Анализ стихотворения «Дорожные жалобы» Александра Пушкина

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия. Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!..».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне. Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

Дорожные жалобы

 

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

 

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил,

 

На каменьях под копытом,

На горе под колесом,

Иль во рву, водой размытом,

Под разобранным мостом.

 

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

 

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где–нибудь в карантине.

 

Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?

 

То ли дело быть на месте,

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

 

То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай;

То ли дело, братцы, дома!..

Ну, пошел же, погоняй!..

 

1829

45parallel.net

Анализ стихотворения «Дорожные жалобы» Александра Пушкина

Александр
Пушкин

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дорожные жалобы»

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия. Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй. ».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне. Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Ландыши»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Любимая,— жуть! Когда любит поэт»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Любить иных – тяжелый крест»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Март»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Метель»

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

velikiy-pushkin.ru

Дорожные жалобы а пушкин — Доброе дело

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

Александр Пушкин: дорожные жалобы.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

«Дорожные жалобы» А. Пушкин

«Дорожные жалобы» Александр Пушкин

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

Анализ стихотворения Пушкина «Дорожные жалобы»

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия. Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи:
…На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил…

Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй. ».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне. Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз. Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

А. С. Пушкин. Сочинения и биографические материалы

Тема: пушкинские материалы

На данном сайте собраны материалы, которые могут оказаться полезными при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина. Стихи, эпиграмы, другие произведения поэта, биографические статьи. Все авторские материалы выражают субъективные точки зрения их авторов. В случае наличия разночтений, тексты публикуются по последней редакции. Правописание приведено в соответствие с современными нормами русского языка.

Биография

Смертельная любовь

Весной 1829 года к Пушкину, 29, пришло большое, настоящее чувство. Позднее и последнее. Произошло это на ежегодном маскараде в доме Трубецких. Поэт в маске Олоферна танцевал котильон с Елизаветой Ушаковой (в костюме Тыквы) — и тут он увидел у колонны свою Любовь. То, что это Любовь, Пушкин понял мгновенно. Ноги перестали его слушаться, в глазах всё поплыло.

Карты, деньги, два ствола

В конце 1835 — начале 1836 Пушкин чуть не стреляется с Соллогубом. Здравомыслящий Владимир Александрович в дуэли участвовать совсем не рвётся и всячески увиливает, однако Пушкин буквально преследует его своими картелями в течение чуть не полугода. И, главное, совершенно непонятно — с чего? Формальный предлог просто смехотворен. .

Книга Исайи

Во всей этой истории есть одно тёмное место: почему Пушкин столь решительно пресёк развитие отношений в самом начале, когда счастье само плыло ему в руки? Чтобы это понять, нам придётся вернуться в 1826 год. Мы помним, что в конце лета 1826 в жизни поэта имело место некое Откровение.

Три простые истины

Так Пушкину, 27, открылась механика мироздания — в виде Трёх Простых Истин. Мир, как единое целое, существует исключительно благодаря присутствию в нём гениев. Таким образом, никаких “алмазных гвоздей” нет. Точнее, гений — он сам и есть “алмазный гвоздь», и такого “гвоздя” достаточно одного, чтобы мир вращался.

Персия

После известного происшествия Пушкин на следующий день уезжает на Кавказ, и дальше — в святую Персию, землю Ахурамазды и Заратустры. Ему нужно много что обдумать. Когда приходит чёткое понимание, что нужно делать, Пушкин возвращается в Москву (осень 1829). Его план таков. Он лично проследит за появлением своего внука-гения, вырастит его и в положенный час посвятит в тайну передачи «линии».

Как женятся гении

Со временем Пушкин начинает понимать, что в его возрасте и с его средствами найти хоть какую невесту чрезвычайно сложно. Даже промотавшиеся провинциалы из неблагополучной семьи с плохой наследственностью — и те выделываются, как могут. То согласятся, то передумают. То условие какое изобретут. Так проходит пол года, затем — ещё пол года, тянуть больше некуда.

Дорожные жалобы

Стихотворение это, которое можно прочитать онлайн или скачать, относится к философской лирике. Пушкин рассуждает о своей судьбе, причем дорога, несмотря на обилие фактического материала – это аллегорический образ, прием, распространенный тогда в литературе. Она воплощает жизненный путь поэта, его вечные поиски себя и своего места.

При этом настроение произведения, вопреки ожиданиям, довольно далеко от отчаяния. На первый взгляд текст стихотворения Пушкина “Дорожные жалобы” действительно наполнен грустью, но в строках чувствуется и надежда: поэт как будто уверен, что будет еще и размышлять о невесте, и спать в домашней постели, и наверняка продолжить учить вельмож своими хлесткими эпиграммами.

Дорожные жалобы а пушкин

Наверное, несложно догадаться, что это слово «лес». В первом двустишии претворена мысль о чём-то вечном в природе, о нетленности сущего. Здесь дан великолепный троп, поражающий своей красотой и необычностью, — «патриарх лесов». Во втором же образ «леса» снижен до места обитания разбойников и злодеев. Здесь он не вызывает размышлений о красоте и величественности природы, он просто необходим поэту для передачи своих соображений. К тому же Пушкин ставит «лес» в разном числе. В «Брожу ли я…» множественное число помогает закрепить обобщающий характер всего размышления, в «Дорожных жалобах» единственное число лишний раз подтверждает однозначное видение «леса» — скопления деревьев и поля деятельности разбойников.
Особое место занимает образ дуба — «патриарха лесов». Он не единожды встречается в лирике Пушкина. Вспомним стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (1836). В нём поднята та же тема, что и в рассматриваемых нами стихотворениях,- смертность человека и вечность природы, равнодушно наблюдающей за ним, как говорится, sub specie acternitatis ( С точки зрения вечности (лат.) ). И здесь вновь появляется образ «дуба», дерева, растущего среди могил, «у гробового входа»:

Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя…

Если говорить о стилистических особенностях этого стихотворения, то здесь как раз наблюдается «смешение стилей». Стихотворение как бы делится на две части. Первая наполнена просторечными словами: «гниют», «плюнуть» и сниженными образами: «по старом рогаче вдовицы плач амурный», «гробницы… в болоте кое-как стеснённые рядком», «отвинченные урны», «могилы склизкие» (звучит весьма современно, не правда ли?):

…Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут,-

Эта часть по стилю напоминает «Дорожные жалобы». А вот во второй части эти образы сменяются другими:

Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое…

И эта часть ассоциируется с элегией «Брожу ли я …». Но вернёмся к подбору лексики. Рассмотрим другой пример:

Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов…
и
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!…

Удивительно, насколько разный смысл несёт в себе глагол «мыслить» в разных контекстах. Философские размышления о недолговечности жизни человека — вот что волнует поэта, он «мыслит». А в «Дорожных жалобах» он лишь занимает свой досуг помыслами «о деревне, о невесте», которые уже стали совместившимися вещами, он «помышляет» о них просто, без каких-либо возвышенных ассоциаций. Видно, что просторечное «помышлять»
поставлено здесь не случайно, оно плод того самого целенаправленного лексического отбора, о котором было сказано выше, тем более что именно в этих строках поэт иронизирует над собой:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать.

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.
Ну, пошёл же, погоняй.

Обращение «братцы», нарочито фривольное, подчёркивает сам тон стихотворения — насмешливый, иронический, в котором нет и тени возвышенности, свойственной элегии «Брожу ли я. «, здесь только самоирония. В «Дорожных жалобах» мы не встретим таких образов, как «вечны своды», «охладелый прах», «почивать», «истлевать» (вспомним, в «Когда за городом, задумчив, я брожу…» было «гниют»). Пушкин использует в элегии один из тропов, с помощью которого явление, принимаемое за неприятное, заменяется синонимичными, но смягчёнными словосочетаниями или словами,- эвфемизм. В «Дорожных жалобах» же нет ничего подобного: наоборот, применены огрубляющие, более резкие образные выражения.
Как уже говорилось, темы стихотворений сходны, но тем более явны и тематические различия. Во-первых, если тема жизни и неизбежной смерти раскрыта в элегии «Брожу ли я. » в образе философского пути, то в «Дорожных жалобах» это вполне конкретный образ дороги, путешествия, что усиливает и лексические, и стилистические контрасты этих произведений. Во- вторых, в «Брожу ли я. » мысли и чувства поэта представляются не как кратковременные и сиюминутные, а как плод долгих раздумий, размышлений. А в «Дорожных жалобах» — впечатления от наскучившей дороги, переплетающиеся с мыслями о смерти, да и сама смерть какая-то «дорожная».
Сравнивая черновую и окончательную редакции обоих стихотворений, можно заметить, по словам критика Слонимского, различные переделки, связанные с оттачиванием и конкретизацией основной мысли, с передачей их общего настроения:

Видно, на большой дороге
Умереть мне рок судил…-

заменяется более энергичным:

На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил …,

где литературный штамп «рок » заменяется общенародным «господь», а «большая дорога» выдвигается на первый план и таким образом акцентируется. В том же направлении и другие переделки:

Пред обедом рюмка рома,
Ночью сон, а утром чай;
То ли дело, братцы, дома…

Эта фраза показалась Пушкину слишком аккуратной, и он заменил её в окончательном варианте более разговорной, которая более соответствовала бы темпу быстро пробегающих дорожных мыслей:

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.

Словом, такое впечатление, что поэт сам заботился о том, чтобы его «Дорожные жалобы» воспринимались как стихотворение «на случай».
Кроме видимых различий в стилистике можно обнаружить и такие, о которых говорил критик А.В. Чичерин в своей статье «Заметки о стилистической роли грамматических форм»: » В чём образность и поэтическая сила слова? В тропах? Самые тонкие детали стиля не так уж бросаются в глаза, «кидаются в очи». Их нужно распознать, уловить тонкую, но крепкую нить, которая соединяет явление стиля и мысль. Обыкновенные слова в тех или других словосочетаниях могут приобрести большую силу «[ Чичерин А.В. Заметки о стилистической роли грамматических форм. В кн.: Слово и образ. М., 1964. ]. В силу этого конкретизация смерти приобретает почти натуралистическое звучание: «под копытом», «под колесом», «под мостом» и так далее.
И совсем иная лексика, иное звучание в конкретизации смерти в элегии. Они связаны с различием идейного содержания:

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах…

Пушкин говорит именно «прах», а не труп, не тело. Это верно найденное слово находится в соответствии с высоким философским духом элегии «Брожу ли я…».
Л.Я. Гинзбург писала в книге «О лирике» о том, что понятие «лирический герой» не всегда применимо к той или иной форме лирического выражения авторского я»[ Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997 ]. В данном же случае, по-моему, именно два разных лирических героя обуславливают и стилистические отличия «Дорожных жалоб» и «Брожу ли я…». Если в элегии перед нами лирический герой-философ, то в «Дорожных жалобах» — это нарочито сниженный образ обывателя, просто о чём-то думающего в дороге. Не случайно ощущение проносящихся мимо его взора, быстро меняющихся образов усиливается анафорой (иль…иль…) и повторами:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком…

Кроме того, убыстряющийся ритм и хореический размер придают стихотворению своеобразную прелесть — мы будто сами едем то ли в кибитке, то ли в карете.
Говоря о ритме, хотелось бы отметить, что на него очень сильно влияет лексика и стилистические особенности. Ритм является своеобразным «цементом», связывающим «кирпичи» художественной речи. Влияние экспрессивной лексики и фразеологии на интонацию легко проследить как раз на примере сравниваемых мною стихотворений. В них есть отрывки, сходные по теме, но тон рассуждений, а следовательно, и лирическое содержание, совершенно различны, даже в какой-то мере противоположны:

…Не в наследственной берлоге,
Не средь отеческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил…
и
…И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать…

Дело в том, что близкие явления и предметы стилистически охарактеризованы здесь по-разному и поэтому приобретают различное лирическое содержание. В элегии «Брожу ли я…» преобладают слова с заметным ореолом поэтичности и эмоциональной приподнятости. А вот в «Дорожных жалобах» употреблена в основном непринуждённо-разговорная лексика, отражающая прозу жизни. Сравните: «околею» и «где мне смерть пошлёт судьбина»; «наследственная берлога» и «милый предел».
Пожалуй, теперь уже можно сделать вывод, что тематическая близость отнюдь не ведёт к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений и к лексическому однообразию. Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я…» Пушкина показывает, насколько по-разному поэт может интерпретировать одну и ту же тему, используя различную лексику, разный стиль.

Небольшое лирическое отступление . Когда я уже поставила последнюю точку в своей работе, я невольно задумалась над двумя вещами. Во-первых, удивителен тот факт, что Пушкин, сам того не ведая, предсказал свою судьбу уже в 1829 или 1830 году, за семь лет до кончины: «под нож злодею», «в бою». Ведь именно так и произошло — поэт погиб от руки злодея в бою «против мнений света». И, во-вторых, действительно ли мы вправе полностью отказать «Дорожным жалобам» в философском содержании только на основании «легковесного» стиля? Вопрос этот для меня пока все-таки остаётся открытым.

разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» —
«Помилуй, — возопил глухой тому в ответ, —
Сей пустошью владел еще покойный дед».
Судья решил: «Чтоб не было разврата,
Жените молодца, хоть девка виновата».

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.
Ну, пошел же, погоняй.

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.

ПАЖ, или ПЯТНАДЦАТЫЙ ГОД

C’est l’age de Cherubin.

Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!
Но и теперь никто не кинет
С презреньем взгляда на меня.

Уж я не мальчик — уж над губой
Могу свой ус я защипнуть;
Я важен, как старик беззубый;
Вы слышите мой голос грубый,
Попробуй кто меня толкнуть.

Я нравлюсь дамам, ибо скромен,
И между ими есть одна.
И гордый взор ее так томен,
И цвет ланит ее так темен,
Что жизни мне милей она.

Она строга, властолюбива,
Я сам дивлюсь ее уму —
И ужас как она ревнива;
Зато со всеми горделива
И мне доступна одному.

Вечор она мне величаво
Клялась, что если буду вновь
Глядеть налево и направо,
То даст она мне яду; право —
Вот какова ее любовь!

Она готова хоть в пустыню
Бежать со мной, презрев молву.
Хотите знать мою богиню,
Мою севильскую графиню.
Нет! ни за что не назову!

Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он;

Дорожные жалобы («Долго ль мне гулять на свете»)

Стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»

Стихотворение «Дорожные жалобы» Пушкин написал в 1829 г.

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.
Ну, пошёл же, погоняй.

Смотрите еще:

  • Защита прав потребителя южно сахалинск Защита прав потребителей в г. Южно-Сахалинск
    Каталог организаций по защите прав потребителей в г. Южно-Сахалинск
    Защита прав потребителей органами государственного надзора
    Защита прав потребителей органами местного самоуправления
    […]
  • Работа юриста в кемерово вакансии Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово
    Юрисконсульт
    1. Специалист по договорам:
    ∙ Подготовка договоров поставки, реализации нефтепродуктов, а также дополнительных соглашений, протоколов […]
  • Реестре примерных основных общеобразовательных программ Реестре примерных основных общеобразовательных программ
    8(495)912-63-37 [email protected]

    Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа основного общего образования
    Реестр […]

  • Приказ министерства здравоохранения о минимальном ассортименте Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 сентября 2014 г. № 498н “Об утверждении положения о комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и […]
  • Сколько стоит страховка сейчас Сколько стоит страховка сейчас
    Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО.
    Как проверяется обоснованность примененного Страховщиком […]
  • Принятые законы в лнр
    ДНР и ЛНР принимают законы о пенсиях и пособиях
    Донецкая и Луганская народные республики принимают законы о пенсиях, которые коснутся в том числе и беженцев с востока Украины.
    Александр Захарченко, премьер-министр ДНР: «Республика […]
  • Нотариусы петрозаводск чеботарёв Нотариусы Петрозаводск
    Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса.
    Нотариус Барышева Надежда Юрьевна
    Телефон: +7(88142)700087 Адрес: […]
  • Собственность формы и сущность СОБСТВЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ Сущность собственности
    Отношения собственности . Собственность занимает господствующее положение в системе общественных отношений. Отношения собственности определяют характер производства, распределения, […]

dobroedeloufa.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о