народ помогите составить таблицу Век нынешний век минуший горе от ума цитаты Чацкого???

"Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. »
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?... нам каждого велят признать историком и географом. »

5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!! »
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? »
7.«А судьи кто? - За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… »
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? »
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. »
4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. »
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

otvet.mail.ru

таблица по грибоедову горе от ума век нынешний и век минувший

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы. Век нынешний: 1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… » 2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… » 3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. » 4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?... нам каждого велят признать историком и географом. » 5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!! » 6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? » 7.«А судьи кто? - За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… » 8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? » 9. Искренность чувства 10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: 1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» 2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» 3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. » 4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» 5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. 6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. » 7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” 8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений 9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених» 10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

shpora.org

Век нынешний и век минувший (таблица)

ХарактеристикиВек нынешнийВек минувший
Отношение к богатству, к чинам“Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты”, “А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…”“Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених”
Отношение к службе

 

“Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Мундир!

один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…”

“А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”
Отношение к иностранному“И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.” “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.”“Дверь отперта для званных и незванных, особенно для

иностранных.”

Отношение к образованию“Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.”“Забрать все книги бы да сжечь”, “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений”
Отношение к крепостному праву“Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!”Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению“Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?”“К Прасковье Федоровне в дом во вторник зван я на форели”, “В четверг я зван на погребенье”, “А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.”
Отношение к кумовству, протекции“А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…”
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений“Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?”Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любвиИскренность чувства“Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених”
ИдеалыИдеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, “охотники поподличать”

ege-essay.ru

народ помогите составить таблицу Век нынешний век минуший горе от ума цитаты Чацкого???

"Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению­ 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. »
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?... нам каждого велят признать историком и географом. »
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!! »
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? »
7.«А судьи кто? - За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… »
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? »
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. »
4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. »
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

otvet.mail.ru

горе от ума век нынешний и век минувший таблица

Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума") Сочинение Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек. Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины.. . Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины "судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные". Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных". Сам же московский "туз" Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества. Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас! " Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова: Учение — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. "Охота странствовать напала на него... " Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел слу

touch.otvet.mail.ru

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» — выдающееся произведение русской и мировой драматургия. Оно занимает достойное место среди шедевров русской литературы. Значение этого произведении оценили еще современники. Особенно большим успехом оно пользовалось среди декабристов. Они использовали его для пропагандистских политических идей.

В комедии поставлены чрезвычайно важные и актуальные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещения, о русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека.

Грибоедов показал борьбу двух лагерей, двух эпох русской жизни—. «века нынешнего» и «веки минувшего». Общественно-политический конфликт был неизбежен. Отправным моментом его зарождения является отказ Фамусова в руке Софьи Чацкому и бурная реакция Александра Андреевича на дружеский совет «Поди-ка послужи», на наставления старшего.

Из каждой новой реплики персонажей, принадлежащих к тому или иному лагерю, мы видим, что мнения двух сторон различны во всем, начиная от отношения к службе и заканчивая взаимоотношениями людей.

«Век минувший» представлен в комедии закостенелым московским обществом, состоящим из фамусовых, хлестовых, тугоуховских, скалозубов. Типичным представителем здесь является московский барин Фамусов. Он наиболее полно вобрал в себя свойственные тому времени устои и законы. Главными нормами, принятыми в жизни, он считает карьеризм, угождение старшим, чинопочитание, боится мнений знатных вельмож, хотя сам не против распространять их.

Основные ценности морально независимой свободной жизни были переиначены московскими барами.

Отношение Фамусова и Чацкого к службе диаметрально противоположно. Чацкий основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим», угождение начальству. Фамусов же, напротив, не обращает большого внимания на саму службу. Главное для него — находиться вблизи монарха. О своем идеале, Максиме Петровиче, он говорит: «При матушке служил, Екатерине», — ставя это выше других заслуг

Молчалин, идеально усвоивший законы общества, в котором ему довелось жить, быстро находит свое место в нем, продвигаясь по службе. «Непрактичному» Чацкому он советует: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить».

Несомненно, с вопросами карьеризма тесно связана и система кумовства, протекции, столь популярная в московском обществе. Если при Фамусове «чужие очень редки», а Татьяна Юрьевна вообще уважаема и знатна за свои связи, то Чацкий даже и не помышляет о том, чтобы делать карьеру, тем более с помощи родни.. Реплика Фамусова о «почтенном камергере» Кузьме Петровиче, который был «с ключом, и сыну ключ умел доставить», просто возмутила Чацкого. Он негодует на такие порядки, на саму систему. Это отчетливо видно из монолога об «отечества отцах», «нашедших защиту от суда в друзьях, в родстве».

Можно заметить, что чем больше общается пылкий, полный патриотических стремлений Чацкий с Фамусовым, тем больше разделяет их пропасть. Чацкий резко, ничего не скрывая, отзывается об обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем», «якобинцем», «карбонарием». Пропасть, отделяющая вольнолюбивую дворянскую интеллигенцию от основной массы крепостников, обозначилась предельно четко. Личная драма героя еще больше подчеркнула бескомпромиссность, принципиальность, конфликта. Честный человек вынужден отречься не только от расхожих мнений и лицемерной «морали» общества, но и от личных кровных связей с этим обществом — от любви к Софье.

Черты характера главного героя, выраженные в монологах, безусловно, включают в себя такие качества как честностъ, открытость, страстность, преданность, стремление к ясности и четкости. Только раз в пьесе читатели могли увидеть его умышленное притворство: «Раз в жизни притворюсь», говорит он и признает «вину» перед Молчалиным.

Удивленный холодностью Софьи, он желает «вынудить признанье», поскольку не терпит скрытности, недоговоренности. Искренне и преданно любят Чацкий Софью и откровенно говорит ей об этом, ни от кого не таясь.

Прямо противоположным героем, тяготеющим к «веку минувшему», является Молчалин. Тема услужливости, подобострастия перед власть имущими затрагивает даже личные любовные отношения. Молчалин идет против собственной воли, встречаясь с Софьей «по должности», «в угодность дочери такого человека». Одновременно здесь чувствуется скованность его воли, внутренняя несвобода.

Противоречия во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим» встречаются на каждом шагу. Все сферы жизни воспринимаются теми и другими по-своему.

Отношение к богатству и чинам сходно у Фамусова и Молчалина: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», — говорит Фамусов Скалозубу. Молчалин, не имеющий «своего суждения», как бы говорят ему: «В чинах мы небольших». Чацкий же по-другому смотрят на жизнь, надеется найти молодых людей, похожих на него самого отчаянных смельчаков, идущих на жертвы ради преодоления отсталости общества.

Свое отношение к идеалу Фамусова — Максиму Петровичу — Чацкий высказывает в своем знаменитом монологе «А судьи кто?..».

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина», — заявляет Фамусов, выражая свою ненависть к образованию, считая его причиной распространения вольномыслия в обществе, Чацкий же в монологе-воспоминании об особо известных в Москве фигурах, саркастически отзывается о том «чахоточном», который «с криком требовал присяг чтоб грамоте никто не знал и не учился».

Отношение к свободе суждений также различно у «века минувшего» и «века нынешнего».

Фамусов и московское общество были скованы болезнью общественного мнения, толков. Финальная реплика Фамусова: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» — доказывает, что общественное мнение для него священно и непререкаемо.

Чацкий же не трепещет перед общественным мнением. Он независим от него и решает сам, какую тактику поведения избрать.

Пафос одного из центральных монологов Чацкого — в защите свободной жизни, свободной как физически, таки морально. Жизнь находятся в оковах московского света, весьма ощутимо духовное рабство. Силы знати направлены и на запрещение великих мыслей Чацкого, и на закрепощение народа.

Все представители фамусовского общества — крепостники, относящиеся к своим слугам, как к вещам. Хлестова говорит, что приехала на бал с моськой и «арапкой-девкой», другой помещик-крепостник на преданных ему слуг «выменял борзые три собаки». Чацкий пытается бороться с этим обществом, видя все его язвы.

Московские нравы и способы времяпрепровождения также возмущают его. Чацкий, попадая на бал, не скрывает своего отношения к такого рода развлечениям: «Что нового покажет нам Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?». Для московских бар, от молодых до старых, бал — то место, где рождаются сплетни, возникают нужные связи, он является главным местом времяпровождения.

Конфликт двух эпох, двух лагерей был неизбежен в тот период развития русского общества. В результате этого пылкий правдолюбец Чацкий вынужден был покинуть и дом, и любимую, предавшую его любовь и жизненные принципы.

Заслугой Грибоедова является то, что он сумел в своей комедии отобразить процессы, происходящие в русском обществе в первой четверти XIX в., создать типичные характеры представителей «века нынешнего» и «века минувшего».


< Предыдущая   Следующая >

bolshoy-beysug.ru

горе от ума век нынешний и век минувший таблица

Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума")

Сочинение
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.
Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины.. .

Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины "судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные". Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных".

Сам же московский "туз" Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас! " Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

Учение — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

"Охота странствовать напала на него... " Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел слу

otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о