Тепловое движение. Температура. Видеоурок. Физика 8 Класс

Определение. Тепловые явления – это явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, а также с изменением их агрегатного состояния (рис. 1).

Рис. 1. Плавление льда, нагревание и испарение воды

Все тепловые явления связаны с температурой.

Все тела характеризуются состоянием своего теплового равновесия. Главной характеристикой теплового равновесия является температура.

 

Определение. Температура – это мера «нагретости» тела.

Поскольку температура является физической величиной, то ее можно и нужно измерить. Для измерения температуры используется прибор, который называется термометр (от греч. термо – «тепло», метрео – «измеряю») (рис. 2).

Рис. 2. Термометр

Первый термометр (а точнее, его аналог) изобрел Галилео Галилей (рис. 3).

Рис. 3. Галилео Галилей (1564-1642)

Изобретение Галилея, которое он представил своим студентам на лекциях в университете в конце XVI века (1597 г.), было названо термоскопом. Действие любого термометр основано на следующем принципе: физические свойства вещества изменяются в зависимости от температуры.

          Опыт Галилея состоял в следующем: он взял колбу с длинной ножкой и наполнил ее водой. Затем взял стакан с водой и перевернул колбу ножкой вниз, поставив в стакан. Часть воды, естественно, вылилась, однако в результате в ножке остался определенный уровень воды. Если теперь нагревать колбу (в которой находится воздух), то уровень воды будет опускаться, а если охлаждать, то, наоборот, повышаться. Это связано с тем, что при нагревании вещества (в частности, воздух) имеют свойство расширяться, а при охлаждении – сужаться (именно поэтому рельсы делают несплошными, а провода между столбами иногда немного провисают).

Рис. 4. Опыт Галилея

          Эта идея и легла в основу первого термоскопа (рис. 5), который позволял оценивать изменение температуры (точно измерить температуру таким термоскопом нельзя, так как его показания будут сильно зависеть от атмосферного давления).

Рис. 5. Копия термоскопа Галилея

В это же время была введена так называемая градусная шкала. Само слово градус в переводе с латинского означает «ступень».

          На сегодняшний день сохранились три основные шкалы.

1. Шкала Цельсия

Наибольшее распространение получение шкала, которая с детства известна каждому – шкала Цельсия.

          Андерс Цельсий (рис. 6) – шведский астроном, который предложил следующую шкалу температур:  – температура кипения воды;  – температура замерзания воды. В настоящее время все мы привыкли к перевернутой шкале Цельсия.

Рис. 6 Андрес Цельсий (1701-1744)

          Примечание: сам Цельсий говорил, что такой выбор шкалы вызван простым фактом: зато зимой не будет отрицательной температуры.

2. Шкала Фаренгейта

В Англии, США, Франции, Латинской Америке и некоторых других странах популярностью пользуется шкала Фаренгейта.

Габриель Фаренгейт (рис. 7) – немецкий исследователь, инженер, который впервые применил свою собственную шкалу для изготовления стекла. Шкала Фаренгейта более тонкая: по размерности градус шкалы Фаренгейта меньше градуса шкалы по Цельсию.

Рис. 7 Габриель Фаренгейт (1686-1736)

3. Шкала Реомюра

Техническая шкала придумана французским исследователем Р.А. Реомюром (рис. 8). По этой шкале  соответствует температуре замерзания воды, а вот в качестве температуры кипения воды Реомюром была выбрана температура в 80 градусов.

Рис. 8. Рене Антуан Реомюр (1683-1757)

В физике в основном используется так называемая абсолютная шкалашкала Кельвина (рис. 8). 1 градус по Цельсию равен 1 градусу по Кельвину, однако температура в  соответствует приблизительно  (рис. 9).

Рис. 9. Уильям Томсон (лорд Кельвин) (1824-1907)

Рис. 10. Температурные шкалы

Напомним, что при изменении температуры тела изменяются его линейные размеры (при нагревании тело расширяется, при охлаждении – сужается). Это связано с поведением молекул. При нагревании увеличивается скорость движения частиц, соответственно, они начинают чаще взаимодействовать и объем увеличивается (рис. 11).

Рис. 11. Изменение линейных размеров

Из этого можно сделать вывод, что температура связана с движением частиц, из которых состоят тела (это относится и к твердым, и к жидким, и к газообразным телам).

Движение частиц в газах (рис. 12) является беспорядочным (так как молекулы и атомы в газах практически не взаимодействуют).

Рис. 12. Движение частиц в газах

Движение частиц в жидкостях (рис. 13) является «скачкообразным», то есть молекулы ведут «оседлый образ жизни», но способны «перепрыгивать» с одного места на другое. Этим определяется текучесть жидкостей.

Рис. 13. Движение частиц в жидкостях

Движение частиц в твердых телах (рис. 14) называется колебательным.

Рис. 14. Движение частиц в твердых телах

Таким образом, все частицы находятся в непрерывном движении. Это движение частиц называется

тепловым движением (беспорядочное, хаотическое движение). Это движение никогда не останавливается (пока у тела есть температура). Подтвердил наличие теплового движения в 1827 году английский ботаник Роберт Броун (рис. 15), по имени которого данное движение называют броуновским движением.

 

Рис. 15. Роберт Броун (1773-1858)

На сегодняшний день известно, что самая низкая температура, которая может быть достигнута, составляет приблизительно . Именно при такой температуре замирает движение частиц (однако не замирает движение внутри самих частиц).

Об опыте Галилея было рассказано ранее, а в заключении рассмотрим еще один опыт – опыт французского ученого Гильома Амонтона (рис. 15), который в 1702 году изобрел так называемый газовый термометр. С небольшими изменениями этот термометр дошел и до наших дней.

Рис. 15. Гийом Амонтон (1663-1705)

 

Опыт Амонтона

Рис. 16. Опыт Амонтона

Возьмем колбу с водой и заткнем ее пробкой с тонкой трубкой. Если теперь нагревать воду, то за счет расширения воды ее уровень в трубке будет повышаться. По уровню поднятия воды в трубке можно сделать вывод об изменении температуры. Преимущество термометра Амонтона состоит в том, что он не зависит от атмосферного давления.

 

          На этом уроке мы рассмотрели такую важную физическую величину, как температура. Изучили способы ее измерения, характеристики и свойства. На дальнейших уроках мы изучим понятие внутренняя энергия.

 

Список литературы

  1. Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика 8. – М.: Мнемозина.
  2. &http://interneturok.ru/13;
  3. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
  4. &http://interneturok.ru/13;
  5. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика 8. – М.: Просвещение.
  6. &http://interneturok.ru/13;

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «class-fizika.narod.ru» (Источник)
  2. &http://interneturok.ru/13;
  3. Интернет-портал «school.xvatit.com» (Источник)
  4. &http://interneturok.ru/13;
  5. Интернет-портал «ponimai.su» (Источник)
  6. &http://interneturok.ru/13;

 

Домашнее задание

1. № 1–4 (параграф 1). Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.

2. Почему нельзя проградуировать термоскоп Галилея?

3. Железный гвоздь нагрели на плите:

— Как изменилась скорость движения молекул железа?

— Как изменится скорость движения молекул, если гвоздь опустить в холодную воду?

— Как при этом изменится скорость движения молекул воды?

— Как меняется объем гвоздя при этих опытах?

4. Воздушный шарик перенесли из комнаты на мороз:

— Как изменится объем шарика?

— Как изменится скорость движения молекул воздуха внутри шарика?

— Как изменится скорость молекул внутри шарика, если его вернуть в комнату и вдобавок положить к батарее?

interneturok.ru

Урок физики в 8 классе по теме «Температура и тепловое движение»

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Температура и тепловое движение» учителя физики Король Любовь Сергеевны.

У-1 04/09-2017 8-А, 8-Б Домашнее задание: Изучить § 1; ответить на вопросы. Инд.- найти информацию о шкале Реомюра, Фаренгейта.

Тема: Температура и тепловое движение.

Цель урока: ввести понятие температура, тепловое движение, дать представление о способах измерения температуры, объяснить строение и принципы работы приборов для измерения температуры, виды термометров и температурных шкал. Ввести понятие теплового равновесия. Показать связь температуры тела со скоростью движения молекул и их кинетической энергией.

Тип урока: урок объяснения новых знаний.

Оборудование: учебник В.Белага «Физика-8», разные термометры.

Ход урока:

  1. Организационный момент: подписать тетради для контрольных, лабораторных и рабочие согласно Единых требований к устной и письменной речи обучающихся. Записать дату, тему урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений (фронтальный опрос):

— Охарактеризуйте внутреннее строение вещества.

— Какие физические явления называют тепловыми? (явления, связанные с переходом вещества из одного состояния в другое)

— Что такое броуновское движение и диффузия? (произвольное перемешивании слоев жидкости или газа – диффузия)

— Что называют кинетической энергией? (энергия движения)

3. Изучение нового материала:

3.1. Тепловое движение молекул. (хаотическое движение частиц, из которых состоит тело). Изменение характера движения молекул вещества может привести к изменению его свойств).

3.2. Средняя кинетическая энергия молекул. Кинетическая энергия зависит от скорости движения молекул и от их массы, то и температура зависит и от скорости движения молекул и от их массы. При одинаковой средней скорости движения молекул вещ-во, у которого масса больше, будет иметь большую температуру.

3.3. Температура. (характеристика теплового состояния тела). По температуре судят о скорости движения и о кинет.энергии молекул. Диффузия при более высокой температуре проходит быстрее. Температура – мера средней кинетической энергии. Чем > ср.кин.эн. молекул тела, тем выше температура тела.

3.4. Термометры. При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются. Действие термометра основано на зависимости объема тела от температуры. Используют вещество: жидкие (спирт, ртуть), твердые (металлы), газообразные.

Бывают 2-х видов: контактные (особенностью явл.контакт между датчиком термометра и средой измерения) и неконтактные (достаточно измерить тепловое или оптическое излучение. Их наз. радиометрами.

Шкала имеет 2 реперные точки: интервал между ними делят на несколько равных частей, они соответствуют единицам данной температурной шкалы.

Шкала Цельсия: 00С – температура таяния льда, 1000С – температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении; цена деления -10

1848 г. Англ.физик Уильям Томсон (Кельвин) предложил абсолютную (термодинамическую) шкалу температур. 1 К = 10С. Температура таяния льда = 273,15 К, а кипения воды 373,15К.

*Шкала Фаренгейта.

*Шкала Реомюра.

Зачитать со стр. 9 учебника верхнюю сноску о первоначальном виде шкалы Цельсия, ботаник Линней и астроном Штрёмер перевернули шкалу.

4.Закрепление новых знаний и умений:

4.1. Почему мы говорим о средней скорости молекул? Средней кинетической энергии молекул?

4.2. Назовите реперные точки шкалы Цельсия. Чему равна наиболее низкая температура в природе по шкале Цельсия?

4.3. Почему когда вы больны и измеряете температуру своего тела, вы держите его несколько минут?

4.4. Какие температурные границы имеют спиртовые (-1140С) и ртутные (-390С) термометры?

4.5. Расчетные задачи № 1, № 2.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание: изучить §1, ответить на вопросы; Доп.(инд) Найти информацию о температурных шкалах Реомюра и Фаренгейта.

infourok.ru

Температурные шкалы — урок. Физика, 8 класс.

Наиболее известные температурные шкалы:

1. Цельсия.

2. Фаренгейта.

3. Кельвина.

 

Наиболее широко используется шкала Цельсия. В этой шкале за 0°C принята температура таяния льда, а 100°C определяет температура кипения воды. Интервал между этими точками разделён на 100 равных частей, величина каждой части равна одному градусу Цельсия ( °C).

 

В США и некоторых других странах используется шкала Фаренгейта, в которой температура таяния льда соответствует 32°F, а температура кипения воды — 212°F. Из этого можно сделать вывод, что один градус Цельсия больше одного градуса Фаренгейта.

 

Обрати внимание!

В шкале Фаренгейта за нуль принята температура таяния смеси льда, нашатырного спирта и поваренной соли (−18°C).

 

Шкалу Кельвина, главным образом, используют учёные. В этой шкале за нулевой уровень принята наименьшая возможная в природе температура −273,15°C, которую называют абсолютным нулём. Один градус Кельвина (К) равен по величине одному градусу Цельсия, из этого можно сделать вывод, что шкала Кельвина такая же, как и шкала Цельсия, только лишь сдвинута на 273,15 градуса вверх.

Обрати внимание!

В шкале Кельвина нет температуры меньше 0.

  

В различных температурных шкалах значения температуры одного и того же процесса могут резко отличаться.

 

Обрати внимание!

Так как в различных температурных шкалах значения температуры различны, то существуют формулы, которые связывают температурные шкалы друг с другом.

  

Формулы, связывающие различные температурные шкалы

Кельвина, T

Цельсия, t°C

Фаренгейта, t°F

Кельвина, \(T\)

T=T

t°C=T−273

t°F=1,8⋅(T−273)+32

Цельсия, t°C

T=t°C+273

t°C=t°C

t°F=1,8⋅t°C+32

Фаренгейта, t°F

T=59(t°F−32)+273

t°C=59(t°F−32)

t°F=t°F

 

Пример:

Если термометр показывает 113° по шкале Фаренгейта, то температура по шкале Цельсия равна t°C=59(t°F−32)=59(113−32)=59⋅81=45°C.  

www.yaklass.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Тепловое движение. Температура. — Физика

На уроке физики у вас должны быть:

1. учебник физики

2. рабочая тетрадь в клетку

(40- 48 листов )

3. ручка, карандаш, линейка.

  • В кабинете хранятся 2 тетради в клетку:

1. для контрольных работ;

2. для лабораторных работ.

3.09.15

Тепловое движение. Температура.

ПОВТОРЕНИЕ:

1 . Что вы знаете о молекулах?

2. Что вы знаете о диффузии?

3. Что происходит с телами при нагревании?

4. Почему тела при нагревании расширяются?

5. Чем отличается движение молекул в холодной воде и горячей?

6. Какие вы знаете агрегатные состояния?

7. Чем отличается строение льда, воды и пара?

8. Какая величина отвечает за состояние вещества?

10:42:11

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Все тела состоят из малых частиц, между которыми есть промежутки.

Частицы тел постоянно и беспорядочно движутся.

Частицы тел взаимодействуют друг с другом: притягиваются и отталкиваются.

ОПЫТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

  • Расширение тел при нагревании
  • Диффузия
  • Притяжение свинцовых

цилиндров,

деформация

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел.

ПРИМЕРЫ

а) нагревание воды

б) таяние льда

в) образование тумана

или облаков

Что заставило человека изучать тепловые явления?

Вечное стремление

к теплу

Использование тепла

для улучшения жизни

Шитьё одежды

паровозы

Строительство домов

автомобили

Обогревание

помещений

ракеты

Тепловое движение

  • беспорядочное

движение частиц,

из которых

состоят тела

участвуют

все молекулы тела

Т Е П Л О В О Е Д В И Ж Е Н И Е

Зависит : 1) от температуры

2) от состояния вещества

3) от массы молекул

  • ДИФФУЗИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ
  • РОСТ ТЕМПЕРАТУРЫ

Источник информации о температуре

Из жизненного опыта нам известно, что различные тела могут быть нагреты до различной степени. Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором.

Проверим это на опыте.

! ? !

Вывод: с помощью ощущений

судить о температуре невозможно!

Тепловое расширение тел учёные стали использовать для измерения температуры.

Принцип работы термометров

История создания термометров

В 1597 г. Галилео Галилей придумал первый прибор для наблюдений за изменением температуры (термоскоп)

Постоянные точки термометра были установлены в 18 веке

В 1714 г. голландский учёный Д. Фаренгейт изготовил ртутный термометр.

В 1730 г. французский физик Р. Реомюр предложил спиртовой термометр .

В 1848 г. английский физик Уильям Томсон (лорд Кельвин) доказал возможность создания абсолютной шкалы температур.

можно измерить Температура термометра равна измеряемой температуре «

Температура

Зависит

от скорости

движения молекул

Термометр

показывает

собственную

температуру

Физическая величина

=

можно

измерить

Температура

термометра

равна измеряемой

температуре

Термометр (греч. θέρμη — тепло; μετρέω — измеряю) — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

Температурная шкала Цельсия

была предложена в 1742 году шведским учёным А. Цельсием и названа в его честь.

Правила пользования термометром

  • Определить цену деления.
  • Поместить в среду, температуру которой измеряют.
  • Подождать пока не наступит тепловое равновесие.
  • Не вынимать из среды температуру которой измеряют.
  • Измерения проводить на уровне глаз.

Т Е М П Е Р А Т У Р А

  • определяет степень нагретости тел («холодный», «теплый», «горячий»)
  • Температура измеряется термометром и выражается в градусах Цельсия ( о С )
  • Температура влияет на:
  • а) скорость протекания диффузии
  • б) расширение тел
  • в) скорость движения молекул
  • г) давление газа
  • д) агрегатные состояния

Т Е М П Е Р А Т У Р А

  • Шкала Цельсия:

0 о С — точка таяния льда

100 о С — точка кипения воды

  • 273 о С — самая низкая температура в природе

Это интересно знать

* Различные млекопитающие имеют нормальную температуру от 35 до 40,5 °С;

* Температура птиц 39,5 – 44 °С;

  • Наиболее высокая температура воздуха на Земле 58 °С, наиболее низкая — — 88,3°С;
  • Температура поверхности Солнца около 6000°С;

Это интересно знать

  • При температуре 42°С кровь не абсорбирует кислород воздуха, и человек погибает от кислородной недостаточности.
  • Естественная температура тела человека не может быть ниже 34°С. Искусственно же её иногда понижают до 26°С и тогда организм впадает в состояние анабиоза. Жизненные процессы в нём замедляются.
  • Вместо 16 вдохов в минуту человек делает только 4, пульс падает с 70 до 25 ударов в минуту. В состоянии анабиоза находятся зимой медведи, барсуки и многие другие животные.

Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е

От теплового движения молекул зависит АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА

ЖИДКОСТИ

Сохраняют свою форму и объем

ГАЗЫ

Сохраняют объем, но меняют форму

Молекулы расположены в определенном порядке, вплотную

друг к другу

Не имеют собственного

объема и формы

Порядка не существует,

расстояние между

молекулами равно

размеру молекул

Силы притяжения между

молекулами очень велики

Расстояния между молекулами значительно

больше размеров

молекул

Силы притяжения между

молекулами слабые

Молекулы совершают

колебания около некоторого

положения

Силы притяжения между молекулами отсутствуют

Молекулы могут совершать различные движения, перемещаются «перескоками»

Молекулы движутся с большими скоростями в

разных направлениях

multiurok.ru

Урок физики в 8 классе «Температура»

План-конспект урока физике по теме «Температура»

ОУ: МБОУ «Школа № 81»

Учитель: Дворядкина Дарья Александровна

Целевая аудитория: 8 класс

Цели урока:

  1. Создать условия, побуждающие учащихся принять активное участие в образовательном процессе.

  2. Расширить ранее полученные знания учащихся по данной теме.

  3. Направить изучения материала не только на поиск знаний в «чистом» виде, но и на овладении навыками экспериментальной деятельности.

  4. Создать условия для формирования компетентности учащихся в области проведения физического эксперимента.

  5. Обеспечить доброжелательную атмосферу в классе.

Задачи урока:

образовательные: ввести понятие температуры и теплового движения; исследовать зависимость скорости диффузии от температуры; познакомить с особенностями движения и взаимодействия молекул разных веществ; расширить кругозор учащихся в области тепловых явлений;

воспитательные: продолжить выработку навыков работы в группах, умение формулировать и доказывать собственную точку зрения, адекватно реагировать на критику, аргументировать свою позицию;

развивающие: развитие у учащихся внимания, умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения; познавательного интереса к физике и физическому эксперименту; формирование представлений о физической картине мира.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядный, репродуктивный.

Оборудование: штатив, пробирка, горелка, вода, перманганат калия.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не просто приветствует, они желают друг другу здоровья. Здравствовать – значит быть здоровым. Тема нашего урока тесно связана со здоровьем человека.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним, какие признаки показывают, что человек начинает болеть.

Учащиеся: (перечисляют признаки заболевания: тошнота, головокружение, слабость, отсутствие аппетита, сонливость, повышение температуры)

Учитель: Вы абсолютно правы, ребята. Но самым главным признаком недомогания, конечно, является повышение температуры тела. Повышение температуры тела человека, свидетельствует, что в организме идет воспалительный процесс. Давайте вспомним до какого уровня температуры не следует принимать жаропонижающие препараты.

Учащиеся: 38⁰С

Учитель: Правильно, а почему?

Учащиеся: Потому что организм сам борется с болезнью.

Учитель: Совершенно верно. При наличии температуры от 36,6 и до 37⁰С активно работает иммунная система организма. Какие жаропонижающие препараты вы знаете?

Учащиеся: (перечисляют лекарственные средства: нурофен, аспирин, цитрамон, ибупрофен)

Учитель: Итак, еще раз, какова первая помощь заболевшему человеку?

Учащиеся: Измерить температуру, если она выше 38⁰С дать жаропонижающие препараты.

Учитель: Еще какой способ может помощь сбить температуру, если нет под рукой лекарственных средств?

Учащиеся: Обтирание, смочить полотенце холодной водой, приложить ко лбу.

Учитель: Совершенно верно. Итак, как вы думаете, каково тема нашего урока?

Учащиеся: Температура.

  1. Изучения нового материала

Учитель: Давайте подумаем, что помогает определить температура?

Учащиеся: (высказывают предположения)

Учитель: Температура помогает нам определить степень нагретости тела. Записываем определение: температура – физическая величина, которая показывает степень нагретости тела. Какой прибор предназначен для измерения температуры?

Учащиеся: Термометр.

Учитель: Совершенно верно, это термометр. А в быту как называется термометр?

Учащиеся: Градусник.

Учитель: Как вы думаете, а почему такое название возникло?

Учащиеся: От слова градус.

Учитель: Правильно, потому что температура измеряется в градусах Цельсия. А теперь давайте вспомним об агрегатных состояниях вещества. Какие они бывают?

Учащиеся: Твердое, жидкое и газообразное.

Учитель: Чем различаются агрегатные состояния друг от друга?

Учащиеся: Расстоянием между молекулами, скоростью движения и силой взаимодействия.

Учитель: Хорошо давайте опишем каждое из состояний.

Учащиеся: В твердом состояние: расстояние между молекулами маленько, движутся медленно, взаимодействуют сильно.

Учащиеся: В жидком состояние: расстояние между молекулами больше, движутся быстрее, но связаны менее сильно.

Учащиеся: В газообразном состояние: расстояние между молекулами во много раз превышает размеры самих молекул; молекулы движутся очень быстро и хаотично и не взаимодействуют друг с другом.

Учитель: Получается, что в любом агрегатном состояние молекулы движутся. Такое движение называется тепловым. Запишем определение: тепловое движение – непрерывное беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела в любом агрегатном состоянии.

Учитель: Какое явление нам наглядно показывает, что тепловое движение действительно существует?

Учащиеся: Диффузия.

Учитель: Что такое диффузия?

Учащиеся: Диффузия – явление проникновение молекул одного вещества в пространство между молекулами другого.

Учитель: Правильно. А от чего зависит скорость диффузии?

Учащиеся: От температуры и агрегатного состояния.

Учитель: Верно. Давайте смоделируем процесс диффузии жидкостей: пусть девочки будут молекулами воды, а мальчики молекулами заварки чая.

Учащиеся: (моделируют диффузию)

Учитель: Это была диффузия с холодными жидкостями. А теперь давайте воспроизведём диффузию с горячей водой и горячей заваркой.

Учащиеся: (моделируют диффузию с большей скоростью)

Учитель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь. Итак, мы выяснили с вами, что при повышении температуры, скорость диффузии увеличивается. Теперь давайте посмотрим это на примере опыта с холодной водой, горячей водой и перманганатом калия (проводит опыт)

Учащиеся: (наблюдают за диффузией марганцовки с холодной водой и горячей, видят, что с горячей водой диффузия происходит быстрее)

Учитель: А теперь давайте вспомним ее один пример движения молекул. Кто знает, о чем речь?

Учащиеся: О броуновском движение.

Учитель: Дайте определение броуновского движения.

Учащиеся: Броуновское движение — это движение взвешенной в жидкости ли газе частицы.

Учитель: А по какой причине довольно крупная посторонняя для вещества частица движется?

Учащиеся: Ее толкают молекулы жидкости или газа в которые она помещена.

Учитель: Скорость броуновской частицы тоже зависит от температуры.

Учитель: Итак, давайте обобщим. Как вы думаете, как называются явления, в процессе которых меняется температура или агрегатное состояние вещества?

Учащиеся: Тепловые явления.

Учитель: Тепловых явлений всего шесть: нагревание – охлаждение, плавление – отвердевание, парообразование – конденсация.

  1. Закрепление изученного материала

Учитель проводит фронтальный опрос и пятиминутную самостоятельную работу

  1. Рефлексия

Учитель просит учащихся подвести итоги урока, оценивает работу учащихся на уроке, задает домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока физики в 8 классе. «Тепловые явления. Температура»

1 урок. Конспект урока физики в 8 классе.

Тепловые явления. Температура

Цели урока:

  1. Охарактеризовать особенности движения молекул тела;

  2. Ввести понятие температуры;

  3. Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;

  4. Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;

  5. Выделить тепловое движение как особый вид движения.

План урока:

1. Повторение;

2.Определение тепловых явлений;

3.Измерение температуры. Термометр;

4.Тепловое движение;

5.Закрепление изученного;

6.Выводы

Ход урока

Здравствуйте, мы продолжаем с вами изучать курс физики. В 7 классе вам говорили, что физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, происходящие в природе – это физические явления: механические, световые, тепловые, электрические, звуковые, магнитные (примеры). Именно о тепловых явлениях мы с вами и поговорим.

I. Повторение

-Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекула)

-Что такое диффузия? (диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)

-Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?

-Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные

молекулы? (существует взаимодействие друг с другом — притяжение)

-Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете? (твёрдое, жидкое и газообразное)

-Как расположены молекулы газа (почти не взаимодействуют друг с другом), жидкости (взаимодействие сильное) и твердого тела (упорядоченное расположение молекул)?

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Определение тепловых явлений.

2. Измерение температуры. Термометр.

3. Тепловое движение.

1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.

В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:

а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй — с холодной и третий — с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую — в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая — холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;

б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой — до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая — холод. Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

В 7 классе вам подробно объясняли, как находить цену деления измерительного прибора. Мы с вами сегодня вспомним правила нахождения цены деления и предела измерения.

1) Определить цену деления шкалы и предел измерения по карточкам – работа по группам (по 2 человека за партой)

(Цена деления – разность показаний двух соседних цифр на число делений между ними, предел измерения – max значение на шкале)

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.

Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, а при понижении – уменьшается.

Температура зависит от скорости движения частиц вещества.

Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.

Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми.

Тепловое движение отличается от механического движения тем, что в нем участвуют много частиц и каждая движется беспорядочно.

Тепловоe движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы — ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы.

Температура — это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.

III. Закрепление изученного

1.По карточкам определить цену деления и предел измерения термометра (по группам за партой)

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.  (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо — птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно?  (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.  (Ракета)

4. Сначала — блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.  (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь?  (Тень)

7. Пушистая вата

Плывет куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло.  (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

– Эй, откройте! Кто там?  (Ветер)

10. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет.  (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились.  (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет.  (Плуг)

15. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда – облака.  (Барометр)

3. Перечислите физические явления + примеры

Домашнее задание

§ 1, вопросы после параграфа, заполнить таблицу «Агрегатные состояния вещества»:

Состояние вещества

Основные свойства

Расположение частиц

Пример (можно рисунок)

Жидкость

Твёрдое состояние

Газообразное состояние

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *