Есть в осени первоначальной Тютчев стихотворение с иллюстрацией

Есть в осени первоначальной Тютчев стихотворение с иллюстрацией

Рейтинг:   / 2

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Похожие по содержанию произведения раздела:

ШКОЛЬНИК Н. А. НЕКРАСОВ Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок —  Невесёлая дорога… …

Что ты спишь, мужичок? Алексей Васильевич Кольцоврисунки А.Парамонова Что ты спишь, мужичок? …

Хрустальная Ваза С. В. Михалков ( Быль) Три девочки — три школьницы Купили эту вазу. Искали …

Урожай Алексей Васильевич Кольцоврисунки А.Парамонова Красным полымем Заря вспыхнула; По ли …

  • < Приметы осени Греков стихотворение с иллюстрацией
  • Осень Бальмонт стихотворение с иллюстрацией >
Добавить комментарий

russkay-literatura.net

👍Лучшее сочинение – «Сочинение Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф И Тютчева «Есть в осени первоначальной»» Тютчев


Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Стихотворения Федора Ивановича Тютчева о родной при­роде знакомы нам еще с дошкольного возраста. В своих стихах поэт любуется красотой природы и передает ее очарование в живых красочных картинах.

Как и Александр Сергеевич Пушкин, Тютчев в своих сти­хах рисует все многообразие русской природы, меняющейся в зависимости от времени года. Тут и знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), и «Чародейкою-зимою околдован, лес стоит…», и «Есть в осени первона­чальной…», и «Как весел грохот летних бурь…». Свое отноше­ние к природе поэт наиболее четко выразил в стихотворении, начинающемся четверостишием:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Душу природы и ее язык Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Всё в природе для Тютче­ва живо, всё говорит с ним «понятным сердцу языком», и он жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза. Стихи Тютчева о при­роде — почти всегда страстное признание в любви. Поэту пред­ставляется высшим блаженством, доступным человеку, — лю­боваться многообразными проявлениями жизни природы.

Ярким образцом изображения одухотворенной природы в лирике Тютчева может служить уже упоминавшееся стихотво­рение «Есть в осени первоначальной…». Оно было написано в девятнадцатом столетии, но сохраняет свое очарование и в наши дни. Вот начался учебный год. Дни стали короче, но сол­нышко еще светит ярко, воздух чист и прозрачен. Летают пер­вые паутинки. И сами собой вспоминаются начальные строч­ки стихотворения:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

А в следующем четверостишии мы видим и паутинку:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

В этой же строфе появляется и упоминание о человеке, активно взаимодействующем с природой. Закончены напря­женные дни уборочной страды; эпитет «праздная» по отноше­нию к слову «борозда» как бы соединяет усилия человека и природы по сбережению нового урожая. Крестьянин, работав­ший «бодрым серпом», теперь тоже может дать себе отдых.

Эту безмятежность заслуженного покоя передает заверша­ющее четверостишие:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

И в нем же заключено указание на то, что, как ни приятен покой, как ни «далеко еще до первых зимних бурь», но они придут в свой черед, и снова человеку придется меряться сила­ми с природой в вечном круговороте времен года.



У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:

sochineniepro.ru

сравнительный анализ стихотворений Тютчева «есть в осени первоначальной» и «осенний вечер». помогите найти, пожалуйста

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Его стихи- это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Для примера обратимся к тексту стихотворения «Есть в осени первоначальной»,определим его временные рамки.«Первоначальная» осень – это уже не лето « Где бодрый серп гулял и падал колос // Теперь уж пусто всё …», «..птиц не слышно боле».Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка , затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет- «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям. Хрустальный- это хрупкий,прозрачный,красивый.«Хрупкий»:«дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и хрустальный день разобьётся. Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же , как хрустальный день исчез с первыми бурями.Прозрачный:попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа: «теперь уж пусто всё- простор везде . Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь». Лазурный- нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- голубой, горячий. Зимой тоже ярко- голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух- чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом. А что можно услышать в этом стихотворении? Тишину.Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью- это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Каждое слово имеет глубокий смысл.Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас. В стихотворении «Осенний вечер» Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание,движение, звуки — жизнь. Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора. Увядающее состояние природы ему понятно и близко. Тютчев видит некую «таинственную прелесть», которая разливается над «грустно-сиротеющей землей».Образ осенней увядающей природы передает духовное состояние автора. Маловерие приводит к мысли, что земля —сирота, покинутая Богом. Это заблуждение связано с духовными проблемами. Но человек не одинок в этом мире,так как он — творение Господа.Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало,как христианин он понимает,что только Бог является источником духовного возрождения.Образ осеннего вечера, в котором поэт видит некую «светлость», можно рассматривать по-разному.Светлость — это природный, естественный свет осеннего солнца. Его вечерний свет изменяет лик земли: краски становятся насыщеннее, чище и ярче («зловещий блеск», «пестрота дерев», «багряные листья»).Но светлость, свет для поэта является и источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Эпитет «зловещий» — метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира.

с чем сравнивает Ф. И. Тютчев есть в осени первоначальной паутин

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи — это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы. Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко. Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года — осени. “Хрустальный день” — это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться е

просто ему понравилось, и всё!

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи — это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы. Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко. Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года — осени. “Хрустальный день” — это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться е и ещё Тютчев — мастер пейз

touch.otvet.mail.ru

анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…» — необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Материал и презентация по литературе на тему «Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Осенью» и Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»»

Перед нами два стихотворения (слайд №2), посвященных картинам ранней осени. И для Фета, и для Тютчева эта «дивная пора» является своего рода пограничным состоянием природы на пути перехода ее к зимнему сну (слайд №3).

Следует отметить то светлое настроение, которое поэтам удалось создать в своих стихотворениях и передать читателю. Достигается такой эффект благодаря мастерским, всего несколькими штрихами сделанным наброскам такого знакомого любому из нас денечка, какие бывают в пору, что народ прозвал бабьим летом (слайд №4). Оба поэта стремятся подчеркнуть обилие света и тепла, прозрачность, используя соответствующие средства художественной выразительности (слайд №5).

Нельзя не отметить и стремление авторов к одушевлению природы, что проявляется в использовании прием олицетворения (слайд №6). Удивительно, как в одном слове может уместиться вся любовь, весь трепет поэта перед природой, перед родной землей! Поле у Тютчева неспроста отдыхающее: оно все лето трудилось вместе с крестьянином, подставляя плугу свою могучую грудь, отдавая жизненные соки колосьям. И теперь оно заслужило отдыха и ласки («теплая лазурь»).

У Фета же отчетливо слышим противоборство двух начал: зимы и лета. Данная антитеза подкрепляется слуховым восприятием: голос лета – но дыхание зимы. При этом возникает ассоциация с человеческой жизнью.

Если лето – юность, зима – старость, то осень – пора зрелости. Та пора, когда уже слышен голос надвигающейся «зимы», который хоть и пугает, но уже не вызывает грусти, поскольку наконец пришло понимание жизненных уроков, преподнесенных «летом». Неслучайно и «далекий благовест слышней» становится именно осенью: с приходом зрелости человек чаще начинает задумываться о вечном, осознает бренность материальных ценностей и незыблемость духовных (слайд №7).

Таким образом, если стихотворение Тютчева можно однозначно отнести к пейзажной лирике, то у Фета отмечается еще и наличие философского подтекста. Доказательством данного утверждения может служить и тот факт, что внимание Тютчева всецело сосредоточено на природе и лирический герой не персонифицирован (авторское «я» выражается опосредованно).

А в стихотворении Фета выведены образы людей (селянин, мы). Нельзя не обратить внимание на фетовское «мы». Употребление именно этого местоимения здесь далеко не случайно. Своим «мы» поэт подчеркивает общечеловеческий смысл философских размышлений о течении жизни и ее итогах.

В композиции анализируемых стихотворений следует отметить некоторые черты сходства:

1) оба стихотворения состоят из 8 строк;

2) оба автора в первом четверостишии воссоздают картину ясного осеннего дня, а во втором напоминают о скором наступлении зимы.

Однако если Тютчев не разделил свое произведение на строфы, стремясь передать составные элементы созданной им картины, то Фет разграничил 2 катрена, отделив философские раздумья от пейзажной зарисовки.

При этом от обоих стихотворений веет умиротворением и покоем. Создается такое настроение как благодаря образам, так и посредством ритмической организации текстов. Оба текста написаны ямбом, перемежаемым пиррихиями, которые сглаживают маршевый двусложный размер, делают его более плавным, что располагает к задумчивости. Той же цели служит чередование мужских и женских рифм в стихотворениях.

Но в стихотворении Фета ямб на протяжении всего текста 4-стопный. А у Тютчева в первом катрене 4-, а во втором – 5-стопый. Такое постепенное замедление ритма позволяет автору передать медленное затихание, замирание природы в преддверии зимы. Подкрепляется это впечатление и стоящим в конце стихотворения многоточием.

По-разному воздействуют поэты и на слуховое восприятие читателя (слайд №8). Фет передает шорох опадающей листвы и сухого сена, используя аллитерацию на с, ш, х. Тютчев же при помощи ассонанса на о, у и аллитерации на р, д создает ощущение простора с раздающимся в нем раскатистым эхом.

В заключение можно сделать вывод, что несмотря на наличие определенной общности как в идейно-тематическом, так и формальном планах, анализируемые тексты представляют собой выражение сугубо индивидуального поэтического видения реальности, воплощенного каждым из поэтов в своей неповторимой манере.

Весь материал — в архиве.

videouroki.net

сравнительный анализ стихотворений Тютчева «есть в осени первоначальной» и «осенний вечер». помогите найти, пожалуйста

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи — это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года — осени.
“Хрустальный день” — это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться е

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *