Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи. Он изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

Определение

Изменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер:

петь:

  • 1 лицо я пою́ — мы поём
  • 2 лицо ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Лете́ть

  • 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примеры

косить, хва­лить, кле­ить, мучить

Исключение

гла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примеры

видеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примеры

слы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо он купа́ет — они купа́ют

Вывод

В боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Видеоурок для учащихся 5 класса

russkiiyazyk.ru

Раздел 3. Спряжение глаголов.

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1л.

— у (-ю)

-ем (-ём )

1л.

— у (-ю)

— им

2л.

— ешь (-ёшь )

— ете (-ёте )

2л.

— ишь

— ите

3л.

— ет (-ёт)

-ут (-ют )

3л.

— ит

— ат (-ят)

Образцы 1-ого спряжения:

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л .

2 л .

3 л .

читаю

читаешь

читает

иду

идёшь

идём

1 л .

2 л .

3 л .

читаем

читаете

читают

идём

идёте

идут

Образцы 2-ого спряжения:

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л .

2 л .

3 л .

говорю

говоришь

говорит

держу

держишь

держит

1 л .

2 л .

3 л .

говорим

говорите

говорят

держим

держите

держат

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями — ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями — ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут — относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:

ко II спряжению относятся:

  • все глаголы на — ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

  • 4 глагола на ать: гнать, держать, дышать и слышать;

  • 7 глаголов на — еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

Ед. ч.

Мн. ч.

1л.

хочу, бегу

хотим, бежим

2л.

хочешь, бежишь

хотите, бежите

3л.

хочет, бежит

хотят, бегут

Особоспрягаемыми (относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

Ед. ч

Мн. ч.

1л.

дам, создам, ем, надоем

дадим, создадим, едим, надоедим

2л.

дашь, создашь, ешь, надоешь

дадите, создадите, едите, надоедите

3л.

даст, создаст, ест, надоест

дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол

хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

studfiles.net

Спряжение глаголов :: Страна Школярия

 Два спряжения глагола

Спряжением называется изменение глаго­лов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряже­нию, другие — по второму.

Само слово «спряжение» буквально означает «связывание». Теперь это старинное корневое значе­ние нелегко заметить с первого взгляда. Но убедить­ся в нашей правоте можно, вспомнив существующий до сих пор глагол «запрягать»- то есть завязывать на лошади сбрую. Или «сопрягать» — связывать, объединять что-то с чем-то.

В каждом из спряжений глаголы связаны между собой, объединены своими особыми законами и правилами. Есть у них и исключения.

 

Мы часто говорим:»Ломать — не строить». И мы это правильно говорим. Во всех смыслах слова. Потому что глагол Ломать — представитель первого спряжения, а глагол строить — представитель второго. Они спрягаются по-разному.

Разобраться, к какому спряжению какой глагол относится,можно, определив, на что он оканчивается в неопределенной форме, в инфинитиве. Именно на что он оканчивается — окончаний-то в терминологическом смысле слова у глаголов в инфинитиве не бывает!

Первое спряжение. По этому признаку к первому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ: ломать, кусать, менять. А ещё все те, которые не оканчиваются на ИТЬ. Потому что те,которые кончаются на ИТЬ, относятся как раз ко второму спряжению! Кроме двух исключений: брить и стелить.

Итак: глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ, на ЕТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТИ, ЧЬ (петь, тонуть, выть, идти, печь ), и прочие плюс два исключения относятся к первому спряжению. Спрягаясь, они определенным образом изменяют свои окончания. Это твердое правило. Внимательно изучите таблицу:

 

ПЕРВОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е

идУ, пекУ, знаЮ, гуляЮ, бреЮ

идЁМ, печЁМ, знаЕМ, гуляЕМ, бреЕМ

2-е

идЁШЬ,печЁШЬ, знаЕШЬ,гуляЕШЬ, бреЕШЬ

идЁТЕ, печЁТЕ, знаЕТЕ, гуляЕТЕ, бреЕТЕ

3-е

идЁТ,печЁТ,знаЕТ, гуляЕТ, бреЕТ

идУТ, пекУТ, знаЮТ, гуляЮТ, бреЮТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов первого спряжения появляется в окончании буква Е!

Второе спряжение.  Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на ИТЬ (говорить, любить, судить, возить), плюс 11 исключений. Перечислим их после таблицы.

 

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е

говорЮ

говорИМ

2-е

говорИШЬ

говорИТЕ

3-е

говорИТ

говорЯТ

Остальные глаголы второго спряжения изменяются по лицам и числам подобным же образом. А для того, чтобы запомнить многочисленные исключения, входящие во второе спряжение, ещё давным-давно королева Грамматика придумала специальный стишок:

Видеть, слышать, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, смотреть,

и зависеть, и обидеть,

а ещё вертеть, терпеть,

Вы запомните, друзья:

их на -Е- спрягать нельзя! 

На самом деле глаголов-исключений несколько больше: ведь к ним относятся и однокоренные слова! Вот как это выглядит на примере глагола «смотреть». К исключениям будут относиться также глаголы «высмотреть», «усмотреть», «осмотреть», «рассмотреть», «пересмотреть», «присмотреться», «засмотреться», «насмотреться», «осмотреться»… Можно придумать и другие. Так что каждый из глаголов-исключений имеет множество родственников — и все они будут спрягаться одинаково!

ИСКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО СПРЯЖЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е

держУ, гонЮ

держИМ, гонИМ

2-е

держИШЬ, гонИШЬ

держИТЕ, гонИТЕ

3-е

держИТ, гонИТ

держАТ, гонЯТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов второго спряжения появляется в окончании буква И!

Запомните хорошенько: глаголы склоняются только в настоящем и будущем времени. Потому что в прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам, а по лицам не изменяются.

www.strana-shkolyariya.org

III. Спряжение глагола.

Спряжение — ϶ᴛᴏ изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и в прошедшем времени и сослагательном наклонении по родам.

Но само понятие ʼʼспряжениеʼʼ не имеет единого толкования. Оно может пониматься, как изменение глагола: — по лицам, числам, временам.

— по лицам, числам, наклонениям

— по всœем категориям.

Для обозначения совокупности всœех форм чаще используется понятие парадигма, которая должна быть суженой и комплексной.

Учитывая зависимость отсистемы окончаний в личных формах единственного и множественного числа, настоящего и будущего простого времени всœе глаголы разделяются на два спряжения: I и II.

К I спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ешь

3 лицо – ет

Множественного числа:

1лицо – ем

2 лицо – ете

3 лицо – ут//ют

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ишь

3лицо – ит

Множественного числа:

1 лицо – им

2 лицо – ите

3 лицо – ат//ят

Выделяется группа глаголов с особенностями в спряжении. Это разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить. Эти глаголы образуют личные формы по I и II спряжению:

ПР: бежать, чтить – образуют личные формы по II спряжению, кроме формы 3 лица мн. числа.

Хотеть – в ед.ч. – по I спряжению,

Во мн.ч. – по II спряжению.

Глаголы: есть, нужноесть, дать, создать – сохраняют пережиточные формы древнерусского атематического спряжения. Οʜᴎ иногда выделяются в особое архаическое спряжение.

ПР: Ем дам

Ешь дашь

Ест даст

Едим дадим

Едите дадите

Едят дадут

Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Поставить глагол в Inf.

2. Это глагол на –ить?

/ \

Да Нет

Глагол 3. Входит ли в число 11 глаголов-исключений?

II спряжения (гнать, дышать, держать, слышать; видеть,

Кроме: брить, стелить, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть,

Зыбиться, зиждиться. Зависеть, терпеть)

/ \

Да Нет

Глагол II спряжения Глагол I спряжения

При этом некоторые глаголы не имеют полной парадигмы личных форм. Образованию и употреблению тех или иных форм могут препятствовать:

1. Лексическое значение, несовместимое со значением форм 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа;

2. Неблагозвучие форм;

3. Омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

Это ʼʼнедостаточныеʼʼ глаголы.

1) ПР: глаголы: телиться, нестись, кипеть, сквозить, гаснуть, мерцать. ржаветь… несовместимо со значением 1-го и 2-го лица (кроме употребления в переносном значении)

ПР: глаголы: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться… о действиях нескольких лиц, но не одного.

2) ПР: неблагозвучные формы образуют глаголы II спряжения с основой на –т, д, з, с: победить, шелœестеть, колесить, грезить, гвоздить, убедить, чудить, ощутить…

3) ПР: глаголы: дерзить, бузить, лишить имеют омонимичные формы (держу – держать, бужу – будить, лишу – лишить).

Помимо этого существуют глаголы, которые могут образовывать два варианта одной формы. Это ʼʼизобилующиеʼʼ глаголы:

ПР: мяукать, брызгать, капать (мяукает – мяучет, брызгает – брызжет, капает – каплет).

Более предпочтительными являются формы с чередованием согласных. При этом в некоторых случаях крайне важно учитывать семантику и особенности употребления:

ПР: Двигает (мебель), движет (порыв, чувство), брызгает (белье, когда гладят), брызжет (вода из шланга), метает (целœенаправленное действие), мечет (разнонаправленное, хаотическое), капает (повсœеместно), каплет (падает по капле).

referatwork.ru

правило спряжения глаголов. первое спряжение, второе и третье

их 2 всего ) Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь — I спряжение, горишь, спишь — II спряжение. Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива) . Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.) , кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться» ) и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью») . (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.) ; 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать) . Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение) . Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).

<a rel=»nofollow» href=»http://irgol» target=»_blank»>http://irgol</a>. ru/?page_id=3347

Спасибо за ответ Даша Профи

touch.otvet.mail.ru

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: 1 и 2 спряжение глаголов

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: создание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения. 

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие  умения  анализировать  языковой  материал,  обобщать,  делать  выводы;
  4. создание  условий  для  личностного  саморазвития  учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание  культуры  речи,  чувства  коллективизма, взаимовыручки.  

Технология:  педагогическая   мастерская.

Форма  работы:  групповая.

Оборудование:  листы  с  заданиями  для  команд, плакат  «Дерево», листочки  бумаги (по  количеству  учеников),  мультимедийный  проектор,  фломастеры, ручки.

Ход  урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор.   (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На  экране  появляется  слайд №2 со  стихотворением:

Что  без  меня  предметы?

Лишь  названья.

А  я  приду –

Всё  в  действие  придёт.

Летит  ракета.

Люди  строят  здания.

Цветут  сады.

И  хлеб  в  полях  растёт.

Учитель:  Догадались,  ребята, о  ком или о чём это  стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о  глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь                                Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать,  сверкать,  гореть, медлить)

Желают, сверкают, горят,  медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель:  Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

— Что такое глагол?

— Какова роль глаголов в тексте, предложении?

— Что такое неопределённая работа?

— Как изменяются глаголы?

— Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах  проходит  обсуждение  ранее  написанного  индивидуально,  

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в  группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют  задание  №1 (на  больших  листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа — плести, кричать. 2 группа — заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Я

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители  каждой  команды  выходят  к  доске  и  рассказывают  о  том,  что  у  них  получилось,  делают  выводы  о  том, как  спрягаются  глаголы.

— Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

— Назовите личные окончания глаголов первого столбика.( на слайде №5)

— у (ю)

— ешь (ёшь)

— ет (ёт)

— ем (ём)

— ете ( ёте)

— ут (ют)

—  Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

— Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

                                          — у (ю)

— ишь

— ит

— им

— ите

— ат (ят)                                                      

                                         — Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

— Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

— Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

 Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть —  если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети  представляют  классу  результаты  своей  работы,  делают  вывод,  что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод  на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ.  Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное  задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

-Что  нового  мы  сегодня  узнали  о  глаголах?

На  маленьких  листочках  каждый  из  вас  напишет по  1  глаголу  в нужной форме и прикрепит  на  наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения — Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения  — И.  На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з   — стр.80, №438, правило.

nsportal.ru

Урок. Спряжение глаголов (таблица)

Е 1 спряжение

— ешь, — ет, — ем, — ете, — ут (-ют)

И 2 спряжение

— ишь, — ит, — им, — ите, — ат (-ят)

— ти

— оть

— уть

— ыть

— ять

— ать (- 4)

дышать, гнать, держать, слышать

— еть (- 7)

видеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, обидеть

Брить, стелить, зиждиться

— ить (- 3)

Разносклоняемые

хотеть (- ешь, — ет, — им, — ите, — ят),

бежать (- ишь, — ит, — им, — ите, — ут)

Е 1 спряжение

— ешь, — ет, — ем, — ете, — ут (-ют)

И 2 спряжение

— ишь, — ит, — им, — ите, — ат (-ят)

— ти

— оть

— уть

— ыть

— ять

— ать (- 4)

дышать, гнать, держать, слышать

— еть (- 7)

видеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, обидеть

Брить, стелить, зиждиться

— ить (- 3)

Разносклоняемые

хотеть (- ешь, — ет, — им, — ите, — ят),

бежать (- ишь, — ит, — им, — ите, — ут)

Е 1 спряжение

— ешь, — ет, — ем, — ете, — ут (-ют)

И 2 спряжение

— ишь, — ит, — им, — ите, — ат (-ят)

— ти

— оть

— уть

— ыть

— ять

— ать (- 4)

дышать, гнать, держать, слышать

— еть (- 7)

видеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, обидеть

Брить, стелить, зиждиться

— ить (- 3)

Разносклоняемые

хотеть (- ешь, — ет, — им, — ите, — ят),

бежать (- ишь, — ит, — им, — ите, — ут)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *