Содержание

Вольфганг Амадей Моцарт — Краткая Биография и Произведения

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) — австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.

Родился в Зальцбурге, в семье композитора Леопольда Моцарта. В раннем детстве обнаружил исключительные музыкальные способности. Ученик своего отца — скрипача, органиста и педагога. В 5-летнем возрасте начал сочинять музыку, шести лет он уже выступает как пианист, а восьми — пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцать лет, а год спустя выступил в качестве дирижера оркестра.

С 1763 года по 1766 год концертировал в Бельгии, Франции, Австрии, Англии, Голландии, Швейцарии. В 1768 году вновь посетил Вену, в 1769 году назначен на должность капельмейстера — архиепископа Зальцбургского. В 1770 году в Болонье, он в 14 лет успешно держит экзамен перед крупнейшими музыкантами и получает звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти «Мизерере» Аллегри, прослушанное им всего один раз.

Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни.

Унизительное положение музыканта-лакея, грубое обращение архиепископа и его придворных ускорили отставку Моцарта и его переезд в Вену в 1781 году.

Он женится на Констанции Вебер. Последние 10 лет жизни прошли в изнурительной работе. Материальные заботы не покидали его до конца жизни.

В венский период Моцарт пишет свои самые выдающиеся произведения. Премьера его оперы «Свадьба Фигаро» в Вене закончилась провалом по вине враждебно настроенных итальянских певцов, но премьера «Дон Жуана» в Праге принесла ему заслуженный успех и славу. Занимая в Вене должность придворного композитора, Моцарт был так тесно связан с этим городом, что когда прусский король Фридрих Вильгельм II предложил ему место своего придворного дирижера с более высоким жалованием, Моцарт это предложение не принял. Несмотря на успех опер и концертную деятельность, материальные дела Моцарта не улучшались. Чтобы прокормить семью, он вынужден был много работать, и это в конце концов истощило силы гениального композитора.

Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки во время работы над «Реквиемом». Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую спустя несколько дней уже никто не мог найти.

Творчество Моцарта необычайно многосторонне. Им написано 19 опер, мессы, потрясающий по своей силе «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки, 49 симфоний, много других циклов произведений для оркестра, 25 концертов для фортепиано, скрипичные концерты, концерты для других инструментов, квартеты, разнообразные трио, фортепианные и скрипичные сонаты, а также более ста арий и песен.

Стиль Моцарта — это синтез элементов немецкой и итальянской музыки. Форма, которая для нас сегодня вполне естественна и логична, была создана Моцартом. Его музыка считается классической.

Творческое совершенство Моцарта ставит его в один ряд с крупнейшими феноменами в истории искусства.

Произведения Моцарта

[Слушать Моцарта онлайн →]

оперы:
«Аполлон и Гиацинт» (1767)
«Митридат, царь понтийский» (1770)
«Идоменей, царь критский» (1781)
«Милосердие Тита» (1791)
«Притворная простушка» (1768)
«Мнимая садовница» (1775)
«Свадьба Фигаро» (1786)
«Все они таковы»(1790)
«Дон Жуан» (1787)
«Бастьен и Бастьена» (1768)
«Похищение из сераля» (1782)
«Волшебная флейта (1791)
17 месс, среди которых:
«Коронационная» (1779)
«Реквием» (1791)
49 симфоний, среди которых:
«Парижская» (1778)
№ 36 «Хаффнер» (!782)
№ 37 «Линцская» (1783)
№ 38 «Пражская» (1786)
№ 39 (1788)
№ 40 (1788)
№ 41 «Юпитер» (1788)
концерты для фортепиано с оркестром
6 концертов для скрипки с оркестром
концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
концерт для флейты с оркестром (1778)
концерт для гобоя с оркестром (1778)
концерт для кларнета с оркестром (1791)
концерт для фагота с оркестром (1774)
4 концерта для валторны с оркестром
10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
«Маленькая ночная музыка» (1787)
7 дивертисментов для оркестра
различные ансамбли духовых инструментов
сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
19 сонат для фортепиано
15 циклов вариаций для фортепиано
рондо, фантазии, пьесы
более 50 арий
ансамбли хоры, песни

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Вольфганга Амадея Моцарта, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Вольфганг Амадей Моцарт – биография, книги, отзывы, цитаты

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart.

В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но певцам не понравилось сочинение 12-летнего композитора, их упорное нежелание исполнять оперу в конце концов заставило Леопольда Моцарта отступиться и не настаивать. В дальнейшем певцы будут постоянно жаловаться, что Моцарт в своих операх заглушает их «слишком массивным аккомпанементом».

1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».

В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.

Венский период

В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. На рубеже 70-80-х годов император Иосиф II был увлечён идеей развития немецкой национальной оперы — зингшпиля, ради которого ещё в 1776 году в Вене была закрыта Итальянская опера. По заказу императора в 1782 году Моцарт написал для немецкой труппы зингшпиль «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), восторженно принятый в Вене и вскоре получивший широкое распространение в Германии. Однако развить успех Моцарту не удалось: в том же 1782 году эксперимент с зингшпилем закончился, и император вернул в Вену итальянскую труппу.

В этом же году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим. Именно для этих «академий» написана большая часть его клавирных концертов. В 1783—1785 годах были созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта. Зато в Праге «Свадьба Фигаро» имела ошеломляющий успех, мелодии из неё распевали на улице и в трактирах. Благодаря этому успеху Моцарт получил новый заказ, на этот раз из Праги. В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, — «Дон Жуан» (Don Giovanni). Это сочинение, и поныне считающееся одним из лучших в мировом оперном репертуаре, в Праге имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще со времён «Фигаро» охладевшей к творчеству Моцарта. От императора Иосифа Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782—1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене. Однако публика в целом осталась равнодушна. С 1787 года прекратились его «академии», Моцарту не удалось организовать исполнение трёх последних, ныне самых знаменитых симфоний: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанных в течение полутора месяцев в 1788 году; лишь три года спустя одна из них, Симфония № 40, была исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера — комическая, на сюжет из светской жизни — была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Così fan tutte» (1790).

Содержание в 800 флоринов не могло полностью обеспечить Моцарта; очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей жены. Моцарт набирал учеников, однако, по подсчётам специалистов, их было не много. В 1789 году композитор хотел покинуть Вену, но предпринятая им поездка на север, в том числе в Берлин, надежд не оправдала и материальное его положение не улучшила.

Историю о том, как в Берлине он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа — будто бы из уважения к Иосифу II. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.

Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы[источник не указан 469 дней]. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

Как утверждает Дж. Райс, с момента прибытия Моцарта в Вену император Иосиф оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери. В феврале 1790 года Иосиф умер; с восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды; однако к новому императору музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу: «…Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой…». Но его надежды не оправдались, Сальери остался на своём посту, а материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

Последний год

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

Смерть Моцарта

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи (на тридцать шестом году жизни). Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.

Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.

Вольфганг Амадей Моцарт: Биография и произведения


Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге в семье придворного скрипача и композитора Леопольда Моцарта и его жены Анны Марии и был их единственным выжившим сыном. С раннего детства отец обучал маленького Моцарта игре на разных инструментах вместе с его старшей сестрой Марией Анной или, как ее звали в семейном кругу, Наннерль (1751-1829). Моцарт никогда не посещал обычную школу. В три года он начал играть на фортепиано, в пять – сочинил свою первую пьесу, а 1 сентября 1761 года состоялся его первое публичное выступление в качестве пианиста.

В январе 1762 года в Мюнхене Леопольд Моцарт представил своих одаренных детей курфюрсту Максимилиану II. Спустя несколько месяцев в Вене Моцарт был удостоен чести играть для императора Франца I и его супруги Марии Терезии.

В июне 1763 года семья отправляется в поездку через Франкфурт на Майне в Париж и далее в Лондон, где Моцарт знакомится с итальянской оперой. Спустя три года семья возвращается в Зальцбург, где в 1772 году Вольфгангу был предложен пост дирижера придворного оркестра, который он покинул спустя несколько лет.

В декабре 1769 года Леопольд Моцарт вместе с двумя детьми едет в Италию. В Риме Вольфганг был принят Папой Климентом XIV, а в Болонье даже принят в знаменитую Accademia Filarmonica. После небольшой передышки в Зальцбурге отец и сын снова приезжают в Италию, куда они совершили еще две поездки с октября 1772 года по март 1773. Однако надежды Леопольда Моцарта найти работу в Италии остались тщетными.

Вольфганг покинул Зальцбург в сентябре 1777 года, направляясь в Мюнхен и Мангейм с намерением добраться до Парижа следующей весной. На этот раз его сопровождала его мать Анна Мария, которая по приезде в Париж заболела и 3 июля 1778 года скончалась.

Не найдя работу молодой композитор был вынужден покинуть Париж и вернуться в свой родной город, где он был назначен придворным органистом. Однако из-за последовавшей ссоры с архиепископом Моцарт покинул свой пост в 1781 году и переехал в Вену, где женился на Констанце Вебер, с которой повстречался несколько лет назад в Мангейме.

В Вене Моцарт написал «Похищение из сераля», оперу, первое исполнение которой состоялось 16 июля 1782 года, и оперу «Дон Жуан», впервые исполненную 29 октября 1787 года. В декабре 1784 года Моцарт становится членом венской масонской ложи. Франкмасонство занимает все большее место в жизни композитора и даже оказывает влияние на некоторые его сочинения. 28 Мая 1787 года скончался Леопольд Моцарт.

После двукратного посещения Моцартом Праги в 1787 году император Иосиф II назначил его придворным композитором («k. k . Kammermusicus»). В 1789 году в Берлине Моцарт выступил перед королем прусским Фридрихом Вильгельмом II. Осенью следующего года он играл на коронации Императора Леопольда II во Франкфурте на Майне. В 1791 году по случаю коронации Леопольда II на Богемский трон Моцарт сочинил оперу «Милосердие Тита».

После возвращения из Праги и завершения оперы «Волшебная флейта» Моцарт начинает работу над Реквиемом. Лицо, заказавшее сочинение Реквиема в июле этого же года, осталось неизвестным. Моцарт не смог закончить работу над этим сочинением. 5 декабря 1791 года он скончался в возрасте 35 лет после непродолжительной болезни. Истинная причина его смерти до сих пор остается загадкой, породившей множество слухов. Прах Моцарта был захоронен в общей могиле на кладбище в Вене.

Мария Давыдова — Вольфганг Амадей Моцарт.

Его жизнь и музыкальная деятельность читать онлайн

Мария Августовна Давыдова

Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и музыкальная деятельность

Биографический очерк М. А. Давыдовой

С портретом Моцарта



Глава I. Детство и первое путешествие

Происхождение. – Отец, его занятия и характер. – Мать. – Ее характер. – Набожность семьи. – Воспитание детей. – Характер маленького Моцарта. – Его сестра. – Первые проблески музыкальности. – Первое сочинение. – Игра на скрипке. – Необыкновенный слух Моцарта. – Его ученье. – Первое путешествие: Нассау и Вена. – Прием при дворе. – Скарлатина. – Париж: Гримм, Помпадур и прием в Версале. – Лондон: Манцуоли и Хр. Бах. – Болезнь отца. – Первая симфония. – Возвращение, первая оратория и дальнейшее образование.


Детский портрет В. А. Моцарта

«Маленький волшебник», которым любовалась и восхищалась вся Европа, Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта. Его отец, родом из Аугсбурга, происходил из семьи простых ремесленников-переплетчиков; в детстве своем он терпел большую нужду и тогда еще поставил себе целью добиться некоторого благосостояния.

В молодых годах он переселился в Зальцбург для изучения юриспруденции, но недостаток средств к жизни вынудил его поступить в услужение к графу Турну. Впоследствии, когда обстоятельства несколько изменились, он стал заниматься преподаванием музыки и вскоре настолько прославился как очень сведущий музыкант, отличный скрипач и органист, что получил место придворного органиста и капельмейстера. Леопольд Моцарт достиг своей цели: хотя жалованье полагалось крошечное и требовалось много труда, но отец Моцарта не боялся его и был обеспечен, – вот все, чего он желал. Богатство же его заключалось в светлом уме, твердой воле, горячей вере, чем он и воспользовался с необыкновенным умением, чтобы из своего маленького Вольфганга воспитать великого Моцарта.

Его жена, Анна-Мария Пертль, уроженка Зальцбурга, отличалась необыкновенной красотой, и в дни молодости муж и жена считались самой красивой и счастливой парой в Зальцбурге. Непреклонный, несколько суровый нрав Леопольда смягчался веселостью и добродушием его жены – двумя драгоценными душевными свойствами, которые маленький Моцарт всецело унаследовал от матери. Кроткая, преданная, она благоговела перед своим мужем, во всем ему подчинялась и всю свою душу вложила в любовь к нему и детям. И муж, и жена были католики, отличались большою набожностью, соблюдали все посты, часто ходили в церковь и детям своим передали свою горячую веру и любовь к Творцу. Религиозность их была лишена всяких предрассудков, ханжества и темного суеверия: все ложное, невежественное было противно светлому уму и честной душе Леопольда. Из семерых детей в живых остались только дочь Мария-Анна и сын Вольфганг, любимец и гордость матери. Насколько мать была склонна к баловству, настолько отец был строг и требователен. С раннего возраста занялся он воспитанием детей, приучая их к порядку и к неуклонному подчинению долгу. В то же время он исполнял роль няньки, укладывал Вольфганга спать, причем должен был непременно поставить его на стул и петь с ним песню, которую мальчик тут же сочинял на фантастические слова вроде: oragnia fiaga tafa. Затем Вольфганг целовал отца в кончик носа и обещал ему, что когда он вырастет большой, то посадит отца под стеклянный колпак, чтобы предохранить его от всего дурного, и будет постоянно держать его при себе в большом почете… Каждый вечер повторялась эта церемония, и только после нее мальчик спокойно засыпал. Так, под надзором горячо любящего и боготворимого отца, лелеемый ласками матери, рос будущий гений, и в его чистой художественной душе на всю жизнь отразился свет его счастливого детства.

До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной и впечатлительной душой: он постоянно спрашивал, любят ли его, и начинал плакать, если даже в шутку получал отрицательный ответ; он плакал также, если его чересчур хвалили. Все свои игры он любил сопровождать музыкой, и пока в этом единственно выражалась его музыкальность.

Сестра его Наннерль, как называли ее в семье, обнаружила большие музыкальные способности, и когда ей минуло 7 лет, отец начал ее учить игре на клавесине. Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, произвел на него такое сильное впечатление, что совершенно его переродил. Невольно припоминаются слова нашего великого родного поэта:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется, —
Как пробудившийся орел.

Для Моцарта этот урок был божественным глаголом, который говорил о его назначении и указывал ему его путь на земле. С этих пор Моцарт забыл все свои прежние игры и всецело погрузился своей детской, но гениальной душой в музыку. По целым часам стоял он у клавесина, отыскивая разные созвучия, и хлопал в ладоши от радости, когда находил терцию или квинту. Отец попробовал показать ему маленький менуэт, и так как Вольфганг безошибочно его повторил, то отец решился начать с ним занятия музыкой. С первого же урока у Леопольда Моцарта, опытного педагога, не осталось более сомнений, что в его крошечном сыне скрывается великий гений и что ему предстоит трудная задача развить его. Будучи человеком глубоко религиозным, он взглянул на необыкновенный талант ребенка как на ниспосланное ему свыше чудо и приступил к его воспитанию с любовью и благоговением как к святому делу.

Отец боялся слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения, но это не помешало маленькому композитору написать свой первый концерт, когда ему было всего 4 года. Однажды отец застал его за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Эти кляксы мальчик спокойно вытирал рукой и поверх них писал ноты. На вопрос отца: «Что ты пишешь?» – он уверенно отвечал: «Концерт для клавесина; первая часть уже почти готова». К этому заявлению отец отнесся, конечно, с недоверием и смехом, но когда заглянул в бумагу и разобрался в этой массе клякс и нот, то слезы умиления и восторга выступили у него на глазах: перед ним лежал неисполнимый по трудности, но совершенно правильно написанный концерт! Дом Леопольда Моцарта посещался местными музыкантами, которые приносили ему свои сочинения и часто их вместе исполняли. Так, однажды один из них принес шесть своих новых трио. Сели их играть. Но не успели музыканты разместиться, как явился маленький Моцарт со своей собственной крошечной скрипкой, полученной им в подарок, и предложил свои услуги. Услуги эти были отвергнуты, так как Моцарт никогда не учился на скрипке. Оскорбленный музыкант залился горючими слезами. Чтобы утешить его, ему позволили сесть возле Шахтнера, его большого друга, и играть с ним вторую скрипку, «но так тихо, чтобы не было слышно».

Читать дальше

Вольфганг Амадей Моцарт Wolfgang Amadeus Mozart

Вольфганг Амадей Моцарт — краткая биография, дискография, лучшие достижения и популярные награды, видеоклипы, фото, жанры музыки, актуальные, интересные новости личной жизни и карьеры

Страна:

Австрия

Жанры:

Классическая музыка

Имя при рождении:

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт

Дата рождения:

27 января 1756

Место рождения:

Зальцбург, Зальцбургское архиепископство, Священная Римская империя

Дата смерти:

5 декабря 1791

Краткая биография

Австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, начавший сочинять в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы

Другие музыканты в жанре Классическая музыка

Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Моцарт : Биография, Музыка, Видео,Творчество

Несомненно, многие знают, кто такой Моцарт. Биография композитора является предметом многочисленных обсуждений. Ведь его образ жизни — это настоящая загадка, где есть много тайн. Например, ранняя смерть великого композитора. Обладая незаурядным нравом и характером, он был не такой как все, выделялся среди других.

 

Город в котором родился Моцарт

Биография Моцарта начинается в городе Зальцбурге.
Выдающийся композитор родился именно в этой местности в 1756 году. Родители тревожились по поводу плохого здоровья малыша и крестили его сразу же на второй день после рождения в соборе Святого Руперта. Полное имя мальчика — Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт. Первая часть имени — в честь Иоанна Златоуста, Теофил имеет великое обозначение — «тот, кто возлюблен Богом». Взрослому же Моцарту нравилось, чтобы его называли Вольфгангом.

 

Семья Моцартов

Мама талантливого композитора, Анна Мария, — удивительная женщина, которая происходила из семьи комиссара-попечителя богодельни. Ее очень любил Моцарт. Биография ее начинается в федеральной земле Зальцбурга, Санкт-Гилгене. После замужества с Леопольдом Моцартом она полностью посвятила себя семье, родила семерых детей, из которых выжили только двое, остальные умерли, не дожив до зрелого возраста.
Отец Моцарта, Иоанн Георг Леопольд Моцарт, — выдающаяся личность. Он происходил из семьи переплетчика книг.
В юности Леопольд открыл в себе музыкальные способности и впоследствии стал придворным музыкантом, концертмейстером, музыкальным педагогом, руководителем церковного хора, скрипачом, органистом, композитором.

.

Наннерль (Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт) — старшая сестра Моцарта. Она, как и Вольфганг, развивала в себе музыкальные способности. Ей удавалось собирать огромные толпы людей для слушания музыки, которую писал отец. Она хоть и играла идеально на пианино и клавесине, но не выделялась способностью писать свою музыку. По этой причине Наннерль всегда пребывала в тени своего брата.

 

Ранний творческий период Моцарта

Положительным моментом является то, что в его семье все, кроме матери, обладали музыкальными способностями. Поэтому и неудивительно, что у него был развит в идеале музыкальный талант. В раннем возрасте никто не мог удивлять так, как Моцарт. Биография его лишь слегка приоткрывает дверь к тому, какими способностями был одарен композитор.
Он, будучи еще ребенком, играл на органе, скрипке, клавесине, сочинял музыку. Всем этим он обязан своему отцу Леопольду, который обучал сына игре на клавесине. Вольфгангу нравилось часами просиживать за этим инструментом, он любил подбирать созвучия, мог повторить любое услышанное произведение.
В четыре года Моцарт просит у отца разрешения развиваться самостоятельно и в пять лет сочиняет свои первые маленькие пьесы. Отец гордился своим сыном. Ведь он превосходил его во всем. Биография Вольфганга Амадея Моцарта раскрывает многие факты о том, что музыкальные способности мальчика каждый раз улучшались и в шестилетнем возрасте он научился самостоятельно играть на скрипке.
Важным моментом является еще то, что родители стремились всему обучать детей самостоятельно. Дети не ходили в школу, учились чтению, грамматике, письму, счету в домашних условиях. Обучал их отец, который был для сына лучшим преподавателем и воспитателем.

 

Первые путешествия с отцом и сестрой
Отец (Леопольд Моцарт) делал все возможное, чтобы его дети были наилучшими. Так и произошло.
Для того чтобы узнали о юных виртуозах, необходимо показать миру их таланты. Путешествие по Европе — один из способов, который смог открыть двери в успешное будущее, особенно Вольфгангу. О нем узнали и заговорили влиятельные личности. Да и отец изначально знал, что его сын способен на большее и может стать «звездой», великим знаменитым композитором.
Многие родители не дают развиваться своему ребенку в том направлении, где действительно он может реализовать себя и стать успешной личностью. Они думают, что то, чем увлекается их ребенок, не принесет никакого дохода для жизни, что это неактуально. Стоит взять пример с отца Моцарта. Да, он был строгим учителем для своих детей, но он дал им выбор и помог приумножить их таланты. Сестра Моцарта стала пианисткой, у нее всегда были толпы слушателей, ее игрой вдохновлялись.
Так же и Вольфганг. И он, и она смогли добиться желаемых результатов, но опередил сестру своей гениальностью Моцарт. Биография в «Википедии» дает более расширенную информацию о талантах маленьких Моцартов.

 

Путешествие началось в 1762 году.

 

Сначала они посетили Мюнхен. Здесь дети получили первое признание, их с энтузиазмом слушали зрители. В этом городе они пробыли три недели. Возвратившись домой, отец решает отправиться в новое путешествие. И на этот раз была Вена — центр творчества и культуры в Европе. По дороге в Вену они остановились в Линце. После того как графы Герберштейн и Пальфи увидели выступление маленьких виртуозов, они были так поражены, что сразу же решили помочь привлечь внимание к детям венских властей. Это было прекрасно. В Вене, Ибсе, Шенбрунне их сразу же полюбили. Без сомнения, было понятно, что теперь у них появились покровители: каждый раз Моцарты получали приглашения от знати и аристократии. Их выступления — прорыв в классической музыке, основанный на гениальности детей и вере отца в своих отпрысков.
Когда же выступал один Вольфганг, это была настоящая сенсация. Каждый хотел хотя бы разок увидеть и услышать, как он искусно играет на фортепиано.

 

Концертная деятельность Моцарта и большое путешествие

 

После путешествия по Европе семья решает немного отдохнуть. Маленький перерыв восстановил силы юных виртуозов. Не долго думая, Леопольд решает снова с детьми отправиться в путешествие, чтобы покорить Париж. Именно в этом удивительном городе Франции Вольфганг написал первые 4 сонаты для клавесина и скрипки. На то время Моцарту было 7 лет. В каком же были восторге аристократы! Они никогда не слышали ничего подобного. Благодаря этому Леопольд и его семья были взяты под покровительство Фридриха Мельхиора, который имел очень большие связи. Теперь Вольфганг и Наннерль выступали не только перед аристократами, но даже и в царских палатах перед королем и маркизой Де Помпадур.

 

В Париже дети Леопольда достигли удивительных высот.
Они заработали приличную сумму денег, получили много подарков. После двух великих концертов путь лежит в Лондон. Пребывание в Англии еще больше отразилось на творчестве Вольфганга. Он познакомился с популярными композиторами Лондона.

 

Знакомство с Иоганном Христианом Бахом
Этот композитор был младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха. Их дружба, на удивление, была прекрасной. Хоть на тот момент Вольфганг еще был ребенком, Иоганн Христиан любил с ним говорить, проводить время за игрой на клавишном инструменте. Иоанн обладал хорошим, утонченным вкусом, идеально владел навыками игры на фортепиано. От него Моцарт многому научился, его произведения стали более утонченными и изысканными, техника улучшилась.

 

Творческий путь Моцарта как признанного композитора

 

Возвратившись из Англии, Амадей Моцарт привлекается к сочинению музыки и служит у князя-архиепископа Зальцбургского.
Он сочиняет много различных произведений. К сожалению, они утрачены. Сохранились лишь первая часть оратории «Долг первой заповеди», опера на латинском языке «Аполлон и Гиацинт».
С 1770 по 1774 год Вольфганг находится в Италии. В биографии Моцарта и творчестве в этот период происходят значительные изменения. Он знакомится с талантливыми людьми, пишет шикарные оперные произведения, которые были приняты с восторгом публикой. Это «Митридан, царь Понтийский», «Луций Сулла». К 17 годам Моцартом было написано: 4 оперы, духовные произведения, около 13 симфоний, около 24 сонат и много небольших произведений.
Период с 1775 по 1780 год отмечен множеством печальных событий в жизни великого композитора, которые отразились на его творчестве. Смерть мамы негативно повлияла на мышление, он рассуждал, как взрослый мужчина. Чтобы хоть как-то отвлечься, будущий маэстро пишет сонаты, несколько концертов для разных инструментов, большую Парижскую симфонию и 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт начинает работать придворным органистом в Зальцбурге, а в 1781 году была поставлена его опера «Идоменей», которая демонстрирует его мастерство в оркестровке, речитативе и превосходных мелодических линиях.
С 1781 по 1791 год происходят кардинальные изменения в жизни Моцарта. Первое, что он сделал — защитил свое имя и честь: он прервал всяческие отношения с архиепископом, который относился к нему как к слуге, без уважения и признания, каждый раз запрещал бывать у знатных аристократов и ограничивал доступ к покровителям. Это великому композитору не нравилось, и он решается подать в отставку. Архиепископ отказал. Тогда Вольфганг решает идти напролом и ведет себя вызывающе и неподобающе. Такой способ помог окончательно прервать службу у архиепископа.

 

Вена и творческий путь Моцарта

В 1781 году он переезжает в Вену. Судьба была расположена к молодому гению и благоволила к Моцарту. В биографии Вольфганга Амадея Моцарта венский период начался с того, что столица приняла его сюрпризом. Он снял квартиру у своих старых знакомых. А сдавала помещение фрау Вебер — мать будущей невесты Моцарта. Так он нашел свою любовь.
Летом того же года композитор пишет оперу «Похищение из сераля».
Премьера произведения состоялась лишь через год. Несмотря на то что произведение понравилось многим и вызвало у всех восхищение, о Моцарте как о композиторе мало кто знал. Поэтому его авторитет был низок по сравнению с другими венскими композиторами. Даже победа в состязании с виртуозом Клементи в императорских палатах не повлияла на то, чтобы Моцарт играл на клавире для принцессы. Выбрали совсем иного, малоизвестного Георга Зуммера. Моцарт от этого не пал духом, а продолжал работать преподавателем музыки. Число его учениц возросло в несколько раз, он был потрясающим учителем.

 

Личная жизнь Моцарта
Еще изначально Моцарт влюбился в Констанцию — дочь фрау Венер, когда поселился в их квартире. Ее он превозносил над другими женщинами. Он ею восхищался и создал с ней крепкую семью.

.

С Констанцией он по-настоящему ощутил, что такое семейный уют, детская радость и счастье. Вдохновленный любовью, великий маэстро пишет оперу «Похищение из сераля».
Данный шедевр пропитан романтикой и любовью к любимой жене.
Но личную жизни композитора омрачали негативные моменты. Его отец не хотел принять Констанцию как невестку. Он относился к ней враждебно. По этой причине отношения между сыном и отцом ухудшились, переписка велась лишь делового характера.

 

Творческое развитие Моцарта

С каждым годом слава великого композитора увеличивалась. За свои концерты, издание сочинений, преподавательскую деятельность он получал немалые гонорары. Его семья жила в больших удобствах, была в почете и входила в число самых богатых. Отец, несмотря на натянутые взаимоотношения, гордился сыном. С 1784 по 1789 год Моцарт плодотворно работает, достигает фееричного успеха и сочиняет много произведений. Среди них оперы «Волшебна флейта», «Милосердие Тита», «Свадьба Фигаро», пьеса «Дон Жуан», незаконченная месса «Реквием» (дописал мессу его ученик).

 

Музыка Моцарта