Содержание

Искусство Древнего Египта | История искусства

Пирамида Хеопса.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное искусство Древнего Египта. Пожалуй, это одна из самых необычных, самых загадочных, самых ярких культур на земле. Большая часть древнеегипетского искусства возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они свято верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает его тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надежных погребальных сооружениях — пирамидах. Египетские пирамиды — это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Их строили для властителей страны — фараонов и начинали строить еще при жизни. Древнеегипетские пирамиды потрясают воображение своими размерами и геометрической точностью. Удивляет, каким образом огромные каменные глыбы вырубали из скалы , перетаскивали и водружали на место — без современной техники. Конечно, для этого требовались тысячи и тысячи рабов. Уже более сорока веков стоит высочайшая пирамида в Египте, — фараона Хеопса, -безупречно правильная, четырехгранная, она до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота -146 метров, а длина основания каждой грани — 230 метров.

Фараон Тутанхамон


Египетские мастера создали множество прекрасных простых и величественных скульптур. Они делались из окрашенного дерева или шлифованного камня.

Стоящая супружеская пара


Египетские скульптуры очень легко отличить, т.к. они делались по единому стандарту. У с т о я щ е й статуи -фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выставлена вперед, руки прижаты к туловищу. У с и д я щ е й фигуры руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль. Обычно в статуе верно передавалось сходство с человеком, хотя и приукрашалось.

Большой Сфинкс


Неподалеку от пирамид обычно возвышались храмы в честь богов. К воротам храма вели дороги, вдоль которых стояли сфинксы — огромные, величественные статуи с телом льва и человеческой или бараньей головой. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный Большой Сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена — самый древний из всех бесчисленных египетских сфинксов.

Нефертити в юности


Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху Нового царства в 14 веке до н.э., время правления фараона Эхнатона. Великолепными памятниками древнеегипетского искусства стали прекрасные скульптурные изображения Эхнатона, его жены Нефертити , их дочерей, созданные в мастерской скульптора Тумеса.

Особенно следует отметить две скульптуры Нефертити. Первый, оставшийся незаконченным, бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой.Только юному возрасту соответствует такая нежная лепка девического лица. Девушка чуть — чуть улыбается -как бы сквозь томную весеннюю дремоту.

Нефертити в юности

Нефертити — владычица радости.


Второй портрет — самый известный — Нефертити в полном расцвете расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее называли, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Ее лицо — воплощение женской красоты и обаяния, с нежным овалом, с полуприкрытыми тяжелыми веками глазами, прямым носом — светится одухотворенностью. Изящная голова на длинной стройной шее будто цветок на гибком стебле. Бюст раскрашен, в один глаз вставлен горный хрусталь. Видимо, это было сделано умышленно, т.к. в то время Нефертити была еще жива, а «глядящий » бюст мог, по преданию, отнять часть души у живого человека.

Нефертити

Мужчина и женщина роспись


Стены и колонны египетских зданий часто украшали росписи, которые тоже легко отличить от других росписей. Человек здесь изображался так, чтобы каждую часть фигуры было видно: голова, руки и ноги — сбоку, торс — развернут, глаза и плечи — прямо. Изображения , как правило, сопровождались иероглифами, которые часто раскрашивались красиво подобранными красками. В росписях показывали сцены из жизни фараонов и вельмож. Изображения древнеегипетских художников отличаются тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в легких льняных туниках, украшенные многочисленными кольцами, серьгами, цепочками.
Древнеегипетское искусство просуществовало две с половиной тысячи лет, а затем угасло. Однако, роль его в мировой культуре настолько велика, что до сих пор еще не изучена до конца.

Каноны живописи Древнего Египта

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу египетские художники рисовали довольно схематично.

Живопись Древнего Египта, развитие и каноны

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный –  символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Культура Древнего Египта кратко

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Это интересно:

Какой был художественная культура древнего Египта

Художественная культура древнего Египта или Страны Большого Хапи всегда привлекала внимание взгляд человека. Например, вавилонский народ был вне себя от удивления. Ученые древней Греции учились у мудрости египтян. Рим поклонялся стране пирамид, так как такое создать – это целая наука.

Целостное искусство Древнего Египта оставило неизгладимый след в мировой культуре. Искусство здесь возникло на переплетении религии и красоты. Поэтому верования связаны с картинами, которые они рисовали, пирамидами, которые они строили и так далее.

Понимание египетской культуры является целым миром, ключом к пониманию к ней является история Египта. Поэтому важно узнать, какой была история в этой стране, тогда можно будет понять, в чем заключается художества Египта.

Хотя прошли уже тысячелетия, но интересуется историей древнего Египта практически каждый историк. Ведь это море таинственных письмен, которые нужно расшифровать, это иероглифы, которые несут тайну из глубокой древности. Над загадкой иероглифов и вообще письменности египтян бились многие ученые, начиная с античного мира. Но мало кому удалось проникнуть в художественный мир.

Это связано с тем, что у египтян письмо носит символический характер. Поэтому каждое слово или даже фраза может обозначаться только одним иероглифом. По крайней мере, так предполагал Плутарх, историк, живший в конце первого начале второго века. О загадочных иероглифах писали и другие ученые. Например, Апулей, или Геродот, а также многие другие.

Нужно много времени и усилий, чтобы понять труд целых поколений, живших в древнем Египте. Тогда можно будет лучше понять и художества этой прекрасной страны. Когда иероглифы были разгаданы, некоторая часть из них, то перед историками Египет, как страна, преобразился. Все увидели, что это не просто несколько городов на берегу Нила, это целый комплекс искусства, в том числе и художественной живописи, это настоящая развитая цивилизация.

Стал возможен доступ к культурной ценности Египта. Его создали талантливые и трудолюбивые люди. Этот народ как раз такими качествами и отличается. Уже сегодня, когда все закончилось, можно оценить по-настоящему вклад египтян в историю искусства их страны. Высоко ценится величие Египта. Его архитектура и религия. Получается, что быт и искусство у египтян не разделялись. У них в быту везде было искусство. Вся живопись Египта лежит на поверхности. Речь идет о настенной росписи.

Египетскими мастерами были созданы прекрасные, простые и в то же время величественные скульптуры, хотя ни одна из эпох после или перед этим ничего подобного не знала. Например, фараона могли изобразить стоя, руки у него были вытянуты вдоль тела, левая нога выставлялась вперед. Так изображались все фараоны. Именно в этой позе наблюдалось их величие.

Когда изображались простые люди, то больше внимания обращалось на их жизнь и движения. Так как бедные люди больше были известны своей работой, то именно в этой форме их и изображали художники. Чего не скажешь о фараонах, которые большей частью сидели или стояли.

Древним египтянам была не известна перспектива, поэтому дальние предметы на картинах у них изображаются над ближними. Хотя в рельефах и росписи видна наивность древних людей, но они радуют и удивляют своей тонкостью и изящными линиями.

На стенах и колоннах были украшения в виде рельефов и росписей. Египтяне часто изображали человека. Каждая фигура представлялась, как повороты, поэтому фигуру было хорошо видно с разных сторон. Так она хорошо просматривалась и удивляла своей точностью изображения. Изображения следовали одно за другим в виде длинных полос, которые очерчивались врезанными линиями, создававшими контур, и которые были окрашены в красивые тона, специально для этого подобранные. На картинах везде были иероглифы, которые поясняли изображения.

Искусство и письменность в Египте были сильно взаимосвязаны. Только здесь, даже в Китае такого нет, можно наблюдать такой удивительный синтез этих двух художественных образов. Причем все дело не только в декорациях, но так египтяне понимали искусство. Для них писать слова и писать картины, было чем-то божественным, они не могли представить жизни без этих двух вещей, которые у них сливались в одно целое.

Когда начал править фараон Эхнатон, что случилось в 14 веке до нашей эры, то в искусстве получили отклик реальные события. В то время был особый расцвет культуры в Египте. Именно верованиям удалось удержать одну линию искусства у египтян, несмотря на то, что культура развивалась. Так как многие сотни лет египтяне продолжали верить в целый пантеон богов, которые их вдохновляли на создание все новых и новых картин.

Изобразительное искусство в Египте было рождено от его архитектуры. Поэтому зодчество было особенно распространено на территории этой загадочной страны. Искусство и архитектура, также как и искусство и религия шли тесно рука за руку. Так как они были взаимосвязаны.

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта

Письменность Древнего Египта

В те времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком – солнце, изображением ног – слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Подобные знаки-рисунки называют иероглифами. В египетской письменности их насчитывалось более 700!

Иероглифическая надпись

Писали египтяне заостренными палочками, обмакивая их в черную или красную краску. Бумаги люди тогда еще не знали, но у египтян был материал, очень на нее похожий, – папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.

Научные знания египтян

Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней. Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук – астрономия.

Египетский астрономический календарь

Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие ее законы. Это позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.

Как вы думаете, какие математические расчеты необходимо было произвести при строительстве пирамид и храмов?

В Египте зародилась и наука об изучении земли – география. Но сведения древних египтян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями – горами, который был окружен бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали обширными познаниями в области медицины. Они умели определять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Чему и как учили в египетских школах

Для управления огромным Египетским государством требовалось множество образованных людей. Их готовили жрецы в школах при храмах. Учились в храмовых школах, как правило, сыновья жрецов и богатых египтян. Здесь их в первую очередь обучали чтению, письму и устному счету. Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.

Писец. Древнеегипетская скульптура

После того как ученики овладевали грамотой и счетом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.

Какую роль играли писцы в Древнеегипетском государстве?

Древнеегипетское искусство

Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.

При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по определенному образцу. Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз – спереди. Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изображения людей могут «оживать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что нарисованы по правилам.

Древние египтяне были прекрасными скульпторами. Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами. Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы. Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса). К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением. Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больше никому.

Большой сфинкс

Подведем итоги

В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении математики и географии. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Вопросы и задания

1. Расскажите о письменности древних египтян. Чем и как писали в Древнем Египте?

2. Расскажите о научных знаниях древних египтян.

3. Кто учился в египетских школах? Чему и как их учили?

4. Какие научные достижения древних египтян используются до сих пор?

5. Какие правила изображения людей и почему существовали в Древнем Египте?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Искусство Древнего Египта

Еще в начале III тысячелетия до н. э. начал зарождаться стиль египетского искусства, который все последующие века тщательно оберегали и хранили. Такое постоянство было связано с развитием древнего общества, а также тем, что искусство Египта было окутано культом загробной жизни и очень тесно связано с религией. Религия, мифология и обожествление сил земли все это отражалось в искусстве Древнего Египта во все времена.

Все произведения искусства были созданы согласно древним канонам, следование которым было обязательно. Древние египтяне строили величественные дворцы и храмы для богов, делали их скульптуры, изображали в образе людей, в виде животных или людей с головами животных, так до наших дней дошли изображения Амон-Ра, Осириса, Исиды, Анубиса и др.

Если сравнивать искусство других древних государств с египетским искусством, то видно, что египтяне в образ бога воплощали не ужасные и зловещие черты, а силу, справедливость и величие. Египтяне свято верили, что после смерти существует загробная жизнь, они верили, что если сохранить тело, то человек после смерти будет жить, поэтому тела умерших стали превращать в мумии, до наших дней дошли рисунки с изображением процесса мумификации.

Рисунок 1. Процесс мумификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Всё искусство Древнего Египта можно разделить на несколько периодов.

Искусство Древнего Царства (XXXII — XXIV в. до н. э.)

Именно в это время создаются такие великие архитектурные памятники как Пирамиды и Большой Сфинкс. Вместе с архитектурными сооружениями и предметами декоративно-прикладного искусства центральное место в искусстве Древнего Египта того времени занимает литература. Главными жанрами литературы были заупокойные тексты, любовные песни и мифы и легенды.

Самыми первыми заупокойными текстами историки считают «Тексты пирамид». В древнем Египте верили, что тексты и рисунки на стенах пирамид способствуют счастливому и беззаботному существованию в загробной жизни. Первые тексты были сделаны по приказу фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стене его пирамиды, это и стало началом традиции. Иероглифы окрашивали в разные цвета, чаще в зелёный. «Тексты пирамид» также включали легенды об Осирисе и Исиде, и противостоянии Ра со змеем Апопом.

Готовые работы на аналогичную тему

Искусство Среднего Царства (XXI — XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства так же, как и древнее соблюдало строгие каноны, однако после распада Египта на отдельные части и абсолютной централизации под властью фиванских правителей в искусстве начинают проявляться свои особенности.

Местные управляющие (правители номов) стали еще богаче и самостоятельнее и начали присваивать себе разные привилегии. Гробницы египетской знати начали располагать не у подножия пирамид фараонов, а отдельно, пирамиды в этот период становятся меньше по размерам. В период Среднего Царства получает развитие ювелирное дело, также начинает развиваться разнообразие жанров, появляется такой вид живописи, как портрет, постепенно в нём все больше просматриваются индивидуальные черты людей.

Рисунок 2. Египетская статуэтка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Среднем Царстве также присутствовал культ заупокойной жизни, тексты в виде иероглифов начинают писать не только на стенах, но и на саркофагах, появляется новый сборник текстов, который получил название «Тексты саркофагов».

Определение 1

Саркофаг – особый вид гроба, в саркофагах хоронили знать и часто оставляли на поверхности земли в специальных помещениях.

Искусство Нового Царства (XVII — XI в. до н. э.)

Для искусства Нового Царства характерно проявление чувств. Жрецы обретают самостоятельность и власть и пытаются конкурировать с царями, продолжают воздвигать храмы, развивается архитектура, строятся гробницы, в этот период были построены знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, около Фив.

Новое царство также становится еще одной эпохой развития заупокойной литературы. Тексты уже составлялись в скрипториях и фиксировались на папирусной бумаге, которую специально для этого и изготавливали, тексты Нового Царства назывались «Книгой Мертвых», большая часть которой состояла из иллюстраций.

Замечание 1

Скрипториями называли мастерские, где переписывали рукописи, в основном они находились при монастырях и храмах.

Древние египтяне были очень озабочены тем, каким должен быть человек, чтобы достойно прожить жизнь. Только этим можно объяснить появление дидактической литературы, которая у египтян пользовалась большим успехом и получила дальнейшее распространение. Знаменитым образцом этой литературы считается «Поучение Аменемопе».

Замечание 2

«Поучение Аменемопе» — трактат эпохи Нового Царства, в котором говорится, что бог определяет всю судьбу человека, человек бессилен перед его всемогуществом: «Дела человека в руках бога».

Большую популярность в этот период получили любовные песни, появляются первые сказки, такие как «Обречённый принц», «Правда и Кривда».

Живопись становится более яркой, поверхность перед покраской предварительно обрабатывают мягким гипсом или известняком, сверху картины лакировали, вся эта красота создавалось для того, чтобы облегчить человеку загробное существование.

При создания скульптур необходимо было строго соблюдать нормы, и следовать четким правилам, особенно, при передачи образов богов и фараонов, для создания скульптур использовали целые каменные глыбы, изображения же простых египтян были представлены исключительно в виде деревянных статуэток.

Иные виды искусства Древнего Египта

Считается, что в Древнем Египте не было театров и появились они лишь в Древней Греции, однако в Египте впервые появились театральные фестивали, которые длились несколько дней, во время этих фестивалей разыгрывали сцены с участием фигурок богов, проводили игры, устраивали танцы.

В это время активно развивается ювелирное дело, мастера научились придавать различные формы золоту, умели изменять его цвет, в украшения вставляли цветные стекла и камни, в это время был создан стекловидный материал (фаянс), из него делали керамические изделия и бижутерию.

Таким образом, можно сделать вывод, что искусство Древнего Египта весьма неоднозначно, но некоторые свои главные черты и направления оно несёт на протяжении всех исторических периодов.

Древняя египетская культура оказала огромное влияние на искусство всех последующих эпох, породив множество стилей и направлений.

Искусство Древнего Египта — Австралийский музей

Древнеегипетское искусство существует уже более 5000 лет и продолжает очаровывать людей со всего мира. Старинная посылка стала современной реальностью: искусство — это путь к вечной памяти.

В Древнем Египте искусство было волшебным. Будь то в форме живописи, скульптуры, резьбы или письма, искусство обладало способностью поддерживать универсальный порядок и даровать бессмертную жизнь, призывая различных богов действовать от имени людей — как в жизни, так и в смерти.

Искусство было везде. С 4500 г. до н.э. символическое искусство Египта было неотъемлемой частью общественных зданий, таких как храмы и дворцы. Широко известные символы легли в основу этого искусства, поскольку считалось, что они обеспечивают защиту от злых влияний в этой жизни и в следующей. Неудивительно, что искусство также было важным элементом сложных гробниц, в которых хранились мумифицированные останки людей.

Искусство гробницы

Искусство гробницы считалось точкой соприкосновения земли живых и земли мертвых.Если следовать определенным формулам для создания искусства и молиться правильным богам, все египтяне, от богатых до бедных, могут рассчитывать на завершение своей земной жизни, успешно пройдя опасный подземный мир и перейдя в благословенную, вечную загробную жизнь.

Египетские гробницы походили на секретные художественные галереи, которые никогда не предназначались для просмотра. Вместо этого эти удивительные образцы художественного мастерства обращались только к элитной группе посетителей — богам.

Художественный стиль

Изображая человеческие фигуры на гробнице, было важно показать богам как можно большую часть тела.Поэтому и фронтальный, и профиль тела были объединены в одну фигуру. Это не должно было быть натуралистическим; он должен был служить знаком, обозначающим «человек». Этот метод помог богам распознать человека, а также сделал фигуру реципиентом для ритуальной деятельности.

Короли изображались крупнее жизни, чтобы символизировать богоподобные силы правителя и, следовательно, его важность в загробной жизни. Точно так же владельцы гробниц, как наиболее важный объект дизайна их гробниц, были изображены в большом масштабе.Напротив, жены и дети, слуги и животные были нарисованы меньше, что указывает на их меньшее значение.

Цвет

Цвет считался своего рода универсальным языком, который использовался для передачи значимого значения египетским богам. Определенные цвета были наделены особыми силами или атрибутами, связанными с различными богами. В результате в объекте могла содержаться великая сила, если он был сделан или окрашен в значимые цвета. Например, зеленый и синий были цветами растений, воды и неба и символизировали плодородие и процветание.Золото было цветом солнца и кожи богов и было связано с бессмертием.

Иероглифы

Самым прямым способом общения владельца гробницы с богами была сложная система египетских иероглифов. Эти пиктограммы выполняли очень специфическую функцию — гарантировать, что к определенным богам будут молиться и совершаться ритуалы на всю вечность. Иероглифы писались как столбцами, так и строками, и их можно было читать как слева, так и справа, в зависимости от дизайна текста.

Искусство Древнего Египта

Обратите внимание, что пока я делюсь видео в этих уроках . Я упорно работаю над тем, чтобы не было нарушений авторских прав. Каждое видео имеет обратную ссылку и зачисляется на имя первоначального создателя. Без лишних слов, вот краткое изложение искусства Древнего Египта.

Краткое вступительное видео от National Geographic

Искусство Древнего Египта Забавные факты
  • Древние египтяне не знали слова «искусство» в своем языке.Они не думали об искусстве так, как мы сегодня. Следовательно, все служило функциональной цели, часто в соответствии с их религией. Несмотря на то, что мы видим картины, скульптуры, рисунки, украшения и архитектуру, все это должно было служить определенной функции.
  • Часто искусство служило цели поддержания порядка, передачи закона или ведения записей.
  • Изображения, которые мы видим на протяжении всей цивилизации Древнего Египта, демонстрируют идеализированный и нереалистичный взгляд на мир.
  • Древние египтяне имели в своей культуре элементы поклонения животным.Много раз их боги ассоциировали животное с присутствием.
  • У них были забавные законы, когда дело касалось кошек. Вас могут убить за убийство кошки. Если ваша кошка умерла, вам придется сбрить брови.

Бронзовая фигура Басте, Лувр, Франция, Рама, CC BY-SA 3.0 FR, через Wikimedia Commons

Старое королевство: эпоха пирамид

Комплекс пирамид Гизы, вид сверху , Robster1983 в английской Википедии, CC0, через Wikimedia Commons

Три пирамиды:

Хуфу — самая старая и самая большая, содержала лодку!

Кафре — Кажется больше, но только потому, что находится на возвышенности.

Менкаура — самая маленькая, но с тремя пирамидами королевы поменьше.

Совершите экскурсию по пирамидам Гизы с помощью Google Планета Земля.
Важность папируса
  • Папирус был разработан в конце Старого Царства. Есть свитки папируса, описывающие последние годы строительства пирамид Гизы.
  • Дешевый и простой в производстве, но хрупкий.
  • Он рос вдоль реки Нил, впоследствии был в изобилии.
  • Египтяне делали из него не только бумагу, но и одеяла, веревку, обувь, лекарства, еду, одежду, мебель и корзины.Это действительно был важный ресурс.

Письмо о папирусе, 3-й век до нашей эры, Чарльз Бертон Гулик, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Книга мертвых, Папирус Хьюнифера, лист 3, Британский музей, Хьюнифер, общественное достояние, via Wikimedia Commons

Сфинкс:

Сфинкс является монолитным, что означает, что он был построен из одного камня, а не по частям.

Это полно загадок.На самом деле никто не знает, что он представляет или кого должен изображать. Мы называем его Сфинксом для удобства. Однако это не обязательно было так, как называли это древние египтяне.

Согласно последним исследованиям, 100 человек потребовалось бы 3 года, чтобы построить такой памятник, используя инструменты, к которым имели доступ древние египтяне.

Что такое Сфинкс у Смитсоновского канала.

Искусство Среднего царства
  • Находился под влиянием политических волнений и войн.
  • Осирис был главным божеством.
  • Наконец-то смогли обратить внимание на искусство.
  • Скульптура стала более точной и точной.

Известняк Ментухотепа II, Метрополитен-музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Семья Осириса, Лувр, CC BY-SA 2.0 FR, через Wikimedia Commons

Игры Древнего Египта

Многие египетские игры отражали переход человека в подземный мир.

Доски для Senet имели длину 10 точек и 3 точки белого цвета, выложенные в 3 аккуратных ряда. Вместо кубиков древние египтяне использовали палки для литья или кости. Игроки получили равное количество фигур (от 5 до 7). Целью игры было отправить все фишки в конец доски. Игра была стратегической и увлекательной. Вы можете помешать конкурентам продвигаться вперед или заблокировать их, и, наконец, даже отправить их назад.

Game of Senet, Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура , без ограничений, через Wikimedia Commons

Nefertiti Playing Senet, Maler der Grabkammer der Nefertariimed

, Public domain

imedia Commons Для сравнения, «Игра псов и шакалов» была менее стратегической и в большей степени играла на волю случая.У каждого игрока было по 5 фигур, либо с головами шакалов, либо с головами гончих, цель состояла в том, чтобы переместить фигуры из исходной позиции на большее пространство в конце доски.

Игра гончих и шакалов, Метрополитен-музей, CC0, через Wikimedia Commons

Еще интересные факты

Поскольку слова «искусство» не существовало, большинство произведений искусства создавалось в мастерской, с несколько художников работают над одним проектом. Поэтому в истории Египта нет выдающихся художников.

Ремесленники, Гробница Небамума, Метрополитен-музей, CC0, через Wikimedia Commons

Большинство произведений искусства в Древнем Египте сильно отражалось на смерти, возрождении и загробной жизни.

Стиль египетского искусства практически не изменился за 3000 лет, за исключением одного короткого периода в период Амарны. Это также повлияло на последующие цивилизации.

Греческий Курос, Метрополитен-музей, CC0, через Wikimedia Commons

Триадная статуя фараона Менкауры, en: Пользователь: Chipdawes, Public domain, via Wikimedia Commons

Amarna

Amarna Произошло в период Нового царства, когда фараон Аменхотеп изменил свое имя на Ахенетен, перенес столицу в Амарну и объявил, что теперь религия будет монотеистической и будет поклоняться только богу Атону, представленному солнцем.
  • В отличие от общепринятого художественного стиля, период Амарны бросает вызов старым стандартам. Он делает это, создавая искусство, в котором есть движение, мимика, разные цвета, а также загруженные и многолюдные темы.
  • В период искусства Амарны часто можно увидеть удлиненные головы и детализированные пальцы ног, а также удобные расслабленные позы.
  • Бюст Нефертити — один из самых известных образцов искусства Амарны.
  • Бюст Нефертити, Новый музей, Берлин, Филип Пикарт, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

    Две дочери Эхнатона, Ноферноферуатон и Ноферноферуре, гр. 1375–1358 гг. До н.э., Эшмоловский музей, Оксфорд, Ägyptischer Maler um 1360 v. Chr., Общественное достояние, через Wikimedia Commons

    Новое царство
    • Тутанхамон, сын Эхнатона, унаследовал трон в 8 или 9 лет.
    • Во время своего правления он удалил все остатки художественного наследия своего отца (искусство Эхнатона и Амарны) и восстановил прежний порядок.
    • Тутанхамон правил в Египте всего около 9 лет.
    • Он болел множеством болезней и умер молодым, в возрасте от 18 до 19 лет. Существует несколько версий того, почему он умер: от перелома кости, инфекции, малярии.
    • Маска Тутанхамона, вероятно, самое известное произведение искусства в мире.

    Маска Тутанхамона, Египетский музей, Каир Роланд Унгер, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

    Видеотур по выставке Тутанхамона галереи Саатчи в Лондоне.

    Цвета и материалы, используемые в Египте.
    • Красный: desher — олицетворяет жизнь, но также зло и разрушение. Он ассоциировался с жизненной силой и энергией, но также с кровью, огнем и опасностью. Изготовлен из окисленного железа и красной охры (глина, богатая залежами железа).
    • Синий: иртиу — безусловно, был самым популярным цветом, символизировал рождение, плодородие, воду и небеса. Изготовлен из оксидов меди и железа с кремнеземом и кальцием.
    • Желтый: хенет — символизирует солнце и вечность.Первоначально изготавливали из охры и железа, но позже из мышьяка.
    • Зеленый: вадж — символизирует добро, рост, жизнь, загробную жизнь и воскресение. Противоположный или красный. Изготовлен из малахита и оксида меди.
    • Белый: hedj — олицетворяет чистоту и ясность. Изготовлен из мела, смешанного с гипсом.
    • Черный: kem — символизирует смерть и тьму, но не зло. Изготовлен из древесного угля.
    Задание

    Подберите функциональный объект и превратите его в искусство.

    Представьте себе жизнь в то время, когда нет искусства ради искусства, и все искусство должно служить функциональной цели.Во-первых, я хочу, чтобы вы осмотрели свой дом. Какой предмет вы используете каждый день, который, по вашему мнению, важен в повседневной жизни? Однако мы собираемся пропустить технологию в этом задании и рассмотрим более общие объекты. Например, вы можете использовать для этой цели пианино, но не мобильный телефон.

    Теперь, когда вы выбрали свой функциональный, повседневно используемый объект, я хочу, чтобы вы нарисовали его так, чтобы он выглядел так, как будто объект, который вы рисуете, действительно является искусством. Вы можете что-то добавлять или убирать, но функциональность должна оставаться, так что это может быть сложная и продуманная чашка, но она все равно должна оставаться чашкой.Кроме того, вы можете сделать его настолько сложным, насколько захотите, используя любые подручные средства.

    Наконец, пока вы работаете над этим, я хочу, чтобы вы подумали о цветах, которые вы выбираете, и их символике во времена Древнего Египта.

    Дополнительные ссылки и ресурсы

    Исследуйте пирамиды Гизы с помощью Google Earth

    Тайны Сфинкса

    Фотографии предметов с выставки Тутанхамона

    Подробнее о настольных играх Древнего мира

    Египетское искусство в Среднем царстве

    Знакомство с Египтом

    Вперед:
    Искусство Мезоамерики

    Глава 03 — Искусство Древнего Египта

    AP Art History
    Египетское искусство

    ВВЕДЕНИЕ: Египетские пирамиды и сфинкс представляют собой памятники, построенные людьми, которые тысячелетиями руководили жизнью Среднего Востока.

    ХРОНОЛОГИЯ: Три основных периода истории Египта

    • Старое Королевство 2670-2150 гг. До н.э.
    • г.
    • Среднее царство 2150-1800 гг. До н.э.
    • г.
    • Новое царство 1550-1070 гг. До н.э. (включая период Амарны — 1370-1350 гг. До н.э.)
    • г.

    Старое Королевство

    До возникновения Древнего Царства в Египте существовал додинастический период. Додинастический период длился с 4350 по 3150 год до нашей эры. Это было время социальных и политических перемен.Наконец, в 3150 году под предводительством Менеса Верхний и Нижний Египет были объединены в одно царство. С этого времени фараоны (единоличные правители из одной семьи или динсаты) правили Египтом как абсолютные цари, получившие свои полномочия от богов.

    Именно во времена Древнего царства были установлены традиции и стандарты египетского искусства. Правила строительства и композиции были установлены между III и IV династиями.

    • Палитра династии Нармер I, (рис.3-4), c3150-3125 до н.э.

    АРХИТЕКТУРА — Одной из самых важных фигур в египетской архитектуре был Имхотеп, канцлер и придворный архитектор при Джосере (второй правитель: династия III). В период ранней династии погребальные обряды стали неотъемлемой частью египетской культуры. В соответствии с этим, египтяне создали сложные структуры, чтобы помочь защитить и сохранить тела умерших.

    Мастабы, плоские одноэтажные постройки, впервые возводились над подземными погребальными камерами.Мастабы были заменены во время III и IV династий, чтобы создать сложные и дорогие пирамиды для размещения их останков.

    • Ступенчатая пирамида династии Джосер 3, (рис. 3-8), c2681-2662 до н.э.
    • Стена Северного дворца с зацепленными колоннами, династия 3 (рис. 3-9), c2681-2662
    • Великая династия пирамид 4 (рис. 3-10), c2601-2515 до н.э.
    • г.
    • Великая династия Сфинксов 4 (рис. 3-14), c2570-2544 до н.э.

    СКУЛЬПТУРА — Скульптуры самих себя были очень важны для фараонов как средство увековечения их памяти и защиты своего «ка».Вся ранняя египетская скульптура характеризуется (1) компактностью (2) симметрией формы и (3) блочной формой

    • Третья династия Хефрена (рис. 3-13), c 2570-2544 гг. До н. Э.
    • г.
    • Менкауре и его жена Династия 4 (рис. 3-15), c2515 г. до н.э.
    • г.
    • Династия сидящих писцов 5 (рис. 3-17), c2510-2460 до н.э.

    РЕЛЬЕФНАЯ СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ — Рельефная скульптура и живопись использовались двумя способами для украшения внутренних стен гробниц и создания приятных вечных жилых помещений для «ка» умершего.

    Поднебесная

    За концом Шестой династии последовало сто лет политического беспорядка. региональные повелители боролись за власть и были слишком слабы, чтобы защитить империю от захватчиков из Западной Азии.

    АРХИТЕКТУРА — Архитектура того периода была в гораздо меньшем масштабе, чем архитектура Королевства Ольс. Фараоны все еще хотели пирамиды, но им не хватало средств и социальной стабильности для выполнения задачи строительства в таком большом масштабе.Гробницы стали намного меньше, вырезаны из скалы, и к ним можно было попасть только по крутому спуску.

    • Вырезанная в скале гробница 12 династии Аменемхетов (рис. 3-21), c1991-1785 гг. До н. Э.

    СКУЛЬПТУРА — В результате разделения власти возникли две школы представительства. На севере художники копировали идеализированные изображения, найденные в великих гробницах фараонов Древнего царства. На юге художники не могли копировать эти изображения: их королевские статуи демонстрируют движение к более естественным образам.

    • 12 династия Сенусрет (рис. 3-24), c1878-1842 гг. До н.э.
    • г.
    • Портрет Сезостриса III династии 12, c1875-1825 до н.э.

    Новое Королевство

    Истинный порядок и стабильность не были восстановлены до 18 династии. С наступлением новой эры мира и процветания строительство больших храмовых комплексов возобновилось. Правители 18-20 династий построили больше архитектурных и скульптурных памятников, чем все остальные. другие династические периоды вместе взятые.Большая часть строительства велась вокруг столицы Фив. Во время 18 династии произошли радикальные изменения в традиционной египетской культуре. Этот вызов возник во время правления Аменхотепа IV, который поставил под сомнение силу класса священников и представил новую форму религии, тесно связанную с богом солнечного диска Атоном. Аменхотеп сменил имя на Эхнатон и перенес столицу в Телль-эль-Амарна.

    АРХИТЕКТУРА — Архитектура Нового Королевства была построена в монументальном масштабе.Храм стал самым представительным из египетских построек из-за огромной власти класса священников. Классический храм Нового Царства состоял из семи элементов, расположенных на одной оси. Вход в различные помещения храма определялся социальным классом.

    • Великий храм династии Амона 19 (рис. 3-30), c1294-1212 до н.э.
    • Храм Амона, пилон 19 династии Рамсеса II (рис. 3-31), c1279–1212 гг. До н. Э.
    • Храмы Рамсеса II и 19 династии Нефертари (рис.3-35), 1279-1212 гг. До н.э.
    • г.
    • Погребальный храм Хатшепсут, Дейр-эль-Бахри, 20 династия (рис. 3-33), c2009–1997 гг. До н. Э.

    СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ -Скульптурные памятники фараонам, выполненные в виде упрощенных кубических блоков, стали очень популярными во времена Нового царства. Форма куба подчеркивала веру в то, что «ка» может найти вечный дом в портретах статуй из блоков. Настенные росписи также продолжили традиции, заложенные в более ранних царствах.

    • Сенмут с принцессой Нефруа Династия 18, c1490-1460 до н.э.

    АХЕНАТОН И АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

    Аменхотеп IV вступил на престол в 1352 г. до н. Э. Во время его семнадцатилетнего правления традиционная египетская культура была поставлена ​​под сомнение до самых корней. Аменхотеп Ив основал новую религию, которая больше не почитала многих богов, а была сосредоточена на почитании единственного верховного существа, Атона, бога солнечного диска. Аменхотеп IV изменил свое имя в 1348 г. до н.э. на Эхнатон и перенес столицу из Фив на север в Ахетатон (современное название Телль-эль-Амарна).В дополнение к изменению социальной и религиозной природы цивилизации, новый стиль искусства будет характеризовать Амарнский период.

    Искусство периода Амарны отразит новый, более натуралистический подход в изображении человеческой фигуры. Художники привнесут новое ощущение жизни в свои рельефы, настенные росписи, скульптуры,

    • Эхнатон и его семейная династия 18 (рис. 3-36), 1348-1336 / 5 г. до н.э.
    • г.
    • Династия царицы Тий 18, (рис. 3-37), c1390-1352 гг. До н.э.
    • г.
    • Царица Нефертити 18 династии (рис.3-38) c1348-1336

    Тутанхамен И ПОСЛЕАМАРНСКИЙ ПЕРИОД

    Обнаружение гробницы короля Тутанхамона в 1922 году рассказало археологам и историкам искусства о стиле Амарна больше, чем какой-либо другой источник. Возможно, самым важным аспектом открытия гробницы была королевская мумия молодого короля, которая была помещена в самую внутреннюю камеру трех гробов для гнезд. Настоящий гроб мумии был сделан из четверти тонны золота и инкрустирован драгоценными камнями.

    • Внутренний гроб 18 династии царя Тутанхамона (рис. 3-40), c1325 г. до н.э.
    • г.
    • Посмертная маска времен династии Тутанхамонов 18 (рис. 3-41), c1325 г. до н.э.
    • г.
    • Расписной сундук 18 династии (рис. 3-42), c1325 г. до н.э.
    • г.

    Эволюция египетского искусства

    Когда вы думаете о древнеегипетском искусстве, то, скорее всего, вам приходят на ум Великий Сфинкс Гизы или пирамиды, и хотя египетская архитектура и статуи, безусловно, очень впечатляют, они — лишь небольшая часть. очень сложная, но специфическая художественная культура.Египтяне любили рисовать, рисовать и вырезать, используя минеральные пигменты для создания ярких красных, золотых, зеленых, синих и черных цветов. Затем их обычно покрывали лаком, который позволял многим предметам служить замечательно.

    Стиль очень своеобразный, в основном он основан на образе фараонов, сфинксов и многих египетских богов. Художественные творения, которые всегда были функциональными, а не красивыми, служили домом для духов и богов; дары загробной жизни; или чтобы умилостивить фараона, и повсюду преобладала тема баланса.История их искусства почти такая же древняя, как и история самой древнеегипетской цивилизации, и очень мало изменилась за 3000 лет правления общества над Нилом. Возможно, поэтому даже неподготовленному глазу очень легко заметить произведение искусства того времени.

    Идентификация египетского искусства

    Самое раннее египетское искусство можно легко идентифицировать по изображениям людей на их картинах. Эти изображения имеют размер в зависимости от статуса, при этом боги и фараоны изображаются намного крупнее среднего человека, который, в свою очередь, будет крупнее своих рабов, которые считались низшей формой человеческой жизни.Животные, деревья и неодушевленные предметы также оставались маленькими и менее значительными.

    Пожалуй, самым поразительным является то, как эти люди представлены: их тела всегда обращены к зрителю, а головы смотрят в сторону. Мужчины затенены темнее, чем женщины, и когда они стоят, люди всегда расставляют ноги. Ни в одном из их творений не было чувства перспективы, поэтому все казалось очень двухмерным.

    Памятники

    Фараоны часто заказывали большие статуи, для создания которых потребовалась бы большая команда художников.Возможно, самым известным примером этого является Большой Сфинкс в Гизе, на создание которого потребовалось бы около трех лет. Сфинкс — это мифическое египетское создание, имевшее тело льва и человеческую голову. Когда эти существа изображались в искусстве, они обычно носили головной убор, подобный тем, которые носили фараоны.

    Гигантская статуя была вырезана из известняка, и историки датировали ее примерно 2500 г. до н.э., хотя многие оспаривают это утверждение, и лишь немногие соглашаются с тем, кто построил ее и почему.Хотя статуя сегодня выглядит довольно монотонной по цвету, остатки пигмента позволяют предположить, что она была окрашена, когда была построена, что делает зрелище гораздо более захватывающим.

    Сфинксы стали более популярными в египетском искусстве во время правления Тутмоса. Легенда гласит, что, будучи молодым принцем, Тутмос однажды заснул в тени Великого Сфинкса и увидел сон. В нем Сфинкс заговорил с ним и сказал ему очистить песок вокруг основания статуи, чтобы стать следующим королем.Когда он был наконец коронован, он регулярно заказывал работы, в том числе его любимое мифическое существо. Перед Сфинксом также есть мемориальная доска, рассказывающая об этой истории.

    Барельеф

    Барельеф (произносится как bah ree-leef), очень часто встречающийся в статуях и резьбе, — это термин, обозначающий, когда резные фигуры поднимаются с их фона. Египтяне любили добавлять свои барельефы к существующим каменным зданиям, придавая им особый и неповторимый вид.

    Хотя барельеф можно создать, просто вырезав стену на стене, египтяне больше стремились к совершенству. Они наносили тонкий слой штукатурки на стену здания, а затем полировали его до идеальной гладкости. Затем один из художников обозначал оштукатуренную область красным крестиком, чтобы было легче сохранить правильные пропорции фигур. У них будет изображение на куске папируса, которое было бы нарисовано ведущим художником, и оно будет точно скопировано на стену.Затем приходил скульптор и вырезал изображение с помощью деревянного молотка и медного долота. Затем была использована краска, чтобы еще больше подчеркнуть творение.

    Иероглифы

    Слово «иероглифы», не только художественное выражение, но и способ общения, буквально означает «священные писания» и использовалось как способ помочь людям запомнить имена различных фараонов. Был своего рода символический алфавит, но поскольку их язык сильно отличается от нашего, очень трудно сопоставить иероглифы с английским алфавитом.Символы обычно обозначают определенные звуки, но иногда они также являются изображением фигуры или предмета.

    Иероглифы не использовались для повседневного общения, а вместо этого считались подарком от бога, предназначенным для произведений искусства, заказанных фараоном для того, чтобы нести какую-то магическую силу. Одним из известных примеров этого является Египетская Книга Мертвых, свиток, созданный для защиты определенных богатых людей в загробной жизни. Их было сделано несколько, многие из которых разворачивались примерно до 17 футов в длину.На них были нанесены иероглифы, представляющие магические заклинания, предназначенные для их защиты, а также изображения их дома и людей, которых они любили, чтобы принести им утешение, а затем похоронены вместе с ними, когда они умерли.

    Те, кто достаточно богат и могущественны, чтобы приготовить гробницу для своего тела, также могли бы украсить ее сотнями картин. Они никогда не предназначались для посторонних, но были вырезаны в знак уважения к мертвому телу внутри.Они часто изображали умершего, переходящего в следующую жизнь, или счастливые времена, которые, как они надеялись, у них будут после смерти, сопровождаемые красивыми иероглифическими отметками. Они также часто оставляли небольшие скульптуры «подарков», которые хотели, чтобы их любимый унес с собой в загробную жизнь.

    Амарна Арт

    Уникальный вид искусства, получивший известность в восемнадцатой династии. Исчезли традиционные точеные тела предыдущих картин — вместо этого мужчины были изображены с более женственными чертами, включая большую грудь и губы.В этих изображениях было более плавное ощущение движения, что шло вразрез с годами художественной структурированной условности.

    Это изменение произошло с правлением нового царя — Эхнатона. Огромный поклонник Атона, бога, олицетворяющего солнечный диск, его новая стилизованная форма искусства возникла как часть нового религиозного культа, созданного в честь этого божества. Атон отличался от других богов того времени тем, что не имел человеческого облика, но вскоре стал официальным государственным богом. Даже архитектура того времени отличалась от зданий прошлого тем, что они имели более открытый стиль, чтобы впустить солнце.

    Во время своего правления Эхнатон женился на Нефертити, и она фигурирует во многих произведениях искусства того времени. Бюст Нефертити — один из самых известных, расписанный лепными материалами. Считается, что она была чрезвычайно красивой женщиной, поскольку статуи и картины в то время создавались скорее как реалистичные, чем идеалистические. Напротив, у Эхнатона обычно слишком большие губы, длинный подбородок и большая голова. Другая известная картина того времени — две их дочери, Нефернефруатон Ташерит и Нефернефруре, обе имеют более плавную и менее структурированную форму.

    После смерти Эхнатона египетское искусство вернулось к своему консервативному, строгому традиционному стилю, многие произведения искусства и архитектуры того времени были уничтожены, а имя бывшего царя вычеркнуто из официальных записей.

    Современное искусство

    Египтяне всегда выражали свое художественное творчество в резьбе и росписях на стенах, и сегодняшние граждане не исключение. Современное искусство — это ответ на свержение правительства в 2011 году, когда по Каиру были разбросаны изображения в стиле граффити, демонстрирующие чувства людей.Хотя большая часть уличного искусства быстро закрашивается, как будто его никогда не существовало, есть несколько художников, которые сделали себе имя таким образом. Имена, на которые стоит обратить внимание, включают Алаа Авада, Хазема Таха Хусейна и Хоссама Дирара.

    Изображения стали более свободными с меньшими ограничениями, но в случае Авада и Хусейна все еще присутствует элемент традиции, пронизывающий их настенные росписи, с той знакомой египетской позой и повторяющимся характером. Однако сейчас разница в том, что у многих художников к своей работе привязана политическая повестка дня.Он больше не заказывается королем, а вместо этого отражает собственные идеологии и мысли художников.

    Источники

    Искусство Древнего Египта — Классический обзор Брин-Маура

    Этот прекрасно иллюстрированный том представляет собой введение в древнеегипетское искусство для широкой аудитории. Древний Египет был очень сложным обществом, и, сделав искусство Древнего Египта доступным для неспециалистов, автор создал исключительную работу.Как подчеркивает автор, древнеегипетское искусство, независимо от того, использовалось ли оно в гробнице или храме, должно было быть функциональным, а не «ради искусства». Другими словами, подчеркиваются различные функции египетского искусства, и автор дает захватывающий, свежий взгляд на форму и функции. Эта работа представляет собой тематическое исследование о том, как подготовить вводный, но исчерпывающий обзор конкретной темы, так как Робинс удовлетворил потребность в краткости, выбрав наиболее актуальный и эстетичный материал и иллюстрации.Кроме того, таблички и сопровождающие их пояснения легко найти на одной или соседних страницах, что делает их удобными для пользователя. Все это делает книгу полезной для широкого читателя, особенно для того, кто впервые знакомится с египетским искусством.

    Формат, используемый автором, прямой и логичный: каждая глава представляет тему, которая затем делится на разделы. Кроме того, автор намеренно прослеживает предметы искусства и показывает, как стили развивались во времени.Такие темы, как «Египетское мировоззрение», «Принципы египетского искусства» и «Материалы, методы и художники» четко обсуждаются, помогая читателю понять и оценить роль и функции древнеегипетского искусства. Вместо строго тематического рассмотрения автор применяет хронологический подход, показывая, как стили развивались во времени, отслеживая развитие конкретных арт-объектов. Представлены известные шедевры, но книга ими не ограничивается, так как они подробно обсуждаются во многих работах по египетскому искусству.Поэтому автор включает в обсуждение менее известные объекты, позволяя читателю получить более полное представление о Древнем Египте.

    Глава вторая посвящена периодам становления (I и II династии, 2920-2649 гг. До н. Э.), В результате которых возникло единое государство под управлением единого царя. Именно в этот период были установлены основные правила искусства. Третья и четвертая главы посвящены эпохе пирамид. Помимо пирамид, подробно рассматриваются королевские скульптуры, храмы солнца, некоролевские гробницы и скульптуры, а также обсуждаются изображения слуг.Третья династия (2649–2575 до н. Э.) Была временем консолидации, обеспечив переход между ранним династическим периодом и Старым царством (2649–2134 до н. Э.), Который обычно считается «золотым веком» Древнего Египта. Именно в это время власть фараона достигла своего апогея. Однако к концу Шестой династии размер и убранство королевской пирамиды уменьшились, в то время как в то же время увеличились гробницы членов элиты. Первый промежуточный период (IV-VI династии 2134-2040 гг.C.E.), который характеризовался крахом центральной власти, обсуждается в пятой главе. Здесь объекты заставляют нас сосредоточиться на провинциях, и автор показывает, как качество искусства варьировалось от очень грубого до хорошо развитого фиванского стиля до объединения.

    Главы шестая и седьмая посвящены восстановлению единого правительства (XI-XII династии 2040-1783 гг. До н. Э.) И его постепенному упадку. Возрождение пирамид, местных храмов и статуй хорошо представлено, но работа не ограничивается этими предметами.Также включены гробы, апотропные предметы и стелы.

    Семьдесят одна страница (главы с восьмой по десятую) посвящены Новому царству (1550–1070 до н. Э.). Дается отличный обзор XVIII династии (1550-1307 до н. Э.), Времен империи и международных контактов. Изображения короля теперь обычны в частных гробницах; кроме того, упор делался на божественного царя и солярный культ, что имело более поздние последствия. Поскольку многое из того, что известно об этом периоде, происходит из области Фив, наша информация крайне односторонняя.Хотя автор признает это, она также пытается исправить это своим тщательным подбором предметов. Она хорошо поработала, чтобы представить более сбалансированный образ XVIII династии.

    Целая глава (девять) посвящена периоду Амарны (1353-1335 гг. До н. Э.) И его радикальным изменениям в искусстве. После Амарны искусство вернулось к более традиционным изображениям, хотя не все влияния Амарны были полностью отброшены. Глава 10 посвящена «Славе Империи» с обширными данными о погребальных и государственных храмах.Пост-амарнское искусство не представляется скучным или застойным, но, как показывает автор, оно должно восприниматься как свежее и динамичное. Опять же, она показывает глубину и диапазон предмета — новые книги Мира Нижнего мира использовались в королевских гробницах, в то время как судьба умерших подчеркивалась в часовнях некоролевских гробниц.

    Ослабление Египта в поздний период (712–332 гг. До н. Э.) Является предметом одиннадцатой главы. В это время Египтом последовательно правили цари Куша и Ассирии, прежде чем он снова стал крупным игроком на Древнем Ближнем Востоке.В художественном отношении этот период отмечен тенденцией к архаизации, что хорошо иллюстрирует автор. В двенадцатой главе рассказывается об искусстве Третьего промежуточного периода (1070-712 гг. До н. Э.). Хотя это было время разобщенности и иностранного правления, радикального снижения качества египетского искусства не произошло.

    Окончательный расцвет египетского искусства при персах и Птолемеях является предметом тринадцатой главы. В заключение автор приводит эпилог, обширную библиографию и предложения для дальнейшего чтения.

    «Искусство Древнего Египта» — замечательное произведение. Он дает захватывающее представление о 3000-летнем искусстве в приятном, удобном для чтения формате. Это позволяет новичку логично следить как за искусством, так и за историей Древнего Египта. Однако главная сила этой работы — в ее простоте и элегантности. Он делает именно то, что намеревается сделать, и дает читателю представление о древней цивилизации, которая продолжает интриговать и завораживать как студентов, так и ученых.

    Искусство изготовления в Древнем Египте

    Аннотация:

    Эта книга представляет собой новаторский анализ условий древнеегипетского мастерства в свете археологии производства, лингвистического анализа, визуального представления и этнографических исследований.

    За последние десятилетия «творческие» деятели древнеегипетских производителей материалов из «рабочих» превратились в «ремесленников», а в последнее время и в «художников». В поисках более полного понимания прагматики материального производства в прошлых обществах и отхода от ряда современных предубеждений этот том направлен на анализ механизмов материального производства в Египте в период среднего бронзового века (2000–1550 гг. До н.э.) , чтобы приблизиться к профилю древних египетских мастеров через их собственные слова, изображения и артефакты, а также проследить возможные способы распространения идей среди мастеров в материальном производстве.

    Исследования в сборнике обращаются к механизмам древнего производства в Египте среднего бронзового века, распространению идей среди мастеров и профилям вовлеченных людей, основанным на материальных следах, в том числе изображениях и письменах, оставленных самими древними мастерами и произведено.

    Содержание

    Скульптурные мастерские: кто, где и для кого?
    Саймон Коннор

    Сеть художественного копирования вокруг гробницы Пахери в Элькабе (EK3): пример из практики Нового Царства
    Алиси Девиллерс

    Древность связана с современностью.Значение египетских рабочих в современной археологии в Египте
    Максимилиан Георг

    Эпистемологические вещи! Мистические вещи! К древнеегипетской онтологии
    Амр Эль-Хавари

    Централизованное и локальное производство, адаптация и имитация: Двенадцатая династия предлагает столы
    Александр Ильин-Томич

    Показать и обозначить: отношение к представлению мастерства и материальной культуры в элитных гробницах Среднего царства
    Клаус Юрман

    Драгоценные вещи? Социальное конструирование ценностей в египетском обществе, от производства предметов до их использования (середина III – середина II тысячелетия до нашей эры)
    Christelle Mazé

    Фаянсовое мастерство в Поднебесной.Парадокс рынка: недорогие материалы для престижных товаров?
    Джанлука Миньячи

    Обработка кожи, касторовое масло и торговля в пустыне / Нубии на рубеже 3–2 тысячелетий до нашей эры: некоторые спекулятивные мысли о египетском мастерстве
    Хуан Карлос Морено Гарсия

    Языки художников: закрытые и открытые каналы
    Стивен Квирк

    Ремесленное производство в эпоху бронзы. Сравнительный вид из Южной Азии
    Шерин Ратнагар

    Египетский мастер и современный исследователь: преимущества археометрического анализа
    Патрисия Риго, Кэролайн Томас

    Представление материалов, пример обращения формальных моделей среди рабочих.Понимание практик Нового Царства
    Карин Сеньо

    Постановка ограниченных знаний: самопрезентация скульптора Иртисена (ок. 2000 г. до н.э.)
    Андреас Стаудер

    Хранилище из глиняных кирпичей Нубии. Строительная техника фараонов в нубийских деревенских жилищах начала ХХ века
    Лилли Забрана

    Доктор Джанлука Миньячи

    Джанлука Миньячи — старший научный сотрудник египтологии в Пизанском университете, почетный исследователь Института археологии, UCL — Лондон, и сотрудник Chercheur в Высшей практической школе в Париже.Он был научным сотрудником Британского музея, музея Петри, Университета Салерно и Лувра.

    читать далее

    Доктор Хуан Карлос Морено Гарсия

    Хуан Карлос Морено Гарсия (доктор египтологии, 1995 г.) — старший научный сотрудник CNRS в Парижском университете IV-Сорбонна, а также лектор по социальной и экономической истории древнего Египта в Высшей школе социальных наук (EHESS). в Париже. Он опубликовал множество публикаций об управлении, социально-экономической истории и ландшафтной организации Древнего Египта.

    читать далее

    Проф. Стивен Квирк

    Стивен Квирк — профессор египтологии Института археологии Университетского колледжа Лондона. Ранее он был хранителем иератических рукописей в Британском музее и хранителем египетского археологического музея Петри в Калифорнийском университете.

    читать далее

    Проф. Андреас Стаудер

    Андреас Стаудер — профессор египтологии в Высшей школе исследований / Исследовательского университета PSL в Париже.Ранее он был исследователем Швейцарского национального научного фонда и Базельского университета, а также научным сотрудником Института востоковедения Чикагского университета.

    читать далее

    Египетская пирамида | Смитсоновский институт

    Египетские пирамиды в древние времена очаровывали путешественников и завоевателей и продолжают вызывать удивление у туристов, математиков и археологов, которые посещают, исследуют, измеряют и описывают их.

    Гробницы первых египетских царей представляли собой насыпи в форме скамеек, которые назывались мастаба . Около 2780 г. до н.э. архитектор короля Джосера, Имхотеп, построил первую пирамиду, поместив шесть мастаб, каждая меньше, чем нижняя, в стопку, чтобы сформировать пирамиду, поднимающуюся ступенчато. Эта ступенчатая пирамида стоит на западном берегу реки Нил в Саккаре недалеко от Мемфиса. Как и более поздние пирамиды, он содержит различные комнаты и проходы, в том числе погребальную камеру короля.

    Переход от ступенчатой ​​пирамиды к настоящей пирамиде с гладкими сторонами произошел во время правления короля Снефру, основателя Четвертой династии (2680–2560 гг. До н.э.).В Медуме была построена ступенчатая пирамида, затем залита камнем и покрыта известняковой оболочкой. Неподалеку в Бахшуре началось строительство пирамиды, очевидно, с гладкими сторонами. Однако примерно на полпути угол наклона уменьшается с более чем 51 градуса до примерно 43 градусов, а стороны поднимаются менее круто, из-за чего она известна как изогнутая пирамида. Изменение угла, вероятно, было сделано во время строительства, чтобы придать зданию большую устойчивость. Еще одна великая пирамида была построена в Дахшуре, ее стороны поднимались под углом чуть более 43 градусов, в результате чего получилась настоящая, но приземистая пирамида.

    Самая большая и самая известная из всех пирамид, Великая пирамида в Гизе, была построена сыном Снефру, Хуфу, известным также как Хеопс, что является более поздней греческой формой его имени. Основание пирамиды занимало более 13 акров, а ее стороны поднимались под углом 51 градус 52 минуты и имели длину более 755 футов. Первоначально он был высотой более 481 фута; сегодня его высота составляет 450 футов. По оценкам ученых, его каменные блоки составляют в среднем более двух тонн каждый, причем самые большие из них весят до пятнадцати тонн каждый.Две другие крупные пирамиды были построены в Гизе для сына Хуфу, царя Хефрена (Хефрена) и преемника Хафра, Менкаура (Микерин). Также в Гизе находится знаменитый Сфинкс, массивная статуя льва с человеческой головой, вырезанная во времена Хефрена.

    Пирамиды не стояли отдельно, а были частью группы зданий, в которую входили храмы, часовни, другие гробницы и массивные стены. Были также раскопаны остатки погребальных лодок; лучше всего сохранилось в Гизе. На стенах пирамид пятой и шестой династий есть надписи, известные как Тексты пирамид, важный источник информации о египетской религии.Однако из-за нехватки древних записей трудно быть уверенным в использовании всех зданий в комплексе пирамид или точных процедурах захоронения. Считается, что тело короля было доставлено на лодке по Нилу к месту пирамиды и, вероятно, мумифицировано в Храме в долине, прежде чем его поместили в пирамиду для захоронения.

    Были предположения о строительстве пирамиды. У египтян были медные инструменты, такие как долота, сверла и пилы, которые, возможно, использовались для резки относительно мягкого камня.Твердый гранит, использованный для изготовления стен погребальной камеры и некоторых внешних покрытий, представлял бы более сложную проблему. Рабочие могли использовать абразивный порошок, например песок, с сверлами и пилами. Чтобы сориентировать пирамиды по сторонам света, необходимы были знания астрономии, а для выравнивания периметра, вероятно, использовались заполненные водой траншеи. На гробнице, изображающей перемещаемую колоссальную статую, видно, как огромные каменные блоки перемещались на санях по земле, которая сначала становилась скользкой из-за жидкости.Затем блоки были подняты по пандусу на свои позиции в пирамиде. Наконец, был закончен внешний слой облицовки сверху вниз, а пандусы демонтированы по окончании работ.

    Большая часть камня для пирамид Гизы была добыта на самом плато Гизы. Часть известняковой облицовки была привезена из Туры через Нил, а некоторые комнаты были облицованы гранитом из Асуана. На нескольких каменных блоках есть отметины рабочих карьера, дающие названия рабочих бригад, например, «бригада ремесленников».Бригады рабочих, занятых неполный рабочий день, вероятно, дополняли круглогодичных каменщиков и других квалифицированных рабочих. Греческий историк Геродит сообщил в пятом веке до нашей эры, что его египетские гиды сказали ему, что 100 000 человек были наняты на три месяца в году в течение двадцати лет для строительства Великой пирамиды; современные оценки количества рабочих, как правило, намного меньше.

    Пирамида была на высоте с четвертой по шестую династии. Меньшие пирамиды продолжали строиться более тысячи лет.Были обнаружены десятки из них, но останки других, вероятно, все еще погребены под песком. Когда стало ясно, что пирамиды не обеспечивали защиту мумифицированных тел королей, но были очевидными целями для грабителей могил, более поздних королей хоронили в скрытых гробницах, вырезанных в скалах.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *