Содержание

Художник Васнецов В.М. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был сельским священником, семья была большая. Достаток семьи был небольшой, но отец старался дать детям хорошее образование. Не случайно первые картины юного художника были посвящены сценам из крестьянской жизни.

В период с 1858 по 1862 год Васнецов учился в духовном училище, а после него – в Вятской духовной семинарии. Учитель рисования Н.Г. Чернышев давал ему уроки живописи. В это время появляются картины «Молочница», «Жница». Также в этот период Васнецов иллюстрирует «Собрание русских пословиц» Н. Трапицина.

Чтобы поступить в Академию художеств, юноша бросил семинарию и отправился в Санкт-Петербург. Перед этим год Васнецов обучается в Школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского. Во время учебы в Академии художеств он знакомится с Репиным, Куинджи, Поленовым, Суриковым.

Дружеские отношения с этими людьми оказали влияние на развитие художника.

В это время талант Васнецова развивается. Он создает несколько жанровых полотен, пробует свои силы в картинах социально-обличительной тематики. Уже в ранних работах проявляется яркость выражения характера, присущая творческой манере Васнецова.

В 1876 году художник отправляется в Париж, где работает вместе с В.Д. Поленовым и И.Е. Репиным. Здесь Васнецов создает ряд картин, среди которых «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». Эта поездка расширила кругозор художника, усовершенствовала его технику, помогла найти свою нишу.

В 1878 году Васнецов переезжает в Москву. Это событие знаменует новый этап в творческом развитии художника. В это время он обращается к сюжетам русской истории и культуры. Первой работой в этом ряду стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Затем появились картины «Три царевны подземного царства», «Аленушка». С 1885 года Васнецов участвует в росписи Владимирского собора в Киеве.

В течение десяти лет продолжалась эта кропотливая работа. Росписи собора принесли художнику большую славу. В этот же период были созданы знаменитые картины «Иван-Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Впоследствии Васнецова многократно приглашали для росписи других храмов

В 1893 году Васнецов получает статус члена Академии художеств. В 1915 году он принял участие в учреждении Общества возрождения художественной Руси.

Скончался В.М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

 

Лучшие картины Васнецова В.М.

 

В.М. Васнецов. Фольклор и религия, картины, известные с детства

Русский художник, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи, основоположник неорусского стиля. Сложно переоценить вклад В.М. Васнецова в развитие русского изобразительного искусства: от передвижников был сделан шаг к модерну.

Однако всем, кто привык видеть прекрасные картины В.М. Васнецова в залах Третьяковской галереи или Русского музея, не всегда известно, что это лишь часть, хоть и весьма значительная, творчества великого художника.


Родился Васнецов в семье священника в Вятской области (тогда – губернии). Как и многие художники, проявил интерес к живописи весьма рано, а позже, даже обучаясь в духовной семинарии, брал уроки у гимназического учителя рисования. Отец, видя талант сына, разрешил Виктору, а потом и младшему сыну Аполлинарию, бросить семинарию на предпоследнем курсе и поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Религиозность и благочестие станут одними из положительных качеств, приобретенных в отчем доме.

Портрет В.М. Васнецова. Н. Д. Кузнецов, 1891

Рассказывают, что Васнецов был весьма неуверенным в себе человеком. По одной из легенд, он настолько не верил в свое поступление в Академию художеств, что даже не стал смотреть результаты экзаменов. Письмо о зачислении затерялось и нашло адресата не сразу.

С 1867 года по 1968 год Васнецов обучается живописи у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1868 году В.М. Васнецов становится студентом лучшего на тот момент художественного учебного заведения в стране.

За годы (1968-1975) своего пребывания там он обучается у И.Е. Репина, знакомится со многими талантливыми художниками и получает три серебряные медали. Виктор Михайлович очень заботится о творческой судьбе брата, он приезжает в Вятку и ищет ему педагога по рисованию, коим стал ссыльный польский художник Э. Андриолли.

Уже в 1969 году Васнецов в возрасте 21 года участвует в крупных выставках и экспозициях Академии художеств, а потом и общества передвижников, а также становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Абрамцевского художественного кружка.

В 1876 году (по некоторым данным, не окончив Академию художеств) В.М. Васнецов отправляется в Париж за новыми впечатлениями. В этот период написано много не столь известных широкой публике, но при этом не менее прекрасных и утонченных жанровых картин – «Цветущая изгородь», «Калитка», «Женская фигура в рост фоне изгороди». В том же году был написан в красках (эскиз карандашом возник в 1871 году) первоначальный вариант одной из самых известных работ автора, «Богатыри», которая принесла художнику невероятный успех на персональной выставке в 1899 году.

Цветущая изгородь. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1876

Калитка. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1876


«Богатыри»

В.М. Васнецов работал над картиной более 20 лет (1881–1898). Когда 23 апреля 1989 года она была завершена, её сразу же приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. И даже после этого художник иногда приходил в зал с палитрой и что-то доделывал на полотне.

Первый карандашный эскиз, возникший в 1971 году, очень понравился В.Д. Поленову, а простосердечный Виктор Михайлович даже хотел его подарить. Поленов предложил известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Художник выполнил все условия.

Первый карандашный набросок «Богатыри», 1871

Исследователи полагают, что основному варианту предшествовало не менее 13 пейзажей, набросков и этюдов. Васнецов тщательно прорабатывал характеры былинных персонажей, уделял много внимания цвету и свету.

Одним из прообразов для Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого художник изобразил на этюде в 1883 году. Других натурщиков Васнецов находил прямо на улице, просил позировать ему извозчиков и кузнецов. Сила персонажа показана через детали: даже палица «сорока пудов» не сгибает правой руки, а коня может удержать только цепь.

Самый опытный из товарищей, Добрыня Никитич – собирательный образ отца, дяди и самого художника, сравните! Есть версия, что натурщиком был Поленов. Прототипом Алёши Поповича стал сын Саввы Мамонтова, Андрей.

Для В.М. Васнецова эта картина была одной из самых главных в творчестве. Работая над ней, он чуть не отказался расписывать Владимирский собор в Киеве. Однако успел всё.

Богатыри. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1881—1898


Серия картин-иллюстраций к народным сказкам

Самыми популярными являются картины В. Васнецова на сюжеты русских народных сказок. Это и печальная, но не отчаивающаяся «Алёнушка» (1881 г. ), и несущийся с драгоценной ношей в руках из мира мертвых в мир живых «Иван-царевич на Сером волке» (прототипы царевны – кузины «Девочки с персиками», 1889 г.), и нежная «Снегурочка» (прототипом стала Сашенька, дочь С. Мамонтова, 1899 г.), и словно летящий в нереальном мире «Ковер-самолет» (1880 г.), и ряд других, не менее прекрасных картин. Их вы сможете увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», которая проходит в Западном крыле Новой Третьяковки (Крымский вал, 10, вход со стороны Садового кольца).

До 10 мая вы можете насладиться миром волшебства, тем более что пространство оформлено в сказочном стиле, тут тебе и медведь лежит, и деревья растут прямо из пола, и рыбка золотая парит в воздухе, и современная действительность удивляет интерактивность. Ведь выставка заявлена как путешествие между мирами классического и современного искусства, кинематографа и фольклора.

Алёнушка. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1881

Иван-Царевич на Сером Волке. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1889

Снегурочка. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1899

Ковёр-самолёт. В.М. Васнецов. Холст, Масло. 1880


Росписи Владимирского собора в Киеве

В 1885 году В. Васнецов был приглашен расписывать собор в Киеве в числе лучших художников – М. Врубеля, М. Нестерова, А. Сведомского. Взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни. Уникальный стиль живописца заметен сразу – вот и глаза Алёнушки, а здесь черты богатыря на иконе.

Владимирский собор в Киеве

Крещение Руси. Фреска работы В.М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В конце XIX века Васнецов всё больше увлекается религиозной темой, его кисти принадлежат и росписи Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1893 году В.М. Васнецов становится действительным членом Академии художеств.

Важно не забывать, что Васнецов был талантливым архитектором. В Москве можно встретить спроектированные им здания.

Дом-музей художника в переулке Васнецова, 13. Художник сам придумал проект дома в неорусском стиле, сочетавшем элементы древнерусского зодчества и модерна. Первый этаж выстроен из массивных бревен, крыльцо украшено изразцами, колонками-«дыньками» и рельефами, под карнизом изразцовый фриз, а окна украшает лепнина и резные наличники в виде кокошников. Здесь Виктор Михайлович жил с 1894 г. по 1926 г. Стоит такой теремок и ждёт посетителей, чтобы показать свои богатства — более 25 тысяч экспонатов, включая живопись, антикварную мебель и предметы быта.

Дом-музей В.М. Васнецова

В 1912 году В.М. Васнецову было пожаловано пожизненное дворянство (в официальной формулировке «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством»).

Художник всегда вел насыщенную работой и скоромную жизнь.

У него было 5 детей с супругой, Александрой Владимировной Рязанцевой, которая стала первой женщиной-врачом, что само по себе было редкостью для того времени. До последнего дня В.М. Васнецов жил в тихом переулочке Москвы и был похоронен на Лазаревском кладбище.

В завершение хочется акцентировать внимание на отличительных чертах творчества – это светлый, но строгий образ всех работ художника. Аскетичность и доброта в произведениях живописи возникают как следствие удивительного трудолюбия, глубины мысли и постоянной внутренней работы.

Из воспоминаний князя В.Н. Тенишева: «Как-то князь спросил В.М. Васнецова, много ли портретов он написал. Художник ответил: “Нет, немного, но могу с гордостью похвалиться, что ни одного я не написал за деньги, особенно с друзей”».


Заглавное изображение: Автопортрет. В.М. Васнецов. 1873 г.

Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ

Жуковская Д.

Творческая история картины
     Тема богатырской заставы как символа героического прошлого нашей страны, которая, как мы понимаем, является центральной в рассматриваемой картине, интересовала Васнецова практически с того самого момента, как он понял, что живопись – его призвание. Он обращался к этой проблеме много раз, изучал былинное прошлое России, черпал в нём вдохновение, искал истоки народного сознания.
 Богатыри. Худ. В. М. Васнецова. 1898 г. Картина находится в Третьяковской галерее

     Друзья художника говорили, что «Богатырей» он не пишет, с ними он отдыхает, восстанавливает силы, которые тратит на роспись по заказу. Картинные Илья Муромец с товарищами были для Васнецова словно целебный источник, наполняющийся из героических образов в музыке, которую так любил живописец. Он преклонялся перед творчеством Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
     «Богатыри» – программное произведение Васнецова и вершина его творчества. Они воплощают найденный им героический идеал, а он в свою очередь символизирует неиссякаемую любовь к Отчизне и утверждает силу духа русского народа.
     Создание картины заняло у Васнецова 27 лет. В 1871 году был сделан первый карандашный набросок, а в 1898 году в правом нижнем углу автор поставил подпись, завершив таким образом свой великий труд. Процесс написания неоднократно прерывался, художник выполнял много подготовительной работы, о которой, к сожалению, сохранилось очень мало сведений.
 В. М. Васнецов. Автопортрет. 1872 г.
     В «Богатырях» Васнецов использовал тот же самый художественный метод, что и в картинах «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Алёнушка», а именно: в каждом конкретном персонаже воплотить обобщенный, типический образ русского народа. В случае с анализируемым произведением – образ богатыря-крестьянина, стоящего на страже Родины.
     Размышляя над композицией и сюжетом картины, Васнецов обратился к литературным источникам. Он читал и анализировал все тексты, в которых так или иначе упоминаются богатыри: сказки, былины, жития святых. На основе этого, в дальнейшем он и отбирал материал для образов «своих» трёх исполинов.
     Изучая древнерусскую литературу, Васнецов пришёл к выводу, что больше всех авторам дороже и любимей Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В этих персонажах певцы и сказители запечатлели самые замечательные качества русского народа, его духовную красоту и физическую силу. Именно для того, чтобы подчеркнуть особый характер отношения к Илье, Добрыне и Алёше, художник облачил их в богатые доспехи, а на коней надел нарядную сбрую.
     Сам Васнецов приводил следующую цитату из былины, как выражение композиции своих «Богатырей»:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович
А и конь под Ильей словно лютой зверь,
А сам на коне, как ясен сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холмы перемахивать,
А и был там Алёша Попович млад,
Что из Красна города из Ростова.
А Алёшенька он наровчат был,
Он наровчат-то, да увертлив ведь,
А и в та-поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого, от стремячка булатного,
Накладывал то стрелочку калёную
А натягивал тетивочку шелковеньку.
     Живописец подмечал всё: не только описания богатырей (как выглядят, что делают), но и идейную сущность, то есть то, для чего они сошлись вместе на богатырской заставе. В 1882 году в письме к своему другу, художнику П. П. Чистякову Васнецов объяснял замысел «Трёх богатырей» так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Последние слова в этой фразе – ключевые. Заступиться за слабого – вот самая главная нравственная идея, лежащая в основе картины.
 Богатыри. Первый эскиз маслом. 1876 г.

Образы богатырей
     Начать описание персонажей картины Васнецова стоит, конечно, с Ильи Муромца. Перед нами – вылепленная точной рукой художника фигура крестьянина-богатыря. Русский мужик, народный тип находит в центральном образе подлинное воплощение. Могучее тело написано плавными закругленными линиями. Илья – человек пожилой, он много пережил и много повидал. Исполинский конь под ним составляет с седоком одно целое: во всём чувствуется русская «силушка великая», выдержанность, благородство. Лицо у Муромца открытое и честное, в нём сквозит прямодушие и спокойствие, у воина всё под контролем.
     Шлем или, по-другому шишак, Илья надвинул на лоб. Сведённые мохнатые брови делают взгляд серьёзным и сосредоточенным. Орлиным взором он пристально всматривается вдаль. Волевой рот плотно сжат. Строгое лицо обрамляют седые кудри. Сильной рукой в кожаной рукавице богатырь сжимает палицу булатную, ту самую, про которую в былине говориться: «Как махнет ею Илья прямо – проложит улицу, махнет ею налево – проложит переулочек». Васнецову, как нам кажется, удалось передать и огромный вес палицы, и силушку Ильи, способную удержать тяжёлую булаву.
Илья Муромец. Деталь «Богатырей»
     Добрыня Никитич не только выражает все те же качества, что и Илья – мужество, уверенную силу, мудрость, но и добавляет собственные. В нём, думается, воплотилось та самая черта, которая в народе называется «вежеством», т.е. образованностью, учёностью. Добрыня не только смел, но и проницателен, и сметлив. Муромец пока ещё только смотрит вдаль, а Никитич уже почти вытащил меч из ножен, заслонился щитом, а ноги просунул в стремена. Он совершенно готов к битве. Его породистый белый конь раздувает ноздри, пытаясь уловить чужой запах. Он уже учуял врага и тихим ржанием предупреждает об этом хозяина. На сбруе нашиты золотые полумесяцы. Скорее всего, боевого товарища витязь добыл в схватке со «злым татарином».
     Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого – столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне – зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем.
 Добрыня Никитич. Деталь «Богатырей»
     Алёша Попович на картине – молодой удалец, сошедший прямиком со страниц былины. Всегда готов к приключениям и непрочь повеселиться. Он и воин, и певец, и гусляр. К седлу приторочены гусли, с которыми он не расстаётся даже в дозоре, хотя, казалось бы, зачем они ему здесь? У ростовского богатыря смуглое, обветренное лицо, живые глаза и мягкие черты. Если бы мы не знали названия картины, то можно было подумать, что перед нами самый настоящий Иван-царевич.
     На Алёше не просто кольчуга, а полуброня, защищающая нижнюю часть тела. Видно, что он любит щегольнуть, на нём нарядный пояс и украшение на шее, пальцы усыпаны перстнями.
     Алёша, как и Добрыня, готов ринуться в бой. В его облике отсутствует разве свойственная Никитичу настороженность. Он – сорви-голова и пострел, который везде поспел. Ему нужен только сигнал к атаке, ведь уже и «стрелочка калёная» наложена, и нагайка приготовлена, и ноги в стремена просунуты.
 Алёша Попович. Деталь «Богатырей»

Пейзаж
     Пейзаж в «Богатырях» несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем персонажи. Васнецов тщательно разрабатывал мельчайшие детали ландшафта, поскольку окружающая богатырей природа призвана усилить идейно-тематическое единство картины.
     Передний план – это луг и перелески. Последние представляют собой невысокие ели и сосенки, типичные для среднерусской возвышенности. Они лишний раз подчеркивают, что богатыри стоят на своей, родной земле и стерегут отеческие рубежи.
     Деревца играют и на контрасте, подчеркивая несокрушимую мощь богатырей.
     О широте русских просторов свидетельствуют клубящиеся позади воинов облака и невысокие холмы, простирающиеся за горизонт. Вдалеке видны курганы с камнями-стелами на них. На камнях сидят кречеты. Пейзаж лишний раз подчеркивает героическое звучание картины Васнецова.

     Вывод: Рассматривая картину «Богатыри», приходим к выводу, что Васнецов с успехом справился с задачей, которую поставил себе сам. Он создал собирательный и харáктерный образ русских людей, простых мужиков, крестьян-воинов. Художник понимал важность и необходимость выражения национальной идеи в доступных для понимания образах. Для этой роли лучше всего подошли народные герои-богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
     Воспеть красоту русского народа – в этом видел Васнецов свою миссию. О ней он писал в 1898 г. в письме к критику В. В. Стасову: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, – нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты… и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное непреходящее».

Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:

Васнецов В.М. — ✍️ «По русскому»

Кто не видел такие знаменитые картины, как «Богатыри» и «Аленушка»? А «Иван Грозный»? Легендарного русского художника, наверное, знают не только взрослые, но и дети, ведь последние могли видеть иллюстрации, выполненные Васнецовым, к русским народным сказкам в детских книжках или журналах.
Сочинение по картине Васнецова «Снегурочка»

В. М. Васнецов, великий русский художник, нарисовал свою знаменитую «Снегурочку» в 1899 году. Первоначально данная картина должна была стать декорацией, которую автор посвятил одноименному произведению великого русского писателя А. Н. Островского. На картине зритель может увидеть необычайной красоты девушку, которая будто совсем недавно вышла из лесной чащи на опушку и теперь стоит одиноко и всматривается вглубь леса.

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит. На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо.

Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Великий русский художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов вошел в историю мировой культуры как автор полотен на темы русских былин и сказок. Картина «Иван-царевич на Сером волке» — иллюстрация к древней повести «Иван-царевич и Серый волк». На переднем плане расположено болото с кувшинками-лилиями, старая покосившаяся яблоня с цветущими ветками. В центре Иван-царевич и Елена Прекрасная на Сером волке. Бережно обнимает царевич свою принцессу. Видно, что он ощущает опасность. Его пугает неизвестность.

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного! Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге.

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

Недавно мне довелось познакомиться с гениальным полотном Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены три былинных богатыря, которые с давних пор защищали родную землю. Они смотрят внимательно по сторонам, чтобы вовремя отбить атаку врага. Их орудие всегда наготове, а кони нетерпеливо взрывают землю копытами.

Сочинение по картине Васнецова «Северный край»

Север — это край безграничных просторов, чистых рек и дикой природы. В эти места многие люди приезжают, чтобы отдохнуть от городской суеты или приобщиться к миру нетронутой чистоты. Васнецов создал свою картину «Северный край» под впечатлением от необычной красоты, которой покорили его эти места. На своем полотне художник изобразил огромную и глубокую реку, которая протекает между старинных, непроходимых лесов.

Сочинение по картине Васнецова «Баян»

Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор «Слова о полку Игореве». Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно «Баян». Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма.

Сочинение по картине Васнецова «Три царевны подземного царства»

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги.

Сочинение по картине Васнецова «Песнь о вещем Олеге»

К столетию со дня рождения А.С. Пушкина Виктор Михайлович Васнецов приступил к созданию иллюстраций к балладе «Песнь о вещем Олеге». Иллюстрации Васнецова напоминали богатые орнаменты и миниатюры рукописных книг Древней Руси. «Встреча Олега с кудесником» — одна из этих иллюстраций. Центральное место на картине занимает князь Олег и кудесник, с которым свела его судьба.

← 1 →






художник – сказочник, певец старорусского быта, реформатор монументального религиозного искусства.

.. 
В.М.Васнецов. Автпортрет. 1873

» — Послушайте, зачем Вам быть священником? Ведь священников, православных и католических, хороших и плохих, и без вас много, а вот людей с такими большими художественными способностями, как у Вас, и хороших художников немного. Бросьте Вы нашу семинарию, поезжайте в Питер и поступайте в Академию Художеств. Это Ваше настоящее дело!» – так ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли убеждал  своего помощника по росписи храма в с.Рябово Виктора Васнецова, юного семинариста.

С этого начала слагаться   творческая биография выдающегося живописца Виктора Михайловича Васнецова, чей 165-летний юбилей мы празднуем сегодня, 15 мая 2013 года!  Художник – сказочник, певец старорусского быта, реформатор монументального религиозного искусства, Виктор Михайлович в жизни был невероятно простым и обаятельным человеком.   

Еще робким юношей приехав в Петербург и сдав все экзамены в Академии Художеств,  он побоялся  зайти в Канцелярию, чтобы узнать  результаты своего поступления.  Как художник вспоминал в старости: «..уж очень важными особами казались мне тогда все эти чиновники и простые служители и сторожа, все в расшитых золотом мундирах!» Лишь через год, вновь подав документы на поступление, ему сказали, что он зачислен еще в прошлом году! Вся природная скромность и деликатность Виктора Михайловича Васнецова сказалась в этом эпизоде его жизни.
С развитием  живописного таланта, все возрастающей славой мастера и признание за ним определенного  стиля  в искусстве – «васнецовского» , Виктор Михайлович к своим успехам относился более чем сдержанно. На восторженные отклики публики и сравнения его произведений с  работами Рафаэля, русский художник,  отшучиваясь,  говорил: «Ну, где уж там – Рафаэль, хоть бы Корреджо-то быть».   


«Характер у Васнецова был живой, общительный», — вспоминал о нем современник. «Любил он пошутить, и когда был в ударе, сыпал остротами, как из рога изобилия.  Шутки его над ближними были всегда безобидны. Комизм их заключался в неожиданности и в том, что сам он сохранял при этом серьезный вид». На домашних спектаклях в доме Мамонтова  он блистал в  своих сценических образах – самым удачным и запоминающимся для абрамцевской
молодежи оказалась исполненная им роль Деда Мороза в постановке «Снегурочка». Сам, высокий типичный северянин — вятич, по воспоминаниям современников имел «иконописную внешность», «с рыжевато-светлыми волосами, висящими словно мочалки по бокам длинного, скорее красивого лица, с прямо глядящими на вас глазами. Голос гнусавый и говор совсем особенный». В доме Третьяковых прислуга прозвала его «дровосеком» и «лесовиком», а вот одной из дочерей показался «лешим».

В.М.Васнецов.
Иван царевич на Сером волке
1889
С семейством Третьяковых у Васнецова были теплые отношения, исполненные взаимного уважения и интереса друг к другу. Виктор Михайлович был частым гостем дома в Толмачах, в разговорах  был предельно открыт и искренен, охотно говорил о своих планах и мечтах. Большим подарком для Васнецова – страстного любителя музыки всегда была игра на рояле дочери Третьякова – Веры Павловны, ставшей  прообразом героини полотна «Иван Царевич на Сером волке» (1889, Третьяковская галерея). Когда она вышла замуж за выдающегося пианиста и дирижера  Александра Ильича Зилоти  (кстати, открывшего в свое время талант юного С.В.Рахманинова) Васнецов с упреком сказал 20-летней  Вере Павловне: «А я думал, что Вы любите музыку больше всего на свете; а вот вы любите музыканта и изменяете своей музыке. Это  — великое разочарование! Я не хочу Вас больше видеть!». 
 

Переехав в Киев в связи с росписями Владимирского собора, общение между семьями Васнецова и Третьякова не прекращается,  в обширной переписке звучат многочисленные слова сочувствия и поддержки в трудные минуты и желание  поделится случившимися радостными событиями.  Неоднакратно Васнецов пишет о том, как ему не хватает музыки: «Тоскую <…> о музыке, иногда очень и очень хочется послушать Бетховена или Баха, или Моцарта из хороших рук!» — писал он в октябре 1885 года. Или в декабре того же года: «Как бы было хорошо для меня теперь слушать великую музыку. Как я рад был теперь приютиться у печки между двумя столиками (моё обыкновенное место) и слушать Баха, Бетховена, Моцарта, слушать и понимать, что волновало их душу, радоваться с ними, страдать, торжествовать; понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками….музыкой можно лечиться!»
 

Сам Васнецов  не владел музыкальными инструментами и не пел. Только у себя дома, работая над картиной «Богатыри» (1881- 1898, Государственная Третьяковская галерея), иногда увлекался и начинал что-нибудь напевать – сначала тихо, а потом все громче и громче. Виктор Михайлович  над этой своей слабостью иронизировал и однажды рассказал забавный случай из жизни: «Работаю я, работаю и незаметно для самого себя распелся. А маленький Миша (сын художника – прим. М.Ч.) шести лет, игравший тут же, в углу, подходит ко мне и совершенно серьезно говорит: «Папа,  не пой. Когда ты поешь, мне делается страшно!»


В. М.Васнецов. Богатыри. 1881-1898
Любопытно представить себе атмосферу мастерской в доме-тереме Васнецова (построенного по собственному проекту художника в 1894 году), где и произошел этот забавный  эпизод.  Поднявшись по винтовой лестнице в обширную комнату с верхним светом, мы до сих пор можем почувствовать обаяние описанной сцены – старинные сундуки и резные лавочки,  букеты сухоцветов и огромный аквариум с золотыми рыбами;  древние иконы и сказочные полотна  мастера «Змей Горыныч» «Спящая царевна»,  смотрящие на зрителя со стен;  деревянная лестница, которую использовал художник для работы над крупноформатными холстами; стоящий на мольберте  его портрет, исполненный его близким другом М.В.Нестерова…..не услышим лишь только пения хозяина дома!

Васнецов А.М. Река Ольховка. Этюд (1895)

Аполлинарий Михайлович Васнецов – живописец, брат художника Виктора Васнецова. Был дружен с Н.А. Ярошенко и приезжал в гости в Кисловодск. В экспозиции представлены работы, написанные на Кавказе и в Италии.
В этюде художник запечатлел фрагмент пейзажа, расположенного в нескольких шагах от усадьбы Н.А.Ярошенко. Это место можно легко представить по описанию М.В. Нестерова: «Большая старая усадьба Ярошенок расположена частью наверху, у соборной площади, частью внизу, у парка, где калитка выходит прямо к Ольховке, журчащей по скатам больших, каменистых плит».
В экспозиции представлено несколько кавказских этюдов 1895 года («Красные камни», «Эльбрус», «Дарьяльское ущелье», «Под Эльбрусом. Урочище Каяишик») и два итальянских, написанных в конце 1890-х годов («Рим. Вилла Боргезе», «Двери храма Януса на Форуме. Рим»). Работы поступили в дар от сына художника В.А. Васнецова (г. Москва).
Творчество Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), выдающегося мастера пейзажной живописи, занимает видное место в истории русского искусства конца XIX – первой трети XX века.
Как и старший брат, известный художник Виктор Васнецов (1848-1926), Аполлинарий Михайлович был человеком многогранно одаренным. В нем гармонически сочетались таланты художника и ученого. Замечательный пейзажист – создатель эпического и исторического пейзажа, он так же автор нескольких научных работ по теории искусства, истории и археологии. А.М. Васнецов был одним из лидеров «Союза русских художников», основанного в 1903 бывшими передвижниками и членами «Мира искусства».
С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи несколько работ.
В 1895 году А.Васнецов единственный раз побывал на Кавказе. Позже он напишет: «Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление». На кавказские картины и этюды, показанные на Передвижных выставках в 1896-1898 годах, обратили внимание и зрители, и коллеги-художники. Александр Бенуа напишет об этих работах «Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу Лермонтова» .

сказочник» | Библиотека им.

Расула Гамзатова

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Художник-сказочник», посвященная 170-летию со дня рождения русского живописца Виктора Михайлович­а Васнецова.

Виктор Михайлович­ Васнецов – выдающийся русский художник-живописец, один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью.

Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лопьял. Отец будущего художника был священником.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег его отдали в духовное училище, а затем в семинарию. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить своё мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов, как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году.

Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Список литературы:

1. Виктор Васнецов [Изоматериал]: альбом / Государственная Третьяковская галерея; авт. Л. И. Иовлева. – М.: Изобразительное искусство, 1975. – 28 с.: цв. ил.; 34 см. (Образ и цвет).

2. Виктор Михайлович Васнецов [Текст]: альбом / сост. А. Лебедев. – М.: Изобразительное искусство, 1957. – 55 с.: ил.; 22 см. (Мастера русского искусства).

3. Лазуко, А. К. Виктор Михайлович Васнецов 1948–1926 [Текст] / А. К. Лазуко. – Л.: Художник РСФСР, 1985. – 79 с.: цв. ил. (Массовая библиотека «Искусство»).

4. Лебедев, А. К. Виктор Васнецов [Текст] / А. К. Лебедев. – М.: Искусство, 1946. – 42 с.: ил. (Массовая библиотека «Искусство»).

5. Моргунов, Николай Сергеевич. Виктор Михайлович Васнецов [Текст]: жизнь и творчество / Н. С. Моргунов, Н. Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1962. – 457 с.: ил.

6. Шер, Надежда Сергеевна. Рассказы о русских художниках [Текст]: биография отдельного лица / Н. С. Шер. – М.: Детская литература, 1966. – 396 с.: ил.

7. Щекотов, Н. М. Богатыри. Картина В. Васнецова [Текст] / Н. М. Щекотов. – Л.; М.: Искусство, 1943. – 16 с.: ил. (Массовая библиотека «Искусство»).

8. Яковлев, В. Н. О великих русских художниках [Текст]: литературно-художественные заметки / В. Н. Яковлев; издание второе, дополненное. – М.: Издательство Академии художеств, 1962. – 143 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Композиция картины Васнецова «Крещение Руси» ❤️

Крещение Руси явилось эпохальным событием для древнерусского народа и государства Киевская Русь с точки зрения как государственности, менталитета, так и духовности. Поэтому не случайно Виктор Васнецов неоднократно рисовал одну и ту же историю Крещения Руси. До сих пор этот сюжет дошел до картины, которая сейчас экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Та же история повторяется на росписи Владимирского собора в Киеве, в росписях которой художник участвовал наряду с такими известными художниками, как М. В. Нестеров, П. А. Сведомский, В. А. Котарбинский.Тот же рассказ повторил В. М. Васнецов на эскизе росписи церкви Святой Троицы в сербском селе Горни Адровац. На месте этого храма погиб отважный доброволец сербско-турецкой войны, полковник русской армии в отставке Н. Н. Раевский — внук того самого генерала Раевского — героя Бородина.

В основу обеих картин и

фресок В.М. Васнецов положил известную легенду, записанную Нестором-летописцем в «Повести временных лет», о том, как киевский князь Владимир Святославович крестил киевлян в водах Днепра.

В композиционном центре картины – сам князь, прозванный в народе Владимиром Крестителем. Принц, облаченный в яркую праздничную одежду, стоит, воздев руки к небу. Весь его вид говорит о решимости его решения принять в своем государстве новую веру и обратить в нее весь свой народ.

Известно, что изначально Владимир крестился сам, получив в крещении имя Василий. Затем он крестил 12 своих сыновей. Потом он окрестил киевскую знать.А потом простой народ крестился. Именно этот момент запечатлен на картине В. М. Васнецова.

Князь стоит в окружении высшего и простого духовенства, хора певчих, большей частью в белых одеждах. Далее в почетном карауле стоит и дружина князя. Люди, которые крестятся, наги и погружаются в невидимые воды Днепра. Среди них выделяются представители разных поколений: старики, молодежь, дети. Они по очереди подходят к старому священнику, совершающему таинство крещения.

Весь фон картины усыпан людьми, которые стоят на киевских холмах и тоже принимают участие в ритуале. Прежде всего художник изобразил обитателей неба в светлом облаке, от которого расходятся могучие лучи божьего благословения и благодати.

ВАСНЕЦОВ В. М.

VIKTOR Mikhailovich Russian Художник, магистр Исторический и мифологические жанры, представитель Russian Модерн.

Виктор Михайлович Васнецов художник, чьи работы раскрывают важную грань России искусства периода периода Русского Возрождения. Сын страны священника, он посещал семинарию до начала его художественное образование в Петербург Академия ( где он учился 9002 ) Академия Искусств .Хотя первоначально (в составе «передвижников», прогрессивного искусства движения ) Васнецов создал множество жанровых сцен, его стиль изменился, поскольку волна общественной поддержки повернулась против такого прозаического, « социального» искусства. К 1880 году он был занят рисованием исторических и легендарных сцен, взятых из России красочного прошлого, и именно в этой роли он ( откровенно ) воплощает так много из того, чем было русское возрождение около . Хотя к настоящему времени есть некоторые, кто сомневается в непреходящем качестве его работы, в течение жизни Васнецова он пользовался, по крайней мере, умеренной популярностью и признанием и выполнял различные заказы как для музеев , так и для церквей .

Роза Ньюмарч однажды написала, что Васнецов в работах демонстрирует «союз» иконографических ценностей и современной техники; такое мнение лучше всего подтвердить, изучив его работы в соборе св. Владимир , которую он выполнил в конце 19 века . Его Мать Божья с Младенцем Христос , например, адаптирует иконографическую традицию к более «реалистичному», живому подходу .

Кроме того, Васнецов был, вероятно, первым художником (в отличие от ремесленника), создавшим театральные декорации; он начал работать в этом качестве в 1880-х и 1890-х годах. Эти усилия были также выражением Русского Возрождения, ибо из его творчества и творчества его последователей возникла идея «реалистического театрального декора», которая во многом способствовала развитию Русского театра и в конечном счете был весьма влиятельным в Западной Европе. Васнецов даже баловался архитектурой ; и малая церковь в Абрамцеве, и фасад Третьяковской Галереи Москва ) выполнены по его рисункам.

Несмотря на многогранность характера его творчества, Васнецов наиболее известен своими работами в исторической и легендарной живописи. Как утверждает Ньюмарч , «доминантой искусства Васнецова является его интенсивная и неприкосновенная национальность ;» действительно, в такой период националистического возрождения было бы трудно игнорировать и несправедливо осуждать художника, столь талантливого и преданного своему делу.Скрупулезный исследователь (возможно, под влиянием брата, средневекового археолога Апполинария Васнецова ), Виктор Васнецов много работал над тем, чтобы добавить к исторической достоверности некую поэтичность и тщательно продуманную атмосферу. Даже пейзаж фоны Васнецова исторические картины оказали влияние сами по себе и оказали глубокое влияние на развитие русской пейзажной живописи. В конечном счете это влияние, как и влияние всей его работы, могло быть результатом его искусного союза «мистицизма и… реализма», который, таким образом, характерно отражал эпичность России ранней истории .

Главным достоинством декоративных работ Васнецов является их красочность, поражающая только русских сочетаний и оттенков сочных, насыщенных и спокойных цветов.

О музее Нестерова

**БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННАЯ М.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В. НЕСТЕРОВА**


Башкирия Государственная М.В. Нестерова — старейший художественный музей России: учрежден 7 ноября 1919 г., открыт 5 января 1920 г. Позднее, в 1954 г., музею было присвоено имя основателя коллекции — выдающегося русского живописца, Академик живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942).

Экспозиция классического искусства размещена в особняке, принадлежавшем лесопромышленнику Михаилу Артемьевичу Лаптеву. Особняк построен в стиле модерн по проекту А.А. Щербачев в 1913 году; а выставки размещаются в новом здании музея.

Начало коллекции и основание Музея тесно связаны с творчеством М.В. Драгоценный подарок Нестерова. Имея в виду поощрение «художественного просвещения соотечественников», он преподнес в дар родному городу свою коллекцию русского искусства второй половины XIX — начала XX веков (102 произведения).В коллекцию вошли живописные и графические работы И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха и других выдающихся художников. Но особую ценность представляют 30 работ (портреты, пейзажи, жанровые композиции), выполненных самим дарителем. В настоящее время в результате деятельности музея коллекция М.В. Нестерова состоит из 109 произведений. Хронологически коллекция охватывает период с 1878 по 1919 год, т.е.е. время формирования, а затем последовательной реализации эстетической и нравственной программы живописца, суть которой заключается в духовном возрождении души человека в условиях жизни в безлюдном месте, т. е. наедине с природой, в гармонии с природой; и поиски русского национального духовного идеала.

Картины отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка (1882–1967) занимают особое место в собрании музея. Портреты, пейзажи, натюрморты и кубофутуристические композиции, всего 37 штук, дата 1915–1918, т.е.е. время, когда художник жил в Башкирии. Судя по количеству и уровню работ, это крупнейшее музейное собрание произведений Бурлюка в России.

В постоянную экспозицию музея входят уникальные экспонаты: иконы, церковная меднолитая пластика XII–XIX веков, церковное серебро XVIII–XIX веков, русское искусство XVIII – начала XX века, западноевропейское искусство. XVI–XIX вв.


СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ЦАРИНА ЕЛЕНА.ЭСКИЗ ИКОНОСТАСА АЛТАРА ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА В КИЕВЕ

Художник Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)

Российская Империя

1894

Слева внизу: М. Х. (М.Н.). На вкладыше под изображением: справа подпись и дата М.Нестерова / 94 г.; слева надпись №9

Бумага на бумаге, гуашь, серебряная краска, бронзовая краска, белая краска

32,5 x 123,5 см (срезанные верхние углы), 76,5 x 45,0 см (с вставкой)

Поступление: в составе А.Коллекция П.Бахроушина, 1905 г.

Открытый склад (Елена)

Эскиз экспонировался на XIV периодической выставке картин Московского общества любителей художеств, проходившей в 1894–1895 годах в Историческом музее.
В 1890 году М.В.Нестеров впервые попробовал себя в монументальной живописи, начав работу во Владимирском соборе в Киеве. Идеологом внутреннего убранства собора был искусствовед и археолог А. В.Прахов. Главной темой росписей в Соборе он определил осмысление «истории русской веры», что предполагало развитие образов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, а также создание галереи образов русской Святые и подвижники Православия. Главным художником был назначен В.М.Васнецов. Из-за огромного количества живописи А.В.Прахов приглашал к себе в помощь других художников. Среди них был М.В.Нестеров, включившийся в работу в соборе в самом разгаре, когда В.М.Васнецов уже создал многие композиции.
М.В.Нестерову для начала было предложено написать святых Бориса и Глеба на столпах центрального нефа собора по эскизам В.М.Васнецова. После этого М.В.Нестерову было поручено оформить декор Северного и Южного приделов в хоровой части, где по его эскизам были выполнены росписи и изображения иконостаса. Успех художника позволил доверить ему изготовление иконостасов для алтаря и дьякона главного алтаря, а также настенную композицию «Богоявление» в баптистерии собора.
Работа во Владимирском соборе М. В.Нестерова завершена в марте 1895 года.

О движении Мир искусства начала ХХ века

Художественное объединение «Мир искусства», образовавшееся в начале ХХ века в России и частично эмигрировав после революции, объединил таких художников, как художники Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Сомов К.А., Добужинский М.В., Рерих Н.К., В.М. Я. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, И.А. Коровин, поэты А. Белый, Д. Мережковский и З. Гиппиус, Ю. Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Д. Бальмонт, хореограф С. П. Дягилев и многие другие. Совместное издание журнала «Мир искусства» придавало этому направлению творческих личностей особое значение, а увлечение современным стилем – яркой арт-доминантой.
Собранные под эгидой журнала «Мир искусства» в 1903 году последователи известного балетного постановщика Дягилева, автора «Русских балетных сезонов в Париже», впервые выразили себя через театральные костюмы и сценические декорации.Так, например, прославились Бакст и Бенуа.
Там был построен очаровательный спектакль «Снегурочка» В. Васнецова, там «выросли» и «воспитались» Поленов, Головин, Коровин, Врубель, Левитан, Серов, Якунчикова и многие-многие другие.
Будучи частыми посетителями салонов и творческих кружков, «соотечественники» собирались под покровительством Саввы Мамонтова на его даче в Абрамцево, работали там, о чем свидетельствует, например, проект и здание Ярославского вокзала в Москве ( железную дорогу на Ярославль, Кострому и Архангельск строил отец Савва Мамонтов, правда, сам меценат тогда разорился, дело дошло до банкротства, но здание вокзала в стиле модерн сохранилось до наших дней).В 1870-90-х годах к кругу друзей Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. С конца 1870-х гг. члены кружка долгое время жили и работали в Абрамцево. Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) и «Мы не ждали» (1884–1888) Репин, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецов, «Девочка с персиками» (1887 ) Серова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи.
Наряду с этим видным меценатом писателей и поэтов библиофила опекал купец Иван Дмитриевич Сытин. Наряду с художественно-литературной группой «Мир искусства» возникло движение «Бубновый валет», являющееся продолжателем идей «Мира искусства» в Москве с 1910 года. Для художников «Бубновый валет» характеризовался отрицанием реализма в искусстве и приверженностью постимпрессионизму, кубизму и фовизму.
Увлекшись такими художниками, как М.А. Врубель, Ф.О. Шехтеля, «мир студентов» создал особый мир, который продавался как российский регион французского стиля «модерн» или «арт-деко» под названием «Модерн». В нашей галерее «Антикзон» многие предметы перекликаются с восточными мотивами, впитавшимися в искусство модерна из Китая, Кореи и Японии. И часть, скажем, серебряная ложка с вензелем И. Хлебникова, относится к ней непосредственно. Эти восточные мотивы, скажем, кедровые и хвойные орнаменты, или лилии и гнутые окна, болотные растения и «подводное царство» в архитектуре и орнаментах предметов интерьера (дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве — см. фото) стали « товарный знак» русской модерны.
Наша Галерея Современного Искусства продолжает серию статей об истории русского и советского искусства.
Приглашаем всех посетить наши Мастер-классы и Лекториум по истории живописи, графики, скульптуры, истории изобразительного искусства, которые пройдут в Москве в самое ближайшее время. Рекомендуем предварительно записаться и обозначить те темы лекций, которые были бы вам интересны. Приходите, будет интересно.

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови

Церковь на Крови — Содержание …………… Архитектура вокруг Мир

Внешний вид — Храм  Церковь на Крови
А.К.А. как Храм Спаса-на-Крови и Храм Воскресения Иисуса Христа
Санкт-Петербург
, Россия

Объяснение названия: это русский стиль византийского возрождения. церковь была построена на том месте, где находился император Александр II. убит в марте 1881 года группой революционеров, бросивших бомба в его королевской карете.

Архитектурно собор отличается от петербургского другие структуры. В архитектуре города преобладает барокко. Неоклассика, но Спас-на-Крови восходит к средневековому русскому языку. Византийская архитектура в духе романтического национализма. Это намеренно напоминает ярославские храмы XVII века и знаменитый собор св. Собор Василия Блаженного в Москве.

было принято решение построить церковь на том месте, где находился император. смертельно ранен.Церковь была построена между 1883 и 1907 гг. официально называется Церковью Воскресения Христова (она же Церковь Спаса на Крови).

Строительство храма почти полностью финансировалось императорской семьей и тысячами частных жертвователей.

Внутри и снаружи церковь украшена невероятно детализированные мозаики, разработанные и созданные самыми выдающимися Русские художники того времени (В. М. Васнецов, М.В. Нестеров и М.А. Врубель).Интересно, несмотря на то, что церковь очень явно Русский аспект, его главный архитектор А. Парланд, даже не Русский по происхождению.

Храм был закрыт для богослужений в 1930-е годы, когда большевики пошел в наступление на религию и разрушил церкви по всему страна. Он оставался закрытым и находился на реставрации более 30 лет. и, наконец, вновь открылся в 1997 году во всей своей ослепительной былой красе.



Церковь расположена на видном месте вдоль канала Грибоедова (Екатерининского).Секция Улица, на которой произошло убийство, была огорожена забором. стены церкви и часть канала, засыпанного, чтобы пропустить улицу пройти вокруг здания.



Спроектирован церковным архитектором Альфредом Парландом (1842-1919) в стиле модерн.




Фотографии и их расположение 2010 Патрон ЛаЧиуса
| Домашняя страница | .. Буффало Индекс архитектуры | .. Буффало Индекс истории … . | …. Электронная почта | ..

Консультации по веб-сайтам ingenious, inc.

Музей-квартира | unknown-pavlov

Музей-квартира открыт в 1949 году, к 100-летию со дня рождения
И.П. Павлов. Там он прожил последние 18 лет своей жизни с 1918 по 1936 год.
Идея создания музея принадлежала жене Ивана Петровича. Мемориальный комплекс включает в себя столовую, кабинет и холл. В квартире много деталей, многое говорящих о привычках и интересах соседей по дому.

Холл — самая большая и благородная комната Мемориальной квартиры. Прекрасные картины в золотых рамах, высокие зеркала, мебель из красного дерева работы русских мастеров XIX века.Интересным элементом интерьера является старинный рояль. Сам Иван Петрович не играл, но ему было интересно слушать музыку в исполнении своих сподвижников, и нередко в зале устраивались небольшие камерные концерты. Среди гостей И. П. Павлова были А. М. Горький, живописец М. В. Нестеров и такие видные ученые, как Н. Бор, П. Йеркс, У. Кэннон и другие.
Особое внимание следует обратить на большое количество картин, так как Иван Петрович любил коллекционные картины.В коллекцию вошли произведения русских живописцев, некоторые картины были подарены И.П.Павлову их авторами, среди них И.Е.Репин, М.В.Нестеров, Р.П.Берггольц и другие. Иван Петрович посетил художественную выставку, проходившую в то время в Санкт-Петербурге, и приобрел там картины. Со многими авторами он был лично знаком и даже дружил.
 

Центральную часть зала украшает самая любимая картина Павлова «Богатыри» работы В. М.Васнецова. Над камином картина «Вечерняя заря» — подарок ее автора Н.Н. Дубровский, с которым Павлова долгое время связывала горячая дружба. Кроме того, есть работы скульптора Л.В. Позен «Лирист с проводником», «Старый нищий». В комнате, примыкающей к залу, находится кабинет Павлова. Это помещение разделено дубовым шкафом на две части: одна часть была спальней Ивана Петровича и его жены, а вторая — его кабинетом. Центр кабинета занимает письменный стол, за которым работал И.П. Павлов. по вечерам отвечал на письма, анализировал результаты исследований.На столе стоят фотографии, лампа для чтения и набор чернил. Рядом со столом портрет жены И. П. Павлова Серафимы Васильевны Павловой — подарок художника М. В. Нестерова.
Одно из ценнейших собраний Мемориального музея – библиотека И.П.Павлова, насчитывающая более 3000 книг. Иван Петрович увлекался астрономией, философией, географией. Кроме естественнонаучной литературы, есть множество справочников, собраний сочинений разных авторов и произведений любимых поэтов.
На одном из книжных шкафов стоит маленькая белая игрушечная собачка, подаренная И. П. Павлову
студентами Кембриджского университета. В кабинете можно увидеть много фотографий, среди них портреты известных физиологов К. Людвига и Р. Гейденгайна, групповые фотографии курсантов и сотрудников Военно-медицинской академии.

В спальне Ивана Петровича и Серафимы Васильевны две скромные кровати, старинный умывальник и сундуки из красного дерева. Поскольку в других залах здесь также находятся картины русских художников, особого внимания заслуживает большой портрет Павлова работы М.В.Нестеров, дар живописца. На стенах спальни фотографии родственников, над кроватями репродукции гравюр Мадонн с картин Мурильо, Рафаэля, Дефреггера.

Как известно, Иван Петрович увлекался коллекционированием не только картин, но и книг, почтовых марок и многого другого. В центре столовой стоит большой стол, за которым собиралась семья Павлова и принимались гости.
Возле окна много зеленых растений, таких же, как при жизни Павлова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.