Краткое содержание оперы Руслан и Людмила Глинки для читательского дневника
Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы. Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо.
И действительно, тут становится темно, а когда «дым» рассеивается, то оказывается – Людмилу похитили. Баян говорит, что сделал это злой колдун Черномор.
Конечно, Руслан отправляется спасать свою невесту. Другие «женихи» тоже решают попытать счастья.
На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.
Далее Руслан сталкивается с огромной головой, которая, дуя на него, устраивает ураган. Но герой побеждает злую голову, забирает волшебный меч, который она хранила.
Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. А Фарлаф давно готов был отступиться от Людмилы, но Нана обещает ему волшебную помощь.
Тем временем Людмила в плену у Черномора отказывается от его подарков. А Руслан вызывает его на бой. Герой отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество.
Вместе с заколдованной Людмилой Руслан возвращается к её отцу. Тут Фарлаф пытается разбудить княжну, но получается это лишь у Руслана.
Опера учит тому, что добро обязательно побеждает.
Оцените произведение: Голосов: 631Читать краткое содержание Глинка — Руслан и Людмила. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Оперы. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Глинка — Руслан и Людмила
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Шукшин Странные люди
Герои рассказов В.М. Шукшина – очень непонятные люди, которые вызывают жалость и умиление своей наивностью, добротой и непосредственностью. В сборнике Странные люди 3 рассказа:
- Краткое содержание Гимназисты Гарина-Михайловского
- Краткое содержание Лермонтов Маскарад
Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!)
- Краткое содержание Урфин Джюс и его деревянные солдаты Волков
Произведение повествует нам историю о том, как Элли принимает участие в освобождении людей из Волшебной страны от коварного мастера Джюса, изготавливающего в своей мастерской солдатиков из дерева.
- Краткое содержание оперы Вольный стрелок Вебера
Наступил праздник стрелков. Сельчане начали поздравлять победителя состязаний Килиана. Егерь по имени Макс не смог попасть в мишень ни разу и стал посмешищем. От злости Макс лезет с кулаками к Килиану
Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» для детей
Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» для детей (3-й класс) описывает события в доступном для них восприятии. Это произведение о любви, ради которой молодым людям пришлось пройти через много испытаний, сражаться с волшебниками, но в конце все заканчивается хорошо.
Краткое описание оперы «Руслан и Людмила»
В замке князя Светозара находится много гостей. Они гуляют на свадьбе его дочери Людмилы. Ее жених благородный витязь Руслан. Баян поет песни о военных походах, прославляя землю русскую. Он и предупредил молодых о нависшей над ними опасности. Их ждут тяжелые испытания и временная разлука. Многие гости завидуют Руслану и очень обрадовались страшному предсказанию.
Вещий Баян успокаивает, что влюбленных будут защищать добрые силы. Гости прославляют молодых. В разгар свадьбы раздается страшный удар грома и наступает полная темнота. Когда она рассеялась, оказалось, что невесту похитили. Ее отец Светозар пообещал полцарства, и выдать ее замуж за того, кто спасет Людмилу.
На поиски отправился Руслан и оказался в землях, где жил чародей Финн. Он предсказал ему победу над грозным Черномором, который украл Людмилу. Затем поведал Руслану собственную историю. Финн был пастухом и влюбился в колдунью Наину, но она на него даже не смотрела. Он никакими поступками и богатством не мог завоевать гордую красавицу и смог добиться этого только магией.
Однако за это время Наина превратилась в старушку. Чародей разлюбил ее, и уже она пытается добиться его любви. Финн предупредил Руслана, чтобы он опасался злой волшебницы. Кроме витязя искать дочь князя отправился еще один из гостей – Фарлаф. Но он очень трусливый и испугался даже страшной старухи Наины. Она решила с помощью Фарлафа отмстить Финну.
В это время Руслан оказался в пустынном поле, на котором после старой битвы было много оружия и останков умерших воинов. Когда туман рассеялся, появилась огромная Голова, поднявшая страшную бурю. Однако Руслан победил ее и нашел старинный меч.
Тогда Голова рассказала витязю историю о неких братьях. Один из них был карликом Черномором и хитростью убил своего братца-великана, отрезал ему голову и спрятал под ней чародейский меч. Когда он оказался в руках Руслана, Голова попросила отомстить за нее.
В дворце Наины служанки предлагают путникам спрятаться от непогоды. Там находится и Горислава, влюбленная в витязя Ратмира, но он ее совсем не замечает. У Наины останавливается и Руслан. Горислава очаровала его своей красотой. Руслана спас Финн, который разрушил злое колдовство. Ратмир остался с Гориславой.
Руслан нашел Черномора. Княжну ничего не радует, она очень скучает по любимому и даже готова на самоубийство. Невидимые духи уговаривают Людмилу подчиниться Черномору, но она противится. Как-то раз Черномор затеял танцы для княжны. Внезапно кто-то затрубил в рог. Это был витязь Руслан, вызвавший Черномора сразиться.
Он погрузил Людмилу в сон и вышел к противнику. Во время поединка Руслан отрезал Черномору чародейскую бороду, и волшебная сила покинула колдуна. Витязь попытался разбудить Людмилу, но не получилось, так как она была заколдована. В долине Ратмир разбил лагерь, и стал охранять ночной отдых друзей.
Неожиданно появились бывшие рабы Черномора. Они рассказали, что невидимые духи опять похитили Людмилу и пропал Руслан. Оказалось, что княжну украл и привез в Киев Фарлаф. Однако тоже не смог разбудить Людмилу. Неожиданно появился Руслан. Он разбудил Людмилу волшебным кольцом Финна. Все ликуют и славят Руслана.
Это было краткое содержание «Руслан и Людмила» (3 класс). Опера учит, что нужно бороться за свое счастье и любовь, а добро всегда побеждает зло.
Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» для детей
4.7 (93.85%) 52 votesНа этой странице искали :
- об опере “Руслан и Людмила” для 3 класса
Сохрани к себе на стену!
Краткое содержание оперы Руслан и Людмила Глинки за 2 минуты пересказ сюжета
Киевский князь пировал на свадьбе своей младшей дочери Людмилы, которая выходила замуж за храброго витязя Руслана. Князь считал его достойной парой для своей дочери. Гости веселились, только три витязя сидели за столом, печально склонив головы. Это были соперники Руслана.
На свадебный пир был приглашён знаменитый певец Баян. Он прославлял красоту невесты, храбрость и благородство жениха. Но предупреждал их о предстоящей разлуке, которая не продлится долго благодаря мужеству Руслана. Счастливые новобрачные не обратили внимания на предупреждение седого старца. Вдруг раздался страшный гром, сверкнула молния. Когда присутствующие пришли в себя от испуга, то увидели, что княжна пропала, унесённая неизвестной силой.
Князь подписал указ: кто сумеет спасти Людмилу, станет её мужем и получит полкняжества в придачу. В опасный путь отправились храбрый Руслан, бесстрашный Рогдай, хвастливый Фарлаф и хан Ратмир. Недалеко от Днепра витязи расстались, каждый отправился своей дорогой. Поздним вечером Руслан добрался до таинственной пещеры. В ней жил старец по имени Финн. Он рассказал юноше о том, что Людмилу похитил колдун Черномор, и только в его силах справиться со злым карликом.
Ночью мудрый старец рассказал Руслану свою историю. Много лет назад он был обычным пастухом и любил прекрасную девушку Наину. Ради неё он стал воином и положил к её ногам несметные сокровища, но так и не сумел добиться взаимности. Тогда он решил с помощью мудрых старцев научиться колдовству. Незаметно прошло больше сорока лет. Когда Финн познал мудрость старцев, он сумел вызвать чувство любви в Наине. Но перед ним появилась не молодая девушка, а старая и горбатая колдунья. В ужасе бежал от неё старый Финн и спрятался в пещере. Наина поклялась ему отомстить.
Утром Руслан отправился на север, туда же по совету старой колдуньи поехал и Рогдай. Два соперника столкнулись на узкой дороге. Закончился поединок смертью Рогдая. Хазарский князь Ратмир остановился на ночлег в роскошном дворце Наины. В окружении прекрасных девушек он забыл о Людмиле. Когда появилась среди них его наложница Горислава, Ратмир понял, что любил только её. Фарлаф по приказу Наины вернулся домой, уверенный в том, что Людмила будет принадлежать ему. Так сказала ему старая колдунья. В это время Руслан встретил голову витязя, которая являлась хранителем волшебного меча, спрятанного его братом Черномором.
Попав во дворец колдуна, Людмила очень испугалась. Но никакие сокровища не могли её заставить забыть Руслана. Когда витязь появился под стенами дворца, Черномор навеял на неё волшебный сон. Во время поединка Руслан с помощью добытого меча отрубил карлику бороду, в которой заключалась вся его колдовская сила. Не сумев разбудить Людмилу, витязь решил отвезти её в Киев. Вместе с девушкой он увёз из дворца злого карлика. Вместе с ними отправился в путь и Ратмир со своей невестой. Ночью Фарлаф с помощью старой колдуньи похитил Людмилу и вернул её отцу. Но никто не смог разбудить княжну. Мудрый старец подарил Руслану волшебное кольцо, с помощью которого он сможет избавить девушку от колдовства. Витязь одел его на палец Людмилы, и она проснулась. Счастливый Руслан простил Фарлафа, а злого колдуна оставили в княжеском дворце шутом.
Опера учит верить в силу добра и справедливости, в искренность и преданность настоящего чувства.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Глинка — Руслан и Людмила. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Платонов Сухой хлеб
У Платонова много рассказов посвященных военной теме, труду, Родине. И одним из таких рассказов является произведение «Сухой хлеб».
- Краткое содержание Лесков На ножах
В одном из уездных городков стоял небольшой, 9 комнат, доходный дом Висленевых. Вдова Висленева растила двух детей, Иосафа (Жозефа) и Ларису, владея этим доходным домом, живя неподалеку во флигеле
- Краткое содержание Шергин Детство в Архангельске
ать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман
- Краткое содержание Лермонтов Морская царевна
Однажды Царевич купал в море своего коня вместе с товарищами. Вдруг он услышал, как зовет его царевна, просит на нее взглянуть. Конь тем временем плывет дальше, только фыркает да упрямится. Царевна продолжает речи свои и говорит
- Краткое содержание Шварц Голый король
На заросшей цветами лужайке свинопас Генрих рассказывал своему другу Христиану о своей любви к принцессе. Рассказывал он это уже в сотый раз, оттого Христиан слушал его краем уха и больше дремал.
Поера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Иллюстрации для урока
Для улучшения восприятия музыкальной темы необходмы зрительные образы. Данная презентация дает возможность кратко ознакомиться с действующими лицами, с сюжетом оперы.
Просмотр содержимого документа
«Поера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Иллюстрации для урока»
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Иллюстрации и краткое содержание. Для урока музыки 3 класс.
Попадейкина А.В.,
учитель музыки,
МАОУ «СОШ №40»
Краткое содержание оперы Глинки « Руслан и Людмила »
Персонажи оперы и их краткая характеристика
Действующие лица
Голос
Людмила
сопрано
Руслан
Описание
баритон
возлюбленная Руслана, похищенная во время пира злым волшебником
Ратмир
отважный витязь, отправившийся на поиски своей невесты Людмилы
контральто
Фарлаф
бас
Горислава
один из соперников Руслана, князь хазарский
второй соперник жениха Людмилы, который также отправился на её поиски
Черномор
сопрано
тенор
пленница Ратмира
Наина
злой волшебник, похитивший прекрасную Людмилу
меццо-сопрано
Баян
тенор
волшебница, пытающаяся помещать Руслану найти невесту
Финн
сказитель
тенор
добрый старик
- На свадебном пиру Руслана и Людмилы происходит странная вещь, внезапно появляются два чудовища и уносят невесту, оставив всех гостей стоять в немом оцепенении. Безутешному отцу ничего не остается, как пообещать тому, кто отыщет Людмилу, отдать ее в законные супруги. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф.
- Молодых и отважных воинов ждет много недоброжелателей и помощников на пути. Так, Руслан благодаря волшебнику Финну узнает, кто же похитил его возлюбленную, им оказался злой Черномор. Таинственный доброжелатель сообщает Руслану, что Людмила по-прежнему любит его и очень ждет, когда он вызволит ее из плена чародея.
- Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан. Фарлаф, несмотря на свой красивый басовый голос, на деле всего лишь обычный трус, который уже готов и вовсе отказаться от поисков. Ему на пути попадается волшебница Наина, желающая оказать помощь, и не допустить победы Руслана.
- Следующий сказочный персонаж, попадающийся на пути главного героя – это громадная Голова, оказавшийся братом Черномора. Он передаёт отважному воину меч, с помощью которого можно победить злодея.
- Тем временем коварная волшебница Наина времени зря не теряла и хитростью заманила путников к себе в замок с помощью прекрасный дев и видений. Только благодаря помощи Финна им удается избежать погибели и разрушить колдовские чары. В смертельном поединке Руслана и Черномора, благодаря волшебному мечу, витязь одерживает победу и казалось бы, вот она победа! Но, коварный злодей заколдовал Людмилу и девушка спит непробудным сном.
- Руслан отправился вместе с ней и своими преданными друзьями в Киев. Но на поиски Людмилы отправлялся еще один трусливый воин, не забыли? Фарлаф дождался когда свита остановится на ночлег и выкрал девушку, поспешив скорее отправиться в Киев и получить долгожданную награду. Вот только расколдовать Людмилу под силу только Руслану, ведь у него есть волшебный перстень, врученный добрым Финном. Появившись по дворце, отважный воин разрушает чары Черномора, и все гости ликуют, прославляя отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу.
Интересные факты
- Работа над оперой длилась около пяти лет.
- Глинка рассказал, что комик Шаховский первым подал ему мысль написать оперу на одном из вечеров Жуковского.
- Когда автор приступил к работе над произведением, еще даже не было либретто.
- Интересно, что страна Лукоморье, в которой происходит действие, была изображена на картах XVI-XVIII вв. Это была местность в Сибири, расположенная на правом берегу реки Обь.
- Долгожданная премьера спектакля была приурочена к шестилетию со дня первого исполнения оперы «Жизнь за царя» .
Опера ее место в образовательном процессе.
- Опера «Руслан и Людмила» — это практически первый спектакль, с которым знакомятся ученики детских музыкальных школ на уроках музыкальной литературы, а так же на уроках мцузыки в общеобразовательных школах. Знаменитый «Марш Черномора» из четвертого действия хорошо знаком не только профессионалам, но и любителям музыки. Столько широкая полярность спектакля М.И. Глинки обусловлена тем, что он наполнен замечательной, лиричной и такой «русской» музыкой, сказочными, фантастическими образами и захватывающим сюжетом, основанном на произведении еще одного великого русского творца – А.С. Пушкина.
Источники и информации
- https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/opera-ruslan-i-lyudmila
Руслан и Людмила. Краткое содержание по главам
Песнь 1 – краткое содержание
Поэму (см. её полный текст) открывает вступление – знаменитый стихотворный отрывок «У лукоморья дуб зелёный…»
Затем Пушкин описывает, как киевский князь Владимир-Солнце выдавал дочь Людмилу за славного богатыря Руслана. Но когда молодые после свадебного пира пошли почивать, в темноте раздалось странное заклинание, и Руслан увидел, как некий колдун улетает в воздух, унося с собой его жену.
Опечаленный князь Владимир на следующее утро пообещал отдать Людмилу в супруги любому, кто найдёт её и спасёт. На поиски похищенной отправился не только Руслан, но и три его прежних соперника за её руку – буйный воин Рогдай, хвастливый кутила Фарлаф и молодой хазарский хан Ратмир.
Пушкин. Руслан и Людмила. Песнь 1. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига
Каждый из них поехал своей дорогой. Руслан вскоре увидел на пути пещеру, где сидел мудрый волшебник Финн. Он открыл витязю, что Людмилу похитил злой кудесник Черномор. Финн поведал Руслану и историю своей любви к прекрасной девушке Наине. В молодости Финн не смог привлечь её даже славой ратных подвигов и богатыми дарами. В горести он скрылся в леса, чтобы изучать магию. Искусившись в ней через сорок лет, Финн опять нашёл Наину, но теперь вместо юной красавицы увидел дряхлую и уродливую старуху. В ужасе Финн отказался от неё, а раздосадованная Наина, сама ставшая к тому времени колдуньей, поклялась мстить ему и всем его друзьям.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 1 – краткое содержание.
Песнь 2 – краткое содержание
Завистливый Рогдай кипел такой ненавистью к Руслану, что решил вернуться с пути, догнать и убить его. Но перепутав издалека свою жертву, он по ошибке налетел на Фарлафа. Фарлаф остался невредим, но пришёл от этого нападения в такой страх, что легко принял совет явившейся к нему Наины: не искать больше Людмилы, а вернуться домой.
Рогдай всё же догнал Руслана, но в жестокой схватке с ним потерпел поражение. Руслан бросил Рогдая в Днепр, где тот стал мужем речной русалки.
Похищенная же Людмила проснулась утром в одиночестве на роскошной постели в замке Черномора. Выйдя гулять в великолепный сад, полный благоуханных растений, прекрасных статуй и водопадов, она с тоски думала о самоубийстве. Вечером волшебная сила перенесла её по воздуху назад в спальню. Туда к ней вскоре пришёл Черномор – бритый, горбатый карлик с длинной бородой, которую несло перед ним на подушках множество слуг-арапов. Испуганная Людмила вскочила и с визгом сбила с колдуна колпак. Смешавшийся Черномор убежал, запутавшись в бороде. За ним ретировались и его рабы.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 2 – краткое содержание.
Песнь 3 – краткое содержание
Наина, прилетевшая к Черномору в облике крылатого змия, заключила с ним союз против Руслана и Финна. Тем временем Людмила, примеряя перед зеркалом сбитый вчера с Черномора колпак, вдруг заметила, что если надеть его задом наперёд, то он как шапка-невидимка скрывает с глаз того, кто его носит.
Руслан, продолжив путь, добрался до поля старой битвы и среди разбросанных здесь мёртвых костей нашёл себе новые доспехи вместо тех, что изломал в битве с Рогдаем. Затем он увидел громадную человеческую голову, лежащую средь степи. Она оказалась живой и начала дуть на Руслана. Страшный вихрь дыхания Головы вначале унёс витязя в поле, но он всё же сумел подскочить к чудищу и ударить его тяжёлой ратной рукавицей. Голова откатилась в сторону, и Руслан увидел под ней сверкающий меч.
Настроившись миролюбивее, Голова поведала Руслану историю своей жизни. Некогда она принадлежала славному герою-богатырю. У него был и младший брат – уродливый колдун Черномор, чья волшебная сила заключалась в длинной бороде. Черномор увлёк брата-богатыря искать чудесный меч, который, по рассказам магических книг, должен был отсечь одному из них голову, а другому бороду. Благодаря силе и храбрости старшего брата они нашли меч. Но Черномор предательски отсёк им брату голову, сохранил ей жизнь и заставил стеречь заветный меч посреди далёкого поля.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 3 – краткое содержание.
Песнь 4 – краткое содержание
Ратмир в поисках Людмилы добрался до замка на скалах – обители прекрасных дев, которые ласково встретили молодого воина и подарили ему свою любовь. Руслан же неутомимо продолжал искать суженую.
Людмила при помощи шапки-невидимки долго скрывалась от Черномора в его садах, но злой колдун обманул её хитростью. Он принял облик раненого Руслана, появился средь сада и стал звать Людмилу на помощь. Сбросив шапку, та поспешила навстречу, однако вместо Руслана увидела своего похитителя. Чтобы Людмила вновь не ускользнула от него, Черномор погрузил её в непробудный сон. Но как раз в это время вблизи послышался звук боевого рога Руслана.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 4 – краткое содержание.
Песнь 5 – краткое содержание
Руслан вступил в битву с Черномором. Тот атаковал его булавой, летая по воздуху, но Руслан ухватил чародея за его волшебную бороду. Черномор взвился под облака. Руслан, не выпуская бороды, летел вместе с ним, пока колдун не выбился из сил. Под угрозой лишиться бороды, Черномор перенёс Руслана к Людмиле.
Со спящей невестой в руках и с засунутым в котомку за седлом Черномором Руслан пустился в обратный путь. Его дорога вновь вела через то же поле битвы, где уже умиравшая Голова перед кончиной высказала Черномору последние слова укора. Затем Руслан встретил Ратмира, который успокоил сердце в любви с прекрасной рыбачкой, поселился с ней в безвестной глуши и оставил мысли о Людмиле.
Иллюстрация к песни 5-й
Злобная Наина решила погубить Руслана руками Фарлафа. Явившись в дом этого трусливого хвастуна, она привела его за собой к месту, где утомлённый Руслан забылся глубоким сном. Фарлаф трижды вонзил в грудь Руслану острый меч и, бросив его умирать, увёз с собой так и не пробудившуюся Людмилу.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 5 – краткое содержание.
Песнь 6 – краткое содержание
Прибыв с Людмилой к князю Владимиру, Фарлаф клялся, что с риском для жизни вырвал её из рук ужасного лешего в муромских лесах. Однако никто в Киеве не знал, как разбудить спящую красавицу, а тут стряслась ещё одна беда – город осадили полчища печенегов.
Тем временем старый Финн посредством волшебства узнал о печальной участи своего молодого друга и пришёл к нему на помощь. Финн перенёсся в горючие степи и добыл из текших там чудесных источников два кувшина – с живой и мёртвой водой. Этой влагой кудесник залечил раны Руслана и оживил его.
Дружины князя Владимира не могли прогнать печенегов от Киева. Но однажды утром горожане увидели со стен, как в неприятельский лагерь ворвался какой-то богатырь и начал толпами рубить степняков. Варвары со стыдом бежали, а киевляне узнали в неизвестном витязе Руслана. Он прискакал на коне в город и разбудил Людмилу, прикоснувшись к ней волшебным кольцом, полученным от Финна. Торжествующий князь Владимир сыграл новую свадьбу своей дочери с Русланом, который великодушно простил своих врагов – Фарлафа и Черномора.
Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 6 – краткое содержание.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
М. Глинка «Руслан и Людмила»
Опера «Руслан и Людмила» стала первой в жизни оперой моей восьмилетней дочки Арины, увиденной ей вживую. И это был праздничный, яркий, красивый опыт погружения в мир поэзии А.С. Пушкина, уже трепетно любимого ею, мир волшебной музыки М.И. Глинки.
Огромное спасибо солистам, хору, оркестру и всем-всем, кто причастен к созданию этого спектакля. БРАВО!!!
Увидела здесь свой отзыв в 2014 году. Добавить нечего, потому что восторг и счастье — прежние. Добавлю только, что эта опера, посещённая несколько раз (4 или 5), стала моей самой любимой оперой. Жду с нетерпение следующего спектакля!
Спасибо любимому Театру!
Добрый день!Вчера я в первый раз в своей жизни была на опере. Это чудесно!!! Эмоции переполняют! Артисты,музыка, декорации, костюмы все на высшем уровне. Есть определенный стереотип по поводу опер, спешу его разрушить. Скучно точно не будет. Просто приходите на данный спектакль и Вы не уйдет без положительных эмоций.
Раньше я больше ходила в театр, кино, но теперь в моем лице Вы приобрели постоянного зрителя.
P.S. Взяла билет на балет «Эсмеральда», жду с нетерпением!
22 ноября 2014. года.
Любимый Театр Оперы и балета имени М.И.Глинки. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Звучит с детства знакомая увертюра, вместе со звуками душа воспаряет. Открывается занавес, а там…
«Там русский дух! там Русью пахнет!»
Баян красивым голосом поёт свою песнь, «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой»……
Чудо. Праздник. Счастье.
Прекрасный оркестр, прекрасный вокал, хореография, декорации, костюмы, сценография — всё достойно самых высоких оценок.
Обязатель но буду приходить на этот спектакль снова и снова. Он такой притягательный, искромётный, завораживающий.
Огромное спасибо Театру за доставленное удовольствие!
Желаю Вам успехов и аншлагов!
Спасибо огромное за поставленный спектакль.
Спектакль достойный нашего оперного театра. Великолепные декорации, красивые костюмы, эффектные сцены. Особенно понравилась сцена похищения Людмилы и удивила голова витязя! Не ожидала прямо что будет именно так. Пологаю, что спектакль будет пользоваться популярностью у школьников.
Я была на второй день премьеры. В зале присутствовали зрители, которые пришли на спектакль повторно для того, что бы сравнить игру актеров. Интересно то что на второй день спектакль им больше понравился. Со слов рителей: «Он (спектакль)более домашний, Людмила особенно хороша, ее слышно!!! Первая Лдюдмила совсем никакая была».
Я не была на премьере в первый день, но мне очень понравилось все: и Руслан, и Людмила и остальные герои. Особенно интересно было наблюдать за Ратмиром, не легкая роль досталась актеру! 🙂
Огромное спасибо за такой праздник 🙂
Обязательно придем еще раз, когда обкатается спектакль
Здравствуйте, дорогой театр оперы и балета им.Глинки!
я присутствовала на шикарном открытии Вашего юбилейного сезона, на опере «Руслан и Людмила».
Очень красивое приветственное вступление!
замечательные декорации! потрясающе яркие, красивые, сказочные костюмы!
спектакль в 3-х действиях прошел как на одном дыхании! молодцы!! спасибо всем исполнителям, организаторам, руководству!
Конспект к уроку музыки в 3 классе «Опера Руслан и Людмила»
Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
— Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?
Д.: ответы.
— А в музыкальном театре?
Д.: ответы.
— С чего же начинается театр? (ответы (с вешалки).
— Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.
— Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.
(слушаем фрагмент увертюры)
— Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? (Антракт.)
— Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? (Декорации, грим, костюмы.)
— Оперные артисты? (играют и поют.)
— Что делают музыканты в оркестре? (Играют на музыкальных инструментах.)
— А что делают писатели, поэты? (Пишут рассказы, сказки, стихи.)
— А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать).
— Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (Без музыки.)
-Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана
(звучит ария).
— Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?
Д.: ответы.
-Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.
Слушание «Каватина Людмилы»
— Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? (Симфонический.)
— Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.
— Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).
— А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!
— А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».
— Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? (Хор.)
— Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.
— Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?
Д.: Празднично, радостно, торжественно.
— Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам»
(прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).
— Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».
Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.
Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.
Руслан и Людмила (1842) — Оперный мир Фила
Magic Opera (!) В пяти действиях. Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут.
Окружение садов Черномора, Андреас Роллер, 1842.
У этой оперы сложный генезис. Глинка сочинял его по частям и вне очереди в течение шести лет, причем многие номера были сочинены еще до того, как был написан сценарий, а тем более окончательно либретто. Говорят, что его друг Константин Бахтурин придумал сценарий за четверть часа в пьяном виде.Таким образом, многие числа в результате слишком длинные, и характер персонажей развивается слабо (фактически, главные персонажи исчезают на несколько часов). Это также очень медленно, мягко говоря.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Киевская Русь, 9 век. Основная история вращается вокруг похищения Людмилы (сопрано), дочери киевского князя Светозара (бас) и невесты Руслана (бас), злым карликом-чародеем Черномором (немой, обычно исполняется ребенком). Руслан вместе с хазарским князем Ратмиром (контральто), варяжским рыцарем Фарлафом (бас), менестрелем Баяном (тенор) и добрым чародеем Финном (тенор) спасают не только Людмилу от злого карлика, но и Гориславу (сопрано) от злого карлика. злая колдунья Наина (меццо-сопрано), состоящая в союзе с Черномором.
ИЩИТЕ:
АКТ 1: Банкетный зал Светозара, великого князя Киевского. (45 минут)
0: Знаменитая увертюра *** состоит из трех основных тем, которые снова появятся в опере: первая — это ликующая тема, а затем две другие, более тонкие качающие темы.
5: Длинная вступительная сцена ** менестрель Баян поет интересную песню (в сопровождении фортепиано в оркестровой яме, имитирующего восточнославянские гусли), междометия различных солистов и хор передают части повествования под этой длинной песней о том, как пару ждет несчастье, которое в результате только укрепит их отношения, закончившись хоровым ликованием.Но он начинает казаться нескончаемым в течение четверти часа работы.
20, 31: Grustno mye, roditelj dorogoj Еще одна четвертьчасовая последовательность: Прекрасная каватина от Людмилы * (которой в следующие два часа мало чем заняться), очень легкая и крепкая в стиле итальянского бельканто с хоровые междометия и бодрая кабалетта, когда она обращается к Фарлафу. Лучшая часть — это ее утешительное слово Ратмиру, которое является легатным отрывком, прежде чем она вернется к бодрости, когда она присягнет Руслану.Сцена обручения, которая следует ниже, могла быть взята из русского перевода Norma , и никто не заметил бы слишком много, пока Людмила не обещает (в шкале цитат из Лючия ди Ламмермур) * перед всеми (Ратмир и Фарлаф комментируют) . Подарки вручаются под более хоровое сопровождение до —
.37, 41: The Abduction и финал **, хроматический роман с жесткими аккордами цельного тона (шкала Черномора) оркестра (поначалу почти не было вокала).Только Баян кажется не полностью парализованным (хотя даже он не может ничего сказать или сделать). Первым поет Руслан, потом Ратмир. Светозар обещает Людмилу тому, кто сможет ее спасти **, в ярости, когда трое женихов отправляются в путь (музыкальное сопровождение — Ратмир, который в качестве контральто явно поет выше трех басов под ним). Вся эта последовательность заставляет меня немного прослезиться по какой-то причине, может быть потому, что это как пример того, как Глинка цитирует себя (Польский закон от Иван Сусанин ), и Чайковский будет использовать заключительные аккорды акта в Орлеанская Дева. ).
АКТ 2: (38 минут)
Сцена 1: Пещера волшебника Финна.
0: Антракт * — это засушливая пьеса, известная своими струнными и деревянными духовыми инструментами. Это подходящая музыка для представления Финна, у которого Руслан просит совета.
5: Dobro pozhalovats moy syn Финн представляет длинную предысторию в форме баллад *, в которой он рассказывает, что когда-то он был финским пастухом, который влюбился в прекрасную Наину. Чтобы завоевать ее, он стал наемным солдатом, но не смог завоевать ее привязанность, пока не изучил магию, из-за чего Наина стала одержима им, из-за чего он убежал от нее, и теперь она злая хозяйка, чей гнев упадет и на Руслана.Но Людмила, как обещает Финн, не пострадает, и он направляет Руслана на север.
Сцена 2: Безлюдное место.
19: Близок тьфу тьма торжества моего Вся сцена в некотором роде является истоком русской волшебной музыки (тема деревянных духовых инструментов будет повторно использована Чайковским в знаменитой серии «Спящая красавица»). Он полностью состоит из встречи Фарлафа и Наины, в которой она обещает помочь ему найти Людмилу и уничтожить Руслана. Фарлаф торжествует со злорадным рондо *.Достаточно забавно.
Сцена 3: Поле битвы, покрытое костями.
23: O polye, polye Достаточно хорошая басовая ария ** (сильная оркестровка) для Руслана, столкнувшегося с собственной смертностью.
28: О Людмила! Довольно торжествующий отрывок Руслана (тема увертюры) **, когда он решает найти Людмилу.
31: Остальная часть номера состоит из мужской хоровой сцены ** для Руслана и Головы Великана (брата Черномора).После он пытается сбить Руслана с лица земли песчаной бурей, во время которой Руслан поражает его собственным мечом. Глава показывает, что во рту меч, предназначенный убить и Великана, и Черномора. Гигант был обманут своим братом, и его живая голова закопала меч, который теперь может потребовать Руслан и которым он может убить Черномора. Театрально (сценически) это проблематично, но музыкально сцена скорее работает.
АКТ 3: Волшебный дворец Наины. (49 минут)
0: Еще один антракт *, на этот раз с мощного стука, затем путаницы в струнах, более мощного удара, а затем звука трубы, в партитуре появляется более волшебная тема.
3: Хор персидских рабов * запускает второй акт Парсифаль аспекта оперы, когда мужчины-путешественники и солдаты соблазняются балеринами в Сад Наины. Такой нежный, это зловещий.
8: Каватина Гориславы *, странно музыкально сильная пьеса для персонажа, который в остальном не так четко определен и его трудно спроецировать.
14, 20: И жар и зной смены Промежуточная точка в опере — хорошая (хотя и трезвая) ария для Ратмира ** (с аккомпанементом находки гобоя).Балет начинается в середине длинной арии *.
26: И вот появляется ужасный балет, хотя и не такой ужасный *, безмятежный роман с приятной музыкой.
37, 45: Финал акта: Горислава бросается на *, пытаясь спасти Ратмира от Наины и ее гурий, хор довольно силен и принимает его, несмотря на ее уговоры. Затем приезжает Руслан и влюбляется в Гориславу. Похоже, что Наина победит (и Ратмир и Руслан будут убиты), когда Финн появляется * и делает крестное знамение Святым копьем и превращает дворец в лес, и четыре героя выступают в ансамбле sotto voce. прежде чем отправиться на помощь Людмиле.
АКТ 4: Сады Черномора. (40 минут)
0, 2, 6: Более энергичный антракт *, однако, самый короткий, и вскоре мы находимся на Людмиле **, которая успешно сопротивлялась своей собственной воле чарам сада (Черномор, осознав, что единственный способ контролировать ее происходит через искусственность магии, он не может ее естественным образом обмануть). Она отказывается от всего, что ей преподносят. Наконец, она убирает всех и начинает великолепную арию *** (лучшую в опере), тоскуя по Руслану и моля о спасении из своего заточения.
17: Марш Черномора ***, музыкальный эквивалент тяжелого опьянения, дополненный мелодией из глокеншпиля (или это целеста?), Которая останется с вами навсегда .
22: Еще одна порция балета *: на этот раз турецкий танец, арабский танец и лезгинка ***. Что не так с операми и их идеей о том, что исламская культура — это волшебство? Больше вложения — последнее, и основано на метре кавказских танцев. Он замедляется на полпути для солистки, но снова ускоряется для солиста-мужчины.
30: Причудливый припев *, когда Руслан гоняется за Черномором по сцене (бас гонится за ребенком-гномом на сцене? Совершенно нормально), и наконец отрезает ему бороду (его источник силы).
32: Финал четвертого акта **: Руслан находит Людмилу, но она усыпляет чары Черномора. Он должен придумать, как ее перевезти. Горислава и Ратмир смотрят. Исчезать.
АКТ 5: (33 минуты)
Сцена 1:
0: Неистовый антракт *.
3: Ратмир играет вторую большую арию контральто **, тоскуя по Гориславе. Его люди прибывают и сообщают ему, что Фарлаф похитил тело спящей Людмилы с помощью Наины.
12: Остальная часть сцены состоит из дуэта Ратмира и Финна *. Финн дает Ратмиру кольцо и говорит ему передать его Руслану в Киев.
Сцена 2: То же, что и Акт 1.
19: Финал ** начинается с заунывного хора киевлян, наблюдающих за спящей Людмилой.Фарлаф пытается потребовать награду за возвращение Людмилы, но Светозар отказывается, так как она явно находится под каким-то магическим проклятием.
23: Руслан использует кольцо, чтобы разбудить Людмилу (которая возвращается к роялю / гусли) ***, и начинается грандиозный ансамбль с высокими линиями сопрано для нашей принцессы.
29: Опера завершается хоровой репрессией главной темы увертюры с междометиями из Гориславы и Ратмира ***. У всех счастливый конец.
КОММЕНТАРИИ:
Проблема с Руслан и Людмила в том, что сюжет запутан, а оценка еще больше сбивает с толку.То, что на самом деле является довольно простой историей о похищении и спасении, превратилось в светского сексуального папочки из Парсифаля. Наина — Клингзор, Горислава — невольная Кундри, а Финн — светский бог. Как и более поздняя музыкальная драма, она до смешного гетеросексуальна в изображении женщин как столь неотразимых, что сами женщины проклинают свою неотразимость. События в третьем и четвертом действиях слишком похожи (в каждом есть и балет, и спасение), а опера очень длинная (по крайней мере, на час, если не больше).Персонажей слишком много, и они вводятся слишком медленно (некоторые уже в третьем или четвертом актах). Фарлаф — персонаж оперы-буффа, потерянный в серьезной сказочной опере. Главного женского персонажа почти не существует (и к тому времени, когда она появляется в четвертом акте, сюжет уже сорвался), а контральто на самом деле является самым интересным в музыкальном плане из всех персонажей. Как и в случае с Вагнером, здесь слишком много мужчин с низким голосом, и использование тенорового голоса для двух ролей, очевидно, предназначено для компенсации огромного дисбаланса вокального состава.Это драматический обратный союз самого кровавого аборта. Но в музыкальном плане это действительно здорово. Первый акт имеет последовательную структуру (в отличие от других) и представляет два основных события в русской оперной музыке: героический язык Руслана (который конкретизируется в сцене поля битвы во втором акте) и шкалу Черномора (целая шкала тонов, которая будет время от времени использоваться другими русскими композиторами для обозначения присутствия зла). Во втором акте, который гораздо более свободен, мы знакомимся с бегущей темой, когда входит Наина, которая снова вернется в произведениях других русских композиторов (в первую очередь Чайковского).Третий акт, при всех его слабостях, привнес восточную идиому в русскую оперу (хор персидских рабов будет перевоплощен в Танец персидских рабов в Хованщина), и включает первую из двух великих арий для контральто. К четвертому действию мы почти забыли о Людмиле, которая, тем не менее, является более сильной персоной, чем можно было бы предположить в ее отсутствии. Однако сколько опер представляют одну с зрелищем сопрано, которому угрожает волшебный карлик? Лучшей музыкой будут увертюра, четвертый акт и финал пятого акта.Марш Черномора для меня откровенно виноватое удовольствие. Однако очень легко рассматривать эту оперу скорее как концерт в смысле opera seria, чем как настоящую музыкальную драму, потому что драмы в ней очень мало. Хотя это никогда не может быть альфа, это определенно бета, может быть, даже плюс.
Нравится:
Нравится Загрузка …
СвязанныеМихаил Глинка — Студенты | Britannica Kids
Х. Роджер-Виолле(1804–57).Михаил Глинка был первым российским композитором, получившим международное признание. Хотя он написал относительно немного сочинений, его творчество считается основой самой поздней русской музыки, и он считается отцом русской националистической школы. Его опера «Руслан и Людмила » представила образцы лирической мелодии и красочной оркестровки, на основе которых Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и другие известные русские композиторы сформировали свои стили.
Михаил Иванович Глинка родился в Новоспасском, Россия, 1 июня (21 мая по тогдашнему календарю) 1804 года.Бабушка в раннем возрасте увлекла его народной музыкой, что позже сформировало его интерес к созданию музыки с явно русским колоритом. Впервые он заинтересовался западной музыкой в возрасте 10 или 11 лет, когда он услышал частный оркестр своего дяди. С 1818 по 1822 год он учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге, а также брал уроки игры на фортепиано у частных учителей, включая ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В 1824 году он начал работать в Министерстве связи, но его не интересовала официальная карьера, и он оставил этот пост в 1828 году, чтобы продолжить свое музыкальное образование.Примерно в это же время он начал сочинять песни и небольшое количество камерной музыки. Три года в Италии привели его под очарование итальянских оперных композиторов Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, хотя в конечном итоге тоска по дому привела его к мысли писать музыку с русскими стилями и темами.
Глинка впервые начал серьезное изучение композиции и контрапункта у Зигфрида Дена в Берлине, где он начал свою Sinfonia per l’orchestra sopra due motive russe (1834; Симфония для оркестра на два русских мотива).После смерти отца он вернулся в Россию, где женился и поселился, чтобы написать оперу, которая принесла ему первую известность, Жизнь за царя (позже переименована в Иван Сусанин ). Премьера оперы, основанной на русской народной сказке, состоялась в Санкт-Петербурге в присутствии царя Николая I в 1836 году. В этот период Глинка сочинил некоторые из своих лучших песен. В 1842 году была поставлена его вторая опера « Руслан и Людмила ». Экзотический сюжет оперы рассказывает историю русского рыцаря, который должен спасти свою невесту из лап злого карлика.Смело оригинальная музыка Руслана не имела успеха у публики, но произведение оказало значительное влияние на более поздних русских композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист был поражен новизной музыки.
Разочарованный холодным приемом его последней оперы, Глинка покинул Россию в 1844 году. Он имел удовольствие слушать отрывки из обеих своих опер, исполненных в Париже. Французский композитор Гектор Берлиоз дирижировал произведением Глинки в 1845 году, как первое исполнение русской музыки на Западе.Из Парижа он отправился в Испанию, где оставался до мая 1847 года, собирая материалы, использованные в его двух «испанских увертюрах», блестящем каприччио на Jota aragonesa (1845; арагонская хота, также называемая Первая испанская увертюра ) и . Летняя ночь в Мадриде (1848, также называемая Вторая испанская увертюра ). Он вернулся в Россию в 1848 году и написал новаторское и влиятельное оркестровое сочинение Камаринская . Петр Ильич Чайковский сказал, что это произведение было желудь, из которого вырос дуб позднейшей русской симфонической музыки.Между 1852 и 1854 годами он снова был за границей, в основном в Париже, пока разразившаяся Крымская война снова не вернула его домой. Затем Глинка написал свои весьма занимательные Записки (1887; Мемуары ), которые раскрывают его как симпатичного, но довольно ленивого человека, к тому же ипохондрика. Его последним заметным произведением был Фестивальный полонез , написанный для коронационного бала царя Александра II в 1855 году. Глинка умер 15 февраля (3 февраля) 1857 года в Берлине.
Михаил Глинка: Руслан и Людмила — Александр Ведерников | Песни, обзоры, кредиты
Опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила» — знаковое произведение в истории русской оперы, но количество полных записей этого произведения можно сосчитать по пальцам.И это несмотря на популярные увертюры Руслана и Людмилы и множество часто записываемых отрывков из оперы. Отчасти проблема связана с текстом, поскольку оригинальная рукопись Глинки была случайно уничтожена с помощью средств, которые исторически все еще остаются довольно туманными. Эта новая запись Pentatone — первая, в которой используется новое критическое издание Руслана и Людмилы, подготовленное российскими музыковедами Надеждой Татериной и Евгением Лавашевым, условие, подробно объясненное в сбивчиво переведенной части огромного 183-страничного буклета, прилагаемого к этому набору. .
Помимо сбивающей с толку книжной заметки, все остальное в этом наборе — это то, о чем стоит написать «маме», особенно если она живет в России. Запись, сделанная в Большом театре в Москве, просто потрясающая — действительно чувствуешь себя в оперном театре, наблюдая за игрой Руслана и Людмилы. Актерский состав очень хороший; Особо стоит выделить сопрано Екатерину Морозову, которой доверена сложная и центральная роль Людмилы.Морозова плохо стартует, но быстро находит дорогу и выделяется по сбалансированности сета. Великолепно звучит оркестр Большого театра под управлением Александра Ведерникова, в котором оркестровая составляющая партитуры значительна, так как в Руслане и Людмиле много чисто инструментальных пассажей, не менее 45 минут от всей оперы. Если слушатель когда-либо хотел услышать, что такое Руслан и Людмила Глинки, то этот набор Pentatone автоматически станет вашим первым выбором для произведения.
Обзор | Граммофон
Эта отличная новая запись Руслана и Людмилы привлекает внимание тем, что использует «оригинальную версию», а буклет рассказывает сложную историю, слишком длинную для того, чтобы ее здесь резюмировать, о отслеживании различных оценок копий. Результат кардинально не отличается от опубликованной оценки. Гораздо важнее то, что настоящий спектакль завершен до последнего танца и каждого повтора, в отличие от того, что под управлением Юрия Симонова впервые прозвучало здесь в 1982 году (заглавные партии исполнили Евгений Нестеренко и Бела Руденко).В петербургской версии Валерия Гергиева — Владимир Огновиенко в роли Руслана и Анна Нетребко (которую очень хвалит Джон Стейн) в роли Людмилы.Новая версия была записана в Москве с выступлений в Большом театре, по большей части эффектно. Хотя припев немного сложен, звучит довольно скучно и отстраненно (что им необходимо, только когда они олицетворяют чудовищную Голову), здесь тихая публика, минимум сценического шума и, что действительно важно, яркий отклик оркестра на весь чудесный колорит партитуры Глинки в восторженных руках Александра Ведерникова.Он очень любит музыку, хотя любит быстрые темпы: это дает захватывающий отчет об увертюре, и тот, который почти буквально захватывает дух для Валерия Гильманова в Рондо Фарлафа, испытание, которое блестяще преодолевается, если , в заключительном più mosso , на волосок.
Актеры, как и следовало ожидать, имеют эту классическую партитуру в своих костях и подходят к делу, в основном свежими и сильными выступлениями. У самой Людмилы есть проблемы не в том, чтобы точно разобраться с обильной итальяночной колоратурой в ее вступительной каватине (которую Глинка как ни странно, но выразительно отмечает Andante capriccioso ), а в том, чтобы оживить ее своим довольно тонким тоном.Екатерина Морозова наиболее эффективна ближе к концу оперы, когда Людмила просыпается от чар, красиво, простым, детским тоном, как будто только что возродившаяся.
Руслан Тараса Штонды спет тепло и умело, лирически и без всякого хвастовства в его мучительном блуждании по опустевшему полю битвы среди павших рыцарей. Он также великолепен в обменах с финном. Легкий, ясный тенор Виталия Панфилова красноречиво подходит к этому бардовскому повествованию, когда Глинка подвергает повторения подлинной финской мелодии своему постоянно меняющемуся, ослепительному оркестровому изобретению.Мария Гаврилова выразительна и трогательна в роли Гориславы, что в некотором смысле более ценно, чем роль самой Людмилы, а Александра Дурсенева делает большую часть сложной роли травести Ратмира, позволяя ему показаться слишком увлеченным соблазнением персидских девушек (еще один прекрасно продуманных движений с изменяющимися фоновыми вариациями Глинки), но также способна пробудить его чувства и любовь Гориславы. Как бард Баян, Максим Пастер вправе претендовать на то, что хор вежливо охарактеризовал его как « сладостный певец », «милый певец».
В буклете отсутствует хороший критический очерк об опере и ее истории, но есть полный текст на русском языке с английскими, французскими и немецкими переводами.
Увертюра к Руслану и Людмиле
До Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова и даже Мусоргского был Глинка. Последний — предшественник всех великих русских композиторов, столь знакомых сегодняшнему любителю концертов, но, по иронии судьбы, в этой стране он известен публике только по одной композиции: искрящейся увертюре к своей опере Руслан и Людмила. Композитор многих песен, камерных произведений и других произведений, его главный вклад в историю музыки — как эта опера (1842 г.), так и его более ранняя опера «Жизнь за царя » (1836 г.). Обе работы пронизаны русскими элементами — музыкальными и повествовательными — и являются убедительным свидетельством его позиции как отца русской националистической школы.
Потомок знатной и богатой семьи, Глинка получил музыкальное образование наряду с основательным общим образованием, которое должно было привести его, как и многих ему подобных, в российскую правительственную бюрократию.Хорошая работа в Коммуникационном совете в конечном итоге была отодвинута на второй план из-за постоянно растущей музыкальной деятельности, кульминацией которой стала трехлетняя поездка в Италию (якобы по состоянию здоровья), где уговоры Доницетти и Беллини, среди прочих, преобладали в его жизни. внимание. Он переехал в Вену и Берлин, и его карьера в музыке как композитора, прочно укоренившегося в западноевропейских традициях, была брошена на карту.
Вернувшись в Россию в 1834 году, он попал под литературное влияние русского национализма, и его опера « Жизнь за царя » стала идеальным проводником официальной государственной догмы, превозносящей царя, Русскую Православную Церковь и русскую этническую принадлежность. .Таланты Глинки ярко проявились в его творчестве, особенно его дар блестящей оркестровки. Последнее, конечно же, характеризовало почти всех наших любимых русских композиторов.
Жизнь за царя имела большой успех и открыла путь к трактовке пушкинских «Руслан и Людмила». Пушкин не смог сотрудничать с композитором из-за смерти поэта в опрометчивой дуэли, но Глинка работал с другими, и фантастическая сказка о волшебстве, колдунах и сверхъестественном стала его второй оперой.И надо сказать, что в нем зародилась традиция, ведущая через Римского-Корсакова к Стравинскому: новаторские гармонии и гаммы, сверхъестественные сказки, блестящая оркестровка — все на службе драматической музыки. К сожалению, опера не имела большого успеха, ее структурная слабость, сложный сюжет и растущая популярность итальянской оперы в России привели к ее относительной безвестности. Однако увертюра сохранилась и стала достойным каштаном оркестровой литературы.
Отведенный в знакомой форме сонаты, он открывается стремительным безумием струнных, выступающих в качестве первой темы, с обычной широкой лирической контрастной темой, которая следует вскоре за нижними струнами. Отрывки мелодии развиваются в атмосфере, которая явно пробуждает немного таинственных, волшебных элементов оперы, за которыми следует резюме, которое еще больше подстегивает веселую свирепость. Громкая, нисходящая (и довольно прогрессивная для того времени) целая шкала тонов в низких медных духах пробуждает злого колдуна оперы, поскольку этот блестящий подъемник занавеса приближается к воодушевляющему завершению.
—Вт. Э. Рунян
© 2015 Уильям Э. Рунян
Глинка, Руслан и Людмила, Большой PENTATONE CLASSICS SACD PTC 5186 034 [CC]
Великолепное зрелище, исторически обоснованное и поймал абсолютно на лету. Руслан и Людмила Глинки, со сказочным сюжетом и ртутью, лёгкой оркестровой прикосновение, восхитительно. Он будет в равной мере развлекать и трогать — как повезло публике оказаться в Большом в апреле в прошлом году; и как нам теперь повезло наслаждаться непосредственностью событие.
Музыковедческие детективы (и из обширного и подробный буклет, это единственная настоящая фраза для он) привел к этому, самый полный и законченный Руслан. Актуальное исполнение имеет все преимущества живого выступления. (непосредственность и реальное преимущество), но мало недостатков (чудесным образом молчаливая публика; оркестровая игра неизменно превосходна и качество записи тоже, за исключением некоторых расстояний).
Изделие может быть длинным, но когда оно сверкает, как это, как Вагнера, прогоняет время. Первое впечатление что нас не могут задерживать слишком долго, так быстро открытие увертюры. Но вскоре выясняется, что это будет танец, а не турбо-подъемник, скорее шумный русский Свадьба Фигаро Увертюра. Так что не так динамично, как некоторые, конечно (а каталог до отказа заполнен версиями одна увертюра), но она скорее готовит почву для существенная опера, чтобы следовать.У оркестра все равно есть шанс утверждать свое превосходство, поскольку это делается повсюду не только в чувствительные аккомпанементы, но и в чисто оркестровых номерах (например, световой балет в четвертом акте или расширенное атмосферное антракт между Деяниями 1 и 2, или деликатный, но царственный Турецкие танцы в акте 4).
На самом деле музыка Увертюры возвращается в самый конец оперы, ее знаменательное раскрытие, конечно, как ликование, присущее самому себе.Слушатели знакомы с увертюре может быть интересно услышать оперный расцвет лирической мелодии с преобладанием виолончели во второй части оперы Руслана. Ария, которая начинается во втором акте (CD2, Track 2, 1’05ff, «О Людмила, Лель обещал нам счастье… »).
Сюжет, привлекательный своей эскапизмом, может быть найден здесь. В буклете есть краткое изложение сюжета, но оно довольно слабое.Короче говоря, Людмилу похищают на свадебном торжестве, и она обещана тому человеку, который сможет ее вернуть. Cue встречи с волшебниками и гномами не только для Руслана, но и Людмилы. потенциальные женихи Фарлаф и Ратмир (фактически исполняются контральто). Людмилу возвращает в суд Фарлаф, но это Руслан кто может создать волшебное кольцо, которое приводит ее в сознание и, наконец, свадьба возобновляется.Все отмечают.
Вклад Людмилы открывается каватиной, песня, полная тоски, но также полная хитрых мелодических строк, чтобы петь. Морозова великолепно проявляет себя в этой грустной арии. Она отлично поет, дразня Фарлафа и обращаясь к Ратмиру. Ее качка отличная, атмосфера пенистая. Есть несколько претендентов в ее бегах, но не настолько, чтобы серьезно отвлекать внимание, и ее закрытие вокальная расцветка — идеальный апогей для ее номера.Она звучит молодая и свежая в своей сцене в начале 4-го акта. Восторг.
Родившийся в Киеве Тарас Штонда, бас-баритон, берет со стороны Руслана. Он хорошо действует своим голосом (он действительно звучит оскорблен, когда он созерцает, что Людмила находится под сила колдуна в Акте 2 (Номер 6, CD1, дорожка 9). Его акт 2 ария, «О поле, поле!» (CD2 Треки 1-2, сразу прежде, чем появится огромная голова — это уровень, до которого вы должны приостановить свое чувство реальности), — резюмирует Штонда предположение вверх.Тяжелый от печали, его подлинно русский тон передает всю свою ношу, не опускаясь до мега-вибрато.
Вероятно, наиболее часто встречающаяся часть опера (кроме, конечно, увертюры) — Рондо Фарлафа. (из Акта 2, здесь CD1, трек 11). Бас Валерий Гильманов (выпускник Новосибирска, в Большом театре с 2001 г.). Сцена, которая непосредственно предшествует Рондо, делится с Наиной. (светлая меццо Ирина Долженко, явно украсившая Уэксфорд до сих пор) ощетинился драматизмом; само рондо — это невероятное развлечение, дикция Гильманова — образец ясности.Почти видны его сценические жесты. В обоих этих числах Комедийное чутье Глинки берет верх (это Рондо было большой фаворит Шаляпина, кстати). Гильманова В репертуарном списке Спарафучиле (Риголетто). Это должно быть стоит послушать.
Ратмира берет контральто Александра Дурсенова (который спел Амельфу в «Золотом петушке» в Ковент-Гардене в 1999 году).В конце первого акта ее голос кажется довольно тяжелым, но все же она проявляет себя в «своей» арии в Акте 3 (CD2, дорожка 8 — жаль, рожок почти не пробивает, но не совсем его соло в целости и сохранности). Здесь Дурсенова раскрывает свою кремовую (и, да, сильно-вибрато) голос во всей красе. Этот долгий, многогранный ария хорошо проработана, заключает в себе широкий спектр эмоций.
Жалко, что Светоссар, бас Вадим Лынковский, слаб, а финн (Виталий Панфилов) трепещет. Мария Гаврилова делает трогательную Гориславу, а звезда из второстепенных ролей — Баян Максима Пастера. Его ария великолепно послан, и его красноречие, казалось бы, не знает границ (хотя его вокальный диапазон немного растянут на самых низких Примечания).Роскошный аккомпанемент арфы отлично уловлен Превосходная запись Пентатона (продюсер Джоб Маарс; Balance Инженер Жан-Мари Гейсен). Блестящая оркестровка Глинки только добавляет блеска.
Партитура Глинки полна восхищений. Однако его чудо заключается в способности создавать последовательные целиком, а не последовательностью «чисел». Попробуй слышать этот набор, даже если у вас есть Гергиев (Philips 486 746-2) — Ведерников восстанавливает Руслана, целиком и полностью, на его законных основаниях. место.
Кстати, отличное дополнение к этому набору «Жизнь за царя» Глинки (Иван Сусанин) — попробуйте каприччио 10 783/5, из Софийской национальной оперы (Гарольд Мурса) «Жизнь за царя» также содержит много радости. — здесь добавлен польский колорит в музыку (в том числе инструментальные Краковяк и Мазурка). Стоит поискать.
Колин Кларк
Смотрите также обзор Терри Барфут
.
Михаил Глинка в фондах Президентской библиотеки: «Люди сочиняют музыку»
1 июня 2019 г. исполняется 215 лет со дня рождения Михаила Глинки (1804–1857), великого композитора, основоположника русской национальной оперы, автора всемирно известных опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). и «Руслан и Людмила». В Президентской библиотеке сформирован фонд, состоящий из трех разделов: «Жизнь и творчество композитора», «Творчество Михаила Глинки», «Память композитора».
Михаил Глинка родился в Смоленской области, в селе Новоспасское, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Глинки. Это отражено в книге С. Базунова «Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальное творчество ».
С 1817 года Михаил жил в Санкт-Петербурге и учился в Дворянском пансионе при Главном педагогическом училище, его наставником был поэт, будущий декабрист В. К. Кюхельбекер. В 20-х годах XIX века Михаил Иванович пользовался известностью у петербургских меломанов преимущественно как певец и пианист.Только побывав за границей и близко познакомившись с Беллини, Доницетти, Берлиозом, он становится композитором.
Электронный экземпляр ежемесячного исторического журнала «Русская старина» (1870 г.), который имеется в электронном читальном зале Президентской библиотеки, содержит записи Глинки того периода.
Находясь за границей, он также соприкоснулся «со всей серьезностью немецкой музыки», — продолжает А. Грузинский в упомянутом издании Михаил Глинка.Пробудившееся национальное сознание с тех пор не покидало русского музыканта. Он понял, что музыка композиторов разных стран основана на животворном народном мелосе.
Потом снова Россия: Петербург, литературные вечера с поэтом В. А. Жуковским, где Глинка познакомилась с Н. В. Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, А. С. Пушкиным. Именно Жуковский подал молодому композитору идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, которую он выучил в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева.
Идея упала на подготовленную почву, потому что как редкий коллекционер мелодий Глинка проникся народными мелодиями средней полосы России. В оцифрованной книге В. Авенариуса «Создатель русской оперы Михаил Иванович Глинка» (1903 г.) из фондов Президентской библиотеки он описывает самое начало создания шедевра:
«У нас, россиян, нет национальной музыки. Это моя мечта — сочинить русскую оперу. Глинка сел за рояль. Зал анонсировала ария, известная теперь каждому россиянину, хоть раз слышавшему оперу «Жизнь за царя».«Это что-то совершенно новое, свежее и в то же время такое знакомое, дорогая! — воскликнул восхищенный товарищ. «Тема чисто русская, национальная …» ».
Премьера произведения, созванная по настоянию Дирекции пожизненных театров царя, состоялась 27 января 1836 года и стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль имел большой успех, присутствовала царская семья, а Александр Пушкин был среди многочисленных друзей Глинки в зале.Накануне гибели поэта на Черной речке Михаил Иванович сумел посвятить его планам сочинения оперы по сюжету Руслана и Людмилы. С того вечера идея превратить стихотворение Пушкина в оперу не покидала Глинку. Однажды, катаясь в шатком экипаже в каком-то лихорадочном состоянии, композитор сочинил и начал записывать весь финал «Руслана», из которого впоследствии и выросла основная тема увертюры.
«Весной 1842 г. он приехал в Санкт-Петербург.В Петербурге на концерт Ференца Листа и показал свое феноменальное искусство на Руслане: в салоне графа Вельгорского он исполнил всю огромную оперу прямо со страницы — он сыграл с таким совершенством, что все присутствующие знатоки были ошеломлены; И тут он ответил безоговорочной похвалой и за мелодичность оперы, и за ее фактуру », — пишет издание« Создатель русской оперы Михаил Глинка ».
Но были и злобные критики в лице Фаддея Булгарина.В ноябре 1942 года, за три недели до первого исполнения «Руслана», в булгаринской «Северной пчеле» появилась ядовитая статья, направленная не против Глинки, а против оперных певцов. Глинка узнал об этом во время напряженной репетиции в Большом театре. Тенор Леонов прямо сказал ему, что все артисты очень обиделись. «Это не мои слова, — ответил Глинка, — а слова автора статьи».
«Однако с конца ноября 1842 года, менее чем за три месяца, состоялось 32 спектакля Руслана, а лучшая из опер Россини« Вильгельм Телль »за первый сезон прошла всего 16 раз», — сообщает Авенариус.- За один сезон Глинка получил единовременно три тысячи рублей серебром. Больше им понравился только декоратор Роллер, которому без всяких забот было присвоено звание академика за эскизы заколдованного замка Черномор ».
Последний год своей жизни Глинка жил в Берлине, посещал музыкальные классы. В королевском дворце состоялся концерт его вещей под руководством Джакомо Мейербера. В одном из последних писем композитор сказал: «Чтобы понять важность этого события для меня, необходимо сказать, что я первый россиянин, удостоенный подобной чести.Письмо Мейербера как доказательство того, что я не навязывал себя, и в короткие сроки доставлю журнальные статьи ».
На этом концерте Глинка простудился. Умер 3 (15) февраля 1857 года. Его тело перевезено в Петербург на Тихвинское кладбище Александро-Невского монастыря.
Место Михаила Глинки в национальной культуре более точно определил критик В. В. Стасов: «Глинка во многом имеет такое же значение в русской музыке, как Пушкин в русской поэзии.Оба являются великими талантами и основоположниками нового русского художественного выражения, оба создали новый русский язык — один в поэзии, а другой в музыке ».
.