Содержание

5 самых известных произведений Михаила Глинки

Михаил Глинка родился в 1804 году, в имении своего отца, в Новоспасском селе в Смоленской губернии. После рождения сына мать решила, что и так уже достаточно сделала, и передала маленького Мишу на воспитание его бабушке, Фёкле Александровне. Бабушка забаловала внука, устроила ему «тепличные условия», в которых он рос этакой «мимозой» — нервным и изнеженным ребенком. После смерти бабушки все тяготы по воспитанию подросшего сына свалились на мать, которая, надо отдать ей должное, с новыми силами бросилась перевоспитывать Михаила.

Играть на скрипке и на фортепиано мальчик начал благодаря маме, которая увидела в сыне талант. Сначала музыке Глинку учила гувернантка, позже родители отправили его в пансион в Санкт-Петербурге. Именно там он познакомился с Пушкиным — тот приходил в гости к младшему брату, однокласснику Михаила.

В 1822 юноша закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой бросать не собирался. Он музицирует в дворянских салонах, и иногда руководит оркестром дяди. Глинка экспериментирует с жанрами и много пишет. Он создает несколько песен и романсов, хорошо известных и в наши дни. Например, «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне».

Кроме того, он знакомится с другими композиторами, и все время совершенствует свой стиль. Весной 1830 года юноша едет в Италию, немного задержавшись в Германии. Он пробует свои силы в жанре итальянской оперы, а его композиции становятся более зрелыми. В 1833, в Берлине, его застала новость о смерти отца.

Вернувшись в России, Глинка задумывается о создании русской оперы, а за основу он берет предание о б Иване Сусанине. Через три года он заканчивает работу над своим первым монументальным музыкальным произведением. Но поставить ее оказалось гораздо труднее — этому противился директор императорских театров. Он считал, что Глинка слишком молод для опер. Пытаясь это доказать, директор показал оперу Катерино Кавосу, но тот, вопреки ожиданиям, оставил о работе Михаила Ивановича самый лестный отзыв.

Оперу приняли с восторгом, и Глинка написал матери:

«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною»…

После такого успеха, композитора назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Ровно через шесть лет после «Ивана Сусанина», Глинка представил на суд общественности «Руслана и Людмилу». Работать над ней он начал при жизни Пушкина, однако заканчивать работу пришлось при помощи нескольких малоизвестных поэтов.
Новая опера подверглась жестокой критике, и Глинка тяжело переживал это. Он отправился в большое путешествие по Европе, останавливаясь то во Франции, то в Испании. В это время композитор работает над симфониями. Он путешествует до конца своей жизни, задерживаясь на одном месте на год-другой. В 1856 году он едет в Берлин, где и умирает.

«Вечерняя Москва» вспоминает самые значительные произведения великого русского композитора.

Иван Сусанин (1836)

Опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу, и там же и погиб. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего Михаила Романова, который еще не знал, что станет царем. Дорогу им вызвался показать Иван Сусанин. Отечественная война 1812 года пробудила в людях интерес к своей истории, популярными становятся сюжеты на русские исторические темы. Свою оперу Глинка сочинил спустя двадцать лет после оперы Катерино Кавоса на ту же тему. В какой-то момент на сцене Большого театра одновременно ставили и тот, и другой вариант популярного сюжета. А некоторые исполнители участвовали в обоих операх.

Руслан и Людмила (1843)

Опера Михаила Ивановича Глинки в 5 действиях. Композитор написал ее по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов оригинала. Оперу встретили прохладно, но вины Глинки в этом не было. Публика оказалась не готова к новаторству композитора, уходу от традиционной итальянской и французской оперных школ. Первое знакомство с шедевром Глинки застало зрителей врасплох.»Музыка старых волшебных опер лишь иллюстрировала смену ситуаций — здесь она приобрела самостоятельное значение».

Камаринская (1848)

Камаринская — русская народная плясовая мелодия, широкую популярность получила в одноименной увертюре Глинки. В ней композитор подражает русскому народному пению с подголосками, когда произведения начинается в один голос, а при развитии добавляются новые голоса. По утверждению историка-краеведа Пясецкого, русская народная песня «Комаринская» («Камаринская») — осталась «памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину». Другая версия говорит о Камаринской как о песне радости людей, убежавших из татарского плена.

Вальс-фантазия (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Как и в польских танцах из оперы «Жизнь за царя», Глинка идет по пути симфонизации вальса — прием, которым пользовался другой великий композитор Петр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия — одно из самых значительных, известных и часто исполняемых произведений Глинки.

«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к камерной музыке. Всю оставшуюся жизнь Глинка писал фортепианные, сценические, оркестровые, вокальные и хоровые произведения. В то время Глинка путешествовал по Италии, поправляя здоровье. Конечно, на него влияли итальянские композиторы. Вскоре после завершения работы над трио, в Милане состоялась его мировая премьера. Его первыми исполнителями стали музыканты оркестра театра Ла Скала кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано. Позже Глинка отредактировал трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

vm.ru

что написал глинка михаил иванович?

Оперы
Двумужница (неосуществленный замысел)
Жизнь за царя (Иван Сусанин) 1836
Матильда Роксби (неосуществленный замысел)
Ночь на распутье (неосуществленный замысел)
Руслан и Людмила 1842

Вокальные, вокально-хоровые и вокально-инструментальные сочинения

A ignobile core (наброски)
Ah, rammenta, о bella Irene
Allacetra
Come di gloria al nome
Dovunque il guardo giro, ария
Ho perduto il mio tesoro, ария
La notte omai s’appressa
La notte omai s’appressa, эскиз (незавершенное)
Le baiser
Mi fa felice amor (не атрибутировано)
Mi sento il cor trafiggere
Mio ben, ricordati
(Non pot)resti crudele
О Dafni che di quest’anima
O, mia dolce, mia carina
Pensa che questo istante, ария
Piangendo ancora rinascer suole
Pour un moment, романс
Pur nel sonno
Sogna chi crede desser felice
Tu sei figlia ария
Ария в оперу Беатриче ди Тенда В. Беллини
Ария для А. Този (не сохранилась)
Ария для баритона (не сохранилась)
Ария Рахили
Бедный певец
Большая ария для Л. Джулини
Венецианская ночь
Вокальное трио ре мажор
Голос с того света
Горько мне, красной девице
Дуэт с речитативом для баса и тенора (не сохранился)
Желание («Ах, если б ты была со мной»)
Итальянская баркарола для голосов (не сохранилась)
К Молли
«Лила в черной мантии» (не сохранилась)
Молитва для театра («Боже, мощной десницей твоей»)
О, дева чудная моя
Победитель
Пролог на кончину Александра 1 и восшествие на престол Николая I (для тенора-соло, смешанного хора и оркестра, слова Опидора, перевод И. Ф. Тюменева, новый русский текст С. В. Гинзберг) 1826
Прощальная песня
Прощание с Петербургом
Баркарола («Уснули голубые»)
Еврейская песня
Песнь Маргариты
Попутная песня
Разочарование
Семь этюдов для голоса (контральто) с ф-п.
Сомнение
Стансы («Вот место тайного свиданья»)
Тарантелла на ст. И. Мятлева
Фуга с текстом (возможно, церковное песнопение «Хваля призову Господа»)
Херувимская
Хор на смерть героя (не сохранился)
Польский «Велик наш бог» (для хора с оркестром, слова В. А. Соллогуба) 1837
Полонез, с новым текстом «Земля моя, земля родная» А. И. Машистова, в Полное собрание сочинений, т. 16, М.) —
Гимн хозяину (для тенора, смешанного хора и оркестра, слова Н. А. Маркевича) 1838
Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института (для сопрано, женского хора и оркестра, слова П. Г. Ободовского) 1840
Тарантелла (Вот луна глядится в море…, для чтеца, хора и оркестра, слова И. П, Мятлева) 1841
Прощальная песнь для воспитанниц общества благородных девиц [Смольный монастырь] (для жен. хора и оркестра, слова М. М. Тимаева) 1850
Коса (Я пойду, пойду косить, цыганская песня, для голоса, хора и оркестра, слова А. Я. Римского-Корсака) 1854
Молитва (В минуту жизни трудную…, для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, слова М. Ю. Лермонтова) 1855

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА С ФОРТЕПИАНО

80 романсов, песен, арий, в том числе цикл романсов Прощание с Петербургом (слова Н. В. Кукольника) 1840
Записи 17 испанских народных напевов 1845-1846, 1856
романсы на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др., итал. арии, дуэттино, канцонетты.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ КАМЕРНЫХ АНСАМБЛЕЙ И ХОРОВ

Молитва (Боже, сил во дни смятенья, трио для альта, тенора и баса с фортепиано, новый текст С. В. Гинзберг «Друг заветный, в час смятенья») 1828
Mio ben ricordati (дуэттино для тенора и контральто с фортепиано, издано с русским текстом под названием Воспоминания) 1828
Sogna chi crede d’esser felice (Тот видит сон, кто верит в счастье, квартет для альта или меццо-сопрано, 2 теноров и баса в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контробаса, в переводе Вс. А. Рождественского — Помни, что счастье на свете призрак мгновенный, издано 1954) 1828
Come di gloria al nome (вокальный кварт

otvet.mail.ru

Перечень основных произведений М.И. Глинки. «Глинка»

 

Оперы

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Большая опера в 4-х действиях с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена (1835–1836) Добавочная сцена в монастыре – либретто Н.В. Кукольника (1837).

«Руслан и Людмила». Большая волшебная опера в 5-ти действиях по А. Пушкину. Либретто В.Ф. Ширкова (1837–1842).

«Князь Холмский», музыка к трагедии в 5-ти действиях Н. Кукольника (1840).

Ввокально-симфонические произведения

«Молитва» («В минуту жизни трудную»), слова М. Лермонтова – для контральто, хора и оркестра (1855). См. также «Молитва» для фортепиано (1847).

Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института. Слова П. Ободовского (1840).

Прощальная песнь для воспитанниц общества благородных девиц. Слова Тимаева (1850).

Тарантелла для хора и оркестра. Слова И.П. Мятлева (1841).

Вокальные произведения

«Вы не прийдете вновь». Дуэттино. Слова неизвестного автора (1838).

Романсы, дуэты, песни, арии

Адель. Слова А. Пушкина (1849).

«Ах ты душечка, красна девица». Слова народные (1826)

«Ах ты, ночь ли, ноченька». Слова А. Дельвига (1828).

Бедный певец. Слова В. Жуковского (1826).

Венецианская ночь. Слова И. Козлова (1832).

«В крови горит огонь желанья». Слова А Пушкина 2-я редакция (1838–1839)].

Воспоминание. («Я люблю тенистый сад»). Слова неизвестного автора (1838).

«Вот место тайного свиданья». Стансы Слова Н. Кукольника (1837).

«Где наша роза». Слова А. Пушкина (1837).

Голос с того света («Не узнавай, куда я путь склонила») Слова В. Жуковского (1829).

«Горько, горько мне» (1827). «Гудевитер». Слова В. Забелы (1838).

«Дедушка, девицы раз мне говорили». Слова А. Дельвига (1828).

«Дубрава шумит». Слова В. Жуковского (1834).

«Если встречусь с тобой». Слова А. Кольцова (1839).

Желание. («О, если б ты была со мной»). Слова Ф. Романи (1832).

«Забуду ль я?» Слова С. Голицына (1828).

Заздравный кубок. Слова А. Пушкина (1848).

«За миг один» (франц. слова Pour un moment). Слова С. Голицына (1827).

«Зацветает черемуха». Слова Е. Ростопчиной (1839?).

«Как сладко с тобою мне быть». Слова П. Рындина (1840).

К ней. Мазурка. Слова из А. Мицкевича, перев. С. Голицына (1843).

«Любя тебя, милая роза». Слова И. Самарина (1843).

Мери. Слова А. Пушкина (1849).

Милочка. Слова неизвестного автора (1847).

Моя арфа. Слова К. Бахтурина (1824).

«Не говори, любовь пройдет». Слова А. Дельвига (1834).

«Не говори, что сердцу больно». Слова Н. Павлова (1856).

«Не искушай меня без нужды». Слова Е. Баратынского (1825).

«Не называй ее небесной». Слова Н. Павлова (1834).

«Не пой, красавица, при мне». Слова А. Пушкина (1828)

«Не щеб чи соловейко». Слова В. Забелы (1838).

«Ночной зефир струит эфир». Слова А. Пушкина (1838)

Ночной смотр. Баллада. Слова В. Жуковского (1836).

«Ночь осенняя, ночь любезная» (1829).

«О, милая дева» (Rozmowa) Слова А. Мицкевича (1849) Память сердца. Слова К. Батюшкова.

Песнь Маргариты из «Фауста» Гете в переводе Э. Губера (1848).

Победитель. Слова В. Жуковского (1832).

«Прощание с Петербургом». Сборник 12 романсов, слова Н. Кукольника (1840):

1. «Кто она и где она» (романс Риццио).

2. Еврейская песня («С горных стран пал туман»).

3. «О, дева чудная моя». Болеро.

4. «Давно ли роскошной ты розой цвела». Каватина.

5. Колыбельная песня («Спи, мой ангел, почивай»).

6 Попутная песня («Дым столбом кипит»).

7. «Стой, мой верный, бурный конь».

8. «Уснули голубые». Баркаролла. Фантазия.

9. Рыцарский романс. Virtus antiqua («Прости, корабль взмахнул крылом»).

10. Жаворонок («Между небом и землей»).

11. К Молли («Не требуй песен от певца»).

12. Прощальная песня.

Разочарование («Где ты, о первое желанье»). Слова С. Голицына (1828).

«Светит месяц на кладбище». Слова В. Жуковского (1826).

Северная звезда. Слова Е. Ростопчиной (1839).

«Скажи, зачем». Слова С. Голицына (1827).

«Слышу ли голос твой». Слова М. Лермонтова (1848).

Сомнение. Для контральто, арфы и скрипки. Слова Н. Кукольника (1838).

«Только узнал я тебя». Слова А. Дельвига (1834).

«Ты скоро меня позабудешь». Слова Ю. Жадовской (1847).

Финский залив. Слова П. Ободовского.

«Что, красотка молодая». (Русская песня). Слова А. Дельвига (1827).

«Я вас люблю, хоть и бешусь». Слова А. Пушкина (1840).

«Я здесь, Инезилья». Слова А. Пушкина (1834).

«Я люблю, ты мне твердила», впоследствии «Le baiser». Слова С. Голицына (1827).

«Я помню чудное мгновенье». Слова А. Пушкина (1840)

Симфонические произведения

Арагонская хота. [Испанская увертюра (1845)].

Вальс-фантазия. (Скерцо. Соч. в 1839; 1-я оркестровая редакция 1839; 2-я оркестровая редакция 1845; 3-я редакция 1856).

Воспоминание о летней ночи в Мадриде. (Испанская увертюра № 2. 1851).

Камаринская. (Свадебная и плясовая. 1848).

Та

litresp.ru

Композитор Глинка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Композитор Глинка
Жанр исторический фильм
фильм-биография
Режиссёр Григорий Александров
Автор
сценария
Пётр Павленко
Наталья Тренёва
Григорий Александров
В главных
ролях
Борис Смирнов
Любовь Орлова
Лев Дурасов
Юрий Любимов
Георгий Вицин
Константин Нассонов
Оператор Эдуард Тиссэ
Композитор Владимир Щербачёв
Виссарион Шебалин
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 112 мин.
Страна СССР СССР
Язык

ru.wikipedia.org

ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

(1804-1857) русский композитор

 

Михаилу Ивановичу Глинке достаточно было бы написать одну только оперу «Жизнь за царя», чтобы удостоиться звания поистине русского композитора, каким он стремился стать с ранней юности.

Глинка знал и очень любил русские народные песни за то, что в них звучала сама душа русского народа. Но это были песни, а он мечтал создать большое произведение — русскую народную оперу, какой еще никогда в России не было. Временами он думал и о большем: можно ли создать русскую теорию музыки и чем она будет отличаться от итальянской, например, или немецкой.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня)1804 года в семье мелкопоместного дворянина И.Н.Глинки в селе Новоспасское Смоленской губернии. Мальчик был слаб здоровьем и большую часть времени занимался музыкой, играл на фортепиано и скрипке.

Учиться его определили в Благородный пансион приГлавном педагогическом институте в Петербурге, куда они переехал в 1817 году. Наставником Михаила Глинкистал дальний родственник семьи Вильгельм Карлович Кюхельбекер, товарищ А.С.Пушкина по Царскосельскому лицею.

 

Музыкальным инспектором Благородного пансиона была другая известная в Петербурге личность — Катерино Альбертович Кавос, признанный в то время придворный композитор, опера которого «Иван Сусанин» шла вимператорском театре. Кавос был поражен проникновенной игрой юного музыканта и признал в нем несомненное музыкальное дарование. Опера же самого Кавоса произвела на Глинку тяжелое впечатление. Он знал свой народ совсем другим, чему видел на сцене, где крестьяне были суетны и говорили между собой на том испорченном языке, на каком изъяснялись лакеи.

Кавос вызвал у Глинки не столько досаду, сколько жалость: ведь он искренне старался показать в своей опере русский народ, выразить в музыке подвиг русского му­жика Ивана Сусанина и верил, что у него это получилось — недаром он называл свою оперу патриотической.Но понять и передать по-настоящему русские мелодии Кавос не смог, это ему оказалось не по силам, как глухому услышать чудесные трели соловья или шелест листвы.

Михаил Глинка посещал все музыкальные постановки и жадно впитывал в себя все новое, что ему удавалось услышать в музыке; усиленно занимался сам, пытаясь проникнуть в самую глубину и суть музыкальных теорий,чтобы понять тайну их образования и на этой основе выстроить свою, найти свой собственный национальный стиль.

К тому времени Глинка окончил Благородный пансион и определился помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Не служить он не мог. Такова была воля отца, который считал его занятия музыкой не более чем шутовством.

Но для самого Глинки все было наоборот. Службой он занимался по обязанности, а все остальное время отдавал своему главному делу — музыке. Первые же творческие опыты — вариации на мелодии модных романсов и арий — принесли М.Глинке успех. Особенно всем нравился, как, впрочем, и самому молодому композитору, егороманс «Разуверение» на слова Баратынского, который сейчас больше известен под названием «Не искушай меня без нужды». Его исполняли во всех салонах и любительских кружках России, от руки переписывали ноты и слова. Глинке передали, что этот его романс пели в пушкин­ском Михайловском «вечером при свечах, и всем казалось,будто некий дух появляется в зале, живой дух — так осязаема и хороша была музыка».

Позже появились другие романсы, в частности на слова А.С.Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Имя композитора сделалось известным. Ему и самому было приятно такое признание, и тем не менее он считал свои романсы чем-то вроде интересной записи в записной книжке, расценивая все достигнутое только как начало. Глинка не преувеличивал своего успеха, но и не сомневался в своих силах. Настоящее большое произведение было у него впереди.

Во многом человек настроения, он был готов работать днями и ночами напролет, снова и снова разбираясь в музыкальных построениях, словно начинающий музыкант.Он пишет новые романсы, инструментальные пьесы. В1829 году его сочинения были опубликованы.

Человек тихий, сдержанный и не очень общительный, Глинка тем не менее очень быстро сошелся с людьми, которые составили славу России: поэтами, музыкантами, худож­никами. Он был хорошо знаком и дружил с А.С.Пушкиным,А.С.Грибоедовым, В.А.Жуковским, А.С.Даргомыжским,М.А.Балакиревым, А.Н.Серовым, В.В.Стасовым.

В 1830 году Глинка уехал за границу. Он жил в Италии, Австрии, Германии, знакомился с музыкальной культурой этих стран, совершенствовал свои познания в музыкальной теории. К этому периоду относятся его первые зрелые произведения.

Вернувшись домой, Глинка наконец приступает к тому,к чему готовился всю жизнь. Он пишет план оперы, главным героем которой должен был стать костромской мужик Иван Сусанин, совершивший подвиг во время войны с поляками. Это должна была быть не просто опера, а «музыкальная дума о народе», как размышлял об этом сам композитор. «Надоели лукавые мельники на сцене, бедные люди, сметливые лакеи и просто Иванушки-дурачки».В его опере будет выражена трагедия крестьянина-свободолюбца, трагедия силы.

Когда опера была готова, автор первого «Ивана Сусанина» К.Кавос сказал Глинке: «Вы русский композитор,сударь мой, вы подлинно национальный композитор…»

Новая опера называлась «Жизнь за царя». Ее премьера состоялась в петербургском Большом театре 27 ноября 1836 года. На премьере присутствовал царь, члены царской семьи и весь петербургский свет. Многим из них казалось непонятным, для чего выводить на сцену мужиков и баб, да еще делать из них героев. Необычной была и музыка, то лихая, задористая, как сами народные песни, то торжественная и величавая. Но скоро настроение зала изменилось. А когда в последней сцене на фоне кремлевских стен раздался буйный перезвон колоколов, а хор запел ликующее «Славься», Глинка понял, что опера состоялась. Однако ее не все приняли однозначно. Уже на следующий день в газетах появились разгромные рецензии, в которых его музыку называли «кучерской» и недоумевали, как она вообще могла появиться на большой сцене.Но были и другие мнения. В частности, А.Одоевский писал: «Опера Глинки явилась для нас просто, как будто неожиданно… Носился слух, что в ней будет русская музыка; многие из любителей ожидали услышать в опере несколько обработанных, но известных народных песен — и только.

Но как выразить удивление истинных любителей музыки, когда они с первого акта уверились, что этою оперою решался вопрос, важный для русского искусства вособенности, а именно: существование русской оперы,русской жизни… С оперой Глинки является то, что давноищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве,и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце,есть дело не только таланта, но гения!»

К этому времени М.И.Глинка уже давно оставил свою службу в Главном управлении путей сообщения и вскоре после премьеры оперы «Жизнь за царя», в 1837 году, был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, хором которой руководил 3 года.

Другую свою оперу — «Руслан и Людмила» — Михаил Иванович Глинка написал на сюжет известной сказки-поэмы А.С.Пушкина. И свою оперу он задумал сделать как «сказку-быль, сказку правдивую, возвеличивающую человека, в которой музыка должна искриться, гореть,рыдать, смеяться!»

Премьера новой оперы состоялась спустя шесть лет день в день после первого представления «Жизни за царя» — 27 ноября 1842 года. Исполнение оперы было неудачным, но красоту музыки признали все, отметив, чтоу композитора сложился свой особый музыкальный стиль.А традиции «Руслана…» в дальнейшем получили развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки».

В 30-40-е годы Глинка создает и другие музыкальные шедевры, такие, как Вальс-фантазия, музыка к трагедии Н.В.Кукольника «Князь Холмский», продолжает работать над романсами. В это время он пишет свой удивительный романс «Я помню чудное мгновенье» на слова А.С.Пушкина.

В отличие от творческой, личная жизнь композитора не удалась. Его первый брак с Марией Петровной Ивановой оказался неудачным и распался. Он встретил другую женщину, Екатерину Ермолаевну Керн, дочь Анны Петровны Керн, той самой, которой А.С.Пушкин посвятил свои, ставшие знаменитыми, стихи. Однако отношения с Екатериной Ермолаевной тоже закончились разрывом.

В 1844 году Глинка снова уезжает за границу и 2 годаживет в Испании, где собирает народные песни, изучаетнравы и этой обычаи страны.

 

Испанские впечатления отразились в симфонических увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» — темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанс­кой музыки. К концу 1840-х гг. относится также симфоническое скерцо «Камаринская» (1848), сыгравшее исключительную роль в формировании русского симфонизма.Чайковский сказал, что «вся русская симфоническая музыка заключена в ней, как дуб в желуде». В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет — опера «Двумужница» и симфония «Тарас Бульба» — остались не осуществленными. Однако он уже успел сделать столько, что вошел в историю как выдающийся русский композитор. Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно А.С.Пушкину в литера­туре, классический период в истории русской музыки.

Глинка умер 3(15) февраля 1857 года в Берлине.

biography-peoples.ru

М.И.Глинка — создатель национальной русской оперы.

М.И.Глинка — создатель национальной русской оперы.

2 июня 2011 Людмила Смагулова

207 лет со дня рождения.

М.И.Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Обобщив достижения предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу. Наибольшее значение приобрели его оперы, воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной  песне источник неистощимой  поэзии, Глинка создал подлинно демократическое национальное искусство.

Михаил Иванович Глинка родился 20  мая (1 июня) 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 г.  в Петербург, усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 г. относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий, затем собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 г. относится

Первая публикация его сочинений.

В 1830 – 1834 г.г.  Глинка жил в Италии, Австрии, Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения. По возвращении на Родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической  оперы. Создание «Ивана Сусанина» (1836 г.) имело огромное значение для  дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора «Руслан и Людмила»  (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» была написана также музыка к трагедии Н.В.Кукольника «Князь Холмский» (1840) и многочисленные романсы.

В 1944 г. Глинка предпринял вторую поездку за границу; 2 года провел в Испании, собирая народные песни, изучая нравы и обычаи страны. Испанские впечатления отразились в симфонических увертюрах «Арагонская хота» (1845г.) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848 — 1851), красочных, темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанской музыки. К концу 1840-х  годов относится также симфоническое скерцо «Камаринская» (1848), сыгравшие исключительную роль в формировании русского симфонизма. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет – опера «Двумужница» и симфония «Тарас Бульба» — остались неосуществленными.

 

М. Глинка Ноктюрн «Разлука»

Концерт-открытие Московского музыкального фестиваля форума «Классика». Алексей Чернов (фортепиано).

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 г. в Берлине.

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

www.popurri.kz

«Пушкин русской музыки». 5 великих произведений Михаила Глинки | Персона | КУЛЬТУРА

«Пушкин русской музыки» — так называли Михаила Глинку современники, ведь роль, которую сыграл композитор из села Новоспасского Смоленской области в развитии русской классической музыки аналогична роли Александра Пушкина в русской литературе. Ко дню рождения великого земляка SMOL.AIF.RU вспоминает пять его великих произведений.

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Первая русская национальная опера

Опера в четырех актах с эпилогом «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1836 году, стала называться «Жизнь за царя» по настоянию Его императорского Величества Николая I. Сам царь, придя в восторг от оперы, подарил Глинке бриллиантовый перстень.

Идею сюжета подсказал Глинке Василий Жуковский, наставник Пушкина. Знакомая публике по многочисленным костромским преданиям история о крестьянине Иване Сусанине, пожертвовавшим жизнью ради Отечества, приобрела в произведении Глинки новый масштаб. Простой человек стал центром, стержнем целой эпохи Смутного времени. Поход польской шляхты на Москву в 1612 году и разгром интервентов Мининым и Пожарским становятся фоном для подвига простого героя.

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — записал после премьеры оперы композитор и музыкальный критик Александр Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».

Заключительная ария «Славься» из оперы долгое время считалась неофициальным гимном России.

«Вальс-фантазия». Гимн любви и молодости

Написанный в 1839 году, «Вальс-фантазия» Глинки посвящен его любви – Кате Керн, дочери Анны Керн, пушкинской музы. Чтобы не скомпрометировать любимую, Михаил Иванович официально посвятил свое произведение мужу своей сестры. Русская публика приняла вальс с восторгом, но с еще большим трепетом к нему отнеслась публика французская, когда в 1845 году в Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения, дав варианту для оркестра название «Скерцо в форме вальса».

«Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито», — записал композитор Гектор Берлиоз после концерта.

«Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости», — писал сам Глинка своему другу Константину Булгакову.

«Я помню чудное мгновенье…». Жемчужина русского романса

Проникновенный романс Глинки на знаменитые стихи Пушкина, «Я помню чудное мгновенье…», как и «Вальс-фантазия», посвящен Михаилом Ивановичем Екатерине Керн. Такую шутку с двумя великими сыграла судьба: Пушкин посвятил стихотворение старшей Керн, а Глинка написал на эти стихи романс, вдохновленный чувствами к Керн-младшей.

«Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказывалась в романсе «Я помню чудное мгновенье», — писал композитор и критик Серов.

Современники говорили, что нежность, печаль и надежда были вдвойне «омыты» в этом произведении – гением Пушкина и гением Глинки. И, что, для того чтобы по-настоящему понять музыку великого композитора, нужно было услышать исполнение им собственных романсов.

«Помню, как поражен был слух мой находчивостью, с какой композитор одним легким штрихом — переходом повествовательно-плавно льющейся мелодии в неустойчивый ритм синкоп и всего лишь на один такт — вызывает образ «мимолетности». И тут же, чтобы восстановить плавность мелодии и подчеркнуть, что «мимолетность видения» не означает легковесности смысла и содержания, дважды повторяет последний стих строфы: «Как гений чистой красоты», — писал композитор и критик Борис Астафьев.

«Руслан и Людмила». Героический эпос в новом формате

Одна из самых популярных в России и за рубежом на сегодняшний день, опера «Руслан и Людмила» на премьерном показе была встречена прохладно, а императорская семья даже уехала из театра до финала 5 действия. Между тем уже в первый сезон опера была поставлена в Петербурге 32 раза, что почти в два раза больше всех популярных опер («Вильгельм Телль» Джоаккино Россини в первый сезон в Париже был дан 16 раз).

Работа над «Русланом и Людмилой», написанной по произведению Пушкина, началась у Глинки незадолго до смерти поэта – в 1837 году. «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — вспоминал Глинка.

Спустя годы публика в полной мере оценила, «распробовала» вкус романтической истории, обличенной в форму народного эпоса. Глинка создал целую галерею харизматичных персонажей, смешал в музыке восток и запад, страсть и лирику. Экзотика в славянском стиле покорила сердца поклонников оперы и предопределила развитие жанра. Многие музыкальные находки Глинки, например, симфоническую имитацию звука гуслей, позже использовали многие композиторы.

«Камаринская». Вихрь и лирика русской пляски

В 1848 году уже именитый автор двух выдающихся опер и множества симфонических произведений живет в Варшаве и, тоскуя по родине, вспоминает деревенскую песню. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор, высоких, гор», которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною, — пишет Глинка. — И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая». Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили».

То задорная и лихая, то мелодично-лиричная, вдохновленная народной музыкой «Камаринская» быстро стала известной и любимой и в дворянских кругах.

Справка

Основоположник русской классики родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, имении отца, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. «Новоспасское – рай земной», — говорил Глинка, и, куда бы его не забрасывала судьба, всегда возвращался на малую родину за вдохновением. Биографы обнаружили интересный факт: связанные в жизни и творчестве, Александр Пушкин и Глинка родились с разницей в 5 лет и 5 дней, и ушли из жизни с разницей ровно в 5 дней и 20 лет.

Смотрите также:

www.smol.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *