Сочинение Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)
Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.
Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…
Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.
Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений — прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.
Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.
У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.
Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.
Также читают:
Картинка к сочинению Лирика Пушкина и Лермонтова
Популярные сегодня темы
- План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
- Сочинение на тему Как я однажды опоздал в школу 5 класс
- Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно
- Анализ произведения Татьяна Борисовна и её племянник Тургенева
Основным персонажем является пятидесятилетняя одинокая женщина по имени Татьяна Борисовна, поселившаяся в собственном небольшом поместье, похоронив мужа.
- Сочинение Имя существительное хлеб языка рассуждение 6 класс
Элементарное восприятие, понимание друг друга, установление контакта между людьми не обходится без его участия
sochinimka.ru
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс
Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Цели:
- Развивающие:
- услышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта,
- развивать вкус к высокому поэтическому слову,
- развивать образное мышление,
- Общеобразовательные (обучающие): закрепить навыки сравнительного анализа,
- Воспитательные: задуматься о быстром течении жизни, о роли и месте в ней человека.
I.
1. (На доске портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова)
– Вы, конечно, догадались, о ком пойдёт речь на
уроке? В день смерти Пушкина В.Ф.Одоевский сказал:
«Солнце русской поэзии закатилось». В 20 веке
философ Дм.Мережковский продолжил мысль
Одоевского: «Пушкин – дневное, а Лермонтов –
ночное светило русской поэзии. Вся она между ними
колеблется».
Первая мысль бесспорна. А вот вторая? Поэтому
позволю себе в конце фразы, обозначившей тему
урока, поставить вопросительный знак. Это и будет
проблемным вопросом урока. Наша задача –
подтвердить или опровергнуть точку зрения
Мережковского.
2. Но прежде чем говорить о лирических произведениях Пушкина и Лермонтова, мне бы хотелось вместе с вами осмыслить понятия «дневное» и «ночное». Какие ассоциации вызывают у вас эти образы? (Уровень природы, уровень чувств, уровень человека) (Ассоциативная таблица была предложена И.Н.Свечниковой, доцентом АГУ, кафедра русской литературы)
Дневное светило Природа Солнце День Свет Тепло |
Ночное светило Природа Луна Ночь Тьма Прохлада |
Чувства Радость Уверенность |
Чувства Печаль Сомнения, неопределённость |
Человек Полон жизненной энергии Душевная гармония, покой Способен понять и принять противоречия жизни |
Человек Сомнения в себе Лишён внутренней гармонии Разочарован в мире и себе |
II.
1. Теперь мы готовы от абстрактных рассуждений о
дневном и ночном перейти к разговору о наших
великих поэтах. Но вот вопрос: в каких
стихотворениях наиболее ярко проявится
мировоззрение поэта: в любовной лирике,
пейзажной, лирике дружбы или философской?
Всем ли понятен термин «философская лирика»? Это
лирика размышлений о жизни, о своём месте в ней, о
своём предназначении.
2. Приходим к выводу, что вернее всего сопоставить стихотворения о предназначении поэта и стихотворения – размышления о жизни.
III.
1. Чтение стихотворений А.С.Пушкина «Поэту» и М.Ю.Лермонтова «Пророк».
2. Основные вопросы:
А) каким видят поэта Пушкин и Лермонтов?
Б) как складываются отношения поэты и толпы?
А.С.Пушкин «Поэту» Поэт –
царь: свободен, независим от толпы,
самодостаточен, уверен в благородстве того дела,
которому посвятил жизнь. |
М.Ю.Лермонтов «Пророк» Пророк,
т.е. его устами говорит сам Бог, он учит тому же,
чему и пушкинский поэт: любви и правде. Но, отвергнутый толпой, пророк возвращается к ней. Откуда? Из пустыни, где, казалось бы, и должна была быть найдена гармония (вертикальное пространство, общение со звёздами). Чем же обусловлено это возвращение? Миссией, которую должен выполнить пророк? Может быть, неуверенностью в себе (он не царь, а нищий). Тогда путь к людям – возможность обретения душевного равновесия, гармонии, покоя. |
Вывод: поэт Пушкина обладает душевным
покоем и твёрдой уверенностью в благородстве
дела, которому посвятил жизнь. Поэтому он
сознательно выбирает одиночество.
Пророк Лермонтова не обладает душевной
гармонией. Поэтому ему необходимо признание
своего учения людьми, выполнение миссии,
возложенной на него Богом.(Толпа – у Пушкина,
люди, ближние – у Лермонтова).
Учитель читает из Мережковского: «В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один. Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идёт к людям; пусть не доходит, но идёт, пусть ненавидит, но не бесстрастен».
IV.
1. В элегиях «Безумных лет угасшее веселье…» и «И скучно и грустно…» поэты размышляют о жизни и своём месте в ней.
2. Выберите и подготовьтесь выразительно прочитать то стихотворение, которое наиболее близко вам. Попытайтесь объяснить, почему вами выбрано именно это стихотворение.(Чтение стихотворений)
4. А будущее? У Пушкина представлены две его контрастных возможности: «труд и горе» / «гармонией упьюсь», «блеснёт любовь» (жизнь понимается и принимается как чаша страданий и наслаждений. И труд уже видится вдохновенным творчеством, и не одинокая старость ждёт впереди, а жизнь, согретая любовью. От чего это зависит? От мироощущения человека. И в этом весь Пушкин: ощущая дихотомию жизни, энергичным «но» утверждает оптимистическое её течение).
5. В стихотворении Лермонтова у ЛГ будущего нет вовсе. Почему? Потому что пуста и ничтожна настоящая жизнь: некому подать руку, разделить печаль(у Пушкина: «о други»), вокруг нет тех, кто достоин любви, желанья и мечтанья не сбываются, собственная душа ничтожна, опустошена; не страсти, а холодный рассудок руководит ЛГ, он будто останавливает свои порывы словом рассудка. Создаётся страшное впечатление, что ЛГ Лермонтова близок к тому, чтобы оборвать свою жизнь.
Вывод: Лирический герой Пушкина понимает жизнь как бескрайнее, волнуемое море; он видит её разные возможности, но утверждает оптимистическое отношение к ней. Лирический герой Лермонтова видит её пустой и глупой шуткой, его пессимизм вызван бессмысленным устройством мира, а ЛГ погружён в безысходное разочарование.
V.
1. Итак, мы обсудили философские стихотворения великих поэтов. Так верна мысль Мережковского или нет? Действительно ли перед нами дневное и ночное светила русской поэзии?
2. Философ прав: гармония поэта Пушкина противостоит дисгармонии и безысходному разочарованию в жизни поэта Лермонтова. «Дневное» и «ночное» – понятия философские, мировоззренческие, можно сказать, они определяют индивидуальность каждого поэта.
3. Сумеете ли вы услышать Пушкина и Лермонтова?
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
VI.
Домашнее задание будет связано с прозвучавшим сегодня высказыванием Мережковского: «Вся русская поэзия между ними колеблется». Прочитайте стихотворение Тютчева «Два голоса». Какой из «голосов» условно можно назвать пушкинским, а какой лермонтовским?
urok.1sept.ru
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов – сравнительная характеристика авторов и их произведений.
Лермонтов и Пушкин – два современника, ставших одними из величайших поэтов России и мира.
При жизни они ни разу не встречались и не были знакомы лично. Однако для Лермонтова Пушкин стал примером для подражания, он восхищался его силой, свободолюбием и мужеством. Михаил Юрьевич знал наизусть множество пушкинских произведений. Также через знакомых ему была известна личная жизнь Александра Сергеевича. Прийти и увидеться с Пушкиным лично он не решался. Возможно ему казалось, что он ещё не создал произведений, которые мог бы продемонстрировать своему кумиру.
Со смертью Пушкина было создано знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Лермонтов писал об осмелившемся восстать против мнений света поэте, которого за это незаслуженно убили. Свою карьеру Лермонтов начинает с этого произведения.
Примечательно, что оба поэта погибли на дуэлях.
Труды поэзии Пушкина становятся образцами для Лермонтова, поэтому затрагиваемые темы и идеи этих авторов схожи. Они были верные себе и народу поэты, часто обращавшиеся к темам осмысления предназначения поэта и сущности искусства.
Самыми известными произведениями Пушкина и Лермонтова, сравнивающимися между собой, являются одноименные стихотворения «Пророк». В них авторы поднимают тему назначения поэта, наделенного сверхъестественным даром слова.
Каждое произведение особым образом повествует о нелегкой судьбе поэтов, ставших жертвами людского недопонимания.
Пушкинский герой странствует в одиночку по пустыне, он испытывает духовную жажду. Жажду можно трактовать как творческие трудности, отсутствие музы. Впоследствии герой встречается с серафимом, тот, в свою очередь, выбирает поэта носителем истины и воли Божьей. Поэт становится пророком с орлиным зрением и острым слухом. Также язык становится словно «жало мудрыя змеи», а сердце превращается в пылающий огнём уголь. Происходит перерождение, после которого сам Бог велит поэту «глаголом жечь сердца людей». В эти строки заключена основная цель Пушкина как поэта: он должен нести людям правду.
Стихотворение Лермонтова полностью пропитано горечью и болью. Здесь затрагивается тема страданий поэта, на которого выпадает тяжелая ноша – нести правду в массы. Сам пророк предстает в образе худощавого, бедного и бледного человека. Один из наиболее часто используемых конфликтов Лермонтова – конфликт человека и общества – был затронут и в этом произведении. Лирический герой отречен от общества, однако един с природой. В обществе его не воспринимают всерьез, высмеивают, презирают, считают сумасшедшим. Тем не менее, как и Пушкинский пророк, он – избранный, который продолжает нести волю Бога, однако дар его – его же проклятье.
Оба стихотворения связаны между собой: «Пророк» Лермонтова является логическим продолжением «Пророка» Пушкина. Каждое из них было построено с использованием библейских образов.
Говоря о творчестве Пушкина, всегда подразумеваются произведения, наполненные оптимизмом, красочностью и надеждой. Творчество Михаила Юрьевича наоборот, состоит из мрачных и пессимистичных оттенков. В его произведениях ведется беспрестанная борьба добра со злом. Взаимопонимание и гармония между людьми отсутствуют.
Несмотря на практически антонимичные по своему характеру произведения, поэзия обоих была направлена на пробуждение в человеке светлых чувств. Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие русской художественной литературы. Несмотря на то, что оба поэта давно мертвы, их произведения продолжают жить и по сей день.
www.istmira.com
«Сравнительная характеристика Пушкина и Лермонтова »
Вступление
Сравнительная характеристика:
III.ЛИТЕРАТУРА:
…Пушкин и Лермонтов
Они молоды. Натальи
в них влюблены. И никто
из них не будет убит.
Сверчок и Маёшка.
У Пушкина не погаснет
венчальная свеча, не упадет
обручальное кольцо.
А у Лермонтова счастливо
упадет монета, которую
он имел привычку
подкидывать, проверять
свое счастье.
…Пулю, от которой он погиб,
сохранили. Кто?
Неизвестно. Оправили
в золото, чтобы она была
вечным кровавым мигом.
В 1899 году в « Петербургских
ведомостях » было
опубликовано: « На вид это
маленький, кругленький,
темный шарик, изящно
отделанный в золото в виде
брелока, но без содрогания
на него смотреть
невозможно!»
Где пуля теперь?
Тоже неизвестно.
И не надо известий о ней!
1.Вступление
2009 год ― год 210-летия со дня рождения Пушкина и 195-летия со дня рождения Лермонтова, старшего поэта и младшего.
Пути одного и другого шли рядом. Поэтические судьбы одинаковы ―обоих уже в детстве посетила богиня песнопений. Старшего ― «на слабом утре», младшего, когда он «шести лет заглядывался на закат». Им было все дано ― талант и «гремящая слава».
Младший являлся продолжателем начинаний старшего.
Младший сказал о старшем:
― Наш лучший поэт.
Старший сказал о младшем:
― Далеко мальчик пойдет. ― И, прочитав некоторые стихотворения, признал их «блестящими признаками высокого таланта».
И мальчик Лермонтов, когда погиб старший, написал шестнадцать беспощадных строк. Своему родственнику Николаю Столыпину, имевшему неосторожность отозваться о погибшем поэте с улыбкой, выкрикнул:
― Я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда.
Николай Столыпин смущенно пробормотал:
― Но ведь он просто бешеный. ― И вышел.
Белинский восклицает:
― Что за огненная душа…( Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т. IV. М.,1954,с. 537.)
Но есть и различия между двумя поэтами. Один вырос в полной семье, был всегда в обществе друзей, женщин. У другого же была одна бабушка из родных, друзей можно было посчитать по пальцам, а среди многочисленных романов была всего одна настоящая безответная любовь…
Вот почему я хочу попробовать разобраться в схожести и различии судеб двух гениев. Несмотря на все различия Лермонтова и Пушкина, находятся интереснейшие совпадения в их судьбах. Они― два человека, которые так и не встретились.
* цели и задачи:
― сравнить обстоятельства жизни двух великих поэтов;
― найти удивительные совпадения и различия их жизненного пути;
― подвести итоги.
* источники:
― мемуары современников;
― письма Пушкина и Лермонтова;
― работы литературоведов;
Сравнительная характеристика
1.портрет
Александр Пушкин. Волосы русые, густые, крупновьющиеся, глаза большие, зелёные, в густых загнутых ресницах, брови высокие, нос прямой, лоб высокий, губы чёткие, яркие, лицо овальное, шея развитая, плечи широкие, грудь могучая, талия тонкая, ноги прямые, руки аристократические. Владел навыками рукопашного боя, был блестящим фехтовальщиком, отменным стрелком, замечательным наездником. А одевался! К тому же ум – выдающийся, одарённость – гениальная. Он был мечтой женского сердца.
Михаил Лермонтов. Женщины влюблялись в него без памяти. Ни один художник не смог передать его облика — одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Вот описание Веры Анненковой, родственницы поэта: «У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнём, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был малым ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и даже неблагородно». Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы. Это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых летах. И также одарённость – гениальная.
2.происхождение
Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
3. детство
У первого из них ― старшего― было веселое, легкое имя. Прозвищами (собрикетами) были Сверчок, Егоза, Француз― вследствие особого знания французского языка и увлеченности французскими просветителями, и ещё потому, что любил бегать, прыгать через стулья, играть в кегли. Мог вскочить на стол, улечься на нем, схватить перо и бумагу и со смехом начать писать стихи. Мог писать стихи, сидя на кровати с поджатыми ногами, или «едучи в коляске», или в момент шумных бесед, едва присев где-нибудь, или просто впотьмах. Его еще называли Бесом.
―Здравствуй, Бес!
Он нарисует себя и рядом ― беса.
В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое чаще невпопад.
У второго из них ― младшего ― собрикетами были Любезный маленький гусарик и Маёшка. Это в юнкерской школе. « Monsieur Mayeux » ― популярный персонаж французских карикатур, который отличался задором, остроумием и резкостью суждений.
Лермонтов любил играть в горелки, серсо, «изображать всех в карикатурах», сочинять забавные стихи-шутки, которые неожиданно теряли рифму, хромали; рисовал, ползая по сукну, натянутому на полу в детской; мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом. Если под рукой не оказывалось бумаги, писал на страницах «Потового дорожника» или на дне пустого выдвинутого ящика стола. И тоже была в нем излишняя смелость с застенчивостью.
Оба родились в Москве, совсем недалеко друг от друга. На немецкой улице началось детство старшего, в доме на Красноворотной площади (Красные ворота) началось детство младшего.
Оба побывали у знаменитой ворожеи Александры Филипповны Киркгофт, немки. Она предсказала смерть Пушкину « от рук белого человека». У неё побывал и Лермонтов весной 1841 года. Она ему нагадала, что его ожидает отставка, « после коей уж и в Петербурге ему больше не бывать и ни о чём просить не станешь».
Когда родился младший, бабушка в его честь в семи верстах от имения поселила деревню и назвала её ― Михайловская. Родным и любимым местом старшего было его родовое имение Михайловское. Так что ― Михайловская… и Михайловское…
4.образование
Младший учился в Московском университетском Благородном пансионе, в учебном заведении, похожем на Царскосельский лицей. Пансион имел такие же привилегии. Учились шесть лет. В учебном курсе были такие предметы, как математика, физика, география, история, юридические дисциплины, рисование, музыка, танцы. Изучали латинский и греческий; курс военных наук. Но над всем господствовало « литературное направление».
«Лучшие профессора того времени преподавали у нас в пансионе», ― вспоминает один из воспитанников.
В зимние каникулы устраивались театральные представления. Если в Царскосельском лицее ученики играли в парламент, то здесь, в Москве, проводились заседания, на которых ученики произносили речи «о разных, большею частью нравственных предметах». Или разбирали критически «собственные свои сочинения и переводы, которые должны быть обработаны с возможным тщанием».
В пансионе Лермонтов получил свои первые «вывески премудрости». За сочинения и успехи в истории ― ему присужден первый приз. Любимый наставник Лермонтова, преподаватель Алексей Зиновьевич Зиновьев, о своем питомце вспоминал:
―…Среди блестящего собрания он прекрасно произнес стихи Жуковского « К морю » и заслужил громкие рукоплескания. Это было время, когда юный Мишель мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом.
В 1811 году старший поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
5. поэзия
Старший сказал:
― Есть у нас свой язык, смелее!
И вывел русский язык « на широкий простор русской земли для любованья всему народу русскому»
Младший потом добавит:
―…как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык.
И старший, и младший ударяли о наковальню русского языка, и получаются стихи.
Первые произведения младший подписывал буквой « L », старший четырьмя буквами Н.к.ш.п. (буквы следовало читать наоборот, добавив гласные). Оба потом впишут все буквы в свои фамилии, и оба потом будут преданы самой широкой гласности.
Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.
О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратила внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её чистоте, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкин связан с эпохой декабризма, а его поэзия считается поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Кстати, и Лермонтов, и Пушкин были дружны с декабристами, и для обоих «правда была святыней». Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.
В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдём немало политических деклараций, открытых призывов к борьбе с самодержавием. В таких стихотворениях как «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818) и некоторых других господствует просветительский, романтический пафос: автор бичует пороки российского деспотического режима. В стремлении поэта «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», в том, что Муза его – «свободы гордая певица», заметна близость Пушкина к идеям декабристов. Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой. «Весёлая» вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая» — на элегии любовных исповедей, «торжественная» — на оды прославления, обличения и призывы. После разгрома декабрьского восстания Пушкин верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.
Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим».
Поэзия, по мнению Пушкина, не может быть подчинена практическим задачам, даже если эта задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой заявит Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Толпа требует от поэта пользы, обвиняя его песнь в бесплодности. Однако пушкинский поэт с негодованием отметает эти требования, утверждая, что искусство бесполезно, ибо значение красоты определяется близостью к Богу, а не насущным нуждам. Толпа не отступает и требует от поэта нравственного наставления, «смелых уроков». Но герой не приемлет и такого назначения поэзии, т.к. искусство не способно превратить глупца в мудреца, а негодяя в образец добродетели. Целью художества, по мнению поэта, является идеал, а не нравоучение. Но ведь идеал достижим только для того, кто к нему стремится. И если Пушкин скажет, что он «чувства добрые лирой пробуждал», то пробудиться они могли только у того, у кого эти чувства были.
Не менее ярким и удивительным явлением в литературе был и Лермонтов. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые сделали его великим писателем. Царь сквозь зубы:
« Этот, чего доброго, заменит Пушкина…»
Поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Лермонтову была чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдал события и явления жизни, но и оценивал их со своей «строгостью судьи и гражданина». Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремился познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимали такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – всё это слилось в единый бурный лирический поток.
В чём суть завещания будущему поколению поэтов как Пушкин и Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это главное назначение поэзии. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своём знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, — писал И. Андроников, — Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».
Настоящий большой поэт не может создавать произведения ради процесса стихосложения. Он задумывается о том, в чём смысл и назначение его творчества, о чём он хочет поведать людям, какова роль поэзии в жизни общества.
Эти вопросы глубоко волновали и Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину.
С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в рукописных списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Заключительные строки стихотворения были направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина, они были восприняты в высшем обществе как вызов:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Великий русский поэт С.Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
Лермонтову довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определённый момент вопрос: «Какая польза нам от неё?».
Пушкин создал литературный журнал, младший мечтал создать литературный журнал. Пушкин задумал написать и не успел ― большой исторический роман. И младший задумал исторический роман ― и не успел написать. И оба мечтали печатать свои произведения « в первозданной красоте».
Подводя итог изложенному, можно с уверенностью сказать, что Пушкин и Лермонтов являлись поэтами, которые изменили в корне русскую литературу. Пушкин начал это новаторство и пронёс через всю свою жизнь «неугасимый огонь», который воплощал собой стремление к свободе. Лермонтов подхватил это знамя;
Бесспорно, Пушкин и Лермонтов были гениями. В этом их величие, поэзия их будет вечной.
6. любовь.
Старший поэт во времена « красных детских лет », а было ему десять, полюбил девочку Сонечку Сушкову, дочь Николая Михайловича Сушкова, сенатора и литератора, проживавшего на Большой Молчановке. По четвергам Пушкина и Соню возили на детские балы. Соня ― « белый мотылек, озорной и веселый», ― в танцах он едва за ней поспевал, тем более, в детстве не отличался проворностью, подвижностью. Но ― уже любил.
В отрочестве Пушкин вспомнит Сонечку Сушкову и отметит её в стихотворном послании лицейскому товарищу Юдину. Стихи о Сонечке будут звучать так :
Подруга возраста златого,
Подруга красных детских лет,
Тебя ли вижу, взоров свет,
Друг сердца, милая Сушкова?
Когда Лермонтову исполнилось шестнадцать, то и он полюбил Сушкову ― Екатерину Сушкову, дочь офицера, игрока и дуэлянта. И тоже написал стихи о своей Сушковой, что вблизи её до этих пор не слыхал в груди огня и что его лишь грудь поражена, а что она ― Сушкова ― страдать не рождена. И это ей, Екатерине Сушковой, младший поэт перешлет потом стихи, как по небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел. И это она первая была удостоена того, чтобы прочесть так всем теперь хорошо известные строки: «У врат обители святой стоял просящий подаянья…»
Екатерина Сушкова, или, как называл её шан-Гирей, мисс Блэк-айз, вспоминала:
― Он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.
Это было ― «У врат обители святой…»
Две Сушковы, подруги детских красных лет. Оба поэта «полюбили любовь» раньше, чем в душе у них зародилось подлинное чувство. Два поэта и две Сушковы. Одной было девять лет, когда её «полюбил» юный поэт, а второй Сушковой было восемнадцать, когда её « полюбил », по её первому впечатлению, ― неуклюжий, косолапый мальчик лет шестнадцати-семнадцати и который, не уставая, декламировал ей Пушкина и был неразлучен с огромным томом Байрона. А Екатерина Сушкова ― Блэк-айз― ему отвечала, что еще не по его летам « прикидываться непонятым и неоцененным снимком с первейших поэтов».
А между тем ― пришел в Россию еще один первейший поэт…
Две Натальи. Одна становится женой любимого ею поэта, другая покидает любимого ею прежде поэта. Происходит в одну зиму и лето 1831 года.
Один поэт радостно:
― О, как мучительно тобой счастлив я.
Другой горестно:
― Как я забыт, как одинок… Будь счастлива несчастием моим
Один:
― Ты предаешься мне нежна.
Другой:
― Ты изменила― Бог с тобою!
Одна Наталья родилась в 30 верстах от Тамбова в поместье, расположенном при впадении реки Кариан в реку Цну.
Другая Наталья выросла в Подмосковье, на берегу реки Клязьмы.
Наталья, рожденная у реки Кариан, мужа будет называть:
― Мой господин и повелитель.
А господин и повелитель будет писать, что полюбил он окончательно, и голова у него закружилась:
― Прощай, бел свет! Умру!
Наталья с берегов Клязьмы на слова своего поэта, что он полюбил её всем напряжением душевных сил, сказала, что любит другого. Он ей ответил:
― Я не достоин, может быть, твоей любви: не мне судить…
Пушкин и его Наталья в ту же зиму, в тот же 1831 год, обвенчались.
Лермонтов же учился побеждать страдание потому, что «сердца лучшая струна оборвалась». Взяв новый чистый лист, он написал: «… ты со мною не умрешь: моя любовь тебя отдаст бессмертной жизни вновь; с моим названьем станут повторять твое…»
Так и случилось: его даже такая короткая любовь сделала Наталью Федоровну Иванову, её имя бессмертным, хотя Дева чудная стала впоследствии м-м Обресковой.
7.дуэль
Дантес был русским офицером, но француз с немецким акцентом. Он, имея живого отца в Эльзасе, был усыновлен в Голландии. Служил и Франции, и Пруссии, и России. У него два имени, три отчества. Он всегда был горд собой, снабженный десятками рекомендательных писем. Когда его рассматривали дамы, они просили дополнительные свечи, чтобы лучше его разглядеть. И он был всегда уверен, что стоил этих свечей.
Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая 1 барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Пушкину было тридцать семь. Он спокойно взирал на приготовления. Противники обменялись выстрелами всего на десяти шагах, то есть на самой смертоносной для дуэльного оружия дистанции, и стреляли из крупнокалиберного пистолета.
Пушкин стремительно подошёл к барьеру и стал наводить пистолет, но Дантес опередил его: он выстрелил, не доходя до барьера. Пушкин упал лицом в снег.
Поэт был смертельно ранен. Пуля, пройдя ниже почки, ударившись о крыло правой подвздошной кости и раздробив крестец, прочно засела в нем. Через два дня поэт скончался. «Солнце русской поэзии закатилось», — написал В.Жуковский.
Дантес отделался царапиной и легкой контузией. Он был лишён чинов и российского дворянства, разжалован в рядовые. «…рядового Геккерена, как нерусского подданного выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты», — приговор Николая.
Два дуэлянта, четыре секунданта. Лермонтову было двадцать шесть. Мартынов тоже стрелял из крупнокалиберного пистолета.
«Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова наповал. А царь Николай I, узнав о дуэли, сказал: « ….собаке собачья смерть». А современники «Плачьте, милостивый государь, надевайте глубокий траур, опепелите Вашу главу, берите из Вашей библиотеки «героя нашего времени» и велите переплеси его в чёрный бархат… И этот возрождающийся гений должен погибнуть от руки подлеца: Мартынов – чистейший сколок с Дантеса…».
Военный суд длился четыре дня и свелся к пустым формальностям. 3 января 1842 года дело доложили августейшему монарху и тот повелеть соизволил: «…Майора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту (т.е. гауптвахту — прим. авт.) на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».
Евдокия Петровна Ростопчина потом заметит:― Странная вещь! Дантес и Мартынов оба служили в Калергадском полку. Через месяц после дуэли она написала « Нашим будущим поэтам»:
Не просто, не в тиши,
не мирною кончиной,-
Но преждевременно,
противника рукой-
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!…
Лермонтова убил сын винного откупщика. Недалекий Мартынов и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». « Гнев общественный всею силой своей обрушился на Мартынова, — писал его современник И.Забелло, — и перенёс ненависть к Дантесу на него; никакие оправдания, ни время не смогли её смягчить… В глазах большинства Мартынов был каким – то прокажённым».
Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого – к вечеру.Один похоронен в родных местах, и другой. Старшего похоронили недалеко от реки Великой, младшего – на берегу Большого Пруда. Так что, Великий … и Большой.
ЭПИЛОГ
Сбылись пророческие слова критика Белинского о младшем (Лермонтове): «…Имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах».
На народные пожертвования был сооружён памятник и старшему и младшему одним скульптором – Александром Опекушиным. И к и старшему и младшему «…не зарастет народная тропа».
www.metod-kopilka.ru
Сравнение Пророка Пушкина и Лермонтова сочинение
Начать разговор о сравнительной характеристике произведений Пушкина и Лермонтова с одноименным названием следует с истории создания этих текстов.
Пушкин Александр Сергеевич пишет своего «Пророка», как отзыв или точнее отклик на известные события, связанные с декабристами. Александра Сергеевича связывали, можно сказать, дружеские отношения с теми, кто был казнен на Сенатской площади Петербурга. Он знал этих людей изнутри и по мнению поэта они были людьми кристальной честности и порядочности.
Произведение «Пророк» Пушкина раскрывает духовную составляющую русского общества в тот период времени.
Если мы говорим об одноименном стихотворении младшего товарища по перу, а именно Михаила Лермонтова, то точкой отсчета для его текста стало продолжение текста Пушкина. Лермонтов по своему трактует образ, заложенный Александром Пушкиным. Он наполняет его дополнительным содержимым: горечью утраты и душевной болью.
Таким образом, приступая к сравнительной характеристике текстов, делаем вывод, что один «Пророк» — это логическое и стройное продолжение другого.
Во-первых, обратимся к тематике текстов. Пророк и для Пушкина и для Лермонтова – это важная составляющая истинного поэта.
Говоря о биографиях поэтов, можно найти много точек соприкосновения. И того и другого не понимали и принимали при жизни, и Пушкин и Лермонтов рано ушли в мир иной.
Если говорит об образе пророка, созданном ими, то нетрудно заметить, что он обладает даром провиденья. Он способен увидеть свою участь, а если говорить об аллегорическом смысле, то участь истинного поэта в России.
Пророк Пушкина – это носитель высшей Истины. Для него личность человека и справедливость в обществе – это не пустые слова.
Лермонтов рисует своего одноименного героя несколько другим. Для него пророк – это тот, кто страдает от неверия людей в высшую Истину. Его пророк больше напоминает реального человека. Он, в отличие от пророка Пушкина, лишен веры в светлое будущее.
Если сравнивать жанр вышеназванных текстов, то это исповедь в лирической форме. У Пушкина пророк торжественен, а у Лермонтова он печален от своей высшей миссии.
Теперь обратимся к тому, какие картины возникают у читателя при восприятии одноименных текстов классиков «золотого века».
Обратимся к тексту Александра Сергеевича. Читая, мы видим, что в глубоком подтексте показано противостояние истинного мастера слова и общества. Истина для пророка этого текста, в первую очередь, в самопожертвовании ради людского блага.
По мнению автора, его лирический герой должен нести в жизнь людей свет и добро. Его жизнь должна стать жертвой ради человеческого счастья.
Лермонтов противопоставляет своего героя одноименному персонажу Пушкина. Его пророка не поняли и не приняли, поэтому он стремится в пустыню, чтобы там, в уединении, предаться своим думам.
Для этого лирического персонажа все существование – это боль и унижение. Он признал факт, что человеческое общество со своими пороками победило его благие помыслы.
кратко
Сравнение Пророка Лермонтова и Пушкина
Если взять в руки том стихов Пушкина, а затем Лермонтова и сравнить стихи не по содержанию, а по оглавлению, то обязательно бросится в глаза одно интересное обстоятельство: Лермонтов как будто писал по алфавиту Пушкина. Многие названия буквально совпадают. Но сравнение названий – это формальности. А как обстоит дело с содержанием?
Здесь всё совсем иначе. И фразу нашего известного критика В.Г.Белинского о том, что «Пушкин умер не без наследника», с явным намеком на Лермонтова, легко опровергнуть. Да, Лермонтов был младшим современником Пушкина, преклонялся перед его гением, возможно, даже подражал. Но старался с первых шагов в литературе идти своим путем. И это замечание касается темы, которая уже давно получила название «назначение поэта и поэзии».
Лермонтов был уверен в пророческом назначении поэта. И эта мысль начала звучать в его стихах достаточно рано. Но вершин мастерства и глубины мысли поэт достигает только в последние годы короткой жизни.
«Пророк». Свое самое последнее стихотворение Лермонтов тоже назвал по-пушкински. И начинается оно с того, на чем остановился Пушкин. Пророк, ставший более зорким и чутким, начинает исполнять Божью волю – «глаголом жечь сердца людей».
Что из этого выходит? Как ни страшно это звучит, но почти ничего. Он избегает города и предпочитает пустыню. Только там он живет полноценной жизнью, в гармонии с собой и природой. Он чувствует себя частью этой природы, ему покорна земная «тварь», его слушают звезды. Что еще надо? А еще хочется помочь открыть глаза другим. Только они этого не хотят – вот источник духовной драмы пророка, если не трагедии.
И когда, в редких случаях, нищий пророк бывает в городах, он пробирается по ним украдкой, в стороне. Но и это не всегда помогает. Его презирают, издеваются, ставят в пример детям. В пример того, как не надо жить. Может ли быть судьба более незавидной? Таким образом, Лермонтов тоже задумывался о судьбе поэта-пророка в современном ему обществе. И приходил к неутешительным выводам: цена слова катастрофически падает, поэзия становится никому не нужна. С этим он и ушел из жизни.
кратко
Сравнение Пророка Пушкина и Лермонтова Сейчас читают:- Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3
Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
- Сочинение Осенний вечер
Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.
- Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Павел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии
- Тема патриотизма в романе Война и мир сочинение
Толстой Лев Николаевич большое внимание уделял проблеме патриотизма. Именно поэтому названной теме отведено огромное количество страниц знаменитой эпопеи «Война и мир». Толстой считал, что «истинный патриотизм – есть веление души и сердца,
- Сочинение Осень в моем городе
Осень в моём городе — это сказочная пора. Когда вся природа переодевается в огненно-золотистые краски. Ещё недавно, пышные и зелёные деревья окутываются в жёлтые и красные цвета. Уличные тротуары покрываются ковром из опавших листьев.
- Сочинение на тему Делай добро 6 класс
Каждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
uchim-klass.ru
Сочинение на тему: Лермонтов и Пушкин
На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.
Пушкин и Лермонтов
Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.
Пушкин и Лермонтов сходства и различия
Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.
Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.
Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.
Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба.
Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.
Сочинение на тему: Лермонтов и Пушкин
5 (100%) 3 votessochinyshka.ru
Чем отличается лирика Пушкина от лирики Лермонтова
В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.
Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.
Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова — тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».
В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.
Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» — стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».
Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» — стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.
Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.
Выводы TheDifference.ru
- Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
- Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
- Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.
thedifference.ru