урок `Состав и значение третичного сектора в экономике России


Конспект урока по географии 9 класс
Образовательная область: география
Целевая аудитория: учащиеся 9-х классов
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Применяемые технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии, здоровьесберегающей технологии, Программно-методическое обеспечение:
Программа География 6-9 классы. Сост. Е.В. Овсянникова. — М: « Дрофа»,2009 .
Учебник В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России «Хозяйство и географические регионы» , 9 класс — М.: « Дрофа»,2010».
Атлас и контурные карты — М: « Дрофа», 2010.
Оборудование:
Географические настенные карты: « Транспорт России».
Используемы ЭОР: мультимедиа-презентация
« Инфраструктурный комплекс» Microsoft Office Power Point 2007.
Интерактивная доска
Ноутбуки
Место урока в теме: 1 урок в теме « Инфраструктурный комплекс»
Тема: Состав и значение третичного сектора в экономике России.
Цели:
Учащие должны иметь представления о составе и роли третичного сектора в экономике страны.
Задачи:
Развивать мышление учащихся, привлекая к анализу таблиц, диаграмм, обобщению материала и формулировке выводов.
Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.
Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.
Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России. Прежде чем перейти к изучению новой темы. Вспомним, что называется хозяйством страны?
Слово «хозяйство» в русском языке имеет синоним
Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства?
Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны?
Мы знаем, что главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения. Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.
Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны.
Задания. 1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность , химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.
2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышлен

schoolfiles.net

Методическая разработка по географии (9 класс) на тему: Урок географии в 9 классе по теме «Состав и значение сферы услуг»

Урок географии в 9 классе по  теме «Состав и значение сферы услуг»

Цели:

Обучающие должны иметь представления о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

Задачи:


  • Развивать мышление обучающихся, привлекая к анализу таблиц, обобщению материала и формулировке выводов. 

  • Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.

  • Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

  • Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;

Планируемые результаты:

Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков. 

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; выполнять самоанализ полученных знаний.


Ход урока.

1.Организационный момент.

     2. Актуализация знаний.

Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России. Прежде чем перейти к изучению новой темы. 


  • Вспомним, что называется хозяйством страны? (Хозяйство — совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющие потребности населения)

  • Синоним слова хозяйство (ЭКОНОМИКА)

  • Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства?(что, как и для кого)

  • Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны? (обеспечение населения благами)

  • главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения.


Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.


  • Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны. (Первичный и вторичный)

  • Учитель: Как еще называют этот первичный сектор?

  • Ученик: Его называют добывающим. 

  • Учитель: Главная задача этого сектора?

  • Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.

  • Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.

  • Ученик: Вторичный сектор. 

  • Учитель: Чем он занимается?(переработкой)


Задания. 1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность , химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.

2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, легкая промышленность.

Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?

Этот сектор называется — третичный.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению Третичного сектора — отрасли, которого производят услуги. И как звучит тема нашего урока? Запишите тему урока в тетрадь «Состав и значение сферы услуг».

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 годах 20 века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».
Ученики: Это понятие означает

1.Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

Инфраструктура- это Термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

2. Инфраструктура — отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

3. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения 

Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них. 

Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на таблицу 9 стр.63 учебника,  которая показывает долю сферы услуг в экономике отдельных государств.  Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о тенденциях развития сферы услуг в США, Великобритании, ФРГ и России.

Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США, Великобритании и ФРГ очень высокая,  она составляет более 70%, а в России 55% ,можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно — ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему?

Ученик: Нам не хватает знаний по этой теме.

Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему , что мы должны узнать и понять сегодня на уроке. 

Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса. 

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания. 

Рассмотрим 1 часть инфраструктурного комплекса- сферу обслуживания. Слайд6

Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.

Учитель: Что такое услуга? 

Ученик: Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. ( запишем в тетрадь) 

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги

Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр.61-62, таб 7-8. И сделайте выводы.

Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Я считаю , что их можно разделить по характеру , периодичности потребления и по широте круга потребителей.

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля, общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление. 

2.Ученик: продолжает По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда — парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по кругу потребителей:  нужные всем —  покупка продуктов, многим- транспортные услуги,  нужные немногим — атосервис.

Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.

Начну я, вы внимательно следите. 
Я — учитель. Моя профессия относится к отрасли — образование. Значит моя услуга по характеру — нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

–  Парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем.
— Водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру — материальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим

– Врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей — нужные немногим

Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. 
Самостоятельная работа.

Задание1. Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу: 


№п/п


Название отрасли


Предприятия, производящие услуги


1.


Образование


2.


Здравоохранение


3.


Рекреационное хозяйство


4.


Культура и искусство


5.


Физкультура и спорт


6.


Торговля


7.


Общественное питание


8.


Бытовое обслуживание


9.


Коммунальное обслуживание


10.


Государственное управление.

Задание2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории Прохоровского района и выразить свое отношение к проблеме развития комплекса на территории района. 

Предполагаемый ответ: На территории нашего района есть много предприятий , которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки,  множество магазинов, рынок , дом культуры .

Нам бы хотелось, чтобы было больше спортивных площадок во дворах, чтобы в нашем районе был хороший парк отдыха. 
Задание 3 Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока.


№ п/п


Название района


Доля инфраструктуры в территории в%


1.


Центральный


10


2.


Дальневосточный


0,5

Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например: в наиболее развитом районе страны — Центральном – инфраструктурой занято10% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5% .Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.
Учитель: Действительного развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России- это слабое развитие инфраструктурного комплекса. 

И сейчас это приоритетная задача перед нашим государством. 


ФИЗМИНУТКА


Учитель: Обратите Внимание на рис 23 стр 63, что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает? 

Ученик: Это коммуникационная система. Коммуникация — это путь сообщения, связь одного места с другим. Охватывает транспорт и связь. И главная задача доставка грузов и пассажиров и передача информации.

Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?

Ученик: Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет. 

Учитель: Транспорт России-коммуникационная сфера хозяйства по перемещению в пространстве людей и грузов. 

Подведение итогов. 

Итак, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока.

Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? 

Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль  в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного сектора, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.

Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?

Ученик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета. 

Все цели были достигнуты?

1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса.

Обучающиеся:


  • Инфраструктурный комплекс- жизненно важная группа отраслей современного хозяйства. От его развития зависит экономическая мощь страны.

  • Долгое время комплекс считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля его в экономике страны на много ниже, чем в развитых странах.

  • Становление инфраструктурного комплекса — приоритетное направление современного экономического развития. 


Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия. 

IV. Закрепление. Тестирование. 

1.Установите соответствие:

Частота спроса Вид услуг

1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники

3.Периодические. В.Покупка продуктов

2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.

3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения это__________________________________ .

Домашнее задание: п.13

nsportal.ru

Конспект урока по Географии Третичный сектор экономики России — Инфраструктурный комплекс 9 класс


Конспект урока по географии 9 класс
Предмет: География
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.
Тип урока: Общеметодической направленности
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии.
Тема урока: «Третичный сектор экономики России — Инфраструктурный комплекс».
Цели урока:
познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
продолжить работу со схемами, таблицами;
воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
развивать речь учащихся, географическое мышление.
Оборудование урока: Учебник. Интерактивная доска, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучали? (АПК) – Назовите главную задачу АПК.– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? – Чем занимается 3 звено АПК? – Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть все. Прочитайте, задания пока я напоминаю правила игры, и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя. – Оленеводство развита на Северном Кавказе.– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.– Важнейшей зерновой культурой России является овес.– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1). 
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в нашем селе.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 3).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части (стр.147)
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система
Транспорт. связь Сфера обслуживания
Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
Наука и образование (ВУЗы, школы)
З

univerfiles.com

План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: План-конспект урока «Инфраструктурный комплекс России»

Урок географии в 9-м классе по теме «Инфраструктурный комплекс»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
  2. продолжить работу со схемами, таблицами;
  3. воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
  4. развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: Проектор, 3 презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК) 
– Назовите главную задачу АПК.( Обеспечение людей  продовольствием)
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? ( три  основных  звена)
– Что  относится к  3 звену АПК? ( Пищевая и легкая  промышленность)
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК? (отрасли, использующие необработанное  сырье— крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная; и отрасли, использующие  сырье,  прошедшее переработку— чаеразвесочная, кондитерская ,хлебопекарная, макаронная)

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой и легкой  промышленности проведем небольшой  тест из 8 вопросов.

1. Основным звеном АПК является:

А) растениеводство;          Б) животноводство;      В) сельское хозяйство.

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы(плодородия),называются:

А) рекультивация         Б) мелиорация;           В) рентабельность.

3. К первому звену АПК относится:

А) производство удобрений;  Б) пищевая промышленность;   В) торговля.

4. Основная часть картофеля(90%) в стране выращивается на:

А)фермерских хозяйствах;      Б) в колхозах;   В) личных подсобных хозяйствах.

5. Важнейшей зерновой культурой России является:

А) гречиха;                Б) овес;               В) пшеница.

6. Полеводство занимается возделыванием:

А) овощей;        Б) зерновых культур;          В) технических культур.

7. В Нечерноземной зоне выращивают:

А) лен-долгунец;         Б) сахарную свеклу;         В) подсолнечник.

8. найдите соответствие:

1 тундра                                             Б. рожь, ячмень, лен                                            

2 лесная зона                                    А. оленеводство                                                                

3 лесостепи и степи                          Г. Овцеводство.                                                                                                                                                                                4 полупустыни                                   В. пшеница, кукуруза, сахарная   свекла.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся  еще  с  одним   межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе  урока  определить проблемы  в различных отраслях инфраструктурного комплекса. Познакомимся с  инфраструктурным  комплексом поселка  Излучинск и города  Сочи.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать  в  тетрадь).

Коммуникационная система

Транспорт  и  связь

 Состав  инфраструктурного  комплекса

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит?   Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

По своему характеру, широте  круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются . 
Откройте страницу 132 учебника и  найдите таблицу 31.
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу( нематериальные), на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе. 
Посмотрите на таблицу 32. .(слайд 13) 
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

ВЫВОД:  Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос: А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?   (Инфра- — (infra-) — приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 131 (в сноске  внизу  страницы)

Каково же значение этого комплекса? .(слайд 15) 

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой).

Вся  инфраструктура  подразделяется на несколько  видов. Посмотрим  на  слайде  какие  виды инфраструктур  бывают. .(слайд 15) 

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

(Внимание! Проблема! Стр.137) — прочитать  вслух.

— А сейчас  посмотрим  какую  долю  инфраструктурный  комплекс  занимает  в экономике  отдельных  стран в  процентах  к внутреннему  валовому  продукту

— Что  такое  внутренний  валовый  продукт? .(слайд 16) 

В  России  развитию  инфраструктурного  комплекса  долгое  время  не  уделялось  должного  внимания. Поэтому его доля в  экономике России  намного  ниже, чем  в  развитых  странах  мира

..А сейчас  давайте обратимся к социальной  инфраструктуре. Что  она  собой  представляет у нас  в Излучинске?

-Запишите в тетрадь это  определение.

Социальная инфраструктура — это система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли , культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
— А сейчас  Валя  Степаненко представит вашему  вниманию инфраструктурный комплекс нашего поселка.

Презентация «Излучинск»

Вы  все  прекрасно  знаете, что в нашей  стране сейчас  проходят  22 зимние  Олимпийские  игры в городе  Сочи. Для  проведения  этой  Олимпиады  наше государство выделило колосальную  сумму  денежных  средств   для  создания  уникальной во  всем  мире  инфраструктуры. Было  построено  свыше  300 различных  зданий  и  сооружений. Бакаев  Тимур  познакомит вас  с некоторыми  из них. Он  потрудился и сделал выборку самых значимых объектов.

Презентация  «Сочи»

5. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

6. Домашнее задание.

§ 31 страница  131 – 137

Прочитать  и ответить на  вопросы  после  параграфа.

Приготовить презентации по видам  транспорта.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

        

nsportal.ru

Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Презентация по теме: «Сфера услуг»

Слайд 1

Цели урока : Выявить какие отрасли относятся к непроизводственной сфере; Показать состав сферы услуг, науки и их географию; Развивать умение обобщать полученные результаты; Формировать личную жизненную позицию. Непроизводственная сфера.

Слайд 2

Географический диктант 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. УСЛУГА ВИДЫ ТРАНСПОРТА ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВИДЫ УСЛУГ

Слайд 3

Состав непроизводственной сферы . 1.Отрасли непосредственно обслуживающие население (сфера обслуживания) 2.Отрасли обеспечивающие существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка)

Слайд 4

Сфера Обслуживания Обслуживание — это предоставление услуг Услуга – это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности- индивидуального потребителя («заказчика».. «клиента»)

Слайд 5

СОСТАВ СФЕРЫ УСЛУГ ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ НАЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Слайд 6

Отраслевой состав сферы услуг: 1. Розничная торговля и общественное питание Сеть магазинов, киосков, рестораны, кафе.

Слайд 7

2. Жилищно — коммунальное хозйство Обслуживание жилых домов, ремонт жилья, водо- и электроснабжение, удаление мусора, благоустройство домов.

Слайд 8

3. Услуги по социальному обеспечению населения Содержание домов для престарелых, Пенсионное обеспечение, социальное страхование

Слайд 9

4. БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Ателье по индивидуальному пошиву,услуги, связанные с личной гигиеной,с уходом за домом, пункты проката.

Слайд 10

5. КРЕДИТНО — ФИНАНСОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Сеть банков, страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов.

Слайд 11

6. Рекреационное обслуживание Рекреация – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека Организация туризма и экскурсий, домов и баз отдыха

Слайд 12

7. УСЛУГИ СВЯЗИ. Почта, телеграф, телефон, интернет, мобильная связь

Слайд 13

8. Культурное обслуживание Театры Цирки Библиотеки Дома культуры Издательства Телевидение

Слайд 14

9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Детские сады Школы ВУЗы

Слайд 15

10. Медицинское обслуживание Больницы Аптеки Поликлиники Медицинские центры

Слайд 16

11. Пассажирский транспорт

Слайд 17

Вывод: Значение сферы услуг. Особенности размещения сферы услуг.

Слайд 18

Наука Наука -сфера человеческой деятельности, главная задача которой является получение и систематизация разнообразных знаний Состав: 1.Научные кадры- ученые 2.НИИ 3.Города- научные центры (примеры) 4.Наукоемкие отрасли хозяйства (примеры)

Слайд 19

Особенности размещения: Около половины научных организации страны расположено в Центральной России (2/5) и на северо-западе (1/8). Здесь же сосредоточена основная часть научных кадров. ( соответственно 58% и 12%). в географии российской науки исторически сложились значительные диспропорции. Они сглаживаются по мере создания новых научных центров в других районах страны.

Слайд 20

технополисы это особые территориальные образования объединяющие научные центры с наукоёмкими предприятиями промышленности . Состав: 1. Научный центр. 2.Опытные предприятия 3. Крупные промышленные предприятия.

Слайд 21

Задание: Составить классификацию сферы услуг района Свиблово. Сделать вывод о развитости сферы услуг в районе. Домашнее задание: §16, тетрадь.

nsportal.ru

План — Конспект по географии на тему «Отраслевая структура хозяйства России» (9 класс)

Цель:получить представление о теме «Отраслевая структура хозяйства России». В ходе занятия вы узнаете об особенностях природо-хозяйственных регионов страны, где размещаются хозяйственные объекты, в чем причины такого распространения, как их расположение связано с интересами управления.

Тема: Общая характеристика хозяйства России 

Урок: Отраслевая структура хозяйства России

1. Что изучает география хозяйства

География хозяйства, как и любая другая географическая наука, занимается изучением размещения хозяйственных объектов на земной поверхности. Основные вопросы, которые она пытается решить: где размещаются хозяйственные объекты, почему они так размещаются, что нужно сделать для того, чтобы их размещение было более удобным и благоприятным для хозяйственной деятельности человека.

2. Что такое хозяйство (экономика)

Хозяйство (или экономика)

 – это совокупность всех богатств, которые созданы природой и деятельностью человека и направлены на удовлетворение потребностей человеческого общества.

3. Задачи экономики

Главная задача экономики – максимальное удовлетворение потребностей человеческого общества в продуктах питания, товарах и услугах. Любая экономика отвечает на три основных вопроса:

1. Что производить? Т.е. какие товары и услуги необходимы.

2. Как производить? Какие технологии использовать для производства этих товаров и услуг.

3. Для кого производить? Как распределяются произведённые товары и услуги?

4. Задачи географии

География отвечает на вопрос: где размещаются основные хозяйственные объекты, которые будут производить товары и услуги? При этом география должна учитывать особенности производства, причины-факторы, которые влияют на размещение этого производства, но и, конечно, особенности перемещения этих товаров и услуг по территории страны.

5. Структура хозяйства

Хозяйство – это структура, состоящая из огромного количества разнообразных элементов.

Самым маленьким «кирпичиком» любой структуры хозяйства является предприятие или учреждение.

Предприятие  — самостоятельная единица хозяйства, которая выполняет определённые функции

В России насчитывается более трех миллионов предприятий. Но многие из этих предприятий выпускают похожую продукцию, поэтому предприятия, выпускающие однородную продукцию, выполняющие определённые задачи в хозяйстве страны, объединяются в более крупные группы, которые называются отраслями хозяйства.

Отрасль хозяйства – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или услуги.

6. Пример отрасли хозяйства

Пищевая промышленность – это отрасль хозяйства, которая занимается производством продуктов для удовлетворения потребностей человека.

Все эти предприятия выпускают очень разную продукцию. Все эти производства используют разную сырьевую базу и свои собственные технологии. Конечный продукт их очень отличается друг от друга. Но все вместе они производят продукты питания, которые удовлетворяют потребности людей. Поэтому все эти производства очень разные. Они объединяются в одну отрасль хозяйства – пищевую промышленность.

7. Отраслевая структура хозяйства

Крупные отрасли хозяйства – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные услуги, образуют отраслевую структуру хозяйства.

 

Рис. 1. Отраслевая структура хозяйства России

Отраслевая структура хозяйства – это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Самая крупная отрасль хозяйства нашей страны– это промышленность. Она производит 31,5% валового внутреннего продукта нашей страны. В свою очередь промышленность подразделяется на более мелкие отрасли, которые можно объединить в две большие группы: тяжёлая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность.

В свою очередь тяжёлая, лёгкая и пищевая промышленность подразделяется на более мелкие отрасли. Например, топливная промышленность относится к тяжёлой промышленности. Она же делится на газовую, нефтяную, угольную и др. 

Тяжёлая промышленность – это группа отраслей, которая занимается производством товаров, которые необходимы для других отраслей. Занимается добычей полезных ископаемых, производством электроэнергии, металла и различных машин и оборудования. 

Лёгкая и пищевая промышленность – это товары, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей.

8. Секторы экономики

Отраслевая структура хозяйства формируется по мере того, как происходит формирование человеческого общества. В мировой статистике обычно принято все отрасли хозяйства объединять в группы, которые называются секторами. По мере того как развивалось хозяйство любой страны, в её экономике появляются сектора.

Первичный сектор экономики – это группа отраслей, которая занимается изъятием природных ресурсом и затем использованием их. К первичному сектору относится добывающая промышленность, сельское хозяйство, охота и рыболовство. Это одни из старейших видов человеческой деятельности.

К вторичному сектору экономики относятся все отрасли, которые связаны с переработкой природных ресурсов. Мы уже говорили о том, что в экономике производится металл и есть такая отрасль, как металлургия; производятся различные химические продукты, и этим занимается химическая промышленность; электроэнергетика производит электроэнергию. Все эти отрасли являются отраслями вторичного сектора.

Третичный сектор – это не производство материальных благ, а оказание услуг. К третичному сектору относится транспорт, сфера обслуживания, парикмахерские, театры, образовательные учреждения.

Наконец в конце XX – в начале XXI века начал формироваться четвертичный сектор, включающий в себя науку, финансы, управление. Сектор, который прежде всего направлен на работу с информацией, на её получение и обработку.

9. Этапы социально-экономической истории человечества

На каждом этапе развития человеческого общества один из секторов является основным, главным, ведущим. По количеству людей, занятых в этом секторе, и по объёму продукции, который он производит.

К настоящему моменту историки и экономисты выделяют три этапа, которые прошли в своём развитии человеческое общество: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

 

Первый этап – доиндустриальный (аграрный). Ведущей сферой хозяйственной деятельности является первичная сфера. Основной отраслью на данном этапе является сельское хозяйство. Такой тип хозяйственной структуры сохранился в некоторых странах мира до настоящего момента. Это наиболее слаборазвитые страны Африки.

Второй этап – индустриальный. Ведущей отраслью хозяйства на данном этапе является промышленность. Основная сфера – вторичная сфера. Данный тип экономики характерен для большинства современных стран. Такие страны можно найти и в Европе, и в Азии, и в Латинской Америке. Яркими примерами в данном случае являются Украина и Китай.

Третий этап – постиндустриальный. К этому этапу перешли некоторые страны. Такие как некоторые страны Западной Европы (например, Германия, США, Япония). На этом этапе ведущей отраслью хозяйства является непроизводственная сфера или сфера услуг. Основными секторами экономики является третичный или четвертичный. А основным товаром является информация.

 10. Место России в мировой хозяйственной структуре

Россия находится на переходном этапе от индустриального к постиндустриальному этапу своего развития.

При этом можно говорить о том, что большие размеры нашей территории и большое количество различных субъектов федерации, которые находятся на её территории, имеют разный уровень экономического развития.

На территории России есть территории, например, такие как Калмыкия, Тыва или некоторые района Крайнего Севера, где ведущим сектором экономики остаётся первичный сектор –  добывающая промышленность и сельское хозяйство России.

Урал, Поволжье, да и, в общем-то, и Центральная Россия являются примерами территорий, где основным типом является индустриальная структура хозяйства. И ведущими отраслями является промышленность.

Ну а такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, можно уже считать, что они уже вступили в постиндустриальную эпоху. Поэтому мы и  говорим, что Россия находится как раз на переходе от индустриального к постиндустриальному этапам своего развития.

11. Изменения в отраслевой структуре хозяйства

Как и почему происходят изменения в отраслевой структуре хозяйства? В течение довольно долгого времени этот вопрос был не понятен для учёных и экономистов.В 20-30 годы XX века русский учёный Николай Дмитриевич Кондратьев создал теорию, которая получила название теория больших циклов. В этой теории Н.Д. Кондратьев обосновал причины, которые приводят к смене одного типа хозяйствования другим. 

Рис. 2. Н.Д. Кондратьев Рис. 3. Теория больших циклов (циклы Кондратьева)

Рис. 4. График развития экономики

Он выделил большие циклы Кондратьева. У каждого такого цикла есть повышательный и понижательный этапы. Во время повышения происходит появление новых отраслей, развитие новых технологий. Экономика развивается очень быстрыми темпами, и появляются новые продукты и результаты деятельности хозяйства. Постепенно рост экономики замедляется. Отрасли-лидеры начинают постепенно сворачивать производство. Предприятия переносятся в другие части страны. В экономике начинаются кризисные явления. Но это является толчком для того, чтобы все те открытия и изобретения, которые были сделаны на этапе развития экономики, начали использоваться и применяться. Это стало толчком к новому экономическому развитию. При этом на экономическую арену выходят новые отрасли хозяйства, которые и способствуют его дальнейшему развитию.

Н.Д.Кондратьев считал, что эти экономические циклы продолжаются примерно 50 лет. Он установил, Рис. 4. График развития экономики, что смена технологических укладов (или экономических циклов) и является причиной изменений, которые происходят в отраслевой экономике любой страны, в том числе и России. 

12. Межотраслевые комплексы

Отрасли хозяйства взаимодействуют друг с другом. И в результате в экономике образуются межотраслевые комплексы.

Межотраслевой комплекс – это совокупность отраслей хозяйства, которые тесно взаимодействуют друг с другом и выпускают однотипную продукцию.

Например, топливно-энергетический комплекс. В состав его входят две отрасли: топливная и энергетическая. При этом сырьём для производства является топливо, а конечным результатом является энергия. При этом топливо, уголь, нефть, газ являются ещё и энергетическими ресурсами.

В состав межотраслевых комплексов входят иногда очень разные отрасли, которые относятся к разным секторам экономики. Например, агропромышленный комплекс. Основа этого комплекса – сельское хозяйство, которое относится к первичному сектору. Транспортировкой сельскохозяйственной продукции и всего того, что нужно для удовлетворения потребности сельского хозяйства, занимается транспорт, а это уже третичный сектор экономики. Для развития сельского хозяйства необходимы минеральные удобрения, средства защиты растений и ядохимикаты. Эту продукцию производит химическая промышленность, отрасль вторичного сектора. И наконец, для того чтобы сельское хозяйство развивалось, необходима наука, которая будет готовить кадры, проводить научные исследования, и это уже отрасли, которые относятся к четвертичному сектору. 

В хозяйстве России выделяются несколько межотраслевых комплексов. Это топливно-энергетический, комплекс конструкционных материалов, машиностроительный, агропромышленный и инфраструктурный комплекс.

 

Список рекомендованной литературы

  1. .

 

infourok.ru

Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Урок 9 класс Вторичный сектор экономики

Слайд 1

Хозяйство России

Слайд 2

Хозяйство страны (экономика) Совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий ее существования

Слайд 3

Уровни развития хозяйства

Слайд 4

ВВП в млрд.долл.США

Слайд 6

Уровни развития хозяйства

Слайд 7

В долларах

Слайд 8

Устройство хозяйства

Слайд 9

Устройство хозяйства Совокупность всех отраслей составляет хозяйство (экономику) страны .

Слайд 11

Отраслевая структура состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства Отраслевая структура хозяйства стран мира (% от ВВП)

Слайд 12

Отраслевая Структура хозяйства России

Слайд 13

Структура Промышленности

Слайд 14

Сектора хозяйства

Слайд 15

Межотраслевые комплексы Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга

Слайд 16

Ответьте на следующие вопросы: А) Важнейшими показателями оценки уровня развития хозяйства являются Б ) Сколько составляет ВВП России. Какое место Россия занимает по этому показателю. В ) Отрасль хозяйства – это: Г ) Перечислите крупные отрасли. Приведите пример 2-х отраслей промышленности. Д ) отрасли, занимающие 1,2,3 место в России Е ) Распределите сектор и отрасль: I сектор II сектор III сектор Отрасли : транспорт, рыболовство, химическая промышленность, сельское хозяйство, наука, связь, добыча полезных ископаемых, образование, металлургическая промышленность. Ж) Приведите пример межотраслевого комплекса

Слайд 17

Домашнее задание 1) С. 10 № 1,2,3 2) Привести примеры (3-4 шт.) известных Вам видов продукции, которые производит Россия по следующим отраслям, в том числе какими видами продукции России знаменита на мировом рынке: Машиностроение Химическая промышленность Сельское хозяйство Рыболовство

Слайд 19

Структура наукоемкости Prezentacii.com

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *