Содержание

Ария | Belcanto.ru

Категории словаря

АРИЯ (итал. aria, англ. и франц. air) — жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преимущественно песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценическим действием, ария как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом ария обладает более сложным, многочастным строением.

Термин «ария» встречается в западноевропейской музыке уже в 15 в. Во Франции с 16 в. арией называли обычную строфическую песню, с нач. 17 в. — инструментальные пьесы танцевального или песенного характера (air francaise). К этому времени во французской музыке получают распространение арии для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вокальные арии. Появляются разновидности сольной вокальной арии: придворная ария (air de cour), серьёзная ария (air serieux), духовная ария (air spirituelle) и т. п.

Близкие по жанру вокальные пьесы, но в многоголосном изложении, входят в сборники английских композиторов Т. Морли («Canzonets or little short airs to five and six voices», 1597), Дж. Дауленда («The first book of songes or ayres…», 1600). Некоторые французский композиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму арии, включая в неё дополнительные куплеты с вариациями (т. н. дубли).

В качестве инструментального номера французские композиторы вводят арию в балеты, балетные интермедии. Танцевальные пьесы под названием ария встречаются в балетной музыке австрийский композитора И. Г. Шмельцера.

Немецкие композиторы (не без французского влияния) в середины 17 в. включают инструментальную арию как самостоятельную часть в оркестровые сюиты: впоследствии такие арии создавали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (например, знаменитая флейтовая ария из оркестровой сюиты D-dur).

Иное направление в развитии арии, ведущее к современным её формам, связано с эволюцией итальянской камерной вокальной и оперной музыки 17-18 вв. Зачатки этого типа арии содержатся в мадригалах Дж. Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601-1602) и в первых операх флорентинских музыкантов (Я. Пери и др.). В этот период становления арии (1600-50) возникают её различные виды — от одноголосной мелодии (средней между речитативом и кантиленой), порой приближающейся к более позднему ариозо или некоему подобию канцонетты с несколькими контрастирующими разделами, до арии, основанной на basso ostinato. Такие арии встречаются у Я. Пери («Le varie musiche а 1, 2 e 3 voci», 1609), А. Гранди («Cantate ed arie a voce Solo», 1620), С. Ланди («Arie a una voce», 1620) и др.

Последующий этап развития арии (1650-1750) связан в первую очередь с итальянским оперным искусством. В итальянской опере вырабатываются виды и формы арии как лирической кульминации оперы, кристаллизуются функции арии как музыкального центра оперного произведения, тогда как в речитативе обычно концентрируется драматическое действие. Второстепенным персонажам поручаются более простые арии песенно-танцевального склада, ведущим — более сложные и развитые, содержащие повторы текста и включающие речитативы и колоратуры.

Складывается типичная форма большой трёхчастной арии — т. н. ария да капо (aria da capo), в которой 3-я часть является повторением 1-й (aba). Ранние образцы арий да капо встречаются у К. Монтеверди. В его опере «Коронация Поппеи» (1642) ария — драматическая сцена, музыкальный характер которой целиком подчиняется содержанию текста. Дальнейшее развитие итальянской арии да капо связано с творчеством Л. Росси, Ф. Кавалли, М. Чести.

В неаполитанской оперной школе, в которой сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития искусство сольного пения (см. Бельканто), ария да капо принимает иной характер. У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободная реприза которой дала певцам широкие возможности импровизации, показа блестящего вокального мастерства.

Появляются и арии с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако круг эмоций, находящих отражение в арии, остаётся ограниченным. Обычно она воплощает один типический образ, выражает одно настроение.

Различаются: характерная ария (aria di caratterе — энергичная, патетическая), певучая ария (aria cantabile — элегическая, с украшениями), бравурная ария (aria di bravura — виртуозная, колоратурная) и др. Оттеснение на второй план музыкально-драматического содержания оперы-сериа вокальной виртуозностью приводит к схематизации арии, что свидетельствует о кризисе этого оперного жанра.

Французской оперной арии того же периода присущи простота структуры, песенность. Итальянская ария, проникшая во Францию, в отличие от французской называлась ариеттой. В немецкой музыке были распространены французский и итальянский типы арии (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовались популярностью простые, песенного характера строфические арии, обычно с ритурнелем.

Тип итальянской арии с участием концертирующих инструментов получил высокохудожественное претворение в кантатном и ораториальном творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итальянская ария да капо оказала влияние и на развитие инструментальной музыки: её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формирования инструментального тематизма, а 3-частность подготовила соответствующее построение первых частей (Allegro) ранних симфонических циклов (симфонии Й. Гайдна).

Важнейшим рубежом в развитии арии явилась оперная реформа К. В. Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния (аффекты), ария превращается в органический элемент музыкально-драматического действия, передаёт всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации.

У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержанием и органически связываются с действием. Появляются новые виды арии (например, концертная ария с инструментальным сопровождением, представленная в творчестве композиторов венской классической школы).

Типы оперных арий были обогащены каватиной (в итальянской опере-буффа, сыгравшей значительную роль в развитии формы арии), арией-рондо, позднее, динамичной арией-стретто. На основе органического сочетания свободной разработки, речитатива и сильно изменённой репризы арии да капо складывается более сложная форма «вокальной сцены» («сцена и ария», «речитатив и сцена», «сцена и каватина» и т.п.).

Типичные вокальные сцены встречаются в операх композиторов 1-й пол. 19 в. — К. М. Вебера, Дж. Мейербера, Дж. Верди (в среднем периоде его творчества), использующих в драматических целях последовательное соединение контрастирующих речитативных и песенных форм (баллады, романса, каватины). Ограничивается применение колоратур (за исключением произведений некоторых итальянских композиторов — В. Беллини, Г. Доницетти), вокальная мелодия более органично следует за эмоциональными нюансами текста, в котором начинает преобладать нестрофическая форма изложения.

В зрелых операх Р. Вагнера и поздних операх Дж. Верди деление на арию и речитатив отсутствует; ясно оформленные арии встречаются лишь изредка и тесно связаны с действием, ситуацией. Во 2-й половине 19 в. ария получает новое развитие в жанре французской лирической оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце 19 — начала 20 вв. — в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж. Пуччини.

На формировании самобытных черт русской арии сказались особенности становления русской национальной оперы, которая складывалась в 18 в. в основном как бытовая комическая опера из народной жизни. Широкое использование композиторами народной крестьянской и городской песни, а также бытового романса как средств жанровой характеристики музыкально-сценических образов оказало влияние на интонационный строй арии, отчасти и на её структуру.

Вместе с тем в ранних русских ариях заметно и плодотворное воздействие сложившихся художественных традиций зарубежного оперного искусства. Первые художественно-весомые образцы русской арии представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича («Несчастье от кареты», пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (например, героическая ария Боеслаевича из оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич», пост. 1786; лирическая ария Соретты и арии Фолета из комической оперы «Американцы», пост. 1800).

Дальнейшая эволюция арии связана с процессом интонационного обновления музыкального языка в русской опере 1-й трети 19 в. Так, в ариях, написанных С. И. Давыдовым к «Русалке» Ф. Кауэра (1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы (ария-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённой оперы, использующей интонации русской протяжной песни, намечены линии развития, ведущие к ариям Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки) и Княгини («Русалка» Даргомыжского). Романтические тенденции характерны для некоторых арий в операх К. А. Кавоса.

На арии сказалось также влияние водевиля, народно-бытовой интермедии и дивертисмента. Арии применяется в оратории («Минин и Пожарский» С. А. Дегтярёва, 1811), в театральной музыке (например, «Эсфирь» О. А. Козловского, 1816). Этот исторический период развития арии завершается в творчестве А. Н. Верстовского, создавшего в своих операх замечательные образцы мелодически-характерной и эмоционально-насыщенной романтической арии («Аскольдова могила», 1835).

Расцвет арии в русской оперной музыке связан с оперным творчеством М. И. Глинки. Ария занимает важнейшее место в произведениях Глинки и других русских композиторов-классиков, придававших большое значение мелодическому обобщению, вокальной мелодике. Нередко эти композиторы используют традиционную 2- и 3-частную форму арии, однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием.

Мелодика арий русских классических опер глубоко национальна, опирается на интонационные богатства русской народной песни. Русские оперные арии отличаются особенно тесной связью с действием; порой они представляют собой обобщение интонаций предшествующих речитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линии музыкального развития; это позволяет говорить о вокальном симфонизме русских классических опер.

У Глинки мелодика арий отличается особой пластичностью, широкой распевностью (например, ария Ивана Сусанина «Ты придёшь, моя заря»), у А. С. Даргомыжского в ариях песенность, напевность обогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонации городской бытовой песни (первая ария Мельника из «Русалки»), у П. И. Чайковского темы арий драматичны и импульсивны. Развитие внутри арии в произведениях М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариационной «перекраской» музыкальной мысли (баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила»), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает из начального мотива-зерна (например, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»).

Наряду с русской классической арией своеобразные формы арии возникли в творчестве представителей национальных музыкальных культур дореволюционной России (Н. В. Лысенко и др.). Характерная для русских композиторов-классиков трактовка арии находит продолжение и развитие в лучших операх советских композиторов (у С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Совесткие композиторы используют и специфические виды арии (ария-рассказ, ария-монолог, ария — монологическая сцена). Широко применяли арии композиторы, участвовавшие в становлении советской национальной оперы (З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Р. М. Глиэр, М. Заринь и др.). Ария постоянно встречается также и в сочинениях ораториально-кантатного жанра.

Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952;Конен В., Опера и симфония, М., 1966; Goldschmidt H., Zur Entstehungsgeschichte der Arien- und Symphonien-Formen, «Monatshefte fьr Musikgeschichte», XXIII, 1901; Flegel В., Studien zur Arientechnik in den Opern Hцndeis, в сб.: Hцndel-Jahrbuch, II, Lpz., 1929; Godefroу J. V. L., Some aspects of the aria, «ML», XVII, 1936; Robinson M. F., The aria in opera seria. 1725-1780, в сб.: Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session. 1961-1962, L., 1962; Hjelmborg В., Aspects of the aria in the early operas of Fr. Cavali, в кн.: Natalicia Musicologie. Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962.

И. М. Ямпольский

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Главы из книг

что это в музыке? Лучшие образцы и подробно о том, как петь арию.

Сегодня речь пойдет об арии. Нет, не о легендарной рок-группе, а об арии, как составной части оперы, оперетты и других жанров классической музыки. Наверняка, для многих, кто читает эту статью, ария ассоциируется с чем-то скучным, с чем-то занудным. Но это далеко не так, это стереотипное мышление. Многие наши читатели, кто постарше, наверное вспомнят, как на уроках музыки в школе нам было скучно, когда учитель ставил нам пыльную пластинку с какой-то арией, заставляя слушать и анализировать музыку. Но, для тех, кто увлекается музыкой, не обязательно в академическом жанре, сведения об арии могут быть полезны и для чисто вокального опыта, и для общего музыкального кругозора.

Итак, ария — это в музыке, разберем что же это такое. Даже начинающие музыканты знают, что арию поёт только солист или солистка. Это — не хоровой жанр. Ария в целом представляется нам как законченное произведение по своей музыкальной форме. Где мы можем услышать арию? Она может звучать просто в вокальных концертах; думаю, все, кто хоть раз был в филармонии, знают как объявляют арию. Сначала называют композитора, потом из какой оперы эта ария и потом уже имя исполнителя.  В целом, даже как самостоятельный жанр, ария может жить полной музыкальной жизнью.

Также, ария может звучать в камерном формате, где только солист и аккомпаниатор за роялем. Ну и конечно, самый шик арии — это исполнение солистом вместе с симфоническим оркестром. Оперный композитор ставит себе задачу через формат арии максимально раскрыть персонажа своей оперы, оперетты или другого жанра! В одной опере у одного персонажа может быть сразу несколько арий.

Cамый шик арии — это исполнение солистом вместе с симфоническим оркестром

Зачастую, сначала исполняется ария, в которой мы знакомимся с героем оперы, а во втором акте в следующей своей арии персонаж раскрывается и через музыку рассказывает нам о своих переживаниях. Это, скажем так, традиционные лекала о том, какое место занимает ария в классической и оперной музыке. Представим, что у нас есть герой и героиня, и в 90% случаев за одну оперу каждый из них имеет от двух арий и обязательно один-два дуэтных номера. Ария — это в музыке максимально наполненное переживаниями произведение, которое исполняется главным героем внутри оперного спектакля.

Ну, а сейчас настало время познакомить наших дорогих читателей этой статьи с реальными примерами самых популярных арий в мировой и русской музыке. Готовьте свои ушки к прекрасной музыке и встречайте первый пример!

1) Многие фразы из легендарных опер, что называется “ушли в народ”. Кто не знает фразу:  “Смейся паяц над разбитой любовью?”. Ну, а откуда эти слова и из какой арии, тут уже возникают пробелы в знаниях. Блистательный композитор Руджеро Леонкавалло написал 20 опер, но его опера “Паяцы” вошла в пантеон самых прекрасных опер мира. Послушаем же эту великолепную арию в исполнении великолепного Лучиано Паваротти

2)  “Что день грядущий мне готовит?” — еще одна крылатая фраза из известнейшей русской оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Арию эту исполняет оппонент Онегина по сюжету, Ленский. Примечательно, что арию этот герой исполняет перед дуэлью. Своим голосом он раскрывает нам свои переживания, ведь не знает, встретит ли он завтрашний рассвет или нет! “Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?” Ария оставляет смысловые вопросы и в этом ее великолепие. Слушаем и наслаждаемся неподражаемым тенором Ивана Козловского!

3) “У любви как у пташки крылья, её нельзя никак поймать” — перевод страстной и зажигательной, пленяющей и волнующей арии Кармен из одноименной оперы Бизе. В этой музыкальной композиции персонаж Кармен раскрывается зрителям в полной мере. Мы слышим и чувствуем характер героини, её жизненный путь. Отметим здесь, что ария Кармен перекликается с хором. Насладимся же этой прекрасной музыкой, конечно в оригинале.

4) Еще одна прекраснейшая женская оперная ария достойна нашего внимания. Это ария Царицы ночи из оперы Моцарта “Волшебная флейта”. Сама по себе опера не является, безусловно, лучшей оперой Моцарта. И вряд ли неискушенный оперой зритель её знает. Но, наверняка, по первым же аккордам музыки многие узнают саму арию, да и как мы можем её не послушать, если её исполняла сама Мария Каллас?  Каллас в этой арии делает голосом такие вещи, что порой кажется, что она инопланетянка!

5) “Люди гибнут за металл” — всем прекрасно известная фраза из  оперы Гуно “Фауст”. Эту партию исполняет мифический персонаж Мефистофель, который поёт о том, что все люди мира чтят лишь золото, и все войны происходят из-за этого! Вечная истина, известная всем взрослым людям. По сюжету оперы, эта ария называется “Куплеты Мефистофеля”. Послушаем прекрасную музыку в русскоязычном варианте в исполнении Муслима Магомаева

Безусловно! Список прекрасных арий можно продолжать и продолжать бесконечно. Прослушав каждую из них вы, наверняка, поняли, что ария — это в музыке часть спектакля, которая требует огромной подготовки. Нужна постановка голоса, нужна прокачанная опора и в целом вокальный опыт. Я лично приглашаю каждого из вас, кто неровно дышит к арии и в целом к классической музыке, получить этот опыт у нас в школе вокала. Потому, что всегда хочется тянуться к легендам мировой музыки, всегда хочется учиться у гениев и сравнивать себя с ними. 

Запишитесь на бесплатный пробный урок вокала, чтобы стать ближе исполнению этой мечты.

Ария. Без нее почти никогда не обходится опера, на ней любят показа

 

Без нее почти никогда не обходится опера, на ней любят показать себя певцы, но она бывает и концертной, и даже инструментальной… О чем идет речь? Конечно, об арии!

Подобно многим другим музыкальным терминам, слово «ария» пришло из итальянского языка, и буквально оно означает «воздух» – подразумевается процесс дыхания, которое неразрывно связано с пением. Таким образом, ария – это то, что поют. Петь можно многое, и поначалу понятие это было довольно широким. В XV столетии, когда термин «ария» вошел в музыкальный обиход, им обозначали строфическую песню. В XVI-XVII веках арии – то есть вокальные сочинения – могли быть четырехголосными, но все-таки чаще встречались арии для одного исполнителя, которому аккомпанировал какой-нибудь музыкальный инструмент – это могла быть гитара или один из самых любимых и популярных инструментов того времени – лютня. Таким образом, в описываемую эпоху ария как жанр приобретает свои главные черты, которые будут присущи ей и впоследствии: сольное вокальное произведение с аккомпанементом.

В разных странах развитие арии идет своим чередом. Во Франции она обретает несколько разновидностей – «серьезная», «придворная», «духовная». Иногда в арию включаются так называемые «дубли» – куплеты с вариациями, таким образом, форма ее становится более сложной и интересной. Но французским композиторам принадлежит еще одно важное новшество – во Франции арией стали называть напевные инструментальные эпизоды, которые включались в балетные интермедии. Подобная практика французов повлияла на композиторов Германии, которые стали включать инструментальные арии в сюиты – так поступали, например, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

А что же происходило в Италии – стране, которая традиционно считается цитаделью вокального искусства? Здесь развитие арии было связано прежде всего со становлением оперы – и с этого времени ария не будет исчезать из оперы очень долго. Арии в первых итальянских операх были разными – иногда они сочетали кантиленность с признаками речитатива, иногда содержали контрастные разделы. Но во второй половине XVII столетия уже можно говорить о некотором «разделении функций» в опере: если драматическое действие сосредотачивается в речитативах, то арии отводится роль лирической кульминации – она призвана выразить чувства героя, на время «остановив» развитие действия. Какой будет ария, зависело от того, в уста какого персонажа она вкладывалась. Второстепенным персонажам приходилось «довольствоваться» ариями песенно-танцевального характера, главным героям доставались арии более сложные, развернутые, с колоратурами. Вокальным эффектам могла «приноситься в жертву» поэтическая сторона: содержание арии как таковое излагалось в первой строке, а в дальнейшем слова могли повторяться так, как требовала того музыкальная форма.

Как правило, оперные арии в это время писались в трехчастной форме da capo, что значит – «с начала» (подразумевалось точное повторение первого раздела после второго – композитор даже не выписывал третий раздел, а просто помечал – «с начала»). Но просто взять и повторить первый раздел певец не мог – он должен был украсить мелодию эффектными вариациями (эффектность арии напрямую зависела не только от того, что написал композитор, но и от умения певца импровизировать, и с этой точки зрения мы никогда не сможем узнать, как именно звучали арии того времени – ведь нотная запись не сохраняет импровизаций). Средний раздел отличался от крайних по ладу, а иногда и по темпу. Возникают типы арий – энергичная характерная ария, элегическая ария cantabile, скорбная ария lamento, виртуозная бравурная ария. Наряду с оперными ариями существовали арии концертные. Кроме того, арии входили в состав ораторий (как известно, этот жанр создавался «по образу и подобию» оперы), кантат, пассионов – словом, любых многочастных вокальных произведений с участием солистов.

Главным недостатком арий da capo было то, что они снижали драматический накал действия (такая опасность становилась особенно очевидной, когда исполнители сверх меры увлекались вокальной виртуозностью). Уже у Клаудио Монтеверди – в опере «Коронация Поппеи» – мы встречаем арию совершенно иного типа, напоминающую драматическую сцену. И, конечно, облик оперных арий меняется во второй половине XVIII столетия – и тон этим переменам задавала оперная реформа Кристофа Виллибальда Глюка: возникают арии двухчастные, рондобразные, ариозные речитативы, развернутые арии-сцены. Новые разновидности арий появляются в XIX веке – динамичная ария-стретто, каватина. Срастаясь с предшествующим ей речитативом, ария часто образует вокальную сцену.

Со временем ария перестает быть «королевой оперы» – например, во многих операх Рихарда Вагнера мы уже не найдем привычного деления на речитативы и арии. Разумеется, нет места ариям в таких операх, как «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси с ее непрерывным течением музыки, без деления на номера. Но и в ХХ веке композиторы, создавая оперы, не отказывались от арий – достаточно вспомнить, например, прекрасную арию Кутузова из оперы Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Что такое ария в музыке и как ее спеть? Топ-5 самых популярных арий | Вокал и Гитара — Easyvoice5.ru

Расскажу уважаемым читателям о том, что такое Ария. Для многих это просто название известной рок-группы))), но на самом деле Ария — это составная часть оперы, оперетты и других жанров классической музыки.

Чтобы научиться петь арии или группу «Ария» — смотрите наш видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>

Уроки музыки и ария

Читатели старше 30-40 лет, наверное, вспомнят, как на уроках музыки в школе учитель заставлял слушать оперную музыку. Оперная музыка требует подготовки и образования, детские неподготовленные уши вообще плохо воспринимают академическое пение и любят простоту, которой так много в эстраде.

Так вот, ария — это важнейшая часть оперы.

Что такое ария?

Ария — это законченное музыкальное произведение внутри оперы, ее поёт солист или солистка. Обычно в арии герой выражает свои переживания, а также рассказывает о происходящих событиях.

Это — не хоровой жанр, сольный.

Где мы можем услышать арию?

Ария часто может звучать на вокальных концертах. Нет сомнений, что все, кто хоть раз был в филармонии или опере, знают, как объявляют арию: ФИО композитора и название оперы.

Как самостоятельный жанр ария может жить полноценной музыкальной жизнью.

Оперная или «эстрадная» ария может звучать в камерном формате, где только солист и аккомпаниатор за роялем. Разумеется, самый шик арии — это исполнение солиста в сопровождении симфонического оркестра.

Оперный композитор ставит себе задачу через формат арии максимально раскрыть персонажа своей оперы, оперетты или другого жанра!

В одной опере у одного персонажа может быть сразу несколько арий.

Что самое главное в арии?

Сначала исполняется ария, в которой мы знакомимся с героем оперы, а во втором акте в следующей своей арии персонаж раскрывается и через музыку рассказывает нам о своих переживаниях.

Это, очевидно, классическая оперная форма, которая соблюдалась на протяжении сотен лет, и не просто так — потому что это круто работает! Представим, что у нас есть герой и героиня, тогда в 90% случаев за одну оперу каждый из них имеет несколько арий и один-два дуэтных номера.

ТОП-5 самых популярных арий

А теперь приведу в качестве примера пять моих самых любимых арий.

Опера «Паяцы»

Многие строчки из легендарных опер, что называется, «ушли в народ». Кто не знает строчку: «Смейся паяц над разбитой любовью?».

А откуда эти слова, и из какой арии? Тут уже возникают пробелы в знаниях.

Блистательный композитор Руджеро Леонкавалло написал 20 опер, но его опера «Паяцы» вошла в пантеон самых прекрасных произведений мира. Послушаем же эту великолепную арию в исполнении великолепного Лучиано Паваротти:

«Евгений Онегин»

«Что день грядущий мне готовит?» — еще одна крылатая фраза из известнейшей русской оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Арию эту исполняет противник Онегина по сюжету — Ленский.

Примечательно, что арию этот герой исполняет перед дуэлью. Своим голосом он раскрывает нам свои переживания, ведь не знает, встретит ли он завтрашний рассвет или нет:

«Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?»

Ария оставляет вопросы — и в этом ее великолепие. Слушаем и наслаждаемся неподражаемым тенором Ивана Козловского:

«Кармен»

«У любви, как у пташки, крылья, её нельзя никак поймать» — перевод страстной и зажигательной, пленяющей и волнующей арии Кармен из одноименной оперы Бизе.

В этой музыкальной композиции персонаж Кармен раскрывается зрителям в полной мере. Мы узнаем характер героини, её жизненный путь. Отметим здесь, что ария Кармен перекликается с хором.

Насладимся же этой прекрасной музыкой, конечно, в оригинале:

«Волшебная флейта»

Еще одна прекраснейшая женская оперная ария достойна нашего внимания. Это ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Сама по себе опера не является, безусловно, лучшей оперой Моцарта. И вряд ли неискушенный оперой зритель её знает.

Но, наверняка, по первым же аккордам музыки многие узнают саму арию, да и как мы можем её не послушать, если её исполняла сама Мария Каллас?

Каллас в этой арии делает голосом такие вещи, что порой кажется, что она инопланетянка:

«Люди гибнут за металл»

«Люди гибнут за металл» — всем прекрасно известная фраза из оперы Гуно «Фауст».

Эту партию исполняет мифический персонаж Мефистофель, который поёт о том, что все люди мира чтят лишь золото, и все войны происходят из-за этого! Вечная истина, известная всем взрослым людям.

По сюжету оперы, эта ария называется «Куплеты Мефистофеля».

Послушаем прекрасную музыку в русскоязычном варианте в исполнении Муслима Магомаева:

А вообще — список прекрасных арий можно продолжать и продолжать бесконечно. Приятных вам музыкальных находок!

Артем Осадчий, автор школы «Петь Легко».

Хотите петь красиво? Пройдите наш бесплатный

курс «5 уникальных техник речевого пения» >>>

========================

Наши лучшие статьи:
Что такое сопрано в музыке? Примеры из классики и эстрады
Что такое баритон в музыке? Лучшие певцы-баритоны 🧔🏻

Всезнайка


Всезнайка «Коломбин`а» предлагает в «ВКонтакте» обсудить один очень важный вопрос, который меня давно волнует. Всезнайка: «У любого начинающего певца рано или поздно возникает вопрос: зачем нужна нотная грамота? Ведь можно учить музыкальные произведения по слуху, «с голоса» или с аудиозаписи. А что думаете об этом вы? Стоит ли напрягаться?»  

Время танцевать!

Время танцевать!

Все о вокале

«Лучшее в мире образование – смотреть на то, как работают мастера». Майкл Джексон 

Нотная грамота для вокалиста

— Папа, а что такое ноты?
— Понимаешь, сынок, это такой MIDI-файл, только на бумаге…

Музыкальный словарь

 «Музыка — универсальный язык человечества.» Генри Лонгфелло

Открытые занятия

Учитель музыки грозит ученику:
— Предупреждаю, если ты не будешь вести себя нормально, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант!

Стихи о музыке

«Музыка всюду живёт.»
 Вадим Семернин

Юмор

«У злых людей нет песен.»
Иоганн Зейме

Куда пойти учиться

Первый урок в музыкальном училише по классу бас-гитары:
— Первая струна — СОЛЬ
Второй урок: — Вторая струна — РЕ
Третий урок: — Третья струна — ЛЯ
Студент пропадает на полгода. Через полгода:
Педагог: — Где Вы были! Скоро же экзамены!!! Студент: — Как где? На гастролях.

Слушаем классику

Беседуют новые русские.
— Кто такие Вивальди и Бах? — спрашивает один другого.
— Да, это пацаны, которые музыку для «мобильников» пишут..



Ария | Classic-music.ru

Вы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене — Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя — полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа.

Слово «ария» итальянского происхождения и означает — песня. Можно вспомнить много арий: лирическую — Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», героическую — Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную — Виолетты из третьего акта оперы Верди «Травиата». При всем их разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет.

Ариозо — как и ария — сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо — скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие. Например, ариозо Ленского «В Вашем доме». Произошло непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных.

В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина.

Ариетта (по-итальянски arietta — маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную, мелодией.

Л. В. Михеева


Если я вам сообщу, что aria по-итальянски — песня, вы не совсем удовлетворитесь этим ответом, потому что песня — это песня, а вот ария — это всегда «ария из оперы». Да. Почти всегда.

Но, прежде чем спорить, давайте сойдемся на том, что ария — это жанр вокальной музыки. Таким образом, ни с песней, ни с «арией из оперы» противоречий нет. Любопытно, однако, что слово «ария» появилось лишь в XV веке, хотя песни существуют с незапамятных времен. Вместе с тем это слово возникло раньше, чем опера. Тому, кто чувствует загадочность существа арии, небезынтересно, видимо, узнать, что не только в итальянском, но в английском и французском языках это слово имеет еще два устойчивых значения: свежий воздух и внешний облик. Бесполезно ломать голову и искать сходство, нечто общее во всех этих значениях, считают одни. Здесь что-то есть, слишком много для простых совпадений, думают другие. Наверное, можно написать целое детективное расследование о происхождении и бытовании в европейском музыкальном искусстве понятия «ария», но я ограничусь пока тем, что хорошо известно и следует знать культурному человеку.

В эпоху Возрождения ариями стали называть вокальные пьесы, сочиненные на специально написанный стихотворный текст. (В этом их отличие от народных песен, в которых слова и музыка рождаются одновременно.) Это было нечто вроде романса в XIX веке. И подобно тому, как романсами иногда называют инструментальные пьесы певучего характера, так и арии бывали инструментальными. Это совершенно не мешало тому, чтобы их мелодии носили танцевальный характер. Если продолжить историческую параллель с романсом, то ведь и романсы часто бывали в виде вальса, мазурки, танго и т. п. В зависимости от своего предназначения арии могли быть «придворные», «серьезные», «духовные» и т. п.

К моменту появления оперы (в самом конце XVI века) ария была уже столь популярна, что вошла в оперу как нечто само собой разумеющееся. Действительно, как могла обойтись без нее «омузыкаленная драма»? Однако это событие в истории арии решительно изменило всю ее жизнь. Отныне она потеряла свою самостоятельность и стала частью оперы. Впрочем, это внешнее «закабаление» арии, ее подчиненность раскрыли для нее необъятную свободу форм и образов. Эта свобода и дала арии возможность выжить, несмотря на те огромные изменения, которые произошли в стилях и жанрах за четыре века существования оперы.

Более того, внешняя подчиненность арии опере обернулась ее внутренним господством. Опер без арий не бывает. В ариях сосредоточена самая красивая, самая выразительная, самая значительная музыка опер.

М. Г. Рыцарева

Оперные арии (виды) | Опера и вокал

Кабалетта, стретта, ариозо…

Номерная опера  долго господствовала в мировом музыкальном искусстве. Номерной она называется потому, что может быть с легкостью разбита на номера — арии героев оперы. Таковы оперы эпохи барокко (в которых количество арий могло превышать все разумные пределы), оперы эпохи романтизма (Беллини, например), оперы классицизма (Моцарт, конечно), оперы Верди (кроме поздних) и многие другие. С появлением Вагнера произошла некоторая революция, после которой стала высоко цениться сквозная опера, из которой сложно или невозможно выделить отдельные номера.

Когда опера была номерная, в ней могли быть написаны арии для каждого героя. Для главных действующих лиц композиторы сочиняли по несколько сольных номеров. Естественно, такое многообразие не могло называться одним словом «ария». На самом деле, есть классификация оперных арий, и певцу неплохо бы разбираться в ней.

Итак, есть основной вид сольного номера — ария. Это полностью законченный, самостоятельный эпизод в опере (или оратории), который с легкостью может быть из нее взят для отдельного исполнения. Ария наиболее полно характеризует героя. По продолжительности ария может быть разной. Например, aria da capo, распространенная в старинных opera-seria, состоит из первой части, средней и повторения первой части, но с вариациями, пример арии да капо — Гендель «Lascia ch’io pianga«. В эпоху барокко вариаций было столько, что концертмейстер мог спокойно попить чаю, пока певец выводит колоратуры. Большая ария подразумевает медленную и быструю части (такие арии поют на последних турах вокальных конкурсов). Арии может предшествовать сцена, то есть речитативный эпизод. Примеры арий из опер: Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» Пуччини, ария Хозе с цветком из «Кармен», две арии Церлины из «Дон Жуана» Моцарта, ария дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» и т. д.

Часто главному герою дается две арии, вторая из них может быть менее развернутой. В таком случае номер называется «ариозо«. Он более насыщенный, чем речитатив, тоже может быть с легкостью изъят из оперы для исполнения на концерте. Чаще всего ариозо описывает реакцию героя на происходящие события. Так же ариозо встречается в больших дуэтных сценах (сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты»). Примеры у Чайковского: ариозо Германа «Прости, небесное созданье«, ариозо Ленского «Я люблю вас«, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна» и т. д.

Близко по значению к ариозо примыкает ариетта. Она имеет более простую мелодию песенного характера. Ариетта распространена во французской комической опере. Например, ариетта Лоретты Гретри, ариетта Снегурочки «Слыхала я» и др.

Особое место занимает каватина. Раньше это была самая первая ария героя, «выходная», то есть пелась сразу при выходе на сцену. Позже каватиной стали называть арии со свободным построением. Примеры: каватина Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Розины и каватина Фигаро (обе очень популярные) из «Севильского цирюльника» Россини.

В операх встречаются и романсы. Вообще, романс — это основной жанр камерной музыки, но вспомним романс Дубровского из оперы Направника, романс Сантуццы из «Сельской чести», романс Неморино из «Любовного напитка». Чаще темой романса является любовное переживание.

Баркарола (от итальянского слова «барка» — лодка) — это песня венецианских гондольеров, ее мелодия словно «качает» слушателя на волнах. Самый известный пример — дуэт-баркарола «Belle nuit» из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха.

К серенаде композитор прибегает тогда, когда герой оперы поет под окном возлюбленной. Примеры: Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе, серенада Мефистофеля Гуно (эта серенада сатирическая).

Баллада — это песенный рассказ с драматическим и фантастическим содержанием. Например, баллада Мефистофеля или баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст».

Канцоной в итальянской опере называется лирическая песня. Самая известная песня — «Сердце красавицы» из оперы Верди «Риголетто», еще примеры: канцона Альмавивы из «Севильского цирюльника», канцона Керубино «Voi che sapete«. Канцонетта — это небольшая канцона, как, например, канцонетта де Грие из оперы «Манон Леско» Пуччини.

Для показа героического, боевого, волевого характера героя используется кабалетта. Она небольшая по размеру, быстрая и ритмичная. Такова кабалетта Манрико «Di quella pira» из «Трубадура», каватина и кабалетта Нормы или Эльвиры у Беллини. Правда, кабалетту Манрико называют так же стреттой Манрико, что означает ускорение темпа музыки и действия в финале произведения.

Вот основные виды оперных арий, зная которые, вы правильно объявите свое выступление на концерте или перед жюри.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Pinterest

Что такое ария? 5 примеров арий в музыке — 2021

Что такое ария? 5 примеров арий в музыке — 2021 — MasterClass

Чтобы отправить запросы о помощи или оставить отзыв о доступности, обратитесь по адресу [email protected].

Классическая вокальная музыка встречается во многих формах, включая оперу, кантату и ораторию. В эти стили встроена музыкальная форма, называемая ария, которая является образцом для классического вокалиста.


Что такое ария в музыке?

Ария — это классическая музыкальная форма, написанная для сольного голоса.Арии обычно содержатся в большом музыкальном произведении, таком как опера, и они могут сопровождаться инструментами или полным оркестром.

Краткая история арии в музыке

  • 1300–1500-е годы : Арии восходят к средневековой музыке четырнадцатого века, когда этот термин относится к определенному стилю пения. К эпохе Возрождения XVI века арии стали ассоциироваться с популярными вокальными формами того времени, включая мадригалы и строфическую поэзию.
  • 1600–1700 гг. : К семнадцатому веку ария была обычным явлением в операх в стиле барокко, и эту тенденцию возглавили такие композиторы, как француз Жан-Батист Люлли. Композиторы классической эпохи восемнадцатого века, такие как итальянец Алессандро Скарлатти и австриец Вольфганг Амадей Моцарт, помогли завоевать популярность благодаря различным формам арий в своих комических операх, драматических операх и кантатах.
  • 1800-е годы — настоящее время : эпоха романтизма девятнадцатого века и начала двадцатого века породила некоторые из наиболее широко исполняемых арий в классической музыке.Итальянские оперные композиторы Джоакино Россини, Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини написали оперные арии, которые до сих пор исполняются в полнометражных операх и как часть вокальных концертов. Немецкий композитор Рихард Вагнер также использовал арии в своих операх. Арии остаются важным элементом оперной композиции, в том числе произведений, написанных в наши дни.

7 типов арий

Все арии имеют мелодию для голоса, но разные типы арий имеют разные идиоматические качества.

  1. Da capo aria : орнаментальная форма арии в стиле барокко в тройной форме (A – B – A).Первичная тема в тонической тональности устанавливается в секции A, новый эпизод появляется в секции B либо в доминантном ключе (для мажорных арий), либо в относительном мажоре (для минорных арий), а затем возвращается основная тема. в разделе ritornello («небольшая отдача»).
  2. Aria parlante : Ария «говорящего стиля», тесно связанная с речитативным вокальным исполнением.
  3. Ария бравуры : Ария храбрости, часто приписываемая героическому сопрано в Opera seria (драматическая опера).
  4. Ария буффа : Комедийная ария, часто исполняемая басом или баритоном в опере буффа (комическая опера).
  5. Cabaletta : Многосекционная ария, популярная в итальянской опере, которая функционирует почти как отдельная песня.
  6. Концертная ария : Автономный вокальный концерт, часто с оркестровым сопровождением, который служит шоу-спектаклем для виртуозного певца.
  7. Ариетта : короткая ария, содержащаяся в опере, кантате или оратории — или как отдельная пьеса.

5 примеров традиционных ариев

Арии веками определяли классическую вокальную музыку. Ниже приведены некоторые примечательные примеры арий разных эпох.

  1. Тамерлан Джорджа Фридриха Генделя (1719) : богатая ариями итальянская опера Генделя, немецкого композитора, который жил и работал в Англии.
  2. Деметрио (Клеоника) Кристофа Виллибальда Глюка (1742) : Серия оперы классической эпохи со многими известными ариями.
  3. «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» из Волшебная флейта Вольфганга Амадея Моцарта (1791) : Известная как ария «Королева ночи», эта композиция Моцарта является воплощением оперная ария.
  4. А! perfido Людвига ван Бетховена (1796) : Самостоятельная ария, исполненная с точки зрения брошенного любовника. Бетховен не был оперным композитором, так что это редкий пример арийного сочинения в его каноне.
  5. «Каста-дива» из Norma Винченцо Беллини (1831) : Опера Беллини Norma охватывала кабалетту, показательную арию для оперной дивы (по-итальянски «богиня»).

Хотите узнать больше о музыке?

Думайте как профессионал

В своем первом онлайн-классе Ашер обучает вас своим личным приемам увлечения аудитории через 16 видеоуроков.

View Class

Станьте лучшим музыкантом с годовой подпиской MasterClass.Получите доступ к эксклюзивным видео-урокам, которые преподают мастера музыки, в том числе Ханс Циммер, Дэнни Эльфман, Тимбалэнд, Шейла Э., Ицхак Перлман, Херби Хэнкок, Том Морелло и многие другие.


Зарегистрируйтесь здесь, чтобы получать советы по написанию песен Армина ван Бюрена и многое другое, доставленные на ваш почтовый ящик.

Наши музыкальные курсы


Метрополитен-опера | 10 основных музыкальных терминов

Ария
Самостоятельная пьеса для сольного голоса, обычно в сопровождении оркестра.В опере арии чаще всего появляются во время паузы в драматическом действии, когда персонаж размышляет о своих эмоциях. Большинство арий лирические, с мелодией, которую можно напевать, и многие арии включают музыкальное повторение. Арии не уникальны для оперы, они также появляются в ораториях, кантатах и ​​других вокальных жанрах.

Барокко
Обозначение для музыки и искусства, созданное примерно между 1600 и 1750 годами. В истории музыки начало периода барокко совпадает с изобретением оперы как жанра, а его конец совпадает со смертью композитор Иоганн Себастьян Бах.Первоначально слово «барокко» обозначало жемчуг необычной формы; Впервые он был применен к музыке в 1730-х годах критиками, которые предпочли более простой, менее орнаментированный стиль и, таким образом, нашли замысловатый контрапункт музыки 17-го века, напоминающий эти причудливые природные жемчужины.

Castrato
Певец, перенесший хирургическую кастрацию до полового созревания и, таким образом, сохранивший вокальный диапазон мальчика. Кастраты исполняли как духовную, так и светскую музыку почти 400 лет — самые ранние записанные кастраты присоединились к церковным хорам в 1550-х годах; последний известный кастрат умер в 1922 году, но они достигли своего апогея в конце 17-го и начале 18-го веков, когда они обычно играли героические мужские роли в операх.

Countertenor
Самый высокий мужской вокальный тип с диапазоном, эквивалентным женскому меццо-сопрано или сопрано. У контртеноров низкий голос, типичный для взрослых мужчин, но они тщательно тренируют свой фальцет («голову»), чтобы петь очень высокие музыкальные строки. Сегодня контртеноры часто исполняют роли, изначально написанные для кастратов.

Continuo
Форма гармонического аккомпанемента, также называемая «бассо континуо», использовавшаяся на протяжении всего периода барокко.Континуальный аккомпанемент обычно записывается как одна строка басовых нот с маленькими арабскими цифрами, обозначающими аккорды, которые исполнитель будет импровизировать. Инструменты континуального аккомпанемента также разнообразны и могут состоять из одного или нескольких инструментов; сегодня партия континуо в опере обычно исполняется на клавесине и виолончели, а партия континуо в духовной музыке — на органе. Как следует из названия, «континуо» (термин, связанный с английским словом «непрерывный») часто встречается в произведениях в стиле барокко, но его легче всего услышать в барочной опере во время частей речитатива, поскольку речитатив обычно сопровождается одним континуо.

Da capo aria
Ария, которая следует структуре A – B – A, с открытой частью «A»; контрастная секция «Б»; и возврат полной секции «А», как правило, с добавленным (импровизированным) орнаментом. Термин «да капо», что означает «с головы» (или «сверху»), описывает это возвращение к началу пьесы. Да капоария — это основной музыкальный строительный блок оперы в стиле барокко.

Орнамент
Украшение мелодии, ритма или гармонии музыки, призванное сделать музыку более впечатляющей и богато украшенной.Орнамент может быть указан композитором или импровизирован исполнителем. В да капо ариях исполнители обычно добавляют много украшений, когда возвращается часть А.

Prima donna и primo uomo
Буквально «первая женщина» и «первый мужчина», термины prima donna и primo uomo относятся к певцам с наибольшим количеством арии из оперы в стиле барокко.Например, в Agrippina Poppea имеет 11 отдельных арий, а Agrippina — только 8; Таким образом, Поппея — это примадонна , а Агриппина, несмотря на то, что она является главным персонажем, понижена до статуса seconda donna («вторая леди»). Поскольку оперные звезды, как известно, требовали большого внимания, термин примадонна позже стал применяться к требовательным и эгоистичным людям, независимо от их пола или профессии.

Речитатив
Тип пения, имитирующий акценты и интонации естественной речи.Композиторы часто используют речитатив для отрывков текста, которые включают быстрый диалог и продвижение сюжета, поскольку стиль позволяет певцам быстро перемещаться по большому объему текста. Речитатив может сопровождаться одним инструментом (например, клавесином), небольшим ансамблем или всем оркестром. Термин происходит от итальянского глагола, означающего «читать».

Simile Aria
Ария, в которой используется сравнение или метафора для описания чувств персонажа.Поскольку арии-сравнения эффективно выражают эмоциональное состояние, не полагаясь на конкретные детали сюжета оперы, композиторы эпохи барокко часто использовали одни и те же арии-сравнения в нескольких операх.

Оперная ария | Опера 101

Арии

Закрытая лирическая пьеса для сольного голоса (в исключительных случаях для более чем одного голоса), независимая или являющаяся частью оперы или другого большого произведения.

Словарь оперы New Grove.

Ария (иногда англизированная как воздух, а иногда во множественном числе как ари) — это довольно всеобъемлющий термин, охватывающий обширные музыкальные произведения в разных жанрах, включая оратории, кантаты и мюзиклы.От барокко до романтического периода (хотя и в меньшей степени) оперы были заполнены ариями до краев. С позднего романтического периода и до наших дней во многих операх (даже в большинстве) почти ничего нет.

Отсутствие арий не означает отсутствие пения, напротив, большинство произведений этого более позднего периода были написаны как спетые произведения. Это означает, что вообще не нужно говорить или речитатив.

Как определить арию в контексте оперы? В этих терминах арию, возможно, легче понять в контексте выполняемой функции, чем в ее словарном определении.Когда вы погрузитесь в оперу и столкнетесь с широким спектром типов арий (некоторые из которых мы рассмотрим ниже), вы заметите, что арии часто определяются их эмоциональным содержанием, а не их музыкальной формой. Итак, начнем …

Ария в опере — это песня-постановщик для сольного певца, в которой персонаж выражает эмоцию или идеал, который не обязательно продвигает историю вперед. Это формализованная песня, часто сильно структурированная и полная повторений, которая призвана как показать достоинства певца, так и улучшить повествование.

Opera 101

Это далеко не исчерпывающее определение, но определенно для музыки до Глюка (примерно до 1760 года) оно охватывает большую часть наших основ, и, несмотря на инновации Глюка, действительно охватывает нас вплоть до раннего Верди (1840-е или около того) и немного дальше.

До Верди оперы по сути представляли собой огромную коллекцию арий с добавлением дуэта или квартета (до 40 или 50 арий в некоторых, исключительно длинных, операх!). Повествовательный драйв уступил место полуформальным правилам о том, какой тип, сколько и какие арии должны были появиться в опере.

За этой формальностью распределения арий следовали до почти абсурдной степени в XVIII веке, в период, когда в опере доминировал жанр opera seria. Opera seria — это тема для другого дня, но достаточно сказать, что на протяжении большей части 1700-х годов почти все некомические оперы были Opera seria. Это православие было разработано с жесткими правилами:

  1. Лучшие певцы получали четыре или пять арий, по крайней мере, по одной в каждом действии.
  2. У всех подчиненных певцов стало меньше, но у каждого певца должен быть хотя бы один.
  3. Ни один певец не может петь две арии подряд
  4. Ни одна ария не может сопровождаться другой арией того же типа.
  5. Каждая ария заканчивается уходом певца со сцены

Если все это кажется вам немного смехотворным, то мы согласны, и в довершение всего почти каждая ария была в одной музыкальной форме: да капо (которую мы рассмотрим ниже) .

Эта головоломка с ариями оказала одно большое влияние на большинство опер того периода: контроль композитора над оперой ограничивался отдельными ариями.У них было мало концепции создания целостного целого, потому что не было никакой гарантии, что это все равно будет выполнено. Это была эпоха, когда оперы нарезали и собирали заново, чтобы удовлетворить разные вкусы, арии из одной оперы можно было вставлять в другую (с разрешения композитора или без него). Развивается целый оперный жанр под названием пастиччо: новые оперы, построенные из коллекции уже существующих арий из других опер!

Итак, имея такой краткий обзор истории оперных арий, мы можем разделить наше исследование арий на две части: арии, определяемые их музыкальной структурой, и арии, определяемые их эмоциональным содержанием.

Ария | сольная песня | Britannica

Послушайте две арии Джорджа Фридриха Генделя из Геракла и Тамерлана в исполнении и исполнении Яна Бостриджа

Короткие отрывки из двух арий Джорджа Фридриха Генделя в исполнении и исполнении тенора Яна Бостриджа. Арии из оратории Геркулес и оперы Тамерлана .

Показано с разрешения Регентов Калифорнийского университета. Все права защищены. (Партнер издательства Britannica) Смотрите все видео к этой статье

Ария , сольная песня с инструментальным сопровождением, важный элемент оперы, но также широко используется в кантатах и ​​ораториях.Термин возник в Италии в 16 веке и впервые получил распространение после 1602 года, когда Джулио Каччини опубликовал Le nuove musiche ( The New Music ), сборник сольных песен с континуо (обычно виолончелью и клавесином) в сопровождении. Каччини называл свои строфические, или строфические, песни arie (единственное число aria ). Самые серьезные строфические песни, изданные в Италии после 1602 года, назывались ариями, а в 1607 году эта форма стала оперой, а в году — Orfeo Клаудио Монтеверди (1567–1643).

Вместо того, чтобы использовать одну и ту же музыку для каждой строфы, некоторые композиторы помещали вариации мелодии поверх повторяющейся, непрерывно движущейся басовой партии. Арии популярного или легкомысленного состава часто назывались канцонеттой или ариеттой. Примерно после 1620 года арии почти всегда составлялись в тройном ритме (, например, 3 / 4 ), а также были более длинными и в новых музыкальных формах, часто предполагаемых текстами. К середине 17-го века предпочтение двухпартийным (то есть AB) формам было заменено опорой на da capo aria, в которой начальная мелодия и текст повторялись после того, как были спеты промежуточная мелодия и текст (т.е., ABA). Часто внутренняя секция B была настроена на двойное время (например, 2 / 4 ), внешняя часть A — на тройное время (например, 3 / 4 ).

Подробнее по этой теме

вокальная музыка: 17–20 вв.

Концертная ария, преимущественно сочинение XVIII века с оркестровым сопровождением, изначально задумывалась либо как самостоятельная, либо как самостоятельная…

В конце 17 — начале 18 веков ария да капо была чрезвычайно популярной музыкальной формой, особенно в составе итальянских опер и кантат. Тексты арий, написанные в форме ABA, стали короче по сравнению со строфическими песнями, с несколькими строками в каждом разделе, хотя обширные музыкальные формы были созданы с помощью часто повторяющегося текста. Центральная секция си обычно была краткой и часто в родственной тональности, с контрастирующим настроением и темпом. В то время как история оперы продвигалась через речитатив (диалоги, исполняемые в быстрых, похожих на речь ритмах), арии, напротив, были драматически статичными, позволяя отдельным персонажам размышлять о непосредственно предшествующем действии, после чего они, возможно, покидали сцену.

Арии могли иметь разные настроения и были классифицированы как aria cantabile, (лирическая ария), aria di bravura, (виртуозная ария), aria parlante, (речевая ария) и т. Д. Предполагалось, что они будут тщательно распределены по всей опере, хотя такие композиторы, как Джордж Фридрих Гендель и Алессандро Скарлатти, не соблюдали это соглашение строго. Самые известные певцы того времени украсили репризу секции A блестящими импровизированными украшениями, кульминацией которых стала каденция без аккомпанемента.Да капо ария также была основным компонентом кантат и, в меньшей степени, ораторий.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

К концу 18 века возникла реакция против формы да капо, и она резко упала. Такие влиятельные фигуры, как философ Жан-Жак Руссо и композитор Кристоф Виллибальд Глюк протестовали против арии da capo, возражая против ее чрезмерной колоратуры (или витиеватого пения), против драматической неприличия возвращения к настроению раздела А после контрастного настроения раздел B, и до абсурда, часто возникающего из-за повторяющегося раздела текста.

Ария продолжала занимать видное место в опере примерно после 1770 года, но во многих различных, менее стереотипных музыкальных формах, от простых строфических песен до длинных сложных сцен. Оперы Глюка были первыми важными операми, в которых использовалось такое разнообразие арий. Ария пользовалась популярностью и как концертное произведение. Оперные арии (, например, «Ария каталога» Лепорелло в «Дон Жуане » В.А.Моцарта) часто были написаны в двух частях: драматической и лирической.

В итальянской опере до Aida (1871) ария культивировалась дольше, чем в немецкой опере. Рихард Вагнер в своих оперных реформах использовал непрерывную музыкальную текстуру вместо отдельных номеров, используя арии в качестве песен только в особых случаях ( например, «Призовая песня» в Die Meistersinger ). В 20-м веке арии происходили в основном в операх композиторов, не находившихся под влиянием Вагнера или враждебных ему (, например, Игоря Стравинского, «Прогресс граблей» и оперы Бенджамина Бриттена).Слово aria иногда используется для инструментальных пьес песноподобного характера, как две средние части Скрипичного концерта Стравинского .

Ускоренные курсы по музыке

Песня — это музыкальное произведение, содержащее голоса. «Песня» — это очень общий термин, который может включать практически любое вокальное произведение, от музыки средневековых трубадуров и труберов до рок-песен, услышанных на радио сегодня. Песни могут состоять из одного голоса или нескольких, но обычно это произведение, написанное для большой группы людей. Голоса описываются как хоровые (для хора ).

Иногда вы будете слышать термин «песня без слов», который является хитрым способом описать кусок инструментальная музыка, вдохновленная словами или стихами. Но, поскольку он не включает голосов, такая пьеса — это вообще не песня.

Театр оперы, оратории и музыкального театра

Опера и оратория возникли как жанры в 17 веке. Оба они масштабные, многодвижения, включающие песни для солистов ( арий, ), речевое пение ( речитатив, ), песни для малых групп ( ансамблей, ) и движения для всего припева ( припевов, ).Хотя в обоих жанрах есть истории, которые рассказываются через музыку, просмотр оперы больше похож на просмотр пьесы (с декорациями, костюмами и реквизитом), а оратория больше похожа на концерт. В оратории солист встать и, возможно, пройти к центру сцены, чтобы спеть свою пьесу, и он снова займет свое место, когда он законченный. В опере исполнители разыгрывают свои партии в сцене, когда они поют и (иногда) танцуют. Оратории, как правило, более серьезны в своем предмете, и многие из них посвящены религиозным темам (например, Генделя). Мессия ), в то время как в операх рассматриваются юмористические, любовные и драматические темы (например, Вольфганг Амадей Моцарта Женитьба Фигаро , Джакомо Пуччини La Bhoème и Жоржа Бизе Кармен ).

Музыкальный театр пьес (или мюзиклов, ) также представляют собой музыкальные спектакли, такие как оперы. Однако мюзиклы обычно включают устные слова, тогда как оперы поются повсюду. Мюзиклы также больше похожи на популярная музыка, чем художественная музыка, когда речь идет о стилях композиции и исполнения. Танец также играет большую роль роль в мюзиклах больше, чем в большинстве опер.

Сравните клипы ниже, чтобы увидеть и услышать разницу между этими тремя жанрами:

«Музыка — это не что иное, как дикие звуки, гармонирующие со временем и мелодией.» — Томас Фуллер

«После тишины самое близкое к выражению невыразимого — это музыка». — Олдос Хаксли

«Музыка в душе слышна вселенной». — Лао-цзы

«Музыка — более высокое откровение, чем всякая мудрость и философия». — Людвиг ван Бетховен

«Музыка — это движение звука, которое достигает души для воспитания ее достоинств.« — Платон

«Музыка выражает то, что нельзя сказать и о чем невозможно молчать». — Виктор Гюго

«Музыка — это не что иное, как дикие звуки, гармонирующие со временем и мелодией». — Томас Фуллер

Авторские права © Сиенна М. Вуд, 2015-2019

www.MusicCrashCourses.com

Что такое … Ария? — Классическая музыка

Ария — это сольное вокальное произведение, обычно встречающееся в опере или оратории.

Итальянское слово «ария» означает просто «воздух» — это обнаружит любой любопытный с лингвистической точки зрения посетитель итальянской автозаправочной станции. Мы впервые находим его в связи с песней в 16 веке.

Сначала фраза «l’aere veneziano» («в венецианской манере») стала обозначать любой самостоятельный мелодичный сольный номер. Затем в опере стало обычным использовать термин «ария», чтобы отличать этот тип формально округлой песни — такую ​​вещь, которую вы могли бы извлечь и спеть самостоятельно — от плавного, драматического, имитирующего речь стиля речитатива .

Однако в Англии слово «воздух» все еще использовалось как простой синоним мелодии до начала 19 века.

В опере и в некоторых ораториях ария имеет тенденцию обособляться от психологической драмы. Действие останавливается, певец поворачивается к публике и излагает свои мысли как бы «в сторону». Естественно, вскоре арии стали подчиняться своим собственным структурным правилам.

Они могут быть просто «строфическими» (в стихах мелодия более или менее одинакова для каждого) или в сбалансированной форме A-B-A.

Последний стал доминирующим в 17-18 веках opera seria . Вместо того, чтобы полностью записывать вторую часть A, композиторы обычно вставляли фразу «da capo» («повторять с начала») в конце части B. Однако вместо того, чтобы просто повторять мелодию ля, певец обычно добавляет украшения и импровизированные каденции.

Когда романтизм начал развиваться, арии стали включать новые формы, и здесь, что поразительно, проложила путь подрывная комическая опера.

Теперь арии могут быть A-B-A-B, как новые динамические аргументы восходящей «сонатной формы». Могут быть добавлены вступительные речитативы и полуарии («ариозо»), вскоре получившие название «Scena» («сцена»). Также может быть более быстрая кодировка или «стретта» («затягивание»), чтобы обеспечить блестящий выход: ария 19 века cantabile-cabaletta происходит от этого.

Вагнеровская музыкальная драма с упором на психологический реализм разрушила все эти формы. Тем не менее, что интересно, призрак арии все еще возвращается, чтобы преследовать более поздние работы Вагнера: «Winterstürme» Зигмунда в Die Walküre или «Призовая песня» Вальтера в Die Meistersinger .

В постановке Джона Адамса «« Никсон »в Китае», редком образце успешной современной оперы, также есть арии. Совпадение?

Эта статья была впервые опубликована в октябрьском выпуске журнала BBC Music Magazine

за 2013 год.

Opera | Музыка 101

Пожалуй, величайшим музыкальным достижением периода барокко является создание нового жанра вокальной музыки: оперы. Как и большинство жанров этой эпохи, опера претерпевает значительную стилистическую эволюцию от ее истоков в начале 1600-х годов до серии оперы Генделя в 1730-х годах.Обратите особое внимание на следующие термины (если вы хотите узнать о них больше, перейдите по ссылкам): libretto , речитатив (обе формы: secco и acceptpagnato ) и aria .

Введение

Opera (английское множественное число: оперы; итальянское множественное число: opere ) — это форма искусства, в которой певцы и музыканты исполняют драматическое произведение, объединяющее текст (так называемое либретто ) и музыкальную партитуру, обычно в театральной обстановке. .Опера включает в себя многие элементы разговорного театра, такие как актерское мастерство, декорации и костюмы, а иногда и танец. Спектакль обычно дается в оперном театре в сопровождении оркестра или небольшого музыкального ансамбля.

Рисунок 1. Дворец Гарнье Парижской оперы, один из самых известных оперных театров мира

Опера — часть традиций западной классической музыки. Это началось в Италии в конце 16 века (с утерянного Якопо Пери Dafne , произведенного во Флоренции в 1598 году) и вскоре распространилось по остальной Европе: Schütz в Германии, Lully во Франции и Purcell в Англии — все помогли. установить свои национальные традиции в семнадцатом веке.В восемнадцатом веке итальянская опера продолжала доминировать в большей части Европы (за исключением Франции), привлекая иностранных композиторов, таких как Гендель. Opera seria была самой престижной формой итальянской оперы, пока Глюк не выступил против ее искусственности в своих «реформаторских» операх в 1760-х годах. Сегодня самая известная фигура в опере конца 18 века — Моцарт, который начал с Opera seria, но наиболее известен своими итальянскими комическими операми, особенно Свадьба Фигаро (Le Nozze Di Figaro), Дон Жуан и Così fan tutte , а также Волшебная флейта (Die Zauberflöte) , знаковая в немецкой традиции.

Оперативная терминология

Слова оперы известны как либретто (буквально «книжка»). Некоторые композиторы, особенно Рихард Вагнер, написали свои собственные либретти; другие работали в тесном сотрудничестве со своими либреттистами, например Моцарт с Лоренцо да Понте. Традиционная опера, часто называемая «числовой оперой», состоит из двух режимов пения: речитатива, сюжетных отрывков, исполняемых в стиле, призванном имитировать и подчеркивать интонации речи, и арии («воздушная» или формальная песня. ), в которой персонажи выражают свои эмоции в более структурированном мелодическом стиле.Часто встречаются дуэты, трио и другие ансамбли, а для комментариев к действию используются припевы. В некоторых формах оперы, таких как Зингшпиль, комическая опера, оперетта и полуопера, речитатив в основном заменяется разговорным диалогом. Мелодические или полумелодические отрывки, происходящие посреди речитатива или вместо него, также называются ариозо. В эпоху барокко и классицизма речитатив мог проявляться в двух основных формах: secco (сухой) речитатив, исполняемый в свободном ритме, продиктованном акцентом слов, в сопровождении только континуо , который обычно был клавесином и виолончель; или сопровождение (также известное как струментато ), в котором оркестр обеспечивал аккомпанемент.К девятнадцатому веку под аккомпанемент взяли верх, оркестр сыграл гораздо большую роль, а Рихард Вагнер произвел революцию в опере, устранив почти все различия между арией и речитативом в своем стремлении к тому, что он назвал «бесконечной мелодией». Последующие композиторы, как правило, следовали примеру Вагнера, хотя некоторые, такие как Стравинский в его The Rake’s Progress , пошли против этой тенденции. Терминология различных оперных голосов подробно описана ниже.

Истоки

Итальянское слово opera означает «работа» как в смысле проделанной работы, так и в смысле ее результата. Итальянское слово происходит от латинского opera , существительного в единственном числе, означающего «работа», а также множественного числа существительного opus . Согласно Оксфордскому словарю английского языка, итальянское слово впервые было использовано в смысле «композиция, в которой сочетаются поэзия, танец и музыка» в 1639 году; Первое зарегистрированное английское употребление в этом смысле относится к 1648 году.

Дафне Якопо Пери было самым ранним сочинением, которое считается оперным в современном понимании. Он был написан примерно в 1597 году, во многом по вдохновению элитного круга грамотных флорентийских гуманистов, которые собирались как «Камерата де ‘Барди». Примечательно, что Dafne был попыткой возродить классическую греческую драму, частью более широкого возрождения античности, характерного для эпохи Возрождения. Члены камеры считали, что изначально исполнялись «хоровые» части греческих драм и, возможно, даже весь текст всех ролей; Таким образом, опера задумывалась как способ «восстановить» эту ситуацию. Дафне , к сожалению, утеряна. Более поздняя работа Пери, Euridice , датируемая 1600 годом, является первой оперной партитурой, сохранившейся до наших дней. Однако честь быть первой оперой, которая до сих пор регулярно исполняется, принадлежит произведению Клаудио Монтеверди « L’Orfeo », написанному для двора Мантуи в 1607 году. Мантуанский суд Гонзагов, работодателей Монтеверди, сыграл значительную роль в этом процессе. зарождение оперы, в которой работали не только придворные певцы Concerto delle donne (до 1598 г.), но и одна из первых настоящих «оперных певиц»: мадам Европа.

Эпоха барокко

Рисунок 2. Театр «Аргентина» (Панини, 1747, Лувр)

Opera недолго оставалась ограниченной придворной публикой. В 1637 году в Венеции возникла идея «сезона» (карнавала) публичных опер, поддерживаемых продажей билетов. Монтеверди переехал в город из Мантуи и написал свои последние оперы Il ritorno d’Ulisse in patria и L’incoronazione di Poppea для венецианского театра в 1640-х годах. Его самый важный последователь Франческо Кавалли способствовал распространению оперы по всей Италии.

В этих операх раннего барокко широкая комедия была смешана с трагическими элементами в смеси, которая встревожила некоторых образованных чувств, вызвав первое из многих реформаторских движений оперы, спонсируемых Аркадской академией, которая стала ассоциироваться с поэтом Метастазио, либретти которого помог кристаллизовать жанр оперы сериа, который стал ведущей формой итальянской оперы до конца восемнадцатого века. Как только метастазианский идеал был твердо утвержден, комедия в опере эпохи барокко была зарезервирована для того, что стало называться оперой буффа.До того, как такие элементы были вытеснены из opera seria, во многих либретто был отдельно разворачивающийся комический сюжет как своего рода «опера в опере». Одной из причин этого была попытка привлечь в публичные оперные театры представителей растущего купеческого класса, недавно разбогатевших, но все еще не столь культурных, как дворянство. Эти отдельные сюжеты почти сразу были возрождены в отдельно развивающейся традиции, частично заимствованной из комедии дель арте, давно процветающей импровизационной сценической традиции Италии.

Подобно тому, как когда-то между актами сценических пьес исполнялись промежуточные звенья, оперы в новом комическом жанре «интермецци», который в основном развивался в Неаполе в 1710–20-е годы, первоначально ставились во время антрактов Opera seria. Однако они стали настолько популярными, что вскоре стали предлагаться как отдельные постановки.

Opera seria была повышена по тону и сильно стилизована по форме, обычно состояла из речитатива secco , перемежающихся с длинными da capo ариями.Это предоставило прекрасную возможность для виртуозного пения, и в золотой век оперы серии певец действительно стал звездой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *