Содержание

Критерии общественного прогресса

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса» из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.

В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса. 

Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.

Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям. 

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.

Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.

Критерии прогресса:

1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.

Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности

труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.

2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра

.

4) Уровень развития науки и техники.

5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.

Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость. 

Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью. 

Противоречивость прогресса заключается в том, что с одной стороны он даёт обществу благо, а с другой — наносит вред. Например, открытие ядерной энергии дало возможность человечеству получить альтернативу общепринятым исчерпаемым источникам, но стало одним из самых страшных оружий, способных уничтожить всё существующее на земле.

Критерии общественного прогресса. Социальная философия

Критерии общественного прогресса

Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам, то по каким наиболее существенным признакам можно судить о поступательности общественного развития в целом, о прогрессивности, консервативности или реакционности тех или иных явлений?

Отметим сразу, что вопрос, «как измерять» общественный прогресс, никогда не получал однозначного ответа в философско-социологической литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и, как таковому, ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса. Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают не несколько историй, а одну историю своих собственных отношений. Наше мышление способно и должно отразить эту единую историческую практику в ее целостности.

И все же господствовавшая парадигма беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к казалось бы единственно возможному решению вопроса: главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое в конечном счете предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 году призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую именно благодаря тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Позиция последних нуждается, очевидно, в некоторых комментариях, ибо возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс прежде всего в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике и прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения; как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономической — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, то есть пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.

Таким интегративным, значит, наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела синтезирующий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10–12 лет ниже, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к снижению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности. Ибо, как сказал А. Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизации общества, как интегративный критерий, вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить. Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, то есть производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса.

Вопросы для самоконтроля

1. Сможете ли вы обнаружить в реальном историческом процессе примеры развития по каждому из трех типов социальной динамики?

2. Как связаны между собой революционное и эволюционное в истории?

3. В чем состоит проблема критериев общественного прогресса?

Сущность и критерии общественного прогресса

С появлением «человека разумного» ученые связывают зарождение общества и начало его развития. Преобразование жизни людей получило название исторического процесса. Само понятие предполагает отображение событий, последовательно происходящих в ходе жизнедеятельности индивидов.

Исторический процесс развития общества всегда имеет определенную направленность:

  • прогресс;
  • регресс.

Прогрессивность подразумевает движение вперед, а значит, жизнь людей переходит от простых и элементарных вещей к более сложным и совершенным.

Прогресс – поступательное преобразование общества, сущность которого состоит в глобальных изменениях от малого к большему, простого к сложному, от дикости к цивилизованности.

Понятие общественного прогресса тесно связано с другими стадиями жизни социума. На протяжении истории человечество периодически вступает на новые ступени собственного преображения, а иногда топчется на месте без изменений. Временная остановка в развитии именуется стагнацией.

События, которые оказывают негативное влияние, пагубное и разрушительное, приводят к регрессу общества.

Регресс – вариант общественного развития, противоположный прогрессу, предполагающий обратное движение от сложного к простому, постепенная деградация людей.

Критерии общественного прогресса

Прогрессивное развитие можно оценивать по нескольким показателям. Наиболее существенные проявления общественного прогресса:

  • множество технических достижений и открытий;
  • значительные объемы производительных сил;
  • расширений знаний и научных представлений;
  • высокий уровень интеллектуального и нравственного развития индивидов;
  • свобода личности и признание прав человека;
  • рост продолжительности жизни и снижение смертности;
  • количество людей, удовлетворенных собственной жизнью, благополучием и достатком.

Несомненно, часть критериев может противоречить друг другу, что демонстрирует явное противопоставление прогресса одной сферы регрессу другой. В этом заключается противоречивость процесса. Важную роль также играет тот факт, что многочисленные открытия и достижения общества порой оборачиваются против самого человека. Например, активное использование современных гаджетов, компьютеров, телефонов приносят существенный вред органам зрения людей.

Формы развития

Общественный прогресс может иметь несколько форм:

  • эволюция;
  • революция;
  • реформы.

Эволюционный путь, как правило, занимает длительный период и предполагает постепенный переход от старых, изживающих себя форм, к новым и более совершенным. Для такого развития характерно отсутствие резких скачкообразных перепадов и каких-либо остановок развития.

Революция, напротив, подразумевает быстрые и радикальные перемены жизни общества. Обычно осуществляется с использованием силы и затрагивает большинство сфер. Наибольшую роль в прогрессе человечества сыграли неолитическая революция, промышленная и научно-техническая. Каждая из них продемонстрировала резкий скачок на новую ступень развития.

Многочисленные социальные революции, чаще всего, являются ответом на глубокие противоречия между различными социальными группами. Благодаря им, происходит преобразование структуры общества.

Путь реформирования, в сравнении с революцией, выглядит более мягким и щадящим. Реформа – это преобразование какой-либо одной сферы, плавное и спокойное, в рамках закона и соблюдения интересов многих людей. В таких условиях не происходит смена власти, а перемены не вызывают разрушений социальной структуры. Постепенное реформирование нескольких сфер выводит государство на новый уровень и способствует процветанию.

Читать далее >>

Характеристика общественного прогресса и его критериев

Проблема определения общественного прогресса

В качестве наиболее сложной проблемы теории прогресса выступает определение основного объективного критерия. И правда: существуют ли точные измерители уровня общественного прогресса?  Что выступает в качестве показателей, обобщенно отражающих главные источники общественного прогресса?

В ситуации определения основного критерия общественного прогресса происходит учет интересов нескольких классов, имеющих значительные различия. В каждом общественном классе существуют собственные критерии обоснования, отвечающие за сохранение и учет интересов этого класса. 

Так, некоторые современные зарубежные социологи и философы являются противниками попыток объективизации критериев общественного прогресса. Они пытаются доказать, что разрешение вопросов прогресса в общественной истории является исключительно субъективным, так как полностью опосредуется выбором критериев общественного прогресса. 

В свою очередь, выбор конкретного критерия происходит за счет учета шкалы ценностей, избранной теми, кто склонен браться за изучение прогресса. При этом, человек делает это в соответствии с личными взглядами и установками, а также идеалами и симпатиями. 

Имея в наличии один критерий, становится возможным признание наличия прогресса в историческом контексте, при появлении новых критериев данный факт может опровергаться. В данном случае любые точки зрения являются равноправными, так как являются в равной степени субъективными. 

Определение 1

А. Д. Тодд в своей книге «Теории социального прогресса» излагает: «Прогресс является человеческим понятием. Настолько человеческим, что каждый трактует его по-своему». 

Определение 2

Французский философский словарь в редакции А. Лаланда трактует прогресс в качестве «понятия по сути относительного, так как оно зависит от конкретной шкалы ценностей того, кто рассуждает о прогрессе».

Специфика критериев общественного прогресса 

В материализме отвергается субъективистская и релятивистская позиция социологов и философов об общественном прогрессе. Согласно проводимым исследованиям, наличие в обществе прогресса является объективной закономерностью, которая может быть доступна исключительно строгим научным исследованиям.

В контексте этого, основным критерием общественного прогресса должен быть объективный конструкт. На основании данного конструкта, определяющими причинами постепенного развития всей человеческой истории является производительная сила, которая также выступает в качестве объективного показателя характера и способов разрешения противоречий, которые возникают между природой и обществом. 

Исходя из вышеописанного, в качестве основного объективного критерия общественного прогресса выступает непосредственное развития производительной силы. За счет нее образуется основа связи и единства мировой истории, что отражается непрерывной линией подъема, проходящей через любой общественный процесс. 

За счет изменения производительной силы оформляются все виды деятельности людей, несмотря на социальную сферу, в которой она осуществляет свою работу. Данный фактор имеет общесоциологическую (общеисторическую) природу и имеет распространение на все общественные группы, которые когда-либо существовали и функционировали в историческом ракурсе. Благодаря ему становится возможным определение для каждой социальной формации ее исторического места в поступательных движениях человечества. 

Согласно результатам исследований, вопросы об объективности критериев общественного прогресса сводятся к выявлению первопричин постепенного развития общества, либо определению первичного элемента изменений.

В действительности, объективные критерии, глядя на которые можно определять уровень прогрессивности или реакционности определенного явления, а также степень данных процессов, имеют сильную зависимость от уровня и характера развития производительных сил. От характера производительных сил зависит все общество в целом. 

Замечание 1

Стоит учитывать также и то что общественно-экономические формации в историческом контексте располагаются в зависимости от уровня и характера производительной силы. 

Основываясь на этом, наиболее прогрессивной общественной системой (либо социально-экономическим строем, политикой, идеологии, морали) будет считаться та, которая в максимальной степени будет способствовать стимуляции развития производительных сил и создания для них наибольшего простора. 

Так, все процессы, действия и явления, которые в контексте производственных отношений, взглядов и идей сопутствуют продолжению развития производительной силы, работают для содействия прогрессу. И наоборот: все факторы, тормозящие данное развитие будут связаны с упадком и регрессом. Однако в этом смысле не существует автоматических зависимостей. 

Прогресс в производственной сфере не всегда может прямолинейно сказываться на прогрессе духовной жизни общества, и сферах искусства и морали. Корреляция между развитием потребностей производственной силы с одной стороны, и явлений духовной жизни общества с другой опосредуется сложностью и многообразием общественных отношений, а установление данной связи является весьма сложным процессом. 

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В истории существования различных эксплуататорских формаций известно множество фактов того, что прогресс производительной силы обеспечивался за счет жестоких насильственных методов, которые были связаны с нарушением этических норм. 

Замечание 2

Согласно словам К. Маркса, прогресс, достигаемый такого рода действиями может быть сравним с «отвратительным языческим идолом, который жаждал вкушать нектар только из черепа убитого».

 Современными зарубежными социологами достаточно часто абсолютизируется роль техники, и, в особенности, компьютера и его значимости в общественном развитии. Некоторые считают технику причиной и критерием непосредственного прогресса. Вместе с тем, данное утверждение не является верным.

Техника и компьютеры, а также целостные объекты и производственные средства выступают одним из элементов создания духовных и материальных благ. В качестве другого элемента выступают люди, которые заняты непосредственным созданием и производством духовных и материальных благ.

При этом, трудящаяся масса выступает важнейшим элементом в совокупности производительной силы общества. Исходя из этого, в качестве важнейшего показателя прогрессивности общественно-экономических систем выступает наличие возможностей, которые создаются для комплексного развития творческой активности и способностей трудящихся, совместно с затратами на удовлетворение их духовных и материальных потребностей. 

Исходя из вышеописанного, для определения первенства определенной общественной системы необходимо проведение сравнения в первую очередь возможностей, которые предоставляются ей для развития производительной силы.

Данные возможности как правило принято реализовывать в повышенном темпе развития общественных производств, совместно с массовым распространением культуры в массах трудящихся, а также повсеместным их привлечением к управлению общественными делами. 

Несмотря на всю сложность развития общества, его важнейшей траекторией выступают постепенные движения, вместе с тем, процессы развития от низшего уровня к высшему не только безостановочно продолжаются, но также и ускоряются от одной формации к другой. 

Замечание 3

Данный факт заметен уже исходя из времени существования различных формаций: период первообщинного строя занимал 40-50 тысяч лет, тогда как вся написанная история – ненамного превышает 5 тысяч лет, из которых период рабства длился 3-3,5 тысяч лет; период феодализма – 1,5 тысячи лет; период капитализма – несколько столетий; период социализма – несколько десятилетий. 

В качестве наиболее обобщенного показателя развития производительной силы, либо объективного критерия общественного прогресса выступает темп роста производительности труда. Производительность труда сама по себе может свидетельствовать только об уровне развития производительной силы общества.

В то же время, показатели роста производительности труда отражают также и особенности производительной силы, то есть специфику и характер отношений непосредственного производителя со средствами производства. Любой новой общественной формации присущи большие темпы роста производительности труда, в сравнении с предшествующими. 

Пример 1

При капитализме, производительность труда развивается в 20-40 тысяч раз быстрее, чем в условиях первобытнообщинного строя; в 100-150 раз быстрее, чем при рабовладельческом строе; в 50-60 раз быстрее, чем в период феодализма. 

Необходимо учитывать, что в данном случае нельзя учитывать только простое сравнение уровня производственного развития, которое было достигнуто к текущему моменту странами с разными социальными строями.

Поскольку большому количеству стран, в которых утвержден демократический строй большое количество времени приходилось затрачивать на преодоление унаследованной от прошлых эпох технико-экономической отсталости, совместно со сложностями, которые вызываются в результате сопротивления реакционных сил, возникших в результате войн и иных событий. 

Исходя из этого, необходимо конкретное время, чтобы стало возможным догонять сраны, которые в более ранние сроки прошли этап индустриализации и перешли к компьютеризации. Так как прогресс является совокупным результатом восходящих вех развития всех сторон жизни общества.

Он измеряется целой совокупностью различных критериев, в каждом из которых имеются собственное место и назначение в контексте определения уровня постепенного общественного развития. В данной системе существует определенная соподчиненность и иерархия, а также основные и не основные критерии, которые являются обусловленными и определяющими. 

В условиях иерархии критериев прогресса общества, развитию производственных сил уделяется приоритетное значение. Иные критерии, которые действуют в области науки, морали, философии и иных сфер могут отражать только явления, возникающие на основе определенных особенностей и уровня производительной силы. 

Пример 2

Критерий морального прогресса – это увеличение личностной свободы. Критерием научного прогресса может выступать процесс преобразования науки в непосредственные производительные силы. Критерий прогресса в области философии – это установление в обществе демократического мировоззрения. 

Прогресс общества является многогранным явлением, который подразумевает поступательные факты развития во всех сферах социальной жизни. Ступени прогрессивно развивающихся форм человеческой истории в своей сути имеет соответствие с определенными общественно-экономическими формациями.

В условиях сохранения качественных состояний, формация, аналогично живому, развивающемуся организму проходит стадии зарождения, развития и распада. Разделение между восходящими и нисходящими стадиями формации образуется благодаря нарушению соответствия сторон общественных производств, совместно с его воздействие на все системы общественных отношений. 

Вместе с тем, исторически, развитие общества является непрерывным процессом. В ядре старых общественно-экономических формаций начинают рождаться предпосылки других, более высоких формаций (предстающих в форме новой производительной силы, перемен социально-экономических структур).

Полное раскрытие этих предпосылок может тормозиться из-за препятствия в виде старого социального строя. Скачки в поступательном общественном развитии характеризуют революционные переходы к новым, высшим формам общественно-экономических формаций. 

Любая новая формация проходит процесс зарождения, формирования и приходу на замену старой исключительно на основе предыдущей, а также ее достижений. 

Замечание 4

Согласно К. Марксу: «Ни одной общественной формации не придет конец прежде, чем будет развита вся производительная сила, для которой она имеет достаточно простора. А новые, более высокие производственные отношения никогда не смогу проявиться прежде, чем возникнут соответствующие материальные платформы для их существования в глубине самого старого общества».

В процессе, когда определенная формация развивается по восходящей траектории, все факторы, способствующие ее укреплению являются прогрессивными. В случае, когда формация проходит период загнивания и застоя, прогрессивным начинает становиться то, что способствует надлому этих устоев, в то время как способы торможения данного процесса также будут являться регрессивными. 

Прогрессивные особенности развития общества нельзя трактовать в упрощенной схеме. История развития человеческого общества является сложной и противоречивой. Социальный прогресс является ее генеральной линией и общей направленностью. 

Вместе с тем, в условиях исторического прогресса наблюдались и реставрационные периоды, и трагические катастрофы, которые иногда приводили к полной гибели целой цивилизации, а также большие и глубинные заблуждения человеческих мыслей. 

Лекция 16. Общественный прогресс

Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов, всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: «Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды — воды текут не те, да и человек уже другой».

Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
 — прогресс — развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
— регресс — переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.

Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым — ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали — за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.

Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека — даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.

По скорости развитие бывает:
 — эволюционное — медленные, плавные, постепенные изменения;
— революционное — быстрое, скачкообразное развитие.

Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. «Тише едешь — дальше будешь» — выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.

По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
 — экстенсивное — развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков; — интенсивное — развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


36. Развитие идеи прогресса в философии истории (Августин, Кондорсэ, Вико, Гегель, Маркс). Критерии общественного прогресса.

Понятие прогресса акцентирует момент направленности в изменении обьектов и момент временности их бытия. Прогресс – это развитие людей и человечест-ва в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Задействованные трудовые ресурсы и производительность общественного труда обеспечивают совокупный общественный продукт, важнейшую часть общественного богатства. Рост общественного богатства на душу населения определяет экономический прогресс общества. Распределение общественного богатства, зависящее от производственных отношений, в тесной связи с принятыми нормами социальной справедливости определяет социально-структурный прогресс. Рост общественного богатства и производительности труда может быть достигнут интенсификацией непосредственного труда или совершенствованием средств производства и орудий труда за счет научно-технического и технологического прогресса.

Критерии прогресса:

  1. Адаптационный, показывающий изменение объекта, при котором он становится более динамически устойчивым при изменениях окружающей среды.

  2. Структурный, доказывающий, что изменение структуры объекта ведет к более успешному его функционированию как системы.

  3. Эволюционный, показывающий, что изменения открывают новые возможности развития.

  4. Энергетический (ресурсосберегающий), показывающий, что изменения позволяют объекту функционировать в данном качестве с меньшими тратами энергии или материи.

  5. Информационный, показывающий, что изменения привели к убыстрению переработки внешней и внутренней информации в целях самоуправления.

При исследовании развития общества можно говорить только об экономическом, научном, техническом, технологическом, социально-структурном, политическом, духовном, культурном, нравственном прогрессе.

Прогресс- направление развития. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и срывов. Прогресс в одной сфере может быть причиной регресса в другой.

Критерии прогресса. Согласия среди ученых здесь нет. Фр. Просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей(Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм так же предложил универсальный критерий прогресса — развитие производственных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития ч-ка. Но состояние экономического базиса не определяет развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Так, критерием прогресса должна быть мера свободы, которую об-во может предоставить для максимального развития личности. Степень прогрессивности- уровень условий для удовлетворения потребностей личности(по степени человечности общественного устройства).

При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия. Проблема прогресса сложна и многоаспектна.

Универсальные критерии:

1. Способность человека противостоять энтропии, саморазрушению.

2. Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновации.

3. Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования

Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими как изменение, движение развитие. Анализ истории ч-ва показывает, что в общ-ном развитии имеют место восхождение или прогресс, цикличность или повторение, деструктивные процессы, или регресс.

Ярчайшим представителем средневековой Ф-ии явл Августин. Он всецело опирается на священное писание. Августин попытался опираясь на христианскую основу описать совокупность ч-х поступков, желаний и деяний. В значительной мере как раз это и делает его одним из первых историософом.

Кондорсе считается первым из основателей теории исторического прогресса. Движение истории, по его мнению, имеет поступательный характер. Вектор ч-ой истории направлен от низшего несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерий совершенства- степень развития ч-кого разума. Поступательное движение истории связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Признавал значения хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Немецкое просвещение (Гегель) развило идею о поступательном характере человеческой истории оцениваемой именно как история разума. Позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно», иными словами материя с самого начала представляет собой сферу разума, это является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Всемирная история по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

Вико стремился открыть всеобщие исторически бесконечные изменения. Доказывал единство мировой истории, повторяющиеся моменты в ней, цикличность и возвраты. Вико отмечал три типа времени: религиозное, героическое и гражданское.

Бэкон стремился обратить взор нации к земле. Признавал особую ценность всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь.

К. Маркс сравнивал капиталистический прогресс с идолом, который не желал пить нектар, иначе, как из черепов убитых. Это означает, что прогресс отнюдь не является чем-то светлым, одинаково привлекательным для всех. Напротив он жесток, ибо прогресс одной части происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части. Именно развитие творческих сил человека, как критерий общественного прогресса имеет в виду Маркс.

Общественный прогресс и его критерии

На экзамене проверяются дидактические единицы: прогресс; регресс; стагнация; критерии общественного прогресса.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — 1) направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому. Социальный прогресс — развитие людей, человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию; 2) совокупность всех поступательных изменений в обществе. Прогресс противоречив: совершенствование в одних областях может привести к потерям в других. Кроме того, прогресс в одних странах необязательно несет прогресс в других. Так, европейская колонизация Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни европейцев, но надолго законсервировала отсталость этих регионов. В настоящее время понятие прогресса меняется в сторону обогащения его гуманистическим содержанием, т. к. на общественное развитие влияют не только объективные факторы, не зависящие от воли и сознания людей (природно-географические катаклизмы), но и субъективные, обусловленные сознательной деятельностью людей. Именно деятельность людей делает понятие прогресса столь сложным и противоречивым.

Критериями общественного прогресса являются:

— развитие производительных сил общества, включая самого человека;

— прогресс науки й техники;

— возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;

— уровень образования;

— состояние здоровья;

— экологическая обстановка и т. д.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение). Это такой тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, попятное движение; деградация общества или отдельных его сторон; утрата обществом способности выполнять те или иные функции. Регресс противоположен прогрессу.

Стагнация — 1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии общества вперед и даже временная остановка. Стагнация — серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению.

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагнация не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

Полезные заметки по социальному развитию

Социальное развитие : Полезные заметки по Социальному развитию!

Обычно термин «развитие» используется и понимается с точки зрения экономического развития. Но это больше, чем чисто экономическое и физическое. Это напрямую связано с удовлетворением, которое может иметь мало общего или не иметь ничего общего с объективными статистическими показателями, такими как ВНП, ВВП или доход на душу населения.

Экономическое развитие без заботы о социальном развитии называют «развитием без человеческого лица».«Социальное развитие — это процесс запланированных институциональных изменений, призванных обеспечить лучшую согласованность между человеческими потребностями и устремлениями, с одной стороны, и социальной политикой и программами, с другой» (Ахуджа, 1993).

Он охватывает широкий круг вопросов — социальное и экономическое равенство, всеобщее образование, здоровье и продовольственная безопасность, обеспечение жилищных и санитарных условий, охрана окружающей среды, улучшение положения более слабых слоев общества, перераспределение богатства, нравственное развитие и т. Д.Все это можно рассматривать как индикаторы общественного развития.

Развитие нельзя рассматривать изолированно. Это часть более общего процесса социальной трансформации. Ни на каком этапе этого процесса мы не озабочены просто достижением экономических целей или созданием новой экономической системы.

Цели и приоритеты, а также этапы экономического развития в значительной степени зависят от общих требований социальных преобразований. Важным аспектом развития является то, что оно связано с улучшением общего благосостояния людей.Он включает в себя больше, чем просто повышение производительности; он включает в себя результирующее повышение способности людей потреблять то, что им необходимо для повышения уровня жизни.

Социальное развитие влечет за собой изменения сразу во всем для достижения следующего:

1. Устранение бедности.

2. Высокая грамотность.

3. Социальная справедливость — равное распределение возможностей.

4. Улучшение социального обеспечения.

5.Безопасная среда.

6. Возможность личностного роста.

7. Охрана и улучшение здоровья — безопасность в старости.

8. Возвышение более слабых слоев общества.

9. Обеспечение защиты от различных жизненных обстоятельств.

10. Обогащение и доступ к товарам и услугам сверх абсолютного минимума для поддержания жизни.

11. Высокая ожидаемая продолжительность жизни при рождении и низкая фертильность.

12. Повышение уровня занятости — низкая доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве.

Согласно Рам Ахуджа (1993), социальное развитие включает четыре вещи:

(i) оценка потребностей людей;

(ii) внесение некоторых структурных изменений в общество, таких как отказ от некоторых старых институтов и создание некоторых новых институтов или изменение некоторых существующих институтов;

(iii) обеспечение ответственности учреждений перед людьми; и

(iv) привлечение людей к процессу принятия решений.

S.C. Dube (1988) утверждал, что «развитие, которое не вносит видимых изменений в деградировавшую долю простого человека — большинства населения страны — не является развитием.Рост, который пронизывает небольшую часть общества, чтобы погрязнуть в вульгарной богатой жизни, аморален ».

Таким образом, вышеуказанные и аналогичные неэкономические критерии составляют основную основу развития. Достижения в области развития также следует рассматривать с точки зрения индивидуального и коллективного благополучия.

Оценка социального и эмоционального развития в раннем детстве: ключевые концептуальные вопросы и вопросы измерения

https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.02.008 Получение прав и содержание

Основные моменты

Размышления о концептуальных проблемах и проблемах измерения для социального и эмоционального развития

Обсуждает границы между социальным и эмоциональным развитием и другими областями

Обсуждает полезность конкретных мер социального и эмоционального развития

Предлагает карту

Резюме

В этом заключительном документе анализируются ключевые вопросы, которые возникли в статьях этого специального выпуска об измерении социального и эмоционального развития в раннем детстве, а также в более широкой литературе, посвященной этим вопросам. документы.Хотя мы включаем отдельные разделы, посвященные концептуальным вопросам и вопросам измерения, быстро становится ясно, что эти два аспекта взаимосвязаны. Этой области не хватает концептуальной ясности и ясности определений, что мешает нашему пониманию направленности и полезности конкретных мер. В самом деле, наш общий вывод состоит в том, что наибольший прогресс будет достигнут, когда показатели социального и эмоционального развития маленьких детей будут четко отображены на согласованной концептуальной основе, которая отличает социальное и эмоциональное развитие от других широких областей (таких как когнитивное развитие) и включает в себя тщательно очерченные и определенные субдомены (широкие области в рамках социального и эмоционального развития, такие как эмоциональная компетентность), конструкции (конкретные аспекты в субдоменах, такие как знание эмоций) и соответствующее поведение.

Ключевые слова

Раннее детство

Социальное и эмоциональное развитие

Измерение

Конструкции и субдомены

Концептуальная ясность

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

© 2016 Авторы. Опубликовано Elsevier Inc.

Рекомендуемые статьи

Ссылки на статьи

Основы развития ребенка | CDC

Здоровое развитие

Ранние годы жизни ребенка очень важны для его здоровья и развития.Здоровое развитие означает, что дети всех способностей, включая детей с особыми потребностями в уходе за здоровьем, могут расти там, где их социальные, эмоциональные и образовательные потребности удовлетворяются. Очень важно иметь безопасный и любящий дом и проводить время с семьей играть, петь, читать и разговаривать. Правильное питание, упражнения и сон также могут иметь большое значение.

Эффективные методы воспитания детей

Воспитание принимает разные формы. Тем не менее, некоторые позитивные методы воспитания хорошо работают в разных семьях и в разных условиях, когда они обеспечивают заботу, необходимую детям, чтобы быть счастливыми и здоровыми, а также расти и развиваться.В недавнем отчете были рассмотрены доказательства в научных публикациях в отношении того, что работает, и были обнаружены следующие ключевые способы, которыми родители могут поддержать здоровое развитие своего ребенка:

  • Предсказуемая реакция на детей
  • Проявляя тепло и чуткость
  • Распорядок и правила домашнего хозяйства
  • Делиться книгами и поговорить с детьми
  • Поддержка здоровья и безопасности
  • Использование соответствующей дисциплины без резкости

Родители, которые используют эти методы, могут помочь своему ребенку оставаться здоровым, быть в безопасности и добиться успеха во многих областях — эмоциональных, поведенческих, когнитивных и социальных.Подробнее об отчете здесь.

Положительные советы для родителей

Получите советы по воспитанию, здоровью и безопасности для детей от рождения до 17 лет

Новые, простые в использовании интерактивные веб-инструменты для детей и подростков, позволяющие здоровым образом справляться с мыслями и чувствами.

Основные этапы развития

Такие навыки, как сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «до свидания», называются вехами развития. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползать и ходить).

Дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому невозможно точно сказать, когда ребенок выучит определенный навык. Однако этапы развития дают общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере взросления ребенка.

Как родитель, вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваш ребенок не достигает вех для своего возраста или если вы думаете, что у него могут быть проблемы с развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями. Не жди.

Вехи дети должны достигать от рождения до 5 лет

Узнайте больше о вехах и советах для родителей от Национального института здоровья:

Мониторинг и обследование развития

Родители, бабушки и дедушки, воспитатели детей младшего возраста и другие лица, обеспечивающие уход, могут участвовать в мониторинге развития , который наблюдает за тем, как ваш ребенок растет и меняется с течением времени, и соответствует ли ваш ребенок типичным этапам развития в игре, обучении, разговоре, поведении и движении. .

Скрининг развития позволяет более внимательно изучить, как развивается ваш ребенок. Пропущенный этап может быть признаком проблемы, поэтому, когда вы возьмете ребенка на осмотр, врач, медсестра или другой специалист могут провести вашему ребенку краткий тест, или вы заполните анкету о своем ребенке.

Если инструмент скрининга выявляет проблемную область, может потребоваться формальная оценка развития , когда обученный специалист глубоко исследует развитие ребенка.

Если у ребенка задержка в развитии, важно как можно скорее получить помощь. Если задержка в развитии не обнаруживается на ранней стадии, дети должны ждать, чтобы получить помощь, в которой они нуждаются, чтобы преуспеть в социальных и образовательных условиях.

Подробнее о мониторинге развития и скрининге

Если вас это беспокоит

Если ваш ребенок не достигает показателей своего возраста или вы обеспокоены его развитием, поговорите с врачом вашего ребенка и поделитесь своими опасениями.Не жди!

Узнайте, что делать, если вы обеспокоены

Hobhouse, L. T. | Encyclopedia.com

РАБОТЫ В ДОМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Леонард Трелони Хобхаус (1864–1929), британский социолог и философ, получил образование в Оксфорде. Он был назначен членом Мертон-колледжа в 1887 году и членом Корпуса Кристи в 1894 году. В начале своей карьеры он проявлял активный интерес к общественным и политическим движениям: он был секретарем Свободного профсоюза с 1903 по 1905 год и опубликовал несколько политических работ. в частности, Рабочее движение (1893), Демократия и реакция (1904) и Либерализм (1911a).С 1897 по 1902 год он служил в штате Manchester Guardian, , а с 1905 по 1907 год он был политическим редактором Tribune в Лондоне.

Основные направления социальной философии, которую он должен был развить в своих более поздних исследованиях, можно ясно увидеть в этих ранних политических сочинениях. Эта философия основана на принципах, принципиально отличных как от либерализма laissez-faire, так и от бюрократического, или, как называл его Хобхаус, «официального» социализма фабианцев.Его лучше всего можно охарактеризовать как социальный либерализм, и при его разработке он представил убедительный и все еще жизненно важный анализ отношений между индивидуальной свободой и ответственностью и государственным контролем.

В 1907 году Хобхаус был назначен первым Мартином Уайтом профессором социологии Лондонского университета и после этого посвятил себя в основном своим научным и философским занятиям; но он никогда не отказывался от своего прежнего страстного интереса к более глубоким вопросам политики, внутренней и внешней, что можно увидеть в его важных вкладах в Manchester Guardian во время Первой мировой войны и в его работе в качестве председателя торговых советов и арбитра в различные споры.

Ключ к работе Хобхауса лежит в его концепции развития. Он был глубоко недоволен как представлением Спенсера об эволюции как зависимой от борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных, так и метафизической теорией идеалистических философов, согласно которой абсолютный разум достигает самосознания в историческом процессе. По его мнению, теория развития должна основываться на эмпирических фактах. В своей ранней работе по логике и эпистемологии, Теория познания (1896), он подверг детальному критическому анализу господствующий идеалистический взгляд на природу мышления и разработал реалистичную теорию, основанную на синтезе эмпиризма и рационализма. .Впоследствии он обратился к изучению развития разума в животном мире и перехода к разуму человека. Результаты были воплощены в Mind in Evolution (1901).

Публикация « Мораль в эволюции » (1906 г.) ознаменовала новую эпоху в развитии социологии. Хобхаус раскрыл понимание антропологических данных, истории права, морали и религии, а также научной и философской мысли и заложил основы впечатляющей социологической системы.Более поздняя работа включала исследование дописьменных обществ, проведенное в сотрудничестве с Дж. К. Уилером и автором, и была опубликована в 1915 году под названием «Материальная культура и социальные институты простых народов».

С 1918 по 1922 год Хобхаус опубликовал три работы, посвященных политической и этической теории, а в 1924 году вышло его исследование Social Development, , в котором он представил переформулировку всей своей социологической работы. В этой книге он дал свежий анализ природы общественного развития и факторов, способствующих прогрессу, остановке или упадку.В его трактовке избегаются как ошибки, присущие грубому эволюционизму, который поставил под сомнение репутацию теории развития, так и ошибки, являющиеся результатом одностороннего акцента на экономических факторах, присущих многим формам исторического материализма. Здесь указаны только общие направления этой методологии:

(1) Он разработал социальную морфологию, то есть классификацию типов общества и форм социальных институтов, основанную на широком обзоре данных антропологии. и история.Он хорошо осознавал трудности, присущие сравнительному методу, но стремился преодолеть их, проникая за внешнее сходство с основными функциями.

(2) Он попытался соотнести различные аспекты социальных изменений с их вкладом в общее продвижение общества, как оценивается по определенным критериям, выведенным из общей природы развития. Они расширяют масштабы организации, повышают эффективность контроля и управления, а также увеличивают свободу и сотрудничество в удовлетворении взаимных потребностей.Следует отметить, что на данном этапе исследования эти критерии следует рассматривать как этически нейтральные: масштаб и эффективность явно таковы, и хотя свобода и взаимность могут показаться этически окрашенными, они определены Хобхаусом в способ, не связанный с какой-либо конкретной этической теорией. Таким образом, общество считается внутренне свободным, если его составные части могут работать с наименьшими потерями энергии, не мешая друг другу и не мешая друг другу. Взаимность зависит от степени, в которой части не только не мешают друг другу, но и работают вместе, чтобы поддерживать систему в целом.

(3) Он выдвинул гипотезу о том, что существует широкая корреляция между умственным развитием и социальным развитием, оцененным в свете вышеуказанных критериев. Чтобы установить эту корреляцию, он предпринял подробный анализ умственного развития в (а) росте научной мысли, ( b ) контроле над силами природы, включая человеческую природу, (c) этико-религиозной сфере и ( d. ) короче история искусства. Не предполагается, что движения в этих различных сферах параллельны или что скорость их продвижения одинакова, но что, должным образом учитывая условия в разные периоды времени и в разных частях мира, их можно рассматривать как общее указание на рост человеческого разума.

(4) Затем Хобхаус попытался показать, что действительно существует широкая корреляция между умственным прогрессом и развитием общества. Таким образом, на более ранних этапах мышления и убеждений общества растут в масштабе и эффективности, а также в контроле и руководстве, хотя и за счет взаимности и свободы. Правительства имеют тенденцию быть авторитарными по своему характеру, а социальная дифференциация основана на подчинении. В относительно более высоких фазах этот рост масштаба и эффективности продолжает расти, как и подчинение.Но с началом критического и систематического мышления возникают свободные формы правления, и, во всяком случае теоретически, возникают идеалы единого духовного порядка. В античном мире воплощение этих идеалов все еще очень ограничено. В последнее время, на стадии «эмпирической реконструкции», когда концептуальный анализ сочетается с эмпирической проверкой, наблюдается не только увеличение масштаба и эффективности, но и начало конкретного воплощения элементов взаимности и свободы на мировой масштаб; делаются попытки подлинного синтеза личной и политической свободы с моральным универсализмом.Таким образом, обзор истории предполагает, что в целом рост разума и цивилизации был коррелирован.

(5) Затем Хобхаус утверждал, что процесс развития, до сих пор изученный им независимо от каких-либо этических обязательств, может быть показан в целом в направлении, требуемом его теорией рационального блага. Это благо заключается в гармоничном раскрытии человеческих возможностей, и ясно, что оно может быть достигнуто только при добровольном сотрудничестве всего человечества.Таким образом, теоретически этическое и социальное развитие имеют общую цель. Но хотя они имеют тенденцию сходиться, на самом деле они не совпадают. Для этого есть много причин. Каждое отдельное общество развивается, если не полностью независимо, но по-своему, в соответствии со своими особенностями и различимыми внутренними источниками изменений. Более того, они продвигаются с разной скоростью. В результате возникает неравенство в экономической и политической власти, открывающее возможности для эксплуатации и господства и являющееся одной из основных причин войны.Опять же, развитие в одном направлении может повлечь за собой регресс в другом. Таким образом, расширение области организации может снизить вероятность конфликта, но может сделать его более разрушительным, когда он действительно произойдет. Части могут развиваться за счет целого, или изменения, которым они подвергаются, могут быть не сбалансированы должным образом, что приведет к структурным деформациям и возможному разрушению. Эти причины ареста или распада можно легко проиллюстрировать на примере истории сообществ, и они легко распознаются в современном мире.Именно в этой связи анализ Хобхауса может быть плодотворно расширен при рассмотрении проблем нашего времени. В любом случае прогресс не является автоматическим или однолинейным, а зависит от человеческого мышления и воли: от рациональности разума и его способности формировать понятную концепцию блага, в котором все люди могут участвовать, и для обеспечения действенной воли, направленной на благо. это хорошо. Человечество еще не достигло стадии самоуправления; но, анализируя состояние мира в 1920-е годы, Хобхаус счел правомерным заключить, несмотря на серьезные опасения, что в нем содержится много основных элементов такого саморегулирования и что их достаточно, чтобы указать направление будущего развития.

Хобхаус еще больше усилил свои аргументы, изучив условия, влияющие на социальные изменения: экологические, биологические, психологические и, собственно, социологические. Огромная ценность его вклада в социологию зависит не только от силы его основной гипотезы; это также заключается в свете, который он пролил на различные фазы в истории знания, религии и морали и их связи с социальными изменениями, в том, как тщательно он различал фактические и ценностные суждения, а также в умении, с которым он в конечном итоге объединил факты и ценности во всеобъемлющий синтез.

Хобхауса будут помнить не только как участника социологии, сравнительной и социальной психологии, но и как выдающегося философа. Наиболее полное изложение его философских теорий можно найти в его книге Development and Purpose (1913), которую он сам рассматривал как завершающую схему, занимавшую его 26 лет и последовательно реализованную в его предыдущих крупных работах. . В этой книге он показал, что развитие происходит путем высвобождения элементов, изначально равнодушных или конфликтующих друг с другом, и путем создания структур различной степени пластичности и связности.Сила, стоящая за развитием, — это разум, по существу взаимосвязанная деятельность, проявляющаяся во всех упорядоченных структурах, но наиболее отчетливо в живых организмах, в которых механические и телеологические факторы переплетаются. С этой точки зрения разум не сосуществует с реальностью, но является принципом упорядоченного роста в ней. Он ограничен материалом, над которым работает, и сами его цели подвергаются развитию. Его фундаментальный принцип, который он назвал «условной телеологией», исследуется как с точки зрения логических требований объяснения при работе с системами, претерпевающими изменения, так и с точки зрения его ценности как инструмента исследования, особенно в области биологии и социологии.

Моррис Гинзберг

[ Непосредственно связаны статьи Evolution, статья о культурной эволюции ; Либерализм; Социальный дарвинизм; Социальные институты. Другие соответствующие материалы можно найти в конституционном законе , статье о гражданских свободах; Племенное общество; Война, статья о первобытной войне ; и в биографиях Босанке; Огбурн; Тойнби.]

(1893) 1912 Рабочее движение. 3-е изд.Нью-Йорк. Макмиллан.

(1896) 1921 Теория познания: вклад в некоторые проблемы логики и метафизики. 3-е изд. Лондон: Метуэн.

(1901) 1926 Разум в эволюции. 3-е изд. Лондон: Макмиллан.

(1904) 1909 Демократия и реакция. 2-е изд., Изм. & enl. Лондон: Аллен и Анвин.

(1906) 1951 Мораль в эволюции: исследование сравнительной этики. С новым вступлением Морриса Гинзберга. 7-е изд. Лондон: Чепмен и Холл.

(1911a) 1945 Либерализм. Oxford Univ. Нажмите. → Бумажное издание вышло в 1964 году.

1911b Социальная эволюция и политическая теория. Нью-Йорк: Columbia Univ. Нажмите.

(1913) 1927 Разработка и цель: эссе по философии эволюции. Новое изд., Изм. & enl. Лондон: Макмиллан.

(1915) 1965 hobhouse, leonard T.; Уиллер, Джеральд С; и Гинзберг, Моррис Материальная культура и социальные институты простых народов: эссе в корреляции. Лондон: Рутледж.

(1918) 1951 Метафизическая теория государства: критика. Лондон: Аллен и Анвин; Нью-Йорк: Макмиллан.

(1921) 1947 Рациональное благо: исследование логики практики. Лондон: Уоттс.

(1922) 1958 Элементы социальной справедливости. Лондон: Аллен 8т Анвин.

1924 Социальное развитие: его природа и условия. Лондон: Аллен и Анвин.

Социология и философия: столетний сборник очерков и статей. Предисловие сэра Сиднея Кейна. Введение Морриса Гинзберга. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский унив. Нажмите; Лондон: Белл, 1966.

Баркер, Эрнест 1929 Леонард Трелони Хобхаус. Британская академия, Лондон, Proceedings 15: 536–554.

Hobson, J. A .; и Гинзберг, Моррис 1931 Л.Т. Хоб Хаус, его жизнь и творчество: с избранными очерками и статьями. Лондон: Аллен и Анвин.

Критерии оценки — ОЭСР

Два принципа использования критериев оценки

Важно, чтобы определения критериев понимались в более широком контексте и читались вместе с другими принципами и рекомендациями о том, как проводить оценки таким образом, чтобы это было полезно и качественно.

Первый принцип

Критерии следует применять вдумчиво, чтобы обеспечить качественную и полезную оценку.

Они должны быть контекстуализированы — поняты в контексте индивидуальной оценки, оцениваемого вмешательства и вовлеченных заинтересованных сторон. Вопросы оценки (что вы пытаетесь выяснить) и то, что вы собираетесь делать с ответами, должны информировать о том, как конкретно интерпретируются и анализируются критерии.

Второй принцип

Использование критериев зависит от цели оценки. Критерии не следует применять механически.

Вместо этого они должны быть охвачены в соответствии с потребностями соответствующих заинтересованных сторон и контекстом оценки. На оценочный анализ по каждому критерию может быть потрачено больше или меньше времени и ресурсов в зависимости от цели оценки. Доступность данных, ограничения ресурсов, сроки и методологические соображения также могут повлиять на то, как (и будет ли) удовлетворяться конкретный критерий.

Объяснение шести критериев оценки

АКТУАЛЬНОСТЬ

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДЕЛАЕТ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ?

Степень, в которой цели и план вмешательства соответствуют потребностям, политике и приоритетам бенефициаров, глобальных, страновых и партнеров / учреждений и продолжают это делать в случае изменения обстоятельств.

Примечание: «Реагировать на» означает, что цели и план вмешательства чувствительны к экономическим, экологическим, социальным, политическим и экономическим условиям, в которых оно происходит. «Партнер / учреждение» включает правительство (национальное, региональное, местное), организации гражданского общества, частные предприятия и международные организации, участвующие в финансировании, реализации и / или надзоре за вмешательством. Оценка релевантности включает рассмотрение различий и компромиссов между различными приоритетами или потребностями.Это требует анализа любых изменений в контексте, чтобы оценить, в какой степени вмешательство может быть (или было) адаптировано, чтобы оставаться актуальным.

* Бенефициары определяются как «лица, группы или организации, целевые или нет, которые прямо или косвенно получают выгоду от вмешательства в развитие». Другие термины, такие как правообладатели или затронутые люди, также могут быть б / у.

СОГЛАСОВАННОСТЬ

НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Совместимость вмешательства с другими вмешательствами в стране, секторе или учреждении.

Примечание: Степень, в которой другие вмешательства (особенно политика) поддерживают или подрывают вмешательство, и наоборот. Включает внутреннюю согласованность и внешнюю согласованность: внутренняя согласованность касается синергии и взаимосвязей между вмешательством и другими вмешательствами, осуществляемыми одним и тем же учреждением / правительством, а также согласованность вмешательства с соответствующими международными нормами и стандартами, которым это учреждение / правительство придерживается.Внешняя согласованность рассматривает согласованность вмешательства с вмешательствами других субъектов в том же контексте. Это включает в себя взаимодополняемость, гармонизацию и координацию с другими, а также степень, в которой вмешательство добавляет ценность, избегая при этом дублирования усилий.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ДОСТИЖАЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СВОИХ ЦЕЛЕЙ?

Степень, в которой вмешательство достигло или, как ожидается, достигнет своих целей и его результатов, включая любые различия в результатах по группам.

Примечание: Анализ эффективности включает в себя учет относительной важности целей или результатов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

КАК ХОРОШО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕСУРСЫ?

Степень, в которой вмешательство приносит или может принести результат, экономически и своевременно.

Примечание: «Экономический» — это преобразование затрат (средств, опыта, природных ресурсов, времени и т. Д.).) в выходы, итоги и воздействия наиболее экономически эффективным способом по сравнению с возможными альтернативами в данном контексте. «Своевременная» доставка осуществляется в намеченные сроки или сроки, разумно скорректированные с учетом требований меняющегося контекста. Это может включать оценку операционной эффективности (насколько хорошо было проведено вмешательство).

УДАР

В ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Степень, в которой вмешательство вызвало или, как ожидается, вызовет значительные положительные или отрицательные, запланированные или непреднамеренные эффекты более высокого уровня.

Примечание: «Воздействие» обращается к конечной значимости и потенциально трансформирующим эффектам вмешательства. Он направлен на выявление социальных, экологических и экономических последствий вмешательства, которые являются более долгосрочными или более широкими по масштабу, чем те, которые уже учтены в соответствии с критерием эффективности. Помимо непосредственных результатов, этот критерий стремится охватить косвенные, вторичные и потенциальные последствия вмешательства. Это достигается путем изучения целостных и устойчивых изменений в системах или нормах и их потенциального воздействия на благосостояние людей, права человека, гендерное равенство и окружающую среду.

УСТОЙЧИВОСТЬ

ПРОДОЛЖАЮТСЯ ВЫГОДЫ?

Степень, в которой чистые выгоды от вмешательства сохранятся или могут сохраниться.

Примечание: Включает анализ финансовых, экономических, социальных, экологических и институциональных возможностей систем, необходимых для поддержания чистых выгод в течение долгого времени. Включает анализ устойчивости, рисков и возможных компромиссов. В зависимости от времени проведения оценки это может включать анализ фактического потока чистых выгод или оценку вероятности сохранения чистых выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Социально-эмоциональное развитие: дети дошкольного возраста | VLS

Знать

Эмоциональное благополучие детей в ранние годы сильно влияет на их социальные отношения. Эмоционально здоровые дети могут лучше устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками. Подумайте о своих собственных детях или других людях, которых вы знаете, и о различных этапах их социально-эмоционального развития, когда они росли.

Дошкольники учатся говорить о своих чувствах и чувствах других людей. Однако социально-эмоциональное развитие включает в себя нечто большее, чем просто выражение эмоций. Это влечет за собой смену, обретение независимости в выполнении рутинных действий, более тесное взаимодействие со сверстниками, установление значимых отношений с другими, контроль эмоций и формирование положительного представления о себе. Эти навыки имеют решающее значение для успешного участия детей в школе и дома, а также для их общего роста.Эти навыки развивают у детей социально-эмоциональные способности, которые влияют на их успехи в школе и в жизни.

Основные этапы развития

В приведенной ниже таблице более подробно показано, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки в разном возрасте. Помните, что индивидуальные различия существуют, когда речь идет о возрасте, в котором дети достигают этих этапов. Контрольные точки не следует рассматривать как строгий контрольный список для оценки развития детей, а скорее как руководство к тому, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности.Думайте об этих этапах как о руководстве, которое поможет вам понять и определить типичные модели роста и развития детей. Вы можете использовать эти вехи для удовлетворения потребностей маленьких детей в вашем семейном учреждении по уходу за детьми. Хотя навыки, выделенные в таблице, развиваются в предсказуемой последовательности в дошкольном возрасте, каждый ребенок уникален. Ваша цель — помочь всем детям вырасти и раскрыть свой потенциал.

Вехи социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте
Возраст 3
  • Копирует взрослых и друзей
  • Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
  • По очереди в играх
  • Проявляет заботу о плачущем друге
  • 30 Одевается и раздевается
  • идея «мой» и «его» или «ее»
  • Показывает широкий спектр эмоций
  • Легко отделяется от членов семьи
  • Может расстраиваться из-за серьезных изменений в повседневной жизни
Возраст 4
  • Любит делать что-то новое вещи
  • Все больше и больше изобретает воображаемые игры
  • Скорее играет с другими детьми, чем в одиночестве
  • Сотрудничает с другими детьми
  • Играет «Мама» или «Папа»
  • Часто не может сказать, что реально, а что притворяется
  • Говорит о том, что ему нравится и чем он интересуется
Возраст 5
  • Хочет порадовать друзей 90 130
  • Хочет быть похожим на друзей
  • С большей вероятностью согласен с правилами
  • Любит петь, танцевать и действовать
  • Знает пол
  • Может сказать, что реально, а что притворно
  • Демонстрирует большую независимость
  • Иногда требует, а иногда — сотрудничества
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013). вехи развития. Электронный ресурс, доступный по адресу: http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в дошкольном возрасте.

Помните, что ожидания относительно этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Например, в некоторых культурах от детей не ожидается, что они будут самостоятельно кормить себя, пока им не исполнится 3–4 года. В других культурах ожидается, что дети начнут самостоятельно есть в раннем младенчестве и дошкольном возрасте.В повседневном общении с детьми и их семьями вы должны напоминать себе, что культурные и семейные приоритеты влияют на социально-эмоциональную компетентность детей.

Если вас беспокоит развитие ребенка, проконсультируйтесь с вашим тренером, тренером или администратором семейного детского сада. Затем внимательно поделитесь своими мыслями с родителями ребенка. Опишите поведение ребенка и причины, которые вас беспокоят. Убедитесь, что у вас есть конкретные случаи, вызывающие беспокойство, которые вы можете описать родителям.В некоторых ситуациях семьям может быть предложено обратиться либо к своему поставщику медицинских услуг, либо в местный школьный округ, который может организовать для ребенка бесплатное обследование развития и помочь ребенку и семье получить помощь и ресурсы.

Дошкольники и социально-эмоциональное развитие

Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что вехи связаны с различными аспектами социально-эмоционального развития: одни связаны со способностью детей вступать в отношения с другими, а другие — с другими. с позитивным самосознанием.Некоторые вехи связаны со способностью детей регулировать или контролировать эмоции, а другие — со способностью детей самостоятельно выполнять различные задачи. Давайте подробнее рассмотрим эти аспекты социально-эмоционального развития:

Взаимоотношения с другими людьми

Дошкольники играют с друзьями в ролевую игру и используют слова и предложения, чтобы выразить свои чувства и мысли. Несмотря на то, что им все еще может потребоваться поддержка взрослых, чтобы делиться игрушками и материалами с друзьями, со временем они улучшаются сами по себе.Дошкольники также улучшают свою способность понимать чувства своих друзей и должным образом реагировать на них. У детей со здоровым социально-эмоциональным развитием все эти компоненты сбалансированы.

Самосознание

Дошкольники улучшают свою способность управлять своим телом во время различных занятий в течение дня (например, сидя в кругу или играя в тренажерном зале), по очереди и разговаривают со сверстниками, узнают и используют свои собственные имена и имена других, а также самооценку и знание, когда они сделали правильный или неправильный выбор.

Эмоциональная регуляция

Дошкольники по-разному проявляют различные эмоции. Например, они могут сказать: «Я расстроен!» Они могут подбирать выражения лица на счастливые, безумные, грустные или смеяться, когда возбуждены. В то же время они улучшают свою способность управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией и окружающей средой и контролировать свои эмоции (например, легко отделяться от членов семьи). Хотя дошкольники лучше, чем дети ясельного возраста, справляются с эмоциями, им все же нужна серьезная помощь и практика, чтобы выработать соответствующее поведение.

Независимость

Дошкольники со здоровой независимостью будут следовать предсказуемым повседневным распорядкам и занятиям по уходу за детьми в семье, дома и вне дома, например, на открытой игровой площадке. Они могут начать определять любимого друга и попросить его поиграть; самостоятельно играть с игрушками и материалами; и выполнить множество задач по уходу за собой, например одеться, сходить в туалет, перекусить, накормить себя или приготовиться ко сну. Независимые дошкольники также будут рассказывать воспитателям о своем дне и ежедневно изучать и использовать новую лексику.

Эмоциональная грамотность

Эмоциональная грамотность — это способность детей навешивать ярлыки и говорить о своих эмоциях или чувствах, а также о чувствах и эмоциях других людей. Это важный компонент социально-эмоционального развития, потому что он помогает детям понять свои собственные эмоциональные переживания и, в то же время, помогает им осознавать и понимать эмоциональные переживания других. Эмоциональная грамотность помогает детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки необходимы для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами.Дети, которые навешивают ярлыки, говорят о своих эмоциях и осознают их, с большей вероятностью сосредоточатся и будут участвовать в повседневных делах и действиях и с меньшей вероятностью будут легко разочаровываться, иметь чрезмерные истерики или действовать импульсивно.

Многие дети учатся определять и обсуждать эмоции посредством взаимодействия или бесед с отзывчивыми взрослыми в контексте позитивных отношений и благоприятной среды. В свою программу вы должны включить возможности для развития социальных навыков в течение дня.Например, вы можете поделиться своими эмоциями по поводу событий или переживаний и побудить детей поделиться своими эмоциями. Вы также можете читать книги, в которых обсуждаются эмоции или социальные взаимодействия. В разделе «Применение» этого урока вы найдете дополнительные примеры ресурсов и занятий, которые вы можете использовать для развития эмоциональной грамотности детей.

Поддержка социального эмоционального развития детей дошкольного возраста

Дети приобретают социально-эмоциональные навыки в контексте своих взаимоотношений, наблюдая, подражая и реагируя на социальное поведение других.Дети также учатся на том, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, культурным прошлым и ранним опытом. Дети учатся, взаимодействуя и выстраивая отношения с членами своих семей, детских групп, школ и сообществ.

Социально-эмоциональное обучение начинается в младенчестве, и взрослые являются наиболее влиятельными моделями для маленьких детей. Когда воспитатели подтверждают чувства детей, учитывают их потребности, а также проявляют отзывчивость и поддержку, дошкольники могут лучше сообщать о своих потребностях и эмоциях и с большей вероятностью продемонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие.

Здоровое социально-эмоциональное развитие тесно связано с отзывчивым уходом. Отзывчивые воспитатели оказывают поддержку и позитивно, предоставляют стимулирующие материалы, играют и взаимодействуют с детьми, делятся событиями и опытом, следуют за детьми и поддерживают их интересы и обучение. Отзывчивые воспитатели планируют значимые возможности в течение дня, чтобы помочь детям практиковать и изучать социальные навыки. Читая этот раздел, представьте, какую роль вы играете в обеспечении здорового социально-эмоционального развития детей, находящихся на вашем попечении.

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о спектре социально-эмоциональных навыков, которые важны для дошкольников

Do

Детям дошкольного возраста, находящимся на вашем попечении, необходимы ежедневные возможности для участия в мероприятиях и распорядках, которые помогают им осваивать новые социальные -эмоциональные навыки или отработка существующих навыков в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде. Вы можете целенаправленно использовать стратегии в течение дня для поддержки социально-эмоционального развития маленьких детей.Понимание этапов развития — важный аспект работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки и компетенцию, поможет вам улучшить их социально-эмоциональное обучение и определить, какие виды опыта наиболее ценны. В разделе «Подать заявку» вы найдете дополнительные ресурсы для развития социально-эмоциональной компетентности детей. При ежедневном общении с дошкольниками учитывайте следующее:

  • реагируйте на попытки детей взаимодействовать и опирайтесь на то, что дети говорят.
  • Участвуйте в частых социальных взаимодействиях с детьми и взрослыми в соответствии с их развитием на протяжении всей своей повседневной жизни и распорядка дня.
  • Следуйте указаниям, подсказкам и предпочтениям детей.
  • Включайте эмоциональные слова в разговоры с детьми.
  • Сделайте доступными книги, в которых обсуждаются чувства и социальные взаимодействия.
  • Задавайте детям содержательные вопросы об их действиях, интересах, событиях и чувствах.
  • Поощряйте детей использовать свои слова и разговаривать со своими сверстниками при возникновении конфликтов.Используйте язык, соответствующий развитию, и предлагайте детям модели разговоров и подсказки, которым они могут следовать, если им нужна помощь в решении проблемы.
  • Убедитесь, что вы чутко относитесь к уникальным потребностям, опыту и происхождению детей.
  • Обратитесь к семьям детей и учитывайте их потребности и предпочтения.

Диагностические критерии социального (прагматического) коммуникативного расстройства: узнайте об аутизме: Ресурсный центр Индианы по аутизму: Индианский университет Блумингтон

Диагностические критерии социального (прагматического) коммуникативного расстройства

Следующий критерий взят из Диагностического и статистического руководства 2013 г. психических расстройств, пятое издание, DSM-5 ™.См. Подробности и примеры в DSM-5 ™.

DSM 5 ™ 315.39 (F80.89)

A. Устойчивые трудности в социальном использовании вербального и невербального общения, проявляющиеся во всем следующем:

1. Недостатки в использовании общения в социальных целях, например приветствовать и делиться информацией в соответствии с социальным контекстом.
2. Нарушение способности изменять общение в соответствии с контекстом или потребностями слушателя, например, в классе говорить иначе, чем на игровой площадке, разговаривать с ребенком иначе, чем со взрослым, и избегать использования слишком формального языка.
3. Трудности с соблюдением правил разговора и рассказывания историй, например, чередование разговоров, перефразирование при неправильном понимании и умение использовать вербальные и невербальные сигналы для регулирования взаимодействия.
4. Трудности с пониманием того, что явно не указано (например, создание выводов), а также нелитерального или двусмысленного значения языка (например, идиомы, юмор, метафоры, множественные значения, которые зависят от контекста для интерпретации).

B. Результатом дефицита в функциональных ограничениях в эффективном общении, социальном участии, социальных отношениях, академической успеваемости или профессиональной деятельности, индивидуально или в сочетании.

C. Симптомы появляются в раннем периоде развития (но дефицит может не проявиться полностью до тех пор, пока потребности в социальной коммуникации не превысят ограниченные возможности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *