Главные герои «Сын полка» характеристика персонажей произведения Катаева для читательского дневника

В произведении Катаева «Сын полка», использованы многочисленные истории, имевшие место во время войны, когда военные брали в свои части найденных детей, осиротевших в суровое военное время. Мальчишки становились равноправными солдатами, и, наравне со своими старшими товарищами, несли военную службу. Катаев не раз слышал подобные рассказы бойцов, которые и стали основой его повести. В его произведении, главный герой «Сына полка», Ваня Солнцев, является собирательным образом всех мальчишек, ставших в ряды бойцов, защищать свою Родину от фашистских захватчиков.

Это была краткая характеристика главных героев повести Катаева «Сын полка», может быть использована для читательского дневника.

Ваня Солнцев

Двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища.

Капитан Енакиев

Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе. Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает.

Биденко

Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков- друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка».

Горбунов

В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь.

Ковалев

Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой.

obrazovaka.ru

главные герои и их характеристика

Повесть «Сын полка» В.П. Катаев написал в 1944 году, в бытность свою военным корреспондентом на фронте. Катаев знал о войне не понаслышке, нередко оказывался в самой гуще боевых событий. Поэтому описания боев, быт солдат у него очень яркие, реалистичные, правдивые.

Главные герои повести «Сын Полка»:

Егоров – сержант. Молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на его молодость, молодые считали его бывалым солдатом. Товарищи его уважали, но вместе с тем побаивались.

Енакиев – капитан, командир батареи. Он был рассудителен, отличался расчетливостью и сдержанностью. В начале войны его семья погибла. Он не мог примириться с гибелью сына, часто видел его живым. Судьба Вани, его характер, Решил заняться воспитанием Вани Солнцева по собственной программе. А потом он принял решение усыновить мальчика. Вызвав огонь на себя, и понимая, что Ваня может погибнуть, капитан отправил подростка в штаб.

Ахунбаев – капитан. Начальник боевого участка, командир стрелкового батальона. Он был темпераментный, нетерпеливый. Его храбрость доходила до дерзости.

Седых – лейтенант, командовавший разведчиками.

Ваня Солнцев – мальчик, которого нашли разведчики. Сирота. Ожесточился против немцев. Всегда носит с собой гвоздь отточенный, чтобы им убить фрица и азбуку, чтобы не забить буквы. Мать убили немцы, а бабка и сестренка умерли с голоду. Мальчишка, смышленый, шустрый. Два раза за один день сбежал от Биденко. При родителях получил хорошее крестьянское воспитание. Был аккуратен, вежлив. Он был хорошим учеником, все схватывал на лету. Ваню любили и разведчики, и артиллеристы. Попав в плен немцам, он, конечно, испугался, но своих разведчиков не выдал. Разыгрывал из себя непонимающего «дурачка». И даже побои его не испугали.

Капитан Енакиев подал прошение об усыновлении мальчика. Катаев несколько раз подчеркивал, что мальчик спал беспокойно, тревожно. Слишком многое ему пришлось пережить, и эти переживания отражались в его снах. В конце повести Ваня был зачислен в Суворовское училище, где таких сирот, было немало.

Биденко – ефрейтор. Высокий, костистый великан. До войны был шахтером на Донбассе. Очень переживал из-за того, что Ваня убежал от него два раза. Это был одни из лучших разведчиков, один из «профессоров».

Горбунов — Здоровяк, из Сибири, гладкий, упитанный, круглолицый. С калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлыми жесткими волосами. Работал лесорубом в Забайкалье. Он был весь такой светлый, березовый, что казалось, будто от него до сих пор пахнет березами. Не лишен тщеславия. Когда он на свой страх и риск взял с собой в разведку Ваню, и тот попался немцам, горбунов переживал за мальчика, не столько, опасаясь нагоняя со стороны командования, сколько его мучало беспокойство за судьбу ребенка и угрызения совести, что не смог уберечь мальчика.

Ефрейтор Вознесенский

– сын полка, подросток 14 лет. Был награжден медалью. Он гордился своим положением и не прочь был похвастаться перед незнакомым мальчишкой.

Ковалев – артиллерист, наводчик. Ване годился в дедушки. Герой Советского Союза. Мужчина в зрелом возрасте. На фронт призвался добровольцем, хотя по возрасту не подлежал призыву. Участвовал в первой мировой войне. До войны был заведующим птицеводческой фермой. Внешне он был весь такой домашний, невоенный, что артиллеристы поначалу относились к нему с недоверием. Но Коваленко был гениальным наводчиком. О немцах он говорил так: «Я их хорошо знаю: это сволочи. С ними у нас может быть только один разговор — беглым огнем. Другого они не понимают». Ему неоднократно предлагали командирскую должность, но он отказывался, просил оставить его наводчиком при орудии.

Повесть заканчивается тем, что Ваню привезли в Суворовское училище, где он должен был учиться, чтобы в будущем стать офицером Советской армии. Капитан Енакиев погиб, вызвав огонь на себя. Тяжелая танковая атака немцев была отбита с большими потерями для батареи.

Образы героев в повести Катаева «Сын пока» собирательны. Многих мальчишек-сирот во время войны подбирали солдаты на фронте, и они становились детьми полка. Этих детей берегли. Но благодарные мальчишки, и девчонки, как и Ваня, старались помогать солдатам и офицерам, выполняли поручения. Кто-то из них был связными при офицерах, как мальчик Вознесенский. Кто-то, как Ваня, собирал гильзы, участвовал в разведывательных операциях. Немало среди сынов полка и геройски погибших.

litgeroi.ru

Главные герои. Главные герои в рассказе сын полка Катаева

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

Главные герои: Вася Солннцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденько и Горбунов, наводчик Коволев

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище. Источник: http://otvet.mail.ru/question/51176239/

Это легко найди сам

дааааааааааааааааааааааа

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище. Источник: http://otvet.mail.ru/question/51176239/Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище. Источник: http://otvet.mail.ru/question/51176239/

один написал все остальные скопировали

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев.

Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

все скопировали от одного человека

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев.

СПАСИБО! ВЫ НАМ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ!

Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

спасибо за атвет

other.ques.ru

Литературный час «Маленькие герои большой войны» по книге В.Катаева «Сын полка»

«Маленькие герои большой войны». Литературный час по книге В.Катаева

«Сын полка»

Литературный час для учащихся 6-х классов провела Гусева Лидия Валентиновна учитель русского языка и литературы средней школы № 3 г.Павлова Нижегородской области

Оформление: книжная выставка по творчеству В.Катаева; на доске детские рисунки к повести В.Катаева «Сын полка».

Цели:

  • общая – подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми;

  • частная – формировать умение собирать материал для характеристики героя.

Воспитательные задачи:

  • формирование гражданско-патриотических качеств учащихся, гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне;

  • воспитание любви к своей Родине и ненависти ко всему ,что несет фашизм, война.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней. В те годы вся страна была в тревоге. Но больше всего досталось детям. Слабые, беззащитные, они встали вровень со взрослыми. Мальчишки и девчонки принимали участие в сражениях, воевали в партизанских отрядах, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Маленькие герои большой войны. Их именами названы улицы и корабли, о них сложены песни, написаны книги.

Одной из таких книг является повесть В.Катаева «Сын полка». Сегодня мы с вами прикоснемся к страницам этого удивительного произведения, познакомимся с биографией автора. (В.П.Катаеву исполнилось в этом году 111 лет).

Сообщения подготовленных учеников по материалам биографии писателя

Учащийся (1):

Валентин Петрович Катаев прожил долгую, непростую жизнь, создал много произведений для детей, в том числе сказок. (Самые известные сказки: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»).

Родился и вырос он в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры Валентин Катаев написал повесть «Белеет парус одинокий».

Главные герои книги – гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко — оказываются в водовороте революционных событий 1905 года, вместе со взрослыми переживают серьезность происходящих процессов. Повесть вошла в тетралогию «Волны черного моря» (повесть «Хуторок в степи», романы «Зимний вечер», «Катакомбы»).

Учащийся (2):

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда применялись как оружие массового поражения.

В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию – псевдоним – он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь и не спутаешь: ведь вместе с Ильей Ильфом он написал знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Учащийся (3):

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Самая известная из них – повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

Учитель:

— Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Учащийся (4):

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это – явление». Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, все делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости.

Учащийся (5):

Из воспоминаний участника войны, служившего во 2-ом кавалерийском корпусе, которым командовал Лев Михайлович Доватор (после его гибели на это место назначили Иссу Александровича Плиева).

«…Не раз бывали у нас и писатели. Валентин Петрович Катаев много раз встречался с казаками, беседовал с ними, записывал их рассказы о боях. У нас в корпусе он собрал материал для своей прекрасной повести «Сын полка». Прообразом её юного героя Вани Солнцева послужил наш Борька – воспитанник начальника штаба корпуса Алексея Ивановича Радзиевского. Родителей Борьки убили фашисты. Многими чертами характера этого паренька Катаев наделил героя своей повести.

Учитель:

Что означают слова прообраз, прототип.

Знания на уроке: понятие о прообразе и прототипе.

Словарная работа:

Прототип первоначальный образец, прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа, героя. (Из словаря русского языка Ожегова С.И.).

Прообраз или прототип – существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им художественного, обобщенного образа. (Из словаря литературоведческих терминов).

Учитель:

О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева рассказали журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» (2006, № 8 от 22 февраля) и собственный корреспондент «Труда» Марина Корец.

Есть эти истории и в Интернете: http:/www.aif.ru/online/aif/ 1321/47_01/

Чисто одесский сайт!!!

www.palariev.sitecity.ru.

Иван Платонович

Раков

(прототип Вани Солнцева – героя книги В.П.Катаева «Сын полка»)

Учитель:

— А теперь давайте посмотрим, ребята, насколько внимательно вы читали повесть? Как хорошо вы помните содержание? Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

Викторина:

— Вспомните первое знакомство с Ваней Солнцевым. Какой он?

(«Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови.

Мальчик спал и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне…»).

— Что пришлось пережить этому мальчику? Как его характеризовал сержант Егоров?

( «Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошел с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер, но все же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, все хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок.»

«Шустрый такой, смышленый…»).

— Почему Ваня Солнцев носил в кармане отточенный гвоздь? (Хотел какого-нибудь фрица убить).

— К кому попадает Ваня? Кто его окружает? (Капитан Енакиев – 32 года, сержант Егоров – 22 года, ефрейторы Биденко и Горбунов. Биденко в мирной жизни был шахтером, Горбунов – лесорубом. Ребята они хозяйственные, славились своими боевыми делами, их называли «профессора капитана Енакиева».

Особое внимание следует уделить сцене «В палатке».Глава 4.)

— Мечты Вани. О чем они? («Из автомата палить меня научите?»).

— Куда решили отправить Пастушонка? (Его решили отправить в тыл: «Не место ему на войне».)

— Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

(Словарная работа:

  1. Тыл – район, находящийся далеко от места ведения боевых действий, за линией фронта. Туда эвакуируют мирных жителей.

  2. Тылом называется территория, которая расположена позади участка, занимаемого каким-либо войсковым соединением.

  3. Тылом называется вся территория воюющей стороны в противоположность фронту.)

— Кто провожал Ваню, и что случилось дальше? (Биденко проворонил Ваню).

Учитель:

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Далее следует инсценировка эпизода из повести В.П.Катаева «Сын полка» «Встреча с мальчиком в военной форме».

(Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотрит на него.)

Казачок: Чего стоишь?

Ваня: Хочу и стою.

Казачок: Иди, откуда пришел.

Ваня: Сам иди. Не твой лес.

Казачок: А вот мой!

Ваня: Как?

Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.

Ваня: Какое подразделение?

Казачок: Тебя не касается. Видишь – наши кони.

Ваня: А ты кто такой?

Казачок: Знаки различия понимаешь?

Ваня: Понимаю!

Казачок: Ну так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

Казачок: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывая медаль). Видал?

Ваня: Великое дело!

Казачок: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

Ваня: Не больно модничай, а то сам получишь.

Казачок: От кого?

Ваня: От меня.

Казачок: От тебя? Молод брат.

Ваня: Не моложе твоего.

Казачок: А тебе сколько лет?

Ваня: Тебя не касается. А тебе?

Казачок: Четырнадцать.

Ваня: Хе! (Свиснув).

Казачок: Чего – хе?

Ваня: Так какой же ты солдат?

Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.

Ваня: Толкуй! Не положено.

Казачок: Чего не положено?

Ваня: Больно молод.

Казачок: Постарше тебя.

Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.

Казачок: А вот меня взяли.

Ваня: Как же тебя взяли?

Казачок: А вот так и взяли.

Ваня: А на довольствие зачислили?

Казачок: А как же!

Ваня: Заливаешь.

Казачок: Не имею такой привычки.

Ваня: Побожись.

Казачок: Честное гвардейское.

Ваня: И оружие дали?

Казачок: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку! Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. Но я её только в бою надеваю.

Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

Ваня: Как это – за сына? За какого?

Казачок: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

Ваня: А ты – сын?

Казачок: Я – сын. Я, братец, у наших казачков, уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой).

Ваня: И ты рубал?

Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было… Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

Ваня: Прощай!

(Ваня и Казачок уходят)

— Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

( Он настойчив, «не робкого десятка»)

— Как вы понимаете выражение «Сын полка»? Кого называли сынами полка? Детьми полка?

(Детьми, потому что детей бойцы не только усыновляли, но и удочеряли. Ведь на фронте оказывались и девочки. Детей подбирали солдаты. И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя.)

— «Показался» ли Ваня разведчикам?

( «…Стало быть, я им не показался,- с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам».)

— Первая разведка Вани. Чем она закончилась? (Ваня был взят в плен).

— Как вёл себя в плену? ( Помнил, что он – разведчик. Не хотел подвести товарищей, хотя было ужасно страшно.)

— Какой предмет чуть не погубил Ваню? (Компас, букварь, химический карандаш)

— Кто спас Ваню? (Разведчики).

— Солдатское счастье Вани? Каково оно? Чем он хвалится перед Биденко? (Научился наматывать портянки).

— Почему капитан Енакиев хотел усыновить Ваню? (Хотел лично воспитать его, как своего сына, который погиб).

— Солдатский подвиг. Что это такое? ( Вызвать огонь на себя, спасти Ваню, отправив его с донесением, погибнуть самому, как капитан Енакиев).

— Как Ваня попал в Суворовское училище?

( Это была последняя воля капитана Енакиева: «…он просил позаботиться о судьбе его названного сына Вани Солнцева и сделать из него хорошего солдата, а впоследствии – достойного офицера».)

Знания на уроке: Суворовские и Нахимовские училища.

Историко-культурная справка:

Суворовские училища – так называли открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров.

Были также созданы и Нахимовские училища – для детей погибших моряков.

— Почему Ваня не сбежал по дороге в училище?

( «И, отдавая мальчику погоны капитана Енакиева, полковник сказал так:

— Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим , храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером. Но имей в виду: всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери –родины.»)

— Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

( Иван – самое распространенное русское мужское имя, самое подходящее для народа-победителя.

Солнцев – говорящая фамилия: будто солнышко ясное; так как был конопатым и шустрым.)

— Как сложится судьба Вани Солнцева? Ваше мнение?

(Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков к книге В.Катаева «Сын полка»).

Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: «Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея».

— Как вы думаете, почему так ответил писатель?

— Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Ответы, подготовленные детьми к этому уроку:

  • Когда началась Великая Отечественная война, пионеру Лёне Голикову не было еще четырнадцати лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино, на берегу реки Поло, недалеко от Ильмень-озера. Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, выполняя боевое задание, Лёня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Он вез с собой важные документы. Лёня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно самолетом были отправлены в Москву.

Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Лёня Голиков погиб.

  • Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го инженерного батальона, то есть «сыном полка».

  • Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.

  • Валерий Волков ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партизанами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

— Назовите примеры из литературных произведений подвигов детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

Ответы, подготовленные детьми к этому уроку:

1. Кассиль Л.; Поляновский М.

Улица младшего сына.

Повесть о Володе Дубинине.

2. Бринский А.П.

Безусая команда: Документальная повесть.

(Документальная повесть известного партизанского командира Героя Советского Союза А.П.Бринского посвящена молодым героям – партизанам, разделившим на равных с опытными партизанами опасности и славу борьбы с фашистскими захватчиками).

3. Кошевая Е.Н.

Повесть о сыне.

( В книге матери Олега Кошевого рассказывается о детских и юношеских годах легендарного героя, о становлении его как вожака молодежи и руководителя комсомольского подполья Краснодона в грозные годы Великой Отечественной войны).

4. Фадеев А.

Молодая гвардия.

Учитель обращает внимание учащихся на книжную выставку, знакомит детей с имеющимися в школьной библиотеке книгами по теме «Дети на войне».

Список книг с книжной выставки:

1. Бринский А.П.

Безусая команда: Документальная повесть.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1986.

2. Бакланов Г.Я.

Навеки – девятнадцатилетние. Повесть. – М.,1985.

3. Кассиль Л., Поляновский М.

Улица младшего сына.- М., «Детская литература», 1977.

4. Кошевая Е.Н.

Повесть о сыне. – М.: ДОСААФ, 1986.

5. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Детская литература, 1986.

6. Серия книг «Пионеры герои» — М.: Малыш, 1981.(Володя Дубинин, Саша Ковалев, Вася Коробко, Коля Мяготин, Гриша Акопян, Лара Михеенко и другие).

7. Фадеев А.

Молодая гвардия. – М.: Просвещение, 1982.

(Подойдут любые издания этих и других книг по теме «Дети на войне»)

Заключительное слово учителя:

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно. Даже маленькие войны, которые иногда называют «вооруженными конфликтами», приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, калечат их души.

А книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, заставляют задуматься над тем, как надо сегодня жить, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников.

Домашнее задание.

Итоговая письменная работа (Задание по выбору)

  1. Патриотизм. Что это такое? Как вы думаете, смогли бы вы помочь своей стране в трудную годину? Каким образом?

(Дайте развернутый ответ).

  1. Что несёт миру война? (Дайте развернутый ответ на вопрос, взяв в свои союзники мысли, которые пробудил в вас Валентин Катаев).

  2. Чем привлек вас Ваня Солнцев?

(Дайте развернутый ответ).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская литература.- М.: Просвещение, 1977.- Катаев В.П. с.269.

  2. Дмитриев Д.В.

Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г.

  1. Катаев В.П.

Сын полка.- Любое издание.

  1. Ожегов С.И.

Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -20-е изд.- М.-: Рус.яз., 1988.

  1. О подвигах, о доблести, о славе.

Рассказы и очерки/Сост.Г.Н.Яновский.- М.: Дет.лит.,1981.

  1. Питерский Л.

Сын полка// Родина.-№2-1995.

  1. Серия книг «Пионеры герои»-М.:Малыш,1981.

  2. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.-М.:Просвещение, 1974.

  3. Чирковская Т.В.

Произведения В.П.Катаева в школьном изучении. Пособие для учителя.-Л.: Просвещение,1978.

  1. Энциклопедия для детей. Т.9.Русская литература. Ч.2.ХХвек.-М.:Аванта+,2004.

infourok.ru

«Сын полка». Краткое описание повести Валентина Катаева

Меню статьи:

Война кровожадная, злая и беспощадная – именно так сегодня могут высказаться о военных действиях те, кто был свидетелем или участником войны. Произведение «Сын полка», краткое содержание которого нас интересует в этой статье, показывает, какой может быть война.

Социальное явление «война» унесло много родных и близких людей, оставив сиротами детей, лишило детей и взрослых крова над головой. Веками, поэты и писатели создавали произведения на тему войны, чтобы люди помнили и никогда не забывали о лице человеческой жестокости. Особенно тяжело люди перенесли Вторую мировую войну: от предыдущих военных действий прошло чуть больше 20 лет, а людям вновь довелось узнать, что это такое звук работающего пулемета, разрывающихся мин и бомбежек.

«Сын полка»: реальные события нереальной повести

Автор произведение «Сын полка» создал на основе реальных событий, которые и вправду имели место во время Второй мировой войны. Автора, корреспондента военной газеты «Красная звезда» Валентина Катаева очень сильно впечатлила судьба осиротевшего мальчика по имени Ваня Солнцев. Он рассказал журналисту, что мать погибла от рук немцев, когда те решили отобрать уцелевшую корову, а отец пал во время военных действий. Ваня обитал вместе с офицерами и солдатами, делил с ними военные будни, помогал по службе.

Повесть увидела свет в 1945 году. После издания повести «Сын полка» Валентин Катаев получил Сталинскую премию. Стоит отметить, что для советского поколения людей, Ваня Солнцев долгое время был настоящим кумиром. Кстати, судьба Вани – не единственная в роде. Это общий образ таких вот «сыновей полка», зачисленных и «поставленных на все виды обеспечения и продовольствия», сироты, родители которых погибли…

Исаак Раков-Солнцев – известный как Ваня Солнцев, реальный персонаж. Ребенок сирота, 1930 года рождения. Мальчик был рыжим и конопатым, чего в детдоме ему дали фамилию «Солнцев». Известно, что «сына полка» отдали в детдом совершенно чужие люди, вложив записку в руки: «Еврей Исаак, рожденный 2 июля 1930 года. Спасите мальчика». Немцы подступали все ближе, детдом эвакуировали за Урал. Воспитатели о мальчике позаботились сразу, на всякий случай, в условиях боевых действий сменив еврейское имя «Исаак» на распространенное «Иван». Ваня Солнцев решил, что в 11 лет ему самое время принять участие в боевых действиях. Во время эвакуации попросту сбежал на фронт.

Военные будни Вани Солнцева

Повесть «Сын полка» начинается повествованием о том, как разведчики возвращаются с нелегкого задания на место дислокации в лес. Действие происходит осенью, на пути они набрели на небольшой окоп, а рядом услышали странные звуки. Они увидели в окопе спящего ребенка лет 10-12, мальчика, он плакал во сне. Плач одинокого ребенка в лесу, да еще на войне, растрогал солдатов.

Артиллерийской батареей, где служили разведчики, руководил капитан Енакиев, человек честный, порядочный, расчетливый, с аналитическим составом ума, добрый, непреклонный и точный. Именно в этот полк и попал Ваня. Автор рассказывает, что мальчик стал членом семьи разведчиков в результате тяжких и долгих не детских приключений вдоль линии фронта. У отрока погиб отец во время боевых действий, а мать погибла от рук нацистов. Женщина отказалась отдавать кормилицу – корову. У Вани была еще и младшая сестра, о детях заботилась бабушка. Но страшный военный голод унес жизни родных мальчику людей. Ему чудом удалось выжить. Довелось парню и скитаться в одиночестве, и попасть в лапы жандармов, а оттуда – в детский изолятор. Переболеть тифом и чесоткой и при этом выжить. Сбежать из изолятора, два года прожить в лесу, в надежде пересечь линию фронта и только тогда попасть к своим, но при этом немного одичать, не потерять человеческое лицо. Военные нашли у мальчика старый букварь и ржавый гвоздь, которые он бережно хранил. Маленький человечек 12 лет был изнеможенный, очень худой, на вид ему можно было дать лет 9.

Ребенок на войне

Командир полка, капитан Енакиев отлично понимал, что ребенку на войне не место. Глядя на Ваню, сразу приходили мысли о собственной семье: жене и ребенке, они погибли во время бомбежки три года назад, по дороге в Минск. Енакиев решает отправить Ваню в тыл. Мальчик, не ведая о решении командира, наслаждался обществом боевых товарищей. Он поселился в палатке с двумя разведчиками – Кузьмой Горбуновым и Василием Биденко, парни были верными друзьями, и отличными хозяевами, слава об их дружбе гремела на всю батарею. Солдаты присматривали за мальчиком, кормили вкуснейшими на тот момент яствами – картошкой тушенкой. Друзья Вани ефрейтор Биденко – «большой» шахтер из Донбасса, и «приятной полноты» ефрейтор Горбунов – забайкальский лесоруб приняли мальчика вы свое содружество, полюбили и величали пастушонком.

Недолгое счастье

Счастье Солнцева длилось не долго. Совсем скоро он узнал о решении командира. Передать юношу в более безопасное место, в детдом поручили солдату Биденко, который считался лучшим разведчиком с большим опытом. Сутки их не было, за то время линия фронта успела существенно сместиться, военные действия ушли на запад. В свой блиндаж Василий вернулся молчаливый и в расстроенных чувствах, в глубокой печали. И только после долгих допросов товарищей признался, что мальчишка сбежал по пути в детский приемник. Однако детали побега раскрылись потом.

Ловкий мальчишка увильнул от опытного разведчика через высокие борта «буханки» на полном ходу. Беглеца удалось разыскать ближе к вечеру.

Мальчик даже и не пробовал убежать от ефрейтора, он просто спрятался на дереве. Разведчик, возможно, и не нашел бы сорванца, если б не любовь к книгам. Букварь Вани выпал из торбы прямо Василию на голову. Биденку удалось поймать попутку, а строптивому подростку привязать к руке веревку, а ее конец крепко держать. Разведчик часто дергал за веревку, однако Ваня спал и не реагировал на «проверку» ефрейтора. И только под утро стало ясно, что веревка привязана не к руке мальчика. Смышленый юнец сумел перевязать ее на сапог врача, пожилой женщины-хирурга, которая ехала вместе с ними в грузовике.

Дорогие читатели! Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести “Завтра была война” Бориса Васильева

Тем временем, беглец «путешествовал» по неизвестной местности, сожженным деревням и поселкам двое суток, в поисках родной батареи. Он считал свою «ссылку в детдом» недоразумением и несправедливостью, и очень хотел уладить все невзгоды с капитаном Енакиевым. И что вы думаете? Ему это удалось! Он пожаловался незнакомому человеку на Енакиева, не ведая, что это он сам и есть. Рассказал, как убежал от Биденко, как его не желают принимать в «сыновья полка». Командиру ничего не оставалось, как привезти беглеца обратно, в родную батарею. Так Ваня трижды приходил, убегал и возвращался, в свой родной военный дом.

Жизнь приходит в норму

Вскоре у Вани появилась и работа. Мальчик жил у разведчиков, Биденко и Горбунков присматривали за ним. Однажды разведчики получили очередную задачу от руководства: выведать расположение вражеских резервных войск, и отыскать выгодные позиции для обстрела немцев. Парни решили тайком от руководства, взять с собой «сына полка» Ваню, поскольку он отлично ориентировался в этой местности, обмундирования ему еще не выдали, юнец вполне походил на пастушонка.

Парень должен был провести разведчиков в необходимое место по опасной территории, но спустя несколько часов – пропал, как воду канул. Ваня решил самостоятельно отметить в нужной местности мосты, речные броды, а карту додумался нарисовать в своем стареньком и потрепанном букваре.

Мальчик так увлекся, что не заметил, как попал в лапы к немцам и подставил товарищей. Когда Горбунов и Биденко вернулись из мест дислокации, их угрожали отдать под трибунал за самоуправство. На поиски юноши хотели отправить отряд. Но юному разведчику снова повезло: наступление начали советские войска, немцам довелось отступать. В суматохе фрицы забыли про маленького шпиона и Солнцеву удалось попасть к своим.

С тех пор мальчика поставили на полное обеспечение, после бани он получил обмундирование и полное продовольствие. Ваня обладал неким даром: умел нравиться всем окружающим, завоевывать их расположение и доверие. Юношу любили все разведчики без исключения. Не устоял перед ребенком и сам капитан Енакиев. Слишком сильно он напоминал бойцу о погибшем сыне. Капитан сам занялся воспитанием ребенка, назначил мальчика личным связным. Командир создал и свой, уникальный план воспитания юнца. Для начала – постепенное выполнение обязанностей, в том числе и номеров орудийного счета. Ваню сделали запасным номером и приставили к первому орудию первого взвода.

Продолжение военных действий

О мальчике уже пошла слава, оружейцы знали и приняли юнца в свою компанию. Расчет тоже был особенный, кроме прославленного баяниста, там служил точный наводчик – Герой Советского Союза Ковалев. От мужчины Ване и стало известно, что советские войска уже под Германией.

А война продолжалась, готовилась к трудному бою и дивизия Енакиева. Для оказания помощи направили пехотную дивизию. Но опытный разведчик Енакиев учуял неладное – не нравились ему приятельские планы командира пехоты. Командир давно подозревал, что у немцев могут быть запасные части, но этого разведчикам доказать не удалось, поэтому и пришлось принять план как есть. Перед сложным боем, капитан пришел к первому орудию, а между тем, старому наводчику рассказал, что хочет усыновить Ваню.

Бой приближался, как и предполагал Енакиев, у немцев и правду остались резервные войска, с их помощью враги смогли окружить пехоту. Капитан отдал приказ первому взводу батареи прикрыть пехоту, передвинувшись вперед. Внезапно, он вспомнил, что Ваня находится там, но все-таки, отменять приказ не решился. Совсем скоро Енакиев подоспел к расчету первого орудия. Оно оказалось центральным в бою, немцы начали отступ, а орудие смещалось все дальше и дальше.

Хитрость немецкой военной машины

Немцы прославились коварством на войне, неожиданно для всех на поле боя вышли танки. Командир сразу вспомнил о маленьком бойце и решил немедленно отослать мальчика в безопасное место, в тыл. Однако Ваня не захотел покидать поле боя. Енакиев пошел на хитрость. Начертив нехитрое письмо, под видом «важного послания» откомандировал мальца в штаб. Ваня с задачей справился, после чего вернулся назад. Он не подозревал, что бой уже закончился, что немецкие враги наступали. Не выдержав натиска фрицев, Енакиев приказал взять «огонь на себя». Погибли все, кто находился на расчете первого орудия, и капитан Енакиев в их числе. Перед боем, он успел написать письмо к товарищам. В кармане погибшего командира нашли записку, где он прощается с боевыми товарищами-разведчиками, завещает похоронить себя на Родине и позаботится о мальчике – «сыне полка». Очень просил товарищей вырастить из Вани мужественного воина, достойного офицера.

Просьба командира оказалась услышанной. После похорон Енакиева, разведчик Биденко передал сына полка Ваню в суворовское училище на обучение в далекий старинный русский город.

Завершается повесть словами автора о том, как Ване снится сон в первую же ночь пребывания в училище, как он бежит по шикарной мраморной лестнице, его окружают пушки, трубы и барабаны. Подниматься трудно и почти не реально, но седой старичок, на груди с алмазной звездой упорно ведет его по ступенькам вверх, приговаривая: «Шагай смелее, пастушок!».

У войны не женское лицо …

Катаев мастерски описал непростой жизненный период человечества в годы второй мировой войны. «Сын полка» – история простого деревенского мальчишки, Вани Солнцева. Война его осиротила, отобрала родных и дом родной, ног тяжелые испытания судьбы не сломали мальчика, а заставили жить. Даже не жить, а выживать в жестоких условиях военных действий. Война закалила дух подростка, вселила веру в будущее, которое необходимо завоевать потом и кровью самостоятельно, противостоять врагу любой ценой за живых, и как месть – за мертвых. А жизнь показала – что мир не без добрых людей. Среди солдат ему удалось найти не только товарищей, обрести настоящую семью. Автор акцентирует внимание на выдержке, упорстве, смелости, хитрости и храбрости совсем еще юного мальчика: везунчика, любимца судьбы, собранность в критических ситуациях. Возможно, подарки судьбы в виде постоянного фарта он воспринимает не как военный реализм, а как авантюрное приключение, что собственно, и свойственно детям. Благодаря закалке и выдержке ему удается пройти и выстоять войну, а в будущем – стать солдатом и офицером.

Повесть Валентина Катаева «Сын полка» собрала массу восторженных читателей, произведение дважды экранизировали, а также осуществили постановку на большой сцене актерами труппы театра юного зрителя в Ленинграде.

Повесть В. Катаева «Сын полка»: краткое описание

5 (100%) 7 votes

r-book.club

Читательский дневник/Маркина Анастасия Александровна — Wiki-Сибириада

Валентин Катаев.Сын полка.Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев.Во время Великой Отечественной войны солдаты Красной армии подбирают мальчика сироту (Ваню Солнцева) и дают ему прозвище пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге туда, после чего напрваляется обратно в полк. По пути он впервые встречаеться с Енакиевым, мальчик очень понравился командиру и поэтому он решает его усыновить, т. к вся его семья погибла во время войны, в том числе и его маленький сын. Вернувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блендаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда неописуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судьба пастушка опять переменилась с той быстротой с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к. тот хотел воспитать его сам. Капитан направил его к первому орудию первого взвода. В качестве запасного номера здесь мальчик знакомится с лучшим наводчиком Советского союза Ковалёвым. Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.Я считаю что сыну полка — Ване было очень трудно. Он был болен, и неухоженный весь грязный.Но Буденко очень хороший полковник.Солдаты полюбили Ваню и пригрели к себе. Ваня был очень любопытным,ему хотелось попасть на разведку.Мне было жалко мальчика когда он попал в плен,и там его пытали-это очень ужасно!Но мальчику удалось выбраться так как он обладал очень хорошей интуицией, потом он поступил в училище как и хотел биденко…Мне очень понравился этот рассказ когда я его читала у меня дрожало сердце а когда погиб капитан еникеев у я рассплакась .я б не хотела никогда в жизни чтоб была война и не представляю как было страшно детям ,старикам.Когда мужья уходили на фронт их жоны плакали но зато они знали что они настояшие мужчины . Жертвуя своей жизнью спосали много народу но погибали саме .И уже в наше время мы смотрим гордо на ветеранов и когда я читала этот повесть я представляла как было это тежело отваёвывать мир,голубое небо над головою.сколько было написано рассказов про храбрость мальчишик .нужна любить свою страну свой народ и гордиться прошлым.03.08.2015-28.08.2015240 стр.

wiki-sibiriada.ru

краткое содержание рассказа в катаева сын полка

главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

Катаев написал замечательную повесть «Сын полка».

сделайте рекламу к рассказу сын полка

супер моей дочке понравилось и её захотелось прочитать

опечатка не: Вернувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам.

главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Сюжет: во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *