План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Что значит жить по правилам

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Урок 2

Тема: Что значит жить по правилам (урок 1)

Цели урока:

  • подвести учащихся кпониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения , установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности испособности, стремление к получению заний.

Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.

Основные вопросы урока:

  1. Многообразие правил
  2. Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа

Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся): 

Уметь:

  • объяснять значение понятий:  социальные нормы, правила общественной жизни, общественные нравы, традиции, обычаи, правила этикета,  хорошие манеры
  • характеризовать на примерах общественные нормы и их роль в общественной жизни.

Информационно-методическое обеспечение: 

  • презентация,  
  • карточки- задания

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по вводной теме (урок 1)
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

  1. 1. Введение темы, постановка целей урока.

Как мы уже говорили четырнадцатилетие становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вмести с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относится к соблюдению правил жизни общества.

???Обратимся к спору, который состоялся между  Петром и Ларисой (учебник — с.8). Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор?

Тема:Что значит жить по правилам — Слайд 1

Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысе. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в том

Для чего они существуют, какую роль они играют. А ещё мы узнаем какие правила бывают и как они появились — Слайд 1

Итак, мы говорим сегодня об

Общественных или социальных нормах (норма(лат.) - правило) — Слайд 2

        

        2. Многообразие правил

Социальные нормы

        Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.

  1.          Виды правил

        Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.

        Правил или социальных норм существует множество. Познакомимся с некоторыми из них.

        ??? Таблица стр 9 — работа с текстом — Слайд 2

        Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями.

        Ещё раз обратимся к этим группам — Слайды — 3 — 4 — 5  

3.Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

        С правилами , которые обязательны для исполнения (законы , правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомится на следующих уроках, а сечавс поговорим о прочих социальных нормах, которые появились гораздо раньше норм права.

Работа с текстом — с. 9 — 11 — пункт «Привычка свыше нам дана»

Слайд 6 — задание — ответы

??? Соедините верно понятия и их определения

Слайд — 7

***??? примеры (привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония)

        4. Подведение итога

??? Что вы узнали сегодня на уроке? Должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?

  1. Мы продолжим знакомство с социальными нормами через неделю.

Домашнее задание

§-1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3), выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)

1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.

2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?

  1. *** Дополнительная информация
  2. Привычки, ритуалы

Обычаи, традиции – память поколений, выработанная на привычках. Привычки свойственны каждому человеку. Они бывают хорошие и плохие, вредные и положительные. К вредным привычкам относятся: курение, неправильная посадка за столом, приводящая к искривлению позвоночника; к положительным – занятия спортом, чтение.

Традиции

Англия трепетно относится к традициям. Иногда они даже кажутся абсурдными, например, расположение дверной ручки. Для большинства народов привычно, что она должна находиться справа сбоку, а в Англии – посередине, что неудобно. Эта традиция происходит от тех давних времен, когда у каждого приличного англичанина был швейцар, который открывал дверь. И хотя швейцаров уже практически нет, но ручка располагается посреди двери, потому что показывает дух Англии. У англичан странные такси, они высокие. Эта традиция происходит с тех времен, когда люди носили цилиндры, в которых можно было сесть в машину, не снимая головного убора. Цилиндры сейчас тоже никто не носит, но такси все равно остаются старомодными. Нация сохраняет себя с помощью своих традиций и истории. Человек, приезжая в Англию, понимает, что в этой стране другая культура.

  1. Обычаи

Законы существовали далеко не всегда. Письменный период человеческой жизни охватывает всего 2,5–4 тыс. лет. Он развивался неоднородно: у одних народов он начался раньше, у некоторых – позже. И даже когда письменность появилась, люди не сразу начали записывать правила поведения и законы. Принципы поведения человека в обществе начали возникать для того, чтобы разрешить спор между людьми. Позже они превратились в обычаи. Постепенно сформировалась система взглядов и принципов отношения человека к обществу и, наоборот, общества к человеку. У некоторых народов обычаи сохранились до сих пор как некая регулятивная система, например у народов Северного Кавказа. Такие правила существуют у всех народов земли, но степень их влияния на общество разная. Понятие обычая переплетается с потребностью народа к самосохранению, самоидентификации.

  1. Привычки народов

Привычки отдельного народа (большой группы людей) охватывают большой спектр повседневной жизни человека. Например, у нас обыденным является использование вилки, ложки и ножа при употреблении пищи, а жители Юго-Восточной Азии используют для этого палочки. Для европейца это кажется, по меньшей мере, неудобным. И это яркий пример того, как обычаи сковывают очень многие сферы человеческой жизни.

Это касается не только употребления пищи, но и определенных правил поведения в транспорте. Для европейцев естественно уступить место женщине как представительнице слабого пола. В Японии же и мужчина, и женщина считаются одинаково сильными, и потому уступать место там не принято, и лишено всякого смысла.

Существует сотни вариаций формирования традиций у разных народов, тем не менее, именно это разнообразие и позволило человеку отделиться от животного.

  1. Мультикультура и традиционные культуры

Современному человеку может показаться, что традиции постепенно исчезают. Человек сейчас создал мультикультуру, которая вытекает из всеобщего соединения, смешивания, переплетения разных народов. Это происходит из-за расширения средств коммуникации: мобильные телефоны, интернет, поездки в другую страну, стали почти обыденным явлением, даже страны сливаются, например, Европейский Союз. Потому кажется, что традиции отдельных народов постепенно исчезают, но это не совсем так.

Совокупность обычаев, которые сопровождаются какими-то специфическими действиями, принято называть ритуалами.

  1. Российская Федерация и ее традиции

Многие государства склонны к сохранению своих традиций и обычаев. То же касается и Российской Федерации. Эта страна – наследник очень большой исторической культуры. Она существует много веков, имела много названий, но задача государства – сохранить обычаи и традиции всех народов проживающих в стране. Это сложно, но современному человеку нельзя, следуя изменениям в социальной и технологической сферах, забывать все то, что было нажито многими поколениями до него.

  1. Компоненты социальных норм

У современного человека есть объединитель – великий русский язык, система праздников. Изучение и сохранение истории является общенациональным приоритетом, потому что люди, которые не помнят своих корней, не имеют будущего. Традиции, обычаи – это все очень важная составляющая русского народа. Начиная от обычного рукопожатия и заканчивая важными государственными церемониями, это все то, что формирует русскую цивилизацию, ее культуру. Потому сохранение и приумножение всего этого наследия – задача любого русского человека.        

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: 7 класс. Что значит жить по правилам

УРОКИ 1-2 Что значит жить по правилам

Дата

Цель: формирование представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Основные понятия: Правило Социальные нормы Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет Манеры

План:

1. Что такое социальные нормы

2. Привычка, ритуал, обряд

3. Правила этикета и хорошие манеры

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Мотивация.

- Давайте поиграем в игру «Перекресток»….. Почему не получилось поиграть? Чего мы не знаем? А в обычной жизни можно жить без правил? Так какая будет тема урока?СЛАЙД Что мы должны изучить?

- что такое правила (понятие)

-какие бывают правила (виды)

- особенности различных правил поведения СЛАЙД

  1. Актуализация

- какие правила общения вам известны? СЛАЙД

4.  Изучение нового материала

СЛАЙД – понятие правила

СЛАЙД соц нормы + с.9 учебника

СЛАЙДЫ виды правил поведения

  • Привычка
  • Обчай
  • Ритуал
  • Обряд
  • Церемония
  • Этикет
  • Манеры
  • Сетикет

5.Закрепление и первичное осмысление

Выполнить задания в р.т. № 4, 5, 6, 7

6. Д/З п.1 чит, отв на ?, сообщения

  • Поведение в общественных местах
  • Поведение в школе
  • Поведение за столом
  • Поведение в столовой
  • Поведение в гостях
  • Поведение на улице

nsportal.ru

"Что значит жить по правилам" (7 класс)

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

План урока

  1. Многообразие правил

  2. «Привычка свыше нам дана…»

  3. Правила этикета и хорошие манеры

Проблема урока

Нужно ли жить по правилам?

Образовательные ресурсы

Презентация «Что значит жить по правилам?»

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Орг. момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.

2.Актуализация знаний

Беседа

Послушайте притчу и ответьте на вопросы:

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

- О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

Слушают притчу

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос по пройденному материалу

Что такое дееспособность?

Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?

- способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.

Отвечают на вопрос

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

3.Постановка учебных задач

Работа с учебником (стр. 8)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.

Предположите, о чем мы будем говорить?

Какие задачи перед нами стоят?

Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?

Ответы учеников.

Формулируют учебные задачи.

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

4.Изучение нового материала.

Беседа.

  1. Многообразие правил.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»

- Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.

- Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.

Отвечают на вопрос

Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.

Фронтальная, индивидуальная

Знают виды общения.

Познавательные:умеют выделять существенную информацию из текста.

Работа с иллюстративным материалом (слайд)

Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.

- Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.

Правила гигиены

  1. «Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.

Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.

Рассматривают таблицу

Предписания – соблюдать правила гигиены

Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки

Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки

Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы

Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права

Работа с тетрадью

Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.

- привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.

-ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.

-обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

-обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Отвечают на вопрос, записи в тетради

Фронтальная

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну - ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

( Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давай ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

( Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( Ученики садятся на свои места.)

( Ученики встают со своих мест.)

Выступление ученика

А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.

- О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?

Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?

Слушают учеников

групповая

Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Беседа

  1. Правила этикета и хорошие манеры.

Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Слушают, делают записи в тетради

Фрон-таль-ная, инди-виду-аль-ная.

Умеют выделять роль и значение общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Работа с презентацией

- Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:

1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.

Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.

Слайд 6: В 16 веке на Руси появилась книга «Домострой» - сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям.

Слайд 7: По указанию Петра 1 для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» - сборник правил поведения в обществе.

Слушают и смотрят презентацию

Фронтальная

Узнают факты из истории этикета

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

Опрос учащихся

- Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?

- Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?

- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?

- Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?

- Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Младший

Да

Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.

Да

Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.

Фронтальная.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

6. Итоги урока. Рефлексия.

Игра «Пик понимания»

Рисуют гору и человечка у себя в тетради,

Индивидуальная

Анализируют свое эмоциональное состояние.

7. Д/З

Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?

Записывают д/з

Индивидуальная.

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию на тему "Что значит жить по правилам" (7 класс)

Тема: Что значит жить по правилам

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2. Создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

3. Способствовать развитию универсальных учебных действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

План изучения нового материала

1. Многообразие правил.

2. «Привычка свыше нам дана…».

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Ход урока

1. Многообразие правил.

Кажется, правила существовали всегда: в игре, учении, труде.

В словаре В.И. Даля написано: «Правило – закон или установление, основания для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах». То есть правило связано с установленным порядком действия при известных обстоятельствах. По-другому правила называются нормами.

Далее учащиеся заполняют таблицу на стр. 9 и выполняют задание 1 рубрики «Проверь себя».

2. «Привычка свыше нам дана…».

Обычаи – это коллективные привычки. Ритуал – действие, выполняемые в определенном порядке. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами называют обрядами.

Дополнительный материал для учителя

Во всём мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия по борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употребления снижается. Это связано с внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: попробуй — пробуют все. Неправда: обследования показывают, что в США менее 20 процентов старшеклассников употребляет наркотики. Чаще жертвами ложной аргументации становятся конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, вспышкам гнева, плохо успевающие подростки.

Миф второй: попробуй — вредных последствий не будет. Ложь. Пристрастие к некоторым веществам может возникнуть и после 1—2 приёмов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма.

Миф третий: попробуй — если не понравится, прекратишь приём. Этот миф особенно опасен, ибо наркотики коварны. Они поражают прежде всего волю человека, превращают его в своего раба. Кроме того, мозг человека «помнит» всё.

Миф четвёртый: существуют «безвредные» наркотики. Безвредных вредных веществ нет и быть не может. Не все они вызывают физическую зависимость, но все — психическую.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Изучение вопроса о манерах и нормах этикета можно начать с материала рубрики «Жил на свете человек».

Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отвечают на вопросы: чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манера – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Далее учащиеся выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома».

Итоги.

Домашнее задание

пп. 1

Литература

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — 143 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-027883-6.

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию на тему "что значит жить по правилам" (7 класс)

Уроки 2, 3. Что значит жить по правилам

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды', выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать- умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь), а другой - добро (мир, любовь, верность, надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

Старик улыбнулся и ответил:

Вопросы к классу

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

  1. Многообразие правил.

  2. «Привычка свыше нам дана...».

  3. Правила этикета и хорошие манеры.

  1. Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.

(Ответы учеников.)

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и прчему вам более близка.

  1. Работа по теме уроков

  1. Многообразие правил

на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в Пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Задание: изучите и прокомментируйте-схему.

(Проверка выполнения задания.)

Признаки социальной нормы:

  1. это общие правила',

  2. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

  3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

(Проверка выполнения задания.)

Правила

Социальные нормы

по направленности

по степени обязательности

Предписа

ния

Запреще

ния

Нормы-

правила

Нормы-

ожидания

Гигиены

Дорожного движения

Поведения в общественном транспорте

Этикета

Поведения в школе


Задание: работая в парах, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

  1. «Привычка свыше нам дана...»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно. Задание: изучите и прокомментируйте схему.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните Значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция - пасео - вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети - это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы для первой группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена - прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы для второй группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал'место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

«Допросы» арабов

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье...

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

«Тк пришел в мир...»

У народа суахили в Восточной Африке принято говоритьна седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

—Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

  • Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

  • Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром...

Вопросы для третьей группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).

  • Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

(Ответы учеников.)

  1. Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая е п. 3 § 1 учебника и используя преддожен- нуюсхему, объясните значение понятий этикет, манеры.

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.

Мир этикета

Слайд 1. Слово «этикет» французского происхождения. На оДном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Слайд 3. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5. В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Слайд 6. Заметив знакомого, японец считает своим долгом замереть на месте. Затем он наклоняется, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Со стороны эта сцена производит забавное впечатление. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает около 36 официальных поклонов, агент торговой фирмы - 123, девушка у эскалатора в универмаге — 2560.

Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианскойморали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.

Задание: выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него..

(Проверка выполнения задания.)

  1. Рефлексия

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок - прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.

  1. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Творческое задание. Проведем конкурс знатоков этикета.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

  2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)

  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

  4. Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)

  5. Кто подает первым руку - старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщинамужчине, начальник — подчиненному.)

Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию объясните.

  1. Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

  2. Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).

  3. Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).

  4. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).

  5. Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).

  6. Ничего слишком (Солон).

  7. В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).

  8. Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).

Вопросы к классу

Домашнее задание

  1. Прочитать § 1 учебника.

  2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

  • провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;

  • провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;

  • подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».

infourok.ru

«Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)»


Тема урока: Что значит жить по правилам?
Дата урока Тип урока Комбинированный
Цель урока Познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе.
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.
Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..
План урока Многообразие правил
«Привычка свыше нам дана…»
Правила этикета и хорошие манеры
Проблема урока Нужно ли жить по правилам?
Образовательные ресурсы Презентация «Что значит жить по правилам?»
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Орг. момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Фронтальная Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.
2.Актуализация знаний Беседа Послушайте притчу и ответьте на вопросы:
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
ВОПРОСЫ К КЛАССУ:
- О чем эта притча?
Какие уроки из нее можно извлечь? Слушают притчу
Отвечают на вопросы Фронтальный опрос по пройденному материалу Что такое дееспособность?
Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних? - способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.
Отвечают на вопрос Фронтальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
3.Постановка учебных задач Работа с учебником (стр. 8) Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.
Предположите, о чем мы будем говорить?
Какие задачи перед нами стоят?
Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам? Ответы учеников.
Формулируют учебные задачи. Фронтальная Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
4.Изучение нового материала. Беседа. Многообразие правил.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»
- Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.
- Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм. Отвечают на вопрос
Читают.Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание

schoolfiles.net

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Технологическая карта урока "Что значит жить по правилам"

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД. Технология оценивания

I. Создание    проблемной ситуации:

 

 -входная   диагностика;

-формулирование проблемы.

вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

- формирование ожиданий учеников

.

Работа с учебником.

Вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомним»

Регулятивные УУД:

-выдвигать версии, гипотезы;

- определять цель деятельности на уроке;

- формулировать проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение (при самостоятельной работе), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

II Планирование деятельности.

2.Учитель кратко излагает основную мысль первого фрагмента текста параграфа (с. 8-9) «Многообразие правил».

Запись в тетрадь основных понятий урока: привычка, обычай, обряд, церемония, этикет, манеры.

Анализ таблицы «Социальные нормы» на стр. 8, запись в тетрадь.

Обозначить полезные и вредные привычки, а также проблему влияния тех привычек, которые представляют социальную опасность.

Познавательные УУД:

самостоятельно выполнять задания, предложенные учителем.

III. Поиск решения проблемы:

-открытие нового знания

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную информацию;

-развивать общеучебные умения и навыки: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п;

- представлять информацию в разных формах (карта, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Используется  учебник (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания )

Привлечь внимание учащихся к рубрике «Картинная галерея»

Обсуждение рисунков художника на стр.12.

Изучение материала рубрики «Жил на свете человек», вопрос №5 «В классе и дома»

IV. Закрепление

Роль учителя – координатор деятельности учащихся

   

Работа по вопросам рубрики «Проверим себя»

VI.  Домашнее       задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

1.Читать §1, вопросы 1,3 рубрики «В классе и дома», отзыв о правилах, предложенных в рубрике «Учимся общаться в Интернете»

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о