Изменение имён существительных по падежам

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПО ПАДЕЖАМ

Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.

– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Начинаем урок русского языка.

— Давайте настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

2. Минутка чистописания.

Пропишите по образцу буквы: у с е в щ я и т ь л о н м (записаны на доске )(Слайд 2)

Составьте из данных название части речи, некоторые буквы можно употреблять несколько раз.

(Дети пишут число в тетрадях. Прописывают буквы. Составляют слова: имя существительное и записывают в тетрадь) (Слайд 3)

Правильно, мы отправляемся в гости к имени существительному.

-Вспомните то, что мы уже знаем об имени существительном (Работают фронтально, называют признаки)

На доске карточки

Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Постоянные признаки (одушевлённые, неодушевлённые), род; непостоянные — число

(Слайд 4,5, 6)

Слайд 1

Введение в раздел.

– Прочитайте название раздела.

– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)

– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.)

– А что изменится в слове? (Окончание.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

II. Формулирование проблемы.

– Что для вас является новым в названии раздела?

– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)

– На основе вопроса и названия раздела определите ключевые слова урока. (

Падеж, имя существительное.) –на доске

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

III. Открытие новых знаний.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

  1. Работа в группах

У вас на партах карточки. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, понаблюдайте за изменением слов и сделайте выводы

1 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове лиса, обозначьте основу, выделить окончание:

Лиса – хитрый зверь.

У лис.. пушистый хвост.

Лис.. тепло зимой.

Охотник выследил лис..

Заяц не любит встречаться с лис..

О лис… народ сложил сказки.

2 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кошка, обозначьте основу, выделить окончание:

 Кошк.. привыкла к Тиме.

Тима скучает без кошк….

 Он налил кошк… молока.

 Мальчик напоил кошк….

Он подружился с кошк….

Тима рассказал о кошк… другу

3 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кот, обозначьте основу, выделить окончание:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот. 
Мышь осталась без хвоста, 
Вырываясь о кот…

И теперь и за версту
Не приблизится к кот…. 
Крыса старая — и та,
Видя грозного кот…,

Удерёт в нору под дом, 
Чтоб не встретиться с кот…. 
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о кот….

Проверка на доске

Вставить пропущенные окончания маркером

— Что можно сказать про основу? (она одинаковая)

— Выделите окончания.

— Что такое окончание?

— Что заметили? (окончания разные)

— А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы)

— А для чего нужно изменять окончания?

— Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова)

Какие вопросы возникают?

— Почему существительное в тексте меняет свои окончания?

— Отчего зависит, какое именно окончание у существительного надо написать в каждом случае?

Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

2. Работа по учебнику.

б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (Слайд 7)

Два ученика работают у доски, остальные в тетради

– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Вывод: У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

в) Упр. 118 – проверка собственных выводов. (Слайд 8)

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)

– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)

г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

Работа в парах.

Этапы работы:

– чтение отрывка из басни;

– дописывание окончаний карандашом;

– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.

– Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)

  1. Введение понятия падеж.

Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение существительных по вопросам?

— Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)

(В учебнике.) с. 110

-Найдите  ответ в учебнике.

-Так какая тема нашего сегодняшнего  урока?  (изменение имен существительных по падежам) 

СЛАЙД № 1

1) Работа с текстом определения с.110

– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.)

– Посмотрите («прочитайте») 2-ю часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

!!! Проверьте свою внимательность.

Один ученик называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)

У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой

За слово в бой готов любой.

2. Знакомство с падежами 

Ребята, я к вам сегодня так торопилась, что произошло недоразумение. Рассыпалась сказка, которую я вам хотела прочитать о названии падежей. Я очень расстроилась. Может вы мне поможете собрать? Я рада вашей помощи! Тогда вперёд, за работу!

Все, у кого зелёные карточки выходят к доске, услышав себя, прикрепляют табличку на доску (название падежа + вопрос) –карточки на парте у детей. Кто затрудняется, смотрим в рамку на с.110. (Слайд 9)

Текст читают дети по 1 предложению (жёлтые таблички)

ОН ЕЩЁ НЕ РОДИЛСЯ, А УЖЕ ДУМАЛИ,(КТО ОН? ЧТО ЭТО?), КАКОЕ ЕМУ ДАТЬ ИМЯ, РЕШИЛИ НАЗВАТЬ – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

ЖДАЛИ РОЖДЕНИЯ (КОГО? ЧЕГО?) ЕГО. РОДИЛСЯ – СТАЛ РОДИТЕЛЬНЫЙ

ПОКА ОН БЫЛ МАЛЫШОМ, ВСЁ ДАВАЛИ (КОМУ? ЧЕМУ?) ЕМУ. И СТАЛ ОН ДАТЕЛЬНЫЙ.

НО ОН БЫЛ И БОЛЬШИМ ОЗОРНИКОМ, ЗА (КОГО? ЧТО?) ВСЯКИЕ ПРОДЕЛКИ ЕГО ВИНИЛИ, И ОН СТАЛ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ.

ПОТОМ ОН ПОДРОС, СТАЛ ТВОРИТЬ (КЕМ? ЧЕМ?) ВСЕМ, ЧТО ЕСТЬ В ПРИРОДЕ. Стал называться творительным.

ОН ВСЕМ ПРЕДЛАГАЛ СВОЮ ПОМОЩЬ. ЗАГОВОРИЛИ (О КОМ? О ЧЁМ?) О НЁМ И НАЗВАЛИ ПРЕДЛОЖНЫЙ.

(В. Волина)

2) Работа после чтения определения.

– Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере.

– Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1-й вопрос.

– К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что?

– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений.

Работа по учебнику.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты).

Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны.

1 ученик на доске выписывает слово кот по падежам из следующего стихотворения:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте –

Вспоминает о коте.

(А. Грачёв)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей (СЛАЙД № 10)

  Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

— В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение.

Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя  существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном  падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.

— Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

— Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники

И.п. (есть)  кто?  Что?

Р.п. (нет)   кого?  Чего?

Д.п. (рад) кому?  Чему?

В.п.(вижу)  кого?  Что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   Чем?

П.п.(думаю)  о ком?   О чем?  

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  

Работа по вариантам

Просклоняйте имена существительные:

1 вариант – хлеб

2 вариант – булка

Проверка (Слайд 11,12)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)

(Слайд 13)

– Какие падежи запомнили? Сколько их?

Распределите правильно (Слайд 14)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 134. (Слайд 15)

2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.

infourok.ru

«Изменение по падежам имен существительных».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 15»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

456591 Челябинская область, Еманжелинский муниципальный район, п. Зауральский,1 квартал,д.11а

Телефон 8 (351 38) 4 00 91, Е-mail [email protected]

ИНН7403004829, КПП 743001001

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Изменение по падежам имен существительных».

УМК «Школа России»

Учитель: Казанцева Светлана Владимировна

Цели деятельности учителя: проверить овладение системой падежных форм, формирование вторичных умений изменять имена существительные по падежам.

Планируемые результаты

Личностные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; формировать уважительное отношение к мнению других.

Предметные: продолжить формировать умение задавать вопросы к имени существительному, продолжить работу по развитию орфографической зоркости, повторить с учащимися имя существительное, названия падежей и склонения имен существительных.

Тип урока: ОНЗ (открытия нового знания)

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой

— Поприветствуйте гостей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

Я люблю родной язык! Я – хороший ученик. Я в жизни всё познать спешу Язык я русский изучу! Назовите все изученные орфограммы

II. Актуализация знаний.

Работа в тетрадях

  1. Без у от до из для около возле с вокруг после между

  2. Списать: вокзал, телефон, багаж, каникулы, комбайн.

Прочитай слова. Как вы думаете, что их объединяет? (Они все отвечают на вопрос «что?» — сущ.).

3. «Аукцион знаний» — Какую часть речи мы изучаем? (существительное) — Что вы знаете о существительном? Проведем «Аукцион знаний» между рядами. Кто больше? (Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет, бывает одушевленным и неодушевленным, в предложении бывает главным и второстепенным членом, изменяется по родам: м.р., ж.р., с.р.; по числам: ед.ч., мн.ч.; по падежам, есть 6 падежей: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

  1. Внимательно послушайте «грамматические» загадки, найдите на них ответ, и вы узнаете тему урока.

В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы.

Что это?

(СТИХИ)

2) Этот падеж дружит только с двумя предлогами.

3) У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа.

4) А у этого падежа больше чем у всех предлогов

3. Постановка целей и задач.

Тема урока ( Падежи имён существительных) Будем работать с именами существительными в Родительном падеже, В.п… Научимся отличать В.П. от Р.П.)

Каковы цели и задачи нашего урока? — Начните со слов: Я хочу сегодня на уроке

— выявить умение определять падежи существительных

— показать свои знания

— выявить задания, в которых допускаем ошибки

— построить план по коррекции ошибок

4. «Языковая разминка» (интерактивная доска) — Установите связь между словами первой пары. Составьте вторую пару, используя одно слово из четырех. Вставьте пропущенные буквы. Утро – ночь. З..ма — … (м..роз, январь, ос..нь, санки) Песня – глухой. К..ртина — … (художник, б..льной, р.сует, сл..пой) Коса – трава. Бритва — … (сталь, острая, б..р..да)

5. Проверка домашнего задания

Выйдут к доске те, кого я назову:

  1. У кого фамилия начинается на букву с

Встаньте по алфавиту

Прочитайте!

(пословицы из дом.работы)

Где встречались с этими пословицами?

Назовите имена существительные в родительном падеже?

По каким признакам вы их узнали?

По вопросу кого? Чего?

6. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами. Самостоятельная работа

7. Аукцион знаний.

— На торги выставляется «Родительный падеж”. «Винительный падеж» Участники «продают” знания об этом падеже (вопросы, предлоги, роль в предложении, можно ли составить словосочетание, слово помощник)

. Прочитайте текст о берёзе. (У нас во дворе прямо под моим окном растёт белая берёза. Только у берёза такой красивый белый ствол с тёмными полосками. Сколько замечательных стихов посвящено белой берёза! Берёза никогда не спутаешь с другими деревьями. Какое дерево сравнится по красоте с берёза! О берёза сложено немало песен). Какое слово повторяется?

— Что-то вас смутило в тексте? Всё ли правильно в нём? (Нет связи слова берёза с другими словами) Что надо сделать, чтобы была связь в предложении? (Изменить окончание) Измените слово берёза.

— Прочитайте, что у вас получилось. Хорошо. Выпишите выделенные слова вместе с предлогами в тетрадь. Выделите основу и окончание в этих словах. Проверим (сначала говорит ученик, потом проверка 

что? берёза

у чего? у берёзы

чему? берёзе

что? берёзу

с чем? с берёзой

о чём? о берёзе

-Как ты думаешь, это одно и то же слово или разные слова? (Одно и то же слово, его форма). Почему? (Изменилось только окончание).

8. Работа по учебнику. Новый материал

Упр.144

Рефлексия

— Что мы сегодня повторяли с вами? Какую цель ставили? Как вы считаете, справились ли вы?

Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – КТО? и ЧТО? Ни с чем не спутает никто. А я – падеж родительный. Характер мой общительный. КОГО? ЧЕГО? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья. Я называюсь дательным, Работаю старательно. КОМУ отдать? к ЧЕМУ призвать? Лишь только я могу сказать. А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. КОГО позвать, во ЧТО играть, Готов ребятам подсказать. А я – творительный падеж! Исполнен всяческих надежд. Творите! ЧЕМ? Творите! с КЕМ? Я подскажу вам, нет проблем! А я – падеж предложный! Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О КОМ? о ЧЁМ я расскажу? О чем мечтать и в чем гулять, Какую книгу прочитать.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Изменение имен существительных по падежам

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

«РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Открытый урок

Тема: «Изменение имён существительных по падежам в единственном числе  — обобщение»

Кудрявцева Надежда Артемовна

                                                                          МОУ СОШ №8

                                                                г. Кызыл

2011 год

Тема: «Изменение имён существительных по падежам в единственном числе  — обобщение»

Цели урока: 1. Закрепить умение различать падежи  по общности их признаков;

Совершенствовать умение определять тип склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах;

Закрепить навык правильного написания окончания в именах существительных в единственном числе;

2. Развитие орфографической зоркости, умения выполнять различные виды разборов;

Развитие речи, мышления, внимания.

3. Воспитание интереса к русскому языку, творческой деятельности учащихся, любви к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять умение определять падеж имени существительного, написание окончаний имён существительных в нужном падеже и склонении и повторим правила орфографии.

  1. Беседа.

Когда вы шли сегодня в школу, обратили внимание на погоду сегодня?

Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня. (————————-)

Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима…. Какое чувство у вас возникло? (————————)

А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (————)

Вот каким увидел зимний лес  русский поэт С. Есенин.

3.Чистописание:  Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

С. Есенин.

Дремлет лес под зимними одеждами, но жизнь в нём продолжается. Давайте вспомним зимних жителей леса.

4.Словарная работа:

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?  ( медведь)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной

Снег разгребает,

Мышек хватает?  (лисица)

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках. (заяц)

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая. (сорока)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

Быстро летает

Крохи собирает. (воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это…… (снегири)

Какое слово здесь лишнее?  Снегири ————-

Воспитательный момент:

А что вы, ребята, должны помнить о птицах зимой? (———-)

Основная часть.

Прочитайте стихотворение.

Зима на подходе – и поползень вроде

Давно всё, что нужно, нашёл и припас,

Но снова он в спешке то прячет орешки,

То с ягодой в клюве косится  на нас.

О ком это стихотворение?

Определите падежи имён существительных. (——————)

Сколько падежей вы знаете?  (6)

Давайте вспомним их названия:  ( читают дети)

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто (им.п)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите (род.п)

Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать

Лишь только я могу сказать

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу (дат.п.)

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?(вин.п)

Творите-чем? Творите-с кем?

Я подскажу вам-нет проблем!

Предлогом «перед», «под»и «над»

В любой момент я очень рад (тв.п)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в» и «о» и «при» —

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять. (П. п.)

На улице зима, идёт снег. К нам в класс залетело несколько снежинок. Давайте посмотрим, что они хотят узнать?

На обратной стороне снежинок вопросы:

Что называется именем существительным?

Как узнать падеж имени существительного?

Как определить род имен существительных?

Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?

Диктант-  цепочка: Мороз – вьюга – снегопад.

                              Шапочка – снеговик – снежинка

                              Снегирь – лёд – снежный

Прочитайте слова внимательно, нет ли здесь лишнего слова? (снежный)

В каком падеже стоят имена существительные? ( в Им. п.)

Что знаете об имени существительном в именительном падеже? (употребляются без предлогов)

Как называются остальные падежи? (косвенными)

Физминутка «Снежинки»      Мы снежинки, мы пушинки.

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Пальчиковая гимнастика.- трём руки, замёрзли.

Снег продолжает идти и закрыл несколько букв в следующем задании.

Текст на доске —  орфографическая работа.

Посыпался колючий снег. Пушистое белое покрывало легло на землю. С севера прилетел зимний гость. Это красногрудый снегирь.  Он летит к рябине и клюёт ягоду.

Какое правило вспомнили, вставляя буквы?

Как проверить безударную гласную в корне?

Как проверить парную согласную в корне?

Как правильно написать безударное окончание в именах существительных.

Грамматические задания

Синтаксический разбор – 5 предложение

Вывод: что знаете о падеже подлежащего

Морфологический разбор – с севера.

Зарядка для глаз.

Самостоятельная работа:

Запишите словосочетания, раскрывая скобки, поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительных выделить.

Ветка (рябина) (Р. п.)

Гулять (улица) (Д. п.)

Любоваться (снежинка) (Т. п.)

Какая особенность у существительных в дательном падеже? ( предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р. Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весны.

Узнали падеж? Докажите.

Какая особенность у существительных в предложном падеже? ( только с предлогами)

Чтобы эта природа оставалась такой же прекрасной, что мы люди должны делать? ( беречь её – воспитательный момент)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы.

Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась. Представьте себе, что именно эта картина пропала. Постарайтесь дать ей словесное описание, чтобы мы узнали эту картину.

Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что называется склонением имён существительных?

Как определить падеж имени существительного?

        

nsportal.ru

Изменение имен существительных по падежам. 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания)

Основные цели:

1. сформировать способность к нахождению падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,

2. повторить разные по структуре предложения, изученные знания об имени существительном, состав слова.

3. развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

1. Блокноты обратной связи.

2. Таблица » Падежи».

3. Эталоны для самопроверки.

4. Слайды на компьютере.

5. Компьютер.

6. Мультимедийная доска.

7. Три картинки с изображением настроения (грустное, весёлое, спокойное)

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности. (2 минуты)

ЦЕЛЬ: мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

. определить содержательные рамки урока.

«Русский язык в умелых устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и внимателен». — писал А. И. Куприн. (слайд 1)

Я желаю как можно лучше изучать русский язык, чтоб он в вашей речи был бы ещё краше. Я желаю вам подняться по лестнице успеха.

— Хватит ли у нас вами умений и знаний? (Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться)

— Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлом уроке.

Неужели мы ещё не всё узнали об имени существительном.

Нужно это выяснить. Хотите?

(При проведении каждого этапа урока на доске открывается каждая ступенька, начиная с нижней. Так к концу урока учащиеся открывают новое знание — падежи. Получается такая структура урока — своеобразная лестница успеха)

—падежи————

—словосочетания—————

—-сравним————

—-формы слова ———-

—слов. работа———

—схемы————-

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (6-8 минут)

ЦЕЛЬ:

1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.

3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия — падежи.

1. Составьте схемы предложений.

1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.

2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке.

3. На морозе переливалась серебром раскидистая берёза.

4. Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой».

5. » Учитель наш, граф Лев Николаевич. Он с нами часто играет после уроков», — ответил мальчик.

— Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу.

— Назовите в третьем предложении грам. основу.

— Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?

— Что такое глагол, имя существительное?

— Собственное или нарицательное имя существительное?

— Одушевлённое или неодушевлённое?

— Как изменяются существительные?

— Мы с вами поднялись на первую ступень лестницы успеха.

2. Определите род существительных и прилагательных. (блокноты обратной связи)

Берёза на берёзе подберёзовик у берёзы березняк

Берёзовый (веник) берёзой берёзу берёзонька берёзка

(слова на карточках выставляются на доску)

— Назовите однокоренные слова

  • Берёза
  • Подберёзовик
  • Березняк
  • Берёзовый
  • Берёзка
  • Берёзонька

— Выделите основу в этих словах.

— ЧТО ЗАМЕТИЛИ?

— Выделите в оставшихся словах основу.

  • У берёзы
  • Берёзой
  • На берёзе
  • берёзу

— Что можно сказать про основу? (она одинаковая)

— Выделите окончания.

— Что такое окончание?

— Что заметили? (окончания разные)

— А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы)

— А для нужно изменять окончания?

— Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова)

— Проверьте, правильно ли вы выделили основу в словах по слайду.

— Мы с вами поднялись на вторую ступень лестницы успеха.

(слайд 3)

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ)

ЦЕЛЬ:

1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия.

2. Согласовать тему и цель урока.

— А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам?

— А хотите узнать?

— Oткройте учебник на стр. 67,

— Прочитайте тему «Изменение имён существительных по вопросам».

— Поясним каждое слово.

— Что значит изменить слово (изменить его окончание)

— В результате этого изменения получается новое слово? (Нет. Формы этого слова).

— Знаете ли, вы, что такое падежи?

— А хотите узнать?

— Какая же тема нашего урока?

— Какие задачи ставите перед собой?

(Слайд 4- тема урока)

ФИЗМИНУТКА.

4. Проектирование и фиксация нового знания. (15- 20минут)

Цель:

1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения понятия падежи.

2. Зафиксировать понятие падежи.

(Слайд 5 — картинка цирк)

— Упражнение № 108

— Прочитайте задание.

— Выпишите слово цирк с вопросами.

— Обозначьте основу и окончание.

— Так что же меняется в слове основа или окончание?

— Какой вывод можно сделать?

— Почему существительное меняет свои окончания в тексте? (для связи слов в предложении)

— От чего зависит, какое именно окончание у существительного цирк в каждом случае? (от вопроса)

Вывод: В зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по 6 слайду.

— Поставьте себе отметку на полях.

— Вот ещё преодолена ступень.

Упражнение № 109

— Выпиши в один столбик однокоренные слова, а - в другой формы одного и того же слова. (два ученик работают у доски)

— Как ты это определил? (надо выделить основу и окончание в словах)

— Проверьте по слайду.

— Что общего и чем отличаются основы 1-го и 2-го столбиков?

— Сделай вывод. (слайд 7)

Вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется и основа слова.

— давайте прочитаем вывод в упражнении № 110.

— Совпадает ли наш вывод?

— Поднялись ещё на одну ступень.

— Узнали вы, что такое падеж?

— Упражнение № 111.

— чтение отрывка, дописывание окончаний.

— Трудно ли тебе было выполнять это задание?

— Почему?

— Выпиши словосочетания по образцу.

— Проверьте по 8 слайду.

— Работа с текстом определения. (с. 69)

— Прочитайте 1-ю часть определения.

— Какое такое изменение? (Изменение по вопросам)

— Что вы узнали про падежи?

— Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)

— Послушайте грамматическую сказку, а вы проговорите про себя падеж, вспомогательное слово и вопросы.

(Показ 9 слайда)

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать — Именительный. (1-я строчка)

Родился — стал Родительный. (2-я строчка)

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. (3-я строчка)

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6-я строчка)

— Повторите все падежи.

— Прочитайте вопрос под рамкой.

-Почему у падежа два вопроса?

— Запомните, как пишется слово падеж.

5. Первичное закрепление. (5 минут)

Цель: зафиксировать понятие падеж в громкой речи.

— Определите падеж у слова кот.

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь о кота.

И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая — и та,
Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

— Наконец поднялись на самую последнюю ступень.

6. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)

Цель:

1. Оценить результаты собственной деятельности.

2. Согласовать домашнее задание.

— Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?

— Вы поняли, что такое падежи?

— Я по вашему настроению пойму, кто и как понял эту тему.

(Настроение (картинки лица с изображением разного настроения: грустное, весёлое, спокойное) — дети выставляют картинку на доску на магнитах)

Д.З. выучить падежи.

Презентация.

29.05.2011

urok.1sept.ru

Изменение имён существительных по падежам 4 класс

Форма работы — парный опрос

Урок провожу после изучения правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа. Первый ученик задает вопросы, второй отвечает, а затем меняются ролями. Для примера одна пара проговаривает вслух, чтобы напомнить культурное ведение диалога, используя слова «Не торопись», «Подумай», «Ты это знаешь», «Повнимательнее», «Почему ты так думаешь?»

  1. Дай определение имени существительному.

  2. Сколько падежей есть в русском языке. Назови их с вопросами и предлогами.

Приведу таблицу, которую мы составили сами с детьми, рифмуя предлоги для лучшего запоминания.

2-ое скло

не

ние

3-е склоне ние

Именительный

Кто? Что?

-а-я

-о-е

Родительный

Кого? Чего? Откуда? Где?

Из, до, с,

у, от, без,

для, около, вокруг

-и-ы

-а-я

Дательный

Кому? Чему? Куда? Где?

По, к

-у-ю

Винительный

Кого? Что? Куда?

Через, в,

на, за, про, во

-у-ю

-о-е

Творительный

Кем? Чем? Где?

Со, за, с, под

над, между, пред

-ой

-ей

-ом

-ем

-ью

Предложный

О ком? О чем? Где?

О, об, в,

на, при

  1. Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Приведи пример.

  2. Как узнать безударное падежное окончание существительных в единственном числе? Почему важно определить не только падеж, но и склонение?

  3. Какие окончания имеют существительные 1 и 3 склонения в Р. п. ед. числа? Одинаковы ли у них окончания в Д. падеже?

Ответы дети оценивают самостоятельно.

infourok.ru

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс»Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных.»

Технологическая карта урока по русскому языку

Дата 18.11.2015г.

 Учащиеся 4 класса

учитель Скопина Галина Анатольевна

Тема урока: Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных.

Тип урока – изучение нового материала / на основе систематизации и повторении знаний/

Цели и задачи урока:

 Образовательные:

  • актуализировать знания детей о склонении имён существительных;

  • выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имён существительных.

Развивающие:

  • развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

  • развивать умение объективно оценивать свои знания;

  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;

  • создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;

Воспитательные:  

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;

  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • определять грамматические признаки имен существительных;

  • изменять имена существительные по падежам;

  • определять падеж имен существительных по вопросам;

  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

личностные:

Формируемые УУД:

познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивныепостановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностныенравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Использованные компоненты УМК:

для учителя:

  • учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1.

  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого

  • рабочая программа

для учащихся: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально настраивает на учебную деятельность.

— Ребята, я прошу поднять руку тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

— Хлопните в ладоши, если вам нравится общаться с соседом по парте.

— А теперь улыбнёмся друг другу, пожмём друг другу руки и сядем поудобнее. Наша задача – активно поработать на уроке и с хорошим настроением выполнить все задания, которые я для вас подготовила !

Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании русского языка.

 Так что время не теряем
И работать начинаем!

Ребята, в течение урока вы заполните этот лист самооценки урока русского языка по теме урока и поставите себе отметку за урок.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

1. Грамматическая сказка.

Словарная работа Карточки

2.Самоопределение к деятельности

3.Целеполагание

— Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать одну грамматическую сказку

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать — Именительный. 

Родился — стал Родительный. 

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. 

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. 

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. 

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. 

Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать?

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

Слушают сказку, формулируют тему урока.

Вспоминают подсказку

Ответы детей.

-Изменение по падежам имён существительных.

-Как определить падеж имени существительного.

-Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении.

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная

П самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий;

Р постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией

Наблюдение учителя, устные ответы,

Выполнение задания

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Работа по электронному приложению

Коллектив-ное выпол-нение

Физкультминутка

-Кто из вас, ребята, помнит, сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать?

-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.

/ подсказка Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/

Просмотр теоретического материала по электронному приложению

Заполняем лист самооценки. Теория.

Выполнение упражнения №1 из электронного приложения

Определение падежей имени существительного.

.

Заполняем лист самооценки . Определение падежей имени существительного.

Организует проведение физкультминутки.

-В русском языке 6 падежей.

Ответы детей.

Выполняют задание

-Изменяется по вопросам или падежам.

Заполняют лист самооценки .

Записывают предложение, определяют падеж.

Ответы детей по электронной доске.

Заполняют лист самооценки

Выполняют движения под музыку, смотря на презентацию

4. Практическая дея-тельность

1.Работа по учебнику, с.81

Склонение имен существительных .

Работа в парах. Индивидуальная работа

Рассмотрите таблицу на с.81. Какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи? Упр.136

— Почему у каждого падежа два падежных вопроса? / Используем таблицу и карточки-помощницы/.

Упр.137 с.81 (с записью в тетрадь)

-Прочитайте задание.

-Выполним письменное задание.

-Что такое склонение?

Просклоняем коллективно существительное лиса.

И. п. лиса

Р.п. лисы

Д.п. лисе

В.п. лису

Т.п. лисой

П.п. о лисе

-Просклоняйте существительное окно, работая в парах на отдельном листе:

И. п. окно

Р.п. окна

Д.п. окну

В.п. окно

Т.п. окном

П.п. об окне

Следит за правильностью выполнения.

-Просклоняйте существительное ежи, работая самостоятельно. Обратить внимание на число множественное число существительного.

И. п. ежи

Р.п. ежей

Д.п. ежам

В.п. ежей

Т.п. ежами

П.п. о ежах

Заполняем лист самооценки. Склонение по падежам.

Ответы детей

Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному.

Ответы детей.

Изменение имён существительных по падежам.

Один ученик — у доски склоняет слово лиса.

Ответы детей

Выполняют задание в парах.

Проверка.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверка.

Работают с листом самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

индивидуальная

П — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Кинициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий;

Р — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Лнравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания

6. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы целей?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

-Что осталось непонятным?

-Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение.

Фронтальная, индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

7. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр.139, с.83

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Теория .

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам.

Оценка за урок

Настроение в конце урока

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Теория.

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам.

Оценка за урок

Настроение в конце урока

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Теория.

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам.

Оценка за урок

Настроение в конце урока

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Словарная работа

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам

Оценка за урок

Настроение в конце урока

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Словарная работа

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам.

Оценка за урок

Настроение в конце урока

Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.

Ф.И.____________________________________

Этапы урока

Выставленная оценка

Словарная работа

Определение падежей имени существительного.

Склонение по падежам

Оценка за урок

Настроение в конце урока

CАМОАНАЛИЗ УРОКА

русского языка в 4 классе

Учитель: Скопина Галина Анатольевна

Тема: Имя существительное. Распознавание падежей имён существительных. / 18.11.2015 г./

Данный урок является тридцать вторым уроком по курсу «Русский язык» второго раздела «Части речи. Имя существительное» 4 класса. Эта тема воспринимается учениками вполне легко, так как восприятие и осмысление материала основано на ранее изученном материале. В своей деятельности я старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников (индивидуальные, фронтальные,взаимопроверка, самопроверка), в том числе и работа в паре. Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на уроке я создала условия для обогащения их учебного опыта, словарного запаса.

Тип урока: изучения нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы по программе « Школа России».

Цели урока следующие:

Образовательные:

  • актуализировать знания детей о склонении имен существительных;

  • выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.

Развивающие:

  • развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах.

  • развивать умение объективно оценивать свои знания.

  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

  • создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.

Воспитательные:  

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;

  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности .

В ходе урока я создавала условия для формирования следующих универсальных учебных действий:

познавательных самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

коммуникативных инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивныхпостановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностныхнравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные задачи.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, активно использовались на уроке проектор, учебник, листы самооценки.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков, а также навыков работы в парах.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока, и в конце подвела итоги. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке использовалась весёлая физминутка.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, мульмедийный проектор, поэтому я активно использую компьютерные средства обучения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Не удалось реализовать: _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

infourok.ru

«Изменение имен существительных по падежам»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить детей ставить перед собой вопросы по изученному материалу перед началом новой темы.
  • Учить детей ставить пред собой целеполагающие вопросы к новой теме.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать умение анализировать и обобщать материал.
  • Развивать наблюдательность, память, внимание, связную речь.

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление классной работы.
2. Словарная работа.
На доске написаны слова с пропущенными буквами: …лмаз, г…зета, л…б…р…тория, к…нструкт…р, пр…и…шествие, л…п…сток, г…л…рея.
Вместе с детьми вставляются и проговариваются пропущенные буквы. Ученики орфографически четко произносят слова, которые затем убираются с доски.
На листочках ( см. приложение ) в этих же словах самостоятельно каждым учеником вставляются пропущенные буквы. Листок переворачивается, и ученики записывают данные слова по памяти с последующей проверкой по заполненному листу.
3. Подготовительная работа.

  • Что объединяет написанные вами слова ? ( Все слова являются словарными, являются именами существительными. )
  • Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?что?)
  • На какие группы можно разделить данные имена существительные ? (На одушевленные и неодушевленные, на слова женского, мужского и среднего рода.)

4. Сообщение темы, постановка цели урока.

  • Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Тема: “ Изменение имен существительных по падежам” записана на доске.)
  • Задайте по этой теме мне такие вопросы, на которые вы на данный момент не знаете ответов.

         (Все вопросы записываются на доску:

  1. Что значит изменение по падежам ?
  2. Что такое падеж ?
  3. Сколько падежей в русском языке и чем они отличаются?
  4. Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?
  5. Какие правила связаны с таким изменением существительных?)
  • Целью нашего урока является нахождение ответов на поставленные вами вопросы.

5. Работа по теме урока

  • На какой из вопросов проще всего найти ответ? (На первый.)
  • Где можно проследить за изменением существительных ? (Изменение существительных хорошо видно в тексте.)
  • Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”.

( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне ? (Слон.)

  • Чтение басни наизусть и выписывание словосочетаний со словом “слон”, стоящим в единственном числе.

Запись в тетради: водили Слона, ходили за Слоном, увидевши Слона, возиться со Слоном.

  • Почему существительному “Слон” пришлось измениться ? (Изменяется вопрос, на который это слово отвечает.)
  • Докажите свой вывод. ( Дети записывают рядом с каждым словосочетанием вопрос, на который отвечает имя существительное.)
  • Что еще изменяется при этом ? ( Окончание. Доказывается выделением окончания.)
  • Только ли на эти два вопроса может отвечать слово “слон” ? (Запись с вопросами: (кто?) слон, (кому?) слону, (о ком?) о слоне. Выделение окончаний.)
  • Сколько различных вопросов можно задать к одному существительному ? (5)
  • Но мы изменяли здесь только одушевленное существительное. Давайте попробуем изменить
    неодушевленное существительное “дом”. ( Что? дом, чего? дома, чему? дому, чем? домом, о чем? о доме. Выделение окончаний)
  • Давайте попробуем теперь сгруппировать вопросы.
              (Запись на доске и в тетради.
  • Кто? Что? возможное опорное слово – есть

    Кого? Чего? возможное опорное слово – нет

    Кому? Чему? возможное опорное слово – даю

    Кого? Что? возможное опорное слово – бью

    Кем? Чем? возможное опорное слово – играю

    О ком? О чем? возможное опорное слово – мечтаю)

  • На какие вопросы, поставленные в начале урока, можно уже ответить ?

(На первые четыре вопроса. Изменение по падежам – это изменение по вопросам. Падеж – пара вопросов.       Всего падежей в русском языке шесть. Изменение существительных по падежам необходимо для связи слов в предложении.)

  • Для того чтобы ответить на последний вопрос, проанализируем два текста, которые находятся на вашем дополнительном листочке.
Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на ветвях снег. На вершинах елей смолистые шишки. По вершинам перелетают клесты с красными грудками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на витвях снег. На вершинах елий смолистые шишки. По вершынам перелетают клесты с красными грутками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы.
  • В тексте с правой стороны допущены ошибки. Сверьте его с текстом с левой стороны и найдите их. Исправьте и обозначьте их графически. (Дети работают самостоятельно)
  • Итак, какие ошибки в тексте вы нашли ? ( Дети объясняют найденные ошибки )
  • Какую ошибку вы не смогли объяснить ? (В слове елей ошибка была в окончании.)
  • Какое правило будет связано с падежами ? (Безударное падежное окончание )
  • Раз мы сегодня говорили о падежах, то попробуем их определить. Для этого мы выпишем существительные, в которых допущены ошибки, вместе со словами, от которых к ним можно задать вопрос.

         ( Запись в тетради:
          повис (на чем?) на ветвях ( П.п.)
         на вершинах ( чего?) елей ( Р.п.)
         перелетают ( по чему ?) по вершинам ( Д.п.)
         клесты ( с чем?) с грудками (Т.п.)
         лежат ( под чем?) под деревьями (Т.п.) )

  • Как можно определить падеж имени существительного? (Надо задать
    вопрос к данному имени существительному и по нему определить падеж)

6. Итоги урока.

В начале урока вы задали основные вопросы к теме. Сейчас ответьте на поставленные вами вопросы.

  1. Изменение по падежам – это изменение по вопросам.
  2. Падеж – пара вопросов.
  3. Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
  4. Существительные изменяются по падежам для того, чтобы связываться с другими словами в предложении.
  5. Основное правило, связанное с падежами, - написание безударных падежных окончаний.
  6. Чтобы определить падеж, надо задать к существительному вопрос и по нему определить падеж.

7. Домашнее задание. Выучить названия падежей, вопросы и опорные слова каждого падежа.

6.02.2006

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *