Тема, композиция, жанр и средства художественной выразительности в стихотворении «Зимнее утро»
Тема
Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Жанр
Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты –
“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
- Сравнение –
“как бледное пятно”.
- Олицетворения –
“мгла носилась”, “вьюга злилась”.
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”
.
В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце
), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
rulit.online
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают стихотворения, посвящённые красоте родной природы. С детских лет поэт проникся любовью к родным просторам и позже запечатлел ее в своих произведениях с пылкостью настоящего патриота. Стихотворение «Зимнее утро» знакомо читателю еще из школьной программы – оно является одним из самых выразительных и ярких пушкинских творений о зиме. Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.
История создания
Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.
В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.
Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.
Образы и символы
Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.
В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.
Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.
Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.
Темы
В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.
Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.
Смысл
«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.
Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.
Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.
Средства художественной выразительности
Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.
Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.
В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.
Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.
Автор: Динара Зинатулина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении Пушкина зимнее утро?
Стихотворение состоит из 5-ти строф (всего 30 строк) ямбВсё стихотворение Пушкин построил их на приеме
противопоставления:
вторая строфа- это «вчера»,третья — это «сегодня».
Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи,
и ты была печальна.
Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое.
Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым
всё стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены
всему дальнейшему.
В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского
дома.
А четвертая строфа возвращает нас в комнату,
где тепло и уютно,
где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту:
хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и
предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на
контрастах, на смене непохожих картин.
И эти картины, каждая в отдельности, насыщены очень
простыми, но вместе с тем выразительными
подробностями .
эпитеты: небо-мутное, луна-не светлый круг, а
бледное расплывчатое пятно ;
ты печальная.
Все окрашено в грустный тон.
Метафора «вьюга злилась».
Простая, но много говорящая метафора.
Вьюге придана черта человеческого характера.
Третья строфа: всё залито ярким светом погожего утра.
Небо уже голубое, ковры снегов- великолепные.
И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить
при вчерашней вьюге.
Лес прозрачен, ель зеленеет, речка блестит подо льдом
(всё-эпитеты)
До сих пор поэт давал чисто зрительные образы.
Но вот четвертая строфа:
Вся комната *янтарным блеском* озарена.
Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
этот янтарный блеск огня (меткий и точный эпитет),
но и слышно потрескивание сухих, охваченных пламенем
поленьев.
Здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т] и [р] ( аллитерация)
Эпитеты последней строфы:
«предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное
определение-*конь нетерпеливый*,
очевидно потому, что ему не стоится на месте,
что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему
охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра-и
рвется вперед и вперед.
Последний эпитет стихотворения, на этот раз сложный
эпитет, из трех слов:» И берег, милый для меня»-
картинка каких-то, возможно и сложных, но счастливых и
милых для памяти человеческих отношений.
Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения,
бодрый и радостный, свидетельствует о светлом,
ничем не омраченном счастье.
Олицетворение: вьюга злилась, мгла носилась.
Анафора:
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
otvet.mail.ru
Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в стихотворение на Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг, литература
найдите эпитеты,метафоры,олицетворения,сравнения в стихотворение А.С.Пушкина Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг
прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Violetta333 24 дек. 2015 г. 12:09:54 (год назад)
24 дек. 2015 г. 13:06:03 (год назад)
друг прелестный, день чудесный, великолепными коврами, прозрачный лес, веселым треском, янтарным блеском, милый друг, милый берег. мутном небе, тучи мрачные, ты печальная сидела, поля пустые.
Метафора: луна желтела.
Олицетворение: вьюга злилась,мгла носилась.
24 дек. 2015 г. 13:56:52 (год назад)
эпитеты-день чудесный, друг прелестный, великолепными коврами, янтарным блеском, нетерпеливого коня.
метафоры- вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет.
Олицетворения_звездою севера, лес чернеет, ель зеленеет, трещит печь.
Сравнения- луна, как бледное пятно.
Думаю все, лекго же:) Удачи!
25 окт. 2016 г. 20:20:26 (6 месяцев назад)
эпитеты: друг прелестный, день чудесный, великолепными коврами, прозрачный лес, веселым треском, янтарным блеском, милый друг, милый берег. мутном небе, тучи мрачные, ты печальная сидела, поля пустые. Метафора: луна желтела. Олицетворение: вьюга злилась,мгла носилась.
Другие вопросы из категории
Anyaaaa05 / 23 дек. 2015 г. 22:53:26
Robeth / 22 дек. 2015 г. 10:46:05
Помогите пожалуйста, буду благодарна
Polina39 / 19 дек. 2015 г. 22:21:41
Jully03 / 19 дек. 2015 г. 4:18:42
Настюша3571889288646 / 18 дек. 2015 г. 17:59:23
Читайте также
Pavelzavorin / 07 июня 2013 г. 2:05:47
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Izotofffff / 04 мая 2014 г. 21:21:24
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Bmi / 28 апр. 2014 г. 2:32:18
Aliy6ka / 21 янв. 2015 г. 13:27:01
Как научиться читать стихи
Прежде чем научиться «читать стихи вслух для других людей», нужно научиться читать их для себя. Да, да, не удивляйся, это не так просто.
Например, возьмём первую строчку стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:
«Мороз и солнце. День чудесный!»
Что ты видишь с первого взгляда? Хорошо знакомые буквы, знаки препинания. Если у тебя хорошая зрительная память, ты сразу запомнишь этот рисунок — из букв и знаков — и довольно легко вызубришь даже целое стихотворение. И. так же легко забудешь его — «картина» из букв и знаков непрочная, она ничего не даёт твоему воображению и не может остаться в памяти. Потому и понятен твой страх забыть слова во время выступления. А вот, если ты вспомнишь, как сам однажды зимним утром, проснувшись, подошёл к окну и увидел, как
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
и как тебе захотелось сейчас же пробежать по этому снегу и слепить снежок, — вот такая картина тебя развеселит и закроет собою все буквы и знаки. А слова зубрить не надо будет — они сами запомнятся, как обозначения живой картины: «День чудесный!»
Если хочешь проверить правильность такого способа, закрой на минуту глаза и вспомни самое яркое солнечное утро. Вспоминай, воображай и, не торопясь, читай вслух стихи.
Ты спросишь, почему я сказал «не торопясь». Во-первых, чтобы успеть очень ясно увидеть картину: утро, вечер или что-нибудь другое, то, о чём написал поэт. А во-вторых, чтобы слушатели не кричали тебе «громче». И дело здесь не в том, что ты говоришь тихо, тем более что голос у тебя, как сам ты написал, — звонкий. А в том, что ты говоришь невнятно, — распространённая ошибка у маленьких чтецов. А невнятность — от торопливости, от «проглатывания» отдельных звуков и слов. Поэтому вовсе не надо кричать. Вполне достаточно того голоса, которым ты разговариваешь в жизни. Но произносить стихи попробуй в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе с товарищами. А ну-ка, попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь всё, что стоит за стихом, и не научишься слушать себя. Это-то я и имел в виду, когда написал, что сначала нужно научиться читать стихи для самого себя.
1)Эта статья-ответь на письмо ребёнка.Найди подтвержение этого факта в тексте.
2)Выбери и выпиши из текста самые важные мысли(без примеров)
3)Сформулируй эти мысли-советы очень кратко!
Roman311g / 09 июля 2014 г. 9:27:25
2. Композиция ( кольцевая. паралельная. один лирический образ )
3. Стихотворный размер ( хорей. ) и почему именно такой
4. Звукопись стихотворения
5. Лирический сюжет тема и идея
6. Лирические образы и средства их создания ( эпитеты метафоры олицетворения сравнения )
Хотя бы одно из этих мне очень нужно.
Вы находитесь на странице вопроса «найдите эпитеты,метафоры,олицетворения,сравнения в стихотворение А.С.Пушкина Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг «, категории «литература «. Данный вопрос относится к разделу «5-9 «. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература «. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
velikiy-pushkin.ru
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Лингвистический анализ
стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Руководитель проекта: Камардина С.М.
МБОУ СОШ №46, г.Воронеж
2016/2017 учебный год
Содержание.
Введение.
Методический паспорт проекта.
Описание проекта.
Заключение.
Приложения.
Методический паспорт проекта
Название проекта — «Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Разработчик проекта – Камардина Светлана Михайловна.
Название образовательного учреждения –МБОУ «СОШ №46 г.Воронежа».
Год разработки учебного проекта –2016/2017 учебный год.
Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности уч-ся.
Проблемная ситуация —
дать учащимся возможность в процессе исследовательской деятельности почувствовать душевное состояние поэта, проследить развитие чувств ёё, звучности стиха; подвести к пониманию того, что это достигается не только общей красотой русского языка, но и фонетической организацией стиха; вызывать желание вслушиваться в стихотворение, задумываться над значением слов и образов.
Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся
углубить свои знания при знакомстве с лирическим произведением и усовершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
познакомиться с различными способами познания нового;
овладеть первичными навыками поисково — исследовательской деятельности, в процессе которой отрабатывать навык правильного, плавного, выразительного чтение, пополнять активный и пассивный словарный запас путем введения в лексикон новых слов на основе осмысления их семантики и этимологии;
Цель проекта – представить свои исследования в разнообразной форме (лингвистический анализ поэтического текста, построенный по определенной модели, выставка рисунков, конкурс чтецов), позволяющей использовать эти результаты в учебной и внеурочной деятельности.
Задачи-этапы-способы решения –
Изучить литературный материал с позиции поставленной цели.
Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся.
Провести анализ набранного материала, систематизировать его.
Представить результаты работы в виде презентации, рисунков, лингвистического анализа стихотворения, конкурса чтецов.
Презентовать оформленный материал перед аудиторией.
Форма организации детей – индивидуальна и групповая работа.
Ведущая деятельность – поисково – исследовательская.
Сфера применения результатов –изучение русской поэзии на уроках литературы.
Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы.
Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, отчет проектантов, выставка рисунков, конкурс чтецов.
Способ объединения результатов на презентации –отчет.
Виды презентации – компьютерно — демонстрационный.
Класс и возраст детей – 2 класс (8 лет)
Количество участников – 2 ученика.
Предметная область – литература.
Время работы — 1 месяц.
Режим работы – внеурочный.
Техническое оснащение –
Учебно-методическое оснащение –
Кадровое оснащение – классный руководитель, библиотекарь.
Описание проекта.
Введение
Звягина Алина.
— Зима в этом году выдалась чудесная: морозная, снежная. Часто приходилось любоваться ее красотой. Всё напоминало поэтические строки о чудесной зимней природе: «Чародейкою зимою околдован лес стоит», «Белая береза под моим окном…», «Поет зима, аукает…». И я задумалась: как поэтам удалось так точно, так красиво выразить в стихах свои чувства? Поделилась своими мыслями с Викой и со Светланой Михайловной. Вместе мы прочитали много стихов о зиме. Особенно понравилось стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Захотелось вникнуть в него, прикоснуться к творчеству великого поэта, окунуться в самую глубину его стихов.
Основная часть.
— «Зимнее утро» написано в 1829г. по воспоминаниям, навеянным пребыванием Пушкина в селе Михайловском во время ссылки. Уже первое чтение стихотворения дает возможность почувствовать восхищение поэта красотой зимнего утра, его ничем не омраченное радостное и бодрое настроение. Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает его жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть зимнего утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка…
Девочки читают стихотворение вслух по очереди.
Словарная работа(практикум).
Карточки:
прелестный, сомкнуты, нега, взоры, Аврора, мгла, янтарный
— Подберите однокоренные слова к слову нега(нежный, нежиться, нежность- г//ж)
— Синоним к слову взор(взгляд).
— От какого слова образовалось слово янтарный?(янтарь)
-Когда мы говорим янтарный цвет, то что подразумеваем?(желтый или оранжевый).
-Почему Пушкин использует именно слово янтарный? (янтарь-солнечный прозрачный камень. Именно таким представлялся поэту солнечный блеск в это зимнее утро).
Анализ стихотворения по строфам.
— Итак, в стихотворении 5 картин — строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности. Понаблюдаем за этим. Читаем 1-ю строфу.
— Что в ней нарисовано? Какой художественный образ создан поэтом?
Опорные слова:
1-я строфаХудожественный образ, пробуждает, разделить, радость общения, прекрасная природа.
( В 1-й строфе нарисован художественный образ «Мороз и солнце». Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой.)
— Кто такая Аврора? Заглянем в мифологический словарь.(Аврора — мифическая богиня утренней зари).
— Какие тропы использует поэт в данной строфе?
Средства художественной выразительности(тропы)Эпитет метафора сравнение
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
— Эти слова красивы по смыслу? А по звучанию? Какими звуками передает поэт чувство радости, любви, восхищения?(В этой строфе много гласных звуков — открытых о,а,э. Они и создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет…
— Каким тоном будем читать эту строфу?(Задушевным, милым, нежным)
— На какие слова и фразы будет падать логическое ударение? Где необходимо сделать паузы? Давайте составим партитуру этой строфы.
|
Мороз и солнце;|| день чудесный!||
Еще ты дремлешь,| друг прелестный -||
Пора,| красавица, проснись:||
Открой сомкнуты негой взоры,||
Навстречу северной Авроры,|
Звездою севера явись!||
Связный рассказ — анализ строфы.
В стихотворении 5 картин — строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности.
В 1-й строфе нарисован художественный образ «Мороз и солнце». Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору — богиню утренней зари.
В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой, сомкнуты негой.
Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки — о,а,э создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет…
Выразительное чтение строфы.
2-я строфа
Словарь:
вечор значение(словарь устаревших слов)мгла
мрачные
нынче -значение(словарь устаревших слов, подбор синонимов)
«вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела»3.
При помощи чего поэту удается оживить эти образы?
Использование метафор «злилась», «носилась», эпитетов «бледное», «мрачное».
4.
Какое настроение создают эпитеты и метафоры в этой строке?
5.
Звукопись строфы
у,с,з,ч
6.
Какой оттенок вносят в содержание слова вечор ты помнишь?
Настроение тревоги, переживания, страх позади, вьюга была вчера и прошла, забота о любимом человеке.
7.
Почему поэт прервал речь, ограничиваясь одним словом нынче?
Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
8.
Составление партитуры строфы.
Расставьте логические ударения и паузы, подчеркните особенно важные слова и фразы.
9.
Связный рассказ — анализ строфы.
Проводится под руководством ведущих экспертов.
10.
Выразительное чтение строфы — подготовка к конкурсу чтецов.
Проводится под руководством ведущих экспертов.
Связный рассказ — анализ строфы.
Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Поэт рисует зимние образы «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела». Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Поэту удается оживить эти образы при помощи метафор «злилась», «носилась», эпитетов «бледное», «мрачное». Эпитеты и метафоры в этой строке создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
3-я строфа
Словарь:
Слайд 22 Эпитеты: голубыми, великолепными, прозрачный.Метафоры: лежит коврами, лес чернеет, речка блестит.
3.
Как поэт передает красоту природы в изображаемых картинах?
Лес, не заслоняет собой, ослепительная красота, морозное утро, блеск снега и речки.
4.
Для чего, картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра?
Контраст(противопоставление).
5.
Звукопись строфы и отражение настроения поэта.
Обилие гласных, простор их звучания, красота пейзажа.
6.
Партитура строфы.
Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
7.
Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение.
Связный рассказ-анализ строфы.
В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа.
4-я строфа.
Словарь:
Дополняет, оттеняет, блеск морозного утра, проникает в комнату.2.
Для чего поэт использует эпитет веселый треск?
Уют, домашнее тепло.
3.
Звукопись двух первых строк.
Художественная ценность народных слов кобылка, запречь.
Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Передают безмятежное состояние души поэта.
4.
Партитура строфы.
Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
5.
Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение.
Связный рассказ-анализ строфы.
4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт.
5- я строфа.
Словарь:
Предадимся — значение,нетерпеливого — подбор синонимов.
Метафора: предадимся,Эпитеты:нетерпеливого, милый
3.
Что можно сказать о выражении друг милый?
Ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку.
4.
Особенности звукописи строфы.
Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
5.
Партитура строфы.
Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
6.
Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение.
Связный рассказ-анализ строфы.
В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся, эпитеты: нетерпеливого, милый
дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый передает ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
Полный лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
В стихотворении 5 картин — строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности.
В 1-й строфе нарисован художественный образ «Мороз и солнце». Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору — богиню утренней зари.
В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой, сомкнуты негой.
Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки — о,а,э создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет…
Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Он рисует зимние образы «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела». Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Поэту удается оживить эти образы при помощи метафор «злилась», «носилась», эпитетов «бледное», «мрачное». Эпитеты и метафоры в этой строке создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью и строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной солнечного зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа.
4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт.
В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся, эпитеты: нетерпеливого, милый
дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый указывает на ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
Семинар для участников конкурса чтецов. В ходе семинара участники проекта советуются и дискутируют друг с другом, читают стихотворения , обсуждают содержание выставки рисунков. Семинар проводится под руководством эксперта: Звягиной Алины.
Выставка рисунков «Люблю ее снега».
Конкурс чтецов » Суровою зимой я более доволен…»
— Много разных чувств было испытано поэтом и передано в стихах: любовь, желание, страсть, тоска, стремление к свободе, или мечта о ней, восхищение красотой родной природы.
Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее, даже когда томился в неволе или тосковал по любимым лицейским друзьям. Неизменный заряд бодрости получал он от природы. Михайловские рощи, поля Болдина, парк Павловского не только несли утешение от тревог и боли, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
В конкурсе представлены произведения А.С. Пушкина:
«Опрятней модного паркета…»- читает Гунина Дарья.
«Зима! Крестьянин торжествуя…»- читает Седоплатов Артем.
«Вот север, тучи нагоняя …»- читает Смирнова Юлия.
«Теперь моя пора…»(Отрывок из стихотворения «Осень»)- читает Пилюгина Алена.
«Зимняя дорога» — читает Казаков Денис.
Отрывок из повести «Капитанская дочка» (мелодекламация под музыку Г.Свиридова «Зимняя дорога») — читает Рогов Кирилл.
«Зимний вечер» — читает Иванников Алексей.
«Бесы» — читает Галкина Анна.
«Зимнее утро» — читают Звягина Алина и Палагина Виктория
В процессе нашей работы над проектом мы прикоснулись к творчеству великого поэта и убедились в том, что только человек, горячо любящий свою родину, родную природу, ее красоту, способен написать светоносные строки: «Мороз и солнце; день чудесный!…»
infourok.ru
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Поэтические средства создания этих картин»
Разделы: Литература
Цели урока: раскрыть учащимся
мастерство пушкинского описания природы и
показать то радостное, светлое чувство, которое
испытывает поэт, воспринимая эту картину;
совершенствовать навыки анализа поэтического
текста; воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер; презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока
3. Разбивка на группы
Уч-ся выбирают по цвету снежинки и садятся в определённую группу.
– Ребята, какое время года олицетворяют
снежинки? (Зиму)
– Вспомните названия произведений А.С.Пушкина, в
котором есть однокоренное слово к слову зима?
Подберите однокоренные слова. («Зимняя
дорога», «Зимнее утро»).
4. Литературоведческий диктант. Слайд 1 (за каждый правильный ответ 1 балл)
- Небольшое произведение в стихотворной форме (стихотворение).
- Двусложный размер стиха с ударением на втором, четном, слоге каждой стопы (ямб).
- Сочетание двух безударных слогов в двусложной стопе (пиррихий).
- Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (хорей).
- Изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевленного предмета как одушевленного (олицетворение).
- Сочетание двух ударных слогов в двусложной стопе (спондей).
- Изобразительно-выразительное средство художественной речи: определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему (эпитет).
– Чья команда оказалась более подготовленной?
Вывод: эта работа поможет нам в работе над стихотворением.
5. Чтение стихотворения «Зимнее утро» (презентация в исполнении И. Смоктуновского).
– Что вы ощущали, когда слушали стихотворение? Выразите ваше чувство с помощью прилагательных? (Восхитительное, превосходное, необыкновенное, великолепное).Это образец прочтения, к которому мы с вами должны стремиться.
6. Работа в группах .(На столе лежит пакет, каждой группе предлагается выполнить задание) – 7 минут.
Группа «Историки»: история создания стихотворения, тема, идея, основные образы).
Примерный ответ: стихотворение «Зимнее утро» написано А.С.Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведенные в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и , самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении как нельзя явно, оно переливается вихрем эмоций и настроений в любовании природой, красотой девушки, шутливом комплименте, ощущении тепла и уюта, воспоминаниях о вьюжном вечере, мимолётной грусти о прошедшем лете.
Стихотворение написано очень быстро, в один день – 3ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым заехал на этот раз по дороге с Кавказа.
Показ слайда 2
Тема стихотворения – рассказ поэта о
наступающем зимнем утре.
Идея стихотворения – красота и прелесть зимнего
утра.
Лирический герой стихотворения видит зимний
пейзаж в окно. В этот момент у него бодрое
настроение, он радуется жизни, он вдохновлен,
ждёт от жизни сказки. В окно он видит голубые
небеса, ель сквозь иней зеленеет, речка блестит
подо льдом.
И он вспоминает, что было вчера. И от этого ему
становится тоскливо, пусто и грустно. Но всё
проходит, и утро этому подтверждение.
Группа «Литературоведы»:
а) найти в тексте выразительно-изобразительные средства.
Примерный ответ учащихся: Для
выражения своего радостного и бодрого
настроения, вызванного красотой зимнего утра
поэт воспользовался эпитетами: «день
чудесный», «с весёлым треском трещит затопленная
печь», «приятно думать у лежанки», «и берег милый
для меня».
Описывая непогоду автор использует олицетворения:
вьюга злилась, мгла носилась.
В стихотворении встречаются сравнения:
луна, как бледное пятно; снег лежит великолепными
коврами.
Стоит обратить внимание на рифму, она в
стихотворении повторяется. Первая и вторая
строчка образуют парную рифму, третья и
шестая строчка образуют опоясывающую рифму,
четвертая и пятая строчка образуют парную рифму.
Порядок таких рифм содержится и в других строфах.
Такая рифма усиливает плавность и
музыкальность стиха.
Стихотворение написано ямбом, так как это
быстрый мажорный, живописный размер.
б) Выступление заранее подготовленной ученицы с мини-исследованием по теме: «Словарь трудных для понимания слов». Слайд 3
в) Составление таблицы совместно с учащимися (анализируются 1 и 2 строфы)
1 строфа («Вечор») Вчера |
2 строфа Сегодня |
Учащиеся самостоятельно делают вывод по таблице.
Вывод: Поэтический талант включает в
себя не только поэтическую интуицию,
сверхсознание поэта, которое помогает ему
создать нужные образы, подобрать нужные слова и
рифмы, но и заставить стих звучать музыкой
звуков, и гореть красками живописи.
Многие музыканты, например Чайковский,
почувствовав переплетение тональностей
стихотворения, показал данную тему в своём
музыкальном произведении , которое мы послушаем.
Музыка Чайковского из детского альбома «Зимнее утро»
– Когда слушали музыку, какая картина
возникла? (Картина зимнего ненастного утра,
метельного, холодного, неприветливого).
– В каком темпе исполняется
произведение? (Музыка быстрая, как будто
разгулялась метель, непогода).
– Зачитайте соответствующие строки
стихотворения.
Группа «Художники слова»
Учащиеся создают зарисовку на стихотворение.
7. Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель: проверка усвоенных знаний.
Учащиеся решают тест, взаимопроверка (слайд 4)
1. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:
А) философской;
Б) интимной;
В) пейзажной.
2. В стихотворение «Зимнее утро» используется:
А) антитеза;
Б) аллегория;
В) сравнение.
3. В строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела –…
используется:
А) аллегория;
Б) сравнение;
В) антитеза.
4. В строках:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… –
автор прибегает к:
А) метафоре;
Б) иронии;
В) гиперболе.
5. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:
А) рассуждение;
Б) повествование;
В) описание.
6. В строках:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… –
автор использовал:
А) метафору;
Б) олицетворение;
В) гиперболу.
7. В строках:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…–
выделенные слова являются:
А) олицетворением;
Б) логическими определениями;
В) эпитетами.
Ответы:
1 – в
2 – а
3 – б
4 – а
5 – в
6 – б
7 – в
8. Физкультминутка
Приём «рассыпанные строчки». (По классу развесить строки из стихотворения, учащиеся ищут и развешивают их на доске).
9. Творческая работа «Составь коллаж»
Уч-ся составляют по группам коллаж на тему «Зимнее утро»
- Иллюстрации картин художников;
- Фотографии, которые соответствуют содержанию стихотворению.
- Презентация по этому стихотворению.
10. Рефлексия
«Фразеологизм или пословица»
Выберите, фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня:
- «шевелить мозгами»;
- «краем уха»;
- «хлопать ушами».
11. Итог урока
12. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть, письменно ответить на 1 вопрос.
26.06.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»
А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.
Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».
Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.
Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.
Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.
В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.
Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.
Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.
Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.
Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?
Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.
Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.
Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:
— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,
— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»
— сравнения — «луна, как бледное пятно».
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.
Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.
detskiychas.ru