Типы склонений имён существительных — Уроки Русского
Существительные распределяются по трём типам склонения.
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Например:
гора, трава, лиса, дядя, папа, юноша, тётя, плакса, неряха.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е. Например:
дом , стол , дуб , день , сон , солнце, поле, яблоко, край .
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Например:
Ночь , дочь , мышь , рожь , соль , тень , мысль .
Если при склонении существительного окончание является безударным, то для проверки его написания можно воспользоваться проверочными словами.
Лежит на парт.. – на лисе – лежит на парте.
Лежит на парте, окончание в существительном “парте” безударное. Определяем склонение существительного. Парта – женский род окончание –а, это первое склонение с основой на твердый звук. Значит, проверяем данное существительное словом лиса, подставляя его в предложение.
Лежит на лисе. Под ударением в существительном “лисе” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном парте пишется окончание –е.
Плаваем в мор.. – в земле – плаваем в море
Плаваем в море, окончание в существительном “море” безударное. Определяем склонение существительного. Море– женский род окончание –а, это первое склонение с основой на мягкий звук. Значит, проверяем данное существительное словом земля, подставляя его в предложение.
Плаваем в земле. Под ударением в существительном “земле” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном море пишется окончание –е.
Для существительных второго склонения проверочными словами являются слова слон и конь, в зависимости от окончания основы на твёрдый или мягкий звук. Для существительных
Стоит в стакан. . – в слоне – стоит в стакане.
Стоит в стакане, окончание в существительном “стакане” безударное. Определяем склонение существительного. Стакан – мужской род окончание нулевое, это второе склонение с основой на твердый. Значит, проверяем данное существительное словом слон.
В слоне. Под ударением в существительеном “слоне” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном стакане пишется окончание –е.
Узнал в молодости.. –в степи – узнал в молодости.
Узнал в молодости, окончание в существительном “молодости” безударное. Определяем склонение существительного. Молодость – женский род окончание нулевое, это третье склонение. Значит, проверяем данное существительное словом степь.
В степИ. Под ударением в существительеном “степи” пишется буква И. Следовательно, и в существительном молодости пишется окончание –и.
Повторим
Существительные распределяются по трём типам склонения.
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Проверочные слова для определения безударного окнчания — лиса или земля.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Проверочное слово для определения безударного окончания — степь.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
м. , ж. р. –а, -я | м. р. , ср. р. –о, -е | ж. р. |
лиса, земля | слон, конь | степь |
склонение через проверочные слова — nekakprivikli — LiveJournal
- nekakprivikli
- December 6th, 2017
Перед темой «Склонение» в 4-ом классе изучали наречия. И в числе приличных, которые, как все нормальные люди, образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (быстр-ый — быстро, яркий — ярко, капустный — капустно, увлеклись, но ничего), изучали и ненормальных, которые не от прилагательных образовались и у которых то -а, то -о на конце (слева, влево, сначала, направо, изредка, искоса и т.п.). Научила проверять окном (с-лева — с окна, в-лево — в окно) — ну это всё понятно, стандартная программа. А удивительным оказалось вот что. Что когда мы стали говорить про окончания существительных, они вдруг сами принялись пытаться их проверять тем же окном и перестроили мне весь урок.
В результате мы просто вместе разделили существительные на группы в зависимости от того, какими проверочными словами проверяются в них окончания. Сначала выяснили, что окном и правда можно проверять, но только некоторые. Стали искать, какие. Вывели опознавательные признаки второго склонения, подбирая сами и проверяя слова. Потом стали искать и нашли остальные. Я помогала, конечно, и кое в чём направляла, но принцип действия поняли все.Потом обсудили слово тюль. И вообще слова с мягким знаком на конце. Что непонятные они. Сложно некоторым с родом определиться. Вопрос самоидентификации сложный у этих слов: куда идти? К третьему склонению, на этот остров амазонок и подчиняться их законам или ко второму, где нет женского рода? Сложный, между прочим, вопрос. Вон, слово лебедь переселилось из третьего во второе. Иммигрировало. Теперь к мужскому роду относится, а раньше — к женскому относилось (лебедь белая, с лебедью). А с тюлем — ещё вопрос. Те из детей, кто знал это слово, все сказали, что тюль — она. Я, кстати, тоже так думала класса до одиннадцатого, пока меня учительница по русскому языку не послала в словаре посмотреть, потому что я слишком возмущалась этим безобразием. Теперь смирилась. А вот дети были возмущены. Оказывается, не тюлью, а тюлем. Тюль пока живёт по законам второго склонения и относится к мужскому роду. Но, судя по тому, у скольких людей такое положение дел вызывает недоумение, может случиться так, что таки переселится в третье скланение и поменяет пол (зачёркнуто) род. Предложила детям у родителей спросить: тюль — это он или она? Можно своё статистическое исследование провести.
Я, кстати, не понимаю,как склонения можно давать по одному. Сначала первое, потом второе, потом третье. Мне кажется, если давать, то принцип, по которому слова по склонениям распределяются, и пусть дети сами ищут и находят. За один урок вполне реально найти как минимум три.
Как проверить безударные падежные окончания существительных
С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!
Таблица падежных окончаний существительныхУчителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.
Типы склонения существительных
Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.
Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные словаВсе существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.
Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.
Второе склонение – это имена существительные:
- МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
- СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.
Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.
Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.
Три склонения имен существительных: изменение по падежамВ русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».
Разносклоняемые существительные: 10+1Падежные окончания существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.
Родительный падеж
Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция | плечо, знание | грудь, зелень | время, путь, дитя | |
Р. п. | «Нет» | Кого? Чего? | -И | -А/-Я | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руки, порции | плеча, знания | груди, зелени | времени, пути, дитяти |
Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание -и.
Запомните: окончания -е в родительном падеже нет ни в одном склонении!
Дательный падеж
В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция | плечо, знание | грудь, зелень | время, путь, дитя | |
Д.п. | «Дать» | Кому? Чему? | -Е-ИИ | -У/-Ю | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руке, порции | плечу, знанию | груди, зелени | времени, пути, дитяти |
Окончание -е в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе -и. У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только -и. Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!
Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.
Предложный падеж
Предложный падеж – один из самых трудных.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция | плечо, знание | грудь, зелень | время, путь, дитя | |
Д.п. | «Думать» | О ком? О чем? | -Е-ИИ | -Е-ИИ | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
о руке, о порции | о плече, о знании | о груди, о зелени | о времени, о пути, о дитяти |
Как видим, окончание -е встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является -е. Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.
Алгоритм проверки безударных окончаний
Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».
Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание -е;
Пишем -е в искомых словах – в огороде, в Киеве.
Алгоритм действий представлен в таблице:
Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух -и“.
Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».
Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».
Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!
Тема: Правописание безударных окончаний существительных 3
Тема:Правописание безударных окончаний существительных 3 — го склонения.
Цель:Учить написанию ударных и безударных окончаний имен существительных.
Формировать умение проверять безударные окончания существительного способом подстановки существительного с ударным окончанием.
Развивать познавательную активность учащихся на основе использования поисковых методов, память, внимание, мышление, речь.
Оборудование:презентация, таблицы, карточки.
Ход урока
Организационный момент.
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Основная часть.
Фронтальное повторение.
Какую часть речи мы изучаем?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Учитель.– Сформулируйте правило, что такое имя существительное?
Назовите грамматические признаки имени существительного? (род, число, падеж, склонение).
Какие ещё бывают грамматические признаки? (одуш/неодуш, собств/нариц).
Какой грамматический признак изучаем сейчас? (склонение).
Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
Какие проверочные слова используем для проверки окончаний имён существительных 1 скл, 2 скл?
Какая часть слова меняется в слове?
Для чего мы изучаем склонение? (чтобы правильно писать безуд. окончания сущ.)
Игра «Назови лишнее слово по склонению».
Сирень, снегирь, календарь.
Ведро, бревно, луна, солнце.
Проверка домашнего задания.
Учитель. – Какое домашнее задание было задано? (с. 89 упр.141.)
— Что нужно было сделать в упражнении? (у имен существительных 2 склонения выделить окончания, указать падежи).
Проверка вслух (ответы с пояснением).
Учитель. –Как проверить безударные окончания имен сущетвительных 2 склонения?
(подставляем проверочное слово того же склонения и в том же падеже).
Словарная работа.
Учитель. – Сейчас повторим словарные слова.
Смородина, богатство, солдат, область, хозяин, сейчас.
Задание: Указать склонение имён существительных с пояснением.
Учитель. – Какое слово лишнее? Почему?
– Назвать лексическое значение слов.
Смородина (кустарник с кисло – сладкими ягодами), хозяин (владелец дома, дачи, автомобиля), солдат (военнослужащий, военный человек).
Работа с новым словом.
Игра «Узнай профессию». (устно)
магазин – продавец
больница – врач
школа – учитель
столовая – повар
армия – солдат
Учитель. – Недавно мы прочитали рассказ С. Алексеева, где главным героем является необстрелянный солдат Кузьма Шапкин. Как называется рассказ ? («Медаль»).
Учитель. – Что такое медаль? (награда).
Учитель. – В словаре С.И. Ожегова (Знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком-нибудь событии. Медаль «3а трудовую доблесть»).
Учитель. – Сколько букв в слове (6), сколько звуков в слове? (5).
— Почему? (разделительный ь знак звука не имеет).
Запись слова в словарь.
Запись слова в тетрадь.
Запись словосочетаний: золотая медаль, заслужить медаль, наградить медалью.
Учитель. – К какому склонению относится слово медаль?Почему?
Составить предложение.
Учитель. – Включим в одно предложение слова солдат, медаль. (Ответы детей).
Солдат России получил медаль за смелость и отвагу.
— Разберите предожение по членам предложения. (Ученик работает у доски).
— К какому склонению относятся записанные слова? Почему?
— Какое новое слово узнали?
— Что обозначает это слово?
Оценивание работы учащихся.
Физминутка.
Знакомство с новым материалом.
Учитель. – Вспомните, какие существительные относятся к 3 склонению?
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. – Сегодня будем учиться проверять и запоминать окончания существительных 3 склонения.
Работа с учебником.
Учитель. – Откройте учебник на странице с. 89, упр.143
— Прочитайте задание про себя.
— Что нужно сделать в упражнении ? (выписать существительные 3 скл. (самостоятельно)
Проверка.
—Просклонять сущ. степь, медаль.
Учитель. – Какое проверочное слово будем использовать для проверки безударного окончания 3 склонения? (Ученик у доски).
— Измените слова по падежам, поставьте ударение, выделите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 3 –го склонения? (одинаково).
— Сделайте выводо правописании безударных и ударных окончаний существительных 3 склонения.(Безударные и ударные окончания существительных 3 склонения пишутся одинаково. Безударные окончания существительных можно проверить ударными окончаниями).
Работа со схемой.
Учитель. – Сделайте вывод по схеме: какие окончания пишутся у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п. (У существитльных 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п. пишется окончание –и).
Оценивание работы учащихся.
7. Закрепление.
1) Работа по карточкам. (устно)
Задание. Вставить нужный предлог (от, к, в), подставить проверочное слово — степь.
1) Доктор лечит нас ___ кор…. .
2) Мой малютка дремлет сладко __ колыбел.. .
3) Учились мы старательно ____ осен… до лета.
4) Сторона моя лесная вечно ____ памяти…жива.
Гимнастика для рук.
2)Вписать подходящие по смыслу существительные шинель, метель, медаль, лошадь.
Определить падеж.
Испугаться ……..
У солдатской …….
К старой …….
О белой …….
Учитель.– Что общего у этих слов? (одинаково оканчиваются).
Учитель. – Какой можно сделать вывод? (ответ по схеме).
3) Самостоятельная работа.
у.145 с 91.
Ученик читает задание вслух.
Разбирают 3 предложения (устно).
Выполнение упражнения.
Проверка.
Учитель.– почему вставляли только окончание И?
Итог урока.
Учитель.–
— Что вспомнили?
— Что узнали?
— Чему научились? (проверять безударные окончания существительных 3 склонения).
— Каким словом? (степь).
Домашнее задание.
А) Запись в дневники и на доске.
с.90 (схема), у.144
Б) Разбор упражнения.
Оценки.
Адрес публикации: https://www. prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/339457-tema-pravopisanie-bezudarnyh-okonchanij-susch
Урок русского языка с использованием ИКТ по теме «Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения
Цели урока:
Суть инновации: урок проводится с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютеры.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Повторяет правила работы на компьютере:
- сидеть от монитора на расстоянии вытянутой руки;
- смотреть на монитор только при выполнении заданий;
- если что-то надо спросить, поставь кубик на монитор;
- после выполнения задания повернуться лицом к учителю.
У. Итак, мы повторили правила работы на компьютере. Переходим к теме урока.
Приложение.
II. Постановка целей и задач:
У. Тема урока у вас на компьютере. (Читают дети.) «Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1 склонения».
У. Чему будем учиться? (Ответы детей).
У. Сегодня вы научитесь правильно писать окончания имен существительных 1 склонения, закрепите знания о правописании безударных гласных, о склонении и падежах имен существительных. В роли Почемучки буду выступать я, а помогать нам будет Компьютер Иванович.
III. Повторение изученного материала:
1. Сказка-беседа о правописании безударных гласных.
У.Однажды в прекрасную страну Углас прилетел Злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы.
У. Сколько их?
Д. Десять.
У. Назовите.
Д. А., о, и, е, ё, я, у, ы, э, ю.
У. Их то и заколдовал Злой волшебник. Да так, что они стали друг на друга похожими. Буква «о» стала походить на «а», «е» — на «и», «и» — на «е». Сделал колдун свое злое дело и исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только волшебник Доброе ударение мог помочь. Но он не успел. Только букве «е» смог помочь. Ему удалось всего один раз ударить в ладоши над головой «е», и она навсегда стала ударной. А что делать с остальными?
У. Почему происходит такая путаница?
Д. Произношение гласных часто не совпадает с их написанием.
У. Какие гласные надо проверять?
Д. А, о, и, е, я.
У. Какие не надо проверять?
Д. У, ы, э, ю.
2. Упражнения в правописании безударных гласных.
Работа на компьютере.
У. Сейчас будете выполнять задание, в котором потребуются эти знания. Повернитесь к мониторам. Прочитайте задание. Подумайте, по какому принципу подобраны слова, и какое из них лишнее? В каждой строке перенесите цифру, соответствующую лишнему слову.
Задание 1. (См. Приложение, лист 2.).
Найди лишнее слово.
Сова часы чтец молчать
Сырок трава кричать тонуть
Вода ходить ядро кусты
У. Проверка. Комментируют дети.
Д. В первой строке лишнее слово «чтец», т.к. гласная стоит под ударением и ее проверять не надо.
— Во второй строке лишнее слово «сырок», т.к. гласную «ы» проверять не надо потому, что звук совпадает с написанием, а гласная «а» стоит под ударением.
— В третьей строке лишнее слово «кусты», т.к. гласную букву «у» проверять не надо потому, что звук совпадает с написанием.
У. Итак, мы установили, что не надо проверять гласную, если она стоит под ударением, а также гласные у, ы, э, ю, т. к. их произношение совпадает с написанием.
У. А как проверить безударную гласную?
Д. (Хором). Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо слово изменить так, чтобы она стала ударной.
У. Приведите примеры.
Д. Пой — поют, корм — кормушка, воды — вода.
У.Сейчас вам предстоит применить это правило при выполнении второго задания. Повернитесь к мониторам и внимательно прочитайте задание.
Задание 2. (См. Приложение, лист 3.).
Помоги ёжику.
- н.чной —
- пос.дил —
- д.леко —
- ук.лоть —
- ч.совщик —
- под.рить —
- к.рмушка —
- гл.за —
У. Перенесите яблоки с гласной буквой «а» к словам, в которых пишется буква «а».
При правильном выполнении у вас с дерева должны исчезнуть все яблоки и появиться около слов с пропущенной гласной «а».
У. Итак, в каких словах пишется безударная гласная «а»?
Д. Посадил, т.к. проверочное слово посадка, далеко — даль, часовщик — час, подарил — подарок, глаза — глаз.
У. Встаньте, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы! Садитесь.
— Как называются слова, которыми вы проверяли безударные гласные?
Д. Проверочными.
У. Сейчас вам предстоит определить, какие слова нуждаются в проверке, а какие являются проверочными.
— Какие слова называются проверяемыми, а какие проверочными? (Ответы детей).
— Повернитесь к мониторам и приготовьтесь выполнять третье задание.
Задание 3. (См. Приложение, лист 4).
Найди проверочное слово.
гр.бница | гр.бной | гр.б — |
л.нивый | л.нь | л.нтяй — |
м.д | м.довый | м.док — |
У. Сначала вставьте пропущенные буквы, а затем цифрой (перенесите) укажите проверочное слово.
Дети самостоятельно выполняют задание, затем доказывают свой выбор.
— В первой строке в словах вставляем букву «и», проверочное слово гриб, переносим цифру 3.
— Во второй строке в словах вставляем букву «е», проверочное слово лень, переносим цифру 2.
— В третьей строке в словах вставляем букву «е», проверочное слово мед, переносим цифру 1.
IV. Физминутка
V. Подготовка к изучению нового материала.
У. Что еще нужно знать, чтобы правильно писать слова с безударной гласной?
Д. В какой части слова стоит безударная гласная.
У. Где еще, кроме корня, может стоять безударная гласная?
Д. В приставке, суффиксе, окончании.
У. В какой части слова безударную гласную нужно проверять, а в какой — нет?
Д. Безударная гласная может стоять в любой части слова, а проверяется только в корне.
У. Повернитесь к мониторам. Сейчас вы будете выполнять задание, в котором нужно сначала вставить пропущенные буквы, а затем указать, в какой части слова стоит безударная гласная.
Задание 4. (См. Приложение, лист 5).
Вставь пропущенные буквы, укажи, в какой части слова она находится.
Закр…чал — 1 — корень
Мал:нький — 2 — приставка
П:бежал — 3 — окончание
В деревн: — 4 — суффикс
У. Проверка. Скажите, почему вставили именно эти буквы? Как проверили? В каких частях слова они стоят? В какой части слова проверяется безударная гласная, а в какой части слова безударная гласная не проверяется и ее надо запомнить? (Ответы детей).
У. С какими трудностями встретились при выполнении задания?
Д. Правописание безударной гласной в окончании слова «в деревн(и/е)».
У. Над этим и будем сегодня работать.
VI. Изучение нового материала.
1. Определение склонения имен существительных
У. К какому склонению относится слово «деревня»?.
Д. Слово «деревня» женского рода, имеет окончание «я», значит 1 склонение.
У. Сколько склонений имеют имена существительные?
Д. 3 склонения.
У. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Ответы детей).
— Сейчас поиграем в игру «Будь внимательным!» Я буду называть имена существительные, а вы будете определять склонение. Если имя существительное 1 склонения хлопните в ладоши 1 раз, если 2 склонения — 2 раза, 3 склонения — 3 раза. (Слова: дочка, дочь, печка, печь, дядя, сердце, Ваня, Иван, Саша, Андрей, Геннадий Васильевич).
У. Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже?
Д. Надо имя существительное перевести в начальную форму, по роду и окончанию определить склонение.
У. Определите склонение имен существительных: к дому, в новеньком портфеле, из школы, на площади. (Ответы детей).
У. Мы повторили склонение имен существительных. Повернитесь к мониторам, сейчас вам предстоит определить склонение имен существительных. Вы должны будете подняться по лестнице склонения и указать цифрами 1, 2, 3 склонение имен существительных.
Задание 5. (См. Приложение, лист 6).
Лестница склонения.
У. Докажите правильность своего выбора. (Ответы детей).
— Итак, мы повторили склонение имен существительных.
2. Определение падежей имен существительных.
У. Скажите, в каком падеже стоит слово «в деревне»?
Д. Подставляем вопрос где? в деревне, значит, слово стоит в предложном падеже.
У. Сколько в русском языке падежей имен существительных? Назовите их. (Дети проговаривают хором названия падежей).
У. А сейчас поиграем в игру «Не зевай!».
- Назовите соседей Р.п., Т.п.
- Какой падеж не имеет предлога? (И.п.).
- Какой падеж всегда имеет предлог? (П.п.).
- Какой падеж имеет два предлога? Какие? (Д.п. к, по).
- Как определить падеж имени существительного? (Ответы детей).
3. Игра «Определи падеж».
- резьба по дереву (Д.п.)
- написать в тетрадь (В.п.)
- замерзнуть от холода (Р.п.)
- есть ложкой (Т.п.)
- гулять в парке (П.п.)
4. Склонение имен существительных.
У. Итак, мы повторили падежи. А теперь скажите, что значит просклонять имя существительное?
Д. Просклонять имя существительное, это значит изменить окончания по падежам.
5. Работа на компьютере.
У. Просклоняйте имя существительное «деревня».
Задание 6. (См. Приложение, лист 7).
Восстанови пропуски.
- И. что? земл. что? деревн.
- Р. чего? земл. чего? деревн.
- Д. чему? земл. чему? деревн.
- В. что? земл. что? деревн.
- Т. чем? земл. чем? деревн.
- П.о чём? о земл. о чём? о деревн.
Дети самостоятельно выполняют задание, допечатывают окончания.
У. С какими трудностями встретились при склонении слова «деревня»?
Д. В правописании окончаний в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
У. Давайте разбираться. К какому склонению относится имя существительное «деревня»?
Д. К 1 склонению.
У. На какую часть слова падает ударение? (Ответы детей).
— Ударное или безударное окончание? (Ответы детей).
— Можно ли в данном случае применить правило о правописании безударных гласных?
В ходе обсуждения дети подводятся к пониманию того, что можно подобрать проверочное слово - имя существительное с ударным окончанием.
— Проверим это на практике. Просклоняйте имя существительное «земля». (Дети выполняют задание).
— Сравните окончания Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. в словах «деревня» и «земля».
— Что заметили?
Д. Окончания одинаковые.
У. Допечатайте окончания Р.п. — и, Д.п. — е, Т.п. — ей и П.п. — е.
5. Обобщение.
У. Запомните! Имена существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания. (Хоровое и индивидуальное проговаривание).
Р.п. — И
Д.п. — Е
Т.п. — ЕЙ
П.п.- Е
У. Мы просклоняли имена существительные с мягкой основой, а теперь необходимо проверить данное правило на склонении имен существительных с твердой основой.
6. Работа на компьютере.
Задание 7. (См. Приложение, лист 8).
Допечатай окончания имени существительного «вода».
И.п. что? вод.
Р.п. чего? вод.
Д.п. чему? вод.
В.п. что? вод.
Т.п. чем? вод.
П.п. о чем? о вод.
У. Какое окончание имеет имя существительное «вода» в творительном падеже? (ой).
7. Составление Памятки — алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения:
Поставь ударение.
Переведи слово в начальную форму.
Определи склонение.
Поставь слова «земля» или «вода» в ту же форму. Сравни окончания.
VII. Физминутка.
VIII. Первичное закрепление.
У. А теперь давайте определим, какое окончание надо писать в словосочетании «по узкой дорожк(и/е)».
Д.
- Ставлю ударение в слове по дорожк (и/е). Окончание безударное.
- Начальная форма — по дорожк(и/е), (что?) дорожка.
- 1 склонение, твердая основа.
- Поставлю слово «вода» в ту же форму: по воде. У слова «по воде» окончание «е», значит в слове «по дорожке» будет такое же окончание.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.
Работа на компьютере.
Задание 8. (См. Приложение, лист 9).
Восстанови пропуски.
Подумай | Объясни | Проверь | Напиши |
Сидеть на скамейк. | :скл. :п. | :::::.. | Сидеть на скамейк.. |
поехать к дедушк. | : скл. :п. | ::::: | поехать к дедушк. |
написать тёт. | : скл. :п. | ::::: | написать тёт. |
от корк. до корк. | : скл. : п. | ::::: | от кор. до корк. |
У. В графе «Объясни» впечатай склонение и падеж, в графе «Проверь» — проверочные слова «земля» или «вода» в том же падеже, в графе «Напиши» — окончание.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Проверка. Дети объясняют свой выбор.
Задание 9. (См. Приложение, лист 10).
Допечатай окончания имён существительных.
Без букваря и без грамматик: не научишься и математик:
У. Проверка. Какие окончания надо допечатать? Почему?
— Объясните смысл пословицы.
X. Итог урока.
Работа на компьютере.
Дети самостоятельно впечатывают окончания Р.п., Д.п., П.п.
У. Итак, какие окончания имеют имена существительные 1 склонения в родительном, дательном и предложном падежах? (Ответы детей).
— Как проверить безударное окончание имени существительного 1 склонения? (Ответы детей).
XI. Домашнее задание.
Выписать из учебника «Родная речь» 3 предложения с именами существительными 1 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Запомнить алгоритм написания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.
Урок окончен. Спасибо!
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е, –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.
2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пример:
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.
Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е. Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере.
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу.
Родительный падежСуществительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?). Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.
Окончания:
1-е склонение: -и, -ы.
2-е склонение: -а, -я.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть. → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение.
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?). Используемые предлоги: к, по.
Окончания:
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -у, -ю.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру. → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение.
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и, в дательном – окончание –е.
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и.
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?). Используемые предлоги: в, на, за, через, про.
Окончания:
1-е склонение: -у, -ю.
2-е склонение: -а, -я.
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю. → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение.
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?). Используемые предлоги: с, за, под, над, между.
1-е склонение: -ой(-ей).
2-е склонение: -ом(-ем).
3-е склонение: -ю.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой. → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение.
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при.
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -е.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени. → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение.
1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Здравствуй! Наверняка у тебя были моменты, когда ты сомневался в написании того или иного окончания существительного: осиной или осинай? Липой или липай? Обычно это происходит тогда, когда окончание с гласной безударное, а поэтому произносится невыразительно. Как проверить себя? Давай изучим два способа.
Проверка безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе путём подбора окончаний
Чтобы использовать данный способ, необходимо определить склонение существительного, а затем вспомнить, какие окончания имеют слова такого же склонения.
Падежи | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
И. п. | –а, –я | нулевое окончание, –о, –е, –ё | нулевое окончание |
Р. п. | –ы, –и | –а, –я | –и |
Д. п. | –е | –у, –ю | –и |
В. п. | –у, –ю | одуш. — как в Р. п., неодуш. — как в И. п. | нулевое окончание |
Т. п. | –ой (–ою), –ей (–ею) | –ом, –ем, –ём | –ю |
П. п. | –е | –е | –и |
Пример для рассуждения.
Осиной или осинай? Осина — это существительное женского рода с окончанием –а в начальной форме (в именительном падеже единственном числе). Значит, это существительное первого склонения. Такие слова в творительном падеже имеют окончания –ой или –ей. Поэтому правильно — осиной.
Проверка безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе путём подбора проверочных слов
Проверочным словом для существительного рябина будет такое слово, которое является существительным первого склонения с ударным окончанием –а, например, борода: рябиной и бородой (творительный падеж). Ещё несколько примеров подбора проверочных слов: арфой и игрой, липе и икре, нет рыбы и золы.
§18. Латинские существительные третьего склонения — греческие и латинские корни: часть I — латиница
Безусловно, самая большая и самая важная категория латинских существительных — это 3-е склонение, группа слов, включающая все три рода и показывающая большое разнообразие форм. Ваша первая реакция может быть тревожной, так как это склонение не имеет последовательного окончания слова, как -a , -us и -um 1-го и 2-го, и, похоже, мало предсказуемо для любого своего рода.Вскоре вы поймете, что ситуация на самом деле не такая уж хаотическая, поскольку третье склонение действительно действует на регулярных и последовательных принципах.
Один подтип 3-го склонения, группа существительных, оканчивающихся на -ex или -ix , породила несколько английских слов, которые являются чисто латинскими по форме:
indexvortexvertexcortexapexappendixmatrixcalix
Когда мы используем множественное число этих довольно технических слов, мы получаем английские формы, такие как вершина , приложения , матрицы и тому подобное.Это тоже чистая латынь, и они иллюстрируют — es множественного числа, которое является правильным для всех существительных мужского и женского рода 3-го склонения. (Гибридные множественные числа , индексы и вихри являются правильным английским языком, но они отличаются по использованию от индексов и вихрей .) Поскольку латинские окончания множественного числа всегда добавляются к BASE слова, мы можем сделать вывод, что базовыми формами index и vortex являются indic — и vortic -.Имея дело с 3-м склонением, мы обнаружим, что основание может сильно отличаться от именительной (словарной) формы слова. Это серьезный контраст с 1-м и 2-м склонением, где мы просто отрезаем финальную концовку, чтобы получить основу.
Прежде чем продолжить это направление исследования, давайте сначала рассмотрим другой подтип 3-го склонения, который может существовать в английском языке без изменений — существительные, оканчивающиеся на — или . Вот выборка, представленная латинскими словами:
- беседка, шум, звон, цвет, благосклонность, пыл, честь, труд, запах, слух, вкус, пар, сила
- ошибка, ужас, истома, ликер, бледность, убожество, ступор, ужас, оцепенение, тремор
- актер, фактор, доктор, творец, зритель, победитель, пастор
Абстрактные существительные в группе 1 традиционно пишутся — наш на английском языке, что отражает их французскую передачу; но после реформ великого лексикографа Ноя Вебстера (1758-1843) они пишутся как или в американском употреблении.По историческим причинам параллельные слова в группе 2 сохраняют свою первоначальную латинскую форму даже в британском правописании. Группа 3, список, который можно значительно расширить, состоит из СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ, то есть они идентифицируют человека, выполняющего вербальное действие. Мы увидим больше групп 2 и 3, когда позже рассмотрим латинский глагол. Как общий подтип, латинское — или существительное является особенно простой формой, поскольку НОМИНАТИВ И БАЗА СЛОВА ИДЕНТИЧНЫ.
Есть еще один подтип третьего склонения, где основание слова может быть правильно выведено из формы именительного падежа.Для существительного типа finis («конец») мы просто удаляем окончание -is , чтобы получить базовое ребро fin -. Аналогичны finis : civis («гражданин»), hostis («враг»), testis («свидетель»), vestis («одежда») и navis («корабль». ).
Однако, по большому счету, когда мы учим существительное в 3-м склонении — даже только для целей образования английских слов — мы должны выучить ДВЕ ФОРМЫ этого существительного.Недостаточно знать, что латинское слово «король» — rex ; мы также должны знать, что основание этого слова — reg — если мы хотим распознать regal как прилагательное, означающее «царственный». База reg — на самом деле, для нас значительно важнее именительной формы rex . В наших табличных списках слов существительные 3-го склонения будут представлены следующим образом:
рекс, регис король
Первая из этих форм, rex , — это NOMINATIVE или предметный регистр, который является стандартной словарной статьей.Вторая форма, regis , — это падеж GENITIVE (очень похожий на английскую притяжательную форму «king’s»). Причина, по которой мы будем использовать родительный падеж, состоит в том, что это самый надежный способ найти BASE каждого латинского существительного или прилагательного. УДАЛИТЕ — — это ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНИТИВНОЙ ФОРМЫ, И У ВАС БУДЕТ БАЗА ЛЮБОГО СУЩЕСТВЕННОГО УКРЕПЛЕНИЯ 3-го УКАЗАНИЯ.
Не удивляйтесь тому, что в последующем списке словаря есть много разных окончаний именительного падежа; так работает 3-е склонение.Изучая формы родительного падежа, старайтесь всегда ассоциировать латинскую основу с запоминающимся английским производным. Иногда, как с pars , partis (base = part -) или origo , originis (base = origin -), base может даже обеспечивать очевидную английскую производную.
рабочая сила, рабочая сила | работа | pes, pedis | фут |
финиш, финиш | конец | urbs, urbis | город |
рекс, регистр | король | голос, голос | голос |
lex, законодательство | закон | крест, крест | крест |
ars, artis | умение | хоспес, хоспит | хозяин, гость |
пар, партиз | часть | миль, милиция | солдат |
морс, морс | смерть | ориго, происхождение | источник, происхождение |
Как мы видели выше, на самом деле нет необходимости перечислять две формы для рабочих или finis , поскольку эти базы предсказуемы; но для всех остальных слов нужна вторая форма (родительный падеж).Английское слово crux (множественное число cruces ), написанное как оригинальное латинское слово-источник, означает «проблема» или «критическая точка». Однако большая часть других форм именительного падежа нам мало полезна. Повторюсь, именно такие формы BASE , как leg -, ped — и Hospit — будут играть ключевую роль в образовании слов как в латинском, так и в английском языках. По мере прохождения курса мы придем к пониманию формальных связей между латинским mort — и английским mortify или бессмертие , между латинским urb — и английским пригородом или пригородом .
Как только вы познакомитесь с таблицей 3.1, перейдите к следующей группе существительных 3-го склонения. Их пол во всех случаях НЕЙТЕР, в отличие от слов MASCULINE и FEMININE в 3-м склонении, которые мы видели до сих пор. На этот факт указывают две причины. Во-первых, существительные среднего рода в 3-м склонении по большей части делятся на легко узнаваемые подтипы. Во-вторых, может быть полезно знать, что существительные среднего рода третьего склонения — как и все латинские средние слова — имеют множественное число, оканчивающееся на — a ; просто подумайте о нашей английской фразе на на душу населения , что означает «по головам»).
caput, capitis | голова | корпус, корпус | кузов |
кордис | сердце | темп, время | раз |
люмен, люмен | свет | род, род | раса, род, род |
примета, ominis | примета | опус, оперис | работа, задача |
номин, номинис | название | onus, oneris | нагрузка, нагрузка |
Здесь, несомненно, будет шоком открытие того, что существует более одного класса латинских существительных, оканчивающихся на — us .Этот подтип 3-го склонения не имеет ничего общего с такими словами, как animus или campus , и его не следует путать с этой группой 2-го склонения.
Секрет изучения основ этих существительных и запоминания их написания состоит в том, чтобы подумать об их производных от прилагательных в английском языке: заглавный, сердечный, светящийся, зловещий, номинальный, телесный, темпоральный, общий и обременительный . Этот трюк не работает для opus , но здесь мы можем вспомнить английский глагол , работающий с .Форма именительного падежа opus — это английское слово, которое, конечно же, используется в основном для обозначения музыкального произведения; на латыни оно имеет тенденцию предлагать материальный продукт труда, а не процесс ( labour ). Corpus , omen и род — это другие существительные среднего рода третьего склонения, которые вошли в английский язык без изменений; из них только род регулярно сохраняет свое первоначальное латинское множественное число — род .
Урок 7 — Третье склонение существительных и прилагательных
Третье склонение существительных
Существительные третьего склонения можно определить по их родительному падению единственного числа , оканчивающемуся «- равно ».
Вы не можете определить существительные третьего склонения в именительном падеже, потому что они
- имеют разную форму и написание
- имеют окончания, не раскрывающие их пол
- может быть мужского, женского или среднего рода
Чтобы отказаться от третьего склонения существительного:
- найдите родительный падеж единственного числа , который оканчивается на «-is»
- удалите «-is», оставив стержень
- добавьте окончаний , показанных ниже
Окончания существительных мужского и женского рода
Корпус | Особое число | Множественное число |
именительный падеж | различные | -es |
Звительный падеж | то же, что и именительный падеж | -es |
Винительный падеж | -em | -es |
Родительный падеж | -is | -ум |
Дательный | -i | — автобус |
Аблатив | -э | — автобус |
Посмотрите на наш пример rex , regis (m.) король
Корпус | Особое число | Множественное число |
именительный падеж | рекс | рег es |
Звительный падеж | рекс | рег es |
Винительный падеж | рег. выс. | рег es |
Родительный падеж | рег это | рег мкм |
Дательный | рег и | рег ibus |
Аблатив | рег e | рег ibus |
Окончания существительных среднего рода
Корпус | Особое число | Множественное число |
именительный падеж | различные | -а |
Звительный падеж | то же, что и именительный падеж | -а |
Винительный падеж | то же, что и именительный падеж | -а |
Родительный падеж | -is | -ум |
Дательный | -i | — автобус |
Аблатив | -э | — автобус |
Окончания родительного, дательного и аблятивного падежей такие же, как и для rex .
Полезные подсказки
Помните, именительный и винительный падежи среднего рода всегда одинаковы. Множественное число всегда заканчивается на «а».
Взгляните на наш пример jus, juris (n.) Law, right
Корпус | Особое число | Множественное число |
именительный падеж | jus | юр а |
Звительный падеж | jus | юр а |
Винительный падеж | jus | юр а |
Родительный падеж | юр это | юр мкм |
Дательный | юр и | юр ibus |
Аблатив | юр е | юр ibus |
Распространенные существительные третьего склонения:
аббас, аббатис (м.) | настоятель |
этас, этатис (ф.) | возраст |
исполнитель, исполнитель (м.) | исполнитель |
heres, heredis (м., Ж.) | наследник |
человек, человек (м.) | человек |
миль, милиция (м.) | рыцарь |
патер , патрис (м.) | отец |
uxor , uxoris (ф.) | жена |
Вам необходимо знать родительный падеж третьего склонения существительного, чтобы от него отказаться.
Таким образом, в этой серии уроков полностью представлены как именительный, так и родительный падеж.
Curia Domini Regis | двор господина короля |
Грегориус Бассет и Джоанна Гастингс Исполнительные органы Виллельми Стюарт Сунт | Грегори Бассет и Джоанна Гастингс — исполнители Уильяма Стюарта |
Эти личные имена уменьшаются, как существительные третьего склонения:
Агнес, Агнетис | (ф.) | Агнес |
Йоханнес, Йоханнис | (м.) | Иоанна |
Матилдис, Матилдис | (ф.) | Матильда |
Симо, Симонис | (м.) | Саймон |
predus abbas Johannes hoc manerium tenet | Усадьба принадлежит вышеупомянутому игумену Иоанну. |
Simo filius et heres predicte Agnetis est et etatis decem annorum est | Симон — сын и наследник вышеупомянутой Агнес, возраст десяти лет. |
Фраза, которую вы часто будете видеть в начале королевских документов, —
.Willelmus dei gratia rex | Вильгельм милостью Божьей король | грация, -е (ф.) Грация |
Мария дей грация Регина | Мария по милости Божьей королева |
ego Johannes dei gratia rex terram abbati Simoni hac carta do et confirmmo | Я, Иоанн, милостью Божьей, царь, отдаю и подтверждаю землю по этой хартии игумену Симону |
Родительный падеж множественного числа ‘-ium’
Некоторые существительные третьего склонения оканчиваются на «- ium » в родительном падеже множественного числа.
Например парс, партиз (ф.) Часть; civis, civis (м.) гражданин
суммарная часть | сумма частей | сумма, -е (ф.) Сумма |
Эти и другие неправильные существительные упоминаются в нашем справочнике по грамматике и в списке латинских слов.
Прилагательные третьего склонения
Имеют те же окончания, что и существительные третьего склонения , за исключением , у прилагательных
.- ‘-i’ для аблятивного падежа единственного числа
- ‘-ium’ от родительного падежа множественного числа
- ‘-ia’ для именительного, звательного и винительного среднего существительного множественного числа
Есть две основные формы прилагательных третьего склонения.
1. Мужское и женское начало одно и то же; средний другой.
Мужской и женский род среднего возраста
Корпус | Особое число | Множественное число | Особое число | Множественное число |
именительный падеж | омнис | омн es | omne | омн ia |
Звительный падеж | омнис | омн es | omne | омн ia |
Винительный падеж | омн высм | омн es | omne | омн ia |
Родительный падеж | omn is | омн мум | omn is | омн мум |
Дательный | омн и | омн ibus | омн и | омн ibus |
Аблатив | омн и | омн ibus | омн и | омн ibus |
communis, -e | обыкновенный |
fidelis, -e | верный |
finalis, -e | финал |
legalis, -e | законное |
parochialis , — e | приходской, волость |
totalis, -e | всего |
Итого | сумма (используется в счетах) |
hec est finalis concordia | это последнее согласие |
лего террам экклези омниум санкторум | Оставляю землю храму Всех Святых |
2.Мужской, женский и средний род — одно и то же в именительном падеже
Они отклонены в нашем грамматическом ресурсе.
ingens, ingentis | огромный |
присутствует, присутствует | настоящее время |
sapiens, sapientis | мудрый |
vetus, veteris | старый |
Форма именительного и родительного падежа этих слов дана в нашем списке латинских слов.
Они имеют те же окончания, что и omnis.
confirmamus hac presenti carta domine Mathildi ius curiam tenere | Настоящим уставом мы подтверждаем девочке Матильде право вести суд. |
Вы заметили, что слово tenere означает «удерживать»?
Контрольный список
Вы уверены в
?- окончание родительного падежа единственного числа существительных третьего склонения?
- как отклонить rex ?
- какие три окончания у прилагательных и существительных третьего склонения различаются?
Что дальше?
Прилагательные 3-го склонения: классификация и парадигмы
114. Прилагательные 3-го склонения классифицируются следующим образом:
- Прилагательные трех окончаний в именительном падеже единственного числа (по одному для каждого пола).
ācer , ācris , ācre
- Прилагательные двух окончаний (мужской и женский род одно и то же).
левис (м. / Ж.), лев (н.)
- Прилагательные одного окончания (одинаковы для всех трех полов).
atrōx
а. Прилагательные двух и трех окончаний являются истинными i-корнями и, следовательно, сохраняют -ī в аблятивном падеже единственного числа, -ia в среднем множественном числе, -ium в родительном падеже множественного числа и в винительном падеже множественного числа регулярно -īs (см. §§ 73 — 74 ). 1
115. Прилагательные трех окончаний отклоняются следующим образом.
а. Следующие основы в ri- склоняются как ācer .
placer , campester , celeber , sequester , palūster , pedester , puter , salūber , silvester ,
vol.Так же и названия месяцев в -бер .
Октябрь (см. § 66 )
Примечание 1. Это образование сравнительно поздно, поэтому в поэтах и в ранней латыни либо мужская, либо женская форма этих прилагательных иногда использовалась для обоих полов.
coetus alacris (Энн.)
В других нет отдельной мужской формы вообще, и они отклоняются, как levis (см. § 116 ниже).
faenebris , fūnebris , illūstris , lūgubris , mediocris , muliebris
Примечание 2 — Celer , celeris , celere , swift, имеет родительный падеж множественного числа celerum , используемый только как существительное, обозначающее воинское звание.Имя собственное Celer имеет аблатив в -e .
116. Прилагательные двух окончаний отклоняются следующим образом.
Примечание. Прилагательные, состоящие из двух и трех окончаний, иногда имеют аблатив в -e в поэзии, редко в прозе.
117. Остальные прилагательные 3-го склонения — это основы согласных; но большинство из них, кроме Comparatives, имеют следующие формы i-ножек: 2
- -ī в аблятивном падеже единственного числа (но часто -e ).
- -ia в именительном падеже и винительном падеже множественного числа среднего рода.
- -ium в родительном падеже множественного числа.
- -īs (а также -ēs ) в винительном падеже множественного числа мужского и женского рода.
В остальных случаях они следуют правилу для согласных основ.
а. Эти прилагательные, за исключением основ в l- или r- , образуют именительный падеж единственного числа от основы путем добавления s.
atrōx (шток atrōc- + s )
egēns (шток egent- + s ) 3
г. Сюда относятся настоящие причастия в -ns (основа nt- ). 3
месяца , месяца
Они отклоняются как egēns (см. § 121 ).
118. Прилагательные одного прекращения отклоняются следующим образом.
119. Другими примерами являются следующие.
Примечание. Из них vetus изначально имеет s-образный вынос. В большинстве s-основ r также вторгся в именительный падеж.
bi-corpor (для † bi-corps )
dēgener (для † dē-genes )
2. Подробную информацию см. В § 121 .
3. Стебли в nt- опустить t перед именным числом -s
Слово | Полное значение | |||
NÔMEN | (1) имя (как субъект)(2) имя (как прямой объект) | |||
NÔMINIS | имени | |||
NÔMINÎ | К / на имя | |||
NÔMINE | По названию | |||
NÔMINA | (1) имена (как субъект)(2) имена (как прямой объект) | примечание множественного числапримечание множественное число | ||
NÔMINUM | Имен | примечание множественное число | ||
NÔMINIBUS | (1) Кому / для имен(2) По фамилии | примечание множественного числапримечание множественное число |
Вернуться к домашней странице с инструкциями по латыни Парадигмы | перед просмотром этой страницы убедитесь, что у вас есть учетные карточки, которые вам нужны.У вас должен быть набор 1-го и склонение существительные карты, по одной карте для 1-го склонения, 2-го склонения мужской род и 2-е склонение среднего рода (если вы еще не дошли до 2-го склонение средний, это все равно будет иметь смысл). вам также понадобится набор 1-го и 2-го склонение прилагательных карт. Один должен быть обозначен ЖЕНСКИЙ, другой МАСКУЛИННЫЙ, и один НЕЙТЕР. Окончания будут идентичны картам существительных, перечисленным выше. (окончания прилагательного женского рода = окончания существительного в первом склонении, мужской род окончания прилагательного = 2-е склонение, окончания существительных и среднее значение прилагательного endings = окончания 2-го склонения). Как только у вас будут эти 6 карт впереди из вас будет иметь смысл следующее: ПРИЛАГАЮЩИЙ / СУЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ (ПЕРВОЕ / ВТОРОЕ ОТКЛОНЕНИЕ) На латыни прилагательные и существительные согласуются в РЕГИСТРЕ, ЧИСЛО и ПОЛ. Опознать очень легко пары прилагательное / существительное на латыни или правильные окончания Пары прилагательное / существительное при переводе фраз на латынь. НО ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ Сделайте ошибку, думая, что они должны «выглядеть одинаково».Следовать эти простые шаги: 1. идентифицировать случай и число существительного по окончанию (для этого необходимо знать склонение) fuller объяснение 2. определить пол существительное более полное объяснение 3. проверьте окончание прилагательное: должно соответствовать существительному в падеже , число , и пол подробное объяснение 1.Всегда сначала ищите существительное, потому что существительные имеют род, который никогда не изменения. Первое, что вам нужно знать о любом существительном в любом предложении, — это what склонение , которому он принадлежит. Это важно, потому что вам нужно знать на какую учетную карточку ссылаться (в голове или в кармане), чтобы вы могли точно определить падеж и число существительного по его окончанию (например, если Вы не знаете, какое склонение перикулума, перикулы принадлежит, вы можете неправильно идентифицировать перикула как именительный падеж единственного числа первого склонения, когда на самом деле это именительный падеж или винительный падеж множественного числа или второе склонение .Посмотри, как опасно что может быть?) верх 2. Следующим шагом будет определение пола существительного. Это легко, так как существительные имеют род, который никогда не меняется. Что есть, то есть. Запомнить существительное пол, когда вы запоминаете его как словарное слово. Редко существительные будут обозначается как m / f, что означает, что оно может быть мужским или женским (canis, канис, м / ж — «собака» — вот такой пример в третьем склонении). верх 3.Наконец, проверьте окончание прилагательного: оно должно соответствовать существительному в падеже , номер и пол . Окончания прилагательного 1-го и 2-го склонения прилагательные очень похожи на окончания существительных в 1/2-м склонении (есть прилагательные третьего склонения, с удивлением услышал, как в 3-м склонении используются окончания существительных, вроде). Чтобы проверьте окончание прилагательного, откройте соответствующий указатель прилагательного card: пол — атрибут, который необходимо определить в первую очередь. пол существительного определяет род прилагательного, поэтому перейдите к , что индекс карта. Оказавшись там, проведите воображаемую линию либо в единственном числе, либо в столбец множественного числа и воображаемая линия через любой регистр существительного. Линии будут пересекаться в правильном окончании вашего прилагательного: top ПРИМЕР # 1: «умница» в именительный падеж единственного числа 1.puella, puellae — это существительное в первом склонении (мы знаем это, потому что родительный падеж этого слова оканчивается на -ae. Все слова чей родительный падеж единственного числа оканчивается на -ae существительные 1-го склонения). Когда мы смотрим на нашу первую индексная карточка склонения, мы видим, что -a окончание именительного падежа единственного числа. 2. Мы знаем, что пуэлла, -ae женское начало в пол, потому что мы его запомнили. 3. Теперь мы получаем доступ к нашим 1-м / 2-м склонение женский ПРИЛАГАЮЩИЙ индексная карточка.На этой женской гендерной карте нам нужно найти окончание, соответствующее именительному падежу единственного числа, и оно окажется a : женский прилагательные окончания 1-го / 2-го склонения
4.Ставим винительный падеж окончание прилагательного мужского рода единственного числа (-um) от корня прилагательного. Словарь прилагательного — бонус, -а, гм. Это обеспечивает форма именительного падежа единственного числа для всех трех полов, чтобы вы могли согласиться с ЛЮБОЙ родовой принадлежностью в ЛЮБОМ падеже и в ЛЮБОМ числе. Находим корень по удаление окончания у родительного падежа любого рода (легче всего полагаться на мужской род, так как он стоит на первом месте … именительный падеж — бонус, а родительный падеж будет boni, так что корень бон-).Теперь добавьте соответствующее окончание (мужской винительный падеж единственного числа) на корень … и у вас есть бонум. 5. Окончательная форма винительного падежа единственное число «хороший мальчик» затем пуэр бонум , как в этом предложении: Пуэлла puerum bonum Spectat. «Девушка наблюдает за хорошим мальчиком». верх Авторские права
2001 Дженис
Сигель,
Все права защищены дата последнего редактирования этой страницы:
29.06.2005 |
Обзоры латинской грамматики: склонения существительных
Как и почему мы узнаем то, что мы узнали о существительных
Каждое существительное имеет следующие атрибуты:
корпус : выбор есть именительный падеж , родительный падеж , дательный , винительный падеж , аблатив и звательный .Подробнее об этом на отдельном листе с пояснениями.
номер : варианты единственное число или множественное число .
пол: не путать с «пол», выбор пола — мужской ( не «мужской»), женский ( , а не «женский») и средний . Лишь в очень редких случаях можно угадать род существительного по сексуальность занятия или роли, которую он описывает: rex, regis ( m ) = король; femina, feminae ( f ) = женщина.
Каждый существительное также принадлежит к одной из пяти семейных групп, называемых «склонения».
как
существительные перечислены в словаре:
patria,
-ae, f., родина
Почему так ли важно знать форму родительного падежа единственного числа?
Каждый склонение имеет свой собственный набор окончаний для каждого из шести падежей ( падежей — еще один способ обозначить функцию, которую слово выполняет в своем предложении).Фактически, некоторые склонения имеют более одного набора окончаний (например, есть два набора окончаний для второго склонения, m и п). Четный если слова в склонении принадлежат к разному роду и, следовательно, имеют концовки, которые могут немного отличаться друг от друга (худшие — нейтральные виновник), все слова в одном склонении имеют одно значение в общее … окончание родительного падежа единственного числа (именно поэтому вы выучите родительный падеж единственного числа заканчивается, когда вы выучите новое словарное слово!):
склонение | родительный падеж единственное число |
1-й | — ae |
2-я | — ī |
3-й | — это |
4-я | — ūs |
5-я | — ēī |
нажмите здесь для доступа к учетным карточкам с полным набором окончаний для каждого склонения.
Словарь записи всегда предоставляют нам именительный падеж единственного числа слова, но часто дают только окончание родительного падежа единственного числа. Почему? Потому что это говорит нам, что корень (или основа) существительного одинаков во всем полное склонение существительного. Когда мы видим
Патрия,
-ae,
ф., родина
amicus, -i,
м. друг
умирает, -ei,
м. день
мы должен понимать это:
Патрия,
патриции
f., родина
amicus, amici,
м. друг
умирает, умирает,
м. день
Но это важно отметить случаи, когда нам дают форма родительного падежа единственного числа выписана, так как это сигнализирует об изменении корня от именительный падеж:
лет,
агри
м. поле
гомо, гомини,
м. мужчина
корпус, corporis,
н., корпус
Итак, форма родительного падежа единственного числа также важна, потому что она дает нам корень каждого существительного, который используется во всем склонении (даже если именительный падеж единственного числа отличается).
Почему так ли важно знать, к какому склонению принадлежит существительное?
ср нужно знать, к какому склонению принадлежит существительное, чтобы мы знали, к какой карточке посмотреть, чтобы интерпретировать окончание на нем, поскольку мы помним, что каждый склонение имеет свой набор окончаний:
Именительный падеж: Patria viri est in periculo. В Родина человека в опасности.
Родительный падеж: Viri patriae periculum non intellegere Possunt. В
Мужчины из страны не могут понять опасности.
Дательный падеж: Vir amorem patriae dat. В
человек отдает свою любовь своей стране .
Винительный падеж: Vir patriam amat. В
человек любит свою страну .
Аблатив: Viri ab patria pericula prohibuerunt. В
мужчин держали подальше от опасностей от своей страны .
Почему так ли важно знать пол существительного?
Каждое существительное имеет пол , который никогда не меняется (большинство склонений включает существительные разных полов, поэтому вам просто нужно запомнить пол каждого существительного, которое вы учить). Вот почему пол указан в словарной статье для каждого существительное:
Патрия, -ae, f., Родина
Вы необходимо знать род существительного, чтобы вы могли определить, является ли прилагательное модифицируя его — прилагательные и существительные согласовываются в падеже, числе и роде.Ты вы должны выучить это правило грамматики, чтобы вы НИКОГДА не угадали, какое существительное прилагательное модифицирует. Иногда вы можете подумать, что можете просто «вычислить» по смыслу «, но чаще всего вы ошибаетесь, и это плохо практиковаться со всех сторон.
Вири patriae magnae periculum non Intellegere Possunt.
В выше предложения, вы точно знаете, что magnae изменяет patriae потому что оба слова имеют родительный падеж , единственное и женское . magnae не может изменять никакое другое существительное в этом предложении, а не periculum (даже если «большая опасность» имеет смысл) или Viri (даже хотя «великие люди» тоже имели бы смысл). Выучите это простое правило и вам никогда не придется гадать.
Авторские права
2001 Дженис
Сигель,
Все права защищены
отправлять комментарии: Дженис Сигель (jfsiege @ ilstu.edu)
дата последнего редактирования этой страницы:
29.06.2005
URL
этой страницы :
словарный запас — Как найти основу любого слова?
Это зависит от того, что вы подразумеваете под «имеет точную форму». Если вы имеете в виду «имеет единую инвариантную форму», ответ, скорее всего, будет «нет». Согласно нескольким определениям «основы», латинские слова (включая существительные) могут иметь более одной основы (или, альтернативно, вы могли бы сказать, что основа слова может иметь более одной формы: немного сложно различить эти две возможности. ).Использование разных основ для разных форм слова называется «гетероклисис».
Различные определения термина «стержень»
Понятие «стебель» не совсем понятно / однозначно. Я знаю как минимум три различных определения:
Этимологическая / историческая лингвистика / сравнительная лингвистика: основа līber в историческом смысле — lībero- ; форма именительного падежа единственного числа исторически произошла от lībero-s через обморок и потерю s после r (как объяснено в «Типе A.»часть ответа Алекса Б. на вопрос, почему в некоторых прилагательных и существительных 2-го декларации» -er «буква» е «отсутствует?)
Это слово построено на единой основе / единственной форме в историческом смысле, но это верно не для всех слов. ИЕ существительные «гетероклиты» существовали; Пример потомка на латыни — iecur «печень». Этот тип гетероклитового существительного упоминается в ответах на вопрос, оканчивается ли какое-либо существительное на латинском языке на -r?
Синхронный анализ латинской морфофонологии в соответствии с некоторыми современными лингвистическими теориями: основание līber немного сложно проанализировать; один из вариантов — рассматривать это как синхронно гетероклитовое прилагательное в классической латыни, при этом мужское именительное число построено на основе согласного конца līber- , а другие мужские формы построены на основе окончания гласного lībero- .Похоже, этот анализ был бы принят Cser 2016, который ссылается на мужское именительное падеж единственного числа piger как построенное на основе pigr-, без гласной в конце основы (стр. 129), несмотря на использование of [ō] в аблативе единственного числа pigrō.
Ответ Дракона указывает на то, что «основа» использовалась в некоторых источниках для обозначения другого понятия, аналогичного тому, что в двух других подходах назвали бы «корнем» или «основанием» существительного.Я не уверен, в каких именно источниках используется это определение. В педагогических контекстах это могло длиться дольше, чем в лингвистических текстах.
Гетероклизы подробнее
Одним из ярких примеров гетероклитного латинского существительного является vās : аблатив единственного числа vāse построен на основе vās-, , а родительный падеж множественного числа vāsōrum построен на основе vāso-. (Исторически объяснение в этом случае состоит в том, что различная основа происходит от «побочной» формы существительного; Льюис и Шорт говорят, что в антиклассической латыни vāsum существовали как отдельная форма именительного падежа единственного числа.Но в классической латыни основы vās- и vāsō- стали использоваться в дополнительных контекстах, что позволяет анализировать vāse и vāsōrum как формы одного существительного. Я обычно видел это существительное, описываемое как имеющее основу vās- в единственном числе и vāso- во множественном числе, хотя именительный / винительный падеж множественного числа vāsa формально неоднозначен: он будет выглядеть одинаково независимо от того, представлены vās- + -a или vāso- + -a ).
Ряд других латинских существительных могут или не могут быть проанализированы как «гетероклит» в зависимости от того, как вы относитесь к идее «основы». Эта проблема возникла в ходе обсуждения, которое я вел с Йоонасом Илмавирта после ответа, который он отправил на вопрос . На какие согласные могут заканчиваться корень существительного? Многие существительные третьего склонения показывают i в родительном падеже множественного числа (перед окончанием -um ), но не в большинстве других форм (например, vermis имеет родительный падеж множественного числа vermium, , который, кажется, построен на выносе vermi-, , но винительный падеж vermem и аблатив verme, , которые, кажется, построены на стержне verm- ).
Основы именительного падежа единственного числа
Ситуация становится еще более сложной, если вы попытаетесь включить в анализ именительные формы единственного числа; по этой причине я видел ряд педагогических текстов, в которых не делается попыток связать форму именительного падежа единственного числа с корнем, но в которых именительный падеж единственного числа просто представлен как форма, которую необходимо запомнить как единое целое. Тем не менее, с этимологической и, возможно, даже с синхронической точки зрения, почти все латинские номинативные формы единственного числа фактически могут быть проанализированы как составленные из основы и суффикса.
Согласно теориям, которые используют определения 1 или 2 термина «основа», латынь имеет суффикс именительного падежа единственного числа с довольно небольшим количеством вариативных форм или алломорфов: в основном -s, -∅ и -m. (Cser 2016 перечисляет еще один алломорф, -ēs, , чтобы учесть некоторые существительные третьего склонения (стр. 127)). Форма этого суффикса морфологически обусловлена родом существительного, а фонологически — формой окончания основы существительного (например, существительные с основанием, оканчивающимся на-).
Обратите внимание, что я не включил -r в свой список форм суффикса именительного падежа единственного числа. Насколько мне известно, в латыни нет слов, оканчивающихся на -er , которые были бы проанализированы как имеющие основу, оканчивающуюся на -e. Если вам знаком этот факт, вы можете определить, что līber не имеет основы lībe.
Для некоторых слов основа именительного падежа единственного числа может быть проанализирована как то же самое, что «лежащее в основе», как основа других форм, даже если на «поверхности» оно выглядит иначе.Например, форма именительного падежа единственного числа rēx может рассматриваться как построенная синхронно на той же основе rēg- , что и другие формы этого существительного. Объяснение состоит в том, что rēg- + -s становится rēx согласно известным правилам комбинирования латинских звуков: g превращается в k перед s.
Я помню, как встречался с теориями, которые использовали другой подход к объяснению различных фонетических форм, подобных этой (я забыл, где и какой язык обсуждался): вместо этого мы могли бы сказать, что основа существительного rēx «хранится» с двумя алломорфами. , rēg и rēk , и что существуют правила, которые принимают эти два алломорфа в качестве входных данных и выбирают соответствующий алломорф (вместо того, чтобы брать rēg в качестве входных данных и превращать его g в k ).Однако в большинстве контекстов это различие немного раздражает. Cser 2016 говорит, что «основанная на правилах» структура, принятая в этой диссертации, просто для удобства.
«Основа» (по умолчанию 1 или 2) рассматривается как включающая в себя «тематический гласный»
Согласно определениям 1 или 2, «основа» существительного включает «тематический гласный» / «тематический гласный». Например, servus — существительное с «o-основой», поэтому основа будет оканчиваться на o: servo- . (Если я правильно помню, с этимологической точки зрения, я думаю, что только существительные второго склонения имеют основы, оканчивающиеся на «тематический гласный»; первое склонение — основание существительных и четвертое склонение и — стволовые существительные происходят от форм PIE, оканчивающихся согласным звуком, который использовался в истории латыни).Грамматика Аллена и Гриноу, которая, кажется, использует очень основанное на этимологии определение «основы», говорит, что servus имеет «основу» serv- и «основу» servo- (27a).
Форма, которую мы получаем при усечении гласной ( serv- ), будет называться «корнем».
Согласно определению 2, латинские корни в этом смысле действительно демонстрируют некоторую алломорфность: например, в именительном падеже единственного числа servus мы находим [servu] (с сокращением u ), а не [servo].Это объяснимо с точки зрения диахронических звуковых изменений, но правильный синхронный анализ не обязательно совпадает с диахроническим объяснением. Основной гласный может (кажется) полностью исчезнуть в некоторых формах, например, в аблативном / дательном падеже множественного числа servīs. Один возможный синхронный анализ (приведенный Cser 2016) состоит в том, что servīs делится на конечную основу гласного servo- и суффикс начала гласного -īs, с морфофонологическим процессом удаления гласных, что приводит к отсутствию [o] или [ō] в поверхностной форме servīs. Если я правильно помню, историческое развитие несколько иное: я думаю, что ī в подобных формах происходит от более ранних дифтонгов oi (или для существительных на основе основы, ai ), которые были ослаблены за пределами первый слог на ei, который позже стал монофтонгом на [ī].
Подобный анализ часто используется при лингвистическом анализе романских языков, современных потомков латыни.