§ 2. Как люди открывали мир

§ 2. Как люди открывали мир

Вы узнаете:

•Как накапливались знания о Земле.

•Какие эпохи выделяют в познании нашей планеты.

•Как география превратилась из описательной науки в науку, объясняющую особенности природы Земли.

Вы научитесь:

•Читать карту «Важнейшие географические путешествия и открытия».

•Выделять для каждой эпохи наиболее значимые географические открытия и исследования.

Вспомните:

•Каких путешественников вы знаете?

•Какие открытия они сделали?

Обратитесь к электронному приложению

Знания о Земле, особенностях её природы, населении и его хозяйственной деятельности, влияние человека на природу накапливались долгие тысячелетия. Караваны купцов, армии завоевателей, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому. Люди открывали Землю сообща — именно поэтому на картах мы встречаем многочисленные названия, носящие имена не только известных путешественников, мореплавателей, учёных, полководцев, политических деятелей, но и простых тружеников — матросов, казаков, топографов, лётчиков, картографов и др.

И сегодня Землю изучают сообща: ведут исследования из космоса, организуют международные научные экспедиции. Учёные многих стран мира обмениваются научной информацией о результатах своих исследований.

География в древности. Зачатки географических знаний учёные находят у народов древних цивилизаций — жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, переселение народов и войны расширяли знания людей об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям жители этих стран научились ориентироваться по солнцу, луне и звёздам. Необходимость искусственного орошения полей выработала у них умение вычислять время разлива рек.

Значительно расширяли географические знания народов Древнего мира завоевания. Из иероглифических надписей и рисунков на стенах древних храмов археологи и историки узнали, что ещё за 40 веков до н. э. египтяне доходили до озёр, расположенных в центре Африки.

Отважные финикийские мореходы и купцы, нагрузив свои корабли товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан (рис.  3). Именно тогда они открыли Канарские острова. Их путешествия не могут не вызывать восхищения. Около 596—594 гг. до н. э. они первыми по поручению египетского фараона совершили плавание вокруг Африки, длившееся 3 года. Когда кончались запасы продовольствия, они, по обычаю мореплавателей древности, сходили на берег и на время становились земледельцами — пахали, сеяли. Выращенные ячмень и пшеницу грузили на корабли и плыли дальше.

Рис. 3. Египетский и финикийский корабли

Рис. 4. Мир, известный жителям древнейших государств Средиземноморья и Месопотамии за 3000 лет до н. э.: 1 — Египет; 2 — Финикия; 3 — Ассирия; 4 — Шумерское государство; 5 — Элам; 6 — остров Кипр; 7 — Красное море

География в античном мире. Знания о мире, накопленные народами Востока, были приумножены великими мыслителями Древней Греции. Учёные античного мира пытались создать теории о происхождении и строении окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт) (рис. 4).

Геродот в своём классическом труде «История в девяти книгах» впервые описал страны, расположенные по берегам Средиземного моря и за его пределами. Он говорил об огромных размерах Земли и подчёркивал неизвестность её границ в то время. Математик, астроном и географ Эратосфен во II в. до н. э. впервые измерил окружность Земли. В своих трудах он выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Одна из его книг называлась «Географика», что по-древнегречески означает «землеописание». Так впервые прозвучало название этой науки.

Философ Аристотель, учитель знаменитого полководца Александра Македонского, в результате длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришёл к выводу, что Земля имеет форму шара.

Географы Древней Греции впервые высказали предположение о зависимости природных условий от географической широты. В пределах известных им территорий они выделяли три «пояса»: северный — сырой и холодный (Скифия), южный — сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Известный свод географических знаний античного времени — «Географию» в 8 томах — составил Птолемей. Во II в. до н. э. он разработал способы построения карт мира, собрал сведения о более чем 8000 географических названий и координатах почти 400 точек (городов, устьев рек, горных вершин, островов).

География в раннем Средневековье (V—ХIV вв.). В Средние века в Европе был утрачен интерес к науке. Это отразилось и на географии; постепенно забылась и античная идея о шарообразности Земли. Победу одержали библейские представления о планете. Карты, например, составлялись в монастырях и отражали церковную картину мира.

В эту эпоху ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Арабская картография развивалась на основе древнегреческой картографии Птолемея. Его труд «География» был переведён на арабский язык. Арабские корабли бороздили воды Индийского океана. Арабы основали свои колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

В Средние века судостроение достигло небывалых успехов. Викинги изобрели суда с тяжёлым килем, который препятствовал опрокидыванию судов при волнении воды. Плавания по океанам стали возможны благодаря изобретению компаса, навигационных приборов и морских карт (рис. 5).

Компас появился в Х—ХI вв. в странах Средиземноморья. Откуда он был завезён — от норманнов или китайцев, — до сих пор не ясно. В страны Средиземного моря его могли завезти арабы, поддерживавшие торговлю с Китаем.

В Средние века важные географические открытия сделали норманны и новгородцы. В IX в. норманны открыли и начали заселять Исландию, затем Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Примерно в это же время новгородцы вышли к берегам Северного Ледовитого океана, плавали на Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Знания европейцев о земном пространстве значительно расширились в XIII в. в результате путешествий венецианских купцов в азиатские земли. Марко Поло описал дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привёл сведения о природе Памира, Индии и Китая.

Большой вклад в развитие знаний о Земле внёс и тверской купец А. Никитин. Во второй половине XV в. он достиг Индии, составил описания виденных им стран. Все эти путешествия Средневековья и развитие науки подготовили человечество к следующей эпохе открытий.

Рис. 5. Старинная мореходная карта и навигационные приборы

Эпоха Великих географических открытий (XV—XVII вв.). Расцвет культуры и науки в эпоху Возрождения оказал сильное влияние на развитие географии. На латинский язык были переведены работы географов Древнего мира. В эту эпоху бурно развивались торговля и мореплавание, наступил расцвет морской картографии. Особенно выделялись португальские морские карты, выполненные на хорошо выделанной коже — пергаменте.

Рис. 6. Великие географы и путешественники: Марко Поло (ок. 1254—1324), А. Никитин (?—1475), Васко да Гама (1469—1524)

В 1415 г. португальцы высадились на северо-западном побережье Африки, затем вдоль западного побережья достигли юга континента. В конце 1492 г. Х. Колумб открыл Америку, в 1497—1499 гг. Васко да Гама прошёл морским путём в Индию, в 1497 г. Дж. Кабот открыл берега Северной Америки. В 1519—1521 гг. Ф. Магеллан совершил кругосветное путешествие. В результате этой экспедиции были доказаны шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки велись поиски морских путей в Китай и Индию. Имена исследовавших их русских, английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных наук. Она пополнилась многими сведениями о размерах и устройстве поверхности Земли, о природе и населении почти всей суши, представлениями о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном описательную функцию, отвечала на вопросы: «Что? Где?» Карты и географические сочинения того времени были главным образом справочными.

Рис. 7. Великие географы и путешественники: Ф. Магеллан (ок. 1470—1521), С. И. Дежнёв (ок.  1605—1673), Дж. Кук (1728—1779)

Эпоха первых научных экспедиций (XVII—XVIII вв.). Поиски новых морских путей вокруг материков, новых земель в океанах продолжались. Исследовались неизвестные внутренние части континентов. Огромные пространства Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. Морские и сухопутные отряды Великой Северной экспедиции, задуманной по инициативе Петра I, исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии. Морские отряды экспедиции достигли северо-западных берегов Северной Америки.

В эту эпоху появились первые страноведческие описания территорий, в которых были даны подробные комплексные географические характеристики, составленные на основе собственных наблюдений. Например, «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинникова.

Рис. 8. Великие географы и путешественники: С. П. Крашенинников (1711—1755), В. В. Докучаев (1846—1903), П. П. Семёнов-Тян-Шанский (1827—1914)

Рис. 9. Важнейшие географические путешествия

Рис.  10. Великие учёные и путешественники: Ф. Нансен (1861—1930), В. И. Вернадский (1863—1945), А. Л. Чижевский (1897—1964)

Эпоха научных экспедиций XIX в. Экспедиции проводились в эпоху, когда расширялись колониальные владения европейских государств, продолжался раздел мира. Всё больше экспедиций проникало в глубь континентов.

Конец XIX и начало XX в. отмечены замечательными открытиями и исследованиями полярных областей Земли (Р. Амундсен, Р. Скотт, Ф. Нансен и др.).

В это время появились первые научные теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши. Возникла идея единства и целостности всей природы Земли.

Современная эпоха развития знаний о Земле. Эта эпоха связана с применением новых методов изучения планеты, с созданием специальных научных организаций, задача которых — проведение целенаправленных научных исследований. Во многих странах мира учёные предпринимают большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику, широко ведётся изучение Мирового океана.

Запуски различных космических аппаратов дают новые возможности в изучении не только Земли, но и ближайших к ней планет Солнечной системы, что позволяет сравнивать нашу планету с другими и лучше познать развитие её природы.

Усилиями учёных многих стран мира географическая наука обогатилась многими открытиями. Географы установили закономерности размещения крупных форм рельефа, создали учение о циркуляции атмосферы, о почвах как особом компоненте природы. Основным вопросом географии стало учение о природных комплексах и о самом большом из них — географической оболочке Земли.

Так постепенно география из науки справочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли — нашего общего дома.

Вопросы и задания

1. Составьте развёрнутый план текста § 2.

2. Назовите основные эпохи развития географических знаний. Какая из эпох обогатила географию знанием об устройстве поверхности Земли?

3*.Какие из путешествий и экспедиций привели к наиболее важным открытиям?

4.  Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников.

5*.На какие вопросы отвечает современная география?

6. Какие новые знания о Земле и ближайшем космосе учёные получают с помощью новейших методов исследования?

Как люди открывали мир. Современная география



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте развёрнутый план текста § 2.

География древности. Завоевания – двигатель древней географии. Земледелие и скотоводство расширили знания о Земле.

Древняя Греция – родина географии. Геродот как основатель географической науки. Аристотель высказал идею о шарообразности Земли.

География средних веков. Развитие географии продолжили арабы. Развитие судостроения. Открытие компаса европейцами. Путешествия Марко Поло.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие новых континентов и морских путей.

Эпоха первых научных экспедиций. Ещё большее развитие географии, открытие новых земель, законов физической географии, новых видов растений и животных, изучение новых народов.

Современная эпоха. Запуски космических аппаратов, обобщение знаний и создание теорий. Международные объединения географов.

2. Назовите основные эпохи развития географических знаний. Какая из эпох обогатила географию знанием об устройстве поверхности Земли?

География древности. Античная География. География средних веков. Эпоха Великих географических открытий. Эпоха первых научных экспедиций. Современная эпоха.

Обогатила эпоха Великих географических открытий.

3*. Какие из путешествий и экспедиций привели к наиболее важным открытиям?

Открытие Колумбом Америки. Экспедиция Васко да Гамы в Индию.

Китайские Экспедиции Чжэн Хе. Экспедиции Вавилова. Экспедиция Магеллана.

4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников.

В книге «Дети капитана Гранта» можно узнать о новых странах и островах. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывает о географии Швеции

5*. На какие вопросы отвечает современная география?

Как и какие природные процессы создают горы и равнины, как изменяется рельеф Земли, какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов. Современная география старается не только исследовать и описать всю поверхность Земли, но и объяснить, почему она устроена именно так, а не иначе.География прогнозирует все изменения, которые происходят в природе, особенно те, которые могут произойти в результате деятельности людей. Роль географической науки в наши дни значительно возрастает, так как на географической карте мира остаётся все меньше территорий, которых ещё нам следует открыть.

6. Какие новые знания о Земле и ближайшем космосе учёные получают с помощью новейших методов исследования?

1. Методы полевой геологической съемки изучение геологических обнажений, извлеченного при бурении скважин кернового материала, слоев горных пород в шахтах, изверженных вулканических продуктов, непосредственное полевое изучение протекающих на поверхности геологических процессов.

2. Геофизические методы используются для изучения глубинного строения Земли и литосферы. Сейсмические методы, основанные на изучении скорости распространения продольных и поперечных волн, позволили выделить внутренние оболочки Земли. Гравиметрические методы, изучающие вариации силы тяжести на поверхности Земли, позволяют обнаружить положительные и отрицательные гравитационные аномалии и, следовательно, предполагать наличие определенных видов полезных ископаемых. Палеомагнитный метод изучает ориентировку намагниченных кристаллов в слоях горных пород.

Осаждающиеся кристаллы ферромагнитных минералов ориентируются своей длинной осью в соответствии с направлениями силовых линий магнитного поля и знаками намагниченности полюсов Земли. Метод основан на непостоянстве (инверсии) знака полярности магнитных полюсов. Современные знаки намагниченности полюсов (эпоха Брюнес) Земля приобрела 700 000 лет назад. Предыдущая эпоха обратной намагниченности Матуяма.

3. Астрономические и космические методы основаны на изучении метеоритов, приливно-отливных движений литосферы, а также на исследовании других планет и Земли (из космоса). Позволяют глубже понять суть происходящих на Земле и в космосе процессов.

4. Методы моделирования позволяют в лабораторных условиях воспроизводить (и изучать) геологические процессы.

5. Метод актуализма протекающие ныне в определенных условиях геологические процессы ведут к образованию определенных комплексов горных пород. Следовательно, наличие в древних слоях таких же пород свидетельствует об определенных, идентичных современным процессах, происходивших в прошлом.

6. Минералогические и петрографические методы изучают минералы и горные породы (поиск полезных ископаемых, восстановление истории развития Земли)

Справочник «Открывая мир географии» для 7-8 классов в мягкой обложке

Марк Твен Медиа

Заглянуть внутрь

Марк Твен Медиа

128 страниц
7-8 класс / 12-14 лет

Код продукта:
1576

В настоящее время: $13,99

Описание

Исследуйте мир вместе с учащимися 7–8 классов с помощью книги «Открывая мир географии».

Этот 128-страничный справочник по общественным наукам помогает учащимся использовать географические знания и навыки для интерпретации и анализа данных. Этот учебник охватывает следующие темы географии:

  • население
  • политический ландшафт
  • климат
  • понимание развитых и слаборазвитых стран
  • конфликтные регионы схемы и графики. Он также включает в себя оценки и ключи ответов.

    Спецификации

    УПК 044222155513
    ISBN 9781580372305
    Описание продукта Справочник
    Темы Картографические навыки и география
    Темы Средние классы
    Субъекты Социальные науки

    Бесплатные ресурсы

    Отзывы

      Электронная книга «Открывая мир географии» для 7–8 классов, электронная книга

      Марк Твен Медиа

      Заглянуть внутрь

      Марк Твен Медиа

      128 страниц
      7-8 класс / 12-14 лет

      Код продукта:
      1576-ЕВ

      В настоящее время: $13,99

      Описание

      Исследуйте мир вместе с учащимися 7–8 классов с помощью книги «Открывая мир географии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *