Содержание

Открытый урок по обучению грамоте Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

 

 

Открытый урок

по обучению грамоте

 

 

Упражнение в подборе

проверочных слов к словам

 с безударным гласным в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Учитель Моромова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Самоопределение к деятельности. ( Психологический настрой ) 

 

Полюбуйся, весна наступает,

  В ярком золоте день утопает.

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Апрель (Подснежник)» и идёт показ слайдов о весне)

— Полюбуйтесь картинами весны.

— Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то интересное. К нам сегодня на урок  тоже пришла красавица-Весна и принесла много интересных заданий. Вот одно из них.                 

а) — Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево. Как и все деревья на улице, оно пока голое. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой, чтобы стало веселее.                                            (Ребята выходят к доске и прикрепляют к дереву разноцветные листья.)                 — Поднимите руку, кто выбрал зеленый лист. Сегодня на уроке вас ожидает успех.                                                                                                                                  – А кто выбрал красный лист? Вы у нас будете сегодня самыми общительными.                                                                                                                 – Кто выбрал желтый лист? Вы будете самыми активными.                                      – Кто выбрал синий лист? Вы у нас будете сегодня самыми настойчивыми и обязательно добьетесь поставленной цели.

А я к вашему дереву хочу добавить солнышко, т.к. солнышко всем светит, всех любит и всех греет. Пусть всегда будет солнце!

— Ну что, веселее стало?  Настроение хорошее?                                                                                     

б) – А чтобы хорошо работала наша голова, начнем наш урок с «мозговой гимнастики». Выполним упр. «Ленивые восьмерки».

2. Актуализация опорных знаний.

 

а)

— Прочитайте с доски слова:

           водный       вода              водитель                     водичка

— Какое слово лишнее? Почему? Мы его сотрем.

— Какие слова являются однокоренными? Выделим корень.

— Давайте понаблюдаем за гласной буквой в корне. Прочитайте слова, послушайте, как звучит гласный звук в корне. ( В слове «водный» четко  слышится звук «о», т.к. он стоит под ударением, находится в сильной позиции, а в словах «вода» и «водичка»гласный звук слышится неясно, т.к. он безударный и находится в слабой позиции.)

— А почему в словах «вода»и «водичка» тоже пишется буква «о»? Это однокоренные слова, а корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

— Молодцы, ребята. Пожалуйста, запомните то, о чем мы с вами сейчас говорили. Это нам пригодится сегодня во время изучения новой темы.

 

 

 

 

А сейчас будем учиться красиво писать. Порадуем нашу гостью Весну.

 

б) Минутка чистописания.

 

 – Для минутки чистописания мы возьмем буквы из этих же слов. Определите порядок следования букв

вод     вводд

— Чем интересны буквы «в» и «д»?

— Букву о пишем в виде правильного овала, обратите внимание на верхнее соединение.                                                                                                                — Тетради положили наклонно, спинки выпрямили, пишем очень красиво.

—  Самооценка. Оцените вашу работу. У кого все слоги правильные и красивые, поставьте на полях +, у кого не все получились красивыми – поставьте галочку, у кого очень плохо — -.

— Поднимите руки, кто поставил себе +;

— А кто поставил галочку?

— Кто поставил минус?

 

А сейчас будем тренировать нашу память.

в)  Тренировка памяти

Прочитайте внимательно 3 раза  слова с доски и постарайтесь их запомнить:

весна, трава, подснежник, травушка, ландыш, яблоня, скворец,  день

Назовите слова, которые состоят из 3 слогов;

— Какие слова могут быть зелеными?

— Назовите слова с ударением на 2-м слоге;

— Назовите однокоренные слова;

— Какие слова начинаются с гласной буквы?

— Какие слова отвечают на вопрос кто?

— В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

— Было ли в словах название грибов? Название цветка?

— Сколько было всего слов?

— Какое слово было 1-м?

— Сколько букв в последнем слове? А звуков? Почему?

— А что общего у всех этих слов?

— Молодцы. Вы были очень внимательны и поэтому запомнили много  весенних слов. Весна будет довольна.

 

 

 

 

 

 

А сейчас проверим, как вы готовы к усвоению новой темы, проведем небольшой тест.

 

Тест.

 

Фамилия, имя______________________________________

 

1.     Что такое корень?

а) Часть слова, при помощи которой образуются новые слова.

б) Общая часть однокоренных слов.

в) Часть слова без окончания.

 

2. На какой слог может падать ударение?

а) на первый;

б) на второй;

в) на любой.

 

3. Найдите слово, в котором ударение падает на 2- слог.

а) парта

б) молоко

в) ворона

г) яблоко

 

4. Найдите лишнее слово.

а) лось;

б) лосенок;

в) лоскут.

 

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однокоренными.

а) лес, лесок, лесной;

б) белка, беленький, белить;

в) холод, морозный, холодный.

 

— Давайте проверим, как вы выполнили тест.

 

Самопроверка (ответы на экране)

1 – б

2 – в

3 – б

4 – в

5 – а

— У кого все правильно? Поднимите руки.

— У кого одна ошибка?

— Молодцы. Я думаю, вы готовы к усвоению новой темы.

 

 

3)    Постановка учебной задачи.

— Вы уже много знаете про корень, однокоренные слова, безударные гласные. Но сегодня на уроке вы узнаете что-то новое. А в этом нам поможет одна интересная ситуация.

 

Наступила весна, стало тепло. Отложили ребята коньки, лыжи и решили поиграть в футбол.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
— Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
— Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования — длинный деревянный меч.
Почему так случилось?

— Почему Петя вместо мяча принес меч?( так написано в записке )

— Почему же Дима в записке написал « с мечом», если ему нужен мяч?

— Какое правило он не знал?

( Как пишутся безударные гласные в корне.)

 ( В слове « с мячом» ударение падает на 2-й слог, на гласную «о», а 1-я гласная находится в слабой позиции, поэтому слышится неясно.)

— А что же делать, чтобы правильно написать слово?

Значит, чему  мы будем учиться сегодня на уроке?

(Будем учиться подбирать проверочные слова.)

 

4. «Открытие» детьми нового знания.

 

а) – Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные

слова к словам с безударной гласной в корне.

 Для этого давайте поможем  Диме правильно написать записку.

Какую гласную надо было написать в слове « с мячом»?

(Гласную «я».)

— Почему?

        С м…чом – мяч – с мячом

_ Что мы сделали? (Пропущенную безударную  гласную поставили под ударение, чтобы она оказалась в сильной позиции и не вызывала сомнений.)

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление.

(Работа в парах.)

 

а) Вот  сейчас потренируемся правильно писать безударные гласные в корне, будем учиться подбирать проверочные слова. Чтобы вам было                            будем работать в парах. Одна голова хорошо, а две лучше.  Откройте голубые листочки.

Прочитайте 1-й столбик стихотворения:

                 На берегу растет с…сна,

                 А рядом с нею

сосны.

                 Горит прекрасная зв…зда,

                 А рядом с нею звезды.

В каком слове пропущена буква?

— Какую гласную напишем вместо точек? Почему? Поставьте вместо точек нужную гласную букву.

б) дальше работаем самостоятельно в парах, вставьте вместо точек пропущенную букву. Устно подбираем проверочные слова. Слов-помощников во 2-м столбике уже нет.  

 

         Цв…ты, в…да, д…ла, тр…ва  —

         Проверить надо все слова.

         Слуху вы не доверяйте –

         Удареньем проверяйте.

б) Проверка.

Итог: Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной? (Подобрать проверочное слово. )

— Как подобрать проверочное слово?

(Изменить слово так, чтобы на этот безударный гласный падало ударение.)

— Как об этом пишет автор? Прочитайте 2 последние строчки.

— Почему нельзя доверять слуху?

 

в) Игра с карточками

_ Вы поняли, как подбирать проверочные слова?

Сейчас поиграем в игру «Потерялась буква», и каждый проверит себя, как научился подбирать проверочные слова.

Наступила весна, и прилетели перелетные птицы, а на крыльях принесли нам весенние слова. А какие именно птицы прилетели, отгадайте сами.

— На шесте  — дворец

Во дворце  — певец,

А зовут его …. .(скворец)

— Перелет у скворцов долгий и трудный, т.к. на зиму они улетают далеко: некоторые скворцы улетают в Африку, другие в Южную Европу или в Среднюю Азию. Поэтому во время перелета некоторые буквы скворец растерял, а какие именно – догадайтесь сами. Приготовьте карточки с гласными буквами.

А ещё, ребята, постарайтесь запомнить слова, с которыми мы сейчас будем работать.

 

На экране появляются слова с пропущенными буквами, ребята поднимают карточки с гласной буквой, объясняют, подбирают проверочное слово.

 З..мля, цв..ты, гр..за, тр..ва, л..сток, п..ля, д..жди, в..да,

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

г) Письмо по памяти.

— Молодцы, ребята, вы хорошо научились подбирать проверочные слова.

— А сейчас мы проверим, кто же из вас был самым внимательным? Кто запомнил, с какими словами мы сейчас работали? И кто сможет их правильно написать? Какие  слова принес нам скворец? Напишите в тетради, какие слова запомнили.

(Проверяем, кто сколько слов запомнил)

— А сейчас проверьте, правильно ли вы написали безударные гласные в этих словах. (На экране появляются все слова: земля, цветы, гроза, трава, листок, поля, дожди, вода с выделенными безударными гласными.)

Кто правильно написал все слова?

— А кто сам нашел свою ошибку?

— Молодцы. Вы были внимательны и научились правильно писать слова с безударной гласной в корне.

 

7. Включение в систему знаний.

 

а)  Работа в группах – дифференцированная  работа с деформированными предложениями.                                                                                                                                 — И вот наконец  пришла сама красавица- Весна.

Давайте мы её порадуем. Будем учиться составлять красивые предложения о весне.

а) Работа в группах – работа с деформированными предложениями.

1 группа: шумная, пришла, весна, радостная и.

2 группа: трава, зеленеет, молодая.

3 группа: грачи, прилетели, и, скворцы, стрижи

               голоса, далеко, разносятся, их

4 группа: цветы, появились, первые

                весной, березовые, хороши, как, леса

б) Каждая группа читает свое предложение.

— Ребята, что у нас получилось? (Текст)

— Почему? (Он состоит из предложений, и они связаны по смыслу)

 

б) — Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наш урок подошёл к концу. Подведем итог, Приготовили сигнальные карточки.

 

Игра «Да – нет».

 

1.     Корень – это общая часть однокоренных слов. (Да)

2.     Ударение всегда падает на первый слог. (Нет)

3.     Корень в однокоренных словах пишется одинаково (Да)

4.     Безударные гласные в слове как слышим, так и пишем. (Нет)

5.     Безударные гласные в корне слова надо проверять. (Да)

 

8. Рефлексия.

— Молодцы. Ребята, посмотрите, на доске у нас пьедестал. На нем 3 ступеньки:

1 – тренируйся

2 – хорошо

3 – молодец

Оценив свою работу на уроке, поставьте себя на соответствующую ступень. (Дети выходят и ставят магнитики)

  Я рада, что у нас есть ребята, которые весь урок работали активно, помогали мне и дали себе высокую самооценку.

У нас есть также ребята, которые хорошо работали.

И есть ребята, которые еще хотят потренироваться в подборе проверочных слов. Вот этим мы и займемся на следующем уроке.

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коллекция главреда Грамота.ру — T&P

Есть эталонные ошибки, на которые любят ссылаться блюстители русского языка: неправильное ударение в слове «одновременно» или путаница с родовой принадлежностью «кофе». Но существуют более интересные случаи. Большинство носителей языка, например, неправильно произносят фразу «мнения разнятся»: норма гласит, что ударение в этом глаголе должно ставиться на первом слоге. Делимся конспектом лекции главного редактора Грамота.ру Владимира Пахомова.

Я начинал на четвертом курсе университета оператором справочного бюро, и туда зачастую поступали самые нелепые и удивительные домыслы, какие можно себе представить. Там были, например, такие утверждения: «за хлеб мы платим, а за квартиру — плотим», «большая буква придает слову солидность, поэтому Генеральный Директор следует писать с двух прописных», «правила русского языка утверждает правительство», «написание слова “загараживать» проверяется словом «гараж”. Я подумал, что нужно собрать все эти заблуждения и как-то их систематизировать. Мы это делаем в разделе «Азбучные истины» на портале Грамота.ру.

Кофе среднего рода

Кофе — заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е». В огромном большинстве такие слова приобретают в нашем языке средний род — так уж он устроен, и эта тенденция необыкновенно сильна. Например, «метро» было раньше тоже мужского рода (от «метрополитен»), даже выходила газета «Советский метро». Для иностранцев всегда загадка, почему в русском языке «кафе» среднего рода, а «кофе» — мужского. Но мужской род поддерживается наличием устарелых форм «кофий» и «кофей». Такой своеобразный языковый мемориал.

Нельзя говорить «в Строгине»

Анна Ахматова сильно возмущалась, когда при ней говорили «я живу в Кратово» вместо «я живу в Кратове». Другой литератор предлагал всем, кто говорит «из Кемерово», по такому же образцу говорить «из окно». Видимо, за то десятилетие, за которое распространился новый несклоняемый вариант, мы успели забыть о том, что это правило всегда звучало иначе. Несклоняемые названия населенных пунктов возникли из языка военных, которым важно было давать начальные формы в сообщении. Возьмем, допустим, то же Кратово — из склонения «в Кратове» не ясно, Кратов это или Кратово. Один из наиболее авторитетных словарей сегодня, словарь Зализняка, пишет о несклоняемой форме так: «степень распространенности этого явления так велика, что, по-видимому, оно уже приближается к статусу допустимого».

Ударение на первый слог в глаголе «звонить»

«Звонит» — этот жупел возникает в любой тематической дискуссии. Есть логика, по которой в языке смещаются ударения, и, хотим мы того или нет, эти законы работают. Перенос ударения с окончания на корень закономерен — «куришь», «варишь» и «даришь» раньше тоже произносились с ударениями на последний слог, просто они этот путь уже прошли. Несмотря на то, что это злит всех очень сильно, мы действительно в будущем будем говорить «звоним».

Электронные словари менее надежны, чем печатные

На сайте Грамота.ру выкладываются электронные версии печатных словарей — это один и тот же материал. У нас по объективным причинам есть случаи расхождения в рекомендациях. Допустим, часто спрашивают, как ставить ударение в слове «тирамису». Раньше мы отвечали, что норма словарно не определена, и так как это слово не устоявшееся, вы имеете право выбрать тот вариант, который вам больше нравится. Вышло академическое издание орфографического словаря 2012 года, и там зафиксировано «тирамису» с ударением на последнем слоге. То есть теперь, когда это слово получило прописку в языке и словарную фиксацию, мы станем отвечать по-другому. Но, допустим, для слова «руккола» такой фиксации еще нет. Колебания в написании недавно заимствованных слов — это вполне естественно для языка. То же касается слов twitter, facebook и прочих. До сих пор не определено, как их писать. Я бы писал по-разному: в статье написал бы «Фейсбук», используя кавычки и прописную букву, а в чате — со строчной и без кавычек.

Должности президента и патриарха полагается писать с прописных букв

На самом деле с прописных эти слова пишутся только при официальном титуловании, в текстах официальных документах. Например, в тексте Указа Президента Российской Федерации это слово пишется с большой буквы. А в газетной статье нет никаких оснований для этого, и нужно писать со строчной. Еще очень живуч миф, что «день рождения», поздравляя человека, нужно писать с двух больших букв — нет, оба слова пишутся с маленьких.

После распада СССР следует говорить «в Украине»

Это очень болезненный вопрос, и он постоянно выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся такой позиции: нормы русского языка складываются столетиями, и они не могут за пять, десять или двадцать лет измениться в угоду каким-то политическим процессам. Поэтому по-русски правильно говорить «на Украину». Вообще, образование предлогов не всегда поддается объяснению. Почему, например «в школе», но «на заводе»? Так сложилось. Это многим не нравится, всем надо докопаться до сути. «Всему должно быть объяснение» — это еще один миф, очень многие вещи в языке нельзя объяснить.

Всегда должен быть один правильный вариант

Нехорошо, когда есть две нормы, как в случае со словом «творог». Это очень распространенный миф. Вариантность — это ни в коем случае не изъян для языка, наоборот, это его богатство. И ведь варианты бывают разные. Есть варианты равноправные, как в случае с творогом. Есть варианты категории «предпочтительный/допустимый», «современный/устаревший», и даже для ошибок в словарях есть свои градации. В орфоэпическом словаре, в словаре трудностей есть четкая система помет на этот счет. Допустим, нерекомендуемый вариант — «вандал», например. Есть неправильные варианты, есть грубо неправильные. Подход, при котором считается, что нужен только один вариант, характерен для словарей, адресованных работникам радио и телевидения. Есть словари, которые нацелены именно на то, чтобы показать динамику изменений и богатство норм языка. Словарь — это ведь не учебник, он не должен фиксировать единственно возможные варианты.

Вместо «кто последний» нужно говорить «кто крайний»

Об этом мифе еще Успенский писал в пятидесятые годы в книге «Cлово о словах». Успенский в книге объясняет еще, что у каждого предмета — у той же очереди — есть два края, и вопрос, таким образом, несостоятельный. У Колесова есть объяснение, что это использование «крайнего» вместо «последнего» заимствовано из украинского языка. Есть еще суеверие: все повально стали говорить «это был мой крайний спектакль, крайняя лекция, крайняя передача». У слова «последний» есть несколько негативных оттенков. Например, «плохой» — последний негодяй. Понятно, почему употребления этого слова избегают люди, рискующие жизнью: альпинисты, водолазы, цирковые артисты и летчики. Но когда мы в речи обычного человека слышим «когда я крайний раз был там-то», это звучит смешно.

Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди

Была такая рекомендация в словаре речевого этикета, согласно которой можно употреблять этот глагол по отношению к детям, так могут говорить о себе женщины, но не должны говорить мужчины. Не знаю, насколько она справедлива, но она есть — в качестве простой рекомендации.

Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквы

На самом деле «вы» пишется с заглавной буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах определенных жанров: личные письма, служебные записки, листовки. Это, кстати, и для филологов не всегда очевидно. На Грамоте.ру есть раздел «Календарь конференций», куда приходят заявки от пользователей портала, и почти в каждом объяснении приходится править, потому что обращение к уважаемым коллегам включает местоимение «вы» с прописной буквы.

Обучение грамоте (по системе Занкова): «Парные согласные буквы «Д

Цели:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Развивать речь учащихся.
  • Вводить в мир человеческих отношений, воспитывать эстетические, нравственные чувства.

Оборудование: “Букварь”, запись песни кота Леопольда, рисунки мышат, кота Леопольда, призы для учащихся

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А узнать мы их сможем только, выполнив несколько заданий.

II. Повторение пройденного материала.

– Первый герой очень пугливый, осторожный, поэтому боится нам открыто показаться. Но мы сможем его найти, если вспомним алфавит от “П” до “Я”. Соединим буквы в алфавитном порядке (с. 27).

– Кто получился? (Мышонок)

– Придумайте родственные слова с корнем: -мыш-

– Выберите схему, которая подходит к слову “мышата”. (На доске вывешены несколько разных схем слов)

– Сделаем звукобуквенный анализ этого слова.

– Сколько слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?

– Напечатайте его. (На доске появляются мышата)

– Узнать следующего героя поможет загадка:

“Выгнул спинку он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка”.

Звучит песенка кота Леопольда, вывешивается рисунок.

– Как зовут нашего кота?

III. Поcтановка задачи.

– Откроем “Букварь” на с. 26 и вставим пропущенные буквы.

– Какую букву вставили в конце слова “кот”? Докажите.

– Какую букву вставили в конце слова “Леопольд”? Объясните, почему?

– Почему слово “Леопольд” написано с большой буквы?

– Какое самое любимое предложение у нашего кота? (Ребята, давайте жить дружно!)

– Но вот беда, мышата утащили из слов буквы. Вставьте их, пожалуйста.

– Какие буквы вставили? (д, т)

– Что мы знаем о буквах д, т?

– Сегодня на уроке мы будем учиться читать и правильно писать слова с парными согласными буквами д, т.

IV. Группировка слов по определенному признаку.

– Давайте охарактеризуем каждого героя. Для этого прочитаем слова, записанные на отдельных карточках, и поместим их под тем, кому они соответствуют.

– В каких словах встретились парные согласные буквы д, т?

– Найдите лишнее слово. Для этого поставьте к словам вопросы: Какой? Кто? Что делал?

– Прочитаем третий столбик слов (с.26).

– На какие две группы можно разделить данные слова?

– На какой вопрос отвечает первая группа? (Кто? Озорники. Что? Телевизор)

– Вторая группа? (Что сделал? Улизнул, открутил).

V. Физминутка.

Вышли мыши как-то раз
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири,
Тут раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!

VI. Работа по Букварю.

– Проказники-мышата и тут, на страницах букваря, не дают коту покоя: шалят, придумывают разные испытания. Давайте же поможем доброму коту Леопольду справиться с ними. А в знак благодарности за каждую вашу помощь он будет дарить самый любимый свой предмет из одежды: бант.

– Озорники придумали стихотворение, но в последних строчках не дописали слова. Наша задача: закончить каждую строку рифмующим словом (с. 26).

“Ти-ди-ти-та,
Два мышонка ждут _________.
Ты-ду-ди-ти,
Встали мыши на ________”.

Слоги читает весь класс, а строчку – один ученик. Последнее слово договаривают и печатают в Букваре.

– Прочитайте первый столбик слов, подумайте, какие задания придумали мыши?

  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
  • Найти проверочное слово.

– Как понимаете слово “добродушный”?

– Это слово состоит из двух корней, поэтому называется сложным.

– Прочитайте второй столбик слов.

– Выделите корень.

– Найдите слово, в котором согласный звук произносится не так, как пишется.

– Как его можно проверить?

– Найдите слово, в котором есть приставка, выделите ее

– Можно ли слова назвать родственными? Докажите.

– Как еще шалили мышата? Прочитайте стихотворение. (Мышата открутили гайки у телевизора, налили туда воды, поэтому буквы на экране поплыли).

– Поможем коту собрать слова из букв.

Игра “Кто больше соберет слов из данных букв и напечатает их в Букваре.

– Какие же слова у вас получились? (Дети, которые не смогли составить много слов, дописывают при проверке)

– Кажется, мышата поняли, что жить надо дружно, не обижать своих товарищей.

– Прочитайте предложения, которые написаны крупными буквами. (Читают ученики, слабочитающие)

– А вы, ребята, поняли это? Прочитайте стихотворение Б.Заходера на с.27

– В знак примирения мышата пригласили кота Леопольда на ужин и подали на стол… Прочитайте на с.27, что.

– Подчеркните, что выберет кот? (Рыбку, молоко, колбасу)

VII. Итог урока

– Вот и прошли мы все испытания. Кто же больше всего помогал коту? Поднимите свои подарки.

– А на прощание кот Леопольд просил передать пожелания своим новым друзьям, т.е. вам, ребята.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево.

(С.Я. Маршак)

Звучит музыка, заканчивается урок.

Ровесник жжет — Год Литературы

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: totaldict.ru

Уверены ли вы, что сможете правильно написать предложения: Колоссальный аттракцион известного режиссера и продюсера или Юрисконсульт зашел в турагентство? Справиться с написанием звонких, глухих и тем более непроизносимых согласных  поможет зав. кафедрой филологии факультета гуманитраного образования Новосибирского государственного технического университета Галина Мандрикова.

Все правила написания согласных в наглядных схемах.

Правописание согласных 

1. Звонкие/глухие согласные

Чтобы правильно написать слова с одним из парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или согласный м, н, л, р.

Не забывайте о чередованиях:

г, д чередуется с ж: интрига – интрижка,

х чередуется с ш: махать – отмашка.

Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова): абсолютный, рюкзак, вокзал, футбол и т.д.

2. Непроизносимые согласные

Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после согласного стоял гласный звук: агенТство агенТурный, посТная (пища) — посТиться.

Запомните!

ровесник (равный по веснам) – сверстник (равный по устар. верстам – возрасту)

участвовать (быть частью) – чувство (от др.русск. чувити –  чуять)

яства (от ясти (есть)) – явственно (явно)

искусный (искусен) – искусственный

наперсник (от перси (грудь) доверенное лицо) –   наперсток (перстень)

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости)

3. Двойные согласные

3.1. Двойные согласные в русских словах

Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г — ж: жгу — жжёт).

В словах, где есть чередование зг // зж, зд // зж, пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж, а зж: брызжет (брызги), брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (вдребезги), загромозжу (загромоздить), мозжечок, размозжить (мозг), позже (поздно), приезжать (приезд).

Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др.

Слова с корнем рус- пишутся с одним с: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус; 

слова с корнем росс-: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин.

3.2. Двойные согласные в заимствованных словах

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов необходимо запоминать, обращаясь к словарю:

Двойные согласные: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция.

Одиночные согласные: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и др.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами обычно сохраняются:

группа — группка, групповой, группировать; 

программа — программка, программный, программировать; 

балл — пятибалльный; 

галлы — галльский;

металл — металлический, металлург; 

класс — классовый, классный, одноклассник; 

компромисс — компромиссный; 

либретто — либреттист; 

норманны — норманнский; 

антенна — антеннщик

Запомните!

колонна колонка;

кристалл  – кристальный;

манная (крупа) – манка;

опереттаоперетка;

тоннапятитонка;

финнфинкафинский

Источник: totaldict.ru

Проверочное слово. Что происходит с грамотностью сегодня? / «Пятидневка» / Радиостанция «Радио России»

20 июня 1920 года Совет народных комиссаров образовал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Самый напряженный год Гражданской войны. За полгода до этого в декабре 1919 Совнарком года принял декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР» – всех в возрасте от 8 до 50 лет, не умевших читать и писать, обязали учиться грамоте.

Что происходит с грамотностью в условиях сплошной компьютеризации? Зачем нужно писать правильно? Каковы критерии грамотности сегодня? Изменение норм орфорграфии и последствия размывания этих норм.

Эксперт в студии – Алексей Дмитриевич Шмелев, доктор филологических наук, председатель Орфографической комиссии Российской академии наук, главный научный сотрудник Института русского языка имени Виноградова.

«Когда набираешь текст в гаджете или на компьютере, компьютер какие-то вещи исправляет, но часто правильное на неправильное, – комментирует Алексей Дмитриевич Шмелев. – Зачем нужна грамотность, некоторое единообразие в письме? Читателю гораздо удобнее читать грамотно написанный текст. Я говорю о грамотных читающих людях. Слово сразу воспринимается целиком, елси оно грамотно, правильно написано. Если слово написано безграмотно, приходится догадываться, что пишущий имел в виду. Приходится читать как читает начинающий, по буквам. Также если все вокруг будут безграмотные, то общение станет затруднительным.

В начале XX века грамотный человек имел больше возможностей для продвижения в обществе. Сейчас эти критерии снижены. Престиж грамотности упал. Правда, одновременно он и поддерживается. Например, проводится такое мероприятие, как Тотальный диктант. Число его участников растет. Значит люди хотят писать грамотно, грамотность не утрачивает своего престижа. Грамотный человек по-прежнему выше ценится, чем безграмотный».

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле.

Урок русской грамоты: «Правописание безударных гласных. Я. Пинясов „Кем быть и кем не быть?“»

 

 

Юркинсон Наталья Искаковна
учитель начальных классов
второй категории
Заградовской средней школы
Есильского района СКО

Цель: Совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Задачи:

1) Формирование умения писать слова с безударной гласной, видеть безударные гласные в корне слова.
2) Развивать внимание, орфографическую зоркость, речевые умения.
3) Воспитание аккуратности, трудолюбия на уроке, доброжелательного отношения к товарищам.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: тексты для чтения, оформить  доску, опорная схема «Безударные гласные».

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

На уроке глаза внимательно смотрят, уши внимательно слушают, руки всё делают правильно и тогда у нас всё получится, и урок будет интересным.

2. Минутка чистописания

На доске:

Добрым быть совсем — совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.
Агния Барто

Кто догадался, какое слово и какую букву мы будем сегодня писать?

(Слово «доброта» и букву Д)

Письмо: Дд Да До-де дя ди доброта

Поставьте ударение в слове. Назовите безударную гласную в корне слова. [o].

Найдите в тексте проверочное слово с сильной ударной гласной (добрым).

3. Работа по теме урока:

1) Постановка темы урока.

Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, — сказал товарищам Дима. — Колька принесёт» Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Дима?

— Как правильно записать это слово?

— Чем будем заниматься на уроке? (Проверять безударные гласные)

— Кто скажет, как проверить безударный в слове?

Будь внимательным мой друг
В словах есть безударный звук
Слуху ты не доверяй
Удареньем проверяй.

— Как мы называем ударные гласные звуки? (сильными)

— Как мы называем безударные гласные звуки? (слабыми)

— Как проверять слабую безударную гласную? (сделать её сильной, поставить под ударение)

2) Игра «Будь внимательным».

На доске записаны слова в три столбика. Выходят трое учащихся и выставляют пропущенные гласные

в…да

р…ка

д…брота

в…лна

п…льто

б…рёза

тр…ва   

сн…га        

 гр…за  

 м…сной           

м…тель

 л…са

гл…за

з…ма

з…рно

Задание классу.

Найдите и запишите слова, которые нельзя проверить. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударную гласную. (пальто, метель, берёза)

— Как мы называем слова, к которым не можем подобрать проверочные? (словарные слова)
Затем те учащиеся, которые работали у доски, объясняют правописание пропущенных гласных.

Задание классу: Запишите три любых слова с безударной гласной и подберите к ним проверочные слова.

3) Наблюдение над безударными гласными.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Поставьте знак ударения.

Без д…ждя (…) не растёт тр…ва (…).
Р…сой (…) окропились цв…ты (…) на п…лях(…).
Несёт меня л…са (…) за дальние л…са (…).

5. Индивидуальная самостоятельная работа

1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

а) Бежит ручей. Сп…шит (____________), звенит,
В…лной (___________) своей играет.
А снизу бурные ключи
В б…ка (_______) его толкаю

б) Зеленая тр…ва (__________). Высокая г…ра (__________).
Широкие п…ля (_________) . Частые д…жди (__________).
Холодная р…ка (_________). Мудрые сл…ва (__________).

в) Хорошо в л…су (______) л…се (_______).
Гр…чата (______) пищат в гн…зде (__________).
В ст…пи (________) пасутся ст…да (__________).
В с…дах (_______) зреют пл…ды (________).

2. Спиши. Поставь безударные гласные. Запомни, как пишутся слова.

Пальто, сапоги, молоко, девочка, сорока, корова, соловей, валенки, улица, яблоки.

4. Физминутка.

На лужайке поутру мы затеяли игру. Мы весёлые лучи.
Ты ромашка, я — вьюнок, Мы — резвы и горячи.
Становитесь в наш венок. Раз, два — вперёд нагнуться!
1, 2, 3, 4 — Раздвигайте круг пошире. Приподняться, подтянуться!
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. 1, 2, 3, 4, — взмах руками, ноги шире
Прямо к озеру спешим, Раз, два, три, четыре, пять!
Станет озеро большим. Стали бегать и скакать!

5. Чтение текста и работа с ним.

а) Кем быть и кем не быть?

Шли по улице два товарища — Петя и Коля. Остановились у витрины книжного магазина. Потом они зашли в магазин. Коля быстро купил одну книгу, вторую — обе с картинками. Заплатил деньги и положил в карман сдачу — тридцать копеек.

А у Пети денег было мало. Очень понравилась ему книжка «Кем быть?». Купишь такую и сразу узнаешь много хорошего. Посчитал Петя деньги — не хватает. И немного — всего десяти копеек.

— Коля, — попросил он, — дай мне до завтра десять копеек. Такая хорошая книжка — рассказывает, кем быть и кем не быть.

А Коля ему отвечает:

— Не хватает денег — не покупай, и всё!

Пожалел деньги.

Посмотрела на друзей продавщица, которая только что дала Коле сдачу, и сказала Пете:

— Не огорчайся, мальчик! Кем быть, ты узнаешь, когда подрастёшь. А кем не быть — твой товарищ знает.

При этих словах Коля покраснел и вышел из магазина. А Петя выбежал за ним и всё выспрашивал:

— Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи!

Коля молчал. Знал, да не сказал.

(По Я. Пинясову)

— Почему Коля не ответил на вопрос, кем не надо быть?

— А как бы ты поступил на месте Коли?

— Скажи, как должен поступать настоящий друг?

— Можно ли назвать поступок Коли добрым?

— А что значит «быть добрым»?

— Какие поступки можно назвать добрыми?

б) Дополнительное чтение. Стихи о доброте и добрых поступках.

5. Итог урока.

Доскажи слово.

Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Поставь под…… (ударение)

Чем занимались на уроке? (подбирали проверочные слова, проверяли безударную гласную)

6. Рефлексия

У каждого ребенка лесенка из 5 ступенек. На какую ступеньку вы сегодня поставите себя?

7. Оценивание учащихся

8. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть. Л. Николаенко. Доброта. Стр. 123–124

2) Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь?

Спиши. Поставь знак ударения.

В каком слове не нужен знак ударения? Почему?

Делу время, а потехе час.
Кончил дело — гуляй смело.
Дело мастера боится.

Тест по русскому языку Обучение грамоте 1 класс

Тест по русскому языку Обучение грамоте 1 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 4 задания, в части В — 1 задание, в части С — 1 задание.

1 вариант

А1. В каком варианте все буквы обозначают согласные звуки?

1) и, о, а, и, э, у
2) ъ, ь
3) п, в, ж, р, к, ч
4) а, н, в, у, т, к

А2. В каком варианте все гласные буквы обозначают твердость согласных звуков?

1) а, о, э, у, ы
2) я, ё, е, и, ю
3) э, а, у, о, ы, и
4) е, я, ё, ю

А3. Укажи слово, которое начинается с глас­ного звука.

1) ручей
2) лук
3) бабочка
4) индюк

А4. Укажи мягкий слог-слияние.

1) па
2) лю
3) су
4) ды

В1. Укажи слова, состоящие из трех слогов.

1) Ульяна
2) стройка
3) широкие
4) цыплёнок

С1. Вертикальной чертой (|) раздели слова на слоги.

Обезьяна, стайка, маленькие, яблоко.

2 вариант

А1. В каком варианте все буквы обозначают гласные звуки?

1) ь, ъ
2) э, ы, и, у, о, а
3) й, в, ц, ж, д, л
4) й, ю, е, ё, я

А2. В каком варианте все гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?

1) я, ё, е, и, ю
2) а, о, э, у, ы
3) а, у, э, и, ы, о
4) э, е, о, ё, у, ю

А3. Укажи слово, которое начинается с со­гласного звука.

1) осина
2) апельсин
3) Борис
4) ирисы

А4. Укажи твёрдый слог-слияние.

1) пи
2) ле
3) ся
4) ду

В1. Укажи слова, состоящие из трех слогов.

1) обезьяна
2) майка
3) лентяйка
4) птичница

С1. Вертикальной чертой (|) раздели слова на слоги.

Мельница, беленькая, чайка, линейка.

Ответы на тест по русскому языку Обучение грамоте 1 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
В1-14
С1. о|безь|я|на, стай|ка, ма|лень|ки|е, яб|ло|ко (допускается я|бло|ко)
2 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-4
В1-34
С1. мель|ни|ца, бе|лень|ка|я, чай|ка, ли|ней|ка

Обратный словарь

Как вы, наверное, заметили, слова, обозначающие термин «термин», перечислены выше. Надеюсь, сгенерированный список слов для слова «термин» выше соответствует вашим потребностям. Если нет, вы можете попробовать «Связанные слова» — еще один мой проект, в котором используется другая техника (хотя он лучше всего работает с отдельными словами, а не с фразами).

О реверсивном словаре

Обратный словарь работает довольно просто.Он просто просматривает тонны словарных определений и выбирает те, которые наиболее точно соответствуют вашему поисковому запросу. Например, если вы наберете что-то вроде «тоска по прошлому», то движок вернет «ностальгия». На данный момент движок проиндексировал несколько миллионов определений, и на данном этапе он начинает давать стабильно хорошие результаты (хотя иногда может возвращать странные результаты). Он во многом похож на тезаурус, за исключением того, что позволяет искать по определению, а не по отдельному слову.Так что в некотором смысле этот инструмент представляет собой «поисковую машину по словам» или преобразователь предложения в слово.

Я создал этот инструмент после работы над «Связанные слова», который очень похож на инструмент, за исключением того, что он использует набор алгоритмов и несколько баз данных для поиска слов, похожих на поисковый запрос. Этот проект ближе к тезаурусу в том смысле, что он возвращает синонимы для запроса слова (или короткой фразы), но также возвращает множество широко связанных слов, которые не включены в тезаурус. Таким образом, этот проект, Reverse Dictionary, должен идти рука об руку с «Родственными словами», чтобы действовать как набор инструментов для поиска слов и мозгового штурма.Для тех, кто заинтересован, я также разработал Describing Words, который поможет вам найти прилагательные и интересные описания для вещей (например, волн, закатов, деревьев и т. Д.).

Если вы не заметили, вы можете щелкнуть по слову в результатах поиска, и вам будет представлено определение этого слова (если доступно). Определения взяты из известной базы данных WordNet с открытым исходным кодом, поэтому огромное спасибо многим участникам за создание такого потрясающего бесплатного ресурса.

Особая благодарность разработчикам открытого исходного кода, который использовался в этом проекте: Elastic Search, @HubSpot, WordNet и @mongodb.

Обратите внимание, что Reverse Dictionary использует сторонние скрипты (такие как Google Analytics и рекламные объявления), которые используют файлы cookie. Чтобы узнать больше, см. Политику конфиденциальности.

тест на грамотность в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Многие другие слова, такие как «человек», «государство», «трудовая организация», «агентство по трудоустройству», «родитель» и «, грамотность, , , тест », определены тщательно и конкретно.

Я считаю, что установить грамотность тест было бы чрезвычайно сложно.

От них не требуется проходить тест на грамотность .

Они настаивали на выдаче обычных паспортов только после прохождения теста на грамотность и экзамена, подтверждающего хорошее состояние здоровья потенциального эмигранта.

Но, помимо этого, есть новый грамотность тест .

Предлагается применить простой грамотность тест .

Можно нам сказать, что такое грамотность тест ?

Они должны пройти тест на грамотность и иметь возможность зарабатывать примерно 3 фунта стерлингов в неделю или иметь собственность на сумму 500 фунтов стерлингов.

Таким образом, по оценкам, при замене теста на грамотность на грамотность более высоким экзаменом на зачисление в школу вместо 377 000 будут внесены в реестр только 1 500 женщин.

Я подозреваю, что можно было бы обнаружить, что школы, имевшие высокий процент неудач в любом национальном тесте на грамотность , также не получали школьных учебников.

Несмотря на то, что некоторые из тех, кто может пройти другую квалификацию, накладываются друг на друга, замена экзамена на аттестат зрелости грамотой тест лишит избирательных прав практически всех из них.

Излюбленным планом был тест на грамотность , чтобы исключить рабочих, которые не умели читать или писать на своем родном иностранном языке.

Из

Википедия