Содержание

«Малиновая вода» краткое содержание рассказа Ивана Тургенева – читать пересказ онлайн

Рассказ «Малиновая вода» Тургенев написал в 1847 году. Произведение вошло в цикл автора «Записки охотника».

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Малиновой воды».
Пересказ подойдет для читательского дневника, будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Рассказчик  – барин, охотник, от его лица ведется повествование в рассказе.

Степушка – безродный человек, жил в Шумихино, его «нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».

Михайло Савельев – «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***» по прозвищу Туман; «человек лет семидесяти».

Влас «лет пятидесяти», человек графа *** Валериана Петровича, сына Петра Ильича.

Краткое содержание

Начало августа, невыносимая жара. Выбравшийся на охоту рассказчик с собакой вышли к реке Исте, а затем спустились с ключу, известному под названием «Малиновой воды». Рассказчик напился и прилег в тень. У залива сидели спиной к нему два старика. Первый,

«довольно плотный и высокого роста», удил рыбу. Во втором же, «худеньком и маленьком», рассказчик узнал «шумихинского Степушку».

В нескольких верстах от деревни рассказчика находится село Шумихино. Богатые помещики деревни жили в «обширных хоромах», однако после сильного пожара все господа уехали, а усадьба опустела. На ее месте построили простую избу «и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми».

Рассказчику два раза приходилось ночевать у Митрофана, где он и познакомился со Степушкой. «Степушка не получал решительно никаких пособий, <…> никто не знал о его существовании». Жил он, где придется, а после пожара Степушка «притулился» у Митрофана.

Рассказчик подошел к двум сидевшим старикам. В товарище Степушки он узнал Михайла Савельева, по прозвищу Туман. «Он проживал у болховского чахоточного мещанина».

Мужчины разговорились. Туман начал вспоминать о жизни покойного графа. Помещик держал собак и лошадей, заказывал одежду из Парижа, «угощать был мастер», устраивал пышные банкеты, «фейвирки», «катанья», «капельмейстера из немцев держал»

. По словам Тумана у барина была добрая душа: «побьет, бывало, тебя, – смотришь, уж и позабыл». Однако «матресок» держал, которые «его и разорили». Одна была Акулина – девка «простая, ситовского десятского дочь, да такая злющая», племяннику Тумана «лоб забрила: на новое платье щеколат ей обронил».

К источнику спустился запыленный мужик Влас «с плетеной котомкой и армяком за плечами» – знакомый Тумана. Влас рассказал, что ходил в Москву к барину просить «чтоб оброку сбавил аль на барщину посадил, переселил, что ли», так как у мужика умер сын, который вносил оброк за отца. Барин его прогнал, сказав, что сначала тот должен был пойти к приказчику. Влас рассказывал это хотя и с улыбкой, но со слезами на глазах, – дома его ждала голодная жена. «Да ты бы… того… — заговорил внезапно Степушка, смешался, замолчал и принялся копаться в горшке». Влас решил, что не пойдет к приказчику – у него ничего нет. Оброк нужно было платить «девяносто пять рублев с тягла», «а земли самая малость».

«Мужик подсел к нам. Мы опять приумолкли. На другом берегу кто-то затянул песню, да такую унылую… Пригорюнился мой бедный Влас… Через полчаса мы разошлись».

Заключение

Рассказ «Малиновая вода» написан в традициях реализма. В произведении автор затрагивает тему крепостного права через описание взаимоотношений помещиков и крестьян.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Малиновой воды», а оценить рассказ Тургенева полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 66.

obrazovaka.ru

Малиновая вода - краткое содержание рассказа Тургенева (сюжет произведения)

Произведение является одной из составных частей прозаического сборника «Записки охотника».

Повествование ведется от лица рассказчика, являющегося барином, любителем охоты, который как-то в жаркий летний день вместе со своим охотничьим псом бродили по лесу.

Возле родникового ключа, называемого местными жителями Малиновой водой, рассказчик делает привал и замечает двух стариков, удивших рыбу. Один из стариков представляет собой безродного человека, живущего в соседней деревне Шумихино, худенького и маленького Степушку, который из милости ночует в доме садовника Митрофана и его жены Аксиньи, поскольку не имеет никаких пособий и документов.

Во втором старике рассказчик узнает семидесятилетнего Михайло Савельева по прозвищу Туман, являющегося вольноотпущенным работником графа Петра Ильича. Сейчас Туман проживает на почтовом дворе у местного мещанина.

Барин подходит к старикам и между ними завязывается разговор. Туман начинает вспоминать о своей прошлой жизни, когда он работал у графа дворецким, большого любителя лошадей и собак. Михайло рассказывает собеседникам об увлечениях графа, носящего парижские наряды, устраивающего многочисленные приемы с большим количеством угощений, фейерверков, конных катаний. Туман считает, что граф отличается добрым характером, несмотря на применение наказаний по отношению к крестьянам. Кроме того, Михайло упоминает о большой любвеобильности барина, имеющего многочисленных любовниц, среди которых выделяется Акулина, являющаяся простой крестьянской, отличающейся злобным характером и жадностью.

Неожиданно рядом с источником появляется знакомый Тумана в лице пятидесятилетнего мужика Власа, работающего на сына барина Петра Ильича.

На плече Власа болтается плетеная котомка и армяк, а лицо выглядит сильно запыленным. Оказывается, Влас посещал в Москве своего барина с целью снижения установленных податей, поскольку не имеет теперь возможности их уплаты. У Власа умирает сын, который помогал отцу вносить требуемые налоги. Однако барин отказывается слушать крестьянина, так интересуется исключительно праздными гуляньями, и отправляет его к приказчику, но Влас понимает, что обращаться к последнему не имеет никакого смысла. Мужик сильно расстроен, поскольку вынужден возвращаться к голодной жене ни с чем.

Выслушав Власа, все замолкают и погружаются в собственные мысли, а через некоторое время расходятся.

Рассказ повествует о периоде крепостного права в России и взаимоотношениях помещиков и крестьян, отличающихся равнодушным, а порой жестоким отношением помещичьего круга к простому люду.

Также читают:

Рассказ Малиновая вода

Популярные сегодня пересказы

sochinimka.ru

Краткое содержание Тургенев Малиновая вода для читательского дневника

В этой главе «Записок охотника» представлено несколько персонажей. Особенное внимание уделено Стёпушке – довольно странному «существу». Он смахивает на зверька и своим портретом (волосы от бровей, маленькие глазки), и своим угрюмым нравом (ни с кем не разговаривает), и странным, но логичным поведением (заботится только о своём пропитании).

Его не прогоняет от себя только садовник по прозвищу Туман – старик лет семидесяти. В молодости он служил дворецким у барина, который любил устроить пир и охоту. Ещё барин девок любил, приближал их к себе, да так, что они мнили себя госпожами, могли и побить дворецкого, и накричать на самого благодетеля своего. В конце концов барин разорился, уехал в столицу места искать. Туман стал вольноотпущенным. Но он с сожалением вспоминает время своей молодости, ему кажется, что тогда при всём буйстве помещиков жилось ему лучше. Но теперь даже усадьба их сгорела.

Охотник сам подсаживается к этой компании. Ему и его собаке нужен отдых, так как в тут летнюю жару просто невозможно охотиться. Даже в тени было невыносимо душно.

Вскоре появляется третий герой – Влас. Печальный идёт он с котомкой. Рассказывает, что умер сын у него, больше некому помочь ему с оброком. Так ходил Влас к барину попросить отсрочки, а тот осерчал, бранился, только хуже всё вышло. Барин, который является сыном того самого разорившегося мота, очень жесток, равнодушен, знает о своей безнаказанности, даже не считает своих крепостных людьми. Влас в отчаянии, хотя старается держать себя в руках. Теперь ему назначен высокий оброк, который на такой земле ему никак не осилить. Все Власу сочувствуют. Даже обычно безучастный Стёпа расчувствовался – на глаза его навернулись слёзы. Тут встрепенулся Стёпушка, забормотал: «Так ты того…» Но Туман посмотрел на него с удивлением и строгостью. И Стёпа опять замолчал, но теперь будто ушел в воспоминания. Так и разошлись все. Зато становится понятно, что Стёпа этот не так прост. Видимо, это он поджег усадьбу барина из мести.

Название рассказ берёт у источника в тех местах. А вода в отблесках солнца, на самом деле, кажется малиновой. Конечно, писатель не забывает о красоте природы.

Оцените произведение: Голосов: 25

Читать краткое содержание Малиновая вода. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Тургенев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Малиновая вода

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Свадьба Кречинского Сухово-Кобылин

    Богатый помещик Муромский Петр Константинович, оставив усадьбу в Ярославской губернии на попечении управляющего, проживает в московской квартире с дочерью Лидочкой и ее стареющей тетей Анной Антоновной.

  • Краткое содержание Записки из Мёртвого дома Достоевского

    Александра Горянчикова осудили на 10 лет каторжных работ за убийство супруги. «Мёртвый дом», как он называл тюрьму, вмещал около 250 заключённых. Тут был свой особый порядок.

  • Краткое содержание Фаворит Пикуль

    Фаворит - исторический роман, в нём отражены важнейшие события отечественной истории второй половины 18 века. В произведении говорится о правлении Екатерины второй

  • Краткое содержание Островский Последняя жертва

    Эта не самая популярная пьеса Островского весьма оригинальна. Персонажи меняются местами. Богатый старик, мечтающий о девушке, оказывается честней, чем её молодой и красивый жених. В центре пьесы практически любовный треугольник.

  • Краткое содержание Притча о блудном сыне

    Один из двух сыновей попросил у отца отдать ему половину имущества. Отец выполнил просьбу, разделив между сыновьями то, что имел.

chitatelskij-dnevnik.ru

Иван Тургенев - Малиновая вода » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847—1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.

Иван Сергеевич Тургенев

МАЛИНОВАЯ ВОДА

В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идет за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперед не подвигается. Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени, хоть на мгновение; долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности. Удушливый зной принудил меня наконец подумать о сбережении последних наших сил и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты, уже знакомой моим снисходительным читателям, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды». Ключ этот бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа, на траве лежала черпалка из бересты, оставленная прохожим мужиком на пользу общую. Я напился, прилег в тень и взглянул кругом. У залива, образованного впадением источника в реку и оттого вечно покрытого мелкой рябью, сидели ко мне спиной два старика. Один, довольно плотный и высокого роста, в темно-зеленом опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой, худенький и маленький, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями и изредка проводил рукой по седой своей головке, как бы желая предохранить ее от солнца. Я вгляделся в него попристальнее и узнал в нем шумихинского Степушку. Прошу позволения читателя представить ему этого человека.

В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменною церковью, воздвигнутой во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными пристройками, службами, мастерскими, конюшнями, грунтовыми и каретными сараями, банями и временными кухнями, флигелями для гостей и для управляющих, цветочными оранжереями, качелями для народа и другими, более или менее полезными, зданиями. В этих хоромах жили богатые помещики, и все у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться, У этого садовника мне случилось раза два переночевать; мимоходом забирал я у него огурцы, которые, Бог ведает почему, даже летом отличались величиной, дрянным водянистым вкусом и толстой желтой кожей. У него-то увидал я впервые Степушку. Кроме Митрофана с его семьей да старого глухого ктитора Герасима, проживавшего Христа ради в каморочке у кривой солдатки, ни одного дворового человека не осталось в Шумихине, потому что Степушку, с которым я намерен познакомить читателя, нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности.

Всякий человек имеет хоть какое бы то ни было положение в обществе, хоть какие-нибудь да связи; всякому дворовому выдается если не жалованье, то, по крайней мере, так называемое «отвесное»: Степушка не получал решительно никаких пособий, не состоял в родстве ни с кем, никто не знал о его существовании. У этого человека даже прошедшего не было; о нем не говорили; он и по ревизии едва ли числился. Ходили темные слухи, что состоял он когда-то у кого-то в камердинерах; но кто он, откуда он, чей сын, как попал в число шумихинских подданных, каким образом добыл мухояровый, с незапамятных времен носимый им кафтан, где живет, чем живет, — об этом решительно никто не имел ни малейшего понятия, да и, правду сказать, никого не занимали эти вопросы. Дедушка Трофимыч, который знал родословную всех дворовых в восходящей линии до четвертого колена, и тот раз только сказал, что, дескать, помнится, Степану приходится родственницей турчанка, которую покойный барин, бригадир Алексей Романыч, из похода в обозе изволил привезти. Даже, бывало, в праздничные дни, дни всеобщего жалованья и угощения хлебом-солью, гречишными пирогами и зеленым вином, по старинному русскому обычаю, — даже и в эти дни Степушка не являлся к выставленным столам и бочкам, не кланялся, не подходил к барской руке, не выпивал духом стакана под господским взглядом и за господское здоровье, — стакана, наполненного жирною рукою приказчика; разве какая добрая душа, проходя мимо, уделит бедняге недоеденный кусок пирога. В Светлое Воскресенье с ним христосовались, но он не подворачивал замасленного рукава, не доставал из заднего кармана своего красного яичка, не подносил его, задыхаясь и моргая, молодым господам или даже самой барыне. Проживал он летом в клети, позади курятника, а зимой в предбаннике; в сильные морозы ночевал на сеновале. Его привыкли видеть, иногда даже давали ему пинка, но никто с ним не заговаривал, и он сам, кажется, отроду рта не разинул. После пожара этот заброшенный человек приютился, или, как говорят орловцы, «притулился» у садовника Митрофана. Садовник не тронул его, не сказал ему: живи у меня — да и не прогнал его. Степушка и не жил у садовника: он обитал, витал на огороде. Ходил он и двигался без всякого шуму; чихал и кашлял в руку, не без страха; вечно хлопотал и возился втихомолку, словно муравей — и все для еды, для одной еды. И точно, не заботься он с утра до вечера о своем пропитании, — умер бы мой Степушка с голоду. Плохое дело не знать поутру, чем к вечеру сыт будешь! То под забором Степушка сидит и редьку гложет, или морковь сосет, или грязный кочан капусты под себя крошит; то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит; то под горшочком огонек раскладывает и какие-то черные кусочки из-за пазухи в горшок бросает; то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает, гвоздик приколачивает, полочку для хлебца устроивает. И все это он делает молча, словно из-за угла: глядь, уж и спрятался. А то вдруг отлучится дня на два; его отсутствия, разумеется, никто не замечает… Смотришь, уж он опять тут, опять где-нибудь около забора под таганчик щепочки украдкой подкладывает. Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей, носик остренький, уши пребольшие, прозрачные, как у летучей мыши, борода словно две недели тому назад выбрита, и никогда ни меньше не бывает, ни больше. Вот этого-то Степушку я встретил на берегу Исты в обществе другого старика.

Я подошел к ним, поздоровался и присел с ними рядом. В товарище Степушки я узнал тоже знакомого: это был вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***, Михайло Савельев, по прозвищу Туман. Он проживал у болховского чахоточного мещанина, содержателя постоялого двора, где я довольно часто останавливался. Проезжающие по большой орловской дороге молодые чиновники и другие незанятые люди (купцам, погруженным в свои полосатые перины, не до того) до сих пор еще могут заметить в недальнем расстоянии от большого села Троицкого огромный деревянный дом в два этажа, совершенно заброшенный, с провалившейся крышей и наглухо забитыми окнами, выдвинутый на самую дорогу. В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины. Здесь некогда жил граф Петр Ильич, известный хлебосол, богатый вельможа старого века. Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, проезжая теперь мимо запустелых боярских палат, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость. Долго пировал граф, долго расхаживал, приветливо улыбаясь, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастью, не хватило на целую жизнь. Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы, не дождавшись никакого решения. Туман служил у него дворецким и еще при жизни графа получил отпускную. Это был человек лет семидесяти, с лицом правильным и приятным. Улыбался он почти постоянно, как улыбаются теперь одни люди екатерининского времени: добродушно и величаво; разговаривая, медленно выдвигал и сжимал губы, ласково щурил глаза и произносил слова несколько в нос. Сморкался и нюхал табак он тоже не торопясь, словно дело делал.

nice-books.ru

«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков - Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей...» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

goldlit.ru

Малиновая вода Тургенев

«Малиновая вода» — известный рассказ, включенный в сборник «Записки охотника». Именно в этом произведении успешно объединены идеи из очерков «Степушка», «Туман». Рассказ раскрывает особенности жизни сельского населения, представители которого стремятся к улучшению быта и укреплению экономики своей страны, но в то же время занимаются решением достаточно простых бытовых вопросов.

Основа сюжета рассказа «Малиновая вода»



Главный герой рассказа – Михайло Савельев, известный как Туман. Михайло Савельев – это вольноотпущенный графа Петра Ильича, который раньше работал дворецким. Сейчас бывшему дворецкому уже 70 лет. Туман почитает покойного барина, на которого усердно работал.

Степушка – это бедный безродный человек, у которого нет и дома, но он также сохранил глубокое почтение к барину.

Михайло и Степушка с особенной охотой рассказывают о своем барине:


угощение предлагал из Парижа;

держал музыкальный коллектив и капельмейстера;

старался проявлять особенный подход к приему каждого гостя.


Вспоминают главные герои любвеобильность графа. То как жили при нём метрессы, происходившие из низкого сословия. Особо запомнившуюся Акулину — девку простую и злющую.

К сожалению, конец счастливой и размеренной жизни наступил после того, как барин разорился и уехал в Питер искать места. Планам не суждено было сбыться, причем барин скончался в обычном гостиничном номере.

Знакомые писателя Ивана Тургенева и провинциальное окружение отмечали, что образ графа из рассказа «Малиновая вода» оказался особенным. Читатели находили черты характера о богачах и самодурах, среди которых выделился Василий Иванович Протасов. На самом деле были существенные основания находить черты Протасова в барине из «Малиновой воды». Усадьбы обоих именовались Троицким, причем протасовская усадьба находилась рядом с устьем реки Иста, где стекал родник Малиновая вода. Именно соответствие названия сразу же вызывают ассоциации. К тому же Тургенев зачастую охотился рядом с рекой Иста, поэтому жизненный опыт впоследствии мог найти выражение в одном из самых известных рассказов, который был представлен под загадочным названием «Малиновая вода», обладающим взаимосвязью со знакомыми поэту краями и их географическими наименованиями.

Других причин для появления легенд о Петре Ильиче, который похож на Василия Протасова, оказалось достаточно. Судьба героя произведения напоминает жизнь Протасова, который умер в 1807 году и не мог быть знакомым для Ивана Тургенева. Однако многие жители губернии рассказывали об особенных выходках барина. Тургенев познакомился с многочисленными родственниками Протасова, поэтому мог составить правильное мнение и успешно его изложить в ярком рассказе.

Сюжет рассказа



Основная тема рассказа – взаимоотношения крестьянского населения и помещиков, раскрытие нецелесообразности крепостного права.

В самом начале рассказа история ведется с участием графа Петра Ильича, который обладал особенным характером:


самодурство и неспособность признать явный недостаток;

страстное почтение псовой охоты;

стремление к проведению банкетов, на которые приглашались даже женщины из нижних слоев общества;

частые организации фейерверков.


Конечно, Михайло и Степушка почитали своего барина, который старался предоставлять подарки и возможность присутствия на музыкальных вечерах своим людям. Однако эти подачки не позволяли рассчитывать на уверенность в завтрашнем дне, не могли дать уверенности в материальном благополучии, поэтому раскрытие крепостного права все-таки происходит с негативных граней.

Культурный горизонт Петра Ильича ограничивается выписыванием парижского одеколона, который вызывал восхищение у Михайла и Степушки. Одновременно с этим выписывание одеколона из Парижа, столицы Франции, является проявлением невысокого культурного развития, а обычной расточительности.

Петр Ильич проявлял расточительность и безразличие к трагическим судьбам крестьянского населения. Можно сказать, что он становится жертвой собственного невежества. Его кончина в обычном гостиничном номере – пик проявления негатива, созданного на основе эгоизма графов и полной безразличности к крепостному праву.

Фамильными качествами в родне Петра Ильича являются бездеятельность и самодурство. Этим черты характера были переданы сыну Петра Ильича. Молодой барин проявляет жестокое отношение к своим крепостным. Это показано на примере с крестьянином Власом. Бедный человек, Влас просит уменьшить оброк, объясняя своё положение безысходностью, но сталкивается с удивительной жестокостью.

Одновременно с этим ведется рассказ относительно жизни вольноотпущенного Михайла Савельева (Тумана). Этот герой, который прежде был дворецким у барина, изображается человеком с высоким ростом. Степушка, еще один главный персонаж, описан, как худенький, тощий. Развитие истории подтвердило, что Тургенев старался по-особенному представить главных героев:


высокий Михайло всегда стойко переносит жизненные трудности и проявляет силу характера;

низкий Степушка прогибается под испытаниями.


Рассказ подтверждает, что Тургенев по-особенному жалеет Михайло и Степушку, но при этом не понимает, почему они ничего не предпринимают для улучшения своей жизни.

Рассказ «Малиновая вода» подчеркивает, насколько жестоким может быть крепостное право. Различные судьбы героев, которые зачастую оказываются трагическими, объясняются самодурством и отсутствием умения услышать ближнего человека.

Особенности сборника «Записки охотника» и рассказа «Малиновая вода»



Иван Сергеевич Тургенев обладал особенным художественным мироощущением, которое развивалось на основе школы немецкой классической философии. Именно эта школа была пройдена во время получения высшего образования в университете Берлина.

Россия по-особенному отзывалась на философскую мысль Западной Европы. Как удалось отметить, бремя сложностей реализации мечтаний людей было впитано по-особенному.

Иван Тургенев и его друзья в Берлине посещали кружок Станкевича. Русские традиции оповещают, что юные писатели рассказывали о преимуществах народного представительства в государстве. При этом было отмечено, что многие русские люди по-прежнему остаются крепостными, и они не в состоянии пользоваться государственными, общечеловеческими правами. В связи с этим делался особенный акцент на необходимость избавления обычных людей от крепостной зависимости и дальнейшего умственного развития.

В январе 1847 года в журнале «Современник» появился очерк «Хорь и Калиныч», который успел завоевать положительные отклики у читателей. Именно в этом очерке Тургенев представил главные силы русской нации: практичность и стремление к поэзии, духовное развитие, понимание ценности свободы. Другие рассказы, напечатанные в журнале «Современник», оказались поистине достойными литературными произведениями. К тому же в 1852 году сборник «Записки охотника» впервые вышел отдельным изданием и получил вторую жизнь для себя.

Рассказ «Малиновая вода» соответствует другим произведениям, включенным в сборник «Записки охотника». Предусматривается использование литературных образов провинциальной России, причем Тургенев раскрывает кулисы и позволяет понять, какой может быть реальная жизнь многих людей. Вчитываясь в рассказ «Малиновая вода», можно понять, что крепостнический уклад жизни является несообразным и нелепым, так как он предусматривает ущемление прав многих крестьян.

Художественная ценность рассказа «Малиновая вода»



Рассказ «Малиновая вода», как уже было отмечено, соответствует основным принципам тургеневской композиции и сборника «Записки охотника».

Основные грани были проявлены в следующих характерных чертах рассказа:


утонченная передача прекрасных мгновений жизни;

освобождение от личного и эгоистичного;

соответствие укладу жизни определенной эпохи и даже опережение;

проявление беспристрастной и неэгоистической любви к жизни, глубокой веры в лучшее будущее;

проявление силы русского национального характера;

нецелесообразность доверия к эмоциональным порывам и бурным страстям, необходимость мудрого спокойствия и сдержанного проявления физических и духовных сил.


«Малиновая вода» - это еще одно подтверждение того, что Иван Сергеевич Тургенев считал, трагическими обстоятельства жизни, в которых находится простой народ. Он показал проблему крепостничества со всех сторон. Не только нежелание господ слышать своих крепостных, но и незрелости русского народа, полное непонимание ситуации.

А сильная Россия может быть создана только благодаря честным, сильным и просвещенным людям.

gfom.ru

Анализ рассказа Малиновая вода Тургенева

Произведение относится к рассказам, вошедшим в прозаический сборник писателя «Записки охотника», и в качестве основной проблематики рассматривает особенности деревенской жизни в виде взаимоотношений крестьян и помещичьего сословия, а также жестокой сущности крепостничества.

Главным персонажем рассказа является Михайло Савельев, прозванный в народе Туманом, представленный писателем в образе вольноотпущенного семидесятилетнего высокого старика, ранее служившего в качестве дворецкого при почитаемом Михайло графе Петре Ильиче, который ныне числится покойным.

Повествование в рассказе ведется от авторского имени и заключается в описании случайной встречи охотника во старыми рыболовами в лице Михайло Савельева и его приятеля Степушки, бедного, безродного человека, не имеющего собственного жилья, отличающегося худобой и низким ростом.

В процессе беседы охотника со стариками последние предаются воспоминаниям о покойном барине, их которых автор делает выводы о назревших проблемах крепостного права в России.

Герои представляют графа в качестве самодура, бездеятельного помещика, страстно увлекающегося псовой охотой, а также частым проведением банкетов с фейерверками и приглашением представительниц женского пола из низших общественных сословий, поскольку Петр Ильич отличается любвеобильностью. В отношении собственных крепостных крестьян барин проявляется полнейшее безразличное равнодушие, иногда, пребывая в хорошем настроении, делая подношения в виде парижских угощений, а также предоставляя возможность послушать музыкальные произведения, исполняемые на званых вечерах его собственным музыкальным коллективом во главе с капельмейстером.

Впоследствии барин оказывается разоренным и умирает по глупой причине в питерском гостиничном номере.

Вспоминая в ностальгических нотках о жизни в барском поместье, Туман заикается и о несправедливости, царившей повсеместно в виде безмерных физических наказаний, направления на долгую солдатскую службу, а также увеличения размера и без того огромной подати.

Сюжетная линия рассказа вводит в повествовательное содержание еще одного персонажа в лице присоединившегося к разговору путников пожилого крестьянина Власа, возвращающегося в родную деревню из Москвы. Влас делится с собеседниками своей неразрешимой проблемой, заключающейся в установлении его барином непомерного оброка, при этом старик совсем недавно хоронит единственного сына, умершего от тяжелого заболевания, а хозяину наплевать на положение крепостного.

Смысловая нагрузка рассказа «Малиновая вода» заключается в изображении писателем безысходного, рабского положения простого русского народа, вынужденного своим здоровьем и жизнью жертвовать ради прихотей богатых собственников, существуя под постоянным угнетением, унижением, но при этом терпеливо и стойко перенося все тяготы крепостного права. Тем самым рассказ представляется произведением с явной антикрепостнической направленностью.

Другие сочинения:

Анализ рассказа Малиновая вода

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Поход в горы

    Прошлой зимой мне повезло побывать в горах. Сразу могу сказать, что впечатления мною получены непередаваемые. Теперь я очень люблю горы и хочу попасть на них непременно.

  • Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека

    По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.

  • Твір роздум на тему Щастя

    Нас часто запитують Що таке щастя? або Чи щасливий ти?. Ці питання змушують задуматися над тим, що дійсно є щастя. В сучасному світі люди змінили свої пріоритети й для них важливими є матеріальні цінності. Хтось радіє новенькому телефону

  • Сочинение на тему Чувство собственного достоинства

    Особенно часто мне говорят: у тебя должно быть чувство собственного достоинства, в каком бы возрасте ты ни был. А я всегда теряюсь в догадках, есть ли оно у меня или же его нужно приобретать.

  • Сочинение на тему Юбилей школы

    Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

sochinite.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о