Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе

Разделы: Литература


Цели изучения романа:

  • заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
  • проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
  • раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
  • продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
  • раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Оборудование и материалы:

  • тексты романа;
  • диафильм “Капитанская дочка” А.С. Пушкина;
  • художественный фильм “Русский бунт”;
  • иллюстративно-демонстрационный материал из альбома А.С. Пушкин”;
  • раздаточный материал для уроков развития речи;
  • карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.

Основные приемы и методы: чтение повести, беседа по содержанию, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Как прозаик, он написал исторический
роман “Капитанская дочка”.
М. Горький

I. Слово учителя об истории создания романа “Капитанская дочка”.

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.

Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка”…

Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.

Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.

II. Тема и сюжет романа.

Основной темой романа является крестьянская революция. В художественных образах и картинах Пушкин показал закономерность и подлинно народный характер Пугачевского восстания, с глубокой симпатией нарисовал он образ вождя движения. Но “Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.

В романе решаются вопросы и о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, и вопросы внутренней политики, и об обязанностях дворянина перед народом, государством и своим сословием. Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения. и устроители счастья Петра Гринева и Маши Мироновой.

Изображение пугачевского движения. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773–1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.

Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в народе. Где бы ни появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.

Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром. в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа “все чиновники говорили о ненадежности войск”.

Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.

III. Композиция романа.

Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что все в романе с официальной точки зрения политически благонадежно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казненных Пугачевым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле все это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.

Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

1–5 главы – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания.
6–12 главы – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”.
13–14 – развернутый эпилог.

IV. Материалы к изучению романа “Капитанская дочка”.

Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:

  1. Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева?
  2. Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? (Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию.
    )
  3. Как смотрит на военную службу старик Гринев? (Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры.)
  4. Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши?
  5. Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга?
  6. Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?

Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:

О Пугачеве.

  1. В каких чертах дан портрет вожатого?
  2. Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
  3. Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
  4. В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться?

О Гриневе.

  1. В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера?
  2. Какую роль в романе играет картина бурана?

Буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Пейзаж выступает как одно из средств построения сюжета.

Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.

Эпизод “Сон Гринева”.

С какими последующими событиями связано содержание сна? (Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному.)

Главы 3–5. Гринев на службе в “богоспасаемой” Белогорской крепости.

1. Обобщение учителя.

Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.

2. Второй этап формирования Гринева:

  • начинается с момента отъезда его из родного гнезда. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира. Отец решает отправить Петрушу в армию (“Итак, все мои блестящие надежды рушились!”) Мечта о веселой, беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сменяясь глубоким стыдом и раскаянием; зато встреча с “вожатым” помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из детских и отроческих лет.
  • воспитание жизнью продолжилось в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов – деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника – комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска – инвалиды; вместо смертоносного оружия – старая, забитая мусором пушка.

3.Дуэль с Швабриным.

Заступничество аз честь любимой не может не внушить уважения читателю.

Но не в уплате проигрыша и не в дуэли истинная честь дворянина.

4. Жизнь в Белогорской крепости.

Открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает радость общения с ними. (“Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал”,)

Не военная служба, не смотры и не парады – идеал молодого офицера.

Беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, наконец, любовные переживания – вот истинная сфера его жизни.

Но над серьезными общественными проблемами Гринев не задумывается. А вопрос о смысле человеческого существования возник перед ним значительно позднее, когда об этом в упор его спросил Пугачев.

Вывод: таким предстает перед нами Гринев накануне грозных исторических событий.

Прежде чем ввести в повествование исполинскую фигуру Пугачева, Пушкин “накоротке”, “домашним образом” знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений о жизни.

Толчок к нравственному возмужанию – эпизод допроса изувеченного башкирца, вызвавший у молодого офицера отвращение к жестокости и бесчеловечию.

Главы 6–12. Пугачев и пугачевщина.

На уроках-анализе этих глав выясняем изменение взглядов рассказчика на жизнь и определяем в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; устанавливаем, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.

Слово учителя. Обобщение ответов на вопрос: какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира рассказчика?

Гринев в полном соответствии с романтической традицией накануне сражения с пугачевцами мечтал о героическом военном подвиге: “С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”.

И несколько далее:

“Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты”.

Но жизнь опять преподнесла Гриневу суровый урок. Все вышло гораздо менее эффектно и проще, чем рисовало воображение. Комендант Иван Игнатьич и Гринев выбежали за крепостной вал, но “обгорелый гарнизон не тронулся”. Гринева сбили с ног, и ему ничего не оставалось, как вместе с мятежниками войти в крепость. Он бросился было на помощь коменданту, но несколько дюжих казаков схватили и связали его кушаками. Он готовился повторить перед Пугачевым ответ “великодушных” своих “товарищей” (капитана и Ивана Игнатьича), но вмешался Савельич, и дело приняло совсем не трагический оборот.

А далее происходит встреча Гринева с Пугачевым (на своеобразном военном совете), и мы узнаем, что вовсе не бескомпромиссная ненависть к мятежнику толкает Гринева на продолжение борьбы. Выслушав предложение Пугачева “не служить” против него, Пугачева, молодой офицер отвеачает: “Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь: не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего”.

После непродолжительных колебаний Гринев отправляется в Оренбург, но не только по зову долга, а главным образом для того, чтобы “торопить освобождение Белогорской крепости” и находившейся в ней Марьи Ивановны. Столкнувшись с нерешительностью, трусостью, бездарностью людей правительственного лагеря, он быстро теряет военный пыл. Правда, он участвовал в наездничестве, но в большей мере потому, что “умирал от скуки”. По иронии судьбы свои вылазки он совершал на лошади, подаренной… Пугачевым. В простых мужиках, вооруженных дубинами и ружьями, Гринев не мог видеть злобных, бездушных врагов.

Гринев участвовал и в последней кампании против Пугачева.

Не на путях защиты традиционной дворянской чести было суждено Гриневу проявить свою натуру.

Гринева захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки, и немногочисленные, но навсегда врезавшиеся в память встречи с Пугачевым.

Анализ эпизодов, в которых изображен Пугачев.

Вывод: Гринева привлекает в Пугачеве размах, поэтичность, великодушие, широта натуры Пугачева; в Гриневе – честность, прямота, отсутствие дворянской спеси и какая-то юношеская незащищенность перед жизнью.

Характеристика Пугачева.

План

  1. В чем проявляются незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские стороны образа Пугачева?
  2. Какие поступки Пугачева рисуют нам его как человека великодушного, гуманного, справедливого?
  3. Как относится к Пугачеву народ?
  4. Какие личные качества Пугачева, кроме отмеченных выше, побудили его стать во главе восстания?
  5. В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние качества раскрываются через эти черты?
  6. Как в речи Пугачева обнаруживается его связь с народом?
  7. Какую роль играет Пугачев в судьбе Гринева и Маши Мироновой?

В связи с чем Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку? В чем ее иносказательный смысл? Как отношение к идее сказки характеризует Пугачева и Гринева?

Пугачев рассказывает сказку Гриневу по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.

Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих ему людей.

Главы 13 и 14.

Анализируя эти главы, ставим цель выяснить, почему, имея отрицательное отношение к императрице, Пушкин изображает ее с видимым благожелательством.

Слово учителя и беседа по вопросам:

В двух последних главах романа, с “уходом” Пугачева, темп повествования вновь убыстряется.

Крупным планом нарисована только одна сцена – встреча Марьи Ивановны с Екатериной.

Сцена очень сложна по композиции. Повествование ведется от лица Гринева. Он рассказывает об императрице по впечатлениям Марьи Ивановны.

Образ Екатерины II характеризует не только восприятие героя, но прежде всего восприятие Маши Мироновой.

Для чего понадобилась Пушкину сцена свидания Маши Мироновой с Екатериной II ?

Зашифровать суть романа перед цезурой. Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла повествования.

Гриневу нужно было рассказать о своем освобождении. Краткое сообщение об этом факте могло породить у читателя мысль о гуманности императрице.

Пушкин создает такую ситуацию, которая обнаруживает случайность освобождения героя.

Собираясь в Петербург и не надеясь на личное свидание с императрицей, Марья Ивановна заготовила прошение о Гриневе.

Но вряд ли это прошение оказало бы какое-либо воздействие на царицу.

Нужна была встреча с “незнакомой дамой”, и не во дворце, а в саду, нужен был разговор с этой дамой не как с царицей, а как со случайной собеседницей

urok.1sept.ru

Сочинение на тему «Капитанская дочка», 8 класс (краткое содержание) – Получу-5.ру

«Капитанская дочка» повествует о тяжёлых временах и восстании, которое начал Емельян Пугачёв.

Главный герой, Пётр Гринёв, с 5 лет обучается грамоте. А по достижении 17 лет отец посылает его в Белгородскую крепость на службу. По пути в неё Пётр попадает в сильную метель, потеряв дорогу и заблудившись, он встречает простого казака. Казак помогает Гринёву, за что получает от него тулуп.

Крепость – простая деревня, жить в которой очень понравилось Гринёву, здесь он нашёл себе хорошего друга, но тот плохо отзывался о Маше, новой возлюбленной Петра. Главный герой посвящает ей стихи, которые пишет сам, но Маша жила бедно, а Гринёв был богат. Пётр хотел жениться на Маше, но его отец дал отказ. Параллельно с этим Гринёв, оскорблённый высказываниями своего друга о Маше, вызывает его на дуэль, где Пётр получает ранение. Маша заботится о нём, пока он лежит прикованный к постели. В крепость приходят вести о восстании Пугачёва, и приказ готовиться к обороне. Пугачёв смог завоевать крепость и теперь вызывает каждого к себе на присягу. Гринёва, вместе с другими отказавшимися, везут на виселицу, но его спасают деньги его родителей, которые пообещали как вознаграждение за сохранённую жизнь Петру. Машу держит в крепости Швабрин (тот, который друг Петра), а Гринёва ведут к Пугачёву. Пётр рассказывает Емельяну, что произошло с Машей, и они вместе идут её освобождать. Пугачёв отпускает их, но по дороге их арестовывают. Петра ведут на допрос. А Маша едет в Петербург, чтобы помочь ему. И (как же им повезло) она жалуется просто женщине, которая оказывается не «Просто женщина», а Екатерина 2. Екатерина, поражается истории Маши и освобождает Гринёва.

Позже они вместе придут на казнь Пугачёва.

 

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Капитанская дочка», 8 класс (краткое содержание)» читают:

Сочинение по произведению Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс

Загрузка... Поделиться:

poluchu-5.ru

Сочинения на тему Краткое содержание романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина по литературе

Курсотека
  • Каталог
      • Школьникам
      • Алгебра 140
      • Английский язык 481
      • Астрономия 2
      • Биология 426
      • Всеобщая история 285
      • География 230
      • Геометрия 172
      • ИЗО 24
      • Информатика 66
      • История России 338
      • Еще 17 категорий
      • Студентам
      • Адвокатура 7
      • Административное право 2
      • Английский язык 63
      • Архитектура и строительство 10
      • АФХД 11
      • Банковское дело 20
      • БЖД 38
      • Биология и химия 46
      • Бухгалтерский учет и аудит 41
      • Еще 57 категорий
      • Самообразование
      • Без категории 9
      • Бизнес 10
      • Бухгалтерия и 1C 11
      • Вождение автомобиля 7
      • Дизайн 5
      • Дом. Квартира. Интерьер. 2
      • Иностранные языки 108
      • Информационные технологии 14
      • Искусство и фотография 8
      • Еще 13 категорий

www.kursoteka.ru

А. С. Пушкин: Капитанская дочка

  1. Главная
  2. Краткие содержания
  3. А. С. Пушкин
  4. Капитанская дочка

Краткое содержание рассказа
Читается за 12 минут(ы)

В основе романа лежат мемуары пяти­де­ся­ти­лет­него дворя­нина Петра Андре­евича Гринева, напи­санные им во времена царство­вания импе­ра­тора Алек­сандра и посвя­щенные «пуга­чев­щине», в которой семна­дца­ти­летний офицер Петр Гринев по «стран­ному сцеп­лению обсто­я­тельств» принял невольное участие.

Петр Андре­евич с легкой иронией вспо­ми­нает свое детство, детство дворян­ского недо­росля. Его отец Андрей Петрович Гринев в моло­дости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году. С тех пор жил в своей симбир­ской деревне, где и женился на девице Авдотье Васи­льевне Ю., дочери бедного тамош­него дворя­нина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младен­че­стве». «Матушка была ещё мною брюхата, — вспо­ми­нает Гринев, — как я уже был записан в Семе­нов­ский полк сержантом». С пяти­лет­него возраста за Петрушей присмат­ри­вает стре­мянной Саве­льич, «за трезвое пове­дение» пожа­ло­ванный ему в дядьки. «Под его надзором на двена­дцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свой­ствах борзого кобеля». Затем появился учитель — француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своем отече­стве был парик­махером, а в Пруссии — солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро пола­дили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-фран­цузски, по-немецки и всем наукам», он пред­почел скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспи­тание Гринева завер­ша­ется изгна­нием Бопре, уличен­ного в беспут­стве, пьян­стве и небре­жении обязан­но­стями учителя.

До шест­на­дцати лет Гринев живет «недо­рослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворо­выми маль­чиш­ками». На семна­дцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петер­бург, а в армию «поню­хать пороху» да «потя­нуть лямку». Он отправ­ляет его в Орен­бург, наставляя служить верно «кому прися­гаешь», и помнить посло­вицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» моло­дого Гринева на веселую жизнь в Петер­бурге разру­ши­лись, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отда­ленной».

Подъ­езжая к Орен­бургу, Гринев и Саве­льич попали в буран. Случайный человек, повстре­чав­шийся на дороге, выводит заблу­див­шуюся в метели кибитку к умету. Пока кибитка «тихо подви­га­лась» к жилью, Петру Андре­евичу приснился страшный сон, в котором пяти­де­ся­ти­летний Гринев усмат­ри­вает нечто проро­че­ское, связывая его со «стран­ными обсто­я­тель­ствами» своей даль­нейшей жизни. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петро­вичем и «поса­женным отцом», хочет, чтобы Петруша «поце­ловал у него ручку» и попросил благо­сло­вения. Мужик машет топором, комната напол­ня­ется мерт­выми телами; Гринев споты­ка­ется о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приго­ва­ривая: «Не бойсь, подойди под мое благо­сло­вение».

В благо­дар­ность за спасение Гринев отдает «вожа­тому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благо­дарит: «Спасибо, ваше благо­родие! Награди вас Господь за вашу добро­де­тель». Наруж­ность «вожа­того» пока­за­лась Гриневу «заме­ча­тельною»: «Он был лет сорока, росту сред­него, худощав и широ­ко­плеч. В черной бороде его пока­зы­ва­лась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выра­жение довольно приятное, но плутов­ское».

Бело­гор­ская крепость, куда из Орен­бурга послан служить Гринев, встре­чает юношу не гроз­ными басти­о­нами, башнями и валами, а оказы­ва­ется дере­вушкой, окру­женной дере­вянным забором. Вместо храб­рого гарни­зона — инва­лиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смер­то­носной артил­лерии — старенькая пушка, забитая мусором.

Комен­дант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдат­ских детей», человек необ­ра­зо­ванный, но честный и добрый. Его жена, Васи­лиса Егоровна, полно­стью им управ­ляет и на дела службы смотрит как на свои хозяй­ственные. Вскоре Гринев стано­вится для Миро­новых «родным», да и сам он «неза­метным образом <...> привя­зался к доброму семей­ству». В дочери Миро­новых Маше Гринев «нашел благо­ра­зумную и чувстви­тельную девушку».

Служба не тяготит Гринева, он увлекся чтением книг, упраж­ня­ется в пере­водах и сочи­нении стихов. Пона­чалу он сбли­жа­ется с пору­чиком Шваб­риным, един­ственным в крепости чело­веком, близким Гриневу по обра­зо­ванию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся — Швабрин с издевкой раскри­ти­ковал любовную «песенку», напи­санную Гриневым, а также позволил себе грязные намеки отно­си­тельно «нрава и обычая» Маши Миро­новой, коей эта песенка была посвя­щена. Позже, в разго­воре с Машей, Гринев выяснит причины упор­ного злоречия, которым Швабрин её пресле­довал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», — призна­ется Маша Гриневу. Ссора разре­ша­ется поединком и ране­нием Гринева.

Маша ухажи­вает за раненым Гриневым. Молодые люди призна­ются друг другу «в сердечной склон­ности», и Гринев пишет батюшке письмо, «прося роди­тель­ского благо­сло­вения». Но Маша — беспри­дан­ница. У Миро­новых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гриневых — триста душ крестьян. Отец запре­щает Гриневу жениться и обещает пере­вести его из Бело­гор­ской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

После этого письма для Гринева жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задум­чи­вость, ищет уеди­нения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распут­ство». И только «неожи­данные проис­ше­ствия, — пишет Гринев, — имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потря­сение».

В начале октября 1773 г. комен­дант крепости полу­чает секретное сооб­щение о донском казаке Емельяне Пуга­чеве, который, выдавая себя за «покой­ного импе­ра­тора Петра III», «собрал злодей­скую шайку, произвел возму­щение в яицких селе­ниях и уже взял и разорил несколько крепо­стей». Комен­данту пред­ло­жено «принять надле­жащие меры к отра­жению помя­ну­того злодея и само­званца».

Вскоре уже все заго­во­рили о Пуга­чеве. В крепости схвачен башкирец с «возму­ти­тель­ными листами». Но допро­сить его не удалось — у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Бело­гор­ской крепости ожидают напа­дения Пуга­чева,

Мятеж­ники появ­ля­ются неожи­данно — Миро­новы даже не успели отпра­вить Машу в Орен­бург. При первом же приступе крепость взята. Жители встре­чают пуга­чевцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь прися­гать Пуга­чеву. Первым на висе­лице гибнет комен­дант, отка­зав­шийся присяг­нуть «вору и само­званцу». Под ударом сабли падает мертвой Васи­лиса Егоровна. Смерть на висе­лице ждет и Гринева, но Пугачев милует его. Чуть позже от Саве­льича Гринев узнает «причину пощады» — атаман разбой­ников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.

Вечером Гринев приглашен к «вели­кому госу­дарю». «Я поми­ловал тебя за твою добро­де­тель, — говорит Пугачев Гриневу, — <...> Обеща­ешься ли служить мне с усер­дием?» Но Гринев — «природный дворянин» и «присягал госу­да­рыне импе­ра­трице». Он даже не может обещать Пуга­чеву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, — говорит он Пуга­чеву, — отпу­стишь меня — спасибо, казнишь — Бог тебе судья».

Искрен­ность Гринева пора­жает Пуга­чева, и тот отпус­кает офицера «на все четыре стороны». Гринев решает ехать в Орен­бург за помощью — ведь в крепости в сильной горячке оста­лась Маша, которую попадья выдала за свою племян­ницу. Особенно его беспо­коит, что комен­дантом крепости назначен Швабрин, присяг­нувший Пуга­чеву на верность.

Но в Орен­бурге Гриневу в помощи отка­зано, а через несколько дней войска мятеж­ников окру­жают город. Потя­ну­лись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринева попа­дает письмо от Маши, из кото­рого он узнает, что Швабрин принуж­дает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пуга­чевцам. Вновь Гринев обра­ща­ется за помощью к воен­ному комен­данту, и вновь полу­чает отказ.

Гринев с Саве­льичем выез­жают в Бело­гор­скую крепость, но у Берд­ской слободы они схва­чены мятеж­ни­ками. И снова прови­дение сводит Гринева и Пуга­чева, давая офицеру случай испол­нить свое наме­рение: узнав от Гринева суть дела, по кото­рому тот едет в Бело­гор­скую крепость, Пугачев сам решает осво­бо­дить сироту и нака­зать обид­чика.

По дороге в крепость между Пуга­чевым и Гриневым проис­ходит дове­ри­тельный разговор. Пугачев отчет­ливо осознает свою обре­чен­ность, ожидая преда­тель­ства прежде всего со стороны своих това­рищей, знает он, что и «милости госу­да­рыни» ему не ждать. Для Пуга­чева, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдох­но­ве­нием» расска­зы­вает Гриневу, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринев делает из сказки иной нрав­ственный вывод, чем удив­ляет Пуга­чева: «Жить убий­ством и разбоем значит по мне клевать мерт­ве­чину».

В Бело­гор­ской крепости Гринев с помощью Пуга­чева осво­бож­дает Машу. И хотя взбе­шенный Швабрин раскры­вает перед Пуга­чевым обман, тот полон вели­ко­душия: «Казнить, так казнить, жало­вать, так жало­вать: таков мой обычай». Гринев и Пугачев расста­ются «дружески».

Машу в каче­стве невесты Гринев отправ­ляет к своим роди­телям, а сам по «долгу чести» оста­ется в армии. Война «с разбой­ни­ками и дика­рями» «скучна и мелочна». Наблю­дения Гринева испол­нены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмыс­ленный и беспо­щадный».

Окон­чание военной кампании совпа­дает с арестом Гринева. Пред­став перед судом, он спокоен в своей уверен­ности, что может оправ­даться, но его огова­ри­вает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отря­женным от Пуга­чева в Орен­бург. Гринев осужден, его ждет позор, ссылка в Сибирь на вечное посе­ление.

От позора и ссылки Гринева спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогу­ли­ваясь по саду Царского Села, Маша повстре­чала даму средних лет. В этой даме все «невольно привле­кало сердце и внушало дове­рен­ность». Узнав, кто такая Маша, она пред­ло­жила свою помощь, и Маша искренне пове­дала даме всю историю. Дама оказа­лась импе­ра­трицей, которая поми­ло­вала Гринева так же, как Пугачев в свое время поми­ловал и Машу, и Гринева.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


shkole.net

Краткое аудио содержание "Капитанская дочка" А.С. Пушкина

Автор: А.С. Пушкин

Другие произведения автора

Название: Капитанская дочка

Жанр: Повесть

Продолжительность:

Часть 1: 8мин 35сек

Часть 2: 8мин 34сек

Аннотация:

Эта повесть Александра Пушкина описывает времена правления Екатерины Великой, когда казаки восстали против нее. Представленная в виде мемуаров дворянина Петра Гринёва, Капитанская дочка рассказывает, как еще совсем молодой и неоперившийся офицер из Санкт-Петербурга был отправлен служить далеко на юг России. Во время своего пути туда он теряет свою рубашку, играет в азартные игры, а затем и вовсе теряет дорогу в страшной метели. Но путь ему указывает таинственный селянин. В приступе благодарности Гринев дарит свою шубу спасителю, несмотря на холод.
Вскоре после того, как Гринёв прибывает в Форт Белогорск, он влюбляется в Машу, красивую молодую дочь своего капитана. Далее Пугачев, лидер казацких повстанцев, окружает крепость. Защитников крепости ожидает только смерть.
Одновременно и сказка и захватывающий исторический роман, это произведение стало классикой. Замечательная история о том, как любовь и долг могут дать людям мощь и удачу, чтобы быть в состоянии противостоять беде.

Александр Пушкин — Капитанская дочка ч.1. Краткое содержание прослушать онлайн:
А.С.Пушкин_Капитанская-Дочка-ч1

Александр Пушкин — Капитанская дочка ч.2. Краткое содержание прослушать онлайн:
А.С.Пушкин_Капитанская-Дочка-ч2

Не забудь рассказать друзьям

skipto.ru

Краткое содержание "Капитанская дочка" Пушкина: пересказ сюжета, роман в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

Художник С. Герасимов
"Капитанская дочка" - исторический роман А. С. Пушкина, события которого разворачиваются на фоне Пугачевского восстания 1773-1775 гг.

Ниже представлено краткое содержание романа "Капитанская дочка" Пушкина: пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.

Смотрите: 

Краткий пересказ по главам (более детальный)
Все материалы по "Капитанской дочке"

Краткое содержание романа "Капитанская дочка": пересказ сюжета, роман в сокращении


Действие романа начинается в 1772 году. Главный герой романа - молодой дворянин Петр Гринев, добрый, умный и смелый юноша.

16-летний Гринев отправляется служить в армию в Оренбург. Вместе с ним следует его верный слуга - добрый старик Савельич.

По дороге на службу Гринев попадает в метель и сбивается с пути. На дороге он встречает бродягу, который помогает ему добраться до ночлега. Гринев еще не знает, что перед ним будущий разбойник Емельян Пугачев. В благодарность за помощь добрый Гринев дарит бродяге свой заячий тулуп.

Наконец Петр Гринев прибывает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Гринев служит под начальством доброго капитана Миронова. Петр Гринев влюбляется в капитанскую дочь - Марью Миронову.

В 1773 году вспыхивает крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачев и его шайка захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта Миронова и его жену. Маша Миронова остается сиротой.

Разбойники собираются повесить Гринева, но Пугачев узнает в нем старого знакомого. Он сохраняет юноше жизнь, помня его доброту. Пугачев отпускает Гринева и Марью на волю.

Гринев отправляет Марью к своим родителям. Сам он поступает на службу, чтобы бороться против пугачевцев. Наконец армия побеждает разбойников, Пугачева арестовывают. В это же время арестовывают Гринева за "дружбу" с Пугачевым. Императрица Екатерина II назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь.

Марья Миронова едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании. Императрица изучает дело Гринева, и вскоре его освобождают из тюрьмы. Пугачева публично казнят. Марья и Петр Гринев женятся и живут счастливо.


Конец.

Это было краткое содержание романа "Капитанская дочка" А. С. Пушкина: пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.

www.literaturus.ru

Краткое содержание произведения Капитанская дочка Пушкин

В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвящённые «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Петр Андреевич с лёгкой иронией вспоминает своё детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринев в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, — вспоминает Гринев, — как я уже был записан в Семёновский полк сержантом».

С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель — француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии — солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

До шестнадцати лет Гринев живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринева на весёлую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдалённой».

Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умёту. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с чёрной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мёртвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под моё благословение».

В благодарность за спасение Гринев отдаёт «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором.

Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом <…> привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринев «нашёл благоразумную и чувствительную девушку».

Служба не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся — Швабрин с издёвкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гриневым, а также позволил себе грязные намёки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринев выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», — признается Маша Гриневу. Ссора разрешается поединком и ранением Гринева.

Маша ухаживает за раненым Гриневым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринев пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша — бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гриневых — триста душ крестьян. Отец запрещает Гриневу жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

После этого письма для Гринева жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задумчивость, ищет уединения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство». И только «неожиданные происшествия, — пишет Гринев, — имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачеве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца».

Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось — у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачева,

Мятежники появляются неожиданно — Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачевцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мёртвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждёт и Гринева, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» — атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.

Вечером Гринев приглашён к «великому государю». «Я помиловал тебя за твою добродетель, — говорит Пугачев Гриневу, — <…> Обещаешься ли служить мне с усердием?» Но Гринев — «природный дворянин» и «присягал государыне императрице». Он даже не может обещать Пугачеву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, — говорит он Пугачеву, — отпустишь меня — спасибо, казнишь — Бог тебе судья».

Искренность Гринева поражает Пугачева, и тот отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев решает ехать в Оренбург за помощью — ведь в крепости в сильной горячке осталась Маша, которую попадья выдала за свою племянницу. Особенно его беспокоит, что комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачеву на верность.

Но в Оренбурге Гриневу в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринева попадает письмо от Маши, из которого он узнает, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачевцам. Вновь Гринев обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

По дороге в крепость между Пугачевым и Гриневым происходит доверительный разговор. Пугачев отчётливо осознает свою обречённость, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачева, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гриневу, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринев делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачева: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

В Белогорской крепости Гринев с помощью Пугачева освобождает Машу. И хотя взбешённый Швабрин раскрывает перед Пугачевым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринев и Пугачев расстаются «дружески».

Машу в качестве невесты Гринев отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остаётся в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринева исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряжённым от Пугачева в Оренбург. Гринев осуждён, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

От позора и ссылки Гринева спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринева так же, как Пугачев в своё время помиловал и Машу, и Гринева.

С некоторой иронией вспоминает своё унылое детство дворянского недоросля Пётр Андреевич Гринёв. Его отец в молодости служил при графе Минихе и по службе вышел в отставку в 17…году. Жил в своей тихой деревне, женившись на красавице-девице Авдотье Васильевне, дочери очень бедного дворянина. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривал Савельич, пожалованный ему в дядьки. Под его присмотром тот к двенадцати годам выучился русской грамоте. Юный Гринёв и француз Бопре быстро поладили, где француз предпочёл выучиться у своего ученика болтать на русском. Но Бопре изгнали, так как уличили в небрежных обязанностях учителя. На 17 году отец отправляет сына на службу в Оренбург, наставляя служить верно. Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич попали в буран. Случайный проезжий, повстречавшийся на дороге, выводит кибитку на дорогу. В благодарность за свое спасение Гринёв тут же отдаёт приезжему теплый заячий тулуп. Белогорская крепость, куда был сослан служить Гринёв, встречает юношу деревней, окружённой крепким деревянным забором.

Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов, человек не образованный, но честный и добрый. Гринёв становится для Мироновых своим. В Машеньке, он видит чувствительную и благоразумную девушку. Служба не тяготит Гринёва, он читает книги и переводит стихи. Находит общий язык с поручиком Швабриным, который тоже образован и соответствует его возрасту. Друзья быстро ссорятся, в виду грязных намёков в адрес Маши.

Ссора разрешается поединком и ранением Гринёва. Маша ухаживает за раненым Гринёвым, а потом молодые люди признаются в любви друг к другу. Гринёв просит родительского благословения на брак, но отец отказывает сыну и переводит его в другое место.

В октябре 1773 года комендант крепости получает сообщение о донском казаке Емельяне Пугачёве, который собрал шайку и произвёл смуту в селениях. Жители крепости живут в тревоге, ожидая нападения Пугачёва. Мятежники появляются неожиданно. Крепость взята. Среди пленных есть Гринёв. Их ведут на площадь присягать Пугачёву. Гринёва милует Пугачёв. Оказывается, атаманом разбойников был тот бродяга, которому Гринёв подарил заячий тулуп. Войска мятежников окружили город. Гринёв с помощью Пугачёва освобождают Машу, которую он отправляет к родителям в качестве невесты, а сам остаётся в армии. Швабрин выставляет Гринёва шпионом и Гринёва арестовывают. Его ждёт ссылка в Сибирь на вечное поселение. Но его спасает Маша, которая едет к царице просить милости. Гринёва помиловала царица так же, как Пугачёв помиловал Машу и Гринёва.

www.allsoch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о