Содержание

Недоросль, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка Театр п/р Геннадия Чихачева, Москва – Афиша-Театры

«Умри, Денис, лучше не напишешь», — именно так, по легенде, в своё время сказал князь Потёмкин автору скандальной комедии Фонвизину. И было за что — дерзкая, неприкрытая сатира на пороки «высшего света», бесцензурная, смелая критика Екатерининского дворянского общества, громогласное заявление об одной из самых серьёзных бед России XVIII века — критическом положении крепостных крестьян, которых даже людьми в то время не считали.
Фонвизин в своей манере — лёгкой, шутливой и максимально прямой — рассказывает историю ленивого и избалованного недоросля Митрофанушки, его матери — деспотичной крепостнице Простаковой, у которой «под каблуком» ходит муж-недотёпа, и о её брате Скотинине, которые, в погоне за наследством воспитанницы Простаковой Софьи, готовы глотки друг другу перегрызть, лишь бы урвать лёгкие, как им кажется, деньги.
Постановка — восхитительна — весёлая, лёгкая, озорная, красивая, и в то же время — сохранившая посыл автора, глубокая и воспитательная, хоть и без откровенных нравоучений. И что самое интересное — история до сих пор не теряет своей актуальности, проходя сквозь века вечным напоминанием о жестокости человеческой природы. Недаром пьеса изучалась и ставилась во все времена, оставаясь одним из важнейших произведений каждой эпохи и не теряя своего важного значения.
Главная идея спектакля — через призму добра и юмора осудить традиционное дворянское воспитание, необразованность и свинское отношение к тем, кто ниже тебя по рангу. Ведь во времена правления Екатерины II русский крепостной ничем не отличался от того же раба на плантации, и Фонвизин как никто другой видел это и боролся, как мог, с пагубным деспотизмом самодержавия того времени, впрочем, дошедшим и до нас с Вами.
При этом — взгляд на события комедии в оперетте-водевиле Александра Журбина на либретто и стихи Льва Яковлева весьма свежий и необычный, сверкающий новыми красками. Одновременно с беспощадным высмеиванием людских пороков и дворянского разгула, спектакль противопоставляет невежеству блистание ума, беспределу — благородство, деспотизму — любовь. Юмор соседствует здесь с глубокими размышлениями о вечных проблемах, и подана история так грамотно, что будет интересна как школьникам, так и их родителям.
Постановка поражает, в первую очередь, своим небывалым размахом — шикарные, безумно красивые декорации Татьяны Мировой (особенно порадовали облака и птицы в конце первого акта), восхитительные аутентичные костюмы Елены Бочковой («говорящие» ничуть не меньше, чем фамилии героев), оригинальное световое решение и филигранная сценография Геннадия Чихачёва — выверенная, как и всегда, до миллиметра. И, конечно же, волшебная музыка театрального оркестра под управлением бессменного маэстро Владимира Янковского. И хотя, на мой личный взгляд, музыкальное сопровождение немного не дотягивало до уровня Чихачёвской же «Плахи», я, тем не менее, полностью проникся спектаклем. Особенно приятно было погрузиться в эпоху правления Екатерины II вместе с чарующими мелодиями клавесина и завораживающих струнных аккордов.
Впечатлили меня оригинальные «заставки» перед каждым актом — очень интересная режиссёрская находка и маленькое театральное волшебство — замечательная идея и отдача дани «невидимым» трудягам сцены. А над оригинальным трюком с прудом и, лодкой я откровенно хохотал, когда шок от неожиданности прошёл. Как и над прелестными и милыми свинками.
Порадовали даже немалочисленные «отходы от канона» — сюжетные изменения и вставки, традиционные для театра. Здесь Чихачёв решил устроить для зрителя небольшой исторический экскурс, включив в повествование персонаж Екатерины II, ведь именно она после выхода «Недоросля», по сути говоря, на корню испортила автору пьесы жизнь, от чего Фонвизин не оправился до самой своей смерти. Тонко, находчиво, как нельзя впору.
Хорошо изображена и интерпретирована и проблематика произведения — жестокость к крепостным, слепая родительская любовь, ведущая к избалованности, неуважение к человеку нижестоящему на иерархической лестнице как личности, деспотизм и выборочная слепота власти, не желающей понимать тех, кто находится «под её крылом».
Понравился и здоровый юмор — добрый, но поучительный. И — чудесный, пусть и не самый достоверный, финал.
Что касается актёров — очень много впечатлений.
Вадим Поповичев в роли Митрофанушки был бесподобен и вне конкуренции! Избалованный неуч, самый настоящий «маменькин сынок» — идеальное попадание в образ и превосходная игра — как в эмоциональном, так и пластическом плане. Не устаю восхищаться талантами артиста! Браво!
Поразила и Софья Жанны Андреевой. Не могу особо отметить вокал артистки, так как зачастую не мог разобрать слов, как это часто бывает в, например, операх, но чистый и звонкий голос и, особенно, истинно кукольная пластичность, хореографический талант, актрисы меня покорили — ни дать ни взять, куколка из табакерки! Шикарно! Очень интересно и точно! Новое открытие.
Особенно впечатлил меня Стародум Станислава Якубовского — мощный, пробивной вокал и восхитительный, статный образ Станислава достойны самых громких оваций!
Как и Простаков Владимира Куркина — вот уж истинный «муж своей жены» — давно так не хохотал! Один из ярчайших, хоть и второстепенных, героев постановки, однозначно.
Посмеялся я и над Скотининым Сергея Рязанова, будто сошедшим со страниц книги.
Простакова Ирины Химиной оказалась для меня несколько неожиданной, но от того — не менее впечатляющей и искренней. Очень интересный подход к своей героине!
Очень жаль, что в этот раз роль Константина Скрипалёва, исполнившего статного Милона, оказалась такой небольшой — прекрасный образ и очень яркий персонаж.
Отдельно хочется отметить семинариста Кутейкина в исполнении неподражаемой Зинаиды Громоздиной — прекрасный, волшебный вокал и, как всегда, — один из самых харизматичных героев спектакля. Наряду с Вральманом Григория Захарьева.
Ну и конечно же — бесподобная Анна Альт в роли самой Екатерины II — поистине королевская стать, императорские манеры, божественный голос, пробирающийся до самых глубин души и невероятно аутентичный образ. Особенно хочу отметить эмоциональную игру Анны — я был искренне поражён её императрицей и не мог оторвать взгляда — потрясающая игра! Браво!!
Так что, все два с половиной часа пролетели для меня в одно мгновение, и я однозначно могу порекомендовать спектакль к посещению. Особенно он будет полезен школьникам, в чьей программе обязательно присутствует пьеса Фонвизина про героев, давно ставших именами нарицательными. А Чихачёвке — спасибо за чудесный вечер и шикарную премьеру!

«Вот злонравия достойные плоды.»

Комедия «Недоросль» и классицизм | Уроки по Русской литературе

Комедия «Недоросль» и классицизм