Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Анализ стихотворения «Сыплет черемуха снегом» Есенина

Есенин в своих ранних стихотворениях писал о красоте пейзажа. «Сыплет черёмуха снегом» — одно из них. В этом произведении описывается природа в весеннее время во всех красках и чистом звучании.

По звучанию стихотворение похоже на плавную песню. Каждая весна является чудом. Чтобы создать контраст поэт сравнивает белую черемуху, с которой сдуваются цветы с помощью ветра, с морозным снегом. Это даёт возможность лучше прочувствовать и представить всю прелесть весенней поры. С ее приходом все обновляется и перерождаешься. Природа постоянно меняется, движется и изменяется. Как и люди она способна рождаться и умирать, быть счастливой или грустной. Плюсом будет то, что в стихотворении есть описание запахов весны. Даётся возможность почувствовать, как пахнет душистая смола, хвоя.

Главный герой опьянен ароматами, которые веют с полей и лугов. Появляется умиротворенное состояние от проснувшейся природы. Благодаря эпитетам в описании предмета выделяется самое главное, например, шелковые травы, тайные вести, зыбистым бегом. Все просыпается от зимней спячки и начинает двигаться. Светятся вести.

Есенин обращается к окружающему миру, уделяет внимание каждой детали. В его душе есть место для всего живого: черемухи, зелени, обширных полей. Любовь к родной земле задаёт радостный настрой. Появляется желание посмотреть, как наступает весна. Использование различной цветовой гаммы, например, белого, зеленого оттенка, придают особый колорит. Воркующие грачи, находящиеся в поле, шелест лепестков черёмухи из-за дующего ветра, показывают торжественность, романтичность и лиричность. Главный герой в это время думает о любимой невесте. Привлекательная девушка очень вдохновляет и у него, будто, вырастают крылья. Мужчина готов все время беспечно петь. С помощью описания весны автор хотел поразмыслить о вечности и смысле жизни.

В мире все постоянно подвержено изменениям. Главное, на что стоит обратить внимание, это то, что нужно наслаждаться каждым моментом и видеть красоту в мелочах. Настроение подчёркивается яркими эпитетами: зыбистым бегом, шелковые травы. Также существуют различные сравнения, например, пеной я цвет разнесу.

Есенин смог ясно передать поэтическую идею. Стихотворение пропитано любовью к Родине. Перед читателем открывается прекрасный мир природы. Любоваться можно даже пением птиц и шелестом травы.

rustih.ru

Сергей Есенин стихотворение «Черемуха»

Дата: 31. 01. 17

Руководитель практики: Яковлева Татьяна Николаевна

Тема: Сергей Есенин стихотворение «Черемуха»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черемуха», показать художественное мастерство поэта;

— обучающая: познакомить с личностью и творчеством поэта, формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов, использование различных изобразительно-выразительных средств;

— развивающая: развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, внимание, творческое воображение;

— воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

ПРЕДМЕТНЫЕ: знакомство со стихотворением С.Есенина «Черемуха», умение работать над содержанием , умение выразительно читать, умение анализировать поэтический текст. Знакомство с биографией С.Есенина.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме;

— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: познавательный интерес к предмету и культуре общения; оценивание свои поступков и поступков окружающих в природе, воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Средства обучения: Учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., компьютер, презентация.

Здравствуйте ребята, меня зовут Карина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Речевая разминка. Слайд №1.

– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

– Как вы ее понимаете?

Приветствуют.

Слушают.

Высказывают мнение.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка.

 1. Упражнения для дыхания:

f) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

     

Охранять природу — значит охранять Родину. 
(Пришвин М. М.)

– Прочитайте медленно

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте восхищением

–Ребята, теперь пропитайте так, чтобы мы поняли, что автор восхищается природой?

– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

–С произведениями, каких авторов мы познакомились?

–Чем стихотворения отличаются от других произведений?

–Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились на том уроке?

–Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.

Взаимооценивание чтения наизусть.

Выполняют речевую разминку.

Читают медленно,

Читают с вопросительной интонацией,

Читают с утвердительной,

Читают с удивлением,

Читают восхищением.

Формулируют ответы на вопросы.

Правильно читать с восхищением.

— поэтическая тетрадь 1

А.А. Блок

рифма, ритм, краткость, точность.

Со стихотворениями А.А. Блока.

Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны»

  1. Первичный синтез

Подготовка к восприятию.

Беседа о поэте. Слайд №3.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром…

– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Как вы считаете, кто автор этого стихотворения?

– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

– Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством С.А.Есенина. Слайд №4.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер наивный цветочною пыльцой.

– Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой

реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье

деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о

литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество

песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его

к написанию первых стихотворений.

Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Ребята, прочитайте загадку все вместе вполголоса:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она,
Вся от ягоды черна.

-Правильно, молодцы.

-Ребята, как вы думаете, почему я взяла загадку про черемуху?

— Правильно, тема сегодняшнего урока стихотворение Сергея Есенина „Черемуха”.

Слайд №8.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея-Есенина «Черёмуха»,

-Какие задачи мы можем поставить на урок?

— Да действительно, будем работать над поэтическим произведением, попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли, будем учиться читать стихотворение выразительно.

— Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.

Слайд №9.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

– Что вам известно о черёмухе?

Одна из первых я цвету.

В садах стою я вся в цвету,

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветёт, цветёт черёмуха

В овраге у реки. (В. Жуковский)

– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

Воспринимают, слушают, запоминают, отвечают на вопросы

Сергей Есенин

Слушают.

Воспринимают. Запоминают.

Читают загадку вполголоса.

Черемуха.

Наверно мы будем изучать стихотворение черемуха.

научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли.

Слушают.

Это дерево, красивое, у него белые цветки, оно вкусно пахнет.

– А сейчас внимательно послушайте стихотворение С.Есенина “Черемуха”. И попытайтесь представить прекрасную картину.

Эмоционально — оценочная беседа.

— Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

— «Черёмуха» — это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

Словарная работа. Слайд №12.

– Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

— Прочитай еще раз вслух.

Внимательно слушают.

Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Читают и находят незнакомые слова.

Роса медвяная

Зелень пряная

Проталинка

Волна гремучая

Вкрадчиво

Под кручею

1 ребенок читает вслух.

  1. Анализ произведения

Анализ лирического стихотворения «Черемуха».

– Сколько картин можно увидеть в этом стихотворении?

– Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

Чтение стихотворения по частям.

Чтение 1-ой части.

— Давайте прочитаем отрывок к первой картине, которую вы представили.

– При помощи, каких слов автор описал черемуху?

–Каким понятием можно объединить эти слова?

– Что такое эпитет?

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

– Давайте подведем итог, для чего автор использовал эпитеты в стихотворении?

– Какие эпитеты вы придумали бы к слову черемуха?

– Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

–С чем автор сравнил ветки черемухи?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.

Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ?

Чтение 2-ой части.

– Прочитайте отрывок ко второй картине.

– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?

–Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей?

– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?

Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

Чтение 3-ей части.

– Прочитаем отрывок к третьей картине.

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала?

– Почему она так изменилась?

Чтение 4-ой части.

– Прочитаем последнюю часть.

– Произошли ли изменения с ручьем?

– На что стал похож он, если у него появилась волна?

– Мы отметили, что черемуха и ручей меняются. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?

Вывод: В природе происходят изменения, автор показал — движение, время.

В этом стихотворении можно увидеть 2 картины.

1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

Читают

Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная

Эпитеты

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной

Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.

Что черемуха вкусно пахнет

О девушке

Черёмуха олицетворяет образ девушки

Маленький, серебряный, со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце

Образ юноши

Нет, не только о природе, а о прекрасном чувстве любви.

Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота

прошло время, черемуха распустилась, расцвела

ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды

на реку

В природе происходят изменения, автор показал — движение, время.

  1. Вторичный синтез

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

– Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор.

Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.

– Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?

– Какие строки, по-вашему, мнению, можно читать чуть быстрее?

Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

Работа в парах, подготовка к выразительному чтению.

–Прочитайте стихотворение друг другу, и дайте советы, как надо его читать.

– Обратимся к иллюстрации на с. 55 , как вы считаете, почему художник изобразил 2 черемухи?

–Все вы правы, возможно, черемуха окрашена лучами восходящего солнца.

– А сейчас я предлагаю вам прочитать стихотворение З.Александровой «Черемуха» и оцените поступки людей.

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

(3.Александрова)

– Как вы считаете?

–Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой?

–Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

–Какой вывод мы можем сделать?

Слушают.

Воспринимают.

Отвечают.

неторопливо, с любованием

«А рядом у проталинки…серебряный ручей»

Читают. Работают в парах.

Смотрят на картинки.

Отвечают на поставленный вопрос.

Высказывают свое мнение по прочтению стихотворения.

Отвечают на вопрос.

Такую красоту природы надо видеть и беречь.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

– Кто автор?

Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

  • чтобы передать радость общения с природой;

  • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

  • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

  • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).

– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.

– Напишите на цветках черемухи оценку, на которую, по вашему мнению, вы работали?

Домашнее задание

с. 55 учить наизусть.

с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)

Черемуха

С.Есенин

Радостное, спокойное.

чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

Поднимают руку.

Пишут и поднимают цветки.

Записывают домашнее задание.

infourok.ru

Стихи про черемуху

Чудное время у черёмухи – весна. Стоит она в эту пору вся в цвету, нарядная, в белых кружевах. Не всякое дерево так красиво принарядит художник по имени Весна.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха»

Стоит черёмуха в лесу, в подлеске, в саду, даря потрясающие ароматы. Красота этого дерева поражала воображение поэтов, и они посвятили черёмухе немало чудесных строк.

Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела.

Ходили за черемухой
Девчонки вчетвером,
Да оборвать черемуху
Им не позволил гром.

Сначала он не полный,
Не полный подал голос,
Потом от желтых молний
Все небо раскололось.

Все громче, громче слышится,
Гремит через огонь:
«Черемуху, черемуху,
Черемуху не тронь!»
Стихотворение Агнии Барто «Весенняя гроза»

Русь, черёмуха, весна – слова, связанные между собой самым тесным образом. Великий певец земли русской Сергей Есенин написал немало красивых слов об этом великолепном дереве.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Стихотворение Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом»

ТЕКСТ ПЕСНИ «БЕЛАЯ ЧЕРЕМУХА» (сл. А. Жигарев)

Белая черемуха душистая
Щедро зацвела в моем краю.
Только не могу никак решиться я,
Не могу открыть любовь свою.
Я иду тропинкою извилистой,
И встают деревья на пути.
Птицы о тебе поют заливисто,
Обещают мне тебя найти.

Белый цвет,
Черемухи цвет,
Это весны
Веселый привет.
Пусть везет,
Тому кто верит и ждет
К сердцу всегда
Любовь дорогу найдет.

detskiychas.ru

«Черёмуха», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, –

олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение

(ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре), сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется

эпитет, красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Черёмуха»

По писателю: Есенин Сергей


goldlit.ru

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина С.А.

 

Анализ стихотворения

«Черемуха» Есенина С.А.

 

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре), сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

libaid.ru

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения «Черёмуха»

Читать: Стихотворение С. А. Есенина «Черёмуха»

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения «Черёмуха»

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом.

Не случайно главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления бегущего ручья, шорохи же, создаваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих.

В стихотворении перед читателем последовательно встают два образа: черемуха и ручей. Автор как будто переводит взгляд с наполненных солнечным светом, сверкающих от росы ветвей дерева к бурному ручью, пробужденному весной. На протяжении стихотворения поэт дважды обращается к каждому из образов.

Объемность нарисованной поэтом картине весеннего оживления, царящего в природе, придают яркие эпитеты: «роса медвяная», «зелень пряная» и др.

Единение природы в общем, не всегда стройном хоре весенней радости подчеркивается в последних строках стихотворения при помощи все той же аллитерации. Здесь изначально бурлящий ручей, покоренный очарованием черемухи и как будто бы утомленный слишком бурным проявлением жизненной силы, уже поет ей песенки с вкрадчивостью поощряемого влюбленного.

Гармония и умиротворенность слышатся в этих строках, где сочетания звонких и сонорных перемежаются с глухими и шипящими, да и ручей уже не просто «рядом, у проталинки», как отдельный объект, а в контексте с черемухой. Разрозненные элементы картины в последних строках соединяются в одну миниатюру, наполненную жизнью, радостью и согласованностью.

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *