Урок по теме «Ткани растений», 6-й класс
Цели урока:
- Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
- Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
- Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.
Оборудование:
- микроскопы,
- микропрепараты,
- таблицы,
- рисунки учебника по данной теме.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации:
Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
Знаем: | Не знаем: |
Определение ткани. Основные места расположения тканей. (частично) |
Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией. |
2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | ||||
основная | Мякоть листа Мякоть плодов Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
||||
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
||||
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | ||||
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле |
3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.
4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.
3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”
Таблица в готовом виде:
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | Округлые, мелкие. | Крупные ядра, нет вакуолей. | Постоянное деление. | Рост корня и стебля. |
основная | Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
Округлые, крупные и средние |
Хлоропласты. Ядро у стенки, крупные вакуоли. |
Образуются органические вещества из
неорганических Превращение и накопление веществ. |
Фотосинтез Запас питательных веществ |
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
вытянутые | Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует | Мёртвые клетки | Опора, Защита. |
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | Мелкие и средние | Плотно прилегают друг к другу | Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает | Защита. Связь с внешней средой |
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле | вытянутые | Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия | Сосуды – мёртвые клетки Ситовидные трубки — живые |
Передвиже- ние веществ |
Список литературы:
1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.
urok.1sept.ru
Название | Особенности строения | Место расположения | |
Покровная 1) кожица 2) пробка 3) кора 4) устьица | Живые клетки с тонкими и бесцветными оболочками (кожица). Мертвые клетки, одеревеневшие, плотно прилегающие (пробка). Специальные образования- устьица и чечевички (дышат и испаряют). | Листья, молодые ветки, стволы, корни. Кожица с устьицами. Пробка с чечевичками. | Защита от неблагоприятных условий. Дыхание и испарение воды. Придают прочность растению. |
Проводящая 1) Живые- луб (подкорка) 2) Мертвые (древесина) | Мертвые клетки в трубках и сосудах, вытянутые в длину. Ситовидные трубки- живые вытянутые клетки без ядра, вакуолей и пластид. | Корень, стебель, лист, почки, цветки. Лист – стебель- корень. | Передвижение воды с растворенными в ней веществами (органическими и минеральными). |
Механическая 1) Колленхима- вытянутые 2) Паренхима- внутренние 3) Склеренхима- внутренние 4) Каменистые клетки- склереиды | Живые и мертвые клетки с толстой оболочкой. Каменистые клетки или склереиды- мертвые клетки с одеревеневшими оболочками. Содержатся в плодах, листьях, стеблях, перемешаны с паренхимными клетками, либо существует самостоятельно, без межклеточного вещества. | Стволы молодых веток, пробка и корки стволов, скорлупа грецкого ореха, покровы семян, мякоть плодов. | Придают прочность и упругость, способность выдерживать сильную нагрузку. Опора. |
Основная
| Клетки живые, крупные, есть вакуоли, много межклеточного вещества, заполненного млечным соком. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, участвующие в фотосинтезе.
| Мякоть листа, мякоть плодов, соцветий, стебля, корней. | Образование, накопление питательных веществ. Фотосинтез. |
Образовательная
| Живые маленькие клетки с крупными ядрами, без вакуолей. | Кончик корня, верхушка побега, зародыши, почки, ростковая часть стебля и листа, в коре (между лубом и древесиной). | Постоянное деление и рост растений, образование тканей. |
Секреторная (выделительная) | Живые тонкостенные клетки. Долгоживущие. Участвуют в метаболизме или запасают вещества в вакуолях. | Корень, побег, ствол, лист, цветок. | Вырабатывают, выделяют и сохраняют секреторные продукты (защита, привлечение животных и пр.) |
ladle.ru
урок «Ткани растений» — Биология
СкобелинаЛ.К
МАОУ СОШ№7
Открытый урок биологии в 6-м классе
«Ткани растений» (в рамках городского «Дня школы»)
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, учавствовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Задачи:
— сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
— Выработать умение распознавать виды тканей.
— Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
— Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы: проблемно-поисковый, создание минипроекта,
Оснащение урока: мультимедиа, микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
— Достаньте разные виды тканей, возьмите в руки по лоскутку
— Чем же они отличаются?(по цвету, качеству, структуре, толщине)
— Поднимите вверх лоскутки покажите друг другу.
-Что вы увидели и можете сказать о тканях (они разные, у них есть волокна)
— Как связать о чем мы сейчас говорим с растительным организмом? ( у растений тоже есть ткани)
— Какие знания и с какого предмета вам сегодня пригодились? ( технологии)
— Сформулируйте тему урока
Тема урока. Ткани растительного организма
Само определение понятия — ткань в процессе мини-исследования, для вас подготовила(……_).
Ученица(Мы на предыдущих уроках выяснили, что все состоит из клеток. Рассматривая мякоть плодов, видели рыхло расположенные клетки, в кожице лука и элодеи они плотно прилегают друг к другу.
РЕШИЛА ВЫЯСНИТЬ ВСЕГДА ЛИ ЭТО ТАК.
1.Взяла срез сырого картофеля, рассмотрела под микроскопом…
2. Надавила на клубень, не изменил свою форму
3.Сварила картофель, надавила на клубень, он разрушился
4. С помощью учебника выяснила, что связывает клетки между собой
5. Сделала вывод: ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, которое удерживает клетки между собой.
— Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.1
III. Изучение нового материала:
Целеполагание: Что такое ткань мы выяснили, а еще что бы вы хотели узнать по теме?
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Учитель- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) — слайд.2
— А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу.
Демонстрирую гербарий древесного растения и водоросли )
Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе)
Обсуждение групп — ключевые слова появляются на доске.
Одежда, защита —
Опора —
Вода —
Питание —
Рост —
— Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани.
К примеру древесные растения отличаются от травянистых тем, что они многолетние, их защита — кора намного прочнее, толще. Как и мы с вами ведь в разные сезоны носим одежду из разных тканей, летом лучше натуральные в них не жарко, защищают от перегрева.
— Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет)
Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются — Псилофиты.(слайд3)
Различают : несколько видов тканей. (слайд 4)
Задание: на партах конверты, ваша задача познакомиться с разновидностями тканей, каждая группа получает индивидуальное задание по инструктивной карточке, есть информационный материал, листы чертежные, где отражаете свою работу
.после выполнения вы должны подготовить отчет по работе, выступают представители, а у вас на партах есть оценочные карты, которыми вы должны оценить группу
3.Физкультминутка (слайд 5)
4.Работа в группах. Время работы 7 минут
Отчет групп — всем приготовиться к оцениванию, цветные карточки
При ответе, попытайтесь определить на схеме строения цветкового растения место, куда вы поместите свою ткань (Слайд 6-10)
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет ткань.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
Привести учащихся к ситуации успеха
Задание:
1.Работа с раздаточным материалом
1.Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста —
Мякоть томата —
корень —
чешуя лука —
Жилка листа –
Скорлупа ореха
2.Выполните упражнение, вставив пропущенные слова(слайд12)
3.Подведем итог. Сформулируйте определение, что такое ткань (слайд 13)
Где вам могут пригодится знания о тканях?
V. Рефлексия: на слайде – 14
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
(выбрать и закончить предложение) (слайд)
VI. Д/З:
1 Выучить определение ткань
2. Пользуясь информационным листом.
Заполнить таблицу по всем видам тканей
Тип ткани | Место нахождения | Функции | Особенности клеток |
Приложение1
Группа №1 Задание: 1.Изучите характеристику образовательной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №2 Задание: 1.Изучите характеристику основной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №3 Задание: 1.Изучите характеристику покровной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №4 Задание: 1.Изучите характеристику проводящей ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №5 Задание: 1.Изучите характеристику механической ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №6 Задание: 1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа традесканции 2. Поперечный срез герани или традесканции 3. Поперечный срез стебля традесканции 4. Настройте микроскоп, рассмотрите увиденное. |
Приложение2
Информационный лист
1.Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения, поэтому они располагаются на верхушках молодых побегов, кончиках корней, молодых почках. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
2.Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
3.Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
4.Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
5.Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).
multiurok.ru
Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Ткани растений
Слайд 1
Ткани растенийСлайд 2
Давайте повторим…
Слайд 4
Хромопласты Вакуоль Оболочка Цитоплазма Ядро Пора Найди ошибки
Слайд 5
Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение.
Слайд 6
Межклетники – это промежутки между клетками в ткани. Плотная ткань Плотная ткань Рыхлая ткань
Слайд 7
Обеспечивает рост растения Клетки молодые, способные делиться, плотно прилегают друг к другу Образова- тельная Функции Строение Ткань
Слайд 8
Создание и накопление веществ Клетки старые, имеют крупные вакуоли. Часто клетки располагаются рыхло, т.е. между клетками большие межклетники, заполненные воздухом. Клетки фотосинтезирующей ткани содержат хлоропласты Основная Функции Строение Ткань
Слайд 9
Защищает от неблагоприят- ных условий среды Клетки плотно прилегают друг к другу. Часто оболочки клеток бывают пропитаны пробковым веществом Покровная Функции Строение Ткань
Слайд 10
Проводит воду с растворенными минеральными веществами из корня в другие органы (восходящий ток) Клетки мертвые, поперечные оболочки между ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом Проводящие ткани: а) древесина (сосуды) Функции Строение Ткань
Слайд 11
А М Е Л И С К Отгадайте научное название древесины
Слайд 12
Проводит воду с растворенными органическими веществами из листа в другие органы (нисходящий ток) Клетки живые, старые, оболочки пронизаны отверстиями, в цитоплазме имеются каналы б) луб (ситовидные трубки) Функции Строение Ткань
Слайд 13
А М Э О Л Ф Отгадайте научное название луба
Слайд 14
Придает прочность и упругость органам (каркас растения) Клетки мертвые, узкие, длинные (волокна), оболочки пропитаны пробковым веществом Механиче- ская ткань Функции Строение Ткань
Слайд 15
Криптограмма
Слайд 16
15 16 8 16 5 17 2 9 2 11 5 12 4 1 6 12 3 2 10 12 6 7 14 5 12 18 10 5 14 2 9 5 3 16 4 13 2 12 10 Криптограмма
Слайд 17
Ключ к криптограмме Полость в клетке, заполненная клеточным соком 1 2 3 4 5 6 7
Слайд 18
Ключ к криптограмме Орган растения, в котором имеется ткань, содержащая хлоропласты 6 8 9 10
Слайд 19
Ключ к криптограмме Пространства между клетками, заполненные воздухом или межклеточной жидкостью 11 12 13 3 6 12 10 14 8 3 8
Слайд 20
Ключ к криптограмме Тонкий участок оболочки клетки 15 5 16 2
Слайд 21
Ключ к криптограмме Клетки, образовавшиеся при делении 17 5 18 12 16 14 8 12
Слайд 22
П Р И Р О Д А С А М О Е У В Л Е К А Т Е Л Ь Н О Е Ч Т О Н А С О К Р У Ж А Е Т Ответ
nsportal.ru
Биология 6 класс Таблица «Ткани,Строение,Функция» Прошу…
Эпителиальные ткани состоят из тесно прилегающих друг к другу клеток. Межклеточного вещества мало. Эпителиальные ткани (эпителий) образуют покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также большинство желез. Эпителий располагается на соединительной ткани, обладает высокой способностью к регенерации. По происхождению эпителий может быть производным эктодермы или энтодермы. Эпителиальные ткани выполняют несколько функций:
1) защитную — многослойный эпителий кожи и его производные: ногти и волосы, роговица глаза, ресничный эпителий, выстилающий воздухоносные пути и очищающий воздух;
2) железистую — эпителием образована поджелудочная железа, печень, слюнные, слезные и потовые железы;
3) обменную — всасывание продуктов переваривания пищи в кишечнике, поглощение кислорода и выделение углекислого газа в легких.
Соединительные ткани состоят из клеток и большого количества межклеточного вещества. Межклеточное вещество представлено основным веществом и волокнами коллагена или эластина.Соединительные ткани хорошо регенерируют, все они развиваются из мезодермы. К соединительным тканям относят: кость, хрящ, кровь, лимфу, дентин зубов, жировую ткань. Соединительная ткань выполняет следующие функции:
1) механическую — кости, хрящ, образование связок и сухожилий;
2) соединительную — кровь и лимфа связывают воедино все органы и ткани организма;
3) защитную — выработка антител и фагоцитоз клетками крови; участие в заживлении ран и регенерации органов;
4) кроветворную — лимфатические узлы, селезенка, красный костный мозг;
5) трофическую или обменную — например, кровь и лимфа участвуют в обмене веществ и питании организма.
Клетки мышечных тканей обладают свойствами возбудимости и сократимости. В состав мышечных клеток входят особые белки, способные, взаимодействуя, изменять длину этих клеток. Мышечные ткани участвуют в образовании опорно-двигательного аппарата, сердца, стенок внутренних органов и большинства кровеносных и лимфатических сосудов. По происхождению мышечные ткани являются производными мезодермы. Различают несколько видов мышечных тканей:поперечно-полосатая, гладкая и сердечная.Основные функции мышечной ткани:
1) двигательная — движение тела и его частей, сокращение стенок желудка, кишечника, артериальных сосудов, сердца;
2) защитная — защита органов, находящихся в грудной клетке, и особенно в брюшной полости, от внешних механических воздействий.
dvoechka.com
урок на тему «Ткани растений» (6 класс)
ТКАНИ РАСТЕНИЙ (6 класс)
Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; обратить внимание на особенности строения тканей сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать; развивать представление об организме как едином целом; прививать бережное отношение к природе, к окружающим растениям как живым организмам.
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной теме.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
План урока:
1. Проверка знаний по предыдущей теме.
2. Повторение
3. Основные понятия темы.
4. Растительные ткани. Строение и функции
5. Закрепление.
6. Итоги.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1.Проверка знаний по предыдущей теме: I. Найди правильный ответ: 1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом? а-митоз б-мейоз
а-одна в-три б-лве г-четыре
а-митоз б-мейоз II. Дайте определения понятий:
| Выполнение учащимися заданий в контрольных тетрадях, работы сдаются учителю.
|
1 | 2 |
2. Для усвоения нового материала необходимо вспомнить некоторые моменты с прошлых уроков. Обратить внимание на уровни организации живого. В особенности на клеточный и тканевый уровни. Все живые организмы обладают свойствами присущие только живому. Самый низкий уровень организации жизни, где встречаются живые организмы, с происходящими там всеми процессами жизнедеятельности – это клеточный. Клетка маленькая, единый организм целого. Так же и из клеток состоят организмы растения и животных.
Домашнее задание: с. 30-31.
| На экран проецируются уровни организации живого. Дети должны дать описание свойств живого и сопоставить их с уровнями.
Ткань — группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Межклеточное вещество — особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.
С учебника и на экране проецируются ткани растений. Таблица вычерчивается в тетради.
1-А 2-D 3-E 4-C Вывод формулируется и записывается.
|
infourok.ru
Ткани растений 6 класс
Цель: формировать навыки самостоятельной исследовательской работы в процессе изучения материала о тканях растений.
Задачи:
Обучающие: систематизация знаний обучающихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; формирование представлений о клетке как биологической системе; формирование элементарных знаний о тканях растительного организма и о выполняемых ими функциях;
Развивающие: развитие интеллектуальных умений анализировать, обобщать, делать выводы на основе работы с микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных тканей, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Тестирование класса по теме растительная клетка: вопросы на слайдах, взаимопроверка.
Выбрать правильный ответ.
1. Как называют содержимое вакуолей клеток растений:
а) клеточный сок; б) матрикс; в) цитоплазма; г) ядерный сок.
2. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука?
а) да; б) нет.
3. Цитоплазма в клетке:
а) медленно движется; б) движется только при нагревании; в) не всегда движется.
4. Каждая живая клетка:
а) питается, дышит и растёт в течение всей своей жизни;
б) питается, дышит, а растёт до зрелого состояния;
в) питается и растёт.
II. Изучение нового материала.
Первичное знакомство – просмотр видео фрагмента в презентации «Ткани растений»
Вопрос: Какие ткани встречаются в растительном организме?
2. Осмысление и усвоение: работа с презентацией, учебником и микропрепаратами
Учитель демонстрирует слайд – презентации о тканях растительного организма. Каждый слайд объясняется учителем. После просмотра слайда организуется самостоятельная работа обучающихся. В ходе самостоятельной работы учащиеся работают с текстом учебника, рассматривают готовые микропрепарат, заполняют таблицу.
Задание
1. Рассмотреть готовые микропрепараты растительных тканей под микроскопом.
2. В тетради заполните таблицу «Ткани растений», используя текст учебника.
Материал для учителя:
Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).
3. Вывод: работа со слайдом «Строение среза листа»
Таким образом, ткани растений выполняют различные функции, они тесно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая существование и развитие организма.
III. Закрепление.
Вопросы классу:
1. Одинаковы ли клетки рассмотренных тканей?
2. Какие отличительные черты разных клеток вам запомнились?
IV. Домашнее задание: & 4, ответить на вопросы в конце параграфа.
Таблица в заполненном виде
Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикосаСкорлупа грецкого ореха
Придают прочность
Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящие
ткани
Жилки листа, сосуды корня, ситовидные трубки луба и сосуды древесины в стебле
Осуществляют передвижение питательных веществ
Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Образовательные
ткани
Верхушка корня, конус нарастания стебля
Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей
Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
Основные
ткани
Мякоть листа, плодов.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр.
Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.
Запасающие
ткани
Корнеплоды, плоды, сердцевина стебля
Запасают воду и питательные вещества
В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
infourok.ru