План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: Классификация животных.Основные систематические группы.
— Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных».
— как вы уже знаете, на Земле обитает множество различных видов животных, и ежегодно ученые открывают новые виды.
— чтобы ориентироваться в этом многообразии, существует наука систематика. Ее цель – распределение животных по группам, т.е. классификации. Как только открывается новый вид, его тут же объединяют в группы – единицы классификации. Центральным понятием классификации животных и растений является – вид.
— вид – это совокупность особей, сходных по строению, населяющие определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающее плодовитое потомство. Вид состоит из популяций.
— популяция – совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала (место распространения вида) вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
— в XVIII веке шведский ученый Карл Линней ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов. То есть, он предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов. Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду, второе слово – к определенному виду.
— близкие виды объединяют в один род, например: ворона, галка и грач принадлежат роду Ворон. Близкие роды – в семейства, например: род сорока, род сойка, род кедровка – в семейство Врановые. Близкие семейства – в отряды, например: семейства Врановые, Синицевые, Ласточковые – объединяют в отряд Воробьинообразные. Далее, отряды составляют класс, например: отряды Воробьинообразные, Совообразные и Гусеобразные принадлежат классу Птицы. Близкие классы, такие как, Птицы, Амфибии, Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 типов животных. Все типы животных объединяются в Царство Животные.
— объединение в различные систематические группы делается на основе детального изучения строения животного, его физиологии, генетики, поведения и многих других факторов.
— существуют промежуточные категории в названии животных: надотряд, подтип, подкласс.
— современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними. Типы животных расположены от простых (низших) к более сложным (высшим) по всем признакам.
— теперь поговорим о влиянии человека на животных. Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.
— примеры прямого влияния: чрезмерная охота привела к исчезновению многих видов животных. Всего за 27 лет была уничтожена стеллерова корова. К середине XVIII века исчезли крупные нелетающие голуби — дронты (массой до 20кг).
— таким образом, понимая, что исчезновения любого вида животных – невосполнимая потеря, люди стали охранять редкие виды. Так в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.
— для сохранения редких животных, среды их обитания и всего природного комплекса созданы биосферные, государственные, республиканские заповедники.
— так в России, в дельте Волги, с 1919 г. Существует Астраханский заповедник по охране гнездовий редких водных и околоводных птиц.
— на территории нашей республики, в настоящий момент находятся два заповедника – Югыд ва и Печоро-Илычский.
nsportal.ru
Конспект урока биологии,7 кл: «Многообразие и классификация животных»
— М.: «Русское слово», 2017 г.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Экскурсия №1. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы
формирование познавательного интереса школьников к изучению живой природы.
Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах животных, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к животным; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к животным и природе в целом.
Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Таблички (органы животных), карточки-задания, картинки
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Постановка учебных задач.Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.
А чтобы узнать тему урока объясните смысл поговорки
« Каждый кулик, своё болото хвалит»
С целью подготовки к экскурсии
Участвуют в формировании задач урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2-3 мин
3. Актуализация знаний
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Задание 1: Чем отличаются между собой животные обитающие в разных условиях обитания?
Как по другому можно назвать место обитания животных? Приложение 1.
Учащиеся выбирают вариант характеристик и следуют к соответствующей картинке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор, дают определения среда обитания.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся;
Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
3-4 мин
4. Переход к этапу решения частных задач.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции.
Задание 2:
Рассмотрите картинки с изображением разных животных и распределите и по средам обитания.(кит) и заполните таблицу (см. Приложение 2)
Проверка по заполненной таблице.
Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуждают друг с другом. Фронтальная проверка.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных
операций (сравнение животных)
15 мин
Задание 3.Ответы на вопросы по приспособленности к климату животных в течение года.
1.Почему заяц меняет цвет шерсти?
2.Почему улетают осенью журавли и ласточки?
Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.
Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о сезонных явлениях
Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о приспособленности животных в природе.
Осуществляют самоконтроль.
Задание 4: Подготовка к экскурсии №1по теме: Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края.
1.Каких животных вы знаете, которые обитают в нашей местности?
Учитель осуществляет:
Записывают задания и ход экскурсии.
Закрепление правила поведения на экскурсии.
Рефлексия своих действий.
Осуществляют:
Задание 5. 1.Каких животных увидали?
2. В какой среде они обитают?
3. Как приспособились к среде обитания? Приложение 4
Высказывают свои предположения. Слушают друг друга. Оформляют письменно ответы и задания в тетради.( таб.) Делают рисунки .
Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение.
5. Обобщение и систематизация знаний
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Выполняют задания в тетради.
Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу:
Всё выполнено – «5», нет таблицы – «4», нет таблиц и рисунка –«3».
Осуществляют:
6 мин
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Диагностическая работа (на выходе):
— организация дифференцированной коррекционной работы
Задают вопросы по теме урока
Отработка операций, в которых допущены ошибки.
5 мин
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Задает домашнее задание: готовят презентации и сообщения
Записывают
Планируют свою деятельность
1мин
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями
Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок.
Выставляет оценки в журнал
Рефлексия своих действий, подводят итоги урока.
Расскажите по схеме:
я знаю
запомнил
смог
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
3 мин
Приложение 1.
1.Имет жабры, чешую.
2. Всю жизнь проводят в темноте.
3.Имеет перья и клюв.
4. Тело плоское, имеет присоски.
Приложение 3.
1.Вводная беседа о редких и исчезающих видах членистоногих оренбургской области.
2. Самостоятельные наблюдения учащихся за животными
3. Заключительная беседа.
4. обобщение результата.
infourok.ru
Классификация животных. Основные систематические группы
Дата: Урок № Класс:
Подпись администрации:__________________
Тема урока: Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных.
Цель урока: Изучить классификацию животных и основные систематические группы, а также, рассмотреть влияние человека на животных.
Задачи урока:
Ученики должны знать:Основные систематические категории – вид, род, отряд, семейство, класс, тип.
Какое влияние оказывает человек на животных;
развитие умений и навыков учащихся;
Воспитательная
Тип урока: словесный и наглядный;
Оборудование: компьютер, мультимедиа;
План урока:
Организационный момент
Изучение основного материала
Выводы по уроку
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих). Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных».
-как вы уже знаете, на Земле обитает множество различных видов животных, и ежегодно ученые открывают новые виды.
— чтобы ориентироваться в этом многообразии, существует наука систематика. Ее цель – распределение животных по группам, т.е. классификации. Как только открывается новый вид, его тут же объединяют в группы – единицы классификации. Центральным понятием классификации животных и растений является – вид.
— вид – это совокупность особей, сходных по строению, населяющие определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающее плодовитое потомство. Вид состоит из популяций.— популяция – совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала (место распространения вида) вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
— в XVIII веке шведский ученый Карл Линней ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов. То есть, он предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов. Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду, второе слово – к определенному виду.
— близкие виды объединяют в один род, например: ворона, галка и грач принадлежат роду Ворон. Близкие роды – в семейства, например: род сорока, род сойка, род кедровка – в семейство Врановые. Близкие семейства – в отряды, например: семейства Врановые, Синицевые, Ласточковые – объединяют в отряд Воробьинообразные. Далее, отряды составляют класс, например: отряды Воробьинообразные, Совообразные и Гусеобразные принадлежат классу Птицы. Близкие классы, такие как, Птицы, Амфибии, Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 типов животных. Все типы животных объединяются в Царство Животные.
— объединение в различные систематические группы делается на основе детального изучения строения животного, его физиологии, генетики, поведения и многих других факторов.
— существуют промежуточные категории в названии животных: надотряд, подтип, подкласс.
— современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними. Типы животных расположены от простых (низших) к более сложным (высшим) по всем признакам.
— теперь поговорим о влиянии человека на животных. Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.
— примеры прямого влияния: чрезмерная охота привела к исчезновению многих видов животных. Всего за 27 лет была уничтожена стеллерова корова. К середине XVIII века исчезли крупные нелетающие голуби — дронты (массой до 20кг).
— таким образом, понимая, что исчезновения любого вида животных – невосполнимая потеря, люди стали охранять редкие виды. Так в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.
— для сохранения редких животных, среды их обитания и всего природного комплекса созданы биосферные, государственные, республиканские заповедники.
— так в России, в дельте Волги, с 1919 г. Существует Астраханский заповедник по охране гнездовий редких водных и околоводных птиц.
— на территории нашей республики 7 заповедников.
Выводы по уроку
— таким образом, сегодня мы с вами познакомились с основными систематическими категориями: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство животные.
— а также рассмотрели влияние человека на животных и способы их охраны.
4. Домашние задание, подведение итогов.
infourok.ru
Урок- конспект «Классификация животных»
Дата ____________
Поурочный план 7 класс
Тема урока: Классификация животных
Задачи урока:
Образовательные: — Рассказать об основных систематических классификаций животных; выявить роль классификации животных
Развивающая: — Углубить знания у учащихся о царстве животных, развивать способности и умения делать анализ на основе полученной информации
Воспитательная: — Воспитывать бережное отношение к природе, эстетическое воспитание
Оборудование: компьютер, презентация, учебник Биология «7 класс».
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Приветствует учеников. Проверка готовности к уроку, отсутствующих. Озвучивание новой темы урока.
Учащиеся: Стоя приветствуют учителя. Настраиваются на восприятие урока, записывают новую тему.
II. Проверка актуализации знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
Зоология отрасль науки изучающая? На какие царства подразделяются царство животных? Чем отличаются животные от растений? Каково многообразие животных на планете? Какова численность животных: рыб, птиц, млекопитающих, насекомых, моллюсков?
В чем заключается роль животных в природе и для человека?
Каким образом человек охраняет природ?
Что такое особо охраняемые природные территории?
Какие вы знаете ООПТ?
III. Изучение нового материала
Тема: Классификация животных
Цель учителя: дать понятие основным систематическим группам животных; рассказать о роли классификации животных
Цель учащихся: внимательно слушать учителя конспектировать новые понятия и термины в тетрадь.
План:
Основные систематические группы животных: Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция.
Значение классификации животных.
1. Изучением многообразия животных занимается наука систематика. Главная ее задача распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации- вид (так как является наименьшей единицей). Под видом понимается совокупность животных организмов или особей имеющих сходное строение, образ жизни способных к скрещиванию и образованию плодовитого потомства и населяющих определенную территорию. К примеру все наши домашние питомцы собаки относятся к общему виду- собака, а уже близкородственные виды объединяют в общую группу – род. К примеру вид собака и вид волк относятся к общему роду-волк. A в случае если вид животного не имеет в природе близкородственного вида сходного с ним, то этот вид выделяют в отдельный род. Близкие сходные роды животных относят к одному семейству. К примеру волк и енотовидная собака входят в состав семейства Волчьи, куда так же относят роды лисица и песец. Близкие сходные семейства объединяют в отряд. Отряды в классы. Классы в типы, типы в подцарства, а подцарства в царство.
Таким образом семейства волчьих входит в отряд хищных куда относят и семейство кошачьих, куньих. Медвежьих. Класс млекопитающих объединяется в тип хордовые. Все хордовые животные имеют внутренний скелет то есть хорду. Тип хордовые объединяют в подцарство многоклеточные и в царство животных.
Таким образом систематические группы животных выглядят так
Учитель записывает на доске схему: царство-подцарство-тип=класс-отряд-семейство-род-вид. В этой схеме царство самая высшая и крупная систематическая группа, а вид основная мелкая группа.
III. Закрепление пройденного материала
Работа с вопросами после параграфа, обобщение пройденного материала.
IV. Домашнее задание. Параграф 2
infourok.ru
Зоология-наука о животных. Классификация животного мира
Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.
Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, медведя и других животных. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение.
Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания предпринял греческий учёный Аристотель в 4в. до н.э. В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, питание, линьку животных. Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ».
Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Учёные описывали животных в течение многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливались, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их. Так возникла
Карл Линней описал более 4 тыс. видов животных. Вы уже знаете, что основной единицей классификации Карл Линней выбрал вид. Каждому виду живых организмов он предложил давать двойное название, включающее название рода (первое слово) и видовой эпитет (второе слово). Например, карась золотой, слон азиатский. Для обозначения научных названий животных используется латинский язык. Например, золотой карась по-латыни Carassius carassius, а слон азиатский – Elephas maximus. Такой принцип названия видов живых организмов получил название бинарной, или двойной, номенклатуры.
Рассмотрим схему классификации животных. Сходные виды объединились в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более высокими систематическими группами были определены классы и типы. Наивысшей единицей классификации является царство.
Таким образом, каждое животное принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.
Например:
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и жизни человека, называется зоологией (от греческих слов зоон — «животное», логос— «учение»). Зоология подразделяется на несколько научных дисциплин: морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеозоология, этология, зоогеография.
Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует жизненные процессы, протекающие в них. Экология изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеозоология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Систематика животных занимается классификацией организмов. Зоогеография исследует закономерности распространения животных по земному шару. Энтомология – наука о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах.
Всех животных делят на две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. У беспозвоночных животных (моллюсков, червей, насекомых) позвоночника нет. Поэтому их и называют беспозвоночными. К позвоночным животным относят млекопитающих, птиц, рептилий, земноводных и рыб. Внутри их тела имеется костный или хрящевой скелет, который образует прочную основу тела. Один из отделов скелета называется позвоночником. Отсюда название этой группы животных — позвоночные.
Животные делятся также на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные не имеют постоянной температуры тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для теплокровных животных характерна постоянная температура тела. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются птицы и млекопитающие.
Все животные делятся на одноклеточных, тело которых состоит из одной клетки, и многоклеточных, тело которых состоит из множества клеток. К одноклеточным, или простейшим, относятся инфузории, споровики, жгутиковые, саркодовые. Многоклеточными являются кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и хордовые животные (такие как рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Сейчас кратко рассмотрим некоторые из данных групп.
Кишечнополостные — это беспозвоночные животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальца вокруг рта. К ним относятся медузы, актинии, коралловые полипы. Кишечнополостные — жители водоёмов. Особенно много их в теплых морях и океанах.
Кольчатые черви имеют мягкое тело, разделенное на множество колец, или сегментов. Черви передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем кольчатых червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. Обитают на суше, в почве и в воде (например, пиявки).
Моллюски — это беспозвоночные животные с мягким телом, заключённым в раковину. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают преимущественно в воде (беззубки, мидии, устрицы). Некоторые живут на суше (виноградные улитки, слизни).
Членистоногие имеют твёрдый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета. Их тело обычно разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Они имеют членистые конечности (отсюда и их название). Членистоногие включают 3 группы животных: ракообразных, паукообразных и насекомых.
К ракообразным относятся речные раки, морские крабы, креветки, омары, лангусты.
Паукообразные — это пауки, скорпионы и клещи. Некоторые из паукообразных выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть.
Насекомые — наиболее многочисленная группа членистоногих. К этой группе относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, клопы, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы, муравьи. Большинство из них имеют крылья и способны летать.
Рыбы — это холоднокровные позвоночные животные. Обитатели пресных водоёмов, морей и океанов. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться. Тело рыб покрыто чешуей.
Земноводные, или амфибии, могут жить как в воде, так и на суше. Это — холоднокровные позвоночные животные. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Взрослые животные живут в основном на суше, а их личинки (головастики) развиваются в воде.
Пресмыкающиеся, или рептилии, в отличие от рыб и земноводных, живут и развиваются на суше. Исключение составляют крокодилы и черепахи. Они живут в воде, но размножаются на суше, откладывая яйца в почву. К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй (отсюда и название — пресмыкающиеся). Пресмыкающиеся — холоднокровные животные, поэтому живут в основном в тёплых регионах.
Птицы — позвоночные животные, тело которых покрыто перьями. Это — теплокровные животные. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают.
Млекопитающие, или звери, как и птицы, теплокровные позвоночные животные. Их тело покрыто волосами, или шерстью. Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком (отсюда название). Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Некоторые из них хорошо летают (летучие мыши), живут в воде и на суше (бобры, ондатры) или только в воде (киты, дельфины).
videouroki.net
Конспект урока: «Классификация животных и их основные систематические (классификационные) группы».
— Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных».
— как вы уже знаете, на Земле обитает множество различных видов животных, и ежегодно ученые открывают новые виды.
— чтобы ориентироваться в этом многообразии, существует наука систематика. Ее цель – распределение животных по группам, т.е. классификации. Как только открывается новый вид, его тут же объединяют в группы – единицы классификации. Центральным понятием классификации животных и растений является – вид.
— вид – это совокупность особей, сходных по строению, населяющие определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающее плодовитое потомство. Вид состоит из популяций.
— популяция – совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала (место распространения вида) вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
— в XVIII веке шведский ученый Карл Линней ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов. То есть, он предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов. Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду, второе слово – к определенному виду.
— близкие виды объединяют в один род, например: ворона, галка и грач принадлежат роду Ворон. Близкие роды – в семейства, например: род сорока, род сойка, род кедровка – в семейство Врановые. Близкие семейства – в отряды, например: семейства Врановые, Синицевые, Ласточковые – объединяют в отряд Воробьинообразные. Далее, отряды составляют класс, например: отряды Воробьинообразные, Совообразные и Гусеобразные принадлежат классу Птицы. Близкие классы, такие как, Птицы, Амфибии, Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 типов животных. Все типы животных объединяются в Царство Животные.
— объединение в различные систематические группы делается на основе детального изучения строения животного, его физиологии, генетики, поведения и многих других факторов.
— существуют промежуточные категории в названии животных: надотряд, подтип, подкласс.
— современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними. Типы животных расположены от простых (низших) к более сложным (высшим) по всем признакам.
— теперь поговорим о влиянии человека на животных. Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.
— примеры прямого влияния: чрезмерная охота привела к исчезновению многих видов животных. Всего за 27 лет была уничтожена стеллерова корова. К середине XVIII века исчезли крупные нелетающие голуби — дронты (массой до 20кг).
— таким образом, понимая, что исчезновения любого вида животных – невосполнимая потеря, люди стали охранять редкие виды. Так в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.
— для сохранения редких животных, среды их обитания и всего природного комплекса созданы биосферные, государственные, республиканские заповедники.
— так в России, в дельте Волги, с 1919 г. Существует Астраханский заповедник по охране гнездовий редких водных и околоводных птиц.
— на территории нашей республики, в настоящий момент находятся два заповедника – Югыд ва и Печоро-Илычский.
kopilkaurokov.ru
Классификация животных. — биология, презентации
Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных.
Знакомство с систематикой животных, их классификацией
Влияние человека на животных.
Красная книга
Nomina si nescis periit et cognitio rerum
Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.
Карл Линней
Понятийный аппарат
Вид – совокупность особей на определённой территории, имеющих сходное строение, сходный образ жизни, способных скрещиваться, способных давать плодовитое потомство
Популяция – совокупность особей одного вида , занимающих определённый ареал , частично или полностью изолированы длительное время от других популяций
Ареал – место распространения, территория обитания вида
Понятийный аппарат
Систематика – наука, целью которой является распределение животных по различным группам, т.е. их классификация
Таксон – единица классификации. Основная единица – ВИД
Учёные, внёсшие вклад в развитие систематики живого мира
- Аристотель
- Теофраст
- Карл Линней
- Эрнст Геккель
Имя и годы жизни
Аристотель
(384 до н. э., Стагир
322 до н. э., Халкида)
Аристотель
- (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида)
- изучал растения и животных;
- создал учение о биологической целесообразности;
- классифицировал и описал многие виды животных;
- описал около 500 видов животных;
- создал классификацию животных — разделил на две большие группы: животных, обладающих кровью (позвоночные), и животных без крови (беспозвоночные), далее каждую группу разбил на подгруппы по дополнительным признакам.
Аристотель
- (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида)
Биография:
родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца – Никомах, врач при дворе Аминты III, царя Македонского. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен.
Труды биологического направления:
История животных / Περὶ τὰ ζὼα ἱστορίαι / Historia Animalium
О частях животных / Περὶ ζῴων μορίων / De Partibus Animalium
О движении животных / Περὶ ζῴων κινήσεως / De Motu Animalium
О разделении животных / Περὶ ζῴων πορείας / De Incessu Animalium
О возникновении животных / Περὶ ζῴων γενέσεως / De Generatione Animalium
О душе / Περὶ ψυχῆς / De Anima
Теофраст
(ок. 370 до н. э., Эрес, Лесбос
ок. 287 до н. э., Афины)
Теофраст, или Феофраст или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios)
- (ок. 370 до н. э., Эрес, Лесбос – ок. 287 до н. э., Афины)
- ввёл термин «ботаника» βοτάνη;
- описал около 500 растений;
- создал основу изучения классификации и физиологии растений;
- основатель ботаники и географии растений.
Теофраст, или Феофраст или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios)
- (ок. 370 до н. э., Эрес, Лесбос – ок. 287 до н. э., Афины)
Биография:
Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. – преемником на посту главы школы перипатетиков. По многосторонности научных интересов Теофраст уступал только Аристотелю.
Труды биологического направления:
История растений / Περὶ φυτῶν ἱστορίας / Historia plantarum
Причины растений / Περὶ φυτῶν αἰτιῶν / De causis plantarum
Карл Линней
(23.05.1707, Росхульт
10.01.1778, Упсала)
Карл Линней
- (23.05.1707, Росхульт – 10.1.1778, Упсала)
- классифицировал органический мир — каждое животное и растение получило два латинских названия: первое обозначало род, второе – вид.
- определил все известные в то время растения и всех животных;
- описал 1260 родов и 7540 видов растений;
- разделил растения на 24 класса;
- ввёл категории живых организмов — классы, отряды, роды, виды, разновидности .
Карл Линней
- (23.05.1707, Росхульт – 10.1.1778, Упсала)
Биография .
Родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт (sv) провинции Смоланд.
В 1727 году был зачислен в Лундский университет. В августе 1728 года перевёлся в Уппсальский университет. 12 мая 1732 года Линней отправился в путешествие в Лапландию, и далее соверал путешествия, в которых собирал различный материал для своих исследований. В 1739 году Линней принял участие в образовании Королевской академии наук и стал её председателем.
Труды биологического направления: .
Философия ботаники / Philosophia botanica (учебник ботаники).
Виды растений / Species plantarum (принята за исходный пункт ботанической номенклатуры.)
Система природы / Systema naturae (принята за исходный пункт зоологической номенклатуры.)
Эрнст Геккель
(16.02.1834, Потсдам
09.08.1919, Йена)
Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель Ernst Heinrich Philipp August Haeckel
- (16 февраля 1834, Потсдам – 9 августа 1919, Йена)
- разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гаструлы) (1866), сформулировал биогенетический закон;
- сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогении животных;
- представил генеалогию растительного царства, начиная от самых простейших форм, протистов, до сростнолепестных, считаемых за самые развитые и совершенные формы;
- отец современного учения экологии.
Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель Ernst Heinrich Philipp August Haeckel
- (16 февраля 1834, Потсдам – 9 августа 1919, Йена)
Биография.
С 1852 изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах. В 1857 получил диплом врача. С 1861 приват-доцент, в 1865—1909 — профессор Йенского университета.
Труды биологического направления:
Общая морфология организмов / Generelle Morphologie der Organismen
Естественная история миротворения / Natürliche Schöpfungsgeschichte
Антропогения, или История развития человека / Anthropogenie, или Entwickelungsgeschichte des Menschen
Систематическую филогению / Systematische Philogenie
Основные систематические группы царства Животные
(современная иерархия таксонов)
Царство
Животные
Тип
Позвоночные
Беспозвоночные
Класс
Рептилии
Насекомые
Моллюски
Птицы
Отряд
Перепончатокрылые
Семейство
Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы
Род
Медоносные пчёлы
Вид
Медоносная пчела (Apis mellifera )
Бинарная номенклатура
Двойное название
Пчела медоносная (Apis mellifera )
Родовое название: Пчела (Apis)
(имя существительное)
Видовое название: медоносная (mellifera)
(имя прилагательное)
kopilkaurokov.ru