Гласные и согласные буквы и звуки

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки – 5 слогов, ре-бя-та – 3 слога, он – 1 слог, о-но – 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Правописание гласных в корне слов, окончаниях, суффиксах и приставках – это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все согласные звуки подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается твердых согласных, то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] – [н’], [т] – [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые – [ж], [ш] и [ц] и мягкие – [й’], [ч’] и [ш’].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

  • пакет;
  • ребенок;
  • автомобиль;
  • речь;
  • одежда;
  • кровать;
  • компьютер;
  • Петя;
  • древесина;
  • мороз;
  • веселье;
  • маленький и прочие.

Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать фонетический разбор какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая согласная буква мягкой или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки – [й’], [ч’] и [ш’].

fb.ru

Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему «Гласные и согласные звуки и буквы» (1 класс)

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с.Обильного»

Методическая разработка

урока русского языка для 1-го класса по программе «Школа России».

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Автор: Красса Ирина Васильевна

с. Обильное

2015год

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Цель: создание условий для максимального успешного обучения данного ребенка, при которых стимулируется переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Формирование УУД:

1)Познавательные: формирование понятия «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», умения отличать гласные буквы от согласных.

2)

Регулятивные: развитие мелкой моторики руки , внимания, фонематического слуха.

3) Коммуникативные: повышение мотивации учебной деятельности, воспитание самостоятельности при выполнении упражнений для закрепления.

Оборудование: ПК

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1.Речевая разминка. Си-си-си – в водоёме караси.

Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.

Се-се-се – карасей ловили все.

Ся-ся-ся – не поймали карася.

II.Постановка целей и задач урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о буквах и звуках, вспомним все, что знаем о гласных звуках и буквах и о согласных звуках и буквах.

III.Работа по теме урока.

1.Подготовительная работа

а) «Реши проблему» (Слайд №2)

(Ранее на протяжении нескольких уроков данная проблема уже рассматривалась: звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем).

б). «Произнеси звуки» (Слайд №3):

-Какие звуки произносятся свободно, воздух не встречает преграды?

-Какие звуки произносить труднее? Почему?

2. Изучение нового материала. (Слайды №4 – 7).

-Что мы узнали о гласных звуках? (Их легко произносить, они поются, тянутся, воздух не встречает преграды, выходит свободно).

-Все гласные звуки обозначаются какой – либо буквой (Слайд №5).

-Сколько гласных букв в русском языке? (10)

-Какие буквы ты уже запомнил?

-Мы уже поговорили о гласных буквах и звуках. Как ты думаешь, каким словом назовем звуки, вызвавшие трудность при произношении? (Возврат к

Слайду №3)

-Рассмотрим следующий слайд (Слайд №6).

— Что мы узнали о согласных звуках? ( Их нельзя петь, тянуть, они произносятся с шумом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду).

-Все согласные звуки тоже обозначаются какой – либо буквой (Слайд №7).

-Сколько согласных букв в русском языке?(21)

-Какие согласные буквы ты уже запомнил?

Физпауза.

(Во время физпаузы ребенку предлагаются такие упражнения, при которых глаза отдыхают от монитора компьютера: закрой глаза, представь себе, что вокруг шумит море. Какие звуки оно произносит, гласные или согласные? Вокруг кричат чайки. А какие звуки они произносят? И т.д.)

3. Закрепление.

а) Повторное зрительное восприятие – запоминание слайдов №4-7 (без комментариев, цель данной работы – механическое зрительное запоминание нового материала)

б) Упражнение №1 (Слайд №8).

-Прочитай задание. Что необходимо сделать? (Выполняя задание, ребенок комментирует ход работы вслух).

в) Упражнение №2 (Слайд №9)

-Прочитай задание. Рассмотри образец.

-Какие буквы, гласные или согласные нужно заменить? (Выполняет без комментария, самостоятельно)

-Проверим.

г) Упражнение №3 (Слайд №10).

-Какие буквы вставили в слова, гласные или согласные?

Какие имена получились?

IV.Итог урока.

(Слайд №11)

— Ответь на вопросы Мудрой Совы. (В случае затруднения ребенок обращается к слайдам презентации.)

Домашнее заданиеСлайд №12.

infourok.ru

«Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели: развитие умения различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в произнесенном и написанном словах, формирование умения сравнивать слова, воспитывать любовь к птицам, видеть вокруг себя красоту окружающего мира.

Оборудование: учебник “Русский язык” 1 класс Поляковой, “Живое слово” З. И. Романовской, карточки с буквами, картинки с изображением снегиря и воробья, таблица “Помощь зимующим птицам”.

Ход урока

I. Организационная часть. Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

II. Настрой на урок

Давайте улыбнемся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу и окружающей нас природе.

Девиз урока: “Учись доброму, худое на ум не придет.” Вперед, к новым открытиям!

III. На доске буквы. Назовите их.

Как распределите на группы? (Гласные и согласные; гласные, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков; согласные звонкие и глухие.) Что знаете о буквах и звуках? Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте по коду слова и запишите в столбик.

IV. Работа со словами

Чем похожи? (Сущ.) Чем отличаются? Распределите на группы.

1) Одуш. — неодуш.

2) Однокоренные — неоднокор.

3) Твердые — мягкие согласные звуки.

4) Слова, начинающиеся на гласную букву — на согласную.

5) По орфограммам.

6) По ударению.

7) По количеству букв, звуков, слогов.

8) По ударению.

9) По смыслу (снегирь, снег, зима, мороз).

Можно предложить отдельной группе учеников составить небольшой рассказ с данными словами.

V. Работа по развитию речи

Подберите к словам прилагательные, глаголы. Докажите, к какому слову подходит прилагательное

красногрудый (снегирь).

Какие еще прилаг. можно подобрать к картине с изображением снегиря? (Важный, довольный.) Чтение и беседа по рассказу Ю.Дмитриева “Снегирь” (с.255).

VI. Знакомство со словом из словаря

Загадка:

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится
Не орел, но все же птица.

(Воробей.)

Какие слова помогли отгадать загадку?

Воробей-маленькая птица с серо-коричневым оперением, с черными пятнышками.

Какие гласные обозначаются не так как слышатся? Почему? Как проверить? Подберите однокоренные слова. (Воробышек, воробьиха, воробьиный.)

Запись слова “воробей”. Расскажите об этом слове (сущ., неодуш., употреблено в ед. ч., 3 слога, 7б., 7зв., 4 согл., 3 гл.; твердые и мягкие согласные звуки).

По поведению этих птиц можно проверить народные приметы. Говорят, что если воробьи купаются в пыли — жди дождя.

А что еще узнавал по воробьям писатель Н.Сладков, вы узнаете, прочитав его рассказ Почему?” (с.254).

Чтение и беседа по рассказу Н. Сладкова “Почему?”

Когда так говорят: “старый воробей”, “с воробьиный нос”?

“Старый воробей” — опытный человек, которого трудно обмануть, провести.

“С воробьиный нос” — очень маленький.

Физпауза на укрепление мышц глаз.

VII. Работа с деформированным предложением

Прочитайте слова. Почему это не предложение?

Воробей, на, сел, ветку.

Что знаете о предложении? Запись предложения с комментированием.

Воробей сел на ветку.

Назовите односложное слово. Почему оно так называется?

VIII. Работа по учебнику (с.21, упр.39)

Выполняется по рядам: 1 ряд — 1 строку, 2 ряд — 2 строку, 3 ряд — 3 строку.

Назовите слова, в которых есть слоги без согласных букв. А есть ли слоги без гласных? Сделайте вывод.

Вывод: гласная образует слог.

IX. Творческая работа

1) Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Как им живется в холодную зиму? Как мы можем помочь им? Для чего это нужно делать?

Да, голодно и холодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. А помочь им может каждый, подкармливая их семенами, крупой, салом… Совсем нетрудно подкармливать птиц. Каждый сможет смастерить кормушки. А как это нужно для них! Весной и летом на наше внимание ответят добром: подарят нам прекрасные песни и уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

2) Беседа по картине “Помощь зимующим птицам

С какой целью дети пришли в парк? (Любоваться, подкармливать, отдыхать.) Составьте предложение, которое вам очень бы захотелось написать.

Чтение предложений.

А мне, ребята, захотелось написать вот такое предложение, и хочется, чтоб оно всегда было в вашем сердце, и чтобы вы помнили о наших пернатых друзьях.

Зимой птицам нужна забота.

3) Чтение стихотворения Г. Ладонщикова “Птицы — наши друзья”

X. Обобщение

Какие открытия вы сделали?

Что доброго, полезного вы для себя открыли на уроке?

Словесное оценивание. Благодарность.

Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов (2 класс)

Кроссворд

14.02.2006

urok.1sept.ru

План-конспект урока: Конспект урока по русскому языку 1 класс «Гласные и согласные звуки и буквы»

-Итак, открываем тетради, записываем число и месяц.

Минутка чистописания

— Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.

А и Б сидели на трубе.
А упало, Б пропало,
Кто остался на трубе? (Буква «И»)

-Откройте учебник  на стр .35

-Напишите в тетради по образцу  заглавную и строчную букву И, и- одну строчку.

-Спишите предложение из упр. 58.

-Положили ручки и смотрим снова на доску.

Мы разделили эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы? Докажите: (слайд )

Задание: «Реши проблему» Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем).  Давайте  внимательно рассмотрим ленту букв.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим? (красным цветом — гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми? (это ъ и ь знак — они не имеют звука)

 —  Что мы знаем о гласных звуках? (гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками).

 — Для чего нужные гласные звуки?

(Гласные звуки нужны для образования слога.  

— А как мы делим слова на письме? (на слоги)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а  вы повторяйте за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (они не поются)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного? (нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

История про буквы

Вот послушайте такую историю… 

Поспорили однажды

Гласные с Согласными

И сказали гласные:

— Какие мы прекрасные!

Чудесно мы поём,

Всем радость мы несём!

Тут гласные запели:

— А-а-а! О-о-о! У-у-у!

Как флейты заиграли

На праздничном балу.

-Да, можете вы петь,

А мы – зззвенеть, шшшуметь! –

Ответили Согласные.

-И мы вам скажем прямо:

Вас очень-очень мало.

А нас ведь всё же больше.

Звучать мы можем дольше.

А значит мы нужнее,

И вас мы поважнее.

Не понимают звуки,

Что споры их смешны:

Ведь человеку в речи

Все звуки так нужны.

И Гласные с Согласными

Неразделимы –

Все звуки в языке

Незаменимы.

Физ. минутка. «Похлопаем – потопаем!»

СТОЯ. Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками.

 СИДЯ. Пальчиковая гимнастика.

—  А сейчас мы должны  выполнить разминку для пальчиков, чтобы красиво и правильно делать упражнения в тетради. (буквы: с, о, х, л, т)

nsportal.ru

Гласные и согласные звуки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
  • совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, умения распознавать количество слогов в слове по количеству гласных звуков в нём.
  • Развивающие:
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), орфографической зоркости.
  • Воспитательные:
  • воспитывать в детях любовь к русскому языку, прилежно выполнять задания, чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: запись на доске, памятки для каждого учащегося, словарные слова в картинках, тетрадь, жетоны для самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

У. Дети сегодня мы проведём открытый урок. У нас гости. На предыдущем уроке мы изучали звуки . Сегодня мы закрепим эти знания о гласных и согласных звуках.

        МАССАЖ РУК
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (проговаривая, дети разминают каждый пальчик)

2. Минутка чистописания.

У. Сейчас пропишем элементы букв, которые нам пригодятся на уроке.

Дети вместе с учителем проговаривают названия и правильность написания элементов. Рука у детей на локотке, тренируемся в воздухе.

3. Словарно-орфографическая работа.

На доске записано слово «Словарь:».

У. Вы узнаете словарные слова, если отгадаете загадки. Отгадка и есть словарное слово.

У. Загадка.

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (заяц)

Д. Заяц

(учителем показывается картинка с изображением зайца)

У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове заяц?

Д. З

У. Какой буквой мы обозначим этом звук на письме?

Д. З

Учитель выставляет букву З.

У. А теперь запишем слово заяц.

Один ученик, проговаривая все звуки, работает у доски, ставит ударение, делит слово на слоги, отмечает орфограмму.

У. Загадка.

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (собака)

Д. Собака

(учителем показывается картинка с изображением собаки)

У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове собака?

Д. С

У. Какой буквой мы обозначим этот звук на письме?

Д. эС

Учитель выставляет букву эС.

У. Запишем слово собака.

Один ученик, проговаривая все звуки, работает у доски, ставит ударение, делит слово на слоги, отмечает орфограмму.

У. Загадка.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)

Д. Медведь

(учителем показывается картинка с изображением медведя)

У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове медведь?

Д. М ,

У. какой буквой мы обозначим этот звук на письме?

Д. эМ

Учитель выставляет букву М.

4. Работа по теме урока.

У. Посмотрите на эти буквы.

К какой группе букв и звуков мы может их отнести?

Д. К согласным.

У. Почему?

Д. Потому что звуки з, с, м при произношении имеют преграды (зубы,губы,язык)

У. Внимательно посмотрите на эти буквы. Что ещё можно сказать о звуках, обозначенных этими буквами?

Д. З и С — это парные согласные. З — звонкий, С - глухой.

У. М ?

Д. Это непарный звонкий.

У. Давайте немного поиграем! Я показываю вам предмет, а вы — хлопаете, если слово начинается со звонкого звука и топаете, если слово начинается с глухого звука.

У. А какая ещё есть группа звуков?

Д. Гласные.

У. Почему они так называются?

Д. При произношении не встречают преград, мы их произносим голосом, их можно пропеть.

У. Давайте назовём их.

Д. а-я у-ю о-ё ы-и э-е

У. Сколько гласных букв?

Д. 10

У. А звуков?

Д. 6

У. Молодцы! Ещё раз прочитаем правило в учебнике на стр. 28 ( учебник, русский язык 1 класс, Рамзаева Т.Г.)

У. Выполняем упражнение № 45 на стр. 29

Упражнение выполняется самостоятельно, ученик, который сделает быстро, идёт к доске. К упражнению дано дополнительное задание: поделить слова на слоги.

У. Сколько в слове слогов, как узнать?

Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Читаем правило на стр. 30.

5. Физпауза.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

Продолжение работы по теме урока.

У. Упражнение № 44 (выполняется устно)

В упражнении слово-отгадка — «сахар».

У. А теперь составьте предложение со словом сахар. Работаем по группам. Дети придумывают предложения.

У. Определите количество слов в предложении.

У. Давайте вспомним правило правописания предложений.

Д. Предложение начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

(по времени)

Делается фонетический разбор слова сахар1.

Разбор делается у доски. Дети проговаривают характеристику каждого звука по цепочке.

6. Итог урока.

У. Что мы повторяли на уроке?

Д. Мы повторяли гласные и согласные звуки.

У. Какое задание для вас было трудным?

У. Как сами оцениваете свою работу на уроке?

Кто очень хорошо работал и всё понял, поднимает синий треугольник.

Кто работал хорошо, но не всё понял, поднимите жёлтый ромбик.

Кому показалось всё трудным и неинтересным, поднимает красный кружок.

Список литературы.

  1. Поурочное планирование по обучению грамоте к учебнику Рамзаевой Т.Г. (физминутка).
  2. Сборник загадок.

1.11.2010

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Гласные звуки и буквы»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование:

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

а

я

о

е

э

е

 у

ю

ы

и

(На доске.)

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

25.05.2010

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки»

                                                                                                         

    Ход урока

I.Организационный момент.

        Доброе утро, сосед справа,

        Доброе утро, сосед слева,

        Доброе утро, друзья.

II. Чистописание.

Чтение загадки. (Упражнение 44, страница 31) отгадывание загад-ки. Наблюдение за произношением звуков в слове-отгадке. Сравне-ние призношения гласного звука [а] с согласными звуками [с], [р]. Запись загадки в тетрадях.

 III. Работа над новым материалом.

Ознакомление с темой урока. (Слайд 1)

1. Учитель рассказывает грамматическую сказку.

Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31.  (Слайд 2)

Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голо-систость их прозвали…(гласными). Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. (Слайд 3) Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними постоять. И назывались они…(гласными).  (Слайд 4)   

И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого ко-ролевства. Но он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и причем добрым, поэтому решил подарить каждому звуку по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. (Слайд 5) Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье».

Так они познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.

 

— В русском языке, сколько букв? (33)

Сколько звуков? (31) Почему звуков 31, а букв 33?

IV. Актуализация знаний.  

Игра «Угадай-ка».

Карточки с заданиями даются по группам.

  I ряду-М…шка         (о, у, ы, ю, е)

               Р…чка            (е, я, у, ы)

               Б…лка            (у, о, е, ю)

— Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?

— Какие буквы вы вставили? Какие звуки они обозначают?

Проверка задания. (Слайд 6)

— Назовите гласные звуки. II ряду- Карточка № 2.

             Ко…ка     (г, ш, р, ч, ж)

             Ро…а        (с, з, щ, т, ф)

             По…а        (р, б, ф, л)

— Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Проверка задания. (Слайд 7)

Физкультминутка.

          Утром стрекоза проснулась,

          Потянулась, улыбнулась.

          Раз — росой она умылась,

          Два — изящно покружилась

          Три – нагнулась и присела,

          На четыре – полетела.

          У реки остановилась.

          Над водою закружилась.

           

V.  Словарная работа.

На доске:  Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

Задание: записать слова через запятую.

— Какие слова написали с большой буквы? Почему? (Слайд 8)

VI. Игра «Путаница».

На доске написаны слова, у которых перепутались буквы.

Записать слова в два столбика.

1 столбик – слова начинаются с гласного,

2 столбик – слова начинаются с согласного

.

Одм, ворд, варта, цова, елонь, сутк, ави, кокаш.

(Дом, двор, трава, овца, утка, олень, куст, ива, кошка) (Слайд 9)

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение упражнения 45. Добавить слог из одного гласного звука, чтобы получилось имя. Поставить красные точки под буквами гласных звуков.

2-3 ученика читают свои работы. Потом проверяют по интерак-тивной доске. (Слайд 10)

 Физкультминутка.

       Гласные тянутся в песенке звонкой,

       Могут заплакать и закричать,

       Могут в кроватке баюкать ребёнка,

       Но не желают свистеть и ворчать.

       

      А согласные согласны

      Шелестеть, шептать, скрипеть,

      Даже фыркать и шипеть,

      Но не хочется им петь.

VIII. Сравнение количества гласных звуков в слове, и количества слогов в слове (упражнение 46)

— Как узнать, сколько в слове слогов?

Поставить красные точки под буквами, обозначающие гласные звуки. Проверка разделения слов на слоги. (Слайд 11)

Составить предложение с одним из слов.

IX. Игра «Калейдоскоп».

На доске вывешиваются рисунки птиц. (Дятел, синица, сова, воробей, грач, ворона)

—  Узнайте птиц по рисунку. Впишите названия в клеточки.

Дети по очереди отгадывают и записывают названия птиц.

— Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам?  (Кто это?) С какого звука начинаются эти слова? (С согласного).                                                              В какую группу входят эти птицы? (зимующие)

— Зимой птицам трудно. От холода и голода многие птицы погибают. Поэтому, мы должны поставить им кормушки.

X. Итог урока.

 — Сколько в русском языке букв? Сколько звуков?

-Какие звуки бывают?

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель: 1) Совершенствование умения распознавать гласные и сог-

            ласные звуки по их существенным признакам;

            2) Развивать умение распознавать количеству слогов в сло-

            ве по количеству гласных звуков в нём;

   3) Воспитать у детей любовь и бережное отношение к при-

   роде и  птицам; развитие творческих способностей, взоимо-

   помощи у детей.  

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

        Материал: “Русский язык” 1 класс, Рамзаевой Т.Г.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, рисунки

                            зимующих птиц.

               

  Педагогические технологии:  информационная, личностно-

                                               ориентированная, игровая.                          

Сатышевская общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ

                                     

                           

                                Учительница начальных классов

                                          Шакирова Альфинур Халимовна.

                               

                                        2008 год            

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *