисли, пожалуйста, все дни недели по порядку (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
  5. Назови самую горячую звезду (Солнце)

Математическая викторина (вопрос ответ)

  1. У Миши было две шоколадки. Пока Миша собирался пить чай, к нему в гости пришла подружка Маша. Мама посоветовала Мише угостить девочку шоколадкой и позвать ее тоже пить чай. Миша посадил подружку за стол и отдал ей одну шоколадку. Сколько шоколадок осталось у Миши? (одна шоколадка)
  2. Мама подарила Ване набор из шести фломастеров. Однажды, когда мальчик рисовал у себя в альбоме, фломастеры рассыпались на полу, а часть из них попала под диван. Сколько фломастеров не досчитался Ваня, если известно, что он сумел собрать только три фломастера? (три фломастера)
  3. 3. На окне сидели две птички. Скоро к ним прилетели еще две. Сколько всего птичек стало? (четыре птички)
  4. Мама принесла из магазина арбуз. С работы пришел папа и когда сели ужинать, арбуз разрезали на десять равных частей. Сколько кусочков арбуза осталось после ужина, если известно, что всей семьей было съедено девять кусков?  ( один кусочек арбуза остался)

Викторина по окружающему миру  (вопрос ответ)

  1. Как называются высокие хвойные деревья, которые люди обычно украшают зимой на новый год? (ель)
  2. Какого цвета лепестки у ромашки? (белые)
  3. Когда рано темнеет: зимой или летом? (зимой темнеет раньше, чем летом)
  4. Олень относится к хищникам или травоядным? (олень – травоядное животное)
  5. Что больше всего на свете любит есть заяц? ( морковку, капусту)
  6. Где можно встретить настоящего ёжа? ( в лесу)
  7. Дружат ли между собой орел и лисица? (нет, орел – птица, летает в воздухе, а лиса – животное)
  8. Подосиновик – съедобный гриб? (да)
  9. А мухомор? (несъедобный)
  10. Где растет ягода черника? ( в лесу)
  11. Где растет ягода клубника? ( на даче у бабушки)
  12. Чем питается лось? (травой и другими растениями)
  13. Что любят кошки? (молоко, рыбку, сметану, валерьянку)
  14. Где живет дятел? (в лесу)

Если ребенок затрудняется ответить на какой – либо вопрос, можно воспользоваться методом подсказки: задайте наводящий вопрос и дайте ребенку время подумать. Хорошо в этом случае помогают размышления вслух. Лучше не давать ребенку готовый ответ, а позволить ему самому его вспомнить.

Викторина для детей дошкольного возраста прекрасно развивает память, внимание, мышление, воображение. Она направлена на формирование усидчивости и интереса к окружающей действительности. Ее целесообразно проводить на занятиях в детском саду, но вполне можно использовать для домашних «уроков». Для закрепления положительного результата читайте детям больше сказок, дополняйте занятия развивающими играми и книгами.

 

razvitiedetei.info

Программы для обучения детей дошкольного возраста

Компьютерные программы позволяют детям познать различные сферы окружающего мира, не соприкасаясь с ними напрямую. Электронные материалы могут полно и ярко показать любые процессы в форме игры, и дошкольники быстрее запомнят их.

При выборе игры родители должны опираться на возраст малыша и его вкусы. Обычно дошкольникам интересно все, что касается их кумиров – мультипликационных персонажей, героев сказок и фильмов. Если вы не уверены, подходит ли игра для вашего ребенка, постарайтесь найти софт с тестовым периодом. Его можно скачать и пользоваться бесплатно в течение определенного периода, и если малышу игра понравится, ее можно купить.

Для чего нужны обучающие программы

Развивающие игры могут многому научить вашего ребенка. По электронным материалам легко изучать буквы и счет. Можно помочь освоить дошкольнику не только родной язык, но и иностранный. Для этого нужно найти и скачать соответствующие программы, мультфильмы или игры. Некоторые из них доступны в режиме онлайн, их можно смотреть бесплатно без скачивания на свой компьютер.

Такие игры обогащают речь малыша, учат его новым словам и их значению, дошкольник узнает про новые явления и возможности. Но главное, он может попробовать себя в деле: использовать буквы, складывая их в слова, управлять любимым персонажем, совершая определенные действия, направленные на обучение.

Во всемирной сети также можно найти упражнения для дошкольников на логику. Дети постарше с удовольствием решают логические задачки, пытаются найти решение в играх, требующих логического мышления. Управление программами требует внимательности и быстрой реакции на происходящее. Выбирайте игры для дошкольников, которые заставят малыша концентрироваться на сюжете. Для самых маленьких достаточно научиться пользоваться мышкой и простыми программами. Со временем ребенок самостоятельно сможет включать и выключать нужную ему игру.

Приобретая навыки работы с электронными материалами, дошкольник не должен проводить все свободное время за компьютером. Не забывайте применять и другие методы обучения, используйте развивающие игры не на компьютере, учите малыша не только запоминать буквы, но и писать их ручкой или карандашом на бумаге.

Часть полезных программ на компьютере доступна нам бесплатно. Например, графический редактор, который можно использовать для обучения вашего ребенка рисованию. Польза заключается в том, что детям дошкольного возраста трудно выводить аккуратные линии, и этот софт поможет натренировать данный навык. Также редактор имеет обширную палитру цветов и оттенков, и дошкольник будет запоминать их, рисуя очередную картинку.

Классификация программ

Все программы можно условно разделить на классы, по которым удобно ориентироваться, выбирая ребенку очередную игру. Помимо этого учитывайте возраст ребенка, его интересы и способности. Игры отличаются по уровню сложности, и если ваш малыш еще не знаком с материалом, не стоит приобретать игру со сложным уровнем. Хорошо, если уровень сложности увеличивается от самого простого до сложного, так малыш сможет видеть свой прогресс.

Всего можно выделить следующие направления:

  • Обучение письму и счету;
  • Тренировка внимания, памяти и логики;
  • Развитие фантазии и абстрактного мышления;
  • Воспитание художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики.

Самым популярным направлением считается первое, ведь для детей дошкольного возраста важно выучить буквы, цифры и овладеть ими в полной мере. Образовательные игры всегда яркие и интересные, чтобы ребенку не было скучно запоминать информацию.

Логические игры требуют от ребенка внимательности. Это тренирует мышление, заставляет искать пути решения задачи необычными способами. Все это в будущее поможет дошкольнику мыслить творчески. В этой категории программ находятся электронные игры наподобие пазлов и квестов. Большой пласт логических программ созданы по методике обучения Марии Монтессори.

Рисование развивает фантазию, но можно бесплатно скачать игры, в которых нужно не только создать изображение, но и подобрать к нему подходящую пару. В этой категории находится много мозаик, а также игры для девочек, в которых нужно подобрать электронному герою одежду и создать конкретный образ. Эти игры созданы специально для детей, они не только развивают фантазию, но и воспитывают тонкий вкус.

Более узкая направленность у программ, рассчитанных на обучение дошкольников цветам формам, музыкальным звукам. Это раскраски, интерактивные музыкальные игры и другой софт, который можно приобрести или скачать бесплатно на официальном сайте.

Программы, требующие управления мышкой или клавиатурой, оказывают положительный эффект на мелкую моторику рук.

Рекомендации

Любая обучающая программа должна приносить пользу дошкольникам, а не вред, поэтому родители обязаны знать правила использования электронных программ. Нельзя позволять детям дошкольного возраста долго сидеть за компьютером. Малышам до шести лет разрешено проводить за играми не более получаса в день, а детям постарше следует делать перерывы через 20-25 минут.

Никакие обучающие программы на компьютере не заменят физической активности, поэтому следите, чтобы ребенок периодически занимался другими делами. Даже читать лучше печатную книгу, а не электронную.

Ребенок способен освоить обучающую программу уже с трех лет, но родители не должны оставлять свое чадо один на один с компьютером. Обязательно контролируйте время, проведенное за монитором, и не позволяйте малышу играть дольше 30 минут.

Но может произойти и обратная ситуация, когда дошкольник откажется обучаться при помощи электронных материалов. Не заставляйте его, а попробуйте заинтересовать красочным мультфильмом или покажите, как играете сами. В первое время обучения дошкольника, необходимо находиться рядом с ним, чтобы вовремя помочь, если у ребенка возникнут вопросы.

deti.center

Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Методики развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Методики развития и воспитания детей — в чем отличие между ними? Какие у них есть плюсы и минусы? Какая из них может подойти вам и вашему ребенку?

Вопрос о раннем развитии возникает у многих женщин, которые стали или в скором времени станут матерью. Попробуем разобраться, ведь существует куча методик.

раннее развитие ребенка

В этой теме стоит упомянуть Вячеслава Воскобовича и его развивающие игры. Во многих детских садах их практикуют, что дети воспринимают достаточно позитивно. Всё обучение происходит во время игры. Да и затраты на приобретение каких-то дополнительных материалов сведены к минимуму. Кроме того игры Воскобовича разной степени сложности, то есть они имеют широкий возрастной диапазон. И, в принципе, минусы отсутствуют.

Не далеко отошел от обучения с помощью игр и Николай Зайцев. Его метод обучения чтению по кубикам со слогами также известный многим. К кубикам прилагается еще дополнительные материалы, такие как аудиозаписи и таблицы с буквами. Все в куче дает результат и ребенок умеет читать еще до школы. Метод хорош, но также коммерчески продуман. Чтобы заниматься нужно купить все необходимое, потому что сам набор кубиков имеет массу особенностей.

Методика профессора Михаила Лазарева способна развивать ребенка еще в утробе матери. Именно в период утробный период активнее всего развиваются нейроны, а их количество превышает численность нейронов взрослого человека. Осуществляется этот метод с помощью музыки. Мелодии и песни, разработанные самим Лазаревым, положительно действуют на развитие ребенка. Наиболее эффективным будет посещение всевозможных семинаров и занятий по данной методике с названием «сонатал», потому что самостоятельно собрать и грамотно объединить все материалы на практике сложновато.

Методика Глена Домана начисляет множество примеров того, как малыши в возрасте до 3 уже умеют читать и считать, чему обычные дети начинают учится только в школе. Всё чудо заключается в том, что несколько раз в день вы показываете ребенку карточки содержащие слова и цифры. Ребенок сканирует это все взглядом, и вуа-ля через некоторое время он всё это знает. Но не всё так просто! Во-первых ребенок не всегда может усидеть за просмотром карточек. Во-вторых мама должна потратить массу времени на подготовку и обновление карточек. И наконец, методику сложно уложить в привычный ритм жизни и приходится подстраиваться под неё.

Существует другой подход. Его демонстрирует методика Марии Монтессори. Если предыдущий метод «программирует» ребенка, то в данном случае ключевым понятием является свобода. Взрослый же должен только направлять деятельность малыша и предоставлять все необходимые материалы. Сейчас широко распространены Монтессори-садики где созданы все условия для развития индивидуальности Вашего чада, но при желании такую атмосферу можно устроить и дома. Стоит отметить, что данная методика не предусматривает волшебных сказок и ролевых игр (те же дочки-матери), а это по мнению некоторых психологов — существенный недочет. Данная методика также не подходит гипперактивным детям.

Семья Никитиных наглядно демонстрирует детей, которые во многом опережают в развитие сверстников. Результатом является успешная учёба в школе с ускоренной программой, физическое совершенство в выполнение всевозможных упражнений. С другой стороны нелюбовь и зависть сверстников, и некое непонимание, а порой осуждение, окружающих.

Исключив фанатизм и стремление любым способом сделать из ребенка гения, вы найдите удачную компоновку, и создайте собственную методику для своего ребенка. И запомните, какой степенью развития не обладал бы ваш ребенок, главное чтобы он чувствовал что его любят.

Обзор развивающих методик для детей дошкольного возраста

Все системы развития детей наиболее эффективны в том возрасте, когда идет самое активное развитие мозга, а именно от года до семи лет. Все они требуют индивидуального подхода и активной подготовки родителей. Родители — не сторонние наблюдатели, а активные участники и помощники педагогов, работающих с ребенком.

аждая методика предусматривает наличие определенной методической базы, и подготовленности тех, кто проводит занятия.

Русские педагоги — новаторы Борис и Елена Никитины создали необычную систему простых развивающих игр. Родители семерых детей, Никитины, известны и у нас в Украине, как создатели нетрадиционной системы физического воспитания ребенка. Эту методику они апробировали на своих детях. Совместная игра детей с родителями — цель Никитинских игр. Их характеризует большая степень вариабельности и приспосабливаемость под любой начальный уровень ребенка и его интересы. Игры, придуманные Никитиными можно приобрести самим в специальных центрах развития детей. Основа этих игр различные головоломки, способствующие логическому и образному мышлению. Каждая игра – определенный набор задач, который ребенку предстоит решить при помощи простых квадратов, кубиков, кирпичиков, различных деталей из конструктора. Есть в письменном варианте, а есть и в устной форме. В Украине некоторыми детскими садами и центрами дошкольного развития успешно используются элементы этой методики, в основном набор логических игр.

Мария Монтессори, итальянский педагог 19 века, первая женщина — доктор медицины в Италии, посвятившая всю свою жизнь детям, работая в детском саду. Она помогала ослабленным детям развиваться, найти свое жизненное призвание и развить способности и таланты. Так родилась ее всемирно известная методика, названная ее именем. Педагогическая система, созданная Марией Монтессори, приближает ребенка к ситуации естественного развития и обучения. Модель этой ситуации содержит три ключевых момента: ребенок, окружающая среда, педагог. Девиз методики звучит так: «Помоги мне это сделать самому». Детям создаются условия, в которых оптимально совершенствуются все их моторные и сенсорные навыки. Малыши могут учиться приобретать тот жизненный опыт, который близок им по возрасту. Все явления и предметы исследуются ими самостоятельно в индивидуально приемлемом режиме, при этом педагог занимает позицию помощника и посредника между ребенком и предметом исследования. Таким образом, это система так называемого самопостроения личности самого малыша.

Монтессори заметила, что у ребенка совсем иная форма мышления, которую она назвала «впитывающим мышлением». Ребенок словно губка «вбирает» в себя все образы внешнего мира, поэтому окружающая среда приобретает для малышей такое решающее значение. Методика Монтессори подразумевает создание для ребенка вот этой самой среды обитания. Где малыш мог бы полноценно развиваться и находить все, что нужно для полноценного развития. Сюда входят игрушки, предметы, музыка, формы общения, способы деятельности.

В Украине есть достаточно много частных детских садов и начальных школ, работающих по методике Марии Монтессори.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман в своей одноименной методике, создал целую технологию обучения детей чтению с помощью целых слов. Эта инновация была создана им в конце сороковых годов в филадельфийском «Институте достижения человеческого потенциала» для лечения детей с нарушенной деятельностью мозга. Таким образом, был найден способ активизировать мозг ребенка посредством обучения чтению по определенной системе. Детям поочередно показывали карточки с нарисованными картинками и словами, произнося вслух название изображения. Подобное занятие длилось всего несколько минут в день и повторялось по определенной системе. Результатом стало активное развитие речи детей до этого сильно отстающих в умственном плане и к тому же физические показатели не преминули заметно улучшиться. Этот своеобразный парадокс и использовался Гленом Доманом в создании своей методической системы для развития обычных здоровых детей. Одним из основополагающих моментов стал тот, что мозг человека активнее всего развивается в период до 7 лет, а самое активное время – с 1 года до 3 лет. Вот на этот самый возраст и рассчитана построенная им система обучения. По системе Домана дети с трех — четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математические азы и вместе с этим отлично развиваются физически. В Украине есть детские центры активного развития по системе Домана, и кроме того этой методикой родители могут овладеть самостоятельно или под руководством специалистов.

Педагог-новатор Николай Зайцев (Петербург, р.1939) предложил отказаться в свое время от традиционного принципа обучения детей чтению по буквам. Он создал так называемые сегодня «Кубики Зайцева». Основной подход был в том, что кубики восполняют стремление детей к игре и это их стимулирует к дальнейшему росту познания. Единицу строения языка педагог увидел не в букве, а в слоге, или складе – паре согласованных между собой букв. Пользуясь этими кубиками, которые в свою очередь различны по цветам, размерам и издаваемым звукам, дети быстро осваивают чтение по слогам и учатся формировать слова, малыши начинают говорить и читать одновременно. Существует так же система Зайцева для развития математических азов у детей. В России существует ряд детских садов по системе Зайцева, у нас на Украине возможно такое обучение в частном порядке или в центрах развития детей-дошкольников.

Здесь приведены в пример только некоторые, особенно часто встречающиеся методики работы с детьми. Они не идеальны, в каждой есть свои плюсы и минусы. Развитие ребенка предусматривает, прежде всего, индивидуальный подход, любовь, максимум внимания и терпения. Ни один, даже самый профессиональный педагог, ни одна самая последняя и передовая методика не сможет сделать из ребенка гения, без созданных на то родителями жизненных условий.

10 современных методик для развития дошкольника.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

23 Апрель, 2013 at 23:50

Простите, но «краткое содержание» методик тут вас выражено нелепыми, а порой и далекими от истины, высказываниями. Например, методика «Музыка интеллекта» заключается НЕ в музыкальном сопровождении занятий, а в специальных методических комплексах, разработанных на основе систем «глобального чтения», «количественной математики» и содержащих ВСЕ виды музыкальной деятельности(пение, музицирование на муз.инструментах, движение под музыку, начала муз.анализа и т.п.), а не только слушание музыки.
У Монтессори не было никогда никакой «методики», у нее была Концепция, которую она описала в своей книге «Дом ребенка». Никаких педагогических трудов, пособий, методических разработок она после себя не оставила. Но это ошибка распространенная и простительная, а вот
Ваши фразы типа «в отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индвидуально» — говорят о полнейшем дилетантстве в вопросах раннего развития, извините.

Добавить комментарий Отменить ответ

Источники: http://montessoriself.ru/metodiki-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-ot-3-do-7-let/, http://www.childbrand.ua/articles/16/316.html, http://playroom.ru/10-sovremennyh-metodik-dlya-razvitiya-doshkolnika/

vospitanye.ru

Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Их цели и виды.

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра — это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.

Цель детской игры имеет 2 аспекта:

 

— воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;

— познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

 

Цель развивающей игры — формирование конкретных психических процессов и способностей детей.

 

Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением. Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

 

Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:

 

1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;

2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;

3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;

4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;

5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;

6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;

7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;

8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;

9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

 

Развивающие игры подбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные, настольные, деловые, чтение и компьютерные игры.

Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста содержат условия, содействующие гармоничному развитию личности: целостность эмоционального и познавательного начал, внешних и внутренних действий, а также индивидуальной и коллективной активности детей.

 

Автор статьи: Мардарь Людмила Александровна

www.rastut-goda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *