«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы
Фото: UGCПочти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.
«На дне»: краткое содержание
Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.
«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.
Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:
- Михаил Иванович Костылев (54 года).
Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.
- Василиса Карповна (26 лет).
Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.
- Наталья (20 лет).
Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.
- Абрам Иванович Медведев (50 лет).
Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.
Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.
- Васька Пепел (28 лет).
Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.
Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.
- Андрей Бубнов (45 лет).
Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.
- Барон (33 года).
Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.
- Актер (около 40 лет).
Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.
- Андрей Митрич Клещ (40 лет).
Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.
- Сатин (около 40 лет).
Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGCПредставив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:
Действие первое
Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.
Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.
Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.
В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.
В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.
Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.
Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.
Действие второе
Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.
Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.
Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:
- Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет.
- Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи.
- Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике». Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой.
Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:
- Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
- Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
- В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
- Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.
Действие третье
Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:
- Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.
Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.
Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.
Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.
- Ссора между Пеплом и Василисой.
Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.
- Костылев ссорится с Лукой.
Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.
- Семейная ссора.
Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.
Действие четвертое
В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.
Далее события разворачиваются следующим образом:
- Ссора Насти и Барона.
Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.
- Приход Бубнова и Медведева.
Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGCЧитайте также: «Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ
«На дне»: анализ произведения
Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.
Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:
- Замысел и история создания.
Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.
- Тема и конфликт.
В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.
Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.
Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.
- Особенности композиции и жанр.
Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.
События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки.
По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.
Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.
Читайте также: «Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы
Оригинал статьи: https://www. nur.kz/family/school/1849444-na-dne-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy/
«На дне» краткий и полный пересказ + история создания
Краткий пересказ сюжета пьесы Горького «На дне»
Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом. Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов. Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист. А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.
Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг. Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.
Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва. Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.
Информация о произведении
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году Максимом Горьким, в то время её посчитали дерзкой и новаторской по своему жанру. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев. События происходят в дешёвой ночлежке, где проживают люди потерявшие всё и оказавшиеся на самом «дне». Основным вопросом пьесы является размышление об истине и сострадание. Что из этого выбрать? Что лучше, пожалеть человека или открыть ему глаза на его ошибки?
Что же всё-таки нужнее? Проблематика этого драматического произведения многогранна. В нём говорят о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выясняют имеет ли право на существование лож во имя утешения. Размышляют о том, имеет ли человек возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.
Познакомившись с героями и кратким содержанием «На дне», вы сможете получить представление об основных конфликтах, рассмотренных в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет думать и несёт в себе множество дилемм.
Это интересно: «Мастер и Маргарита» краткое содержание по главам.
Список персонажей пьесы «На дне» и их краткая характеристика
- Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
- Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
- Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
- Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
- Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
- Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
- Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
- Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
- Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
- Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
- Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
- Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
- Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.
Главные герои
Костылев Михаил, 54 лет, хозяин ночлежного дома.
Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла.
Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
Бубнов – картузник, 45 лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
Барон – бывший аристократ 33 лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
Акт первый
В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя). В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.
Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.
Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.
А подметанием занялся Лука.
Акт второй
Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл. Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».
Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.
Акт третий
Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева. И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.
Акт четвёртый
А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.
Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.
Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит. И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.
Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве
На пустыре — заднем дворе ночлежки — сидят Наташа, Лука, Барон, его сожительница Настя и Клещ. В окно выглядывает Бубнов. Настя рассказывает о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон со смехом говорит, что история взята из прочитанного ею бульварного романа.
Лука уводит обиженную Настю, ласково утешая. Наташа признаётся, что сама ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.
Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука пожалел их, не стал убивать и прожил с ними на этой даче всю зиму. «Человек может добру научить» — заключает Лука.
Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Клещ кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает. Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга. Эта вера помогала человеку жить, но однажды учёный доказал ему, что праведной земли не существует, и человек повесился.
Реклама:
Бубнов не верит, смеётся и уходит. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру. Старик верит: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их.
Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.
Надо так жить… чтобы самому себя можно ‹…› было уважать…
Он просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, но девушка не верит Пеплу и не любит его. Василиса слушает их разговор из окна. Наконец, Наташа соглашается, но обещает повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе».
Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Между Пеплом и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.
Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи».
Реклама:
Лука возражает: есть люди, похожие на урожайную землю — «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.
Бубнов считает, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов хотел убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество — кожевенную мастерскую.
Появляются нищий Сатин и Актёр, который целый день не пил.
Сатин — нищий, около 40-ка лет, образованный, раньше работал на телеграфе и много читал, чем и теперь любит блеснуть
Сатин рассказывает Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком.
Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а становиться бездельником стыдно.
Тут выясняется, что Василиса опрокинула на ноги Наташе кипящий самовар. Разъярённый Пепел толкает Костылёва, тот падает и умирает. Василиса называет его убийцей. В ответ Пепел кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубеспамятстве, она проклинает Пепла.
Реклама:
История создания романа
История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков, Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.
Важно!
Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.
Пьеса Горького На дне — краткое содержание
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
В пьесе прослеживаются две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.
Первая линия связана с жизнью и взаимоотношениями обитателей ночлежного дома, хозяином которого является Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и у него есть жена Василиса Карповна, которой исполнилось 26 лет. Обитателями ночлежного дома являются люди, некоторые из которых уже не имеют никакого социального статуса, другие стараются изо всех сил удержаться в ранге «настоящих людей», работая, не покладая рук.
К таким относится, например, Андрей Митрич Клещ, которому исполнилось 40 лет. Он работает слесарем, стараясь заработать как можно больше, чтобы покупать лекарства своей больной жене Анне (ей 30 лет).
После того, как в конце пьесы Анна умирает, Клещ окончательно опускается, переставая работать. Кроме того, в ночлежном доме живут Сатин (около 40 лет), Актер (ему исполнилось 40 лет, и он действительно служил актером в провинциальных театрах), Васька Пепел (28 лет) – вор, в которого влюблена Василиса, уговаривающая его убить ее мужа. И хотя Васька все же сталкивается в драке с Костылевым, и нечаянно убивает его, он не любит Василису – он испытывает сильные чувства к ее сестре Наталье (20 лет), которую Василиса бьет из ревности. Также в ночлежке обитает Барон, бывший дворянин, полностью промотавший свое состояние и опустившийся на самое дно жизни, Бубнов, Алешка, Татарин и Кривой Зуб.
Вторая сюжетная линия связана с появлением в ночлежном доме странника по имени Лука. Это такой странствующий философ, который считает, что главное в жизни – не правда, а те слова, которые сумеют вселить в человека надежду. Поэтому он рассказывает Анне о том счастье, которое ждет ее в загробной жизни, говорит Актеру о клинике, где лечат алкоголизм, а Ваське Пеплу и Наташе советует убежать из дома и строить свое счастье в стороне от знающих их людей. Но как только события в пьесе достигают кульминации, Лука исчезает, что приводит к самоубийству Актера, потерявшего то направление в жизни, которое могло привести его хоть к какому-то счастливому исходу, и которое для него олицетворял Лука. Еще до бегства Луки в пьесе сталкиваются две философии – философия человека, жалеющего всех людей, и философия человека, стремящегося видеть правду жизни (Сатин).
Он, например, пытается добиться от Клеща ответа на вопрос, зачем тот работает. Оказывается, что работать людям надо не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы жить, как говорит Клещ, если люди бросят работать, они « с голоду сдохнут». Лука же уверяет, что человек должен жить, несмотря ни на что, так как он не может знать, что ждет его в будущем. Столкновение этих двух философий приводит к монологу Сатина о Человеке, где он говорит о том, что «Человек – это звучит гордо». Весь смысл того, что окружает человека, все мироздание направлено именно на то, чтобы человек мог почувствовать себя полноценным членом этого мира «Все в человеке, все для человека» — говорит в своем монологе Сатин.
На дне — краткое содержание пьесы Горького
События пьесы происходят в убогом жилище, это дом людей, оказавшихся на самом дне социального общества. Комната скорее напоминает тёмную, грязную нору, где люди прячутся от окружающей их действительности. Каждому обитателю этого убого жилья не нравится его жизнь, но ни один не пытается её изменить.
Контингент, населяющий этот незаурядный мирок: воришка Пепел, картузник Бубнов, падшая женщина по имени Настя, разорившейся купец бывший представитель аристократии – Барон. Квашня, зарабатывающая на жизнь, торговлей пельменями. Тут же в углу умирает от тяжёлой болезни Анна, от постоянных побоев, мужа и голода, она заболела чахоткой. В то время болезнь считалась смертельной и не поддавалась лечению. Неподалёку за верстаком слесарит муж Анны, он совершенно безразличен к умирающей жене. На печи залёг Актёр, человек, пребывающий в постоянном запое, не помнящий своей жизни и имени. У стены на нарах обосновался бывший Телеграфист.
Всем управляет Костылев и его жена Василиса, им принадлежит власть в этом падшем мире. У них свои законы и нравы. Люди в этой обители живут по своим правилам.
В центре комнаты стоит стол, именно за ним собираются постояльцы жилища. Он является главным предметом в комнате. За столом не только едят, тут решаются проблемы, происходят споры и ругань между жильцами, выносятся решения. За столом Настя читает старую книгу, Сатин и барон играют в карты. Между тем разгорается спор, жильцы не могу решить, кому мести пол, стоит шум и гам.
К своеобразной компании прибивается странник по имени Лука, он добрый и мирный человек, лишь по стечению обстоятельств он очутился среди этих падших и озлобленных людей. Лука постоянно напевает непонятную песню, Пеплу это не нравится. Пока идёт спор, Лука берёт метлу и занимается подметанием комнаты.
Видя умирающую в страданиях Анну, и полное безразличие к ней её мужа, да и всех окружающих, Лука находит добрые слова и как может, утешает её. Анна умирает, её муж, чтобы похоронить жену, продаёт весь свой инструмент. Теперь, оставшись ни с чем ему не заработать себе на хлеб и чарку водки.
Лука не вписывается в компанию, у него другие взгляды на жизнь, своя философия. Большинству обитателей ночлежке это не нравится. Постояльцы привыкли жить по своим правила и понятиям. Они прогоняют Луку прочь.
Воришка Пепел неравнодушен к Наталье, она в свою очередь терпит постоянные издевательства, и побои от своей сестры Василисы ведь она так же влюблена в воришку. Пепел решает уговорить Наталью бежать с ним.
Наталья соглашается, но берёт с Пепла слово, что тот не будет её избивать, и бросит воровать.Василиса задумала интригу, ей хочется избавиться от своего мужа, и она просит Пепла убить его, тот соглашается. Вскрывается побег Пепла и Натальи, Василиса в ярости, с кулаками она набрасывается на сестру и начинает её жестоко избивать. В ночлежке начинается драка между её обитателями. В полной неразберихе Пепел убивает Костылева, мужа Василисы, он решает убить и её, но вдова исчезает.
Позже актёр закончит свою жизнь самоубийством, а пока вся компания, потеряв нескольких своих постояльцев, сидит за столом и ведёт свою беседу о смысле жизни, о чести и совести. Кто-то вспоминает Луку и его философию.
Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким, скорее эксперимент. Так как Горький не был драматургом. Но в своём произведении писатель хотел показать читателю дно жизни, куда можно попасть. Одни люди лишь опустившись на самое дно, могут сделать рывок к новой и лучшей жизни. Другие так и останутся доживать свой век в нищете.
Мораль пьесы такова: человек сам выбирает свой путь и свою жизнь.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:На дне. Читательский дневник
Советуем почитать
- Краткое содержание Хирургия (рассказ Чехова)
Чехов был врачом и о медицине знал многое. Писатель использовал свои знания в работе над некоторыми произведениями. «Хирургия» — это юмористический рассказ, в котором два персонажа вызывают у читателя улыбку.
- Краткое содержание романа Вечный хлеб Беляева
Действие романа происходит поздней осенью на острове Фэр в небольшой рыбацкой деревне. Здесь живут простые люди, которые занимаются рыбной ловлей. Рядом с деревушкой поселился профессор Берлинского
- Краткое содержание книги Тишина Бондарева
Роман начинается с момента, когда главный персонаж Сергей Вохминцев возвращается с фронта перед самым Новым годом в 1945 году домой. Все эти военные годы принесли ему не только боль и утрату близких друзей
- Похищение из сераля — краткое содержание оперы Моцарта
Похищение из сераля – опера из 3-х действий на восточную тематику. Сераль – это часть мусульманского дворца, в котором находится гарем. Либретто Г. Стефани. События происходят в Турции в XVI в.
- Краткое содержание рассказа Ангел-хранитель Астафьева
Рассказ «Ангел-хранитель» был опубликован Виктором Петровичем Астафьевым в 1968 году. События развиваются в начале 30-х годов 20-го столетия, когда многие селения на территории Советского Союза столкнулись
Краткое содержание На дне Максима Горького
Пьеса Максима Горького «На дне» создавалась в очень неспокойное время, когда у власти находились люди, подчас ничего в ней не смыслящие. Именно поэтому в произведении присутствует сразу две параллельных линии, одна из них – философская, другая – социально-бытовая. Их развитие осуществляется параллельно, они нигде не пересекаются между собой. В результате столь необычной компоновки пьесы появилось сразу два плана: внутренний и внешний. Краткое содержание «На дне» поможет раскрыть произведение с различных сторон.
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, владельцами которого являются Михаил Иванович Костылев и его жена Василиса Карловна, при этом муж старше своей жены на 25 лет. В этом здании проживают «бывшие люди», именно так их называет сам автор. В эту категорию попадают те, у кого нет определенного социального статуса, а также бедняки, вынужденные вкалывать за гроши.
Помимо владельцев ночлежки, в пьесе присутствуют следующие действующие лица: Актер, Сатин, Андрей Дмитриевич Клещ (всем троим по 40 лет), жена слесаря Клеща Анна (30 лет), 24-летняя проститутка Настя, крючники Кривой Зоб и Татарин, Алешка двадцати лет от роду, вор Васька Пепел и 33-летний Барон. Второстепенными героями произведения являются полицейский Медведев, приходящийся Василисе дядей, а также торговка пельменями Квашня. Краткое содержание «На дне» демонстрирует огромное количество персонажей в пьесе, за каждым из которых скрывается тяжелая судьба.
Между героями складываются непростые отношения, достаточно часто в доме происходят скандалы. Василиса любит Ваську Пепла и уговаривает его убить Костылева. Она хочет быть единоличной владелицей ночлежки. Вор любит младшую сестру Василисы Наталью. Жена Костылева узнает об этом и избивает ее.
Актер и Сатин уже давно опустились на самое дно, они ведут разгульный образ жизни. Самым жалким персонажем пьесы является Барон, который еще вчера занимал положение дворянина, а сегодня остался без гроша в кармане и вынужден жить в ночлежке. Работяга Клещ пытается прокормить себя и жену с помощью слесарных навыков, но он не может даже купить лекарства для больной супруги. После ее смерти слесарь окончательно теряет веру в себя и начинает пить. Краткое содержание «На дне», увы, не способно показать всю ту боль, которую чувствует герой после потери супруги.
Странник Лука, появляющийся в середине пьесы, символизирует несбыточное светлое будущее. Однако, внушив надежду исстрадавшимся людям, он попросту исчезает. Актер не выдерживает этого и совершает суицид.
Отражателем коллизии сразу двух философских «правд» стала пьеса «На дне», краткое содержание которой еще раз подчеркивает это. Ночлежный дом в данном контексте играет роль человечества, которое оказалось в тупике, потеряв надежду на высший разум и не найдя веру в собственные силы. Именно это и становится причиной общего чувства безнадежности и беспросветной тьмы. Краткое содержание «На дне» позволяет ощутить данное чувство, не углубляясь в мелкие детали произведения.
Сатин честен и предпочитает не скрывать правду от всех. В разговоре его с Клещом тема отсутствия смысла в жизни обретает совершенно новое звучание. Сатин играет роль радикала, который принимает весь абсурд мира, где Бог исчез, и появилась пустота. Лука же, напротив, полагает, что если человеку для поддержания собственной жизни нужно лгать, то без вранья не обойтись, иначе он не сможет выдержать суровой правды и погибнет.
Конфликт Луки и Сатина играет роль катализатора действия для всех окружающих. В какой-то степени второй понимает философию первого и даже отчасти с ней соглашается. По мнению обоих, человек должен ощутить собственную значимость и начать действовать только во благо себя. В этом произведении М. Горький (пьеса «На дне») наиболее четко отражает жизненные перипетии людей, живших в начале двадцатого века.
Краткое содержание. «На дне» Максима Горького — Рамблер/женский
В дешёвой ночлежке собираются семнадцать человек и много разговаривают. У каждого – своя история, а финал один: они оказались здесь, на кишащих клопами койках, без жилья и денег. Жить дальше им помогает надежда, но её на самом донышке. Молодой Максим Горький не замахивался на шедевр, написав эту пьесу на заказ для театра. Но разве может не зацепить история о человеческих судьбах?
Пьеса читается быстро, максимум за полтора часа. Увлекает не хуже сериала. В ней почти нет «экшена»: люди просто много разговаривают, вываливая друг на друга свои истории. Сидят по своим нарам или собираются возле грубо сколоченного стола с самоваром и пытаются доказать друг другу, что все проблемы – временные и они ещё выползут из беспросветной нищеты и вернутся к нормальной жизни. Но пытаются всё реже.
Кто они? Квашня – уличная торговка пельменями, которую муж избивал до полусмерти. Настя – молодая проститутка, которая верит в большую и чистую любовь, как в романах, но по факту содержит своего безразличного любовника. Любовник, бывший аристократ по кличке Барон, постоянно сожалеет о прошлом и ноет. Семейная пара Андрей и Анна Клещ – ходячая антиреклама брака. Она умирает, ему всё равно. Бывает и хуже? Бывает. Василиса и Михаил Костылевы, два сапога пара. Он – жадный хозяин этой ночлежки, она тайно замышляет его убить, используя для этого своего любовника, лихого вора Пепла. Алёшка, молодой беспризорник и сапожник, вообще ничего не хочет от жизни, потому что ничего лучше не видел. Медведев – полицейский, который всё хочет жениться на Квашне (и в итоге женится, но лучше бы он этого не делал).
Что объединяет эти грустные житейские истории? Две важные темы. Во-первых, тема надежды, без которой невозможно дальше жить. Часть героев мечтает вырваться из нищеты, часть на всё забила. И тут появляется Лука – странник неопределённого возраста, «божий человек» без прошлого. Он распространяет вокруг ауру спокойствия, ведёт с обитателями ночлежки серьёзные разговоры, побуждает их к решительным действиям. Спойлер: захотят что-то сделать многие, до финала не дойдёт никто. И это вторая важная тема: тема судьбы и ответственности за неё. Подавляющее большинство героев до жизни такой довели внешние обстоятельства: кто-то уже родился на улице, кто-то потерял всё из-за мошенничества, кто-то не имеет образования и квалификации и вынужден работать за копейки. Виноваты ли они в том, как живут? Вроде нет. Но с другой стороны, когда к ним приходит Лука и предлагает реальные варианты выхода из ситуации, люди пугаются. Им страшно что-то менять, вдохновение проходит очень быстро. В финале пьесы большинство пьяны и намерены продолжать жить как жили. Их не трогает даже смерть Анны и то, что их товарищ по несчастью Актёр повесился на пустыре. Это «дно» не только в социальном, но и в нравственном смысле.
«На дне» Горького: коротенькая пьеса, про которую много думаешь после. Закрадывается ощущение, что никто не застрахован от такого финала, а любую нравственность можно легко растерять по дороге.
На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам.
Пьеса «На дне» была написана Максимом Горьким в 1902 году по заказу Московского художественного театра (МХТ). Сатина сыграл сам Станиславский. Барон – бывший дворянин. Вор Васька Пепел встречается с женой хозяина ночлежки Василисой, но мечтает жениться на её младшей сестре Наталье. Странник Лука живёт по закону «не обижай человека». Торговка пельменями Квашня в итоге выходит замуж за полицейского Медведева. Правда, он теряет работу и начинает пить. Сатин, один из центральных героев пьесы, попал в ночлежку после тюрьмы, где сидел за непреднамеренное убийство. Он заступился за честь своей сестры. Анна, жена слесаря Андрея Клеща, тяжело болеет и в финале пьесы умирает. В её жизни не было радости – только унижения от мужа, нищета, беспросветность. Перед смертью она разговаривает с Лукой, и это приносит ей облегчение. Убить владельца ночлежки Костылева Ваське Пеплу предлагает жена Костылева Василиса. «На дне» – социально-философская драма. По мнению Костылева, хороший человек – человек, живущий по правилам, у которого есть паспорт. В конце пьесы Актёр кончает жизнь самоубийством: он вешается на пустыре. Фраза «Человек! Это звучит… гордо» принадлежит Сатину. Молодая проститутка Настя в пьесе читает книгу «Роковая страсть». Главная проблематика произведения – поиск человеком своего места и роли в жизни.
Анализ пьесы «На дне» М. Горького » Рустьюторс
Анализ пьесы «На дне» М. Горького для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.Краткое содержание пьесы «На дне»
Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне».
1.Связь с эпохой.
В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.
2. Социальная и философская проблематика.
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре.
Все обитатели ночлежки – в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности (Актер – смерть души, Клещ – пытающийся добиться правды только для себя). В любовной интриге реализуются социальные противоречия (Пепел – Костылев – Василиса; Барон – Настя).
Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
а) Проблема человека связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может – лишь бы захотел». Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой.
б) Проблема правды связана в первую очередь с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой. Вопрос о человеке встает, потому что человек унижен (философские искания современной Горькому молодежи). В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Луке близка идея спасительной лжи (притча о праведной земле), а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы.
Правоту Сатина подтверждает сюжет пьесы. Сам ход событий опровергает философию Луки: гибель актера, ссылка Васьки Пепла в Сибирь, смерть Анны и общее равнодушие к этому событию. Уход Луки свидетельствует о его поражении. Идеи персонажей не всегда соответствуют занимаемому ими положению.
Если взгляды Луки гармонируют с его образом жизни, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием – в этом заключается специфика философской драмы. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. Впрочем, идеал человека сформулирован в пьесе в абстрактной форме.
Пьеса «На дне» продолжает традиции Чехова:а) Множество сюжетных линий,
б) Лирический подтекст, «подводные течения» (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти),
в) Речевые характеристики (Лука – язык «житийный», изобилующий пословицами и поговорками; Сатин – ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон – бедная речь, в которой попадаются иностранные словечки– «мерси», «леди»).
1. Особенности конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
2. Драматургическое новаторство Горького. Художественные средства создания характера в пьесе «На дне».
3. «На дне» как философская драма.
«На дне» – одна из лучших пьес М. Горького. В статье «О пьесах» он писал: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых отношу не только странников, обитателей ночлежки, вообще люмпен-пролетариат, но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти – неизлечимы». Спектакль в Московском художественном театре был сначала запрещен цензурой, но после упорной борьбы все-таки выпущен на сцену. Он принес автору славу и стал настоящим событием в общественной и культурной жизни России. Красноречив отзыв современницы Щепкиной-Куперник: «Настоящее впечатление разорвавшейся бомбы произвело «На дне». Зрителя словно бичом хлестнуло. «На дне» прозвучало настоящим воплем о справедливости. Многие после него не спали ночей… И прошумела эта пьеса над Россией настоящим буревестником».
Пьеса поразила современников не только неожиданными для театра героями – выброшенными из жизни «бывшими людьми», босяками, – мрачным и беспросветным колоритом костылевской ночлежки, но и смелым экспериментом в драматургической форме. Горький в этой пьесе продолжал новаторские опыты Чехова-драматурга.
Критика социальной действительности, доводящей человека до положения люмпена, потерявшего живые связи со своей средой, в пьесе, несомненно, была. «Ужас жизни» ощущается в вариантах названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Социальный конфликт в пьесе есть. Так, антагонистичны отношения хозяев ночлежки супругов Костылевых и ночлежников. Но вряд ли можно сказать, что именно эти отношения определяют драматургическое действие. У обеих сторон своя, ставшая привычной роль, и они исполняют ее монотонно, лишь время от времени возникает некая напряженность в их извечном противостоянии. Есть свои социальные драмы и у каждого обитателя ночлежки, например, у Васьки Пепла. Отец его был вором, и это определило судьбу сына. Но истории эти в прошлом, за сценой. В драматургическом действииперед нами результат. Социальный конфликт не является основным, несмотря на впечатляющую констатацию социального неблагополучия в России, очевидным фактом которого является самое существование костылевской ночлежки и ее обитателей, выброшенных из жизни людей. Есть в пьесе и любовные истории: любовный треугольник Василиса – Пепел–Наташа и другой – Костылев – Василиса – Пепел. Разрешение любовного конфликта трагично: Наташа изувечена, Пепла ждет каторга (он убил Костылева). Только Василиса может торжествовать. Она отомстила изменившему ей Пеплу, расправилась с соперницей (искалечила родную сестру) и освободилась от ненавистного мужа. Но и любовный сюжет периферийный в этой драме. Он не захватывает всех персонажей, они всего лишь сторонние наблюдатели разыгравшейся драмы.
По всей видимости, конфликт пьесы не связан с внешним действием, прямо не определяется социальными противоречиями жизни. Экспозиция откровенно статична, все герои, кроме Клеща, смирились со своим положением. Внутреннее движение в драме начинается с появления в ночлежке Луки. Это завязка конфликта. Именно Лука – битый жизнью, снисходительный человек – пробуждает сознание ночлежников. Казалось бы, безнадежно потерянные люди (актер – без имени, аристократ – без прошлого, женщина – без любви, рабочий – без работы) под влиянием Луки, его интереса к каждому, его способности пожалеть и поддержать обретают надежду. Они задумываются о смысле своей жизни, о возможности выхода из того социального тупика, в который загнала их жизнь. Таким образом становится очевидной философская проблематика пьесы. Действие движет философский спор о человеке, его достоинстве, о правде и лжи. Носители различных представлений о человеке – Бубнов, Лука, Сатин. Но в спор так или иначе втянуты все персонажи.
Важно разобраться в философской позиции Луки. Она сложна и противоречива, как и отношение к ней автора. Желая добра, он не способен бороться за него. Лука – тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
В то же время нельзя сказать, что в пьесе «На дне» однозначно осуждается утешительная позиция, ложь Луки во спасение, и утверждается беспощадная правда. Это противопоставление сузило бы философский смысл пьесы. Не случайно антагонист Луки правдолюб Бубнов, умный и злобный, показан автором негативно. Он говорит правду, желая уличить, разоблачить и унизить человека. В его позиции нет места любви к человеку и веры в него. Такая правда неприемлема и отрицаема автором. Горький убежден, что человеку необходима любовь, но только соединенная с истиной. Любовь и правда, преобразующие жизнь.
По мысли автора, самая возможность гуманистического отношения к человеку, вера в ценность личности, составляющие основу мировосприятия Луки, пробуждают способность к активному сознанию. Не зря Сатин говорит: «Старик? Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» В авторском отношении к Луке мы ощущаем противоречие: несомненное неприятие философии героя и симпатия к его личности, не случайно так колоритна речь Луки, она насыщена пословицами и поговорками, мелодична.
Призыв к новому отношению к человеку прозвучал в пьесе, правда, среди ее персонажей нет никого, кто смог бы воплотить его в жизнь. В знаменитом монологе о человеке Сатин как герой-резонер лишь озвучивает авторскую мысль.
Пьеса «На дне» – реалистическая социально-философская драма. Ее основной предмет – социальные конфликты русской действительности и их отражение в сознании героев. В противоречивомсознании ночлежников – неудовлетворенность жизнью и неспособность к ее изменению – отразились некоторые черты русского национального характера. Особое значение имеет философская проблематика – философский диспут о человеке. В «На дне» Горький продемонстрировал блестящее искусство диалога, речевого ансамбля. И хотя среди персонажей пьесы автор не нашел носителя своего положительного идеала, в реальной жизни он уже видел людей активной жизненной позиции.
В статье «О пьесах», осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора». В пьесе «На дне» он продолжал и развивал чеховскую драматургическую традицию. Эта драма с «подводным течением»: в ней два плана – социальный и философский. Так же, как и у Чехова, судьба общества, состояние мира – источник драматургического действия. Столкновения персонажей в пьесе скорее в сфере различия мировосприятия, разного понимания ценностей жизни, чем в сфере поступков. Процесс действия по сути процесс размышлений персонажей, поэтому так велика в горьковской пьесе роль речевых характеристик, речевого ансамбля.
Пьеса «На дне» имеет счастливую сценическую судьбу, привлекая различных режиссеров до сих пор. Ее многоплановость, острота философской проблематики делают ее постановку актуальной и в наши дни.
Дно в «Сне в летнюю ночь»: анализ персонажей, обзор — видео и стенограмма урока
Шалость в лесу
И все становится еще глупее! Мы видим историю в истории, как в лесу живут феи. Король фей, Оберон , находится в конфликте с Королевой фей, Титанией , из-за индийского мальчика-сироты. Титания хочет оставить его сыном, а Оберон хочет научить его быть своим «приспешником» (Акт 2, Сцена 1).Их борьба настолько ожесточена, что Оберон приказывает своей озорной фее, Паку , капнуть волшебной мазью в глаза Титании, пока она спит. Эта мазь заставит ее влюбиться в первое нелепое существо, которое она увидит, когда проснется.
Тем временем игроки встречаются, чтобы порепетировать в лесу, и Боттом пытается взять на себя репетицию. Он имеет тенденцию быть властным, и его идеи странны. Например, Боттом хочет, чтобы один из игроков был стеной, через которую шепчутся Пирам и Фисба.Пак видит, как они репетируют, и понимает, что это возможность подшутить. Он волшебным образом дает Боттому голову осла или осла. Конечно, Боттом совершенно ничего не замечает, но другие игроки в ужасе убегают. Они думают, что в лесу обитают привидения. Шекспир очень развлекается, используя слово «задница» в качестве каламбура. Например, после того, как его друзья убегают, Боттом говорит: «Я вижу их мошенничество: это должно сделать меня ослом» (Акт 3, Сцена 1). И с таким именем, как Боттом. . .
Титания просыпается
Как и ожидалось, Ослиная Голова — первое существо, которое видит Титания, и она безумно влюбляется в него.Титания балует Боттома, называя его «ангелом», «мудрым» и «красивым» (Акт 3, Сцена 1). Мы знаем, что Боттом совсем не то, что описывает Титания! Ее слуги кормят его виноградом, и Боттом, безусловно, польщен и быстро приспосабливается к своему новому роскошному образу жизни. Мы можем только догадываться, что должны были подумать слуги Титании. Их красивая, элегантная королева, похоже, сошла с ума, влюбившись в этого наполовину осла, наполовину человека. Пока Титания занята этим, Оберон крадет ее сына-сироту, а пока она спит, капает ей в глаза еще одно волшебное зелье.Когда Титания просыпается, она с ужасом обнаруживает себя в объятиях Нижнего с ослиными ушами и всем остальным.
Пак возвращает Боттому его прежнее состояние. Когда Боттом просыпается, он размышляет: «У меня было очень редкое видение. Я видел сон — выше человеческого ума сказать, что это был за сон. Человек всего лишь осел, если он собирается излагать этот сон» (Акт 4, Сцена 1). И снова Шекспир использует каламбур.
Свадебный прием
Наконец, с облегчением увидев Боттома без ослиных ушей, игроки радуются, но полностью проваливают свою игру для Тесея и Ипполиты, которые тем не менее забавляются.Несмотря на выходки Боттома, все заканчивается хорошо.
Резюме урока
По какой-то причине мы любим Боттома, персонажа из «Сон в летнюю ночь», и актера в пьесе-в-спектакле «Пирам и Фисба» — за его глупость, гордость и оговорки. слова. Возможно, это потому, что большинство из нас может вспомнить тот или иной момент, когда мы тоже выставили себя «задницами», но, как и Нижний, в конце концов вышли из него хорошо.
Медвежье дно Стюарта Гиббса (FunJungle #7)
Звезды : 4 из 5
Плюсы : Персонажи, смех, сюжет
Минусы : Нет в FunJungle, информация о реальных проблемах больше похожа на лекции, чем в некоторых книгах серии
The Bottom Line :
Поездка в Йеллоустоун
Две забавные загадки
И основные персонажи
Пропавшие Ожерелье и Бизон
Изначально мы не должны были получить Bear Bottom этот год.Однако благодаря замку В прошлом году писатель Стюарт Гиббс не смог посетить столько школ, поэтому у него было больше времени, чтобы писать. Это определенно луч надежды на 2020 год.
Эта книга находит Тедди Фицроя вне нормального Сеттинг FunJungle, посещение Йеллоустона. Он там с Маккракенами и его родителями, потому что Дж. Дж. Маккракен думал о покупке ранчо, чтобы открыть сафари-парк в Америке, и он прежде всего хочет узнать мнение Фицроев. Также в поездке присутствует Пит, директор по маркетингу FunJungle и его муж Рэй.
Ну, есть еще одна причина, по которой Тедди там помимо сопровождения его родителей. То нынешние владельцы ранчо, которое Дж.Дж. хочет купить выращивают зубров, и пара из них пропали без вести. По крайней мере, они думаю пара пропала. Тедди попросили выяснить, что могло с ними случиться.
Тедди даже не успел приступить к этой тайне. прежде чем большой медведь гризли проникнет в дом, где все остаться. В последствии миссис Маккракен обнаруживает, что дорогое ожерелье, которое она привезла с собой, утеряно. исчез.Медведь виноват? Или человек виноват в пропаже ожерелье?
Прежде чем мы пойдем дальше, давайте обсудим слона, который нет в комнате. Так как мы не в FunJungle для этой книги, нам не хватает некоторых обычных персонажей в дополнение к обычному параметру. Я понимаю, автор чувствует необходимость расширяться за пределы парка, чтобы серия не росла несвежий. Однако для меня часть прелесть сериала в том, что сеттинг. я мне нравилось посещать этот зоопарк/парк развлечений, и все те опасности, которые Тедди удается найти там.
С другой стороны, мы все еще получаем Тедди, его родителей, Саммер (его девушка, которая также является дочерью Джей-Джея), Джей-Джей и Пит. Они ключевые персонажи сериала, и я получил удовольствие от некоторых из их взаимодействий. Признаюсь, мне потребовалось некоторое время, чтобы сохранить всех новых персонажей. прямо, но только потому, что их было очень много. По мере чтения книги они становились все тверже в моем разум.
С двумя загадками темп был довольно стабильным. Получаем несколько последовательностей действий перелистывания страниц и некоторые смеются, когда Тедди выясняет, что происходит на самом деле.То, как он это делает, снова фантастично и концовка вполне логична.
К сожалению, мне показалось, что в книге больше морализаторства, чем нормально для сериала. Да, мы всегда узнать о проблемах, с которыми сталкиваются виды, выделенные в книге в реальной жизни, но в данном случае мне показалось, что это не сработало так органично в историю как обычно. Тогда есть глупые туристические сцены в Йеллоустоуне, которые должны быть забавными, но не совсем сработало для меня, вместо этого больше похоже на лекции.
Не поймите меня неправильно, мне все равно понравилось читать Медвежье дно . Но я держу Стюарта на очень высоком уровне. он обычно превосходит. Этот просто работал не так как обычно.
Если вы поклонник серии, знайте, что настройка по-другому, прежде чем вы возьмете книгу. Но как только вы это сделаете, вы потеряетесь в другом веселом приключении с Тедди.
Обязательно ознакомьтесь с остальными играми серии FunJungle.
Боттом в «Сне в летнюю ночь»
Боттом
Боттом — ткач и один из афинских мастеров, которых называют «Механики».(Это ребята из рабочего класса, которые должны сыграть пьесу «Пирам» и «Фисба » для свадебного представления Тесея. ) (осел), что сделало его задницей самой большой шутки пьесы. Не зная, что он был преобразован, Пак заявляет, что его друзья в страхе убежали от него, потому что они пытаются «сделать из него задницу» (3.1 .122).(Да, это случай драматической иронии, хорошо. Мы поговорим об этом подробнее в «Символизме, образности, аллегории».) Шекспир, вероятно, взял эту идею из « Золотого осла» Апулея, веселой древнеримской истории о парне, который превратился в в осла. Преобразование Боттома также является ключом к теме трансформации пьесы, концепции, которую Шекспир позаимствовал из « метаморфоз» Овидия.
Боттом и Титания
Конечно, шутка не только о Боттоме, но и о Титании, потому что она была очарована любовным соком Оберона и имеет романтические отношения с «задницей».Да, Шекспир намекает на зоофилию, хотя Боттом остается человеком ниже шеи. Что еще более важно, Шекспир также намекает на другой вид сексуальных отношений, который считался совершенно неуместным: отношения между простолюдином и королевской особой. , что было бы расценено как «чудовищное» (это было большим табу во времена Шекспира). носит в первую очередь сексуальный характер, он также напоминает отношения матери и ребенка.Довольно причудливо, правда? Тем не менее, этот аргумент на самом деле имеет большой смысл. Под чарами любовного зелья Титания проводит все свое время, обожая Боттома и одаривая его своей любовью. Таким образом, Боттом становится своего рода заменой приемному ребенку Титании, маленькому мальчику-подменышу, которого забрал у нее Оберон. Да, мы знаем. Прочтите наш анализ «Подменыша», чтобы узнать больше об отношениях между матерью и ребенком.
Боттом и действие
Боттом — самый буйный из механиков, всегда готовый дать свой совет и направление — независимо от того, нужны они ему или нет.
Во многих пьесах Шекспира есть парень, который кажется дураком, но на самом деле делает блестящие и проницательные выводы, на которые другие не способны. У Короля Лира есть такой дурак, и в «Как вам это понравится» Пробный камень играет эту роль, но Сон в летнюю ночь имеет в Нижнем дурака другого типа: по-настоящему глупого. (Хорошо, хорошо. У него действительно есть одно проницательное замечание о любви и разуме, но мы думаем, что он компенсирует это своей подавляющей глупостью.)
Боттом невольно выставляет себя идиотом, выражая уверенность в неправильных вещах и будучи вечно- готовы объяснять другим, как будто они не в курсе.Тем не менее, идиотизм Боттома почти очаровательно невинен. Не похоже, чтобы Шекспир злоумышлял, создавая персонажа из рабочего класса, который также является добросовестным придурком.
Вместо этого Боттом является важным персонажем, открывающим некоторые самоуничижительные двери, чтобы задуматься о настоящем искусстве и артистизме театра. Внизу — не столько комментарий Шекспира о том, могут ли люди из рабочего класса знать и понимать театр, сколько на самом деле нежная насмешка Шекспира над многими любительскими и кантри-актёрскими коллективами, которые выступали на английской театральной сцене.Некоторые из самых нелепых реплик из Пирам и Фисба даже приближаются к репликам, исполняемым в простых кантри-версиях и современных детских пьесах.
Боттом как «ткачиха» разных миров
Боттом — единственный персонаж, который свободно и открыто общается с людьми и феями, по крайней мере, на сцене. (Пак тоже входит и выходит из обоих миров, но его розыгрыши над человеческими персонажами происходят в тайне.) На самом деле, Боттом резвится с феями, как будто это не имеет большого значения, и никогда не беспокоится о том, что любовь Титании к нему совершенно неуместно.В какой-то момент он признает, что Титании нет смысла любить его, но затем он в основном пожимает плечами и говорит: «Разум и любовь составляют небольшую компанию» (3.1.145-146).
Комфорт Боттома в волшебном мире подобен тому, как он с радостью выступает перед двором, не обращая внимания на их насмешки. Хотя он этого не знает, Боттом, ткач по профессии, умудряется «сплести» или соединить воедино царство фей и человеческие миры торговцев и знати. (Точно так же Пак сплетает эти миры вместе, путешествуя между ними туда и обратно.)
Особая разновидность забывчивости Боттома делает его персонажем, который представляет суть пьесы: не играть по правилам. Не стесняясь, Нижний пользуется возможностью размыть границы социальной иерархии. Это шутка Боттома и Шекспира, без сомнения. Театр действительно волшебен, так как это место, где даже такие дураки, как Боттом, могут пройти и победить во всех других сферах мира.
Черное дно Ма Рейни | Введение и обзор
Сводное и учебное пособие Ma Rainey’s Black Bottom включает исчерпывающую информацию и помогите разобраться в книге.Данное учебное пособие содержит следующие разделы:
Этот подробный обзор литературы также содержит библиографию по «Черное дно Ма Рейни» Августа Уилсона.
«Черное дно » Ма Рейни Августа Уилсона , его первая пьеса из цикла из десяти пьес, каждая из которых рассказывает о десятилетии жизни афроамериканцев, впервые была поставлена в Йельском репертуарном театре в 1984 году, хотя Уилсон начал писать пьесу в 1976, после более десяти лет прослушивания блюза.Драма в двух актах, действие которой происходит в студии звукозаписи в Чикаго в 1927 году, рассказывает историю сеанса звукозаписи с легендой блюза Ма Рейни, участниками ее группы, а также белым продюсером и агентом, которые разбогатели благодаря записям Рейни. В пьесе исследуются расовые отношения между черными и белыми в Америке 1920-х годов и поиск идентичности афроамериканцами. Название происходит от одноименной песни, которая лежит в основе основного конфликта в пьесе. Особого внимания заслуживает персонаж Уилсона, Леви, который буквально воплощает в себе чаяния и разочарования чернокожих мужчин того времени и, возможно, сегодня.Уилсон противопоставляет Леви Рейни, участников группы и белых, исследуя различные аспекты межрасовых и межрасовых конфликтов.
Частично вдохновленный пьесами Амири Бараки, который призывал чернокожих писателей сохранять верность своим персонажам опыта чернокожих, Уилсон закончил первую версию пьесы в 1981 году, и она была принята Национальной конференцией драматургов Театрального центра Юджина О’Нила в 1981 году. лето 1982 года. В 1985 году спектакль был показан на Бродвее в театре Корт и впоследствии получил множество наград, в том числе премию Нью-Йоркского кружка драматических критиков за лучшую американскую пьесу. «Черное дно » Ма Рейни считается первой крупной пьесой Уилсона и помогла укрепить его репутацию важного американского драматурга.
Произошла ошибка при настройке пользовательского файла cookie
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.
Настройка браузера на прием файлов cookie
Существует множество причин, по которым файл cookie не может быть установлен правильно.Ниже приведены наиболее распространенные причины:
- В вашем браузере отключены файлы cookie. Вам необходимо сбросить настройки браузера, чтобы принять файлы cookie, или спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
- Ваш браузер спрашивает, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, нажмите кнопку «Назад» и примите файл cookie.
- Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Попробуйте другой браузер, если вы подозреваете это.
- Дата на вашем компьютере в прошлом.Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie. Чтобы это исправить, установите правильное время и дату на своем компьютере.
- Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.
Почему этому сайту требуются файлы cookie?
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу.Предоставить доступ без файлов cookie потребует от сайта создания нового сеанса для каждой посещаемой вами страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.
Что сохраняется в файле cookie?
Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в файле cookie; никакая другая информация не фиксируется.
Как правило, в файле cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта.Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, если вы не решите ввести его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступ к остальной части вашего компьютера, и только сайт, создавший файл cookie, может его прочитать.
Восходящий и нисходящий контекстно-зависимый анализ указателей на основе итогов
Действия
‘) var buybox = документ.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.вариант-покупки»)).forEach(initCollapsibles) функция initCollapsibles(подписка, индекс) { var toggle = подписка. querySelector(«.цена-варианта-покупки») подписка.classList.remove(«расширенный») var form = подписка.querySelector(«.форма-варианта-покупки») если (форма) { var formAction = форма.получить атрибут («действие») form.setAttribute(«действие», formAction.replace(«/checkout», «/cart»)) document.querySelector(«#ecommerce-scripts»).addEventListener(«load», bindModal(form, formAction, timestamp, index), false) } var priceInfo = подписка.querySelector(«.Информация о цене») var PurchaseOption = toggle.parentElement если (переключить && форма && priceInfo) { переключать.setAttribute(«роль», «кнопка») toggle.setAttribute(«tabindex», «0») toggle.addEventListener («щелчок», функция (событие) { var expand = toggle. getAttribute(«aria-expanded») === «true» || ложный toggle.setAttribute(«aria-expanded», !expanded) form.hidden = расширенный если (! расширено) { покупкаВариант.classList.add («расширенный») } еще { покупкаOption.classList.remove(«расширенный») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } функция bindModal (форма, formAction, метка времени, индекс) { var weHasBrowserSupport = window.fetch && Array.from функция возврата () { var Buybox = EcommScripts ? EcommScripts.Ящик для покупок: ноль var Modal = EcommScripts ? EcommScripts.Modal : ноль if (weHasBrowserSupport && Buybox && Modal) { var modalID = «ecomm-modal_» + метка времени + «_» + индекс var modal = новый модальный (modalID) modal. domEl.addEventListener («закрыть», закрыть) функция закрыть () { форма.querySelector(«кнопка[тип=отправить]»).фокус() } форма.setAttribute( «действие», formAction.replace(«/checkout», «/cart?messageOnly=1») ) form.addEventListener( «Отправить», Buybox.interceptFormSubmit( Буйбокс.fetchFormAction(окно.fetch), Buybox.triggerModalAfterAddToCartSuccess(модальный), консоль.лог, ), ложный ) document. body.appendChild(modal.domEl) } } } функция initKeyControls() { документ.addEventListener(«keydown», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains(«цена-варианта-покупки») && (event.code === «Пробел» || event.code === «Enter»)) { если (document.activeElement) { событие.preventDefault() документ.activeElement.click() } } }, ложный) } функция InitialStateOpen() { var buyboxWidth = buybox.смещениеШирина ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(«. цена-варианта-покупки») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option.querySelector(«.Информация о цене») если (buyboxWidth > 480) { переключить.щелчок() } еще { если (индекс === 0) { переключать.щелчок() } еще { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() })()Краткое изложение «Миростроение в Боснии снизу вверх»
Краткое изложение
Брюс Хеммер
Резюме этой статьи написано: Мария Евсюкова, Консорциум по исследованию конфликтов
Хеммер, Брюс. Строительство мира снизу вверх в Боснии . Новости ПАРК. Весна 1997 г. Стр. 4, 8.
Отношение простых людей в Боснии весьма пессимистично. Большинство из них не хотят возвращения войны и насилия, но не верят, что в их силах предотвратить это. «В этом они зависят от Большого Брата или международного сообщества» (стр. 4). И это отчасти из-за отсутствия опыта работы с демократией. Автор подчеркивает необходимость усиления и построения гражданского общества в регионе.Параллельно с этим должны предприниматься усилия, направленные на примирение этнических групп, в том числе на снижение предубеждений, созданных пропагандой, и на «исцеление психологических травм войны» (с. 4). Объединенные вместе, эти усилия представляют собой миростроительство на низовом уровне, «долгосрочный проект изменения культуры на низовом уровне».
Один из способов реализовать это через неправительственные организации (НПО). Автор работал с одной из них, «Находящейся в Вермонте неправительственной организацией под названием «Катализаторы разрешения конфликтов» (CRC)» (стр. 4). С помощью этой организации он создал полиэтнический общественный центр в пригороде Сараево Илидзе. Эта территория, в результате Дейтонского соглашения, была передана от сербов к мусульманско-хорватской федерации. Целью этого проекта было наладить связь между возвращающимися беженцами-мусульманами и проживающими здесь сербами. Это было сделано с помощью занятий, представляющих общий интерес, таких как компьютеры, уроки английского языка или шахматные матчи. Автор и его коллеги призвали боснийцев взять на себя ведущую роль в разработке проекта, и теперь проектом временно руководит боснийец.
Аналогичный проект был разработан с участием боснийской молодежи. Молодые люди из Илиджи встретились с молодыми людьми из Баня-Луки, сербской части Боснии, где ранее был организован аналогичный проект. Молодые люди были в восторге от установления отношений сотрудничества с группой с сербской стороны. Из-за подозрительного отношения боснийцев к политике прямых дискуссий о демократических ценностях не было; организаторы планируют включить эти темы в другие мероприятия, такие как обсуждение фильмов, и изучить другие возможности и опыт других НПО для расширения этой темы. Были проведены семинары по разрешению конфликтов на основе ориентированного на отношения подхода Дадли Уикса.
Самым сложным в организации центра была не работа с боснийцами, а преодоление финансовых, юридических и логистических трудностей. Автор подчеркивает необходимость регулярного взаимодействия миротворческих организаций в форме межведомственных конференций или совещаний и создания «зонтичной организации». Существует потребность в обширных исследованиях и популяризации низовых организаций по миростроительству.
.