Содержание

Биология (6 класс)/Мир растений — Викиверситет

Мир растений

Мир живой природы очень разнообразен — это и растения, и животные, и грибы, и бактерии, и вирусы. Каждый из нас соприкасается с ней.

Первые живые организмы появились на нашей планете 3,5 миллиардов лет назад. Тогда они представляли собой простые, небольшие одноклеточные организмы. Постепенно, в ходе эволюции они становились более сложными, крупными, осваивали новые среды обитания. Так уже появлялись первые растения (водоросли), а затем и животные. Этим объясняется многообразие живых организмов — крупных и микроскопических.

Для изучения этого разнообразия живых организмов была создана специальная наука — биология.

Биология (от греч. биос - жизнь и логос - учение) — наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.

Все живые организмы сильно различаются по своим свойствам. Поэтому их делят на большие группы, называемые царствами.

Царство — очень большая группа живых организмов, имеющих сходные принципы строения, питания и жизни. Биологи выделяют несколько царств живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Вирусы, Бактерии и др.

В курсе 6 класса вы будете изучать растения, грибы, а также некоторые бактерии. Но основное внимание мы уделим царству растений. Растения являются объектом исследования науки Ботаника (от греч. ботане - трава, растение).

Многообразие растений

Мир растений очень разнообразен — это более 320 тысяч видов, не считая ещё и подвиды и сорта культурных растений. Мы встречаемся с растениями везде — в домах, общественных местах, во дворе, в парке.

Что бы как-то разбираться во всём этом разнообразии растений, учёные создали специальную науку — классификацию (подробнее вы узнаете об этом в §36), которая распределяет все растения по группам на основе сходных признаков (наличие цветков, семян, способы жизнедеятельности, строение).


Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года называют многолетними. Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.

Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.

Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.

Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, че

ru.wikiversity.org

РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ - РАСТЕНИЯ - Биология 6 класс - Л.И. Остапченко - Генезис

ТЕМА 3 РАСТЕНИЯ

 

§39. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

 

Вспомните, как растут корни и побеги. Какие типы тканей есть у растений? Какие типы движений присущи растениям?

Как растут растения? В отличие от многих животных, растения растут всю жизнь. Посмотрите на старое, почти сухое дерево. Весной на нем где-то и появляются молодые побеги, зеленые листья и его рост продолжается.

Вы уже знаете, что рост - это необратимое увеличение размеров и массы как целого организма, так и отдельных его частей. Рост растений обусловлен делением и ростом клеток. Высшие растения растут за счет образующих тканей, клетки которых способны делиться. Это, например, образующие ткани конуса нарастания побега или зон деления и растяжения корня; образующие ткани, расположенные в основании междоузлий некоторых растений (пшеницы, кукурузы, риса).

Органы утолщаются за счет боковой образующей ткани - камбия.

Благодаря росту происходят и определенные движения растений (вспомните, какие есть движения растений).

Какие сезонные явления наблюдают в жизни растений? На большинстве территорий земного шара постоянно меняются сезоны года - весна, лето, осень, зима. Поэтому рост многолетних растений умеренных и прохладных широт характеризуется периодичностью: зимой рост растений прекращается, а весной возобновляется (рис. 160). Периодическое прекращение роста тропических растений обусловлено наступлением засушливого сезона.

Итак, в условиях периодического роста периоды интенсивного роста чередуются с периодами покоя.

Рис. 160. Сезонные явления в жизни растения. Задачи. Объясните, чем обусловлены сезонные явления в жизни растений. Какие изменения вы наблюдаете в лиственных деревьев в течение года?

Покой у растений - это приспособление к переживанию неблагоприятных условий (зимних холодов, летних засух), когда процессы жизнедеятельности почти прекращаются. Сигналом к прекращению ростовых процессов у растений холодного и умеренного климата является укорочение продолжительности световой части суток и снижение температуры. Весной увеличение продолжительности дня для растений является сигналом для распускания листьев, цветения и плодоношения.

Как растения развиваются? Развитие растений тесно связано с их ростом. У цветковых растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды развития. Зародышевый период берет начало от оплодотворения яйцеклетки. После прорастания семени наступает послезародышевый период. Он включает этапы проростка, молодости, зрелости и старения (рис. 161).

Этап проростка длится от момента прорастания до формирования первых зеленых листьев. В это время проросток питается за счет запасных питательных веществ семени. Этап молодости - период жизни от появления первых зеленых листьев до цветения. В это время растение усиленно растет и формируются все вегетативные органы. Молодое растение, в отличие от проростка, питается благодаря фотосинтезу.

Дальнейшее развитие одно-, дву - и многолетних растений происходит по-разному. Однолетние растения (например, укроп, горох посевной, огурцы) на протяжении года полностью завершают рост, цветут, образуют плоды и семена и отмирают. Продолжительность их молодости незначительна: уже через 30-40 дней после прорастания они образуют цветки и вскоре плодоносят.

У двухлетних растений (например, капусты, моркови) в течение первого года жизни развиваются только корни и побеги с листьями. А на второй год они образуют цветки, плоды и семена, после этого отмирают.

Многолетние травы часто могут цвести и плодоносить в течение нескольких лет, однако все их надземные части обычно отмирают ежегодно (например, у ландыша, пырея, хрена). Деревья и кустарники (яблоня, дуб, лещина) достигают своих наибольших размеров через десятки лет. Первое цветение и плодоношение у них наступает только через несколько лет (иногда - через год после прорастания). Плодоносят такие растения на протяжении многих лет.

 

Рис. 161. Периоды развития растения: 1 - семя; 2 - этап проростка; 3 - этап молодости; 4 - этап зрелости; 5-6 - старения

Этап зрелости длится от времени первого цветения до потери способности образовывать семена и плоды. Со временем даже растения с большой продолжительностью жизни прекращают образования генеративных органов. Наверное, вы замечали, как старые плодовые деревья постепенно все реже цветут, перестают плодоносить. Новые побеги на них почти не образуются, старые засыхают и отпадают. В стволах старых деревьев часто образуются отверстия - дупла, они подгнивают и отмирают. Наступает завершающий этап жизненного цикла растений - старения.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

- Растениям, как и другим организмам, свойственны процессы роста и развития. Развитие растений происходит в несколько последовательных этапов. В жизненном цикле цветковых растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Зародышевый период происходит внутри семени.

- Послезародышевый период охватывает этапы проростка, молодости, зрелости и старения.

- Пополните свой биологический словарь: развитие, зародышевый и послезародышевый периоды развития.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Выберите один правильный ответ

Укажите период развития растения, во время которого у него формируются цветки: а) проростка; б) молодости; в) зрелости; г) старение.

Дайте ответ на вопрос

1. Что такое рост и какие бывают его виды?

2. Какие сезонные явления наблюдают в жизни растений?

3. Из каких периодов состоит жизненный цикл цветковых растений?

Подумайте. Чем можно объяснить то, что двухлетние растения цветут и формируют семена и плоды именно на втором году жизни?

schooled.ru

Биология (6 класс)/Растение - живой организм — Викиверситет


В хлоропластах зелёных клеток, поглощающих энергию солнечного света из углекислого газа и воды, образуется сахар. Сахар - это основа для образования всех других органических веществ. За счёт органических веществ живут все клетки растения. Животные и люди питаются уже готовыми органическими веществами, образованными в клетках зелёных растений.

Клетки растений круглосуточно дышат кислородом, выделяя углекислый газ. Во время этого освобождается энергия, необходимая для жизни и роста растения, всасывания из почвы воды и минеральных веществ, для того, чтобы разможаться. Если растение лишено возможности дышать, то оно, как и животние - размножение растений семенами.

Растения, которые размножают вегетативным способом, тоже развиваются в результате деления клеток. На корнях, стеблях и листьях могут вырасти почки, а из них и побеги.

В определённую пору своей жизни начинает размножаться каждое цветковое растение. Независимо от способа размножения, растение воспроизводит организмы, подобные материнскому.

Размножаясь, растения расселяются занимая новые территории.

Растительное сообщество[править]

Лиственный лес в Дании

Все растения растительного сообщества приспособлены к особым условиям совместной жизни, сложившимся в этом обществе.

Лес, луг, болото - разные растительные сообщества. Папоротники, плауны, ландыши, малина, клюква и черника - лесные растения они не живут на лугу, и наоборот, луговые растения (василёк, тимофеевка) не свойственны лесам.

Все растительные сообщества расположены на территориях, различающихся по влажности, освещённости, температуре, составу почвы и другим условиям жизни. Например, сосновые леса обычно растут на песчаных почвах, бедных перегноем. Кустарников и травянистых растений в них мало, хоть кроны сосен и пропускают достаточно света. На влажных почвах таких лесов растут больше мхов, а на сухих - сухолюбивые травы и лишайники (ягель).

Болото в северной Германии

На почве, богатой минеральными веществами, живёт растительное сообщество дубового леса. Здесь растут дуб, липа, клён, вяз, рябина, ясень, из кустарников - орешник, жимолость лесная и бересклет, лесные травы с крупными зелёными листьями.

В каждом растительном сообществе есть растения, оказывающее наибольшее влияние на данное сообщество. В еловом лесу это ель. Они сильно затеняет пространство под собой, отчего в еловом лесу устанавливается особый световой и температурный режим, а также истощает почву, в следствии чего в почве остаётся мало минеральных веществ, необходимых для травянистых растений. Жители елового леса - кислица обы

ru.wikiversity.org

Читать книгу Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

В. В. Пасечник
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс


Как работать с учебником

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите знакомиться с биологией – наукой, изучающей живую природу. У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразном и удивительном мире живых организмов. Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.

Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.

В начале каждого параграфа помещены вопросы, помогающие вам вспомнить то, что вы изучали ранее. Это позволит лучше понять и усвоить новый материал.

Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.

В конце каждого параграфа на синем фоне помещены основные понятия, которые вам необходимо не только запомнить, но и уметь объяснить.

Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Это касается рубрики «Подумайте», которая поможет вам научиться анализировать изученный материал, и рубрики «Задания».

Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме.

Необходимым условием успешного овладения биологическими знаниями является выполнение лабораторных работ. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним.

Также в учебнике содержатся описания сезонных наблюдений в природе.

Полезные советы

1. Готовясь к выполнению домашнего задания, подумайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.

2. Читая текст, соотносите его с иллюстрациями, которые есть в параграфе. Обращайте внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.

3. Подумайте, как изучаемый материал может пригодиться и быть использован в вашей жизни.

4. Делайте собственный конспект параграфа в тетради или на компьютере в виде текста или схемы. Конспект должен содержать основные мысли, термины и выводы.

5. Выполняя домашнее задание и готовя сообщение, используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

6. Помните, что успех работы полностью зависит от вашего желания, усидчивости, целеустремлённости и настойчивости.

Желаем вам успехов!

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Покрытосеменные, или Цветковые, – группа наиболее высокоорганизованных растений. Их органы подразделяются на вегетативные и репродуктивные.

Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» – растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.

Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» – производить), органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.

Из этой главы вы узнаете

• о внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях;

• о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;

• о роли цветковых растений в природе и жизни человека.

Вы научитесь

• распознавать органы цветкового растения;

• устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.

§ 1. Строение семян

1. Какие растения имеют семена?

2. Какова роль семян в жизни растений?

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме (от греческих слов «эндос» – внутри и «сперма» – семя). В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными.

Семена многих растений, например пшеницы, лука, ясеня, имеют маленький зародыш. Почти весь объём их семени занимает запасающая ткань – эндосперм. У других, как у яблони, миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

Строение семян двудольных растений (рис. 1). Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.


Рис. 1. Строение семян двудольных растений

Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (от греческих слов «микрос» – малый и «пиле» – ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

Строение семян однодольных растений (рис. 2). Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков (пшеница, рожь, кукуруза).


Рис. 2. Строение семян однодольных растений

Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. СЕМЯДОЛЯ. ЭНДОСПЕРМ. ЗАРОДЫШ. СЕМЕННАЯ КОЖУРА. СЕМЯНОЖКА. МИКРОПИЛЕ

Вопросы

1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

2. Каково строение семени фасоли?

3. де находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Памятка

Изучая строение органов растений или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления. Чтобы результаты вашей работы были более эффективными, познакомьтесь с правилами проведения анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

Инструктаж-памятка последовательности действий при проведении анализа:

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Знаете ли вы, что…

• 85 % видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15 % видов его не имеют.

• Семена голосеменных растений имеют многосемядольный зародыш. Так, у разных видов сосновых число семядолей в зародыше семени колеблется от 3 до 15, у кипарисовых – от 2 до 6.

• Самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

§ 2. Виды корней и типы корневых систем

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

3. У всех ли растений имеются корни?

Функции корня. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

Виды корней. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые (рис. 3). При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.


Рис. 3. Виды корней


Рис. 4. Типы корневых систем

Типы корневых систем. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую (рис. 4). Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др. (рис. 5).

Обычно стержневая корневая система хороню видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.


Рис. 5. Стержневые корневые системы различных двудольных растений

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений – пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».


Рис. 6. Окучивание томатов

ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4–5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Знаете ли вы, что…

• У пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3–4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.

§ 3. Зоны (участки) корня

1. Что такое ткань?

2. Какие виды растительных тканей вы знаете?

Корневой чехлик. Зоны деления и растяжения. Посмотрите на свет корни проростков (фасоли, пшеницы или редиса). Вы увидите, что их кончики немного темнее и плотнее, чем остальные участки корня. Это объясняется тем, что кончик корня покрыт, как напёрстком, корневым чехликом (рис. 7).

Корневой чехлик образован клетками покровной ткани. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Эти клетки недолговечны, они постепенно отмирают и слущиваются, а взамен отмерших постоянно образуются новые.

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками. Это образовательная ткань. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.


Рис. 7. Строение и зоны молодого корня

Выше расположена зона растяжения (зона роста). Здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину (рис. 8).

Корневые волоски. Зона всасывания. Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков (рис. 9). У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. У многих растений они напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня.

Корневой волосок – относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.


Рис. 8. Верхушечный рост корня


Рис. 9. Корневые волоски проростка

Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

Таким образом, в более старой части зоны корня корневые волоски постоянно отмирают, а в молодой образуются вновь. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и всегда находится вблизи кончика корня.

Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

5. Сделайте вывод.

При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить. Поэтому рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в специальных торфоперегнойных горшочках. В этом случае корни при пересадке не повреждаются и рассада быстро приживается.

Зона проведения. Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. По ним вода и растворённые в ней вещества из корня поступают в стебель и листья. В проводящих тканях находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК. КОРНЕВОЙ ВОЛОСОК. ЗОНЫ КОРНЯ: ДЕЛЕНИЯ, РАСТЯЖЕНИЯ, ВСАСЫВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ

Вопросы

1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

2. Каково значение корневого чехлика?

3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

8. Что такое ткань?

9. Какие ткани различают в корнях растений?

Рис. 10. Развитие корневой системы растений

Подумайте

Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

Задания

1. Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?

2. Используя рекомендации памятки на с. 11–12, проведите анализ строения корня.

Задания для любознательных

1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

Знаете ли вы, что…

• На 1 мм2 зоны всасывания корня кукурузы находится около 700 корневых волосков.

• У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (примерное расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Их общая длина составляет 10 тыс. км (расстояние от Риги до Владивостока). Если вы хотите убедиться в этом, то вырастите растение ржи в большом деревянном ящике. Ко времени колошения раскройте стенки ящика и осторожно отмойте корни от земли. А теперь считайте. Убедились?

§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней

1. Какие виды корней вам известны?

2. Какие функции выполняет корень?

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 11). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых – всего 50 см, но там они гуще.

Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м (рис. 12).

В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 13). В образовании корнеплодов принимает участие как главный корень, так и нижние участки стебля.

Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк (рис. 14).

У плюща развиваются придаточные корни-прицепки. Ими растение прикрепляется к опоре, например к вертикальной стене или стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету.


Рис. 11. Глубина проникновения в почву корней растений

У растений, живущих, как орхидеи, на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз (см. рис. 14). Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.

Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и некоторых других растений, которые поселяются на топких берегах рек (рис. 15). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода.

У некоторых тропических деревьев, например у баньяна, на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками (рис. 16).


Рис. 12. Корневая система и внешний вид ежовника безлистного


Рис. 13. Корнеплоды моркови и репы


Рис. 14. Корневые клубни георгины и воздушные корни орхидеи


Рис. 15. Дыхательные корни болотного кипариса


Рис. 16. Придаточные корни баньяна

Корни водных растений, укореняющихся в грунте, лишены корневых волосков.

Корни растений-паразитов (повилики, омелы) способны проникать в тело растения-хозяина.

КОРНЕПЛОДЫ. КОРНЕВЫЕ КЛУБНИ. ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ

Вопросы

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

2. С чем связаны видоизменения корней?

3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Подумайте

1. С чем связано видоизменение корней у растений?

2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Фенологические наблюдения

Весной посейте на грядке морковь, свёклу или репу. Через неделю после появления всходов, а затем раз в неделю осторожно вынимайте их по одному из почвы и зарисовывайте. Сделайте альбом из этих рисунков и по ним проследите развитие корнеплодов. Осенью подготовьте сообщение о результатах своих наблюдений и обсудите их с учащимися в классе.

Знаете ли вы, что…

• Из корнеплодов сахарной свёклы получают сахар.

• У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, а у репчатого лука – на 60–70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15–18 см от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.

iknigi.net

Цветок. Видеоурок. Биология 6 Класс

Всем нам приятно смотреть на цветы. Они такие разные, красочные, красивые. Каждый найдет себе что-то по вкусу. Но задумывались ли вы, зачем природа создала такое разнообразие форм, красок, радующих наш глаз? Ну уж явно не для того, чтоб мы их рвали и ставили в вазы. На этом уроке вы узнаете об истинном предназначении цветка и о том, как же у него получается выполнить это предназначение.

Цветок – генеративный (предназначенный для полового размножения) орган покрытосеменных растений. Появление цветка позволило покрытосеменным привлекать опылителей – насекомых.

Цветоножка – укороченный стебелек, на котором расположен цветок. У сидящих цветков цветоножка отсутствует.

Цветоложе – расширенная часть цветоножки.

Пестик – образование, содержащее яйцеклетку. Имеет листовое происхождение. Совокупность пестиков называют гинецеем.

Тычинки – окружают пестик. Образуют пыльцу. Совокупность тычинок называют андроцеем.

Околоцветник – состоит из лепестков (составляют венчик) и чашелистиков (образуют чашечку). Чашечка – внутренняя часть листа, способна к фотосинтезу.

Рис. 1. Строение цветка (Источник)

Строение цветка

Возьмите несколько цветков различных растений. Рассмотрите их. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики.

Расчлените цветки. Посчитайте число частей околоцветника, тычинок и пестиков. Укажите тип околоцветника каждого из цветков (простой, двойной). Укажите тип чашечки (для цветков с двойным околоцветником): раздельнолистная или срослолистная. Тип венчика: сростнолепестный или свободнолепестный.

Зарисуйте и подпишите части цветка. Попробуйте составить формулу для каждого из цветков.

Околоцветник бывает двойной и простой. Двойной околоцветник состоит из листочков 2 различных типов (капуста, роза, лютики, горох и др.).  Простой околоцветник (лилия, амариллис (см. Рис. 2), тюльпан) состоит из одинаковых листочков.

Рис. 2. Красный амариллис

Цветки ивы и ясеня вообще не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Строение тычинки и пестика

Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите пыльник под лупой или под микроскопом. Постарайтесь разглядеть пыльцевые зерна.

Рассмотрите внешнее строение пестика. Найдите рыльце, столбик и завязь. Разрежьте завязь поперек. Рассмотрите ее под увеличительными приборами. Найдите семязачаток, укажите, что из него формируется.

Существуют правильные (актиноморфные) и неправильные (зигоморфные) цветки.

У правильных цветков (см. Рис. 3) через околоцветник можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня).

Рис. 3. Правильный цветок звездчатки

Через неправильные цветки (см. Рис. 4) можно провести только одну плоскость симметрии (горох, шалфей).

Рис. 4. Неправильный цветок башмачка настоящего

Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Он расположен на тычиночной нити (см. Рис. 1).

Цветки примулы и амариллиса

Рассмотрите строение цветков примулы (см. Рис. 5) и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони.

Рис. 5. Цветок примулы

Пестики имеют рыльце, столбик и завязь. В завязи расположены семязачатки, из которых после цветения разовьются семена (см. Рис. 6). По расположению в цветке выделяют верхнюю (стенки не срастаются с остальными частями цветка, у капусты), нижнюю (стенки завязи срастаются с другими частями цветка – у яблони) и полунижнюю (стенки завязи срастаются с другими частями цветка только в нижней части – у бузины) типы завязи.

Рис. 6. Завязь и семязачатки

Цветки бывают раздельнополыми и обоеполыми. Обоеполые – цветки, в которых присутствуют и пестики, и тычинки. У некоторых растений (облепиха, остролист (см. Рис. 7)) в цветках присутствуют только тычинки либо только пестики – раздельнополые цветки.

Рис. 7. Раздельнополые цветки остролиста

Двудомное растение – растение, на котором развиваются цветки только одного пола (тополь, конопля).

Однодомное растение – растение, на котором развиваются и пестичные, и тычиночные цветки (огурец, яблоня).

Формула цветка используется для краткой характеристики строения цветка.

При составлении формулы цветка пользуются следующими сокращениями (см. Рис. 8, 9):

Рис. 8. Сокращения, используемые при составлении формулы цветка

Рис. 9. Сокращения, используемые при составлении формулы цветка

Таким образом, формула тычиночного цветка огурца выглядит следующим образом (см. Рис. 10).

Рис. 10. Формула тычиночного цветка огурца

А формула пестичного цветка выглядит так (см. Рис. 11):

Рис. 11. Формула пестичного цветка огурца

Знаете ли вы, что…

Раффлезия Арнольда (см. Рис. 12) обладает самыми большими в мире цветами. Это паразитическое растение. Не имеет стебля и листьев. Опыляется падальными мухами, так как имеет вид и запах разлагающегося мяса. Семена прилипают к ногам крупных животных, таким образом распространяясь.

Рис. 12. Раффлезия

Двойной околоцветник, венчик состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков – свободнолепестный. Чашечка сростнолистная. Цветок актиноморфный, обоеполый. Завязь пятигнездная.

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Trifoly.ru (Источник).
  2. Floriculture.ru (Источник).
  3. Engschool18.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 138, задания и вопросы 3, 6 (Источник).
  2. Дайте определение и приведите примеры актиноморфным и зигоморфным цветкам.
  3. Что такое формула цветка? Каким образом ее записывают? 
  4. Выберите 3 цветка растений разных видов и попробуйте составить их формулы.

interneturok.ru

Методическая разработка по биологии (6 класс) по теме: Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)


ГУО СШ №13 г. Гродно









Урок биологии в 6 классе



 по теме:



«Строение и разнообразие растений»



















Подготовила



учитель химии и биологии



Шегидевич Наталья Петровна








Тема.   Строение и разнообразие растений. 

Цель. Познакомить со строением и разнообразием растений, выделить их характерные особенности.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник  «Биология-6».

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

   

1. Вопросы и задания.

Какие группы грибов вы знаете?

Что представляет собой тело гриба?

Для чего шляпочные грибы образуют плодовые тела?

Авто- или гетеротрофами являются грибы? Поясните термин.

Как грибы влияют на плодородие почвы?

2. Назовите эти грибы. Ядовитые они или съедобные? (Слайды 3-10)

 

III. Подготовка к восприятию новой темы.

На какие царства можно разделить всю живую природу?   (слайд 11)

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Назовите основные особенности растений и признаки, по которым они отличаются от организмов других царств.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся со строением и разнообразием растений.

Записи в тетради и рисунок растения с указанием частей растения. (Слайд 12).

V. Распознавание частей растений. (Слайд 12).

Тело  растений расчленено на органы, например, у них есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами. Растения по типу питания являются АВТОТРОФАМИ.

Учитель. - Вспомним, что означает этот термин?

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень впитывает из земли влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Учитель. – Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает растения?  ( Ботаника). (Слайд13).

     Проблема. ЛЕГЕНДА,

Учитель. – Существует такая легенда.(Слайд 14-15).

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

Учитель. – К этой легенде мы вернемся в конце урока. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений. (Слайд 16-17).

 

VI. Объяснение нового  материала.

Учитель. – На сегодняшний день все растения делят на шесть отделов. (Слайд 17).

Мхи.

Папоротники.

Хвощи.

Плауны.

Хвойные.

Цветковые.

Мхи. ( Слайды 18, 19)

  

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Папоротники. (Слайды 20, 21 )

 

          Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

Хвощи.

Представители отдела ХВОЩЁВЫХ, распространены всюду, кроме Австралии и Новой Зеландии. Они произрастают на болотах, в лесах, на пашне и представлены многолетними травянистыми растениями. Хвощи имеют членистое, ветвистое корневище с придаточными корнями и надземные побеги, обычно двух видов (вегетативные — зелёные, мутовчато разветвлённые, летние и бурые — неветвящиеся, на верхушке несущие спороносный колосок, весенние). Из спор, развивающихся в спороносных колосках, после их падения на землю вырастают заростки. В далёком прошлом каменноугольные хвощи — каламиты достигали 30 м, сегодня самый большой хвощ достигает 12 м, но не в высоту, а в длину, — это одна из Южноамериканских лиан. В наших широтах встречаются хвощи высотой лишь до 40—60 см: хвощ лесной, полевой, луговой, зимующий, болотный.

4. Плауны.

Отдел ПЛАУНОВ насчитывает около 400 видов в основном травянистых растений со стелющимися стеблями, мелкими линейно-шиловидными листьями и придаточными корнями. В середине лета на побегах образуются спороносные колоски. В колосках созревают споры, которые, после того как упадут на влажную почву, прорастают в заросток, со временем превращающийся во взрослое растение. Плауны — лесные растения, изредка встречаются на опушках и по лесным дорогам, иногда вдоль болот. В каменноугольный период, когда возникали мощные слои угля, среди плаунов встречались настоящие гиганты — деревья лепидодендроны и сигиллярии до 30 м высотой. Длина современных плаунов не превышает 3 м, причем высота спороносных колосков, возвышающихся над поверхностью, не более 15—20 см. Споры плаунов используются в медицине.

5. Хвойные растения. (Слайды 22, 23, 24).

 

Другая группа растений – хвойные растения или голосеменные.

Учитель. – Какие растения относятся к этой группе? (Слайды 22, 23, 24).

Учитель. – ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ имеют незащищённые семена, расположенные открыто на  чешуе шишки (у них нет настоящего цветка и плода, как у цветковых). В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

Среди голосеменных больше вечнозелёных деревьев (ель, сосна, кипарис, туя), реже встречаются листопадные деревья (лиственница), кустарники (можжевельник) и лианы (эфедра). Форма листовых пластин у голосеменных различна: от пластинчатой (гинкго, саговник) до игловидной (сосна). Хвойные составляют большинство и доминируют в растительном покрове в умеренном климатическом поясе.

Использование голосеменных чрезвычайно широко. Их семена содержат много масла и употребляются в пищу; древесина находит применение в качестве сырья для целлюлозобумажной и мебельной промышленности. Многие голосеменные являются долгожителями, например, калифорнийские сосны доживают до 4,5 тыс. лет.

2. Цветковые растения

Учитель. -  Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. Наиболее распространенная группа растений, насчитывающая около 300 000 видов, произрастающих по всему земному шару.

Характеризуются сильно развитой корневой системой, крупными, разнообразными листьями. Размножаются семенами, которые развиваются из цветка. Покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела.

Учитель. -  Что общего и чем отличаются лиственное и хвойное дерево? (Слайд 26).

 

Учитель. -  Что общего и чем отличаются плоды хвойных и цветковых растений? (Слайд 27).

VII. Это интересно.

Растения – хищники. ( Слайд 28)

        Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.

  Растение - паразит.       (Слайд 29)

Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.

        Опасные растения. ( Слайд 30)

        Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.

VIII. Раскрытие тайны легенды.

 

Учитель. -  Скажите можно ли найти на самом деле найти ПАПАРАЦЬ-КВЕТКУ (Цветок папоротника)? Почему?

IX. Растения – рекордсмены.

Секвойя: (слайд 37)

Самое крупное дерево – это секвойя, растущая в США, высота 112 м, Дереву около 1000 лет.

 Эвкалипт:  ( Слайд 38)

       •     Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.  

       •     Высота дерева достигает 100 метров.

Самшит: (Слайд 39

Самое твёрдое дерево на Земле.

Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.

  Бамбук: ( Слайд 40)

Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.

За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась  до облаков.

  Тыква: (Слайд 41)

Самый крупный плод.

Вес достигает более 90 килограммов.

Пальма (Слайд 42)

Самые большие листья из всех растений принадлежат пальме раффия растущей на Мас-каренских островах в Индийском океане, и амазонской бамбуковой пальме из Южной Америки и Африки, листовая пластина которых может достигать длины до 20 м, а черешок - 4м.

Раффлезия (Слайд 43)

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски. Цветки крупные —до одного метра в диаметре у раффлезии туан-мудэ. Насекомых-опылителей (обычно это лесные мухи) цветки привлекают видом и запахом разлагающегося мяса. Схожесть цветков с гниющими кусками мяса достигается соответствующей окраской околоцветника. Семена раффлезии крохотные, не больше макового зёрнышка.

 

X. Итог урока. Фронтальный опрос.

Чем растения отличаются от остальных царств живых организмов?

Какие отделы царства Растения вы знаете?

Чем мхи отличаются от других растений?

Чем размножаются папоротники, хвощи и плауны?

Чем размножаются хвойные и цветковые растения?

Почему у хвойных есть другое название ГОЛОСЕМЕННЫЕ, а у цветковых – ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ?

XI. Домашнее задание. §11, вопросы с. 46.

nsportal.ru

Таблица "Систематика растений" (Биология, 6 класс)

Класс. Семейство. Количество видов

Формула цветка

Тип соцветия

Тип плода

Листорасположение, жилкование листа

Тип корневой системы

Примеры растений:

Дикорастущих

Культурных

Класс Двудольные.

С: Крестоцветные (Капустные)

3200

4 Л4 Т2+4 П1

Кисть

Стручок, стручочек

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Пастушья сумка, свербига восточная, горчица белая, сурепка обыкновенная, дикая редька

Капуста, редька, редис, репа, хрен

С: Розоцветные

3000

* Ч5 Л5 Т∞П1

* Ч5 Л5 Т∞П ∞

Кисть, щиток

Яблоко, костянка, многокостянка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Шиповник, гравилат речной, рябина, боярышник, земляника, лапчатка прямостоячая, черемуха,

Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, черешня, клубника, малина, ирга

С: Паслёновые

3000

* Ч (5) Л (5) Т (5) П1

Кисть

Ягода, коробочка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Паслен черный, белена, дурман

Томат, картофель, баклажан, перец

С: Мотыльковые (Бобовые)

12000

↑ Ч (5) Л 1+2+(2)

Т (9)+1 П1

Головка, кисть

Боб

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Акация белая, акация желтая, донник лекарственный, донник белый, клевер.

Фасоль, горох, бобы, соя, арахис, люцерна. эспарцет

С:Сложноцветные (Астровые)

250000

↑Ч0 Л (5) Т5 П 1

Корзинка

Семянка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Бодяк полевой, василек синий, осот, нивяник, ромашка, мать – и – мачеха, одуванчик

Астра садовая, подсолнечник,

Класс Однодольные

С: Лилейные

4000

* О 3+3 Т 3+3 П 1

Кисть

Ягода, коробочка

Очередное;

дуговое

Мочковатый

Черемша, рябчик желтый, ландыш

Лук, чеснок, лилия, тюльпан

С: Злаки (Мятликовые)

↑ О (2)+2 Т 3 П 1

Колос, сложный колос, метелка, початок

Зерновка

Очередное;

параллельное

Мочковатый

Овсюг, тимофеевка луговая, мятлик луговой, костер, тростник обыкновенный, пырей ползучий, ковыль

Пшеница, рожь, кукуруза, рис, овес, просо

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о