Конспект урока биологии «Эволюция человека» (8 класс)

Тема урока: ЭВОЛЮЦИЯ человека

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…

История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» – собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 – 16,6 млрд, в начале 1988 – 5 млрд человек…

Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад.(СЛАЙД 3,4) Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам.(СЛАЙД 5) Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

Для этого:

1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;

2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы эволюции человека».

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».

Способы

добывания пищи

Особенности

строение ротового аппарата

объем
головного мозга

образ жизни

1

2

3

4

5

6

1. Рамапитек

Растительная:

– семена злаков;

– коренья;

– листья;

– стебли

Искали; срывали; выкапывали; совершали множество движений передними конечностями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину

Коренные зубы были широкими и плоскими; между резцами и коренными зубами появились клыки

2. Австралопитек

Растительная; животная (наличие клыков)

Искал; срывал; выкапывал

Имел резцы, клыки и коренные зубы

530 см3

Не изготавливали орудий труда

3. Человек умелый

Растительная; животная

Искал; срывал; выкапывал; возможно, охотился

650–

1100 см3

Свободно ходил на двух ногах; мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе; мог изготавливать примитивные инструменты

4. Человек прямоходящий

Растительная; животная

Охотились; срывали; выкапывали

Массивная и тяжелая нижняя челюсть

900–

1200 см3

Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем; владели абстрактным мышлением и речью

5. Неандерталец

Растительная; животная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1400–

1600 см3

Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение труда; изготавливали из камня различные инструменты

6. Кроманьонец

Растительная; животная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1800 см3

Изготавливали орудия из камня, рога, кости; делали рисунки, украшения

Физминутка

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста,
мы не слышали пока»
(плечи поднять)

IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы учащихся.

Рамапитеки:обезьяно-человек(СЛАЙД 6) — ученные полагают, что 14 млн. летназад на анашей планете появилось животное,кот. можно отнести к сем. гоминид. Обитал он на территории современной Индии, Вост. Европы, Вост. Африки. Его коренные зубы были широкими и плоскими…в таблице.

На смену рамапитеку пришли др. гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки(СЛАЙД 7). Их многочисленные остатки найдены на территории вост. и южной Африки. Возраст их остатков колеблется от 5,5 до 1млн. лет. Австралопитеки значительно больше были похожи на человека, чем рамапитеки…(презентац. и табл.)

Примерно в этот же период сущ-ло животное внешне очень сходное с австралопитеком, но объем его гол. мозга был значительно больше- до 650-1100 см3.(СЛАЙД 8). Стопа, как у современного человека имела свод, т. е. он свободно передвигался на двух ногах. Кисти рук этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен остальным пальцам, а значит он мог держать в руке орудия и использовать их в работе. Ученные дали этому гоминиду название Человек умелый. В дальнейшей эволюции человека выделяют три стадии:древнейшие люди, древние люди и современные люди.

Остатки древнейших людей были найдены в Азии, Европе, Африке.(СЛАЙД 9,10,11). Но всех их объединяют под общим видовым названием Человек прямоходящий.

Стадия древних людей представлена большим числом находок(свыше 100) в Европе, Азии,Африке.(СЛАЙД 12,13,14,15).

Ископаемых людей современного типа называют кроманьенцами ( в честь местности Кроманьон, Франция, где впервые были найдены остатки людей современного типа в Европе). (СЛАЙД 16,17,18,19,20)

Дополнительная информация для обсуждения.

1) Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена – жители леса; исключение составляют некоторые африканские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Калахари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще дождевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, бóльшая часть племен Африки – лесные люди.

2) Ряд исследований позволяет заключить, что многие открытые пространства, саванны и совсем безлесные области – плод разрушительного обращения древнего человека с огнем.

3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье-собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.

Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-собирательских племен.

Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.

Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.

Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.

Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15–20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.

Охота требует великого искусства и основательного знания повадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.

Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в общий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается подстрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охотнику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В следующий раз поделится другой удачливый член группы.

Орудие охотника и рыболова – лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.

Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 12–16; выполнить задания 6, 7 в рабочей тетради на с. 7–8.

infourok.ru

Конспект по биологии «Эволюция человека» 8 класс

Тема: «Происхождение человека»

Цель урока: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого;

образовательная: показать многообразие родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека; формировать навыки проведения презентаций.

развивающая: продолжить формировать умение самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основное содержание текста и формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать навыки невербального общения;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий; умение работать в коллективе; формировать умение активного слушания.

Тип урока: Комбинированный урок

По содержанию:

По положению в теме:

Методы:

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков

Практические: Работа с учебником, тетрадью

Структура урока:

  1. орг. момент – 1-2 минуты

  2. проверка знаний

  3. изучение нового материала – 25 минут

  4. подведение итогов, выводы

  5. закрепление – 15 минут

  6. домашнее задание – 2-3 минуты

Оборудование: таблицы и муляжи, показывающие развитие отдельных представителей рода Человек; иллюстрации из дополнительной литературы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Тестовые задания.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

A. Под нервной трубкой

Б. Под кишечником

B. На брюшной стороне тела

 2. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

А. 10

Б. 7

В. 12

 3. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

 4. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

Б. Наружное ухо

B. Диафрагма

 5. Многососковость у человека – это пример:

A. Рудимента

Б. Атавизма

B. Врожденной генетической патологии

 6. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

 7. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

Б. Прямая осанка

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

 8. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать появление:

A. Аппендицита

Б. Варикозного расширения вен нижних конечностей

B. Гипертонию

 Ответы: 1 – А; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б.

 3. Изучение нового материала

На предыдущем уроке был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками, несмотря на споры вокруг некоторых из них. Если принять эту гипотезу, то что человек мог унаследовать от своих предков за долгие миллионы лет эволюции? Учитель предлагает вспомнить учащимся известные сведения о строении, физиологии и образе жизни приматов.

1. Хорошее зрение (глазомер, бинокулярное объемное зрение, глазницы направлены вперед, цветовое зрение).

2. Передние конечности хватательного типа (хорошо дифференцированная мускулатура, большой палец противопоставлен остальным, на ладонях множество рецепторов).

3. Всеядность (важно то, что предки человека употребляли и мясную пищу, она более калорийная, быстро и надолго наступает насыщение, на поиски пищи не надо тратить большую часть суток, возникают предпосылки для развития любознательности, разума).

4. Стадность (четкая иерархия в семейных отношениях, забота о младших и старейших членах группы, защита перед хищниками).

5. Небольшое число детенышей (из-за трудностей вынашивания и выкармливания при постоянном передвижении по деревьям, зато о каждом детеныше мать заботится, у него длинное детство, что создает предпосылки для обучения и передачи опыта).

4. Изучение нового материала.

По выбору учителя на предыдущем уроке учащимся было предложено подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Подготовка докладов активизирует познавательную активность учащихся, и урок пройдет более плодотворно и интересно.

Учитель вместе с классом слушает сообщения, комментирует и корректирует выступления, а результаты обсуждения фиксируются в тетради в письменном виде.

План подготовки сообщения:

1. Место и время находок.

2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования.

3. Анатомо-физиологические особенности предков человека.

4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий.

5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь.

6. Владение речью.

7. Отношение к умершим. Появление захоронений.

8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека?


Обсуждение проблемной темы.
Ученые научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке жестов, который используют глухонемые люди. Значит ли это, что шим­панзе Уошо стала человеком
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить особенности эволюции  вида  человек  разумный, а так  же  познакомиться с признаками  различных  человеческих рас

Биологические особенности вида Homo sapiens 
Рассказ учителя с элементами беседы
С биологической точки зрения человек обладает всеми признаками, характерными для млекопитающих, а многие его особенности свидетельс­твуют о близком родстве с человекообразными обезьянами. Но в его анато­мическом строении есть черты, присущие только человеку. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие это черты? Одной из самых важных черт является большой объем головного мозга (от 900 до 1400 см3).Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Мозг человека не просто крупный, он имеет очень сложное строение.
К отличительным особенностям организма человека относится прямохождение и связанные с этим особенности строения скелета и мышц: скелет S-образно изогнут,череп расположен вертикально, нижние конечности зна­чительно длиннее и массивнее верхних, мышцы ног хорошо развиты. 
Большой палец руки противопоставлен остальным, что позволяет человеку совершать мелкие манипуляции с предметами. Особенности строе­ния гортани позволяют человеку произносить членораздельные звуки, что недоступно шимпанзе и другим человекообразным обезьянам. 
Демонстрация муляжей черепа человека и человекообразной обе­зьяны. 
Человеческие расы. Происхождение рас.     
Беседа
Почему люди не похожи друг на друга? 
Чем отличаются жители Европы и Африки? 
Как вы думаете, почему возникли эти отличия? 

Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно записать в тетради в виде таблицы.

Все современное человечество принадлежит к одному виду, а расы являются его географическими подвидами. Несмотря на морфологические отличия, общий уровень физического и умственного развития у всех людей ‘одинаков.

В ходе беседы заполняется таблица.

Этапы эволюции

Пища

Способы добывания

Особенности

Строение ротового аппарата

Объём головного мозга

Образ жизни

Рамапитек

Растительная пища

Собирательство

Появился 14 млн. лет назад.

 

Обитал на территории современной Индии.

Австралопитек

 

 

 

 

5,5 – 1 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Прямохождение.

Человек умелый

 

 

Жил одновременно с австралопитеком.

 

Прямохождение. Большой палец противопоставлен остальным. Умели пользоваться огнём,

Древнейшие люди: человек прямоходящий

 

 

От 1 млн. до 300  тыс. лет назад. Впервые обнаружил голландец Эжен Дюбуа на о.Ява.

 

Жили группами, охотились, изготавливали орудия труда, появились зачатки речи. Добывали огонь.

Древние люди: неандерталец

 

 

Найден в долине Неандерталь (Германия), жили в ледниковый период

Увеличился мозг, рост

Научился шить одежду.

Современные люди: кроманьонец

 

 

Найден в местности Кро-Маньон (Франция), появился 40 тыс. лет назад, существовали вместе с неандертальцами

 

Творческая  деятельность: наскальные рисунки, украшения

 


4. Подведение итогов урока. Выводы.

Учитель еще раз четко выделяет основные факторы эволюции человека, то есть причины, механизмы, заставлявшие наших предков меняться и развиваться.

1. У наших предков не было клыков, когтей и других средств защиты, выжить можно было только за счет лучшего развития головного мозга и способности изготавливать и применять орудия труда для защиты и добывания пищи. Отличие человека от животных начинается с производства: усложнение орудий – усложнение человека.

2. Если каждый человек или семья трудится отдельно, эволюция невозможна, т. к. нарушается обмен опытом, который осуществляется в коллективном труде.

3. Благодаря коллективной трудовой деятельности развивается сознание, возникает необходимость для закрепления, фиксации навыков и способов человеческой деятельности. Развивается абстрактное мышление, необходимое для использования опыта предыдущих поколений и дальнейшей передачи достигнутого.

4. Речь тоже способствовала эволюции человека, т. к. в процессе коллективной деятельности возникает необходимость передавать опыт другим членам общества. Важным моментом было возникновение письменной речи. Способность к владению информацией при помощи речи позволила предвидеть события и действия целесообразно меняющимся условиям.

5. Запреты:

– табу на близкородственные связи;

– абсолютный запрет на убийство соплеменников;

– поддержание жизни любого из соплеменников независимо от его физической приспособленности к жизни (не убивали слабых).

 5. Закрепление материала.

Беседа по вопросам на стр. 14 учебника «Проверьте свои знания».

Ответы на вопрос по рисунку на стр. 15 и рубрики «Подумайте».

 6. Задание на дом.

Материал учебника на стр. 10–13, вопросы на стр. 14 «Какие утверждения верны»? «Выберите правильный ответ».

Тест для закрепления знаний по теме: «Происхождение человека».

Максимальное количество баллов за тест 20.

Часть А.

Задание с выбором одного правильного ответа, за верный ответ начисляется один балл.

1. Рудимент человека:

1) аппендикс

2) хвостатость

3)многососковость

4)оволосенение лица и ног

2. Анатомический признак, связанный с прямохождением:

1) дифференцированная зубная система

2) пружинящая стопа

3) слабое развитие надбровных дуг

4)подбородочный выступ

3. Общим предком человекообразных обезьян  и человека является:

           1) австралопитек

2) дриопитек

3) рамапитек

4) питекантроп

4. О чем теория креацинизма:

1) все живое, в том числе и человек созданы богом

2) человек произошел от обезьяны

           3) человек имеет инопланетное происхождение

           4) человека создали бактерии

5. Биологическим фактором эволюции человека является:

           1) трудовая деятельность

2) изоляция

3) наследственная изменчивость

4) естественный отбор

Часть В. Выбери три правильных ответа.

(максимально 6 баллов за каждое верно выполненное задание).

В1. Отличительные черты человека от  человекообразных обезьян:

           1) подбородочный выступ на нижней челюсти

2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды

3) отсутствие изгибов позвоночника

           4) относительно сильное развитие мозгового черепа

           5) отсутствие защечных мешков

6) одна пара молочных желез.

В2.Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся:

 ФАКТОРЫ                                                                     ГРУППА

А) мутационная изменчивость                                        1) биологические факторы

Б) трудовая деятельность                                                2) социальные факторы

В) естественный отбор

Г) изоляция

Д) дрейф генов

Е) общественный образ жизни

Ответы занести в матрицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Написать краткий ответ, но аргументированный. (максимально баллов 3)

Докажите что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

Системе оценивания теста.

Максимальное количество баллов за тест 20.

17-20 оценка «5»

13– 16 оценка «4»

9 – 12 оценка «3»

5 — 8 оценка «2»

 меньше 4 оценка «1»

Ответы на тест.

Часть А.

1 — 1

2 — 2

3 — 2

4 — 1

5 — 4

Часть В.

В1 – 134

В2 – матрица ответов:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

infourok.ru

Особенности человека — Биология — 8 класс

Комлев Анатолий Иванович,

учитель биологии МБОУ «Сакмарская СОШ»

Биология

8 класс

Учебник: В.Б. Захаров,  Сонин Н.И. Биология «Человек и его здоровье» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Базовый уровень

Тема урока «Особенности человека»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час

Урок №2

Цель урока: определить характерные для человека особенности

Задачи урока:

  • раскрыть характерные для человека особенности;

  • выявить черты различия человека, человекообразных обезьян, животных;

  • продолжить развивать у школьников умения сравнивать, обобщать; содействовать формированию идей материальности мира, развития в природе.

Учащиеся должны:

Техническое обеспечение урока. Компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000541-1000-4ddd-b535-020046bc5001/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000543-1000-4ddd-b470-3d0046bc5001/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000544-1000-4ddd-8000-1d0046bc5002/1_018.swf

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятиям «рудименты» и «ата­визмы», записанным в словарике.

Рудименты — это органы, которые когда-то активно функцио­нировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились — полностью или частично.

Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.

Атавизмы — появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае — у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.

2. Работа с карточками.

Карточка №1

Заполните таблицу «Систематическое положение человека».

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Семейство

Гоминиды (люди)

Род

Человек

вид

Человек разумный

Карточка №2

Выпишите признаки, характеризую­щие человека как представителя:

  • типа хордовых: у человека на ранних стадиях развития формируется осевой скелет — хорда;

  • под­типа позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внут­ренний скелет;

  • класса млекопитающих: живорождение; вскармли­вание потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем те­ле; постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвоноков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные железы с сосками.

Карточка №3

Приведите доказательства родства человека и человекооб­разных обезьян:

  • пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги;

  • сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной ра­ковины и др., мимики;

  • сходство во внутреннем строении органов, мимической мус­кулатуры, покровов тела;

  • совпадение ряда физиологических особенностей (биохимиче­ский состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

III. Вступительное слово учителя.

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Ното 5ар1еп5 (Ьото — человек, зар1еп8 — разумный). Наибо­лее важные признаки Ното зар1еп8 — вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочислен­ную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпо­сылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.

Для этого следует:

1) изучить текст учебника на с. 6-7;

2) заполнить таблицу «Особенности человека».

IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000541-1000-4ddd-b535-020046bc5001/index.htm

Особенности

человека

Преимущества

Недостатки

1. Высокораз­витый головной мозг, его масса 1300-1500 г, что составляет 1/40 часть от массы тела

Благодаря такому мозгу человек облада­ет великолепными способностями к обу­чению, логическому мышлению, управле­нию речью и точной координации зрения и движения

2., Человек передвигается на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ног

Человек может ходить, бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы. Значительно возвышаясь над поверхностью земли, человек видит гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров

Поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков.  Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит — к разным заболеваниям. В стенках тела имеются участки, которые при плохом физическом развитии могут стать зонами образования грыж. При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000543-1000-4ddd-b470-3d0046bc5001/index.htm

3. Чуткие и гибкие пальцы рук

Позволяют исследовать поверхность предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопитающие, воздействовать на окружающую среду

4. Глаза человека обеспечивают объемное цветовое зрение

Благодаря глазам человек точно определяет расстояние, различает цвет, форму и яркость освещения

предметов. Человек может следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз

V. Проверка содержания таблицы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000544-1000-4ddd-8000-1d0046bc5002/1_018.swf

VI. Дополнительная информация.

Ее может изложить учитель или заранее подготовленный уча­щийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.

Примеры такого рода сведений:

1. С линией Ногтю явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.

2. Глаза примата обеспечивали большую стереоскопичность восприятия и различали цвета-дар, которого совсем лишены хищ­ники. В отличие от человека и других приматов хищники не реаги­руют на неподвижный предмет.

3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологи­ческий» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову — это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 6-7. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении че­ловека, об этапах его эволюции.

multiurok.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

        Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Уроки 3-4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении челове ка; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эво люции; работать с дополнительной литературой.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход уроков

I. Организационный момент.

П. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки чело века, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пы тались ответить на вопрос о происхождении человека…

История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» — собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста вителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав ляло 275 млн человек, в 1900 — 16,6 млрд, в начале 1988 — 5 млрд человек…

Ни один вид животного мира не способен генетически пере строиться м столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян — дриопитеков, — дала начало двум эволю ционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид — го риллы и шимпанзе — живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид — Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизве сти этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

Для этого:

1)        ознакомимся с материалом учебника на с. 10-13;

2)        распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы
эволюции человека».

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».

Этапы эволюции

Пища

Способы

добывания

пищи

Особенности

Строение ротового аппарата

Объем голов ного мозга

Образ жизни

1

2

3

4

5

6

1. Рамапи-тек

Раститель ная:

—        семена
злаков;

—        коренья;

—        листья;

—        стебли

Искали; сры вали; выкапы вали; совер шали множе ство движений передними конечпосгями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину

Коренные зубы были широкими и плоскими; между рез цами и ко ренными зубами поя вились клыки

.

2. Австра лопитек

Раститель ная; живот ная (нали чие клы ков)

Искал; сры вал; выкапы вал

Имел рез цы, клыки и коренные зубы

530 см3

Не изготавли вали орудий труда

3. Человек умелый

Раститель ная; живот ная

Искал; сры вал; выкапы вал; возмож но, охотился

650-1100 см3

Свободно хо дил на двух ногах; мог дер жать в руках каменные ору дия и использо вать их в рабо те; мог изготав ливать

примитивные инструменты

2

3

4

5

6

4. Человек прямохо дящий

Раститель ная; живот ная

Охотились; срывали; вы капывали

Массивная и тяжелая нижняя челюсть

110 см3

Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем;владели абстрактным мышлением и речью

5. Неан дерталец

Раститель ная; живот ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

!600cmj

Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение тру да; изготавлива ли из камня различные ин струменты

6. Кро маньонец

Раститель ная; живот ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1800 см3

Изготавливали орудия из кам ня, рога, кости; делали рисун ки, украшения

IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы уча щихся.

Дополнительная  информация для обсуждения.

  1. Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена — жители леса; исключение составляют некоторые афри канские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Кала хари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще до ждевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, большая часть племен Африки — лесные люди.
  2. Ряд исследований позволяет заключить, что многие откры тые пространства, саванны и совсем безлесные области — плод раз рушительного обращения древнего человека с огнем.
  3. 3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье — собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.

Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-со-бирательских племен.

Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.

Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.

Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.

Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15-20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.

Охота требует великого искусства и основательного знания по вадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.

Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в об щий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается под стрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охот нику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В сле дующий раз поделится другой удачливый член группы.

Орудие охотника и рыболова — лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.

Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 10-13; выпол нить задания в рабочей тетради на с. 4.

nsportal.ru

Эволюция человека. Биология 8 класс рабочая тетрадь Сонин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Конспект урока биологии Эволюция человека (8 класс)


Тема урока: ЭВОЛЮЦИЯ человека
Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» – собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 – 16,6 млрд, в начале 1988 – 5 млрд человек…
Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад.(СЛАЙД 3,4) Группа

weburok.com

Тест по биологии (8 класс) на тему: «Основные этапы эволюции человека» — тренировочные тесты биологии в 8 классе

Тема: «Основные этапы эволюции человека»

Цель: показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; выделить основные этапы в эволюции человека; научить анализировать факты в определённой логической последовательности; стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу происхождения человека.

Оборудование: АРМ, набор палеонтологических находок по теме: «Происхождение человека» (№ 1-4, 8-14)

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

1) Выполнить задание части В у доски (3 человека)

2) Индивидуальный опрос: систематическое положение человека, рудименты, атавизмы.  

3. Изучение нового материала (презентация)

1. Изучение современных и ископаемых приматов дает материал, позволяющий понять, каким образом возникли характерные  особенности человека, которые вывели его за пределы мира животных. Общим предком человека и человекообразных обезьян была одна из ветвей узконосых обезьян. Древнейшие представители этой ветви передвигались по земле на задних конечностях, помогая передними. Движения передних конечностей стали более свободными и разнообразными, изменилось соотношение между всеми органами животного.

Важными были: стадный образ жизни, общение друг с другом, забота о потомстве. Высокий уровень развития мозга и психики, использование естественных предметов в качестве орудий труда для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой развития мышления и трудовой деятельности.

Родословная человека (схема в тетрадь)

2.  Австралопитеки («австралос» — южный, «питек» — обезьяна) жили на открытых лесостепных пространствах около 5,5 млн. лет назад. Они передвигались на задних конечностях, имели хорошо развитый большой палец кисти. Австралопитеки не имели таких естественных органов защиты, как большая физическая сила, мощные челюсти, острые когти, не обладали преимуществом быстрого бега. Использование природных предметов (камней, длинных костей крупных животных) в качестве орудий, заменявших органы защиты и нападения, позволяло австралопитекам преодолевать свою беззащитность в условиях, где было трудно спрятаться от врагов.

Со временем некоторые группы австралопитеков постепенно стали переходить к изготовлению орудий труда из вулканической лавы, кварцита и особенно кремния. Однако человек возник не сразу вслед за появлением  трудовой деятельности, а в результате его длительного становления и развития. Стадия австралопитеков помогает восстановить один из самых важных моментов в эволюции – начало превращения животных в человека.    

3. Древнейшие люди

Считают, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.

Питекантропы (обезьяночеловек) жили в жарком тропическом климате. Ходили на задних конечностях, возможно, опирались на дубинку. Имели рост около 170 см. Строение черепа: мозговая часть маленькая, объём мозга до 1100 см3; массивная нижняя челюсть со скошенным подбородком; на лбу имеется надглазничный валик. Изготовляли примитивные каменные орудия (скребки, рубила). Наряду с добыванием растительной пищи, большую роль играет охота. Пользовались огнём. Общались жестами и звуками, вели стадный образ жизни, жилищ не строили.

Недалеко от Пекина в пещере Чжоу – Гоу – Дянь найдены останки синантропа (китайского человека), близкого по многим признакам к питекантропу человека. У  синантропов объём мозга достигал до 1200 см3; левая доля мозга развита больше, чем правая, что, по – видимому, связано, как и у современного человека, с праворукостью (демонстрация мозговой части черепа)

Умение пользоваться огнем было большим завоеванием человека. Оно позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало лучшей защите от врагов и холода, расширению ареала древнейших людей.

Мышление (в примитивной форме), использование огня, изготовление орудий стали главнейшими преимуществами древнейших людей в борьбе за существование. На этом этапе эволюции начинают проявляться новые, социальные закономерности в существовании человеческого общества.

4. Древние люди, которых называют неандертальцами, сменили древнейших людей. Они появились около 150 тыс. лет назад. Неандертальцы жили в суровых условиях подвергшейся оледенению Европы. Рост достигал у них 156 см. Строение черепа: низкий скошенный лоб, сплошной надглазничный валик, слабо развитый подбородочный выступ; объём головного мозга составлял до 1400 см3. Неандертальцы общались жестами и звуками; происходило развитие зачаточной речи (демонстрация черепа).

Древние люди умели добывать и поддерживать огонь, делали орудия труда из дерева и камня. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились, сдирали с  животных шкуры, разделывали туши (демонстрация муляжей орудий труда).

Неандертальцы селились в пещерах по 50 — 100 человек, которые им часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, гиен. Пещера, в которой пылал огонь, надёжно защищала от холода и от нападений хищных зверей.

У древних людей отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, которые выражались в заботе о тех, кто из–за ран или болезней не мог самостоятельно добывать пищу. У неандертальцев впервые встречаются захоронения. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности детей и взрослых, лучше преодолевали тяжёлые условия существования. Умения изготовлять орудия труда, членораздельная речь, способность к обучению – эти качества оказались полезными и для коллектива в целом. Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовались и биологическая организация людей. Этот эволюционный путь привёл к проявлению 40 тыс. лет назад вида человек разумный. Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, но примерно 28 тыс. лет назад неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми – кроманьонцами.

5.  Первые современные люди — кроманьонцы – были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3. Над глазами отсутствовал  сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными,   кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы живут родовыми общинами в построенных жилищах. На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Использование единой коллекции ЦОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/85151/?interface=pupil&class=50&subject=29 

4. Закрепление материала

Заполнение таблицы

Стадии

Иско-

паемые предки человека

Возраст

Объём мозга

Владение речью (да/нет)

Особенности строения

Трудовая  деятельность

Образ жизни

Древнейшие

Питекантроп

Синантроп

Древние

Неандерталец

Первые современные

Кроманьонец

5. Домашнее задание

§ 4, таблица

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *