Художник Виктор Михайлович Васнецов | Картины
Виктор Михайлович Васнецов
Сегодня я хочу рассказать вам о русском художнике Викторе Васнецове.
Было время, когда его картины с самого раннего детства входили в жизнь молодого россиянина и это имя (как и картины автора) было известно любому, кто закончил простую среднюю школу.
Художник Виктор Васнецов. Биография
Творческий путь художника Виктора Васнецова начался в 70-х годах девятнадцатого века. Это было время, когда творили такие знаменитые ровесники и современники Васнецова, как Репин И.Е, Суриков В.И., Поленов В.Д. и многие другие. В те времена русская публика с огромным интересом и восторгом следила за успехами зарождающегося «реалистичного искусства» и просто «валом валила» на выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
Огромный интерес был не только к живописи. Литература, наука, музыка – всё было интересно, всё было согрето идеей возрождения русской культуры и русских традиций.
Художник Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопатья, в семье сельского священника. Большая семья очень скоро, после рождения Виктора, перебралась в село Рябово Вятской губернии. В этом забытом Богом селе и прошло детство будущего художника.
Быт семьи сельского попа мало отличался от быта просто крестьянина. Тот же огород, скотина, народные песни и сказки.
В скором времени молодой человек отправляется в Вятку и становится учеником духовной семинарии. Учиться было скучно, и Виктор начал брать уроки рисования у учителя гимназии Н.Г. Чернышова. Васнецов с большой радостью и желанием рисовал с гипсов и литографии в Вятском музее, устроился помощником художника Э. Андриолли, который в это время расписывал собор в Вятке.
В 1967 году будущий художник приезжает в Петербург и через год поступает в Петербургскую академию художеств. Тут у него начинается совсем другая жизнь: он подружился с Репиным и Антокольским, Стасовым и Крамским. Бесчисленные собрания и литературные вечеринки, споры о путях развития русского искусства и культуры.
Многие современники художника вспоминали, что в тот период Васнецов увлекся чтением русских былин, изучал национальную культуру, фольклор и народное творчество. Однако, его обучение в академии стало просто формальным – умер его отец и Васнецов больше времени уделял элементарной борьбе с нуждой. Нужно было как-то жить самому и помогать матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках. Может быть поэтому, вспоминая впоследствии годы, проведенные в академии, Васнецов называл своим единственным учителем лишь одного Чистякова П.П., с которым у Виктора сложились дружеские отношения и к которому он очень часто обращался за помощью и советом.
Будучи студентом, Васнецов прославился, как автор многочисленных рисунков, на которых были запечатлены жанровые сценки и городские типы. В газетах критики хвалили молодого автора за наблюдательность и доброжелательный юмор, демократическую симпатию. И предрекали ему великое будущее, как типисту (было такое слово. Это тот, кто рисует типажи).
Однако, Васнецов видит себя серьезным художником и пробует свои силы в живописи. Его жанровые картины замечает публика. Особый успех выпал картине «С квартиры на квартиру».
С квартиры на квартиру
Эту картину приобрел для своей знаменитой выставки П.М. Третьяков.
Критики не ругают художника, но отмечают, что его жанровые картины не отличаются своеобразием по композиции и скромны по живописи.
Совсем другого порядка картина «Преферанс» (1879 г).
Преферанс
Её называют лучшей не только в творчестве молодого художника, но и русской жанровой живописи второй половины девятнадцатого века. Вот, что сказал о этой картине и о художнике Крамской:
Вся русская школа за последние 15 лет больше рассказывала, чем изображала. В настоящее время тот будет прав, кто изобразит действительно не намеком, а живьем. Вы один из самых ярких талантов в понимании типа. Неужели Вы не чувствуете своей страшной силы в понимании характера?
Однако, несмотря на несомненный успех, жанровая живопись не приносила полного удовлетворения самому Васнецову. Хотелось чего-то совсем иного, другие типажи и образы привлекали художника.
Репин зовет Васнецова в Париж – развеяться и осмотреться, напитаться новыми идеями.
Васнецов целый год живет в Париже, изучает живопись современных французских мастеров, посещает музеи. И решает вернуться в Россию, и поселиться в Москве.
Желание жить в Москве совершенно не случайно – Москва давно манит к себе художника. Много лет спустя он напишет:
Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным.
Нужно сказать, что Москва в тот период привлекала не одного Васнецова. Примерно в то же время в Москву перебираются Репин и Поленов, переезжает из столицы Суриков. Художников остро интересовала древняя столица, как чудотворный оазис, способный напоить искусство живительными силами. Не нужно забывать, что конец девятнадцатого века – это время, когда резко вырос интерес к отечественной истории и отечественной культуре.
Именно в Москве Васнецов совершает «решительный и сознательный переход из жанра». Он вдруг четко осознал, что все эти годы неясно грезил русской историей и русскими былинами, старыми русскими сказками.
И очень скоро на свет появилось первое полотно художника, как результат этих «исторических грез».
После побоища Игоря Святославовича с половцами
«После побоища Игоря Святославовича с половцами» публика и критики встретили достаточно прохладно. «Народ» требовал археологически точного изображения баталии, а «сказку и былину» принимать не хотел.
Художник пытался объяснить, что заимствуя сюжет из «Слова о полку Игореве», он не пытался создать иллюстрацию к произведению. Нет. Он сознательно убрал с полотна кровь и грязь реального боя, и хотел создать героическую картину, которая бы отражала русский дух и привлекала зрителя не ужасными деталями прошедшей сечи, а скрытой драмой, и красотой, и созданием поэтического художественного образа.
Чистяков писал Васнецову:
Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил, я, допетровский чудак, позавидовал Вам.
Художник предложил публике совершенно новый художественный язык, который был изначально не понят и не услышан.
Но, так чувствовали не все. Как только картина появилась на выставке, её сразу же приобрел Третьяков, который понял, какие возможности новое направление открывает для русского реализма. И с той поры известный меценат и коллекционер зорко следил за каждым творческим шагом художника.
А между тем, жизнь Васнецова в Москве складывалась просто счастливо: он нашел себе добрых друзей, часто бывал в доме у Третьякова П.М. на знаменитых музыкальных вечерах.
Ещё одним другом, который сыграл большую роль в судьбе художника, стал Савва Иванович Мамонтов. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме, и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». Мамонтов просто беззаветно любил русскую старину, народное искусство и поддерживал молодых художников и литераторов. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности.
Картины художника Виктора Васнецова
Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».
Три царевны подземного царстваАлёнушкаИван-Царевич на Сером Волке
Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.
Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики. И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.
Спящая царевнаСнегурочка
Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».
В костюме скомороха
В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере
Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.
При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.
Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».
Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.
Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец
В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).
Царь Иван Васильевич Грозный
В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».
Три богатыря
В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.
В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.
Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Гусляры
svistanet.com
Виктор Васнецов (художник). Жизненный путь и творчество самого известного русского художника XIX века
Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.
У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться «васнецовским» полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.
Семинария и искусство
В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.
Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.
Товарищество передвижников
После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В «Товарищество» вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Поленов В. Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: «Витязь на распутье» и «Аленушка».
Расцвет и закат
Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет «Товарищества» пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.
Абрамцево
Русский художник Васнецов входил в «Абрамцевский художественный кружок», организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином усадьбы Абрамцево. Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.
Академия Художеств
В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности «Союза русского народа», правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, «Книги русской скорби». В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом «Общества возрождения Руси», которое объединило многих художников того времени.
Разнообразие творчества
Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: «Богатыри» (1898 год), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 год), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889 год), «Аленушка» (1881 год), «Витязь на распутье» (1882 год), «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880 год).
Церковная тематика
В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, «Богатыри» которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор «Спас-на-Крови» на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.
Гражданские проекты художника
Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», написанная в 1918 году, и «Кощей Бессмертный» 1926 года стали последними работами великого художника.
Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:
- В усадьбе Абрамцево была построена церковь «Спаса Нерукотворного» по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
- В Абрамцево была построена «Избушка на курьих ножках», садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
- Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
- Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
- Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
- Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
- Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
- Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
- Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
- Собор Святого Александра Невского на Миусской площади в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
- Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).
Филателия
Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР :
- Почтовая марка «Третьяковская галерея» художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
- Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор — художник И.И. Дубасов, 1951 год.
- Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского», вышедшая в 1952 году в ИТЦ «Марка» под №1649.
- Почтовая марка «Богатыри» (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ «Марка» №1650.
- Почтовая марка «Витязь на распутье» (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ «Марка», №3705.
- 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.
За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 картины художника Васнецова вошли в Золотой Фонд Русского искусства:
- Год 1871 — «Могильщик».
- Год 1876 — «С квартиры на квартиру».
- Год 1878 — «Витязь на распутье».
- Год 1879 — «Преферанс».
- Год 1880 — «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
- Год 1880 — «Аленушкин пруд».
- Год 1880 — «Ковер-самолет».
- Год 1881 — «Аленушка».
- Год 1881 — «Три царевны подземного царства».
- Год 1887 — «Воины Апокалипсиса».
- Год 1889 — «Иван-Царевич на Сером Волке».
- Год 1890 — «Крещение Руси».
- Год 1897 — «Гамаюн».
- Год 1897 — «Царь Иван Васильевич Грозный».
- Год 1898 — «Богатыри».
- Год 1899 — «Гусляры».
- Год 1899 — «Снегурочка».
- Год 1899 — «Встреча Олега с кудесником».
- Год 1904 — «Страшный суд».
- Год 1914 — «Илья Муромец».
- Год 1914 — «Поединок Пересвета с Челубеем».
- Год 1918 — «Царевна-лягушка».
- Год 1918 — «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
- Год 1926 — «Кощей бессмертный».
fb.ru
Васнецов картины
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Родился в селе Лопьял 3 мая 1848 года. Этого художника знают как мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Первым учителем Васнецова стал Н.Г.Чернышёв. После переезда в Петербург и поступления в Академию Художеств, Виктор Михайлович стал учиться у другого не менее известного художника И. Н. Крамского.
Слава художника пришла к нему практически сразу. Свои картины он выставлял и на выставках самой Академии и на выставках передвижников и за рубежом. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере — в России. Сказка, которая написана на холсте с такой реалистичностью, что это уже похоже на быль, а не на вымысел. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Алёнушка, Богатыри, Богатырский галоп, Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем, Царевная Несмеяна, Гамаюн и многие другие картины знакомы каждому в нашей стране и далеко за её пределами. Его работы висят в самых известных музеях мира, они используются для оформления книг, открыток, плакатов и др. Картины Васнецова — это сама русская культура, русский дух.
Скончался великий художник 23 июля 1926 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище.
Великий русский художник Виктор Васнецов картины
Картина: Алёнушка
Баян
Богатырь
Богатыри
Богатырский галоп
Бог Саваоф
Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем
Бродячие музыканты
Царевна-лягушка
Царевна Несмеяна
Царь Иван Грозный
Гамаюн
Иван Царевич на сером волке
Книжная лавочка
Ковёр-самолёт
Поле побоища Игоря Святославовича с половцами
Портрет Татьяны Мамонтовой
Сирин и Алконост
Снегурочка
Три царевны тёмного царства
Витязь на распутье
Воины апокалипсиса
Если вам необходимо быстро и качественно перевести текст с иностранного языка, то вашим помощником может быть перевод от Google. Уверены ли вы в правдивости и точности перевода? На Good-Sovets.ru вам помогут перевести текст любой сложности качественно и точно.
art-assorty.ru
Васнецов В.М.
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1873
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин. Однажды он сказал: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор. Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи — физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве».
Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян. Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему. Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.
Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев. Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них — «Жница» и «Молочница» — были замечены и отмечены. В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр. В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: «Солдатская», «Народная», «Русская азбука для детей». В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.
Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.
В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.
В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году. Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году «Нищие певцы», «Чаепитие». В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова «С квартиры на квартиру», которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским. После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину «Балаганы в окрестностях Парижа» («Акробаты»), сделал много зарисовок.
В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам. А возвратясь домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова «Витязь на распутье» (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета). Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:
Как прячу ехати,
Живу не бывати —
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:
На праву ехати — женату выти,
На леву — богатым быти.
В 1880 году появилось полотно «После побоища», где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте «Слова о полку Игореве».
В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.
В 1881 году появилась картина Васнецова «Аленушка», в 1889 — «Иван-царевич на сером волке». В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном — «Богатыри». Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу. Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова «Аленушка»:
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!.
Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах — к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно «Каменный век» для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить».
Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. «Во время путешествия — вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен…» В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора. Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель. За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.
По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, а в 1902 году — сделан фасад Третьяковской галереи.
В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины «Гамаюн» и «Сирин и Алконост».
Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину «Гамаюн», написал:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар…
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Царевну-лягушку», начал работать над «Поэмой семи сказок». Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.
23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
* * *
Галерея (111 изображений)
* * *
Историко-биографический фильм «Виктор Васнецов. «Я только Русью жил» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
Год выпуска: 2009
Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 173 Мб
Режиссер: Г. Иванова
«…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. «В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим» — писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.
Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру «царя»-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.
Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. «Я только Русью жил»
gorenka.org
Васнецов А.М.
Для увеличения — нажмите на изображение
Кузнецов Н.Д. Портрет А.М. Васнецова. 1897
Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.
К. Ф. Юон
Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым и другими.
Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история — основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.
Аполлинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в своей «Автобиографии» А. Васнецов.
Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 — отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.
Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова.
В 1872 году Аполлинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей, естествознанием.
В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.
Увлечение Васнецова народническими идеями было временным, но демократически убеждения художника, сформировавшиеся в эти годы, проходят красной нитью через всю его жизнь и творчество. Любовь к народу, интерес к его жизни, быту и фольклору сохранились у него навсегда. Лучшим подтверждением этому является глубоко народное творчество Васнецова на всех этапах его деятельности.
«Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, — вспоминал Васнецов, — я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами».
Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.
Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов.
С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.
В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Своим поездкам художник придавал большое значение. В его автобиографии читаем: «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей».
В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.
К 1900 году А.М. Васнецов становится известным художником, «с именем», но определению В.В. Стасова. Его картины пользуются успехом у публики, и около десяти произведений его приобретено Третьяковской галереей.
Наиболее излюбленной темой исторического цикла работ А. Васнецова была Москва XVII столетия — эпохи, которую сам художник изучал и любил больше всего. Однако в целом охват интересующих его исторических периодов у этого художника-ученого был, конечно, более широким.
В 1912 году А.М. Васнецов едет с семьей за границу. Он побывал на северных итальянских озерах и в Швейцарии. «Впечатление от Швейцарии осталось неизгладимое»,- вспоминал художник.
По возвращении на родину Аполлинарий Михайлович, как и прежде, много путешествует по России, забираясь с этюдником в самые глухие уголки. И где бы ни писал свои этюды художник, он всегда удивительно верно умел передать ландшафт местности. Глядя на его картины и этюды, никогда нельзя спутать характер изображаемой им местности — Урала, Кавказа, Украины, Средней России и т. п.
В 1900-е годы Васнецов разработал несколько архитектурных проектов гражданских и церковных построек. Для них характерно наличие черт древнерусской архитектуры, столь хорошо изученной художником.
Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.
Еще в 1900 году художника приняли в члены Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе. С 1901 года он стал членом-корреспондентом этого общества, а в 1906 году за заслуги на научном поприще единогласно был избран действительным членом Московского археологического общества.
С 1918 по 1929 год Аполлинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.
Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.
* * *
Галерея (123 изображения)
* * *
gorenka.org
Художник Васнецов А.М. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово в Кировской области. Интерес к рисованию Аполлинарий проявил еще в раннем детстве. Первые уроки живописи он брал у своего старшего брата Василия. Сложное материальное положение семьи не позволяло ему получить систематическое образование в живописи. Обучаясь в Вятском духовном училище, Аполлинарий берет уроки у Михала Эльвиро Андриолли, польского художника.
Окончив училище в 1872 году, Васнецов, по примеру своего старшего брата отправляется в Петербург. Именно в это время происходит значительный прорыв в развитии Васнецова как художника. Он работает под руководством брата, знакомится с В.М. Максимовым, И.Е. Репиным, другими известными художниками. В этот период юноша поглощен самообразованием, причем преимущественно разносторонним. В скором времени Васнецов, увлекшись идеями народнического движения, становится сельским учителем в селе Быстрица Орловской области. По прошествии трех лет Аполлинарий понимает, что идеи народничества несовершенны. Он разочаровывается в этом течении и отправляется в Москву.
С этого момента начинается полноценное развитие личности Васнецова именно как живописца. Определяется и одна из ведущих тем творчества художника – архитектурные красоты Москвы. В творчестве Васнецова появляются и картины, связанные с вятской природой («Вятский пейзаж», «Пасека», «Старая дорога»). Эти работы тесно связаны с ранним творчеством художника: детали выписаны очень тщательно, цвет остается глухим, манера письма несколько однообразной.
Необходимость получать средства к существованию вынуждает Васнецова сотрудничать с некоторыми московскими журналами, выполняя для них рисунки. Также Васнецов пробует свои силы в писательском деле, отправляя в журналы свои рассказы.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов становится частым гостем на даче у своего брата. Дача располагалась недалеко от имения Саввы Мамонтова Абрамцево. Васнецов общался со многими представителями абрамцевского кружка.
Начиная с 1883 года, Аполлинарий Васнецов постоянно участвует в выставках, проводимых Товариществом Передвижных Художественных Выставок. С 1885 года художник много путешествует, посещает Украину, Германию, Италию, Францию. В 1900 году ему присваивают звание академика за заслуги в мастерстве художника. Около семнадцати лет Васнецов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Аполллинарий Васнецов скончался 23 января 1933 года в Москве.
Лучшие картины Васнецова А.М.
www.hudojnik-peredvijnik.ru