План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: Урок по обществознанию в 7 классе «Почему важно соблюдать закон»

Дата:

Класс: 7 «а», «б»

Тема: «Почему важно соблюдать закон»

Тип  урока: комбинированный с применением проблемно- диалогической технологии

Цель:

  1. Образовательная: объяснить учащимся, что закон устанавливает порядок в обществе.
  2. Развивающая: способствовать развитию умения работать с документами (текстами законов) и вести диалог.
  3. Воспитательная: способствовать формированию уважения к закону, установки на правомерное поведение.

Структура  и  хронометраж:

  1. Организационный  момент – 1  минута.
  2. Опрос – 10  минут.
  3. Объяснение  нового  материала – 25  минуты.
  4. Закрепление – 5  минут.
  5. Итоги – 3 минуты.
  6. Домашнее  задание – 1  минута.

Основные понятия: закон, Конституция.

Оборудование: раздаточный материал – тексты документов.

Список  литературы  для  учеников:

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2011.

Конституция РФ.

Список  литературы  для  учителя.

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2011.

Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2009.- 304 с.

Обществознание: человек, право, экономика. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Л.Н. Боголюбов, Л.И. Иванова, Н.И. Городецкая  и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. — М.: Просвещение, 2008.- 111 с.

Тексты правовых документов: Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, законы об образовании, об охране природы, о воинской обязанности, о средствах массовай информации.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент (1 мин.)

А) дисциплинарный

Б) тематический

  1. Опрос (10 мин.)

Тест. Приложение 1.

  1. Объяснение  нового  материала в форме эвристической беседы (25 мин.)

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Давайте вспомним период истории начала 17 века, как он назывался?

Что такое Смута?

Как это выразилось в экономике?

Как это выразилось в политической сфере?

Как это связано с отношениями с другими странами?

Как это отразилось на жизни людей, их быте, отношениях?

И все это стало возможным, потому что в России перестали соблюдаться законы. А это может привести к самым трагическим последствиям. Наша страна в начале 17 века стояла на пороге потери независимости.

На какой вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что такое закон. Высказывайте свои предположения.

Обобщив все выше сказанное, мы можем записать определение закона: это правила или нормативно-правовые акты, которые устанавливает государство для регулирования общественных отношений.

В каких документах у нас зафиксированы законы?

Какой из этих законов является основным законом страны?

Давайте познакомимся с отдельными статьями Конституции и обсудим правила, которые в них обозначены.

Обобщив работу групп, мы можем придти ответить на вопрос урока: Почему важно соблюдать законы?

Законы устанавливают порядок в обществе.

А порядок – по словам Пифагора – абсолютная надежность.

Государство не только устанавливает законы, но еще и заботится и добивается их соблюдения.

А если кто-то нарушил закон. То оно должно наказать виновного.

Смута

Это период хаоса, разрушений, разрухи и беззакония.

Упадок хозяйства, запущенные пашни, остановилась торговля.

Началась жестокая борьба за власть, в России развелось множество самозванцев, некоторым удалось даже попасть на московский трон.

На территорию нашей страны вторглись войска иностранных государств.

Люди стали ненавидеть друг друга, брат пошел на брата, отмечались случаи людоедства во время голода, на дорогах было очень опасно, так как по стране бродили шайки разбойников.

Почему важно соблюдать закон?

  • Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.
  • Закон – высший нормативный акт государственной власти.
  • Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.
  • Законы – обязательные нормы поведения в обществе.
  • Законы – правила, которые устанавливает государство.

Законы зафиксированы в Конституции, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Трудовом, есть специальные законы об образовании, о средствах массовой информации, об охране природы.

Анализ Конституции — работа в группах. (5 групп)

1 группа

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились? (Право на жизнь. Право на охрану достоинства. Право на свободу и личную неприкосновенность)

2. К какому виду прав они относятся? (гражданские права)

3. Для чего нам нужны эти права? (Чтобы в жизни людей был порядок)

2 группа:

  1. С какими правами вы познакомились? права участвовать в государственном управлении, избираться и быть избранным в государственные органы, право участвовать в отправлении правосудия, право обращаться в государственные органы)
  2. К какому виду прав они относятся? Это политические права
  3. Для чего нам нужны эти права? Они необходимы для установления порядка в политической сфере.

3 группа:

  1. С какими правами вы познакомились? Право на частную собственность, право  владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом, право на труд.
  2. К какому виду прав они относятся? Это экономические права
  3. Для чего нам нужны эти права? Они нужны, чтобы был порядок в экономической сфере.

4 группа:

  1. С какими правами вы познакомились? Право на жилище, на медицинскую помощь, право на образование, на социальное обеспечение.
  2. К какому виду прав они относятся? Это социальные права
  3. Для чего нам нужны эти права? Они необходимы чтобы устанавливать порядок в социальной сфере.

5 группа:

  1. С какими правами вы познакомились? Право на свободу научного, художественного, литературное, техническое творчество, право пользоваться учреждениями культуры, участвовать в культурной жизни, а обязанность – охранять и беречь культурное наследие.
  2. К какому виду прав они относятся? Это культурные права
  3. Для чего нам нужны эти права? Их написали, чтобы соблюдать порядок в культурной сфере.

Общий вывод групп: закон нужен, для того, чтобы поддерживать порядок в государстве.

  1. Закрепление (5 мин.)

Упражнение мячик: кидайте друг другу и называйте права, с которыми вы  познакомились сегодня на уроке.

  1. Итоги (рефлексия)  (2 мин.)

Продолжите фразу:

Я понял…

Я узнал…

Я познакомился …

Я научился …

Домашнее  задание (1 мин.) Стр. 78-80, подобрать пословицы о порядке и законе (не менее 5).

Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. I вариант.

А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

  1. Привычка  2) Ритуал   3) церемония   4) Образ

А 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

  1. Образ жизни и действий    
  2.  традиционно установившиеся  правила поведения
  3. установленные государством общеобязательные правила
  4. Внешние формы поведения человека

А 3. Формальные нормы (правила) это

  1. Нормы, четко зафиксированные в письменной форме
  2. Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно
  3. Нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой
  4. Поведение, которое обязательно для данной группы людей

А 4. Система правил поведения, принятая в определённых социальных кругах и составляющая единое целое

  1. Этикет  2) норма 3) церемония  3) ритуал

А 5. Права, которые обеспечивают возможность участия в управлении страной

1) экономические  2) культурные  3) политические   4 ) социальные

А 6. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан

  1. Конституция   2) Хартия вольности  3)Декларация прав человека  4) Административный кодекс

В1. Укажите вид прав

Права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это_____________________________________________________________________

В2. Укажите характер прав человека

Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других,   это значит, что права человека носят _________________ характер

С1. Какими правами обладает ребёнок, которому не исполнилось 14 лет?

Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. II вариант.

А 1. По направленности выделяют виды норм

  1. Предписывающие и запрещающие
  2. Формальные и неформальные
  3. Нормы-правила и нормы-ожидания
  4. Групповые и индивидуальные

А 2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству это

  1. Обычай  2) закон  3) норма   4) церемония

А3. Внешние формы поведения человека,  получающие положительную или отрицательную оценку окружающих это

  1. Манеры 2) этикет  3) норма  4) закон

А4. А. Правила этикета складывались веками

Б. Правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени

1) верно и А и Б  2) верно только А   3) верно только Б  4) оба утверждения неверны

А 5. Права, обеспечивающие духовное развитие личности, это

  1. Культурные  2) гражданские  3) экономические  4) политические

А 6. Обеспечивает соблюдение и гарантирует права человека

  1. Родители  2) государство   3) политическая партия   4) сам человек

В1. Укажите вид прав

Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни _____________________________________________________________________

В2. Укажите характер прав человека

Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят _________________ характер

С1. Какие возможности приобретает ребёнок, когда ему исполняется 14 лет?

Приложение 2.

Группа № 1.

Конституция Российской Федерации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Вопросы:

  1. С какими правами вы познакомились?
  2. К какому виду прав они относятся?
  3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 2.

Конституция Российской Федерации.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 3.

Конституция Российской Федерации.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 4.

Конституция Российской Федерации.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 5.

Конституция Российской Федерации.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

nsportal.ru

Урок обществознания в 7 классе на тему «Почему важно соблюдать законы»

Конспект урока обществознания (7 класс)

«Почему важно соблюдать законы?»

  1. Цель и задачи урока.

Цель деятельностная – развивать умение преобразовывать и систематизировать информацию, формулировать вывод по проблеме.

Задачи:

воспитывать у учащихся чувство уважения к законам нашей страны, пониманию важности их соблюдения

определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе

развивать рефлексивную культуру учащихся

выяснить, почему свобода не может быть безграничной

  1. План проведения урока

Проблема урока:

Почему важно соблюдать законы?

Поиск решения проблемы:

  1. Почему общество нуждается в порядке?

  2. Можно ли добиться справедливости в обществе?

  3. Может ли свобода быть безграничной?

Вывод по проблеме:

Закон нужно и важно соблюдать, чтобы своими действиями не нарушать права и свободы другого человека, сложившийся в обществе порядок, сохранить установленную справедливость.

  1. Ход урока

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Ребята, какие ассоциации вызывает у вас термин «закон»? Назовите их.

(фиксирует их на доске)

Правила

Порядок

Власть

Права и свободы

Ответственность

Наказание

Знания из курса обществознания, истории, опора на личный опыт.

Фронтальная.

Определение понятий. Установление логических связей.

Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы?

В эпоху древнего мира, до нашей эры

Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)?

Законы вавилонского царя Хаммурапи

Кодекс византийского императора Юстиниана

Великая хартия вольностей в Англии

«Русская правда»

«Судебник» Ивана Третьего

Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы?

Чтобы был порядок.

Чтобы установить единые правила.

Чтобы наказать виновных.

Чтобы закрепить права и свободы человека.

Чтобы закрепить привилегии.

Скажите, все ли люди законы соблюдают?

Нет, не все.

Вы правы. Я сама стала свидетелем разговора двух шестиклассников о законах, которому даже придумала название «Диалог о неожиданностях».

Предлагаю вам его послушать, и выяснить о каких неожиданностях идет речь.

Слушают диалог.

Проблемный диалог.

Фронтальная.

Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса.

СИТУАЦИЯ № 1.

На уроке обществознания в 6 классе между двумя учениками возник спор. Девочка сказала, что закон нарушать нельзя,

потому что это нарушает справедливость и из-за этого можно лишиться свободы. А мальчик ответил «Нет! Нарушение закона недопустимо, потому что это вредит порядку в обществе».

Вопрос:

Кто прав в этой ситуации? Почему?

Суть противоречия:

-одни люди понимают, что законы надо соблюдать и почему это важно; к чему может привести несоблюдение законов;

-другие — этой важности не осознают, пытаются закон обойти.

Таким образом, в основе противоречия – разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Сформулируйте ее.

Если затрудняются: ребята, законы-общеобязательные правила, их нужно соблюдать, но у людей разное отношение к необходимости соблюдения закона;

-как вы считаете, нужно соблюдать законы? Тогда возникает вопрос, а почему?

Предлагает собственную формулировку основного вопроса (называет тему урока)

Формулируют основной вопрос:

Почему нужно соблюдать законы?

Почему важно соблюдать законы?

Записывают вопрос в рабочий лист.

Этап урока: актуализация знаний, планирование деятельности

Выполняют задание

Законы – это правила:

-установленные государством;

-общеобязательны;

-регулируют важные вопросы общественной жизни;

-за нарушение –наказание со стороны государства;

Учебник.

Выделение главного.

Мы назвали основные признаки понятия «Закон». Что еще нам нужно знать о законах, чтобы решить проблему урока?

Принимает любые мнения ребят.

Предлагает учащимся работать по рядам:

-для каждого ряда — свой маршрутный лист: 1 ряд-«Почему общество нуждается в порядке?», 2 ряд –«Можно ли добиться справедливости в обществе?»,

3 ряд-«Может ли свобода быть безграничной».

-работаем индивидуально;

-работаем в парах;

-работаем коллективно.

Называют варианты действий для решения проблемы:

-роль закона в жизни людей;

-какие законы есть в России;

-почему государство борется с нарушением законов;

-как закон может защитить свободу человека.

Проблема урока, записанная в тетрадях и на доске; фронтальная

Определение плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.

Предлагаю рассмотреть ситуацию

Ученика 9 класса Виктора подозревают в хищении денег и сотовых телефонов из школьного гардероба.

В школе была выпущена стенгазета «Позор нарушителям закона», куда поместили его фото и в каждом классе был обсужден и осужден поступок Виктора.

(Для решения ситуации используйте Статью 49, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Виктора были нарушены?

Читают ситуацию;

обсуждают ситуацию в группе;

С помощью Конституции РФ определяют, какие права Виктора были нарушены

Фронтальная.

Выделение главного, преобразование информации.

Использование алгоритмов для выполнения учебных действий.

Формулирование обобщения и вывода.

Давайте определим какие группы прав человека существуют. Посмотрим в учебник.

Определяют группы прав человека.

Учебник.

Формулирование вывода.

— Как вы думаете важно соблюдать права человека? Почему?

Это законы государства.

Что такое закон?

Как достичь порядка в обществе?

Как установить справедливость?

Что такое свобода поведения?

Обращает внимание учащихся на ситуацию, предложенную в начале урока.

Предлагает сделать вывод по главному вопросу урока «Почему важно соблюдать законы».

Формулируют вывод:

Законы важно соблюдать, так как:

-устанавливают порядок, а обществу он необходим;

-утверждают и защищают справедливость, законы – самый надежный способ утверждения справедливости;

-закон защищает свободу человека, устанавливая границы возможного поведения, запрещая деятельность организаций, нарушающих порядок.

Индивидуальнаяя

Фронтальная.

Формулирование вывода.

По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:

Индивидуальная. Фронтальная

Записывают схему в тетрадь.

Что такое справедливость?

Что такое порядок?

Найдите определение в учебнике и запишите в тетрадь.

Работают с учебником и тетрадью.

Индивидуальная

Этап урока: применение нового знания.

Теперь предлагаю выполнить задания, которые потребуют от вас применения приобретенных знаний. Приложение 1.

Организует проверку выполнения задания.

Выполняют задание.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции.

Этап урока: рефлексия.

Далее организует работу по цепочке:

«Сегодня на уроке я…

-научился

-выполнил

-понял

-запомнил»

Представляют результаты выполнения задания.

Индивидуальная.

Оценивание своей деятельности.

Приложение 1.

Ситуации.

  1. Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он, а какая-то неизвестная девочка.

(Для решения ситуации используйте Статью 44, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Сережи были нарушены?

  1. Николай взял в долг у Андрея крупную сумму денег, но не смог вовремя вернуть.

Тогда Андрей потребовал у Николая ключи от его квартиры, выгнал должника на улицу и стал жить в его квартире.

(Для решения ситуации используйте Статью 35, часть 1 и 3)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Николая были нарушены?

3. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

Почему он так ответил?

Ответ: каждый имеет право на личную неприкосновенность. (Статья 22)

infourok.ru

Урок обществознания в 7 классе по теме «Почему важно соблюдать законы»

Урок по теме «Почему важно соблюдать законы»

Класс: 7

Учитель: Костюк А.В.

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: письменная практическая работа.

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • Продолжать осваивать технологию индивидуализированного обучения

  • Развивать навыки установления причинно-следственных связей, работы с историческими источниками разного типа.

Воспитательные:

  • Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.

  • Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата (принцип минимакса).

  • Сформировать основы правомерного поведения гражданина

Технологическая карта урока.

Доска

и оборудование

Организационный момент.

2

Приветствие.

Целеполагание.

Организация урока.

Постановка цели урока.

Прогноз результата.

Оформление темы

Изучение

новой темы.

25

Индивидуальная консультационная помощь.

Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по раздаточному материалу

Выполнение разно уровневых заданий. Оформление карты достижений.

Раздатки,

Карточки с заданиями

Карта достижений.

Рефлексия.

15

Устное закрепление изученного.

Построение алгоритма изученного.

Сопоставление самооценки и результата. Подведение итога, анализ карты достижений

Обобщающий диалог.

Пошаговый анализ результата работы по классу в целом, индивидуально.

Сопоставление самооценки и результата. Подведение итога, анализ карты достижений.

.

Домашнее

задание.

3

Оформление домашнего задания

Получение домашнего задания.

Задания на оценку «3»

  1. Дайте определение понятию «закон». Выделите и подчеркните в определении признаки закона.

  2. Каково значение законов в обществе?

  3. Отметь верные суждения о Конституции

А. Конституция закрепляет основы общественного строя

Б. Конституция определяет понятие «преступление»

В. В Конституции четко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности.

4. Сформулируйте несколько правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин (не менее 2-х)

5. Составьте план по тексту

Правосудие, или закон, возникло в те времена, когда люди вступили в какие то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность конфликтов между Робинзоном и его слугой, укрепление прав одного в ущерб правам другого. Потребовался закон.

Цель закона — установить и ясно определить взаимоотношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Он старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других. Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н. э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал кодекс (или полный свод законов), в котором определил права личности, собственности и другие. Привычки перерастали в законы не сами по себе: за этим стояли силы правительств. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили. Уже потом законы были оформлены в специальных книгах или кодексах. Это было сделано королями или юристами.

Задания на оценку «4»

6. Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против», сделайте вывод. Ответ оформите по образу в тетради.

Аргументы «за»

1……………………………..

Вывод……………………

Аргументы «против»

1…………………………………..

Вывод……………………………

7. Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 7-9 предложений.

Тема: «Регулирование поведения людей в обществе» Слова, словосочетания: социальные нормы, привычка, обычай, обряд, этикет, церемония, санкция, социальная норма, права человека, закон, военная служба, присяга, дисциплина, самодисциплина, противоправное поведение, проступок, преступление, правопорядок, правоохранительные органы, полиция, прокуратура, правоохранительные органы, адвокат.

Задания на оценку «5»

8.Прочитайте пословицу, поговорку, высказывание о человеке «Дракою прав не будешь»

1) Объясните смысл прочитанного.

2) Приведите не менее двух примеров в подтверждение своих мыслей.

Ответы:

Почему важно соблюдать законы – ТИО – контроля знаний

Задания на оценку «3»

  1. Дайте определение понятию «закон». Выделите и подчеркните в определении признаки закона

Ответ: нормативно- правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

  1. Каково значение законов в обществе?

Ответ: законы устанавливают порядок и справедливость

  1. Отметь верные суждения о Конституции

А. Конституция закрепляет основы общественного строя

Б. Конституция определяет понятие «преступление»

В. В Конституции четко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности.

Ответ:ав

  1. Сформулируйте несколько правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин (не менее 2-х)

— уважай права других людей

— знать и уважать законы страны

— относись ответственно к обязанностям гражданина

— не нарушать закон

5. Составьте план по тексту

Правосудие, или закон, возникло в те времена, когда люди вступили в какие то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность конфликтов между Робинзоном и его слугой, укрепление прав одного в ущерб правам другого. Потребовался закон.

Цель закона — установить и ясно определить взаимоотношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Он старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других. Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н. э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал кодекс (или полный свод законов), в котором определил права личности, собственности и другие. Привычки перерастали в законы не сами по себе: за этим стояли силы правительств. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили. Уже потом законы были оформлены в специальных книгах или кодексах. Это было сделано королями или юристами.

Ответ:

  1. Зарождение правосудия в обществе

  2. Цель закона

  3. Значение закона в обществе

  4. Как из привычки возникли законы

  5. Где существуют законы?

  6. Кто принимает законы?

Задания на оценку «4»

6. Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против», сделайте вывод. Ответ оформите по образу в тетради.

Аргументы «за»

1.каждый день издается много законов. Разве можно их знать все

2. законы принимают наверху, что они могут знать о жизни простого человека

Вывод: законы только для тех кто их принимает

Аргументы «против»

1 не знание закона не освобождает от ответственности

2.законы реализуют и ваши права, каких соблюсти если не знать какими правами ты обладаешь

Вывод: законы надо знать всем

  1. Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 7-9 предложений.

Тема: «Регулирование поведения людей в обществе» Слова, словосочетания: социальные нормы, привычка, обычай, обряд, этикет, церемония, санкция, социальная норма, права человека, закон, военная служба, присяга, дисциплина, самодисциплина, противоправное поведение, проступок, преступление, правопорядок, правоохранительные органы, полиция, прокуратура, правоохранительные органы, адвокат.

Поведение людей в обществе регулируют социальные нормы. К социальным нормам относятся: обычай, правила этикета, законы…. Первыми социальными нормами были обычаи, они закреплялись в обществе посредством обрядов и церемоний, становясь привычкой. На смену обычаям пришли законы. Законы ….

Задания на оценку «5»

8.Прочитайте пословицу, поговорку, высказывание о человеке «Дракою прав не будешь»

1) Объясните смысл прочитанного

2) Приведите не менее двух примеров в подтверждение своих мыслей.

Человек, который нарушил закон, не может считать себя правым, так как только закон справедлив, а любое нарушение закона удар по справедливости. Помни, свободен не только ты один, но и другие люди. За нарушение закона наступает ответственность

Примеры:

  1. Ситуации с несчастными случаями

  2. Ситуации с ответственностью нарушителей

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» (7 класс).

Тема урока: Почему важно соблюдать законы.

Тип урока: изучение новой темы.

Общие цели:

1. Предметные: ввести термины «закон», «нормативно-правовой акт», «справедливость», сформировать представление о функциях закона в обществе; познакомить с ФЗ «Об образовании», разобрать права и обязанности учащихся.

2. Метапредметные:

  • познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, находить нужные ответы на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать и дополнять полученную информацию;

  • регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнению учебной задачи, формировать умение контролировать время при выполнении самостоятельной работы, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

  • коммуникативные УУД: способность формулировать и четко выражать свои мысли, слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.

3. Личностные:  формирование у учеников представлений о справедливости и стойкого законопослушного поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Конспект урока:

1. Орг. момент (2 мин.) Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.

2. Переход к новой теме (3 мин).

— Вспомните, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?

— Откройте, пожалуйста, с. 8 учебника, раздел «Обсудим вместе». Помните спор двух учеников. Мы разбирали с вами, кто из них прав, а кто – нет. Теперь, когда мы узнали больше с вами о правилах, узнали об их видах, о том, что они по-разному закреплены и за их нарушение мы несем различную ответственность; о том, что мы наделены конституционными правами и обязанностями и многом другом, давайте вернемся к этому вопросу. В связи с этим предположите, как может называться наш сегодняшний урок?

Учитель корректирует ответы учеников, после формулировки тема записывается. Ставится проблемная задача: в конце урока ученики должны будут ответить на вопрос: зачем вообще нужны законы.

3. Изучение новой темы (30 мин.)

1) Закон устанавливает порядок в обществе.

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок – это абсолютная надежность», — утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «закон»?

Ученики отвечают; учитель обращает внимание на наиболее удачные ассоциации. Потом записывается определение:

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. (На слайде.)

— Вспомните, о каких законах мы уже с вами успели поговорить на предыдущих уроках? Какие законы вы вообще знаете? Что они регулируют?

— Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в том числе и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти не действовало?

Обратиться к рубрике «Страницы истории», с. 23 учебника. Вопросы после него:

— Чем грозит государству отсутствие законной власти?

— Зачем люди принимают законы?

— Почему важно соблюдать законы?

К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.

Практически все стороны нашей жизни, практически вся наша деятельность регулируется различными законами или, как они по-другому называются, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ. Чем мы сейчас с вами занимаемся? Правильно, учимся, и для регулирования вопросов обучения также есть ряд специальных законов, наиболее важным среди которых является Федеральный закон «Об образовании».

Обязанности обучающихся (отрывок из статьи 43):

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сказать, что это неполный перечень обязанностей. Есть также широкий перечень прав, причем не только у учеников, но и у учителя. Поинтересоваться, как сами ученики оценивают свое соблюдение вышеперечисленных обязанностей.

С. 25 учебника – какие еще у нас есть законы, какие сферы жизни они регулируют.

2. Закон стремится установить справедливость.

Задание: Прослушайте данный текст и постарайтесь по нему определить, какова основная цель существования законов:

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов – устанавливаемых государством правил поведения в обществе – невозможно добиться справедливости.

В «Русской правде» – сборнике правовых норм Древнерусского государства – предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит… а будет в коне порча [т.е. конь будет тяжело болен и неспособен трудиться], то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т.е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича – сказано, что «суд царя… должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право – это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Ответ учеников: основная цель существования законов – установление справедливости.

Спросить учеников, что они понимают под словом «справедливость», как бы они могли сформулировать данный термин. В тетрадях записать:

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Для проверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:

1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).

2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).

3) Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняют домашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.

4) Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека (на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намного старше.

Вопрос: Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).

Действительно, зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она является правой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав, необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. В случаях нарушения закона, установленного государством, существует специальный орган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).

Правильно. Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача – восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельность осуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также сами являются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважением в обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон, но и на свои моральные убеждения.

Вопрос: скажите, а что является символом суда? И вообще справедливого судопроизводства? (Ответ учеников: древнегреческая богиня Фемида).

— Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы – символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символ беспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласно своему проступку).

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

(На слайде – изображение Бакунина Михаила Александровича и его цитата: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»).

Перед вами – русский мыслитель и революционер XIX в. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо это слово? С чем оно у вас ассоциируется?

Анархизм – это общественно-политическое течение, идеалом которого является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком. Бакунин и его последователи были убеждены, что государство, законы, весь аппарат принуждения людей к исполнению закона (в частности, полиция) на самом деле не нужны, и люди в состоянии самостоятельно существовать без внешнего влияния на них, опираясь на свою совесть и понимание общечеловеческой справедливости. Бакунину принадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

— Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)

— Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силы подчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместно выработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?

Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похоже на УТОПИЮ, и если случится, то через много-много лет. По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.

4. Закрепление (3 мин.)

— Ребята, давайте попробуем сделать выводы на основе всего услышанного: для чего же существуют законы? Почему необходимо их соблюдать?

Если ученики затрудняются с ответом или дают не слишком точные, размытые ответы, учитель просит пролистать параграф 3 учебника и зачитать названия пунктов. Это и будут функции закона в обществе. Записать:

Функции закона в обществе:

— Закон устанавливает порядок в обществе.

— Закон стремится установить справедливость.

— Закон устанавливает границы свободы поведения.

Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?

Ученики предполагают. Зачем учитель показывает короткое видео с предположением, чтобы случилось с миром, если бы на 24 часа перестали действовать все законы, предварив вопросом: ученики должны подумать, согласны ли они с автором ролика или нет, почему.

5. Рефлексия (2 мин.)

— Что нового узнали на уроке?

— Какие навыки работы отрабатывали?

— Довольны ли своей работой на уроке?

Д/З: §3, записи в тетради.

infourok.ru

Технологическая карта урока «Почему важно соблюдать законы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по обществознанию

«Почему важно соблюдать законы»

7 класс

Учитель истории и обществознания:

Гаврилов И.А.

стаж: 4 года

с. В-Цасучей, 2014 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 7 КЛАСС.

Тема урока

Почему важно соблюдать законы

Тип урока

Комбинированный

Дата урока

3.10.14 г.

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение, 2010.

  • Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват учреждений / О.А Котова, Т.Е. Лискова.-М.: Просвещение, 2010.

  • Обществознание. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2010.

  • Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2010

  • Электронная презентация на тему «Почему важно соблюдать законы

План урока

Почему важно соблюдать законы:

А) закон устанавливает порядок;

Б) закон стремится к справедливости;

В) закон устанавливает границы поведения

Цель урока

Формирование представлений о важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав,

уважению другого человека.

Задачи урока

1. Усвоить понятия «закон», «порядок», «справедливость», «свобода».

2. Осознать социальное и личностное значение закона.

3. Увидеть привлекательность следования законам.

Формы и методы обучения

Методы: частично поисковый.

Формы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Основные понятия и термины

Закон, порядок, Конституция РФ, справедливость, свобода.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся:

  • определять, почему человеческому обществу нужен порядок;

  • каковы способы для установления порядка в обществе;

  • в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.

Получат возможность научиться:

*ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;

* формулировать собственную точку зрения;

* осуществлять поиск нужной информации;

* работать с документами;

* выделять главное.

Целостно-смысловая компетенция

Умеют:

  • определять понятия;

  • вступать в речевое общение;

  • работать с учебником.

  • работать с источником (Конституцией РФ)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Вводно-мотивационный этап.

Организует вводную мотивационную беседу на основе ситуации «Спор шестиклассников» (приложение 1)

Предлагает сформулировать тему урока

Предлагает сформулировать задачи на урок и план

Строят предположения, выражают собственное мнение

Формулируют тему урока: «Почему важно соблюдать законы», записывают ее в тетрадь

Формулируют задачи на урок и план работы на уроке

Регулятивные:

формулируют учебную задачу.

Личностные: настраиваются на плодотворную работу, включаются в учебную деятельность.

II.

Операционно-содержательный этап.

Организует работу с основными понятиями.

«Что такое закон?»

«Основной закон нашей страны»

Организует групповую работу с текстом Конституции РФ.

(приложение 2)

Создает условия для понимания учащимися понятия «Справедливость».

Организует работу с текстом учебника. (стр.25-26)

Организует работу в парах: «обсуждение ситуации»

(Приложение 3),

Создает условия для понимания учащимися понятия «Свобода поведения»

Предлагает учащимся проверить выполнение поставленных ими задач в начале урока:

Что такое закон?

Как достичь порядка в обществе?

Как установить справедливость?

Что такое свобода поведения?

Обращает внимание учащихся на ситуацию, предложенную в начале урока.

Предлагает сделать вывод по главному вопросу урока «Почему важно соблюдать законы».

Формулируют определение:

Закон – правило, которое устанавливает государство

Конституция РФ

Выполняют задания в группах

Презентуют продукт коллективной деятельности классу.

Работают с текстом учебника, формулируют выводы в группе, представляют свой ответ классу.

Обсуждают ситуацию, выражают собственное мнение вслух, доказывают собственную точку зрения.

Делают вывод о понятии «Свобода поведения»

Учащиеся подводят итоги своей деятельности.

Сравнивают продукт собственной деятельности с эталоном.

Анализируют ситуацию,

Делают выводы,

Отвечают на вопрос:

«Закон устанавливает порядок в обществе;

Закон стремится установить справедливость;

Закон устанавливает границы свободы поведения».

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, высказывают свое мнение, делают выводы,

прислушиваются к мнению других, умеют работать в паре, контролировать действия

партнера.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения.

III.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает учащимся проанализировать их деятельность на уроке.

Предлагает учащимся оценить собственную деятельность

Предлагает дифференцированное домашнее задание

«Я понял…»

«Я познакомился…»

«Я узнал…»

Заполняют оценочную таблицу (Приложение 4)

Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневник.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке;

принимают учебную задачу на перспективу.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания

Приложение 1.

СИТУАЦИЯ.

На уроке обществознания в 6 классе между двумя учениками возник спор. Девочка сказала, что закон нарушать нельзя,

потому что это нарушает справедливость и из-за этого можно лишиться свободы. А мальчик ответил «Нет! Нарушение закона недопустимо, потому что это вредит порядку в обществе».

Вопрос:

Кто прав в этой ситуации? Почему?

Приложение 2.

СИТУАЦИИ.

1 группа.

Ученика 9 класса Виктора подозревают в хищении денег и сотовых телефонов из школьного гардероба.

В школе была выпущена стенгазета «Позор нарушителям закона», куда поместили его фото и в каждом классе был обсужден и осужден поступок Виктора.

(Для решения ситуации используйте Статью 49, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Виктора были нарушены?

2 группа.

Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он, а какая-то неизвестная девочка.

(Для решения ситуации используйте Статью 44, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Сережи были нарушены?

3 группа.

Николай взял в долг у Андрея крупную сумму денег, но не смог вовремя вернуть.

Тогда Андрей потребовал у Николая ключи от его квартиры, выгнал должника на улицу и стал жить в его квартире.

(Для решения ситуации используйте Статью 35, часть 1 и 3)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Николая были нарушены?

Приложение 3.

СИТУАЦИЯ

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

Почему он так ответил?

Ответ: каждый имеет право на личную неприкосновенность. (Статья 22)

Приложение 4.

Фамилия, имя

Отметка капитана

Своя отметка

Итоговая

1

2

3

4

5

Критерии оценивания работы на уроке:

-активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий – «5»;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – «4»;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – «3»;

полное отсутствие активности – «2»;

kopilkaurokov.ru

««Почему важно соблюдать закон?»» (7 класс)

Урок по обществознанию 7 класс.

Тема: «Почему важно соблюдать закон?»

Тип урока: комбинированный с применением проблемно-диалогической технологии.

Цель: разобраться почему важно соблюдать закон.

Задачи урока:

  1. Образовательная: объяснить учащимся, что такое закон.

  2. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся уважение к закону и установку на правомерное поведение.

  3. Развивающая: развивать умения работать с документами и вести диалог.

Межпредметные связи: история, литература.

Основные понятия: закон, Конституция.

Методы: рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса, работа с документами.

Оборудование: раздаточный материал – тексты документов, учебник.

Технологическая карта урока:

Ход урока:

  1. Орг момент.

  2. Актуализация знаний:

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Чем обладает каждый гражданин РФ? (правами и обязанностями)

— Где можно познакомиться с правами и обязанностями? (Конституция РФ)

-Что будет, если граждане РФ будут иметь права, но не будут исполнять обязанности? (беспорядки, нарушения..)

3. Изучение нового материала:

Ребята, мне хотелось бы, прежде, чем мы перейдем к новой теме прочесть вам небольшой отрывок из оды А.С. Пушкина «Вольность», а вы пожалуйста внимательно слушайте и ответите на вопрос: Какое соотношение имеет власть правителя и закон?

Владыки! Вам венец и трон

Дает закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,

Где дремлет он неосторожно,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно!

А.С.Пушкин

Отрывок из оды «Вольность»

(обсуждение)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику на стр.23 и прочтем небольшой отрывок из истории России начала 17 в.

(читают отрывок)

-Итак, что такое смута? (хаос, разруха ..)

-Как она отразилась на экономической и политической сфере? (упадок, разруха, борьба за власть, самозванцы)

Все это стало возможным потому что в России перестали соблюдать законы. И это могло привести даже к потере независимости нашей страны.

Несоблюдение законов приводит к беспорядкам — —значит, почему важно соблюдать закон?

Закон устанавливает порядок в обществе.

А что же такое закон? (…)

Закон – правила или нормативно-правовые акты, которые устанавливает государство для регулирования общественных отношений.

В каких документах в нашей стране зафиксированы законы? (Конституция РФ, Уголовный, Семейный кодексы и тд)

Какой из них является основным законом страны? (Конституция РФ)

Групповая работа с Конституцией РФ (см. Приложение 1)

Кроме установления порядка в обществе, зачем еще необходимо соблюдать закон? (…)

Закон стремится установить справедливость.

Что такое справедливость? (…) Справедливость = равенство прав (мы все равны в правах, потому что мы все люди. Какие права вы знаете?) именно закон защищает справедливость, следит за недопущением дискриминации.

Почему еще нужно соблюдать закон?(…)

Закон устанавливает границы свободы поведение.

Нужно ли ограничивать свободу человека? Кто может это делать? И насколько? (…)

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Свобода – возможность делать все, что не нарушает закон и не причиняет вред другому.

Ответов на вопрос «почему важно соблюдать закон?» очень много. Мы с вами сегодня дали 3 оновных ответа. Какие? (…) Что мы узнали на сегодняшнем уроке? (…)

Приложение 1.

Группа № 1.

Конституция Российской Федерации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Вопросы:

  1. С какими правами вы познакомились?

  2. К какому виду прав они относятся?

  3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 2.

Конституция Российской Федерации.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 3.

Конституция Российской Федерации.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 4.

Конституция Российской Федерации.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 5.

Конституция Российской Федерации.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Приложение 2.

Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная. б. Моральная.  в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

infourok.ru

Конспект урока «Почему важно соблюдать закон»

Дата:

Класс: 7 «а», «б»

Тема: «Почему важно соблюдать закон»

Тип урока: комбинированный с применением проблемно- диалогической технологии

Цель:

  1. Образовательная: объяснить учащимся, что закон устанавливает порядок в обществе.

  2. Развивающая: способствовать развитию умения работать с документами (текстами законов) и вести диалог.

  3. Воспитательная: способствовать формированию уважения к закону, установки на правомерное поведение.

Структура и хронометраж:

  1. Организационный момент – 1 минута.

  2. Опрос – 10 минут.

  3. Объяснение нового материала – 25 минуты.

  4. Закрепление – 5 минут.

  5. Итоги – 3 минуты.

  6. Домашнее задание – 1 минута.

Основные понятия: закон, Конституция.

Оборудование: раздаточный материал – тексты документов.

Список литературы для учеников:

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2011.

Конституция РФ.

Список литературы для учителя.

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2011.

Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2009.- 304 с.

Обществознание: человек, право, экономика. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Л.Н. Боголюбов, Л.И. Иванова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. — М.: Просвещение, 2008.- 111 с.

Тексты правовых документов: Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, законы об образовании, об охране природы, о воинской обязанности, о средствах массовай информации.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

А) дисциплинарный

Б) тематический

  1. Опрос (10 мин.)

Тест. Приложение 1.

  1. Объяснение нового материала в форме эвристической беседы (25 мин.)

  2. Давайте вспомним период истории начала 17 века, как он назывался?

    Что такое Смута?

    Как это выразилось в экономике?

    Как это выразилось в политической сфере?

    Как это связано с отношениями с другими странами?

    Как это отразилось на жизни людей, их быте, отношениях?

    И все это стало возможным, потому что в России перестали соблюдаться законы. А это может привести к самым трагическим последствиям. Наша страна в начале 17 века стояла на пороге потери независимости.

    На какой вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке?

    Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что такое закон. Высказывайте свои предположения.

    Обобщив все выше сказанное, мы можем записать определение закона: это правила или нормативно-правовые акты, которые устанавливает государство для регулирования общественных отношений.

    В каких документах у нас зафиксированы законы?

    Какой из этих законов является основным законом страны?

    Давайте познакомимся с отдельными статьями Конституции и обсудим правила, которые в них обозначены.

    Обобщив работу групп, мы можем придти ответить на вопрос урока: Почему важно соблюдать законы?

    Законы устанавливают порядок в обществе.

    А порядок – по словам Пифагора – абсолютная надежность.

    Государство не только устанавливает законы, но еще и заботится и добивается их соблюдения.

    А если кто-то нарушил закон. То оно должно наказать виновного.

    Смута

    Это период хаоса, разрушений, разрухи и беззакония.

    Упадок хозяйства, запущенные пашни, остановилась торговля.

    Началась жестокая борьба за власть, в России развелось множество самозванцев, некоторым удалось даже попасть на московский трон.

    На территорию нашей страны вторглись войска иностранных государств.

    Люди стали ненавидеть друг друга, брат пошел на брата, отмечались случаи людоедства во время голода, на дорогах было очень опасно, так как по стране бродили шайки разбойников.

    Почему важно соблюдать закон?

    • Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.

    • Закон – высший нормативный акт государственной власти.

    • Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.

    • Законы – обязательные нормы поведения в обществе.

    • Законы – правила, которые устанавливает государство.

    Законы зафиксированы в Конституции, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Трудовом, есть специальные законы об образовании, о средствах массовой информации, об охране природы.

    Анализ Конституции — работа в группах. (5 групп)

    1 группа

    Вопросы:

    1. С какими правами вы познакомились? (Право на жизнь. Право на охрану достоинства. Право на свободу и личную неприкосновенность)

    2. К какому виду прав они относятся? (гражданские права)

    3. Для чего нам нужны эти права? (Чтобы в жизни людей был порядок)

    2 группа:

    1. С какими правами вы познакомились? права участвовать в государственном управлении, избираться и быть избранным в государственные органы, право участвовать в отправлении правосудия, право обращаться в государственные органы)

    2. К какому виду прав они относятся? Это политические права

    3. Для чего нам нужны эти права? Они необходимы для установления порядка в политической сфере.

    3 группа:

    1. С какими правами вы познакомились? Право на частную собственность, право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом, право на труд.

    2. К какому виду прав они относятся? Это экономические права

    3. Для чего нам нужны эти права? Они нужны, чтобы был порядок в экономической сфере.

    4 группа:

    1. С какими правами вы познакомились? Право на жилище, на медицинскую помощь, право на образование, на социальное обеспечение.

    2. К какому виду прав они относятся? Это социальные права

    3. Для чего нам нужны эти права? Они необходимы чтобы устанавливать порядок в социальной сфере.

    5 группа:

    1. С какими правами вы познакомились? Право на свободу научного, художественного, литературное, техническое творчество, право пользоваться учреждениями культуры, участвовать в культурной жизни, а обязанность – охранять и беречь культурное наследие.

    2. К какому виду прав они относятся? Это культурные права

    3. Для чего нам нужны эти права? Их написали, чтобы соблюдать порядок в культурной сфере.

    Общий вывод групп: закон нужен, для того, чтобы поддерживать порядок в государстве.

    Закрепление (5 мин.)

Упражнение мячик: кидайте друг другу и называйте права, с которыми вы познакомились сегодня на уроке.

  1. Итоги (рефлексия) (2 мин.)

Продолжите фразу:

Я понял…

Я узнал…

Я познакомился …

Я научился …

Домашнее задание (1 мин.) Стр. 78-80, подобрать пословицы о порядке и законе (не менее 5).

Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. I вариант.

А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

  1. Привычка 2) Ритуал 3) церемония 4) Образ

А 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

  1. Образ жизни и действий

  2. традиционно установившиеся правила поведения

  3. установленные государством общеобязательные правила

  4. Внешние формы поведения человека

А 3. Формальные нормы (правила) это

  1. Нормы, четко зафиксированные в письменной форме

  2. Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно

  3. Нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой

  4. Поведение, которое обязательно для данной группы людей

А 4. Система правил поведения, принятая в определённых социальных кругах и составляющая единое целое

  1. Этикет 2) норма 3) церемония 3) ритуал

А 5. Права, которые обеспечивают возможность участия в управлении страной

1) экономические 2) культурные 3) политические 4 ) социальные

А 6. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан

  1. Конституция 2) Хартия вольности 3)Декларация прав человека 4) Административный кодекс

В1. Укажите вид прав

Права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это_____________________________________________________________________

В2. Укажите характер прав человека

Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других, это значит, что права человека носят _________________ характер

С1. Какими правами обладает ребёнок, которому не исполнилось 14 лет?

Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. II вариант.

А 1. По направленности выделяют виды норм

  1. Предписывающие и запрещающие

  2. Формальные и неформальные

  3. Нормы-правила и нормы-ожидания

  4. Групповые и индивидуальные

А 2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству это

  1. Обычай 2) закон 3) норма 4) церемония

А3. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих это

  1. Манеры 2) этикет 3) норма 4) закон

А4. А. Правила этикета складывались веками

Б. Правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени

1) верно и А и Б 2) верно только А 3) верно только Б 4) оба утверждения неверны

А 5. Права, обеспечивающие духовное развитие личности, это

  1. Культурные 2) гражданские 3) экономические 4) политические

А 6. Обеспечивает соблюдение и гарантирует права человека

  1. Родители 2) государство 3) политическая партия 4) сам человек

В1. Укажите вид прав

Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни _____________________________________________________________________

В2. Укажите характер прав человека

Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят _________________ характер

С1. Какие возможности приобретает ребёнок, когда ему исполняется 14 лет?

Приложение 2.

Группа № 1.

Конституция Российской Федерации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Вопросы:

  1. С какими правами вы познакомились?

  2. К какому виду прав они относятся?

  3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 2.

Конституция Российской Федерации.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 3.

Конституция Российской Федерации.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 4.

Конституция Российской Федерации.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

Группа № 5.

Конституция Российской Федерации.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вопросы:

1. С какими правами вы познакомились?

2. К какому виду прав они относятся?

3. Для чего нам нужны эти права?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *