М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Одним из самых ярких и проникновенных лирических произведений Михаила Лермонтова является его стихотворение «Выхожу один я на дорогу», созданное в 1841 году, буквально накануне трагической гибели поэта на дуэли. Появившись на свет уже после выпуска единственного прижизненного сборника поэзии, оно стало своеобразным итогом, вершиной его поэтического творчества. Её завершающий этап проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения итогов, осознания неизбежности своей судьбы. В то время Лермонтов, по сведениям очевидцев, находился в состоянии прострации и отстраненности от всего вокруг него происходящего, считая свою судьбу уже предрешенной. Достойным завершением своего жизненного пути он считал смерть на поле боя, и даже сам искал какой-либо повод, чтобы побыстрее встретить свою кончину.

Главная тема стихотворения

В такой нелегкий для поэта жизненный период и создается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», жанр которого лирический монолог, а основная тема — острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни. Настроение стихотворения пропитано печалью и медитацией о смысле жизни, поэт изображает себя как усталого странника, бесцельно бредущего по ночной дроге в неизвестном направлении. Описание окружающей странника природы призвано лишний раз подчеркнуть одиночество героя, его обособленность от всего мира, душевные переживания и терзания: в ночном небе даже «звезда с звездою говорит», а герою даже поговорить не с кем, он один в этом мире и ему некому излить свои душевные переживания.

Композиция произведения разделена на две противоположные по чувствам части: первая — это лирическое описание незамысловатой, но безусловно величественной и великолепной природы южной ночи, наполненной миром, спокойствием и гармонией «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу», вторая часть раскрывает нам чувства и душевные переживания героя, полного отчаяния и тоски, раздираемого мучительными вопросами, на которые он и сам не знает ответа. Финал произведения созвучен началу: герой стремиться обрести покой в единении с природой, её красота успокаивает его душевные раны и придает ему сил идти дальше. В произведении используется контрастное противопоставление спокойствия и умиротворения ночной природы с душевными терзаниями героя, который уже ничего не ждет от жизни и разучился получать удовольствие от самых простых жизненных радостей.

Беспокойная и деятельная натура великого поэта видит только один выход из сложившейся ситуации, это смерть, но не обычная кончина, наполненная забвением и тленом, а дивный, глубокий сон между жизнью и смертью, который позволит ему победить время и посмотреть на судьбу России и ее народа в будущем. Финал стихотворения знаменуется появлением описания могучего дуба-великана, символизирующего вечную жизнь и силу, этот образ дает поэту надежду на бессмертие, греет его мятежную душу, в будущем он мечтает иметь такой дуб в качестве живого памятника на своей могиле.

Структурный анализ стихотворения

Для написания произведения Лермонтов использовал пятистопный хорей, он предполагает чередование мужской и женской рифмы, которые придают особый ритм и удивительную плавность данному поэтическому повествованию. Использована перекрестная рифмовка, строфы представлены в виде четких четверостиший. Как средства художественной выразительности здесь используются различные метафоры, эпитеты («сладкий голос», «темный дуб»), антитезы и олицетворения («звезда с звездою говорит» «земля спит»). Постоянное повторение нечетких, шипящих звуков, которые имитируют легкий шепот в ночи и тихие, неторопливые разговоры, придает произведению некоторую интимность и душевность.

Поздняя лирика Лермонтова наполнена нетипичным для его творческого наследия спокойствием, что говорит о том, что повзрослевшему поэту стал чужд юношеский максимализм и неприятие полумер, отрицание окружающего мира и вызов обществу (хотя на тот момент ему было всего 25 лет) и данное произведение стало его финальной чертой, подводящий итог всей его жизни. Нежная лиричность и глубокий философский смысл данного произведения привлекли в свое время внимание многих композиторов, однако одним из самых известных и популярных является романс на стихи Лермонтова русской певицы и композитора Елизаветы Шашиной, музыка к которому была создана ею в 1861 году.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

Судьбу русского поэта начала XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова трудно назвать счастливой. В три года оставшись без матери на попечении родной бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и становится ведущим в его творчестве. Почти в каждом стихотворении повторяются слова

«один», «одинокий». Есть они и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», об анализе которого пойдет речь далее.

Подобную лирику принято называть философской, и, хотя здесь присутствует пейзаж, задача данного стихотворения заключается том, чтобы подчеркнуть мысли лирического героя, тревожащие его душу и волнующие его сердце. В природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом …

А герою не просто не спится — герою «так больно и так трудно», что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит», и получить душевное успокоение. Если в народной поэзии было принято использование параллелизма, чтобы через восприятие состояния природы можно было понять состояние лирического героя, то в поэзии XIX века, особенно в творчестве М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, проявляется другая тенденция — противопоставлять гармонию в природе и разлад в душе человека.

Подобный контраст присутствует и в произведении Лермонтова. Автор любуется умиротворенным состоянием природы, тогда как его герой мучается извечными вопросами бытия:

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Подобные вопросы обычно задают себе люди, прожившие долгую жизнь, но, по меньшей мере, странно слышать их от человека, которому исполнилось лишь 27 лет. Однако стихотворение, написанное в 1841 году, за три месяца до трагической гибели на дуэли, воспринимается как предсказание, будто само провидение водило рукой поэта.

При этом важно отметить, что герой, хотя и не ждет уже ничего от жизни, но и прошлого ему ничуть не жаль. Почти дословно напишет подобные строки через 100 с лишним лет Сергей Есенин перед тем, как добровольно уйдет из жизни: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно…» Он навсегда обрел свободу, но обрел ли покой, неизвестно.

Лирический герой Лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя», а для этого он хочет «забыться и заснуть». Однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы», а так,

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Конечно, такое физически невозможно. Только те мертвецы, которых не похоронили, действительно не могут обрести покой, и их душа скитается неприкаянной. Поэт же имел в виду другое. Возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. Подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с Горация и заканчивая Пушкиным. Но такая идея звучит слишком монументально.

Герой стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с Богом. Возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. Герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел», а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел».

Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса — подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (

пиррихий) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Не случайно это стихотворение признано одним из лучших лирических шедевров русской поэзии начала XIX века.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Выхожу один я на дорогу»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

«Выхожу один я на дорогу…»: анализ стихотворения Лермонтова / Лермонтов М.Ю.

Свобода в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» возвышается в связи с тем, что мечта о ней — это последнее желание уставшего от напрасной борьбы с судьбой человека. Лирическому герою настолько одиноко, «так больно и так трудно» в мире, что хочется избавиться от страданий, забывшись в волшебном сне. В природе тихо, «торжественно и чудно», но ему не найти собеседника, не стать «звездой» («И звезда с звездою говорит»), нечем успокоить волнение и наедине с собой. Не помогает и попытка проанализировать свое состояние («Жду ль чего? жалею ли о чем?»), сознание того, что его конфликт с миром безысходен и непреодолим, заставляет искать выхода в вечном забвении («…навеки… заснуть…»).

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», анализ которого нас интересует, пять четверостиший, написанных шестистопным хореем с перекрестной рифмовкой. Две первые строфы посвящены обрисовке того, что происходит вокруг лирического героя. Его интересуют не конкретные обстоятельства, а черты вселенной, где «земля в сиянье голубом» покоится среди звезд.

Картина мира полна умиротворения, смысл антитезы «внешнее — внутреннее» состоит в акцентировании духовного беспокойства, стремлении личности искать ответы на сущностные, глобальные, вечные вопросы. Противоречивость, неудовлетворенность — свойства только одного создания природы. Все во вселенной просто «внемлет Богу», находясь в гармоничном согласии друг с другом, человек один стремится проникнуть «сквозь туман», за границы земного бытия, не останавливаясь на «кремнистом» пути познания. Его состояние, вызванное столкновением с миром, характеризуется в завершающих строчках второй строфы:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Лирического героя стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова, понимающего закономерность этих последствий, волнует субъективная окраска внутренних терзаний. Он воспринимает жизнь души из ее глубины, и мерилом осмысленности бытия становится самосознание личности. В стихотворении на первом плане оказываются переживания, вызванные обманувшими ожиданиями в прошлом и безнадежностью в будущем. Поэтому центральной является строфа, в которой содержатся признания, подытоживающие самооценку:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…

Остающееся для лирического героя важнейшим стремление предстает фокусом, через который проходят линии ввысь (к звездам) в небеса, вдаль (дорога, путь), в глубину (к Богу). Так привлекается внимание к восклицанию, вырывающемуся у лирического героя и находящемуся на границе первой и второй смысловых частей стихотворения:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Свобода предстает идеалом, но при этом целью («ищу») всей жизни человека. Без нее существование превращается в сон. Равнодушие к бытию передается антитезой: «не жаль» — «не жду», но содержание внутреннего мира не исчерпывается отчаянием и болью, главное в нем не опустошенность, а настойчивая жажда осуществления недостижимого, невозможного. Возникает еще одна антитеза: «не жду» — «ищу», «Я б хотел». Опыт подсказывает, что от реальности нечего ждать, но душа полна стремлений, желаний, для них надо сохранить силы, способность к любви, наслаждению «сладким голосом», красотой природы, к размышлениям о вечных ценностях. В них смысл истинной жизни, ими человек дышит, горит (антитезой является «холодный сон могилы»).

Две последние строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова — картина сказочного сна, являющегося метафорой ухода от реальности в мир мечтаний. Это не иллюзии, а неосуществленные идеалы, лирический герой даже в этом забвении сохраняет им верность, стремится не потерять неповторимость личности.

Лирическому герою стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» больно и трудно, он оказался затерянным в пустыне, чувствуя и свое единство со всей природой, как и она, внимая Богу, и свою отверженность среди людей. Он выбрал трудный, «кремнистый» путь, и его силы в борьбе с судьбой оказались неравными. В восклицаниях и риторических (не требующих ответа, от греч. «относящийся к искусству красноречия», содержащих разгадку в самих себе) вопросах слышна надрывная интонация. Лирический герой утомлен безнадежностью своих попыток вырваться из пустыни, но не отказывается от жизни. Ему нужен отдых, сон.

Свобода оказывается, как и в стихотворении «Узник», синонимом жизни. У лирического героя не осталось сил на жизнеутверждающие восклицания, выдающие не стихающую в нем жажду действия («дайте», «поцелую», «вскочу», «улечу» в стихотворении «Узник»). Но он готов «вечно», «всю ночь, весь день» готовиться к новому всплеску эмоций, чтобы проснуться, когда свобода, жизнь, любовь, красота воцарятся в мире. Реализация идеала в контексте стихотворения предстает достижимой, в связи с чем пафос произведения приобретает, в противовес смысловому пессимизму («не жду от жизни ничего я»), светлую окраску. Лелеющий душу голос и вечное возрождение природы — составляющие завершающего аккорда (образы последней строфы), позволяющего говорить, что тоникой в душевном настрое лирического героя является надежда. Ей нет места в действительности, но он сохраняет воспоминание о ней даже во сне.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», анализ которого мы провели, может расцениваться как итог развития темы свободы в творчестве Лермонтова (для полного его рассмотрения необходимо обратиться к развернутому воплощению мотива «пламенной страсти» к свободе в поэме «Мцыри», 1839). Этот итог является невольным и трагическим, так как в год написания произведения поэт был убит на дуэли.

Мироощущение лирического героя в стихах Лермонтова — романтическое (можно еще раз повторить, что признаками романтизма являются максимализм в требованиях к себе и внешнему миру, а также возвышение личности, не принимающей несовершенство действительности). Его своеобразие обусловлено стремлением открыто заявить о своей неудовлетворенности, пытаясь найти способ преодолеть несовершенство мира, изменив условия своего существования в нем, приложив силы к утверждению личностной правды. Понимание безысходности конфликта с действительностью не останавливает лирического героя в его попытках достичь идеала. Они похожи на стихийные всплески волн, разбивающихся о прибрежные камни, но от этого не останавливающих своего вечного движения. Так и лермонтовский герой, каждый раз убеждаясь в бесполезности своих метаний, в следующий момент снова «просит бури» («Парус», 1832).

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

classlit.ru

«Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (Восприятие, истолкование, оценка.)»

«Выхожу один я на дорогу…»
Если б знал он, как во все века
Будет волновать людей и трогать,
Обжигать сердца его строка.
Рыцарь чести, юный светоч разума,
Если б знал, что до грядущих дней
Родина как сына мудроглазого
Сбережет его в груди своей.
В. Туркин.

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…»
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я…
И не жаль мне прошлого ничуть.
«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому берегу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была рассказана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.
В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по которому тихо струились слезы.
Здесь и знаменитый «Пророк».
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всеведенья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты:
Если б знал он в миг смертельной раны,
Если б знал он, падая в крови,
Что родник судьбы его – Тарханы
Станут пульсом скорби и любви,
Местом, где, склонясь в молчанье строгом,
Будут люди из столиц и сел
Вслушиваться в звездную дорогу,
По которой Лермонтов прошел.
В. Туркин.

www.allsoch.ru

Выхожу один я на дорогу (романс) — Циклопедия

Поет Сергей Лемешев Поет Борис Штоколов Поет Александр Градский

«Выхожу один я на дорогу» — романс композитора Е. С. Шашиной на одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова

Романс был сочинен Е. С. Шашиной в 1861 году[1].

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, то есть за несколько недель до смерти поэта[2][3]. При жизни Лермонтова стихотворение не публиковалось. Оно было найдено в записных книжках и впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году (т. 27, № 4, отд. I, стр. 332)[3].

Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Многие образы в нем были навеяны стихотворением Гейне «Смерть — это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». Тем не менее Лермонтов, заимствуя у Гейне образы, не только расширяет и углубляет тематику, но и придает всему стихотворению свои личные мотивы. В стихотворении Лермонтова тема сна трактуется по-другому. Его сон — не смерть, а жизнь[2]. И все же стихотвоворение Лермонтова — совершенно минорное, и хотя внешне уходит от смерти, всё пронизано ее предчувствием.

Это стихотворение философски сложное, к нему обращались многие литературоведы и продолжают обращаться до сих пор[3].

Стихотворение неоднократно привлекало композиторов.

Писали музыку к этому стихотворению (в алфавитном порядке): Асафьев Б. В. (1939), А. В. Богатырев, Булатов С. И., П. П. Булахов (1854), Вейсберг Ю. Л., К. П. Вильбоа (1857), Гайгерова В. А., М. А. Гозенпуд (1941), К. Ю. Давыдов (1878), Дмитриев Н. Д. (1879), Заграничный З. Д. (1952), Заикин Ф. А. (1905), Иванов-Корсунский В. М., Малышев Н. А. (под названием «Элегия», 1870), Маныкин-Невструев Н. А. (1915), Мясковский Н. Я., Огарев Н. П. (не закончено), Оленин А. А. (посвящено С. М. Ляпунову, 1913), Полежаев Н. И. (1893), Прокунин В. П. (1875), Сатунц А. М. (1941), Свиридов Г. В. (1938), С. Е. Фейнберг (1941), Фитингоф-Шель Б. А. (1879), Н. Ф. Христианович (1853), Е. С. Шашина (1861), Л. А. Шохин (1943), Юрьев В. М., С. В. Юферов (1902), Янцына М. Н. и др.[1][4][5]. Всех перечислить немыслимо, поскольку новые поколения музыкантов по-прежнему вдохновляются бессмертными строчками Лермонтова и кладут их на музыку соответственно своему пониманию их и своему времени.

И, тем не менее, несмотря на такое изрядное количество известных очень и не очень композиторов, романс снискал популярность лишь с музыкой Елизаветы Шашиной, написанной в 1861 году в Петербурге.

Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — русский композитор и певица; она много выступала с концертами и как аккомпариатор, в первую очередь аккомпанируя сестре, певице Аделаиде Сергеевне Шашиной[6]. Но славу Елизавете Шашиной принесло ее авторство нескольких популярных романсов, в том числе на стихи М. Лермонтова, самым известным и самым популярным из которых стал романс «Выхожу один я на дорогу»[7].

cyclowiki.org

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

    Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея.
    Темный дуб склонялся и шумел.

    И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню. 

    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов: 

    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего не я,
    И не жаль мне прошлого ничуть… — 

    придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

    Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве. И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как 

    …Сквозь туман кремнистый путь блестит,
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…

    Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире. 

    Жанр данного стихотворения — лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху. 

    С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами.

reshebnik5-11.ru

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова М.Ю.

Стихотворение это было создано в 1841 году, уже после выхода в свет единственной прижизненной книги лермонтовских стихов — и незадолго до смерти поэта. Так что в определенном смысле оно стало итогом, вершиной лермонтовского творчества, — как «» стал итогом и вершиной пушкинской поэзии:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Приступая к анализу лирического стихотворения, всегда важно сразу выделить ключевые слова, на которых, как на распорках, растянута ткань его основных образов. А чтобы выделить их, необходимо сначала обратить внимание на смысловые ударения, которые в стихах часто подчеркиваются, выделяются ритмически.

Посмотрите с этой точки зрения на первую строку: в самой ее сердцевине оказываются два слова, словно сросшиеся воедино, как сиамские близнецы: «один я». Ритмическое «устройство» строки таково, что, читая ее вслух, мы неизбежно выделяем эти слова голосом. А значит, главная тема стихотворения — одиночество поэта в мире. Ho этим дело не ограничивается.

Заметьте: в двух соседних строчках начальной строфы встречаются синонимичные слова «дорога» и «путь»; казалось бы, это некое словесное излишество, необязательный повтор. Ho на самом деле Лермонтов решает сложную художественную задачу. С помощью такого «полуповтора» он не только усиливает образ дороги, увеличивает его удельный вес в стихотворении, но и незаметно вводит новый мотив. «Дорога» связана с темой земли, земной юдоли; «путь» связан с темой неба, небесной выси. Кремнистая дорога превращается в символический путь, который мерцает в туманной мгле, как звезды мерцают на ночном небе; вступая на этот путь, одинокий лирический герой стихотворения словно бы поднимается в надмирную высь.

При этом три слова первой строфы связаны с темой звука, звучания: «тиха», «внемлет», «говорит». Земному одиночеству лирического героя противопоставлена звучащая гармония природы и божественного космоса; здесь все находится в непрестанном общении, в неразрывном союзе.

Настроившись на определенный лад, мы вступаем в пространство второй строфы:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Вступив на кремнистый путь, лирический герой и впрямь поднимается с грешной земли на ликующие небеса; он уже не смотрит на звезды снизу вверх, он смотрит на землю сверху вниз, откуда-то из далекого космоса, и видит ее всю сразу: «Спит земля в сиянье голубом».

Ho если в первой строфе все начиналось темой земного одиночества, а завершалось темой небесной гармонии, то здесь все начинается гармонией, заканчивается — одиночеством. «Одинокое» слово «я» из первой строфы аукается со столь же подчеркнутым и столь же «одиноким» словом «мне»: «Что же мне так больно и так трудно? » На сей раз ключевое слово выделено не с помощью ритма, а посредством грамматики. Вы наверняка заметили, что поэт не говорит: «небеса — торжественны и чудны», он использует безличную конструкцию: «В небесах торжественно и чудно!» Тем резче звучит предельно личный, исполненный страдания вопрос: «Жду ль чего? жалею ли о чем?»

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! —

В этой строфе одиночество лирического героя, его трагическое разочарование в жизни достигает предела; главным выразительным средством становится не ритм, не столкновение грамматических форм, а пунктуация. Как во втором четверостишии тему внутреннего сомнения «поддерживают» два вопросительных знака подряд, так здесь тему бурного страдания «подкрепляют» два восклицательных знака. Лирический герой не стремится в будущее, не тоскует о прошлом; о том, что настоящее мучит его, мы знаем из предыдущей строфы. Он хочет раз навсегда прекратить эти мучения, — и вновь возникает образ сна, покоя, забытья, который был намечен в первой строфе («Ночь тиха») и развит во второй («Спит земля в сиянье голубом»). По существу, лирический сюжет стихотворения вплотную подходит к теме смерти.

Однако замысел поэта намного глубже; именно поэтому четвертая строфа стихотворения начинается противительным союзом «но», а высказывание не умещается в ее тесные пределы и перетекает в пятую, последнюю строфу:

Ho не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Мысль о смерти, о могильном безмолвии не страшит лирического героя, но и не влечет его; он мечтает о таком физическом конце жизни, который послужит лишь переходом в иное состояние, приобщит одинокую душу к природной гармонии, разлитой в космосе. Вы уже не раз анализировали поэтическую звукопись, знаете, что служит она не просто украшением речи, а связана со смыслом лирического высказывания. И можете самостоятельно сравнить жесткое звуковое наполнение строки «Уж не жду от жизни ничего я» (сплошные скрежещущие столкновения Ж, 3, Т, Д, Ч) — с плавным, обволакивающим звучанием финальных мечтательных строк: «…мой слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел…»

Однако давайте сопоставим финал этого лермонтовского стихотворения с финалом пушкинской элегии «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (1836), в котором есть схожие образы; внешнее сходство выявит глубокие внутренние различия:

…Ho как же любо мне

Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
…Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
…Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя…

В процитированном пушкинском фрагменте есть и «торжественный покой», разлитый над кладбищем, и дуб, стоящий над «важными гробами / Колеблясь и шумя…»; смерть здесь тоже означает лишь переход в иное состояние. Ho Пушкин, говоря о природной гармонии, не вычленяет человеческую душу из окружающего мира; она растворена в нем без остатка, слилась с ним. Поэтому на весь этот фрагмент есть лишь одно местоимение: «…Ho как же любо мне».

А у Лермонтова тема столкновения одинокого человеческого «я» с безличным природным космосом проходит через все стихотворение. И даже итоговые строфы, при всем их сладкозвучии, не устраняют это противоречие до конца. В последнем четверостишии три строки содержат местоимение «мой» — «мне» — «мной». Причем — обратите на это особое внимание — в предпоследнем стихе вновь на помощь поэту приходит ритм. Казалось бы, лирический герой говорит прежде всего о своем посмертном единении с природой, о желании и готовности войти в ее состав, стать частью ее живого хора. Ho ритмическое ударение падает на слово «мной», так что формальный и грамматический смысл высказывания незаметно расходятся. Получается, что речь идет не о примирении со всей Вселенной, не о растворении в ней; главное здесь — не вечно зеленеющий темный дуб, олицетворяющий дерево жизни, а сам поэт: «НАДО МНОЙ ЧТОБ вечно зеленея…» То есть лирический герой хочет сохранить свою «особость», «отдельность» от природного космоса; он хочет быть не составной частью этого мира, а его романтическим центром.

lit-helper.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *