Русские народные былины — читать онлайн

Садко

Описание

00:13:3030 9329452
Сказка — былина «Садко» повествует о самолюбивом гусляре, которому пришлось испытать много счастливых и горестных минут. Садко перестали приглашать на праздники, уходил он к озеру и играл печальную мелодию души. Воды начинали колыхаться под звуки…

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Описание

00:08:4824 9109246
Богатырь отстоял утреннюю службу в церкви в Муроме, и стал спешить в Киев к обедне. По дороге он разбил войско, и освободил город Чернигов от осады врага. Ему было предложено стать воеводой, но он отказался, спросив дорогу до Киева. Горожане…

Илья Муромец и Святогор

Описание

00:06:3019 82710739
Илья захотел повидать великого богатыря Святогора, и отправился в горы, так как Святогор на землю Русскую не ездил. Вместе с Ильей стали они ездить по горам и развлекаться. По пути богатыри нашли гроб. Примерился к э тому гробу Илья Муромец – и он…

Три поездки Ильи Муромца

Описание

00:06:0615 5656132
Богатырь ехал по дороге, и навстречу ему – камень. На камне было три надписи. Кто поедет по первой дороге – будет богатым, по второй – женится, а кто изберет третий путь — умрет. Богатырь решает поехать по третьей дороге. Ему встречаются разбойники,…

Исцеление Ильи Муромца

Описание

00:03:0013 1164034
Три десятка сиднем просидел Илья, сын обычных крестьян. Не мог ни пошевелиться, ни подняться. Как-то он остался один дома, и к избе подошли двое калик с просьбой пустить их. Илья сказал, что не может, так как немощен. Они попросили еще раз, и тогда…

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Описание

00:12:5412 1785918
Сказка о том, как отважный богатырь смог победить ужасное чудовище, пожиравшее людей. Мать приказывала богатырю не ездить во сорочинские владения, и не топтать на поле маленьких змеенышей. Также она сказала сыну не купаться в свирепой реке. Но он не…

Добрыня Никитич и Алеша Попович

Описание

00:07:0610 3024216
Совершив немало различных подвигов, Добрыня начинает жаловаться матери, что родила его. Ведь он стольких детей оставил сиротами. Мать отвечает ему сдержанно. Он решает отправиться в путь, чтобы побыть в одиночестве. Его провожает также и Настасья,…

Добрыня и змей

Описание

00:08:369 0993411
Страшный Змей начал нападать на русские земли и поедать людей. Никто не мог ему противостоять, кроме Добрыни Никитича. Богатырь не слушает свою мать, которая говорит ему не ходить в поле, где обитают мелкие змееныши, и не окунаться в Пучай-реку. Но…

Волх Всеславьевич

Описание

00:06:426 7711813
Рождение Волха было ознаменовано множеством различных знаков – начало колыхаться глубокое море, светить месяц, а земля трястись. Ребенок просит свою мать не пеленать ее в обычные пеленки, а одевать в латы. Он быстро освоил грамоту, и научился…

Вольга и Микула Селянинович

Описание

00:06:066 7132110
Когда Вольга подрос и «заматерел», захотелось ему познать мудрость. Он собирает с собой войско из тридцати добрых молодцев, и они отправляются собирать дань Вольге князь подарил три города, и с них он мог собирать пошлину). По дороге они слышат…

frigato.ru

Русские былины. Былины о русских богатырях — Сказки. Рассказы. Стихи

Русские былины. Былины о русских богатырях

 

Былины об Алеше Поповиче

 
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев
 

Былины о Добрыне Никитиче

 
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка
 

Былины об Илье Муромце

 
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца
 

Былины о русских богатырях

 
Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван — гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Буслаев
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Иван Годинович
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
Рахта Рагнозерский
Садков корабль стал на море
Святогор и тяга земная
Смерть Василия Буслаева
Соловей Будимирович
Сорок калик
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
Чурило и Катерина
Чурило Пленкович у князя Владимира
 

Читать все русские былины
Читать русские народные сказки
 

Что такое былина

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
 

Классификация былин

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.
 

Былины и историческая действительность

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].
 

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.
 
————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
 

Читать все русские былины
Читать русские народные сказки  

skazkibasni.com

Русские былины. Былины о русских богатырях.

Былины об Алеше Поповиче

1. Алеша Попович и Тугарин Змеевич

2. Алеша Попович и сестра братьев Петровичей

3. Алеша Попович и Добрыня Никитич

4. Алеша Попович едет в Киев

5. Богатыри на Соколе-корабле

Былины о Добрыне Никитиче

1. Алеша Попович и Добрыня Никитич

2. Добрыня и змей

3. Добрыня и Василий Казимирович

4. Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру

5. Добрыня и Маринка

6. Женитьба Добрыни

7. Поединок Добрыни с Дунаем

8. Богатыри на Соколе-корабле

9. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

Былины об Илье Муромце

1. Исцеление Ильи Муромца

2. Илья Муромец и Cвятогор

3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник

4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром

5. Илья Муромец и голи кабацкие

6. Илья Муромец и Идолище в Киеве

7. Илья Муромец и Идолище в Царе-граде

8. Илья Муромец и Калин-царь

9. Бой Ильи Муромца с сыном

10. Богатыри на Соколе-корабле

11. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

12. Три поездки Ильи Муромца

Былины о русских богатырях

1. Бой Василия Буслаева с новгородцами

2. Булат Еремеевич

3. Бутман Колыбанович

4. Вавила и скоморохи

5. Василий Буслаев

6. Василий Игнатьевич и Батыга

7. Волх Всеславьевич

8. Вольга и Микула

9. Глеб Володьевич

10. Данило Ловчанин

11. Дюк Степанович и Чурило Пленкович

12. Иван Годинович

13. Иван Гостиный сын

14. Идолище сватает племянницу князя Владимира

15. Калика-богатырь

16. Князь Роман и братья Ливики

17. Князь Роман и Марья Юрьевна

18. Королевичи из Крякова

19. Мамаево побоище

20. Михайло Данилович

21. Михайло Казаренин

22. Михайло Потык

23. Рахта Рагнозерский

24. Рождение богатыря

25. Садко

26. Садков корабль стал на море

27. Святогор и тяга земная

28. Смерть Василия Буслаева

29. Соловей Будимирович

30. Сорок калик

31. Ставр Годинович

32. Сухмантий

33. Хотен Блудович

34. Царь Саул Леванидович и его сын

35. Царь Соломан и Василий Окулович

36. Чурило и Катерина

37. Чурило Пленкович у князя Владимира

hobbitaniya.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация «Былины»

Слайд 1

Былины Учитель начальных классов Карташова Вера Николаевна

Слайд 2

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Слайд 3

Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Слайд 4

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Слайд 5

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Слайд 6

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Слайд 7

Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.

Слайд 8

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, — все это есть и у богатыря.

Слайд 13

Былинный стих особенный , он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций : Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Слайд 14

Мелодия былинных напевов связано с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории.

Слайд 15

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

Слайд 16

Ценность древнерусской литературы в том, что она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас.

nsportal.ru

Былины 4 класс презентация

Презентация на тему: Былины

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

БЫЛИНЫ

№ слайда 2 Описание слайда:

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

№ слайда 3
Описание слайда:

Богатыри – главные герои былин

№ слайда 4 Описание слайда:

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

№ слайда 5 Описание слайда:

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

№ слайда 6 Описание слайда:

«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил.«Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

№ слайда 7 Описание слайда:

Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

№ слайда 8 Описание слайда:

Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»

№ слайда 9
Описание слайда:

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных

№ слайда 10 Описание слайда:

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное.

№ слайда 11 Описание слайда:

Добрыня Никитич Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

№ слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Описание слайда:

Алеша Попович

№ слайда 14 Описание слайда:

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский — от тягот- податей неимоверных

№ слайда 15
Описание слайда:

Илья Муромец Илья Муромец — самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .

№ слайда 16 Описание слайда:

«Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова

№ слайда 17 Описание слайда:

В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.  «Я иду служить за веру христианскую  И за землю российскую,  Да и за стольние Киев-град,  За вдов, за сирот, за бедных людей».

№ слайда 18 Описание слайда:

Микула Селянинович В былинах Микулу Селяниновича, труд его, русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу

№ слайда 19 Описание слайда:

«Удивился Вольга, поклонился пахарю: — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища… Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

№ слайда 20 Описание слайда:

Среди героев Древней Руси, наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

№ слайда 21 Описание слайда:

КАЛИКИ (калеки перехожие) старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово “калика” или “калека” обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.

№ слайда 22 Описание слайда:

Былины говорят о любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Подвиги богатырей всегда служат освобождению, защите родной земли, своего края. Богатырь восстанавливает справедливость, поражая зло, которое, казалось, победило. Герои Руси, как реальные, так и вымышленные, как известные, так и безымянные, много сделали для защиты своей Родины, и поэтому мы навсегда запомним их имена. Рассказали мы про дела старые, Что про старые, про бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушались, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская!

ppt4web.ru

Конспект урока по Литературному чтению 4 класс тема: «Былины»

4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ урок 26 с. 65-71 дата:…………………

Тема: «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Цель: Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества.

Задачи: Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Читать по ролям произведение. Оценивать поступки героев.

Сопоставлять

фольклорных и литературных героев. Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

  1. Организационный момент.

  1. Жужжащее чтение;

  2. Словарная разминка; (гусли, богатырь, витязь, причудливо, напев, нараспев)

  3. Проба пера.

  1. Актуализация знаний.

— Вспомните, ребята сюжеты народных сказок о защитниках родины от врагов.

— Дайте характеристику героям этих произведений.

  1. Открытие новых знаний.

  1. Вводная беседа;

Более 200 лет назад в России в 1804 году, вышла книга, в которой были напечатаны песни-старины или былины.

Сочинили их люди много столетий назад и передавали их из поколения в поколение. Исполняли былины нараспев, часто под звуки гуслей, в этих произведениях переплетались выдумка и настоящие исторические события.

  1. Чтение статьи «Былины» (с. 65–66 с 3-го абзаца).

  2. Работа по вопросам.

— «Что в этой статье показалось вам особенно интересным?»;

— «Определите особенности былины словами статьи».

(в былинах «переплелись выдумка и настоящие исторические события»; «былины рассказывали о жизни и подвигах героев-богатырей»).

  1. Словарная разминка (учебник с.66)

  2. Чтение былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дочитываем до прощания с каликами перехожими (с. 66– 68).

  3. Работа по вопросам.

— «Что чувствовал Илья, о чем думал, сидя 30 лет на печи?

— Почему странники несколько раз посылали Илью за водой?

— Зачем странники дали Илье силу богатырскую?» (вопрос № 1, с. 71)

  1. Введение новых знаний в систему.

  1. Работа в тетради

  1. Итог. д\з дочитать былину и поразмышлять над вопросами № 2, 3, 4 (с. 71)

  2. Рефлексия.

ТЕКСТ ПЕСНИ — МЕЛЬНИЦА — БАЛЛАДА О ТРЕХ БРАТЬЯХ

В краю средь гор и цветущих долин
Текла река, исчезая вдали.
Прекрасней не было страны,
Где рождались баллады и сны.

В дорогу звал глас таинственных гор.
Три сына там покидали свой дом.
Один был горд, другой — упрям,
А третий был сердцем смирён.

Слова Отца были грусти полны:
«В любви моей вы росли, как цветы.
Что ждёт вас там, в чужих краях?..
Да хранит вас молитва моя.»

И звучало в ответ
Эхо горных вершин:
«Сохраните богатство Души
И Любви нескончаемый Свет!»

Прошли года, затерялись вдали.
В краю средь гор и цветущих долин
Встречал отец своих детей
После долгих разлук и скорбей.

И первый сын возвратился домой:
«Гордись, отец, — я великий герой!
Вся власть моя, и в этом суть
На крови я построил свой путь!»

Второй привёз золотые дары:
«Смотри, отец, я могу все миры
Купить, продать и слёзы всех
Превратить в серебро и успех!»

И звучало в ответ
Эхо горных вершин:
«Разменяли богатство Души
Ради славы и блеска монет..»

А третий сын на коленях стоял:
«Прости, отец, я великим не стал.
Смиренным был, врагов прощал».
А отец с теплотой отвечал:

«Душа твоя и добра, и чиста.
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою.
Я тебе свой престол отдаю!»

И звучало в ответ
Эхо горных вершин:
«Кроток сердцем и духом смирён,
Верный сын унаследовал трон!»

Текст песни «Русские гусли — Былина о трёх богатырях «Богатыри на заставе»»

Что не три горы зашаталися
Три богатыря соезжалися
Илья Муромец с товарищами
Ой, с Алёшенькой со Поповичем
Со Добрынюшкой со Микитичем

А ехали полем, вышли на другое
А радели раду, раду новую:
«Коли врага встретим, того в смерть убьём,
А и хоть загубим, а и хоть застрелим!»

На сустречу им – всё каличиньща
Всё убогая, всё безногая
А у него шляпа сорока пудов
У него костыль двадцати сажён

Становился он в стороне пути
Становил костыль посреди пути
Вешает калика шляпу на костыль
Вздевши шляпушку, кланяется:

— Здравствуйте братцы – вы товарищи 
Илья Муромец с товарищами
Ой с Алёшенькой со Поповичем
Со Добрынюшкой со Микичем

Отчего же вы добры молодцы,
Всё гуляете по чисту полю?
— А гуляем мы да не попросту,
Охряняем мы да святую Русь

Урок 19

Перечитываем первую часть былины по ролям (Илья, странники, рассказчик). Дети рассказывают о делах Ильи после того, как получил он силу великую. После этого дочитываем былину.

Затем ребята определяют главную мысль этого произведения, используя слова былины. Дети зачитывают следующие строки: «Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки»; «Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов»; «…на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела… благословения нет».

Завершается работа над былиной рассказом ребят о героях народных сказок, похожих на Илью. Если остается время, учитель начинает чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Дома ученики читают былину до приезда Ильи в Киев, готовятся к выразительному чтению произведения, размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 81).

Можно предложить желающим прочитать полный текст былины, помещенный в сборнике русских былин, которые школьники могут взять в библиотеке.

infourok.ru

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Класс: 4

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

На уроке использованы современные образовательные технологии: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

— Познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

— Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

— Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

— Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— Продолжить развитие культуры речи.

— Продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Оборудование

Опорный лист.

Ход урока.

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают слова на слайде

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Актуализация знаний. Целеполагание

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Форма работы: индивидуальная.

Учитель. На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны.

Учитель. На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?

Учитель. Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.

Учитель. Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

Учитель. Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Определение темы урока и плана работы.

Прочитайте название былины в учебнике .

Самые важные вопросы урока напечатаны на листе. Будем учиться отвечать на них. Познакомьтесь с планом нашего рассуждения.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, кто из них Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?

Проверим наше предположение.

О. Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

О. Автором был не один человек, а народ.

О. Люди придумывали, творили, сочиняли

О. Перечисляются произведения.

Опорный лист:

Загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы…

Обучающиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины

О. Русский богатырь.

Опорный лист:

«Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

«Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

«Илья Муромец и татарчонок»

«Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

О.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

3. Какая связь существует между былинами и историческими событиями? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

О. Ответы детей

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Регулятивные:

Умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II Изучение нового

Задание 1: Слушание

Учитель. Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.

В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.

Послушайте, как звучали гусли.

А сейчас послушайте былину.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

.Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?

Задание 2. Чтение былины учащимися с комментированием

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?

Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?

Учитель. Какой же он, былинный герой?

Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина?

Учитель. Что обозначает слово «былина»?

Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Учитель. Давайте вместе дадим определение былине.

Физкультминутка «Тренажёр для глаз»

Задание 3.

Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются.

Задание 4.

Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.

Задание 5.

Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Учитель. Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.

Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино.

Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии – «Собрание русских богатырей».

Как вы почувствовали «богатырскую» тему в музыке?

Релаксация: Слушаем, расслабившись, откинувшись на спинку стула, прикрыв глаза

Дети слушают аудиозапись.

Дети слушают

Профессиональное чтение былины на ресурсе

О. Ответы детей

О. Высказывают свою точку зрения.

О. Оказывается, не мог проявить трусость удалой былинный герой.

Чтение 1 части – От начала до слов «Рассердился тут старый казак…»

Словарная работа по ходу чтения:

зычным голосом – звонким громким голосом ;

заутреня (значение слова)

О. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»

Чтение 2 части до слов «И поехал он да по святым горам…»

Чтение 3 части.

Чтение 4 части до конца.

Словарная работа: орда – вражеское войско

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что значит побрататься?

О. Быть как братья, заключить братский союз, стать побратимами.

О. Народную.

О. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е. правдивое повествование.

Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

Форма работы: в парах

О. Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя

Форма работы: в парах

О. Троекратные повторы в тексте делают речь более выразительной.

Форма работы: в парах

Вопросы на карточке:

— Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

— Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание?

— Почему?

— Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

Дети рассматривают слайд с репродукцией картины М.Врубеля

Слушание симфонии.

О. Высказывают свою точку зрения.

Личностные:

Проявление интереса к жанру былины и к былинному герою.

Регулятивные:

Умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Усвоение литературного понятия «былина».

Умение определять характерные признаки былины.

Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.

Умение выразительно читать былину.

III Закрепление

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Самопроверка по эталону

Задание 2. Форма работы: фронтальная

Посмотрите отрывок фильма «Соловей-разбойник»

События, показанные здесь происходили раньше или позже тех, что описаны в былине Илья Муромец и Соловей-разбойник?

Форма работы: индивидуальная.

Опорный лист:

1. Побраталися да два богатыря

2. Тяжело ходить коню богатырскому

3. Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

4. Положил Илью да он к себе в карман

Личностные:

Осознание значимости изучаемой темы для себя.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух

Предметные:

Знание содержания былины, ее идеи; умение использовать знания

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

Домашнее задание:

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

Научиться читать былину с выражением нараспев.

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Самоанализ и самооценка ученика:

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *