о чем говорится в Рассказе Деревня Бунина и чем заканчивается и в чем смысл «Господина из Сан-Франциско»?
В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повесть Бунина “Деревня”.В этой повести (Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию “розового” народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, “земляной” личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад – экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.
Из уроков истории я знаю о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками. Но после прочтения повести, словно сам, стал очевидцем того, что так ярко и сильно описал, нет, изобразил, будто художник, Иван Алексеевич. Произведение не имеет острого, туго закрученного сюжета, но зато, по выражению Твардовского, обладает большой “густотой и плотностью жизненного материала” времён первой русской революции, а образы крестьян наделены чертами такой индивидуальности, что забываешь, что это не реальные люди, а плод авторской фантазии.
Бунин «Господин из Сан-Франциско» — сочинение «Проблема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» »
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался «Смерть на Капре» и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который в последствии писатель убрал, видимо, желая заменить главную тему с катастрофичности его современности, технического прогресса (тема актуальная для писателей и поэтов того времени, вспомним хотя бы Есенина) на подмену духовных ценностей материальными и утраты смысла жизни.
Бунин написал этот рассказ в кольцевой композиции, постоянно используя прием антитезы, например, роскошный номер г-на из Сан-Франциско до смерти и жалкая комнатушка, в которой находилось его тело до возвращения в Америку.
Как я уже упоминал, в конечном варианте рассказа основной стала проблема смысла жизни в XX веке; Бунин горько иронизирует над жадностью людей эпохи буржуазии, когда всем на планете, по мнению людей, заправляли деньги. Но писатель опровергает это, как штормами за бортом «Атлантиды», так и внезапной смертью господина из Сан-Франциско.
Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.
Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить «живой жизнью», где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.
К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.
otvet.mail.ru
Авторская позиция в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | PROZAru.com
Писатель отобразил в данном рассказе проблемы своего времени, когда в обществе первостепенными становились заботы о приобретении капитала и его наращивании. Бунин жёсткими штрихами нарисовал характерные черты капитализма, увиденные им в реальной действительности. Зарубежный буржуазный мир изображается писателем без радужных красок и сентиментальности, что соответствовало натиску крепнущего капитализма. Отображение социальных проблем стало своеобразным фоном, на котором ярче проступает, обостряется борьба вечных, истинных ценностей с мнимыми, ложными идеалами.
Главный герой, которому автор не даёт имени, показан в тот период жизни, когда всего уже достиг. Отсутствие имени здесь символично: такой приём позволяет обобщённо рисовать типичного представителя буржуазного общества. Это обычный капиталист, добившийся большого богатства невероятными усилиями, когда долгое время приходилось во многом себе отказывать: «Он работал не покладая рук, – китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!» Главное для него было – получить как можно больше доходов за счет дешёвой рабочей силы. Неспособность на милосердие или жалость, полное пренебрежение к правам человека и к справедливости по отношению к тем, кто создавал ему капитал, чудовищная жадность – всё это качества личности «образцового капиталиста». Данные выводы подтверждаются также полным презрением господина к бедным, нищим, обездоленным людям, которых он видит во время путешествия, выходя в городах, где останавливался пароход. Это отражено с помощью авторских ремарок: господин или не замечает бедноту, или ухмыляется, глядя надменно и презрительно, или прогоняет нищих, произнося сквозь зубы «прочь!».
Человек свёл смысл жизни к наживе, накоплению богатств, но насладиться плодами своих многолетних «трудов» не успел. И жизнь его оказалась бессмысленной: деньги и роскошь радости не принесли. Смерть пришла быстро, внезапно, перечеркнув те ценности, какие господин считал приоритетными. Он окружал себя дорогими вещами и утрачивал при этом человечность, становясь и внутренне, и внешне каким-то бездуховным идолом с золотыми зубами, дорогими кольцами. Создание такого образа подчёркивает авторскую позицию по отношению к господам-капиталистам, теряющим человеческий облик из-за страсти к наживе.
Далее автор показывает, как смерть уравнивает богача с теми, кто ни золота, ни драгоценностей не имел, – с рабочими в трюме. Используя приём контраста, антитезы, Бунин повествует, как в грязном трюме комфортабельного парохода «Атлантида», когда бесполезными оказались деньги (отдельную шикарную каюту мёртвому не предоставили), господин «путешествует» далее, так как именно в трюм поместили гроб с его телом. Богатый человек хотел удовлетворить своё тщеславие, позволив себе праздный отдых в шикарных каютах и роскошные пиршества в ресторанах «Атлантиды». Но совершенно неожиданно он утратил власть, и уже никакие деньги не помогут покойнику потребовать подчинения от рабочих или почтительности от обслуживающего персонала к его персоне. Жизнь расставила всё по своим местам, отделив истинные ценности от мнимых. Богатство, которое он смог накопить, ему не понадобится «на том свете». Доброй памяти он о себе не оставил (никому не помог, и больниц или дорог не построил), а деньги наследники быстро растратят.
prozaru.com
Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1. Интересное развлекательное путешествие,
2. Бесконечно заведенный порядок.
3. Духовная опустошенность героя.
4. Бессмысленные призывы природы.
Общество — цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих.
Дж. Байрон
Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то мелкая, для кого-то большая, но она своя собственная. И только поэты и писатели находят особые слова или краски, чтобы выразить свои душевные переживания и тревоги в слове. Об этом в творчестве И. А. Бунина очень красочно сказала Н. А. Николина: «Лирическая тональность, характерная для прозы Бунина, изумительная изобразительность его произведений, богатство образных средств, тесно связанных друг с другом, и во взаимодействии создающие сложный мир соответствий, определяют своеобразие его стиля, который оказал огромное влияние на развитие всей последующей русской прозы».
Поэтому и прозаические произведения позволяют нам заглянуть в дневник размышлений автора, такой как рассказ «Господин из Сан-Франциско». В нем писатель хотел поделиться своими воспоминаниями о неожиданной кончине одного американца, приехавшего на Капри. Поэтому он назвал свое произведение «Смерть на Капри», соотнося текст с повестью немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции». Позднее же он говорил о том, что придумал такой сюжет, когда жил в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской губернии. Но в конечном итоге писатель останавливается на другом названии «Господин из Сан-Франциско», показывая тем самым что подобных людей много. В повествовании представлена судьба одного человека, неизвестного господина из Сан-Франциско. Это обобщающий образ. Главный герой потратил очень много сил для того, чтобы теперь получить доступ к развлечениям и провести в таком состоянии остаток своей жизни. И маршрут, выбранный богатым американцем, очень интересен: Южная Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Париж, Севилья, Англия, Греция и даже Япония. Все казалось бы чудесно и прекрасно для такого интересного путешествия. Но уже в самом начале,автор дает нам некие подсказки к тому, что для господина это путешествие сложится не очень удачно. Например, пароходу дано название «Атлантида». По преданию, которое сохранилось в записях Платона, это остров, затонувший после землетрясения. Поэтому в рассказе такой образ приобретает особое значение. Пароход, на котором отправился главный герой в путешествие, тоже находится в океане, но он не тонет. В этом безбрежном потоке жизни «Атлантида» теряется и становится незначительной, хотя она соединяет две совершенно разные жизни: Старого и Нового света. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности».
И жизнь самого господина из Сан-Франциско пуста и бессмыслена. Он работал не покладая рук не для того, чтобы увидеть другие страны и понять их культуру, а для того, чтобы просто отдохнуть. Добиться же этого он смог только тогда, когда перед ним был один из многих образцов, кто также копил деньги и пытался на них построить свое счастье. Но они не дают духовного и нравственного наполнения. Все идет также по замкнутому и пустому кругу, несмотря на то что богатые живут на порядок лучше, чем остальные. Поэтому жизнь в Неаполе течет по заведенному порядку: «…рано утром — завтрак в сумрачной столовой, — облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля». И со временем о таком бессмысленном движении начинает задумываться и главный герой. Раньше, возможно, в потоке трудовой жизни ему подобное не встречалось. Теперь же, когда он плыл с семьей на пароходе к острову Капри, он чувствовал себя стариком.
Так, путешествие постепенно становится не способом отдыха, и своеобразным путем открытия Нового мира. Герой понимает, что его жизнь бессмыслена. Она пуста и не имеет духовного наполнения. Тогда он старается наполнить ее: посещает музеи. Но и в этом мире все остается ему чуждо. Господин не может найти ту сферу, которая была бы созвучна его душе. Так происходит «…осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей… а внутри — огромная пустота, молчание».
Тогда господин пытается найти себя среди людей. На острове Капри он сталкивается с многими приезжими, но и они не заслуживают внимания.
Путешествие господина из Сан-Франциско, возможно, позволило ему отдохнуть, но оно не наполнило его жизнь никаким смыслом. Наоборот, за время путешествия он понял, что все что его окружало, было холодным и мрачным. Господин встречается за это время с людьми, но никто из них не оставил в его душе никакого следа. Пройдя все эти круги, он на острове Капри снова возвращается в привычный для него мир и заказывает роскошный обед. Автор обращает наше внимание на то, что у главного героя в этот момент не было времени на размышления: он весь был поглощен подготовкой к обеду. Но мы понимаем, что внешние характеристики: элегантность, ухоженность, красота — являются только формой без содержания. Но его в этом путешествии главный герой так и не находит. В последнем эпизоде автор предоставляет своему герою последний шанс попытаться впустить в свой мир хотя бы события в жизни других людей, чей духовный мир, возможно, намного богаче. Но господин не читает газет несмотря на то что берет их в руки. Он просто пробегается по заголовкам. Вскоре строчки вспыхивают перед ним и пропадают навсегда. Так закончил свою жизнь богатый американец — господин из Сан-Франциско.
И. А. Бунин на примере одной личности показал нам трагедию многих людей. Не даром он так и не дал на протяжении всего повествования ему хоть какое-нибудь имя. Для писателя в данном случае важен не конкретный человек. Он хотел показать нам, что трудовая и праздная жизнь бессмыслена, если она не имеет духовного наполнения. Писатель не дает нам готового рецепта, как нужно было бы поступить господину. Он проводит его по разным сферам общения: с искусством, людьми, газетами. Но герой от всего отворачивается. Он, как и сама «Атлантида», затерялся в океане общества и не может отыскать в нем того света, который мог бы привести его к новой жизни. Но это было бы невозможно, потому что все общество бездуховно. Путешествие лишний раз подтверждает это. Люди и в Старом и в Новом свете совершенно одинаковы — их жизнь пуста и бессмыслена. Значит, господин не смог бы найти в нем никакого смысла. Именно поэтому его трагедия постепенно перерастает в драму.
Но смерть одного человека не изменила и само общество, поэтому оно помещает его тело в ящик из под содовой. А на самом острове продолжается тот же заведенный порядок. В такой же своеобразный круговорот попадает, хоть и мертвый, господин. «Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно [тело] снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль…». Так круг жизни господина замыкается. И снова автор показывает нам бушующую стихию. Она словно призывает людей вновь задуматься над своей жизнью. Непогода предупреждает о том, что она бесцельна и не имеет смысла. Стихия напоминает о том, что когда-то об этом «говорила» господину, но тот ее не послушал. Но духовно пустые люди снова не слышат ее могучего призыва. Океан, непогода остаются за бортом и не приносят никакого вреда никому из пассажиров «Атлантиды». И в конце автор показывает, что все пытки природы оказались бессмысленными: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…».
И. А. Бунин заканчивает свое повествование на грустной ноте, подчеркивая в очередной раз, что не стоит так халатно относится к своей жизни. В ней обязательно должна быть духовная и нравственная составляющая, которая не является каким-то бременем. Она, наоборот, наполняет жизнь человека смыслом и позволяет радоваться каждому дню, который мы проживаем в своей жизни.
lit-helper.com
Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны.
Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа.
Сюжет и поэтика рассказа
Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и Япония.
Экспозиция – часть, предшествующая сюжетному повествованию – объясняет, почему, с какой целью и как собирался путешествовать господин из Сан-Франциско.
Удивляет детальное и даже утомительное перечисление мест, которые должен был посетить этот человек. Подробно изложено, что именно он должен был увидеть.
Казалось бы, путешествие было продумано до мелочей. Не должно было быть никаких случайностей.
Даже будущий цвет вод был описан в рекламном проспекте, который обязательно должен был штудировать господин из Сан-Франциско.
Для путешествия был выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на громадный отель со всеми удобствами. Но Атлантида – это название той загадочной страны, которая ушла под воду со всеми своими обитателями и унесла с собой загадку какой-то развитой цивилизации.
План начинает рушиться, едва начав осуществляться. Вместо «моря цвета незабудок» – свинцовые грозные волны. Природа вмешивается в самонадеянную человеческую жизнь, и вот уже приходиться плыть не по плану рекламного буклета, а в поисках настоящего солнца. Путь лежит на Капри.
Так возникает завязка в произведении.
Неподвластная человеку стихия продиктовала свои законы.
Интересно понаблюдать за публикой на пароходе. Особенно привлекает молодая, кажущаяся влюбленной пара. Лицемерие стало нормой жизни этих людей, чувства куплены. Все идет в ход для привлечения богатых туристов, для того, чтобы доставить им удовольствие.
Незадолго до отплытия на Капри, а затем в день прибытия семья из Сан-Франциско сталкивается с какими-то непонятными явлениями: дочь вдруг видит принца, который на самом деле уже в Риме, а сам господин признает в хозяине своего последнего в жизни отеля того самого человек, которого видел во сне. Но Бунин специально отмечает, что « в душе его уже давным-давно не осталось ни даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств…»
Зачем Бунин ввел в повествование эти эпизоды?
Перед кульминационной сценой мы видим подробное описание аксессуаров одежды готовящегося к позднему обеду господина. Но приглядимся внимательней. Холодное перечисление частей туалета безымянного господина не создает ощущения радости и полноты бытия, а описание его лица и головы скорее рисует перед нами картину обряжения покойника. Вот он приглаживает «остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа», тревожна черно-белая гамма его одежды.
Еще при описании господина из Сан-Франциско на пароходе «Атлантида» Бунин отметил его желтоватое лицо «с подстриженными серебряными усами», золотые пломбы его крупных зубов и цвета старой слоновой кости крепкую лысую голову. Перед нами портрет живого мертвеца. Борьба старого человека с запонкой окончательно лишает его сил. «Но тут зычно, точно в языческом храме, загудел по всему дому второй гонг». Этот звук символически обозначает завершение жизни господина из Сан-Франциско.
Смерть господина из Сан-Франциско – кульминационная сцена — ничем сюжетно не мотивирована, но логично обоснована поэтикой рассказа.
Человек, считавший себя достигшим всего, что ценилось в его кругу, распланировавший свою жизнь на два года вперед, умирает внезапно, природа вмешивается в чрезмерно подробный план его жизни. Так некогда неизвестная катастрофа внезапно разрушила цивилизацию загадочной Атлантиды.
Так кто же всем управляет? – задаст свой знаменитый вопрос дьявол в романе «Мастер и Маргарита». Бунин в своем предельно реалистическом рассказе даже и дьяволу найдет место.
Мир удовольствий и комфорта не терпит напоминания о смерти и трагедиях. Тело господина прячут, его смерть ничем не должна потревожить богатых туристов, продолжающих свое путешествие так, словно ничего и не случилось и смерть одного человека – ничем не примечательный эпизод из жизни.
Но сюжет рассказа на этом не завершается. Следует изображение панорамы Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка. Бунин переходит к описанию жизни совсем других людей – горцев. Они почему-то названы по имени, а ряд персонажей так и остались безымянными.
Почему? Подумайте над этим.
Обратите внимание на одежду горца. Ее описание оставляет совсем иное впечатление, нежели перечисление аксессуаров одежды господина из Сан-Франциско.
Почему это происходит?
Посмотрите, как скрупулезно был расписан распорядок дня богатых туристов. Как часто Бунин прибегает к оборотам «во-первых», «во-вторых», «в одиннадцать», «в пять», «в семь часов».
Признаком какой жизни является такая строгая регламентация, что в ней тревожит писателя?
А знал ли господин из Сан-Франциско о той подлинной жизни, которую ведут горцы, лодочник Лоренцо, их близкие? В рекламном проспекте, который обещал много радостей туристам, они занимали определенное место, как очередные экспонаты всемирного музея удовольствий. Не более того. Занятия их были упомянуты так, словно это дикари, обязанные развлекать скучающую публику.
Найдите это описание.
Недаром при посещении итальянских музеев богатые туристы производили «осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же». Такими виделись им великие шедевры Италии.
Знаменитые произведения искусства, чудесные виды по-настоящему открываются тому, кто может ценить простые радости бытия, кто не запер себя в клетку регламентированной и мертвенной жизни.
Мир автора намного значительней и богаче мира заморских туристов. В поле зрения автора, а значит, и читателя попадают простые люди, поющие песни во славу рождения в Вифлеемской пещере Младенца. Так мы точно устанавливаем время, описанное в рассказе – канун Рождества.
Как вы думаете, зачем Бунин приурочил смерть господина из Сан-Франциско к этому периоду года?
В повествование входит тема вечности. Вставная мининовелла о римском императоре Тиверии (Тиберии) позволяет ввести в рассказ историческую перспективу. Такие, как умерший богач, были и в прошлом. Гимном неостановимому потоку жизни завершается эта часть.
Эпилог
И вновь перед нами пароход «Атлантида», зловещее название которого предсказало внезапную смерть господина из далекого города. Тут и притаился на скалах Гибралтарского пролива перед выходом в Атлантику Дьявол.
Зачем этот образ введен в повествование?
В последней трети рассказа масштаб авторского взгляда достигает предельных величин.
Повествование о смерти американского бизнесмена переходит в авторское рассуждение – медитацию – о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности человеческим волям, о вечности и непроницаемой тайне бытия.
И в сам текст врываются могучие образы-символы: бушующий океан, «бесчисленные огненные глаза» корабля, громадный как утес, Дьявол, похожий на языческого идола капитан, «громады котлов» и «адские топки» в подводной утробе корабля.
Посмотрите эти сочинения
- Тема смысла жизни в произведениях Бунина («Господин из Сан-Франциско») В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
- Художественные особенности повести Бунина «Деревня» После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
- Кто виноват в трагедии рассказа «Кавказ»? “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
- Философская лирика Бунина (сочинение) На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
- Тема любви и смерти в творчестве Бунина («Легкое дыхание») Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
- Художественное своеобразие поэзии Бунина В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
- О чём заставляет задуматься рассказ Бунина «Лапти» Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
- Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина «Кавказ» Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
- Как раскрывается тема любви в рассказе Бунина »Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, — один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика — молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, производит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скромной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
- Психологизм и особенности внешней изобразительности Бунинской прозы Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
- Рецензия на рассказ Бунина «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
- Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное «чувство смерти», постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: «Книга моей жизни» (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: «Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
- Бунин «Темные аллеи» (анализ) Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
- Психологизм бунинской прозы. Сочинение по рассказу «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
- Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
- Человек и среда в рассказах Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
- Великий шелковый путь (сочинение) Великий Шёлковый путь – путь к самому себе Что определяет характер отдельно взятого человека или целого народа? Что формирует мировосприятие и даёт возможность выделить себя или свой народ из бесконечного мира, простирающегося вокруг? В первую очередь для решения подобных задач человеку необходимо иметь возможность сравнивать. Сравнивать себя с другими людьми, свою страну с другими странами. А для того, чтобы сравнивать, нужно обладать информацией о мире. В наше время информация легкодоступна, её много, иногда […]
- Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […]
- Импрессионизм поэзии Фета Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства — впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег — это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег — это уже воздействие на чувства читателей. «Первый снег…» Кто-то, к примеру, […]
- Обломов и Штольц (сравнительная характеристика) В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
resoch.ru
«Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»»
1. Интересное развлекательное путешествие,
2. Бесконечно заведенный порядок.
3. Духовная опустошенность героя.
4. Бессмысленные призывы природы.
Общество — цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих.
Дж. Байрон
Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то мелкая, для кого-то большая, но она своя собственная. И только поэты и писатели находят особые слова или краски, чтобы выразить свои душевные переживания и тревоги в слове. Об этом в творчестве И. А. Бунина очень красочно сказала Н. А. Николина: «Лирическая тональность, характерная для прозы Бунина, изумительная изобразительность его произведений, богатство образных средств, тесно связанных друг с другом, и во взаимодействии создающие сложный мир соответствий, определяют своеобразие его стиля, который оказал огромное влияние на развитие всей последующей русской прозы».
Поэтому и прозаические произведения позволяют нам заглянуть в дневник размышлений автора, такой как рассказ «Господин из Сан-Франциско». В нем писатель хотел поделиться своими воспоминаниями о неожиданной кончине одного американца, приехавшего на Капри. Поэтому он назвал свое произведение «Смерть на Капри», соотнося текст с повестью немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции». Позднее же он говорил о том, что придумал такой сюжет, когда жил в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской губернии. Но в конечном итоге писатель останавливается на другом названии «Господин из Сан-Франциско», показывая тем самым что подобных людей много. В повествовании представлена судьба одного человека, неизвестного господина из Сан-Франциско. Это обобщающий образ. Главный герой потратил очень много сил для того, чтобы теперь получить доступ к развлечениям и провести в таком состоянии остаток своей жизни. И маршрут, выбранный богатым американцем, очень интересен: Южная Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Париж, Севилья, Англия, Греция и даже Япония. Все казалось бы чудесно и прекрасно для такого интересного путешествия. Но уже в самом начале,автор дает нам некие подсказки к тому, что для господина это путешествие сложится не очень удачно. Например, пароходу дано название «Атлантида». По преданию, которое сохранилось в записях Платона, это остров, затонувший после землетрясения. Поэтому в рассказе такой образ приобретает особое значение. Пароход, на котором отправился главный герой в путешествие, тоже находится в океане, но он не тонет. В этом безбрежном потоке жизни «Атлантида» теряется и становится незначительной, хотя она соединяет две совершенно разные жизни: Старого и Нового света. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности».
И жизнь самого господина из Сан-Франциско пуста и бессмыслена. Он работал не покладая рук не для того, чтобы увидеть другие страны и понять их культуру, а для того, чтобы просто отдохнуть. Добиться же этого он смог только тогда, когда перед ним был один из многих образцов, кто также копил деньги и пытался на них построить свое счастье. Но они не дают духовного и нравственного наполнения. Все идет также по замкнутому и пустому кругу, несмотря на то что богатые живут на порядок лучше, чем остальные. Поэтому жизнь в Неаполе течет по заведенному порядку: «…рано утром — завтрак в сумрачной столовой, — облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля». И со временем о таком бессмысленном движении начинает задумываться и главный герой. Раньше, возможно, в потоке трудовой жизни ему подобное не встречалось. Теперь же, когда он плыл с семьей на пароходе к острову Капри, он чувствовал себя стариком.
Так, путешествие постепенно становится не способом отдыха, и своеобразным путем открытия Нового мира. Герой понимает, что его жизнь бессмыслена. Она пуста и не имеет духовного наполнения. Тогда он старается наполнить ее: посещает музеи. Но и в этом мире все остается ему чуждо. Господин не может найти ту сферу, которая была бы созвучна его душе. Так происходит «…осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей… а внутри — огромная пустота, молчание».
Тогда господин пытается найти себя среди людей. На острове Капри он сталкивается с многими приезжими, но и они не заслуживают внимания.
Путешествие господина из Сан-Франциско, возможно, позволило ему отдохнуть, но оно не наполнило его жизнь никаким смыслом. Наоборот, за время путешествия он понял, что все что его окружало, было холодным и мрачным. Господин встречается за это время с людьми, но никто из них не оставил в его душе никакого следа. Пройдя все эти круги, он на острове Капри снова возвращается в привычный для него мир и заказывает роскошный обед. Автор обращает наше внимание на то, что у главного героя в этот момент не было времени на размышления: он весь был поглощен подготовкой к обеду. Но мы понимаем, что внешние характеристики: элегантность, ухоженность, красота — являются только формой без содержания. Но его в этом путешествии главный герой так и не находит. В последнем эпизоде автор предоставляет своему герою последний шанс попытаться впустить в свой мир хотя бы события в жизни других людей, чей духовный мир, возможно, намного богаче. Но господин не читает газет несмотря на то что берет их в руки. Он просто пробегается по заголовкам. Вскоре строчки вспыхивают перед ним и пропадают навсегда. Так закончил свою жизнь богатый американец — господин из Сан-Франциско.
И. А. Бунин на примере одной личности показал нам трагедию многих людей. Не даром он так и не дал на протяжении всего повествования ему хоть какое-нибудь имя. Для писателя в данном случае важен не конкретный человек. Он хотел показать нам, что трудовая и праздная жизнь бессмыслена, если она не имеет духовного наполнения. Писатель не дает нам готового рецепта, как нужно было бы поступить господину. Он проводит его по разным сферам общения: с искусством, людьми, газетами. Но герой от всего отворачивается. Он, как и сама «Атлантида», затерялся в океане общества и не может отыскать в нем того света, который мог бы привести его к новой жизни. Но это было бы невозможно, потому что все общество бездуховно. Путешествие лишний раз подтверждает это. Люди и в Старом и в Новом свете совершенно одинаковы — их жизнь пуста и бессмыслена. Значит, господин не смог бы найти в нем никакого смысла. Именно поэтому его трагедия постепенно перерастает в драму.
Но смерть одного человека не изменила и само общество, поэтому оно помещает его тело в ящик из под содовой. А на самом острове продолжается тот же заведенный порядок. В такой же своеобразный круговорот попадает, хоть и мертвый, господин. «Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно [тело] снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль…». Так круг жизни господина замыкается. И снова автор показывает нам бушующую стихию. Она словно призывает людей вновь задуматься над своей жизнью. Непогода предупреждает о том, что она бесцельна и не имеет смысла. Стихия напоминает о том, что когда-то об этом «говорила» господину, но тот ее не послушал. Но духовно пустые люди снова не слышат ее могучего призыва. Океан, непогода остаются за бортом и не приносят никакого вреда никому из пассажиров «Атлантиды». И в конце автор показывает, что все пытки природы оказались бессмысленными: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…».
И. А. Бунин заканчивает свое повествование на грустной ноте, подчеркивая в очередной раз, что не стоит так халатно относится к своей жизни. В ней обязательно должна быть духовная и нравственная составляющая, которая не является каким-то бременем. Она, наоборот, наполняет жизнь человека смыслом и позволяет радоваться каждому дню, который мы проживаем в своей жизни.
www.allsoch.ru
План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме: «Господин из Сан-Франциско» — Откровение И.А.Бунина
Конспект урока по литературе 11 а класс.
Учитель:Кокарчева Г.И.
Тема урока: «Господин из Сан-Франциско» — Откровение И.А.Бунина
Цели:
- Образовательные:
- Раскрыть смысл символических образов рассказа.
- Проследить историю создания произведения.
- Развивающие:
- Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа.
- Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.
- Воспитательные:
— Учить видеть истинные ценности жизни.
Теория литературы: реминисценция, новелла (все определения написаны на доске).
Оборудование и наглядность:
Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи».
Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», Откровение Иоанна Богослова.
Литература:
- . Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.
- Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии, М., 1983.
- Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.
Эпиграф: И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий
от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа
своего
Откровение Иоанна Богослова (21:2)
План урока:
- Оргмомент (1 мин.).
- Психологическая подготовка (повторение изученного на прошлом уроке; 2 мин.).
- Разговор о рассказе (38 мин.).
- Итог урока (2 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творческой судьбой И.А.Бунина. Сегодня мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско». Я надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке. Но прежде чем мы начнем разговор, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили год рождения Бунина. (ученики отвечают 1870).
III Разговор о рассказе:
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.
Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти.
Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.
Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» — название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).
Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий — слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Вы, читая дома Откровение, наверное, поняли, что в нем противопоставляются два Библейских города: Вавилон и Иерусалим. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.
Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.
Еще одна явная антитеза — это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).
Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием — «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).
Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).
Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).
В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.
Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».
IV Итог урока: Проводится фронтальный опрос класса:
С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
V Домашнее задание: Перечитать рассказ. Ответить на следующие вопросы:
- Почему Бунин изменил название рассказа?
- Почему герой рассказа не имеет имени?
- Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско?
- Какова роль цвета и запаха в рассказе?
- Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?
Несколько экземпляров вопрос в печатном виде раздается классу.
Индивидуальные задания (для сильных учеников):
- Прочитайте новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции», сопоставьте с рассказом Бунина.
- Прочитайте повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», проведите сравнительный анализ повести Толстого и рассказа Бунина.
- Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско».
nsportal.ru
«Господин из Сан-Франциско». 3 вопроса
1.Рассказ весь построен на символах.Рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско.
Отсутствие имени у героя – символ его внутренней
бездуховности, опустошенности.
Внешний облик героя предельно «материализован» деталью, приобретающей символический характер: блеск золота, веду-
щая цветовая гамма — желтый, золотой, серебряный, то есть цвета мертвенности, отсутствия жизни, цвета внешнего блистания.
Капитан, подобный»языческому богу» или «идолу».
Весь мир «Атлантиды» символичен — это мир, где царят сластолюбие, чревоугодие, страсть к роскоши, гордыня и тщеславие, мир, где Бог подменяется «идолом».
Люди в этом мире не живут, а лишь изображают жизнь, как та пара на верхней палубе, что, танцуя для гостей, лишь изображала любовь.
Образ руин, нависающих над обрывом, — деталь,
подчеркивающая непрочность искусственного мира «Атлантиды», его обреченность.
Огромный мир природы, самого Бытия, всего сущего, воплощением которого становятся в рассказе Бунина Италия и океан.
Образ океана восходит к мифологическому образу воды как первоначальной стихии бытия, породившей жизнь и смерть.
Символом разнообразия вечно движущегося и многогранного мира
является в рассказе Бунина Италия.
В этом рассказе много библейских аллегорий.
Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.
2.У господина из Сан-Франциско не было души, он продал её за земные блага.
3.Эпиграфом к первому изданию рассказа были взяты строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», в последнем издании Бунин снял этот эпиграф. А эпиграф очень точно отражает идею рассказа . Писатель как бы подчеркивает, что судьба нынешнего капиталистического мира схожа с судьбой Вавилона, утопавшего в роскоши и исчезнувшего бесследно. Эту обреченность Бунин показывает на судьбе своего героя: всю жизнь он посвятил накоплению богатства, и когда «почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец» , его неожиданно настигла смерть. Перед лицом судьбы слабы и безоружны все владыки мира, утверждает Бунин.
Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же Атлантиды. Но он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно-он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а “в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем”, стоит матерь Божия, заступница “всех страждущих в этом злом и прекрасном мире”.
Автор говорит о пустоте, бесцельности, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества.
otvet.mail.ru