Афанасий Фет — Это утро, радость эта: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).

Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).

В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.

Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.

В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.

Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.

rustih.ru

Стихотворение Фета Это утро, радость эта

А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.

В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…» Красота для Фета — мера всех вещей и истинная ценность. Идеальное время года поэта — весна.

Именно весне, а точнее тем чувствам, которые рождает в душе человека это время года посвящено стихотворения «Это утро, радость эта…» (предположительно 1881 г.)

Стихотворение состоит из трех строф и представляет собой одно сложное предложение, поэтому оно читается на одном дыхании. Каждая строфа и даже каждая строчка представляют собой эмоциональную радостную картину:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Этот говор вод.

В стихотворении нет ни одного глагола и почти нет прилагательных, а значит и эпитетов, но тем не менее стихотворении необыкновенно выразительно. Такая выразительность достигается благодаря большому количеству анафор. Повторяясь в начале каждой строки местоимения это, этот, эти получают значительную эмоциональную нагрузку и усиливают параллелизм строения каждого предложения и его выразительность, в результате чего получается, что каждое выражение — картина:

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот язык и свист.

В этом стихотворении отражен духовный мир лирического героя, живущего в гармонии с природой. О том, что «это всё — весна» сказано в последней строчке. Эмоциональность, радость, передаваемая в каждой строке не оставляют и тени сомнения, что речь идет именно об этом времени года.

Удивительная особенность этого стихотворения состоит еще в том, что поэт пишет, с одной стороны, о том, что давно все знают и при этом не стремится к созданию новых поэтических слов, в стихотворении традиционные «атрибуты» весны: утро, радость, синий свод, говор вод, зори, ночь без сна, но, с другой стороны, — этими «обычными» словами создается удивительная по красоте картина:

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна.

Стихотворение « Это утро, радость эта…», как и многие другие стихотворения Фета очень музыкально, в этом тоже отразилось мастерство поэта как тонкого лирика, недаром П.И. Чайковский сказал, что Фету « дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова…»

mirznanii.com

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Афанасий Фет

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
                  Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё — весна.

1881

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Афанасий Афанасьевич Фет в полной мере обладал представлением о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы. 

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» — одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года — о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, — не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».

Главная особенность этого стихотворения в том, что здесь нет ни одного глагола, и, не смотря на это, в нём столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке.

Стихотворение состоит всего из одного предложения. Поэтому читаешь его на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной.

Произведение написано четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует».  Короткие строки будто «набегают» одна на другую.

Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь.

Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства, которое является открытым и расширяющимся: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Кроме метафоры автор использует сравнения: «эти капли – эти слёзы» и «этот пух – не лист». Можно выделить несколько часто встречающихся звуков, которые помогают лучшему восприятию текста. Звук [э] вызывает ощущение эха, широты, простора, звук [о] – чего-то огромного бесконечного, звуки [з] и [с] негромкие говорят о том, что природа только просыпается. Частое звучание звука [т] обусловлено композиционным приёмом (анафорой), в нём слышится уточнение, указание.

Фет смог множество изображённых им образов собрать в одну мозаику и «вместить» в неё главный образ и тему своего произведения – приход весны и изменения природы.     

«Это утро, радость эта…» — настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

infourok.ru

Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это

Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается, и старается делать это для читателя, перенося все своё восхищение красотой природы на листы.

Автор считает, что только слезы могут максимально показать человеческие переживания и чувства и они это истинное проявление эмоций.

Стихотворение наполнено разнообразными образами, которые меняются. Но в определенном порядке, который преподносит нам автор. Фет описывает одно время года и для этого он использует огромное количество образов лишь для того, чтоб передать читателю весь свой восторг от весны.

Фет раскрывает читателям замечательный мир, где весенняя пора это журчание ручьев, пение птиц, звуки летающих насекомых.

Стоит отметить эмоциональные переходы, которые использует Фет. Изначально можно встретить много слов, которые символизируют день, радость, лучи солнца и другие позитивные выражения. Ближе к завершению произведения становится больше слов ассоциирующихся с приходом ночи, темноты. Поэт сумел в небольшом количестве строк описать весь световой день, от момента, когда солнце встает и все просыпается вокруг и до прихода сумерек, а за ними и ночи. 

В произведении нет глаголов, и это делает его уникальным. Складывается впечатление, что все стихотворение это одно целое предложение, что делает его уникальным.

Главным в поэзии Фета является позитив и душевный подъём. Основные эмоции это любовь, восхищение красотой русской природы, чудесные воспоминания. Если в произведении автора и случаются грустные ноты, то он старается с помощью своих неповторимых приёмов показать читателю, что добро всегда победит зло, свет победит мрак.

Дата написания, 10 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Это утро, радость это

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина К другу стихотворцу

    Зачем быть поэтом? Что в этом хорошего? Слава? Громкое имя? Громкие шедевры? Стихотворение «К другу стихотворцу» написано Пушкиным в пятнадцатилетнем возрасте. В нём он проводит одностороннюю дискуссию с Вильгельмом арловичем Кюхельбекером,

  • Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

    Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения

  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс

    Автор очень хотел раскрыть свой талант, но это было невозможно сделать в Константиново. Есенин уезжает в Москву, но он даже не мог подумать о том, что настолько сильно будет скучать по своей родине. Определенно Сергей добился успеха,

  • Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

    Ф. И. Тютчев был выдающимся поэтом XIX века. Автор множества прекрасных стихов о природе в своих произведениях гармонично переплел лучшие особенности русской и зарубежной поэзии. На творчество Ф. И. Тютчева большое влияние оказали

  • Анализ стихотворения Фета Как беден наш язык

    Афанасий Афанасьевич Фет всегда пытался показать читателю красоту окружающего мира, невероятные чувства влюбленности, свет и доброту. Он пытался «обходить» политические темы, социальные проблемы, за что его часто критиковали другие поэты,

analiz-stihov.ru

Афанасий фет — Фет это утро радость эта

А. Фет «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и нелёгкую жизнь. В возрасте четырнадцати лет он был объявленнезаконнорожденным, его лишили отцовской фамилии Шеншин. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Поэтому главной егоцелью было вернуться в дворянское лоно Шеншиных. Он был человеком, всегда добивавшимся поставленной цели, несмотря навсе трудности и преграды, которые готовила ему судьба. Фет не только возвращает себе титул дворянина, но и получаетпризнание и любовь многих людей. Критики долгое время не принимали поэзию Афанасия Афанасьевича, так как не могли найтив ней общественные мотивы и поэтому его творчество считали недостойным внимания. Они просто не могли увидеть всю красотуего произведений.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» было написано А. А. Фетом в 1881 году. Для произведений этих лет характерныоптимистические и жизнеутверждающие мотивы, которые дарят людям радость и надежду на лучшее. Фет по праву считаетсяодним из лучших художников природы. В его стихотворениях природа, словно живое существо, неповторимое, прекрасное.Стихотворение «Это утро, радость эта» вызывает в нас движение взгляда и чувства. Наше воображение рисует картину раннейвесны, с приходом которой просыпается природа, всё вокруг расцветает, наполняется жизнью, счастьем. Стихотворение несодержит никакой идеи, оно просто говорит нам: «Пришла весна, и это прекрасно».

Стихотворение построено очень просто, мы даже ни разу не замечаем, что в нём нет ни одного глагола, но от этого мы нечувствуем недостатка действия. Фет описывает весенний день и каждая строфа – определённый промежуток этого дня. В первойстрофе перед нами «утро», в котором мир целый и неразделимый; во второй – он дробится на предметы, в третьей мы видимвечер, в котором предметы превращаются в состояния.

Рассмотрим первую строфу. Это взгляд вверх. Первое впечатление – зрительное: «утро». Затем, словно на наших глазах,автор уточняет это впечатление: «день», «свет», «свод». Со слова «утро» могло бы начинаться и стихотворение о мрачныхсумерках. Поэтому поэт спешит сказать о том, что главное в утре то, что оно открывает день, а главное в дне – это свет,который мы можем увидеть на «синем своде». На слове «свод» мы впервые останавливаем взгляд, это первое очертание, перваяграница в открывшейся картине. Затем возникают звуковые образы, которые также постепенно уточняются. Сначала мы слышим»крик» и видим «вереницы». Но пока это отдельные образы, не относящиеся друг к другу, потом их связывает слово «стаи» и,наконец, они получают название – «птицы». Именно на этом слове мы останавливаем свое внимание второй раз, мы впервыеспускаем взгляд, осматриваемся. Доносится звук – «говор вод».

Вторая строфа – это взгляд вокруг. Нас окружают «ивы и берёзы». Затем Фет показывает нам всё более крупные планы: «этикапли» на листьях, но они ещё отдалены, их можно принять за слёзы; «этот…лист», а он уже совсем перед глазами, видно,какой он пуховый. И снова взгляд в даль: он упирается «горы» и «долы». От них опять скользит обратно, всё ближе,встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчёл. Вторая строфа, как и первая,оканчивается слуховыми ощущениями: «зык и свист». Итак, мы получаем почти законченную картину.

Третья строфа – это вечер, в котором нет определённых предметов, а есть нечто неосязаемое, протяжённое во времени.»Зори без затменья» — это длящиеся зори, и «ночь без сна» — длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картиневечера и ночи невозможен без включения времени. И снова зрительные образы ночи дополняются звуками: «эта дробь и этитрели». Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви. А поскольку «весна – пора любви», то, такимобразом, «весна» — это то слово, к которому стремится весь образный ряд, выстроенный А. А. Фетом. Поэтому последняястрока является итогом всего стихотворения, делая его законченным.

С развитием действия происходит и постепенная смена эмоциональных красок: в начале стихотворения – это слова «радость»,»мощь», а в конце – «вздох», «мгла», «жар». А в середине – эмоциональная окраска отсутствует, разве что на неё намекаетметафора «слёзы»: слово, которое одинаково перекликается с «радостью» и с «вздохом». Особенностью лирики Фета являетсяеё музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию ещё Жуковским. Прекрасные образцы её мы находим и уПушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утончённости. Известный критикдевятнадцатого века Н. Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную;для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться».Стихотворение «Это утро, радость эта» является отражением внутреннего мира не только автора, но и тех людей, которыетакже ждут наступления весны, обновления жизни. Написав это стихотворение, Фет дал нам возможность выразить свои чувства.А. А. Фет продолжает преобразования поэтического языка, которые были начаты русскими романтиками девятнадцатого века.Все его эксперименты и новаторства оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии АлександраБлока, Андрея Белого. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные вего стихотворениях, реальны. Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один изсамых читаемых поэтов-классиков, так как каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, сходное ссостоянием его души в данный момент.

Фет «Это утро, радость эта…»
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Афанасия Фета судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Всё из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека! Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений поэта «Это утро, радость эта…» стало моим любимым.
Фета высоко ценили ещё при жизни как тончайшего лирика, создавшего несравненные по поэтическому мастерству произведения. Поэт считал, что жизнь человека – это клубок инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, поэтому есть только один выход из этого мира горя и печали – погружение в красоту. Искусство – единственная и прочная радость жизни, а, значит, чувством радости оно и должно быть проникнуто. Реальная жизнь – это «мир скуки и труда», но ничему ужасному, жестокому и безобразному нет места в лирике Фета, она соткана только из красоты.
В описании природы поэт достигает небывалого мастерства. Кажется, он воспринимает её всеми органами чувств. У него зрение художника. Стихи Фета насыщены запахом трав и цветов, криками птиц, светом солнца:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Удивительно, что всё стихотворение – одна фраза, а все её части — назывные предложения. «Шестое чувство» поэта сливает их в один музыкальный аккорд. По мнению Фета, задача искусства в том и состоит, чтобы остановить и увековечить прекрасное мгновение жизни. Поэт умеет передать то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения. Стихотворение полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Как великолепный художник владеет кистью, так Фет владеет словом: оно в его стихах наполнено музыкой, движением, красками. Стихи поэта необыкновенно музыкальны, сам он считал музыку высшим видом искусства и страдал от того, что словом человеку до конца не удаётся выразить себя. И Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Под музыкой поэт подразумевает дар извлекать из окружающего мира красоту и откликаться на неё трепетом своей души, воплощая в поэтическую речь. Музыка – это гармоническая сущность мира, которую Фет воплощает в своих произведениях.
Гармонические мгновения в этом стихотворении – это именно мгновения. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. Произведение читается на одном дыхании, картины быстро сменяют друг друга, и лишь в последней строке становится ясно, что череда прекрасных мгновений природы – это весна:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Мне кажется, что более выразительно, более ёмко и насыщенно, чем Фет, весну не изобразил никто. Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой, умеет ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением. Недаром современники Фета отмечали, что его мотивы «заключают в себе иногда такие тонкие, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определённых отчётливых чертах, их только чувствуешь…».

mirznanii.com

Это утро, радость эта Фет А.А. Анализ стихотворений – avosya.ru

Анализ стихотворения Это утро, радость эта…

В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный отец неправильно оформил документы и не усыновил ребенка своей законной супруги, который был зачат в предыдущем браке. Именно по этой причине Фет вынужден был уйти на военную службу, мысленно распрощавшись с мечтами о поэзии. Именно тогда он поклялся, что любой ценой вернет себе богатство, и сдержал слово, женившись не по любви, а по расчету. Однако между потерей наследства и браком в жизни поэта произошло еще одно печальное событие. Из меркантильных побуждений он отказался жениться на Марии Лазич, девушке, которую он безумно любил, и очень скоро после разрыва отношений она трагически погибла. Именно с этого момента в творчестве Афанасия Фета происходит серьезный перелом. Он больше не может искренне восхищаться окружающим его миром, так как ни лес, ни поле, ни журчащая речка не могут восполнить в душе поэта столь тяжелую утрату.

Вступая в брак, Фет искренне надеялся, что этот шаг избавит его не только от финансовых проблем. Но и от одиночества, душевной пустоты. Действительно, супруга Мария Боткина окружила своего избранника лаской и заботой. Однако очень скоро Фет понял, что не испытывает к этой женщине теплых чувств. Все чаще и чаще он мысленно беседовал с той, которой принадлежало его сердце, посвящал ей стихи, наполненные болью и страданиям. В этот период поэт практически напрочь забыл о пейзажной лирике, он перестал радоваться жизни и подмечать те удивительные вещи, которые вдохновляли его на создание восторженных стихов.

Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения, и в редкие дни душевного равновесия из-под пера Фета выходили романтические произведения. Одним из них стало стихотворение «Это утро, радость эта…», созданное в 1881 году. К этому моменту Афанасий Фет уже отошел от государственных дел, поселился в загородном имении и решил полностью посвятить себя литературе. Он учился жить заново и открывал для себя окружающий мир, ставший таким неприветливым и мрачным после гибели любимой женщины. Тем не менее, поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы», — вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчелы. «Это все – весна», — резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней легкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает.

Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Сдержанный в своих высказываниях, автор еще раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда так ценил.

Читать стихотворение Это утро, радость эта

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Нашли ошибку?
Ctrl+Enter

avosya.ru

Анализ стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта»

Анализ стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта»

         Стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта» было написано в 1881 году. Кого же, как не Афанасия Афанасьевича, можно считать воспевателем природной красоты! Он считал, что поэт должен уделять главное внимание в своих произведениях исключительно прекрасным вещам, а серой обыденности в поэзии не место.

        У Фета есть огромное количество стихотворений, посвященных природной тематике. Одним из самых интересных шедевров в творчестве автора принято считать стихотворение «Это утро, радость эта». Само произведение является гимном природе, гимном самому прекрасному времени года – весне, которая делает жизнь каждого: дерева, травинки, зверя, птицы, насекомого, человека — удивительным событием.

        Данное произведение принято относить к лирическим стихотворениям Фета. В нем все компоненты, составляющие пейзаж (и горы, и птицы, и мощь дня), переплетаются тесным образом с прекрасным настроением самого автора.

        Уникальность данного стихотворения состоит в том, что на примере всего лишь одного дня он раскрыл читательскому взору всю прелесть весеннего воздействия на природу. Крайне необыкновенной и весьма интересной для читателя предстает и форма самого стихотворения, написанного обрывочными фразами.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод…

        Стихотворение представлено в виде одного единственного предложения, осложненного огромным количество однородных членов, выраженных существительным. На протяжении всего светового дня, описанного в произведении, читатель может заметить быструю смену действий и событий, характерных для прихода весны.

Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист…
Этот вздох ночной селенья…
Эта мгла и жар постели…
Это все весна.

        Фет показывает сумбурное стихийное изменение природы, указывая читателю на тот факт, что весна своими хаотичными действиями пробуждает все, мотивирует к начинанию новой жизни.

        Данное произведение Фета состоит из 18 строк, написано разностопным хореем. Содержит в себе огромное количество отглагольных существительных, придающих стихотворению особую динамику описанным действиям. Картина видения природы с приходом весны, представленная в стихотворении А. А. Фета «Эта радость, утро это» не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь не зря самого поэта принято считать певцом красоты и природы.

testsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *