Содержание

Персональный сайт — Справочник Шкляровой

Строчная или заглавная буква?

1.Заглавная буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

а)Пролетел лёгкий ветерок.

б)Придумай и напиши ещё 3 предложения, выдели заглавную букву.

 

2.Заглавная буква в имени собственном.

Имена людей, клички животных, географические названия

(названия городов,деревень,рек,озёр,морей,океанов,и тд)

называются именами собственными.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

а)Летом Саша отдыхал на Оке.

б)Напиши 3-5 различных имен собственных, выдели заглавную букву,

 с одним из них придумай и запиши предложения.

 

Буквосочетание.

3.Жи-ши.

Жи-ши пиши с гласной И.

а)Жираф, ушивали.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой,

орфограмму выдели.

 

4.Ча-ща.

Ча-ща пиши с буквой А.

а)Участок,щавель.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой,орфограмму выдели.

 

5.Чу-щу.

Чу-щу пиши с буквой У.

а)Чукотка,щупальца.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой,орфограмму выдели.

 

7.-Оро-,-оло-,-ере-.

а)Корова,соловей.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.

 

8.-Чк-,-чн-,-нч-,-нщ-.-щн-.

Пиши без мягкого знака.

а)Дочка.ночной,венчик,манекенщица.помощник.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.

 

Двойная согласная.

 

9.Двойная согласная может быть в корне (класс, аппетит),

может образоваться при помощи приставки и корня (рассказ),

корня и суффикса (осенний), может быть в суффиксе (измученный).

а)Бассейн, весенний,раскрашенный.

б)Пропиши слово, в котором ошибся, 5-7 раз, подбери к нему три однокоренных слова.

 

Корневые орфограммы.

10.Проверяемая безударная гласная (А,О,Е,И,Я)

Чтобы проверить безударную гласную гласную в корне слова, попробуй подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

а)Моря-море.

Рассуждай так: прежде, чем написать слово, ставим в слове ударение.М..ря.В этом слове безударная гласная в корне слова.проверочное слово»море».

Значит, в слове «моря» безударная гласная О.

б)Придумай и запиши слова с этой орфограммой, напиши проверочные слова, оформи орфограмму.

 

11.Непроверяемая безударная гласная.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

а)Пенал,пилот.

б)Напиши слово, в котором ошибся, 5-7 раз, выдели безударную гласную; придумай и запиши 3-5 однокоренных слов.

 

12.Парная по глухости-звонкости в слабой позиции.

б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш.з-с.

Слабая позиция — коней слова, перед глухой согласной.Сильная позиция — перед гласной или сонорной(непарной звонкой).

Чтобы проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное слово или замени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

а)Зуб-зубы, зубной, ложка-положить.

Рассуждай так: зуб-в этом слове парная по глухости-звонкости на конце слова.Подбирая проверочное слово -зубы.Услышать согласную Б помогла гласная Ы.Значит, в слове зуб пишем звонкую согласную Б.

 

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, напиши проверочные слова, оформи орфограмму.

 

13.Напроизносимая согласная.

1)В некоторых словах Т,Д,Л,В пишутся, но не произносятся.

Чаще всего такие «опасные» места бывают перед суффиксом Н.

Эти слова, как правило, можно проверить.

Для этого попробуй подобрать однокоренное слово, в котором нет суффикса Н.

 

а)Честный -честь.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, подбери проверочные слова, орфограмму выдели.

 

2)Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно. Вот наиболее часто встркчающиеся слова с сочетанием СН:

Не ЧУДЕСНО, не ПРЕКРАСНО, а УЖАСНО и ОПАСНО!

Букву Т писать напрасно в словах ВКУСНЫЙ,ИНТЕРЕСНЫЙ.

а)Прекрасный — прекрасен.

б)запиши слова с сочетанием СН и слова с непроизносимой согласной.Напиши проверочные слова.

 

3)В словах ЛЕСТНИЦА,ПРАЗДНИК,ЧУВСТВА непроизносимая согласная не проверяется.Эти слова надо запомнить.

а)Лестница.

б)Напиши слово, в котором ошибся, 5-7 раз, подбери к нему 1-2 однокоренных слова.

 

Предлог или присатвка?

14.Для имён существительных и имён прилагательных.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

а)Мама стояла у окна.Мама стояла у высокого окна.

б)Запиши слова с предлогами.Докажи, что это предлоги.

 

15.Для глаголов.

У глаголов нет предлогов.

а)машина завернула за угол.

б)напиши 3-5 глаголов с приставками и покажи их.

 

16.Для местоимений.

Местоимения могут иметь предлоги.

а)Они были у меня в гостях.

б)Напиши 3-5 местоимений с предлогами.

 

Мягкий и твёрдый знаки.

17.Мягкий знак, обозначающий мягкость

 согласных (Ь-м), может стоять в конце или середине слова.

а)Ноль,больница.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.

 

18.Разделительный Ь (Ь-р).

разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с последующим гласным.Ь-р пишется после согласной перед гласными И,Е,Ё,Ю,Я.

а)Платье, деревья.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, подчеркни три буквы — согласную,Ь и гласную.

 

19.Ь после шипящих в именах существительных.

В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется Ь.В именах существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.

а)Мышь, врач.

б)Придумай и запиши 3-5 существительных женского рода и 3-5 существительных мужского рода с шипящими на конце, правильно оформи орфограмму.

 

20.Ь во втором лице единственного числа глаголов.

В окончании глаголов настоящего и будущего времени во втором лице единственного числа пишется Ь.

а)Греешь.греешься.

б)Придумай и запиши словосочетание с глаголами II лица единственного числа без -СЯ и с ним.

 

21.Ь в неопределённой форме глаголов перед -СЯ.

Чтобы узнать, пишется ли перед -СЯ мягкий знак, нужно задать вопрос к глаголу.

Например: он начал (что делать?) смеяться.

а)Смеяться, смеётся.

б)Придумай и запиши 3-5 словосочетаний с глаголами с Ь перед СЯ и без мягкого знака.Докажи вопросами, что сделал правильно.

 

22.Твёрдый знак.

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е,Ё,Ю,Я.

а)Подъём, объяснение.

б)Придумай и запиши 3-5 слов с Ъ, покажитавку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.

 

23.Правила переноса.

1)Слова переносятся по слогам.Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить : страх, просмотр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно:

лю-бовь

дя-денька

Неправильно:

люб-овь

дяд-енька

2)Нельзя отрывать буквы Ь и Ъ от предшествующей согласной.

Правильно:

подъ-езд

боль-шой

буль-он/бу-льон

Неправильно:

под-ъезд

бол-ьшой

бул-ьон

3)Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной.

Правильно:

вой-на

май-ор

Неправильно:

во-йна

ма-йор

4)Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку букву.

Правильно:

ака-ция

Неправильно:

а-кация

акаци-я

5)Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей

две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Правильно:

жуж-жать

Неправильно:

жу-жжать

6)Некоторые слова нельзя переносить.

Например:Азия, фойе, узнаю.

7)При переносе слов с приставками нельзя разбивать

 односложную приставку, если за приставкой идёт согласная.

Правильно:

под-бить

раз-мах

Неправильно:

по-дбить

ра-змах

8)При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки

при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Правильно:

при-слонять

от-странить

Неправильно:

прис-лонить

отс-транить

9)При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме Ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и с разбивкой приставки.

Возможны варианты переноса:

без-умный, бе-зумный.

10)Если после приставки стоит буква Ы, то переносить часть слова, начинающуюся с Ы не разрешается.

Правильно:

ра-зыс-кать

ро-зыг-рыш

Неправильно:

раз-ыс-кать

роз-ыг-рыш

11)При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки

 начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Правильно:

пяти-граммовый

пятиграм-мовый

Неправильно:

пятиг-раммовый

12)Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённых слов.

правильно:

спец-одежда

Неправильно:

спе-цодежда

13)нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущимся одними прописными, так и пишущимся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами.

Например: ООН, КЗоТ, ТУ-104.

Как работать над ошибками:перенеси слово правильно,

 запиши ещё 3-5 слов и правильно перенеси их, напиши 3-5 слов, которые нельзя переносить.

 

24.Имя существительное.

Если имя существительное стоит в единственном числе:

1) поставь слово в И.п. и определи склонение;

2)залай к слову оба падежных вопроса и определи падеж;

3)пользуясь таблицей, запиши окончание.

Если имя существительное стоит во множественном числе, то склонение определять не нужно.

а)Сидел на ветке — в единственном числе.

1)в И.п. — ветка; 1-ое склонение;

2)сидел (на ком? на чём?) — в П.п.

Сидел на ветке.

б) Определи склонение и падеж в слове, в котором допущена ошибка,

 впиши правильное окончание, напиши словосочетание

 с ещё 3-5 именами существительными с безударными падежными окончаниями.Определи их окончание.

 

25.Имя прилагательное.

Окончание имени прилагательных проверяй вопросами от имён существительных.

Буквы в окончаниях «дружат»:

а-я

о0е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему)

у-ю

ы-и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими)

Исключение:

Мужской род в И.п. и В.п. имеет окончания -ОЙ, ЫЙ, ИЙ

а)На раннюю прогулку-

1)Это не исключение;

2)На прогулку (какую?) -ую,-юю.

3)Выбираю окончание -юю.

На ранюю прогулку.

б)Задай вопрос т определи окончание в слове, в котором допущена ошибка, впиши правильное окончание, напиши словосочетания с ещё 3-5 именами прилагательными с безударными падежными окончаниями.Определи их окончания.

 

26.Глагол.

1)Поставь глагол в неопределённую форму;

2)Посмотри, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям;

3)Пользуясь памяткой определи спряжение;

4)Впиши окончание.

а)Они держ….-

1)Держать;

2)Это глагол-исключение II спр.;

3)II спр. даёт гласные в окончании И,А,Я.

Они держат.

б)Определи окончание в слове, в котором допущена ошибка.Напиши словосочетание с ещё 3-5 глаголами  с безударными личными окончаниями и определи их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

МОУ Весьегонская СОШ Учитель начальных классов: Маслова Т.Н.
Урок русского языка

Слайд 2

— Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке!

Слайд 3

«Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов»

Слайд 4

ПОВТОРЯЕМ
Мы шли по уской тропки. За деревями мы увидели соек. Обычьно их можно видеть налисных дарошках или опушках.

Слайд 5

Проверяем
Мы шли по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках.

Слайд 6

[п`эч`]
— Кто прочитает слово, написанное на доске? - А кто попробует его записать? - Какая орфограмма встретилась?

Слайд 7

На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.
— Что заметили?

Слайд 8

-  А теперь расскажите о слове печь как о глаголе. - Что мы ещё знаем о глаголе?

Слайд 9

а) Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется глаголом. б) Не с глаголами пишется отдельно. в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы -ть, -ти,-чь. д)Глаголы изменяются в прошедшем времени и по числам, в ед.ч.– по родам, в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. е) В предложении глагол является сказуемым. ё) Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Слайд 10

Проспрягайте глагол печь, выделите окончания. Нужно ли проверять эти окончания? Почему? - А какие личные окончания нужно проверять? - Как это сделать?

Слайд 11

Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.

Слайд 12

Сам не ед . т, не ид . т, Не поддерж . шь – упад . т. А педали пуст . шь в ход Он помч . т тебя вперед.
е
ё
ё
и
и
и

Слайд 13

Самостоятельная работа. Задания по уровням. Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Ребята чита..т (?), Игорь пиш..т (?), бабушка вяж..т (?). Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах: Думать (2 л, ед.ч.) Строить (3 л, мн.ч.) Вертеть (1л, мн.ч.)

Слайд 14

Тревож…шь маму, ужина…м в столовой, меша…те Диме, кос…т траву, угрожа…т жизни,
люб…шь красоту, стира…м белье, лета…шь легко.
и
е
е
и
е
и
е
е

Слайд 15

Работа в группах. - Вставьте безударную гласную. Выделите окончание: 1. Жела_м, лет_ т. 2.Слыш_т , гре_шься, 3. Лета_м,  сид_т.  4. Рису..т, кол..т. 5. Игра..м,  барабан..т. 6. Чита..шь, бега..м.

Слайд 16

1. Желаем, летит. 2.Слышит , греешься, 3. Летаем,  сидит.  4. Рисуют, колет. 5. Играем,  барабанит. 6. Читаешь, бегаем.
ПРОВЕРИМ

Слайд 17

АЛГОРИТМ
Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными. 2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.
3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.

Текст песни Павел Фахртдинов — Не пишется, болеется и спится… на сайте Rus-Songs.ru

Оригинальный текст и слова песни

Не пишется, болеется и спится…:

Не пишется, болеется и спиться
Зашей свой рот иглой, а лучше спицей
Что бы спрашивал любой: зачем зашито?
А ты немой и все. Все шито-крыто
Не должен ничего и никому
Сидишь и тихо греешь свое место
Всегда немой был, если по уму
Теперь хотя бы честно.

выведи меня отсюда, человек с крыльями
я хочу найти рельефы следа на воде
мне когда-то было Слово, я его выменял
а сейчас так много слов, но все не те

только слышу, как спускаются на крыши люди или же
высшее, что не ново,
они несут нам слово
позабытое, потерянное временами, между нами бывшее
а теперь кто мы друг без друга?

выведи меня отсюда верою в светлое
страшно в одиноком лифте жизни в темноте
мне б найти без грима лица — пусть черные, пусть белые
я когда-то видел маски — все не те

только слышу, как спускаются на крыши люди или же
высшее, что не ново,
они несут нам слово
позабытое, потерянное временами, между нами бывшее
а теперь кто мы друг без друга?

Перевод на русский или английский язык текста песни —

Не пишется, болеется и спится… исполнителя Павел Фахртдинов:

Not written, ill and sleeps
Needle sew up her mouth, and better needle
What would you ask anyone, why sewn?
And you dumb all. All hush-hush
It should not be anything to anyone
You sit quietly greesh its place
Always was dumb, if the mind
Now, at least I am honest.

get me out of here, man with wings
I want to find a trace of the reliefs on the water
I once was a word I had bartered
and now so many words, but not the same

only I hear the people down on the roof, or
Higher education, which is not new,
they bring us word
forgotten, lost time between us former
and now who we are without each other?

Bring me out of faith in a brighter
scary elevator in a lonely life in the dark
I used to find a face without make-up — even black, blank white
I once saw a mask — all wrong

only I hear the people down on the roof, or
Higher education, which is not new,
they bring us word
forgotten, lost time between us former
and now who we are without each other?

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Не пишется, болеется и спится…, просим сообщить об этом в комментариях.

Текст песни Павел Фахртдинов — Не пишется, болеется и спится… перевод, слова песни, видео, клип

Не пишется, болеется и спиться
Зашей свой рот иглой, а лучше спицей
Что бы спрашивал любой: зачем зашито?
А ты немой и все. Все шито-крыто
Не должен ничего и никому
Сидишь и тихо греешь свое место
Всегда немой был, если по уму
Теперь хотя бы честно.

выведи меня отсюда, человек с крыльями
я хочу найти рельефы следа на воде
мне когда-то было Слово, я его выменял
а сейчас так много слов, но все не те

только слышу, как спускаются на крыши люди или же
высшее, что не ново,
они несут нам слово
позабытое, потерянное временами, между нами бывшее
а теперь кто мы друг без друга?

выведи меня отсюда верою в светлое
страшно в одиноком лифте жизни в темноте
мне б найти без грима лица — пусть черные, пусть белые
я когда-то видел маски — все не те

только слышу, как спускаются на крыши люди или же
высшее, что не ново,
они несут нам слово
позабытое, потерянное временами, между нами бывшее
а теперь кто мы друг без друга?

Not written, ill and sleeps
Sew up your mouth with a needle, and the needle is better
What would you ask anyone: why sewn?
You mute all. All hush-hush
It should not be anything to anyone
You sit quietly greesh its place
Always was dumb, if the mind
Now at least honest.

Bring me out of here, man with wings
I want to find a trace of the reliefs on the water
I was once a word, I had bartered
and now so many words, but not the

only I hear the people down on the roof or
Higher education, which is not new,
they bring us word
forgotten, lost time, between us formerly
and now who we are without each other?

Bring me out of faith in the light
terrible in the lonely life of an elevator in the dark
I used to find a face without make-up — even black, even white
I once saw a mask — all wrong

only I hear the people down on the roof or
Higher education, which is not new,
they bring us word
forgotten, lost time, between us formerly
and now who we are without each other?

Русский язык урок в 4 классе «Тема: Этот волшебный мягкий знак!» | Уроки по Русскому языку

Русский язык урок в 4 классе «Тема: Этот волшебный мягкий знак!»