«Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл…», стихотворение Пушкина

Стихотворение «Вновь я посетил…» относится к позднему периоду творчества Александра Сергеевича Пушкина. Оно было написано в 1835 году, за полтора года до дуэли с Дантесом и отхода в мир иной. Это философское произведение создавалось поэтом в его имении — в селе Михайловском. С этим местом у Пушкина были связаны как воспоминания о семье и детстве, так и о ссылке.
В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин говорит о скоротечности времени, это своеобразное размышление о пройденном, о будущем и о том, что все уходит и другое появляется на смену.
Стихотворный размер произведения – пятистопный ямб без рифмы.

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Весёлых и приятных мыслей полон,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Стихотворное размышление «Вновь я посетил…» в окончательном варианте вышло из под пера Пушкина не сразу. Поэт неоднократно переписывал целые части стихотворения. Вот, например, один из вариантов концовки:

В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Весёлым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца; я ещё
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника — в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, — всяк предо мной
Казался мне изменник или враг.
Утрачена в бесплодных испытаньях
Была моя неопытная младость,
И бурные кипели в сердце чувства
И ненависть и грёзы мести бледной.
Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

 

poetpushkin.ru

Вновь я посетил… — Пушкин Александр. Читать стих на Оллам.ру

    …Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
    Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

  Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
        На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
        Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

1835

Пушкин Александр. Текст произведения: Вновь я посетил…

ollam.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…»

Цели урока:

– развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов;
– развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
– обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
– воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения “Вновь я посетил…”,   мультимедийная презентация.

Форма урока: исследование.

Методы и приемы: смысловой анализ текста лирического произведения, работа над   извлечением информации, выразительное чтение, метод задач,  основанных на обмене информацией.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для постановки цели урока для себя надо спросить себя:

– Что сегодня мы узнаем на уроке?

– Чему мы все вместе научимся?

– Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?

Исходя из темы данного урока, хода предыдущих уроков, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина, сформулируйте цели нашего урока сами.

Задачи:

– изучить историко-биографический материал, связанный с написанием стихотворения “Вновь я посетил…”

– раскрыть идейный смысл стихотворения через анализ

Объект исследования: творчество А.С. Пушкина (1 слайд)

Предмет исследования: стихотворение “Вновь я посетил…”

Гипотеза: Если мы обратим внимание на лаконизм описаний, прозрачность, простоту словесных красок, которые А.С. Пушкин вводит в свое стихотворение, определим идейный смысл, сравним логическую последовательность событий с тем, как их изложил автор, то убедимся, что в стихотворении заложен философский смысл

2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

– С чего нужно начать создание исследовательского текста о стихотворении?

(Исследование можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении)

– Прокомментируйте этапы исследования (2 Слайд)

1. Историко-биографический материал

(Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения)

2. Место стихотворения в творчестве поэта

(При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики /любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы.

4. Лирический сюжет

Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию

5. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы

6. Лирический герой

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать “двойником” автора.

7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума

8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д.

9. Изобразительные средства

(Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры)

10. Поэтический синтаксис (

инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз)

11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация

12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий)

13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная)

3. Этап изучения нового материала.

Работа по группам (тексты № 1, 2, 3, 4).

Прочитайте внимательно фрагменты критических текстов и выполните следующее задание:

1.выпишите из текста те сведения, которые будут являться ответом на отдельные пункты плана исследования лирического стихотворения

2. Подготовьте устное публичное выступление на 1-2 пункт плана.

Текст №1

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение автора. В нем Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни.

Стихотворение написано в очень трудное и тяжелое время. Тягостное и двусмысленное положение поэта при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте. Неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел. Уже назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства.

Пушкин пытался разорвать этот заколдованный круг. Перед самым отъездом в Михайловское он принимает решение порвать со столичной жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством

Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 г. и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, осмотреться, попытаться наладить новую жизнь. Пребывание это вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем. Поэтому в стихотворении “Вновь я посетил…” обращение к прошлому сплетается с темой будущего.

Текст №2

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.
В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие “свобода” наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. “Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше” – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.
Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.
Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.
Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение “Вновь я посетил…”
Текст№3

Стихотворение “Вновь посетил я…” делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
Рассмотрим первую часть.

“…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
“И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Текст№ 4
Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти точный, реальный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места. Михайловское встаёт перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.

…Вновь я посетил
тот уголок земли, где я провёл
изгнанником два года незаметных.
…Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким: Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества. Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на озеро:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим…

Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал. Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль владений дедовских. Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры. В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды. Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные оптимизма.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого Пушкина от встреч с друзьями.

  • Погружение в поэтический мир стихотворения

– Выразительное чтение стихотворения

(3 СЛАЙД) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППАХ

1 группа. Какими же увидел Пушкин родные места в 1835 году?

– Что же вы видите, ребята? (Зачитайте и прокомментируйте соответствующие отрывки из стихотворения) Что изменилось в природе? Какая конкретно пейзажная картина больше всего привлекла внимание поэта? Почему? (4, 5 слайды)

Модельный ответ

Опальный домик, холм лесистый, озеро, брега отлогие, покривившуюся мельницу, изрытую дождями дорогу, три сосны. Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем и будущем соотнеслись с поднимающейся в гору дорогой, с тремя соснами, с новой порослью. Лирический герой вглядывается в детали, а у него рождаются размышления самого философского плана.

– Что же связывает Пушкина с образом няни?

Модельный ответ

Не только личные воспоминания, не только горячая признательность за её заботу, он ещё и противопоставляет ее простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего его общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится очень важная здесь тема человеческой памяти. В финале произведения лирический герой верит, что его внук “вспомянет о поэте”.

2 группа. Обратим внимание на “форму” этого произведения. Чем необычна форма произведения?

Модельный ответ

Нет рифмы. Размер – классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передает интонацию элегического раздумья

3 группа. Обратите внимание на структуру предложений. Зачем прием переноса понадобился Пушкину?

Модельный ответ

Автор часто использует прием переноса и части фразы с одной строки на другую. Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения

4 группа. В чем находит поэт для себя утешение?

Слушаем ответы групп

  • Повторное чтение текста “про себя”
  • РАБОТА по группам (6 слайд) Вопросы для обсуждения

1 группа

– Что подчеркивает пейзаж Михайловского?

Пейзаж Михайловского очень точный, будничный, подчеркивает мирный, бедный характер всего края. Поэт нарочно уходит от всего, что перегружало впечатление от скупой и в тоже время прекрасной природы русского севера, уводило от основной мысли о вечном обновлении природы.

2 группа

– К каким же поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?

Сравнению, метафоре, в основе которой образ “зелёная семья”, уподобляющий зеленую рощицу вместе со старыми соснами единой семье. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети”, и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”

3 группа

– Какое настроение, какие впечатления вызывает заключительная часть?

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Эта картина “племени младого, незнакомого” вызывает у Пушкина строки, полные оптимизма, глубокого философского значения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…

4 группа

– Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения?

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, его лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое

– Как же выражена эта идея?

(В образе неизменно обновляющегося леса)

У: Хорошо, что сохранилось Михайловское. Оно воскресило старые воспоминания, оно вернуло поэта вновь к творчеству. Это стихотворение – завещание поэта, обращенное к будущим поколениям, наполненное бодростью и верой в непобедимость человеческих деяний. Пушкин всегда оставался гуманистом, мыслителем и успел сказать свое последнее слово.

  • Самостоятельная работа. Анализ стихотворения.

Проведем наблюдение над текстом, проследим, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя?

Работа выполняется в группах. Подготовьте публичное выступление

1 группа – фонетический уровень (ритм, звукопись, строфика, размер)

2 группа – лексический уровень (значения слов, изобразительно-выразительные средства)

3 группа – Грамматический уровень (части

urok.1sept.ru

А.С. Пушкин «Вновь я посетил»: анализ стихотворения

Стихотворение «Вновь я посетил» было написано в 1835 году, когда поэту было уже 36 лет. Молодость прошла, поэт осознает, что он вступил в пору своей возрастной зрелости. Он изменился и внешне, и внутренне. Потери близких, а Пушкин недавно похоронил свою мать, неминуемо наводят на мысли о бренности бытия, о смерти.

Стихотворение «Вновь я посетил» лирическое, относится к элегическому жанру. В нем присутствует и пейзажная лирика, и философская.

Если рассмотреть стихотворение с точки зрения композиции, его можно разбить на 4 части.

  1. Возвращение лирического героя в родные места (Пушкин это стихотворение пишет от первого лица, и передает в нем свои переживания, свое отношение к происходящему). Через 10 лет Пушкин вернулся в родное имение. Он изменился, изменились его мироощущение, взгляды, многое изменилось в жизни поэта, но в родном имении все остается прежним, почти неизменным. По-прежнему стоит домик, где он жил и писал свои произведения, слушал сказки старой няни, которая зачастую была его единственным собеседником. Александр Сергеевич с нежностью говорит о ней:

Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

  1. Описывая холм лесистый и озеро, поэт вспоминает, где ему довелось бывать, вспоминает «иные берега, иные волны…» Глядя на поля, поэт вспоминает другую картину: синее море, в нем рыбак тянет убогий невод. По берегу разбросаны деревни и старая искривленная мельница. Пушкин обращает внимание на скудный быт сельских жителей.
  2. Описание 3-х сосен, и появившейся вокруг них «рощицы» навевает на поэта мысли о смене поколений и бренности бытия. Неслучайно третья часть начинается фразой о границах «владений дедовских» Тем самым Пушкин хочет подчеркнуть, что он сам является правопреемником имения.
  3. Последнюю часть можно назвать Гимном будущему.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев…

Стихотворение написано пятистопным ямбом, и белым стихом. Сложный ритмический размер, отсутствие рифмы наличие многоточий и предложений с тире акцентируют переживания поэта.

Его грусть по ушедшим годам выражается в эпитетах: минувшее, опальный, покорный бедному.

Часть, посвященная молодой поросли изменяет настроение всего произведения. Изменяются и эпитеты в этой части: младая, зеленая, могучий, веселых и приятных.

Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.

В этом абзаце заложен глубокий философский смысл. Человеку нельзя жить в одиночестве. Рядом должны быть обязательно близкие, любимые люди, семья. Только тогда жизнь обретает смысл который заключается в продолжении рода.
Поэт с восторгом приветствует «Племя младое незнакомое». У поэта есть дети, и обязательно появятся внуки, и один из них непременно

Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

 

 

 

poetpushkin.ru

«Вновь я посетил…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина. Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик», где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет».

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо», а теперь – «младая роща разрослась». Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных», «опальный домик», «холм лесистый», «нив златых», «неведомые воды», «унылый невод», «зеленая семья», «знакомый шорох». Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор) с книжной (под сенью, мрак, объемлет) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения«угрюмый их товарищ, как старый холостяк». В этом же эпизоде есть красивая аллитерация: «шумом шорох их вершин». Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых».

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

По произведению: «Вновь я посетил…»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич


goldlit.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…»

Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано им лично. И если это действительно большой поэт, то его чувство несет в себе черты его времени, его эпохи. Это происходит непроизвольно, так как в самой природе эмоций заключена связь человека с действительностью.

Внутренний мир человека в его психологической сложности и многообразии открывается в поэзии А.С. Пушкина.

Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? Пушкин – поэт действительности. Он величайший деятель мирового реалистического движения XIX века.

Обратимся к анализу его стихотворения “… Вновь я посетил”, привлекая в процессе анализа творческую историю произведения.

В период создания этого стихотворения раздумья о близости смерти не раз посещали поэта. “У нас, - писал он жене из Михайловского 21 сентября 1835 г., - ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000. Все держится на мне да на тетке. Но ни я, ни тетка не вечна”.

В следующем письме, от 25 сентября, жалуясь жене, что не написал “до сих пор ни строчки”, Пушкин останавливается не на той мысли: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом мне говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился да и подурнел. Хотя могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был. Все это не беда; одна беда: не замечай ты, мой друг, того, что я слишком замечаю”.

Читая эти строки, Наталья Николаевна не знала, как близки они к лирическому и философскому замыслу нового произведения Пушкина. А между тем, именно к этому времени относятся первоначальные наброски стихотворения “… Вновь я посетил”. Их много, и всего в академическом издании опубликовано 353 строчки стихотворения.

“…Вновь я посетил” – стихотворение, в котором Пушкин подводит итог своим раздумьям о жизни и смерти, о настоящем, прошедшем и будущем. По сравнению с первоначальными набросками оно коротко – всего 58 строк.

Чем же отличается основной текст стихотворения от черновых вариантов? И каково содержание отвергнутых вариантов?

В них много сказано о самом поэте, о разных периодах его жизни: “В разны годы под нашу сень, в Михайловские рощи, являлся я”. Вернувшись в Михайловское спустя десять лет, Пушкин вспоминал, каким он был в каждое из прошлых посещений. Сначала, когда “веселым юношей, беспечно, жадно я приступал лишь только к жизни…”. Или потом, когда михайловские рощи приняли к себе “усталого пришельца”, которого “борьбой неравной” истомили “судьбы и страсти”. “И горькие кипели в сердце чувства”. И в ту пору, в 1824 г., в период продолжающихся гонений, поэт горько сетовал на преследования, чувствовал себя оскорбленным, оклеветанным. Вспоминая в Михайловском об этом периоде, поэт говорит о том, к чему приводило недоверие: “всяк предо мной казался мне изменник или враг”. Он настойчиво искал, и это отчетливо видно по черновикам, единственно точного слова для выражения своих чувств и мысли. Он заменял одни стихи другими. Возник и мотив одиночества, о чем говорят следующие строки: “Я был один. Мои младые годы… Я был ожесточен”, “Утрачена в бесплодных испытаньях была моя неопытная (?) младость и бурные кипели в сердце чувства и ненависть и грезы мести бледной”.

Как можно понять путь исканий поэта? Прежде всего, следует обратиться к изучению черновиков стихотворения. Они помещены в академическом издании Сочинений А.С. Пушкина. Читая черновики, мы видим, что в окончательный текст, помимо, приведенных выше строк, не внесены и многие другие, например о спасительном вдохновении:

Но здесь меня таинственным щитом
Святое вдохновенье осенило,
Поэзия, как ангел (утешитель), —
Спасла меня, и я воскрес душой.

Не включены в него и проникновенные строки черновика, посвященные няне, хотя эти строки едва ли не лучшее из всего, сказанного о ней Пушкиным.

Сопоставляя основной текст с черновиками, мы видим, что Пушкин стремится избегать в окончательном тексте конкретных описаний отдельных периодов своей жизни. Внимательное и углубленное проникновение в замысел стихотворения “… Вновь я посетил” показывает, что поэт говорит только о важнейших моментах своей жизни, о том, что приближает ее к жизни других людей, делает понятной и близкой каждому.

Тема стихотворения очень широка: она посвящена вечным законам жизни, одинаково подчиняющим себе и человека и природу. Поэт размышлял об этом в Михайловском:

И сам, покорной общему закону,
Переменился я.

Медленный, раздумчивый, величавый и спокойный пушкинский белый стих придает этим словам особую значительность, воплощает неумолимую силу закона развития, нерасторжимую связь времен. Именно о времени и его необратимости говорится с первых же строк стихотворения:

… Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных,
Уж десять лет ушло с тех пор…

О времени говорит и “опальный домик”:

… Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей,
Уже старушки нет…

В этом стихотворении Пушкин отводит большое место природе. Характерно, что многие из черновых отрывков, посвященных природе, вошли почти целиком в основной текст стихотворения.

Вот холм лесистый, нал которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, вспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

Этот холм дал возможность поэту сказать, что не только человек, но и все живое покорно течению времени. С холма открывалась памятная с юности картина: скривившаяся мельница, одиноко плывущий по озеру рыбак, его убогий невод… Широкий горизонт, огромное пространство, воздух, простор. Ничто не стесняет мысль поэта, “… никто не мешает нам думать, думать до того, что голова закружится”.

Белый безрифмованный пятистопный ямб хорошо передает глубину раздумий поэта. Стихотворение “… Вновь я посетил” отличается также своей астрофической интонацией, характерной для элегического раздумья, спокойно-грустного тона. Интонационные особенности стихотворения позволяли поэту выделить нужные слова и придать этим колорит всей картины. Обилие переносов и выделений слов давали возможность автору не только выделять, но и разнообразно подчёркивать то или иное слово или выражение. Так, например, в приведенных выше словах о холме Пушкин подчеркнул интонацией слова: “с грустью”, которые придали окраску его воспоминаниям.

Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем, будущем как-то сами собою срослись для него с этой поднимающейся в гору дорогой, с этими тремя соснами, которые

Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.

Мы слышим их “знакомый уху шорох” Как же этого достигает поэт?

“У настоящего поэта всегда рядом – и вместе со смысловой темой есть и музыкальная. Когда мы следим за пушкинскими аллитерациями, мы словно идем по следу его пера, словно находим какие-то музыкальные подтверждения их истинности”, - говорил С.Я. Маршак.

Об аллитерациях стихотворения “…Вновь я посетил” С.Я. Маршак говорит следующее: “В пушкинском стихотворении “…Вновь я посетил” — в одном из самых зрелых и совершенных его стихотворений – более чем в восьми-десяти процентах строк (я подсчитал) вы услышите звук “п” и ударную гласную “о” … Вникая в эти аллитерации, думаешь, что “п” пришло в эти строки как тихий звук – все стихотворение очень тихое, что сочетание “п” и “о” из слова “покой”. Ведь покоем пронизано все это стихотворение”.

Все мысли, образы поэта подняты здесь на огромную лирическую высоту, которая создается одновременно и большой философской мыслью и звучанием пятистопного безрифмованного ямба.

… Прошло десять лет, и те же сосны знакомым шумом ветвей вновь приветствуют поэта.

Но около корней их устарелых
(Где никогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

Закон жизни – ее обновление. “Младая роща” во “… Вновь я посетил” является образом новой жизни, пришедшей на смену прежней. Пушкинская роща не шумит еще, а скорее шелестит и шепчет. Шипящий звук “ш” сменяется свистящим звуком “с”, которые усиливают шелест.

Сожаление вызывает у поэта стоящий вдали, “как старый холостяк”, “угрюмый их товарищ” - одинокое дерево. Оно не подчинялось вечному закону обновления жизни, и вокруг него “по-прежнему все пусто”. Поэтому оно угрюмо и одиноко.

Пушкин радостно встречает молодое поколение и шлет ему привет. Он выносит слова: “здравствуй, племя” в отдельную строку, обращая их не только к роще, но и к людям.

Следующая строка после интонационной паузы начинается эпитетами, относящимися к племени: “Младое, незнакомое!” Поэт говорит здесь о неизбежном обновлении всего живущего и приветствует будущее. И вместе с тем в этом философском стихотворении звучит и нечто другое. В конце стихотворения, со знакомой и близкой каждому человеку тоской, Пушкин говорит о том, что сам не увидит будущего:

… не я
Увижу твой могучий, поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старою главой их заслонишь
От глаз прохожего.

Нет, не только к деревьям обращается Пушкин. Он прощается с людьми, с жизнью. И в то же время и для себя и для всех нас находит слова утешения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Пушкин, пишет Н.Л. Степанов, раскрыл основную мысль стихотворения в заключительных словах его: “Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия, понятая в ее материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек, как часть её, бессмертны, так как в природе все диалектически изменяется; на смену старому вырастает новое”.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений т. IV, М., 1954 г.
  2. Гинзбург “О лирике”. М. – Л., 1964 г.
  3. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 6 М., 1971 г.
  4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений т. 3 ч.2. Л., 1969 г.
  5. Соловей Н.Я. История создания и публикации “…Вновь я посетил” А.С. Пушкина. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1970 г.
  6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Изд. 2-е Л., 1972 г.

urok.1sept.ru

анализ стихотворения. О чем стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…»?

Стихотворение «Вновь я посетил…», анализ которого мы проведем в этой статье, было написано Пушкиным в 1835 году, 26 сентября, когда поэт после восьмилетнего отсутствия приехал в Михайловское. Это было нелегкое время в жизни Александра Сергеевича.

Предыстория

Накануне нового 1935 года поэта пожаловали в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже оскорбило, ведь обычно такие звания давали юношам, а он был уже не молод. Камер-юнкерство бросало на него тень. Александр Сергеевич давно уже осознавал себя народным поэтом, а это значило, что он должен был быть непорочным и чистым. Пушкина угнетало светское окружение, ему хотелось тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради содержания семьи он был вынужден служить.

В 1834 году случилось еще одно неприятное событие. Полицией было распечатано написанное Александром Сергеевичем жене письмо. Поэта возмутили и действия полиции, и тот факт, что Николай Первый не посовестился прочесть доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иное значение и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич захотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она оставалась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.

Летом 1835-го поэт смог на четыре месяца получить отпуск и уехал в Михайловское. Там-то он и написал стих «Вновь я посетил…». Пушкин, снова находясь в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспомнил ушедшие годы, няню, которая уже умерла. Его мысли обратились к прожитому, и в печальной думе о времени и о себе он подвел итоги прошлых лет и отразил их в рассматриваемом произведении.

«Вновь я посетил…» (Пушкин). Анализ

Стихотворение разделено на три части. В первой повествуется о приезде в Михайловское, во второй поэт погружается в воспоминания, а в третьей описывается природа края и делается обращение к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему об ушедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, вместе с тем в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Вновь я посетил…» — стихотворение о быстротекущем времени, о смене преемственности поколений.

Первая часть

В начале произведения лирический герой приезжает вновь в то место, где раньше пробыл в двухлетнем заточении. Пушкин говорит, что уже десять лет минуло с тех пор, как произошло восстание декабристов. В жизни автора многое изменилось, и он сам изменился, «покорный общему закону», заключающемуся в торжестве жизни и вечном обновлении. Перемены в поэте объясняются возрастом, а все остальное: отношение к друзьям, убеждения, взгляды – осталось неизменным.

Вторая часть

В следующем пятистишии стихотворения «Вновь я посетил…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный домик», в котором когда-то жил вместе со своей няней, ныне уже покойной. Автор ласково называет ее «старушкой» и горько переживает утрату. Упоминание «бедной няни» и «опального домика» возвращает читателей к самым важным периодам в жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, поскольку подозревал грядущие великие потрясения. От неминуемой гибели тогда его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь я посетил…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню), тоже неслучайно, ведь это она приобщила маленького Сашу к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.

Третья часть

Стихотворение «Вновь я посетил…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все то, что было связано с этими местами. На своем пути он встречает три сосны и припоминает, что видел их еще десять лет назад. Поэт обнаруживает, что около корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и тем самым подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время в корне не меняет ее – она остается прежней. Так и в человеке меняется не все с течением времени: его память, убеждения, помыслы, идеалы тоже остаются прежними.

Пушкин. «Вновь я посетил…» (стихотворение). Средства выразительности

Произведение начинается многоточием. Таким образом автор не ведет повествование с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом заключается особенность произведения «Вновь я посетил…». Анализируя текст, можно обнаружить фразы с наиболее емким смыслом. Например, такой является строчка «Минувшее меня объемлет живо». Здесь слово «объемлет» употребляется в значении «переполняет», «охватывает». В памяти поэта прошлое предстает настолько ясно, как будто оно стало явью. Кажется, что всё происходило только вчера: «Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей». В этой фразе эпитет «опальный» используется в значении «находящийся в немилости», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», которое тоже фигурирует в стихотворении.

Приемы для описания природы

Стих «Вновь я посетил…» Пушкина живо описывает природу Михайловского, которая, как и прежде, влечет поэта. Александр Сергеевич отдельными штрихами воссоздает бедность края: об этом говорят и убогий невод рыбака, и мельница, скривившаяся от времени, и сам домик, в котором жил автор. Особенно дороги Пушкину три сосны, некогда приветствовавшие его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь около корней разрослась «младая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее за молодым, за растущим.

Вечное движение, преемственность поколений, обогащение человеческой мысли – такими предстают законы бытия в стихотворении «Вновь я посетил…». Анализируя его, становится ясно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее потомков.

Стиль написания

В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.

В заключение

Написанное в тяжелые для Пушкина времена стихотворение проникнуто бодростью и верой в конечную победу света над тьмой. В нем поэт передал привет будущим поколениям и завещал им свой оптимизм. В произведении «Вновь я посетил…» человек изображен в тесной связи с природой, а лирические переживания слиты с философскими и историческими размышлениями.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *