Урок по теме «Ткани растений», 6-й класс

Цели урока:

  1. Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
  2. Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
  3. Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

Оборудование:

  • микроскопы,
  • микропрепараты,
  • таблицы,
  • рисунки учебника по данной теме.

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Основные понятия и термины урока:

Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.

Ход урока

1.Создание проблемной ситуации:

Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.

Знаем: Не знаем:
Определение ткани.

Основные места расположения тканей. (частично)

Виды тканей растений.

Как строение ткани связано с выполняемой функцией.

2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]

Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
образовательная Верхушка корня, стебля.        
основная Мякоть листа

Мякоть плодов

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

       
Механическая Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

       
Покровная Кожица листа, кора дерева.  
 
   
Проводящая Жилки листа, в корне, стебле        

3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.

4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.

3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.

4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”

Таблица в готовом виде:

Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
образовательная Верхушка корня, стебля. Округлые, мелкие. Крупные ядра, нет вакуолей. Постоянное деление. Рост корня и стебля.
основная Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Округлые,

крупные и средние

Хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли.

Хорошо развито межклеточное вещество

Образуются органические вещества из неорганических

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез

Запас питательных веществ

Механическая Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

вытянутые Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует Мёртвые клетки Опора,

Защита.

Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и средние Плотно прилегают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает
Защита.

Связь с внешней средой

Проводящая Жилки листа, в корне, стебле вытянутые Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия Сосуды – мёртвые клетки

Ситовидные трубки — живые

Передвиже-

ние веществ

Список литературы:

1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.

urok.1sept.ru

Онлайн урок: Ткани растений по предмету Биология 6 класс

Название

Особенности строения

Место расположения

Функции

Покровная

1) кожица

2) пробка

3) кора

4) устьица

Живые клетки с тонкими и бесцветными оболочками (кожица).

Мертвые клетки, одеревеневшие, плотно прилегающие (пробка).

Специальные образования- устьица и чечевички (дышат и испаряют).

Листья, молодые ветки, стволы, корни.

Кожица с устьицами.

Пробка с чечевичками.

Защита от неблагоприятных условий.

Дыхание и испарение воды. Придают прочность растению.

Проводящая

1)              Живые- луб (подкорка)

2)              Мертвые (древесина)

Мертвые клетки в трубках и сосудах, вытянутые в длину.

Ситовидные трубки- живые вытянутые клетки без ядра, вакуолей и пластид.

Корень, стебель, лист, почки, цветки.

Лист – стебель- корень.

Передвижение воды с растворенными в ней веществами (органическими и минеральными).

Механическая

1)              Колленхима- вытянутые

2)              Паренхима- внутренние

3)              Склеренхима- внутренние

4)              Каменистые клетки- склереиды

Живые и мертвые клетки с толстой оболочкой.

Каменистые клетки или склереиды- мертвые клетки с одеревеневшими оболочками. Содержатся в плодах, листьях, стеблях, перемешаны с паренхимными клетками, либо существует самостоятельно, без межклеточного вещества.

Стволы молодых веток, пробка и корки стволов, скорлупа грецкого ореха, покровы семян, мякоть плодов.

Придают прочность и упругость, способность выдерживать сильную нагрузку.

Опора.

Основная

 

Клетки живые, крупные, есть вакуоли, много межклеточного вещества, заполненного млечным соком.

В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, участвующие в фотосинтезе.

 

Мякоть листа, мякоть плодов, соцветий, стебля, корней.

Образование, накопление питательных веществ.

Фотосинтез.

Образовательная

 

Живые маленькие клетки с крупными ядрами, без вакуолей.

Кончик корня, верхушка побега, зародыши, почки, ростковая часть стебля и листа, в коре (между лубом и древесиной).

Постоянное деление и рост растений, образование тканей.

Секреторная

(выделительная)

Живые тонкостенные клетки.

Долгоживущие.

Участвуют в метаболизме или запасают вещества в вакуолях.

Корень, побег, ствол, лист, цветок.

Вырабатывают, выделяют и сохраняют секреторные продукты (защита, привлечение животных и пр.) 

ladle.ru

урок «Ткани растений» — Биология

СкобелинаЛ.К

МАОУ СОШ№7

Открытый урок биологии в 6-м классе

«Ткани растений» (в рамках городского «Дня школы»)

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.

УУД:

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, учавствовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Задачи:

— сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.

— Выработать умение распознавать виды тканей.

— Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

— Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: групповая

Методы: проблемно-поисковый, создание минипроекта,

Оснащение урока: мультимедиа, микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.

Ход урока

I. Организационный момент:

II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

— Достаньте разные виды тканей, возьмите в руки по лоскутку

— Чем же они отличаются?(по цвету, качеству, структуре, толщине)

— Поднимите вверх лоскутки покажите друг другу.

-Что вы увидели и можете сказать о тканях (они разные, у них есть волокна)

— Как связать о чем мы сейчас говорим с растительным организмом? ( у растений тоже есть ткани)

— Какие знания и с какого предмета вам сегодня пригодились? ( технологии)

— Сформулируйте тему урока

Тема урока. Ткани растительного организма

Само определение понятия — ткань в процессе мини-исследования, для вас подготовила(……_).

Ученица(Мы на предыдущих уроках выяснили, что все состоит из клеток. Рассматривая мякоть плодов, видели рыхло расположенные клетки, в кожице лука и элодеи они плотно прилегают друг к другу.

РЕШИЛА ВЫЯСНИТЬ ВСЕГДА ЛИ ЭТО ТАК.

1.Взяла срез сырого картофеля, рассмотрела под микроскопом…

2. Надавила на клубень, не изменил свою форму

3.Сварила картофель, надавила на клубень, он разрушился

4. С помощью учебника выяснила, что связывает клетки между собой

5. Сделала вывод: ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, которое удерживает клетки между собой.

— Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.1

III. Изучение нового материала:

  1. Целеполагание: Что такое ткань мы выяснили, а еще что бы вы хотели узнать по теме?

Какие ткани имеют растения.

Установить связь между строением и функциями тканей.

Местонахождение в растении.

Учитель- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) — слайд.2

— А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу.

Демонстрирую гербарий древесного растения и водоросли )

Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе)

Обсуждение групп — ключевые слова появляются на доске.

Одежда, защита —

Опора —

Вода —

Питание —

Рост —

— Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани.

К примеру древесные растения отличаются от травянистых тем, что они многолетние, их защита — кора намного прочнее, толще. Как и мы с вами ведь в разные сезоны носим одежду из разных тканей, летом лучше натуральные в них не жарко, защищают от перегрева.

— Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет)

Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются — Псилофиты.(слайд3)

  1. Различают : несколько видов тканей. (слайд 4)

Задание: на партах конверты, ваша задача познакомиться с разновидностями тканей, каждая группа получает индивидуальное задание по инструктивной карточке, есть информационный материал, листы чертежные, где отражаете свою работу

.после выполнения вы должны подготовить отчет по работе, выступают представители, а у вас на партах есть оценочные карты, которыми вы должны оценить группу

3.Физкультминутка (слайд 5)

4.Работа в группах. Время работы 7 минут

Отчет групп — всем приготовиться к оцениванию, цветные карточки

  1. При ответе, попытайтесь определить на схеме строения цветкового растения место, куда вы поместите свою ткань (Слайд 6-10)

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет ткань.

IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)

Привести учащихся к ситуации успеха

Задание:

1.Работа с раздаточным материалом

1.Определить тип тканей у следующих объектов:

Берёста —

Мякоть томата —

корень —

чешуя лука —

Жилка листа –

Скорлупа ореха

2.Выполните упражнение, вставив пропущенные слова(слайд12)

3.Подведем итог. Сформулируйте определение, что такое ткань (слайд 13)

Где вам могут пригодится знания о тканях?

V. Рефлексия: на слайде – 14

До урока:

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

  • Не мог выполнить…

Сейчас:

(выбрать и закончить предложение) (слайд)

VI. Д/З:

1 Выучить определение ткань

2. Пользуясь информационным листом.

Заполнить таблицу по всем видам тканей

Тип ткани

Место нахождения

Функции

Особенности клеток

Приложение1

Группа №1

Задание:

1.Изучите характеристику образовательной ткани.

2. На листе ватмана дайте характеристику по плану.

План.

1.Местонахождения

2.Функции

3.Особенности строения

4. Рисунок расположения клеток в ткани.

5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани

Группа №2

Задание:

1.Изучите характеристику основной ткани.

2. На листе ватмана дайте характеристику по плану.

План.

1.Местонахождения

2.Функции

3.Особенности строения

4. Рисунок расположения клеток в ткани.

5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани

Группа №3

Задание:

1.Изучите характеристику покровной ткани.

2. На листе ватмана дайте характеристику по плану.

План.

1.Местонахождения

2.Функции

3.Особенности строения

4. Рисунок расположения клеток в ткани.

5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани

Группа №4

Задание:

1.Изучите характеристику проводящей ткани.

2. На листе ватмана дайте характеристику по плану.

План.

1.Местонахождения

2.Функции

3.Особенности строения

4. Рисунок расположения клеток в ткани.

5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани

Группа №5

Задание:

1.Изучите характеристику механической ткани.

2. На листе ватмана дайте характеристику по плану.

План.

1.Местонахождения

2.Функции

3.Особенности строения

4. Рисунок расположения клеток в ткани.

5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани

Группа №6

Задание:

1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа традесканции

2. Поперечный срез герани или традесканции

3. Поперечный срез стебля традесканции

4. Настройте микроскоп, рассмотрите увиденное.

Приложение2

Информационный лист

1.Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения, поэтому они располагаются на верхушках молодых побегов, кончиках корней, молодых почках. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.

2.Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.

Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.

Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.

3.Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.

4.Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.

Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.

5.Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).

multiurok.ru

Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Ткани растений

Слайд 1

Ткани растений

Слайд 2

Давайте повторим…

Слайд 4

Хромопласты Вакуоль Оболочка Цитоплазма Ядро Пора Найди ошибки

Слайд 5

Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение.

Слайд 6

Межклетники – это промежутки между клетками в ткани. Плотная ткань Плотная ткань Рыхлая ткань

Слайд 7

Обеспечивает рост растения Клетки молодые, способные делиться, плотно прилегают друг к другу Образова- тельная Функции Строение Ткань

Слайд 8

Создание и накопление веществ Клетки старые, имеют крупные вакуоли. Часто клетки располагаются рыхло, т.е. между клетками большие межклетники, заполненные воздухом. Клетки фотосинтезирующей ткани содержат хлоропласты Основная Функции Строение Ткань

Слайд 9

Защищает от неблагоприят- ных условий среды Клетки плотно прилегают друг к другу. Часто оболочки клеток бывают пропитаны пробковым веществом Покровная Функции Строение Ткань

Слайд 10

Проводит воду с растворенными минеральными веществами из корня в другие органы (восходящий ток) Клетки мертвые, поперечные оболочки между ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом Проводящие ткани: а) древесина (сосуды) Функции Строение Ткань

Слайд 11

А М Е Л И С К Отгадайте научное название древесины

Слайд 12

Проводит воду с растворенными органическими веществами из листа в другие органы (нисходящий ток) Клетки живые, старые, оболочки пронизаны отверстиями, в цитоплазме имеются каналы б) луб (ситовидные трубки) Функции Строение Ткань

Слайд 13

А М Э О Л Ф Отгадайте научное название луба

Слайд 14

Придает прочность и упругость органам (каркас растения) Клетки мертвые, узкие, длинные (волокна), оболочки пропитаны пробковым веществом Механиче- ская ткань Функции Строение Ткань

Слайд 15

Криптограмма

Слайд 16

15 16 8 16 5 17 2 9 2 11 5 12 4 1 6 12 3 2 10 12 6 7 14 5 12 18 10 5 14 2 9 5 3 16 4 13 2 12 10 Криптограмма

Слайд 17

Ключ к криптограмме Полость в клетке, заполненная клеточным соком 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 18

Ключ к криптограмме Орган растения, в котором имеется ткань, содержащая хлоропласты 6 8 9 10

Слайд 19

Ключ к криптограмме Пространства между клетками, заполненные воздухом или межклеточной жидкостью 11 12 13 3 6 12 10 14 8 3 8

Слайд 20

Ключ к криптограмме Тонкий участок оболочки клетки 15 5 16 2

Слайд 21

Ключ к криптограмме Клетки, образовавшиеся при делении 17 5 18 12 16 14 8 12

Слайд 22

П Р И Р О Д А С А М О Е У В Л Е К А Т Е Л Ь Н О Е Ч Т О Н А С О К Р У Ж А Е Т Ответ

nsportal.ru

Биология 6 класс Таблица «Ткани,Строение,Функция» Прошу…

Эпителиальные ткани состоят из тесно прилегающих друг к другу клеток. Межклеточного вещества мало. Эпителиальные ткани (эпителий) образуют покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также большинство желез. Эпителий располагается на соединительной ткани, обладает высокой способностью к регенерации. По происхождению эпителий может быть производным эктодермы или энтодермы. Эпителиальные ткани выполняют несколько функций:

1) защитную — многослойный эпителий кожи и его производные: ногти и волосы, роговица глаза, ресничный эпителий, выстилающий воздухоносные пути и очищающий воздух;

2) железистую — эпителием образована поджелудочная железа, печень, слюнные, слезные и потовые железы;

3) обменную — всасывание продуктов переваривания пищи в кишечнике, поглощение кислорода и выделение углекислого газа в легких.

Соединительные ткани состоят из клеток и большого количества межклеточного вещества. Межклеточное вещество представлено основным веществом и волокнами коллагена или эластина.Соединительные ткани хорошо регенерируют, все они развиваются из мезодермы. К соединительным тканям относят: кость, хрящ, кровь, лимфу, дентин зубов, жировую ткань. Соединительная ткань выполняет следующие функции:

1) механическую — кости, хрящ, образование связок и сухожилий;

2) соединительную — кровь и лимфа связывают воедино все органы и ткани организма;

3) защитную — выработка антител и фагоцитоз клетками крови; участие в заживлении ран и регенерации органов;

4) кроветворную — лимфатические узлы, селезенка, красный костный мозг;

5) трофическую или обменную — например, кровь и лимфа участвуют в обмене веществ и питании организма.

Клетки мышечных тканей обладают свойствами возбудимости и сократимости. В состав мышечных клеток входят особые белки, способные, взаимодействуя, изменять длину этих клеток. Мышечные ткани участвуют в образовании опорно-двигательного аппарата, сердца, стенок внутренних органов и большинства кровеносных и лимфатических сосудов. По происхождению мышечные ткани являются производными мезодермы. Различают несколько видов мышечных тканей:поперечно-полосатая, гладкая и сердечная.Основные функции мышечной ткани:

1) двигательная — движение тела и его частей, сокращение стенок желудка, кишечника, артериальных сосудов, сердца;

2) защитная — защита органов, находящихся в грудной клетке, и особенно в брюшной полости, от внешних механических воздействий.

dvoechka.com

урок на тему «Ткани растений» (6 класс)

 ТКАНИ РАСТЕНИЙ (6 класс)

 

Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; обратить внимание на особенности строения тканей сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать; развивать представление об организме как едином целом; прививать бережное отношение к природе, к окружающим растениям как живым организмам.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы  «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной теме.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

План урока:

1.      Проверка знаний по предыдущей теме.

2.      Повторение

3.      Основные понятия темы.

4.      Растительные ткани. Строение и функции

5.      Закрепление.

6.      Итоги.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1.Проверка знаний по предыдущей теме:

I.  Найди правильный ответ:

       1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?

       а-митоз     б-мейоз

  1. Сколько клеток образуется в результате митоза(1) и мейоза(2)     

        а-одна       в-три

        б-лве         г-четыре

  1. У какого типа деление происходит дважды? 

         а-митоз     б-мейоз

II. Дайте определения понятий:

  1. Митоз
  2. Мейоз
  3. Гаплоидный набор
  4. Гомологичные хромосомы
  5. Веретено деления
  6. Интерфаза
  7. хроматиды

 

Выполнение учащимися заданий в контрольных тетрадях, работы сдаются учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

2. Для усвоения нового материала необходимо вспомнить некоторые моменты с прошлых уроков. Обратить внимание на уровни организации живого. В особенности на клеточный и тканевый уровни.

Все живые организмы обладают свойствами присущие только живому. Самый низкий уровень организации жизни, где встречаются живые организмы, с происходящими там всеми процессами жизнедеятельности – это клеточный. Клетка маленькая, единый организм целого. Так же и из клеток состоят организмы растения и животных.

  1. Эти клетки образуют ткани, которые в свою очередь дают возможность функционировать всему организму в целом. Запишите определения ТКАНЬ и МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО в словарь (учебник с.30).
  2. Работа с учебником. Необходимо рассмотреть рисунки тканей в учебнике, записать в тетради названия видов тканей растительного организма. Всё многообразие растительных тканей обеспечивается особенностями строения и функционирования клеток. Каждая группа клеток имеет своё месторасположение в организме растения, чётко выполняемую функцию. Обратите внимание на расположение клеток в тканях, сравните между собой эти ткани.
  3. На закрепление нового материала учащимся предоставляется несколько вопросов в виде теста. Также необходимо сделать вывод по сегодняшней теме.
  1. Какая ткань имеет бесцветные клетки?
  2. Какая ткань способствует передаче питательных веществ в растении?
  3. Какая ткань способствует образованию питательных веществ в листьях?
  4. Что за ткань придаёт растению опору и защиту?

 

  1. Покровная ткань
  2. Образовательная ткань
  3. Механическая ткань
  4. Проводящаяткань
  5. Основная ткань
  1. 3-4 оценки за работу на уроке.

      Домашнее задание:

                    с. 30-31.

 

 

 

На экран проецируются уровни организации живого. Дети должны дать описание  свойств живого и сопоставить их с уровнями.

 

 

 

 

 

 

Ткань — группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.

Межклеточное вещество — особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.

 

С учебника и на экране проецируются ткани растений. Таблица вычерчивается в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

1-А

2-D

3-E

4-C

Вывод формулируется и записывается.

  • Организм растения состоит из тканей образованных из клеток.
  • Каждая ткань выполняет определённую функцию
  • Все ткани растения выполняя разные функции поддерживают жизнедеятельность растительного организма.

 

 

 

infourok.ru

Ткани растений 6 класс

Цель: формировать навыки самостоятельной исследовательской работы в процессе изучения материала о тканях растений.

Задачи:

Обучающие: систематизация знаний обучающихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; формирование представлений о клетке как биологической системе; формирование элементарных знаний о тканях растительного организма и о выполняемых ими функциях;

Развивающие: развитие интеллектуальных умений анализировать, обобщать, делать выводы на основе работы с микропрепаратами;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда

 

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных тканей, компьютер, презентация.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

 

I. Тестирование класса по теме растительная клетка: вопросы на слайдах, взаимопроверка.

Выбрать правильный ответ.

1. Как называют содержимое вакуолей клеток растений:

а) клеточный сок; б) матрикс; в) цитоплазма; г) ядерный сок.

2. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука?

а) да; б) нет.

3. Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется; б) движется только при нагревании; в) не всегда движется.

4. Каждая живая клетка:

а) питается, дышит и растёт в течение всей своей жизни;

б) питается, дышит, а растёт до зрелого состояния;

в) питается и растёт.

 

II. Изучение нового материала.

  1. Первичное знакомство – просмотр видео фрагмента в презентации «Ткани растений»

Вопрос: Какие ткани встречаются в растительном организме?

2. Осмысление и усвоение: работа с презентацией, учебником и микропрепаратами

Учитель демонстрирует слайд – презентации о тканях растительного организма. Каждый слайд объясняется учителем. После просмотра слайда организуется самостоятельная работа обучающихся. В ходе самостоятельной работы учащиеся работают с текстом учебника, рассматривают готовые микропрепарат, заполняют таблицу. 

Задание

1. Рассмотреть готовые микропрепараты растительных тканей под микроскопом.

2. В тетради заполните таблицу «Ткани растений», используя текст учебника.

 

Материал для учителя:

Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.

Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.

Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.

Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.

Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.

Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.

Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.

Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).

3. Вывод: работа со слайдом «Строение среза листа»

Таким образом, ткани растений выполняют различные функции, они тесно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая существование и развитие организма.

III. Закрепление.

Вопросы классу:

1. Одинаковы ли клетки рассмотренных тканей?

2. Какие отличительные черты разных клеток вам запомнились?

 

IV. Домашнее задание: & 4, ответить на вопросы в конце параграфа.

 

Таблица в заполненном виде

Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

Придают прочность

Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.

Проводящие
ткани

Жилки листа, сосуды корня, ситовидные трубки луба и сосуды древесины в стебле

Осуществляют передвижение питательных веществ

Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.

Образовательные
ткани

Верхушка корня, конус нарастания стебля

Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей

Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.

Основные
ткани

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр.

Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.

Запасающие
ткани

Корнеплоды, плоды, сердцевина стебля

Запасают воду и питательные вещества

В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *