Грамматическая основа предложения 1 2 3 4

Грамматическая основа предложения

1. 2. 3. 4. 5. 6. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. Но глобусы и карты были только моделью Земли. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. Но вот произошло великое событие. Случилось оно 12 апреля 1961 года. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе. Выпишите основы предложений

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Учёные построили, нарисовали Глобусы и карты были моделью Охватить не удавалось Произошло событие Случилось оно Стартовал человек Звали, было двадцать семь лет Вспыхнуло пламя 20 миллионов лошадиных сил было, они заработали Грохот поднялся Люди услыхали, Гагарин засмеялся и сказал, поехали Ракета подпрыгнула и скрылась Проверь себя

Соотнеси подлежащее и способ его выражения 1. Сытый голодного не разумеет. 2. Семеро одного не ждут. 3. Готовиться к экзаменам не так-то просто. 4. Побеждают только верящие. 5. «Из» — это предлог. 6. Отец с сыном шли впереди. 7. Как мало бойцов уцелело. 8. Мы с ним были в театре. 9. Наконец-то наступило завтра. 10. Книга – источник знаний. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Имя существительное Причастие Числительное Глагол Сущ. + сущ. в тв. п. Служебная часть речи Наречие Неопределённокачественное слово + сущ. в р. п. 9. Мест. + мест. 10. Прилагательное ПРОВЕРЬ

1 — 10 2– 3 3 -4 4 -2 5 -6 6 -5 7 -8 8 -9 9 -7 10 -1

Сказуемое ПРОСТОЕ Простое глагольное Глагол в спрягаемой форме СОСТАВНОЕ Составное глагольное Вспомогательная часть + инфинитив Составное именное Связка + Именная часть

Найдите грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены. 1. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. 2. И их мужья были живы и здоровы. 3. Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом. 4. Мы с радостью встретили гостей. 5. Жить – Родине служить.

Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 1. Древняя Русь искони знала тонкое искусство чернёного серебра. А) простое глагольное А Б) составное глагольное В) составное именное

Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 2. Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века. А) простое глагольное Б) составное глагольное В В) составное именное

Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 3. Борис и Глеб стали литературными героями созданных в древнейшую пору житийных произведений. А) простое глагольное Б) составное глагольное В В) составное именное

Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 4. Мне приходилось встречаться с героями древнерусского сказания о Борисе и Глебе в забайкальских степях, на берегах Днепра и Северной Двины, в Киеве и Москве. А) простое глагольное Б) составное глагольное Б В) составное именное

Характеристика предложения Простое Сложное Одна грамматическая основа Две и более грамматических основ Союзное ССП Бессоюзное СПП

Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики 1. Простое предложение 2. ССП 2 3. СПП 4. СБП Я устал на охоте с лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть

Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики 1. Простое предложение 2. ССП 2 3. СПП 4. СБП Лес был завален глубоким снегом, и сесть было некуда.

Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики 1. Простое предложение 2. ССП 3 3. СПП 4. СБП Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник.

1. Простое предложение 2. ССП 1 3. СПП 4. СБП Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравейный сбор из хвоинок, сучков, лесных соринок и сажусь в тёплую ямку в муравейнике. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 4 3. СПП 4. СБП Муравьи, конечно, об этом ничего не знают: они спят глубоко внизу. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 2 3. СПП 4. СБП Несколько повыше муравейника кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина, довольно широкое кольцо, была покрыта густым слоем смолы. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 2 3. СПП 4. СБП Колечко прекращало движение соков, и дерево неминуемо должно было погибнуть. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 2 3. СПП 4. СБП Бывает, такие кольца на деревьях делает дятел, но он не может сделать так чисто. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 3 3. СПП 4. СБП Скорее всего, подумал я, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

1. Простое предложение 2. ССП 3 3. СПП 4. СБП Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда стало тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх. Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики

Выполняем задания типа В-9. Тренировочные упражнения

Выпишите грамматическую основу предложения Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. Техника сделала могущественными

Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. Сказывают

Выпишите грамматическую основу предложения И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научнотехнической революции или хотя бы информационного бума. Не было

Выпишите грамматическую основу предложения Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. Можно назвать

Выпишите грамматическую основу предложения Бескорыстие его было беспримерным. Бескорыстие было беспримерным

Выпишите грамматическую основу предложения Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. Нет

4 И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок. Укажите количество грамматических основ в предложении

Укажите количество грамматических основ в предложении Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. 3

В 1 Укажите количество грамматических 3 основ в предложении Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

Укажите количество грамматических основ в предложении Раздумывая, вспоминая фронтовое время, когда в голодной окопной военной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. 2

Укажите количество грамматических основ в предложении Всё в нём было как-то празднично и 1 необычайно: крупная, красивая фигура, бледное лицо, высоко зачёсанный кок светло-золотистых волос, белесоватые ресницы, резко вычерченные и слегка трепещущие ноздри.

Укажите количество грамматических основ в предложении И хоть законом строго запрещено убивать самок тюленей, у которых маленькие детёныши есть, но в спешке бывали 4 случаи, что и убивали.

Выпишите грамматическую основу предложения Месяц был близок. смотрел • Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

Выпишите грамматическую основу предложения Болота не имели выхода • Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

Выпишите грамматическую основу предложения Толпы оборванцев двигаются, мелькают • В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков

Выпишите грамматическую основу предложения Корней Иванович не дожил, назвал • До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.

Выпишите грамматическую основу предложения Вижу, начинаю понимать • И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.

Выполняем задания В- 9. Контролирующие задания.

Выпишите грамматические основы предложений 1. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. 2. А вдруг зал будет не полный? 3. В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. 4. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье. 5. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.

Проверь 1. 2. 3. 4. 5. он отдал сердце зал будет не полный три льва ходили Андерсен встретился, был в гостях разбойник раскаялся, решил спасаться

Какое из приведённых ниже предложений является односоставным? 1) Кривые переулки Арбата были засыпаны снегом. (А. Толстой. ) 2) Юная жена с утра до вечера — в лаборатории. . . (В. Токарева. ) 3) Там на неведомых дорожках — следы невиданных зверей. (А. Пушкин. ) 4) Ведут коней на водопой (М. Лермонтов).

Какое из приведённых ниже предложений является односоставным? 1) Кривые переулки Арбата были засыпаны снегом. (А. Толстой. ) 2) Юная жена с утра до вечера — в лаборатории. . . (В. Токарева. ) (Двусоставное, неполное) 3) Там на неведомых дорожках — следы невиданных зверей. (А. Пушкин. ) (Двусоставное, неполное) 4) Ведут коней на водопой (М. Лермонтов).

Какое из предложений является двусоставным? (1) Какая ночь! (2) Я не могу. (3) Не спится мне. (4) Такая лунность. (С. Есенин. )

Какое из предложений является двусоставным? (1) Какая ночь! (Односоставное, назывное) (Двусоставное) (2) Я не могу. (Односоставное, (3) Не спится мне. безличное) (Односоставное, (4) Такая лунность. назывное)

Какое из предложений безличным? является (1) Какая ночь! (2) Я не могу. (3) Не спится мне. (4) Такая лунность. (С. Есенин. )

Какое из предложений безличным? является (1) Какая ночь! (Односоставное, назывное) (Двусоставное) (2) Я не могу. (Односоставное, (3) Не спится мне. безличное) (Односоставное, (4) Такая лунность. назывное)

Какое(ие) предложение(я) в этом тексте является назывным? (1) Какая ночь! (2) Я не могу. (3) Не спится мне. (4) Такая лунность. (С. Есенин. )

Какое(ие) предложение(я) в этом тексте является назывным? (1) Какая ночь! (Односоставное, назывное) (Двусоставное) (2) Я не могу. (Односоставное, (3) Не спится мне. безличное) (Односоставное, (4) Такая лунность. назывное)

Какое из предложений личным? приведённых ниже является определённо- 1) Невозможно общаться с человеком одной темы. (В. Токарева. ) 2) Я красивых таких не видел. . . (С. Есенин. ) 3) Разве жить без русского простора небу с позолоченной резьбой? (Н. Тихонов. ) 4) Но, прошу вас, не глядите на меня с недоверием или подозрением. (А. Куприн. )

Какое из предложений личным? приведённых ниже является определённо- 1) Невозможно общаться с человеком одной темы. (В. Токарева. ) 2) Я красивых таких не видел. . . (С. Есенин. ) 3) Разве жить без русского простора небу с позолоченной резьбой? (Н. Тихонов. ) 4) Но, прошу вас, не глядите на меня с недоверием или подозрением. (А. Куприн. )

Какое из приведённых ниже предложений является неопределённоличным? 1) Мудрено про тебя говорят. (А. Блок. ) 2) Ей с трудом удалось уснуть. (А. Куприн. ) 3) После разлуки живём тихо и уступаем другу. (А. Толстой. ) 4) Доколе коршуну кружить? (А. Блок. )

Какое из приведённых ниже предложений является неопределённоличным? 1) Мудрено про тебя говорят. (А. Блок. ) 2) Ей с трудом удалось уснуть. (А. Куприн. ) 3) После разлуки живём тихо и уступаем другу. (А. Толстой. ) 4) Доколе коршуну кружить? (А. Блок. )

Какое предложение в этом тексте является назывным? (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)

Какое предложение в этом тексте является назывным? (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.

Какое предложение в этом является обобщённо-личным? тексте (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)

Какое предложение в этом является обобщённо-личным? тексте (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.

Какое предложение в является безличным? этом тексте (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)

Какое предложение в является безличным? этом тексте (1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.

Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в повелительном наклонении. 1) 2) 3) 4) определённо-личное неопределённо-личное обобщённо-личное безличное

Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в повелительном наклонении. 1) 2) 3) 4) определённо-личное неопределённо-личное обобщённо-личное безличное Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне. (С. Есенин) Проверка

Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в форме 2 -го лица единственного числа. 1) 2) 3) 4) безличное неопределённо-личное обобщённо-личное назывное

Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в форме 2 -го лица единственного числа. 1) 2) 3) 4) безличное неопределённо-личное обобщённо-личное назывное • Шила в мешке не утаишь. • Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек. . .

present5.com

Грамматическая основа двусоставного предложения — Студопедия.Нет

ПОНЯТИЕ О ДВУСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Двусоставном предложением называется простое предложение, в котором присутствуют оба главных члена: подлежащее и сказуемое, то есть состав подлежащего и состав сказуемого. При этом у каждого из главных членов могут быть зависящие от них слова (второстепенные члены) или их может не быть. Таким образом, двусоставное предложение может быть распространённым или нет. В двусоставном предложении также могут быть однородные главные члены или однородные второстепенные члены. Это не влияет на характеристику предложения.

Самую большую сложность представляет определить, двусоставное предложение или односоставное, если оно неполное.

 

Например, предложение Мы шли к морю и скоро оказались на каменистом выступе над пропастьюдвусоставное, так есть и подлежащее, и два сказуемых.

В сложном предложении каждое простое предложение следует рассматривать в отдельности.

Предикативная основа предложения (или грамматическая) не является словосочетанием. Связь между подлежащим и сказуемым принято называть координацией. Между главными членами существует взаимозависимость, и определить, какой из них главнее, невозможно.

 

БП В двусоставном предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться между собой.

 

Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

 

I. В подлежащем есть слова большинство, меньшинство, часть

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если:

1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

Большинство решило идти в кино.

2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство класса решило идти в кино.

3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

Большинство класса было приглашено на день рождения.

Сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается множественность или самостоятельность субъектов:

Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

 

II. Подлежащее – числительное + существительное в родительном падеже

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

1) подчёркивается единство или совокупность:

В зал помещается сто человек.

2) обозначается время или пространство:

Прошло сорок лет.

3) числительное оканчивается на один:

Тридцать один человек поехал на экскурсию.

4) используются числительные (грамматически – существительные) тысяча, миллион, миллиард:

На концерт пришла тысяча человек.

Сказуемое ставится во множественном числе, если

1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К нам подошли два парня.

2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

Все трое приглашённых пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

 

III. Подлежащее – оборот сущ. в И. п. +с+ сущ. в Т. п.

При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

Брат с сестрой вернулись порознь.

Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

Мать с ребёнком ходила к врачу.

 

 

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы, во 2-м при местоимениях ты, вы, в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении – имени нарицательном– согласование происходит с главным словом:

Мама-учитель пришла домой.

При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя –подлежащее, нарицательное – приложение):

Врач Петрова принимала больных.

2) подлежащее – неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

По лесу разносилось «ау». К дому подъехало такси.

 

 

Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

Приди он вовремя, ничего бы не случилось (=пришёл бы).

Я же и приди к нему не вовремя (= пришёл).

2) глагольной формой есть в значении ‘имеется’:

Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.

3) глаголом в форме инфинитива:

А он хохотать.

4) глаголом в междометной форме:

А шапка бац ему прямо в лицо.

studopedia.net

Задание 11. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая основа сложного предложения — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.  

Показать ответ Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа — Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я — душа молчала; 3-я — голос не звучал.


 
Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача — посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал. 

 

 

 

Что нужно знать:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: «Кто (или что) совершает действие?» При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга. Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она.

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием:

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравиласьЧерное море прекрасно;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедемЖелезная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательнымВ каждом из нас есть что-то особенное;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего). 

Пример: Ветер колышет колос. В данном предложении два слова отвечают на вопрос «что?»: ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь. Подлежащее здесь «все новое», так как его действие — интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло. Мне дали возможность исправить двойку.

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что это такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает — это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы — это форма глагола в условном наклонении).

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера: Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм):  Довольно бить баклуши! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола: Ветер продолжал завывать. Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола: Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола: Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагола: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать.

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
— Вася начал петь.
— Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др.: Небо было хмурым. За окном становилось темно. Солнце на горизонте казалось огромным. Море было синее-синее.

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки: Он врач (он есть врач). Мама — инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Осложнённое СИС = вспомогательный глагол + связка-инфинитив + именная часть

Я хочу стать врачом.

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом) и составного глагольного (хочу стать). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Осложнённое СИС = составное именное микросказуемое + связка-инфинитив + именная часть СИС

Я должен был стать врачом.

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был), составного глагольного (должен был стать) и составного именного (стать врачом).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не.

Я не люблю фатального исхода. 
От жизни никогда не устаю. 
Я не люблю любое время года, 
Когда веселых песен не пою. 
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал, я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит.

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным.

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки — однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (Стонут, трещат, ломаются — однородные сказуемые).
 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

что такое грамматическая основа предложений

Подлежащее и сказуемое.

глагол и существительное

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения подлежащего и сказуемого или одного из них

подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа предложения — подлежащие, выраженное существительным и местоимение и сказуемое, выраженное глаголом или кратким прилагательным. В зависимости от грамматической основы предложения бывают: двусложные или односложные, сложные или простые.

падлижайщие и сказумаемое

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

основа громачитеская это придложение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое (глагол и существительное).

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью. Грамматическая основа Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

подлежащее и сказуемое

подлежащие и сказуемое

подлежащее сказуемое определение обстоятельство дополнение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа «постучали». Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа—вечер.

touch.otvet.mail.ru

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Грамматическая основа предложения»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг момент
Проверка готовности к уроку  
II. Формулирование цели урока
На электронный адрес школы поступило звуковое письмо, адресованное Вам ребята.
Здравствуйте ребята. Мы, жители страны Русского языка знаем, что вы умные и прилежные ребята, поэтому мы именно к вам обращаемся за помощью. Дело в том, что у нас пропало предложение, мы не смогли разгадать его тайну. И сейчас у нас царит беспорядок. Помогите нам

Сегодня на уроке мы проведем грамматическое расследование и попытаемся разгадать ещё одну тайну предложения.

Прослушивание Слайд 1
III. Актуализация знаний
Для начала проведем мозговой штурм и составим модель предложения
Блиц-опрос
1. Что такое предложение?
2. Как связаны слова в предложении?
3. Как стоят слова в предложении?
4. Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения?
Составление модели предложения (на доске)
Постановка проблемного вопроса
5. Что такое грамматическая основа предложения?
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
IV. Открытие нового знания
Слайд 2
Жители страны Русского языка выслали нам улики, с их помощью мы и попытаемся разгадать тайну предложения.
Поиск в толковом словаре значение слова улики
1. Записка Слайд 3
Прочитайте.
Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
Чтение с доски
_зык
Р_бята
Ру__кий
Составьте предложение, используя данные слова. Составление предложения
В школе ребята учат русский язык.
Комментированная запись у доски
2. Грамматическое исследование Слайды 4-10
О ком говорится в этом предложении?

Ответы
На какой вопрос отвечает слово ребята? Давайте подчеркнем это слово одной чертой. Запись
Кто? Ребята
Попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте.
Что вы заметили?
Ответы
Что говорится о ребятах в предложении?
Поставьте вопрос от слова ребята, к слову учат. Давайте подчеркнем это слово двумя чертами.
Запись
Кто? Ребята (что делают?) учат
попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте.
Что вы заметили?
Ответы
Теперь давайте попробуем убрать из предложения слова, которые мы подчеркнули.
Прочитайте.
Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
Давайте сделаем наоборот. Уберем слова, которые не подчеркнули. Понятен ли смысл? Можно ли данную запись назвать предложением?
Ответы
Как вы думаете, как можно назвать, эти слова в предложении?
Давайте обратимся к следующей улике и попытаемся ответить на этот вопрос.
Предположительный вывод
3. Грамматическая справка Слайд 11
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения. В неё входят подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? (и.т.д) и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?

Чтение правила
«Что такое грамматическая основа предложения»
Назовите грамматическую основу предложения
Ребята учат русский язык.
Ответы
V. Первичное закрепление
4. Грамматический алгоритм Слайд 12
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.
Работа в парах
Составление алгоритма
«Как найти в предложении грамматическую основу?»
5. Грамматический тренажер
Выполнение задания на компьютере Мультимедийное приложение «Игры и задачи в начальной школе»
VI. Итог урока
Слайд 14
Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Составление модели предложения ( на доске )
VII. Рефлексия
Слайд 15
Что было легко?
В чем была трудность
Самооценка
VIII. Дом.задание
Слайд 16
Правило.
Д.м. Упр.74
 

urok.1sept.ru

что такое грамматическая основа можно пример

подлежащее и сказуемое

это подлежащее и сказуемое например шла Маша по шоссе Маша-подлежащее шла-сказуемое)

Подлежащие+сказуемое=грамматическая основа. Наступила зима! Наступила-сказуемое Зима-подлежащее

Я и мама пошли гулять в лес. грамматическая основа: я и мама-это подлежащие пошли-сказуемое вот это и есть грамматическая основа!

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое.

глагол и существительное

подлежащее и сказуемое

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме).

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое. Маша спешит спешит-сказуемое Маша-подлежащее

Если неправильно, я вас зарежщу (с Кавказским акцентом).

Например Выпадает снег, он изменяется и т. д.

подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Например: Пришла (сказ.) зима (подлежащ.), можно играть в снежки!

В какой науке есть термин: грамматическая основа предложения?

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме)

touch.otvet.mail.ru

5 предложений с 5 грамматическими основами 1-одна грамматическая основа 2-две грамматические основы и так далеееее

твет есть вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-wiki02.blogspot.com?0=467191″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37467191236</a>

Ответ есть вот ут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-wiki02.blogspot.com?0=310249″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37310249236</a>

Ответ ест вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-wiki02.blogspot.com?0=32475″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3732475236</a>

Ответ есть вт тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-wiki02.blogspot.com?0=162998″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-37162998236</a>

Ответ ест вот тут <a rel=»nofollow» href=»https://vk-wiki02.blogspot.com?0=15835″ target=»_blank»>vk.com/wiki-18832533-3715835236</a>

1.Я сижу за столом, читаю Твиттер и пытаюсь готовиться к ЕГЭ. У этого предложения одна грамматическая основа я сижу, читаю (и) пытаюсь готовиться, поэтому это простое предложение. Предложение осложнено однородными сказуемыми. 2.Я знаю, что я ничего не знаю. (Это изречение приписывается Сократу.) В этом предложении две грамматические основы: я знаю и я не знаю, — поэтому это сложное предложение. 3.В сущности, довольно часто 1/, когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется 2/, что 3/ и как нам следует думать по тому или иному поводу 4/ или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют 1/, и начинает казаться 6/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сельское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воззрений 9/ (В. Набоков).

1.Наступила весна. 2. Небо днем потемнело, и пошел сильный дождь. 3. Неожиданно щелкнул замок, дверь открылась, и вошла мама. 4. Весной природа пробуждается, дни становятся длинней, чаще выглядывает солнышко, по которому все уже соскучились. 5. Мысль о том, что завтра снова нужно рано вставать, была невыносимой, и мне хотелось продлить угасающий день, чтобы он никогда не закончился, но я не был волшебником.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *